Статья «Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста»

Творческое воображение – тот «движок», который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому процессу люди получили шедевры искусства, великие изобретения и открытия. И каким бы значительным ни был результат, истоки достижений следует искать в детстве, когда начинает формироваться потенциал познавательной сферы. Поэтому важно знать, как происходит развитие творческого воображения у дошкольников, и каким образом развивать личность в этом направлении.

Краткая характеристика процесса

Психологи настаивают на том, что творческое воображение особенное. Это активный процесс познания.

Воображение может работать даже во сне, порождая истории, одну невероятнее другой. Но в этом случае характер процесса пассивен. Воображение также может быть воссоздающим, помогая представить уже знакомый предмет, явление или событие. Названные виды к творчеству имеют малое отношение. Творческое воображение отличается новизной и оригинальностью результата. Известные схемы и готовые описания при этом используются частично, или вовсе не применяются.

Отличительные особенности творческого воображения ребенка

Воображение дошкольника, как и все познавательные процессы в этом возрасте, чаще действует непроизвольно. Об особых замыслах и целях, характерных безграничному полету мысли, говорить еще неуместно. Но активное фантазирование и стремление многое опробовать на собственном опыте свидетельствуют о начале развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Отчетливо проявляются признаки творчества.

  • Яркость и неординарность фантазий и образов

Дети сочиняют невероятные истории, в которых придают игрушкам или обычным предметам «волшебные» свойства. Это происходит потому, что дошкольники погружены в мир сказок и мультфильмов. Они могут воображать себя героями из какой-либо сказки и проявлять творческое мышление, описывая достоинства или устрашающие черты персонажа. Кроме того, опыт ребенка недостаточен для понимания явлений окружающего мира, и он сам придумывает им объяснения.

  • Активное использование известных образов в новых условиях

Развивая способности к творчеству, ребенок все реже повторяется и чаще практикует создание новых образов, помещает выдуманных героев в разные ситуации. Например, старший дошкольник способен сочинить несколько историй о сказочном герое. Образ героя является результатом работы творческого воображения, и многочисленные сюжеты с его участием появляются благодаря росту содержательности творчества ребенка.

Воображаемый сюжет воплощается в рисунке

О творческом воображении говорит и то, что представление чего-либо ребенком часто выходит за привычные границы. Так, выполняя задание нарисовать дождь в сказочной стране, дети представляют его звездопадом, конфетным или цветочным дождем.

Когда дошкольник восприимчив к развитию творческого воображения

В психологии условно выделяют этапы развития творческого воображения дошкольников.

Начальная ступень проявляется, когда дети, уже зная настоящее назначение предмета, применяют его в новом качестве. Появляется замещение, но на роль «заместителя» назначается только чем-то похожий объект (формой, цветом…). Например, имитируя измерение температуры, дошкольник возьмет палочку в качестве градусника; а протягивая сверстнику оранжевый мячик, станет говорить об апельсине.

В этот возрастной период полезно показывать ребенку, как можно находить новое применение обычным материалам. К примеру, можно продемонстрировать ему разные способы рисования — кистью, карандашом, угольком, мелком и т.д.

Рисование с детьми 3 4 лет подразумевает не создание конкретных рисунков. Малыши изображают каракули, пятна, хаотичные мазки. А затем с подсказками взрослых усматривают нечто в нарисованных линиях и завитках. В этом возрасте важно расширять кругозор малыша, чтобы у него формировался запас знаний, на который он и будет опираться в своем творчестве.

От реальности к фантазийным образам

На следующем этапе, в 4-5 лет, происходит совершенствование ранее усвоенных навыков. Фантазирование все еще основывается на представлении о реальном предмете, а новые образы появляются непреднамеренно. Поэтому даже 5-летний ребенок редко откликнется на предложение сочинить сказку. Он еще не в состоянии выполнить подобное задание по заявке взрослого.

Младшие дошкольники могут выполнить определенные действия, а потом рассказать, что происходит в их игре или занятии. Это означает, что замысел формируется после действия. В подобных ситуациях также имеет место творческое воображение, но его уровень только начальный.

Дети 6-7 лет уже могут проявлять самостоятельную творческую активность. Они способны выбирать цель, формулировать творческий замысел и стремиться к воплощению задуманного. Воображение опирается на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Старшие дети уже способны включить любой мелкий элемент в общую композицию, представить предполагаемый результат до того, как он появится, объединить разрозненные детали одной идеей и пр.

На этом этапе увлекает сам процесс фантазирования. Родители нередко замечают, что их сын или дочь придумывает «на ходу». Особенно ярко это умение проявляется в сочинении историй старшими дошкольниками. Значительный рывок происходит благодаря общему развитию познавательной сферы ребенка и обогащению речи.

Средства и упражнения для развития воображения

Потребность развивать воображение возникает как у взрослых, так и у детей. При этом для каждой категории нужен свой подход. Это связано с особенностями психики и накопленного жизненного опыта.

Поэтому все способы, которые пойдут дальше, мы рекомендуем для взрослых. А детям лучше начинать программу с развития восприятия и умения быть наблюдательным.

Упражнение 1. Рисование по точкам

Для этой задачи нам потребуется чистый лист бумаги и фломастер, ручка или карандаш. Затем на него нужно нанести несколько точек и соединить их линиями. Получится странная фигура.

Посмотрите и назовите с чем она у вас ассоциируется? Чем больше вариантов, тем лучше для вашего воображения.

Упражнение 2. Ассоциация предметов

Оглянитесь и выберите 10 предметов из вашего окружения. Их можно выписать на листок, а можно зафиксировать визуально.

Затем поочередно называйте ассоциации, которые они у вас вызывают. Ассоциации могут быть с другими предметами, событиями, людьми или впечатлениями. Старайтесь не ограничивать свое воображение.

Упражнение 3. Портрет литературного героя

Возьмите любую художественную книгу и найдите описание литературного героя. Прочитайте и представьте его образ. Если позволяет время, то подключите рисование. Изобразите портрет героя на бумаге.

Упражнение 4. Мечта онлайн

Каждый способен мечтать. Лучшее время для этого перед сном, утром или во время прогулки.

Задача представить предмет своих мечтаний и описать его в 100 словах.

Упражнение 5. Придумай продолжение рассказа

Напиши рассказ и подумайте над его названием.

“Однажды мне пришло письмо без обратного адреса. Открыв его, я обнаружил, что…»

Упражнение 6. Назовите возможные причины

Представьте, что вы на остановке ожидаете автобус. Он подъезжает абсолютно пустым. На месте только водитель. Напишите 10 причин, включая самые невероятные, почему в автобусе нет ни одного пассажира?

Эта методика направлена не только на развитие воображения, но и широты мышления, способности к всестороннему анализу.

Упражнение 7. Пошаговая инструкция

Задача написать пошаговую инструкцию для собаки на тему “Как перепрыгнуть через барьер”.

Упражнение 8. Друдлы

Друдл — это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Как правило, она изображается в виде квадрата с условными начертаниями, а задача сводится к тому, чтобы увидеть в изображении разные предметы. Чем больше креативных подписей, тем лучше.

Есть и второй вариант работы с друдлами. Дорисовать их из закорючки, которую видите на картинке, до конкретного всем понятного рисунка.

Такие практические задачи способствуют как развитию пространственное воображение, так и способности к решению многих вопросов, нестандартному мышлению.

Вот несколько друдлов для практики:


Подумайте — что это могло бы быть?

Упражнение 9. Придуманная биография

Это задание удобно выполнять в общественных местах. Нужно выбрать незнакомого человека и по внешнему виду постараться придумать разные детали из его биографии.

Упражнение 10. Неопределенная ситуация

Представьте себе, что вы проспали встречу с важным человеком. Проснулись и сразу раздается от него телефонный звонок. Что вы ему скажете? Лучше написать вашу речь на бумаге.

Упражнение 11. Сочинение-рассуждение

Возьмите любую философскую тему. Например, “Что такое счастье?” Напишите ваши рассуждения на лист бумаги об этом.

Упражнение 12. Плотный график

Представьте ситуацию, что у вас появилось сегодня много свободного времени и нужно себя чем-то занять. Задайте новую программу дня. Перечислите 50-70 вариантов таких занятий.

Упражнение 13. Трехлитровая банка

Напрягите воображение прямо сейчас и представьте трехлитровую банку. Какие предметы могут в нее поместиться? Перечислите как можно больше вариантов.

Упражнение 14. Искусство живописи и музыки

Здесь речь пойдет о музыкальных произведениях или абстрактных изображениях. Выберите то, что вам приходится по душе и расскажите, какие образы удалось разглядеть в них?

Упражнение 15. Монолог

Представьте такую картину:

Парк. Идет дождь. Одни люди суетливо торопятся укрыться в теплое и сухое место. Другие спокойно шагают под зонтом. И только бездомному коту, что сидит под лавкой в этом парке, некуда бежать. Он уже насквозь промок и сжался от холода.

Задание. Напишите монолог от лица бездомного кота. Что он испытывает в этой ситуации?

Упражнение 16. Фантастика

Выявлять причинно-следственные связи — это постоянная потребность нашего мозга. Яркий пример устоявшейся связи «Если чёрная кошка перебежит дорогу, то быть несчастью».

Опираясь на работу нашего мозга, придумайте фантастические последствия для следующих причин:

  • сел пьяный за руль;
  • забыл выключить утюг;
  • пораньше ушел с работы.

Упражнение 17. «Что, если?»

Ответьте на вопрос «Что, если бы»:

  • электричество навсегда исчезло? Как люди выходили бы из этой ситуации?
  • на облаках можно было кататься?
  • человек мог дышать под водой?

Задача метода: высказать как можно больше идей и вариантов развития событий. Изначально они будут казаться поверхностными. Но с практикой, воображение раскроется.

Упражнение 18. Актер дубляжа

Это очень интересная методика, которая нацелена на развитие воображения, находчивости и беглости мышления. Чтобы потренироваться, нужно включить телевизор или любое видео. Убрать звук и приступить к комментированию происходящего на экране. Для интереса можно свериться с оригиналом.

Упражнение 19. Найди применение

Для выполнения этого приема представьте любой знакомый предмет, например, “газета”. Придумайте ему применение, кроме традиционного.

Чем больше вариантов, тем лучше:

  • в газету можно заворачивать рыбу;
  • скомкать ее и просушить обувь;
  • использовать для защиты от солнца и другое.

Это упражнение неплохо развивает творческие способности.

Упражнение 20. 3-D образы

Техника заключается в том, чтобы представить и прокрутить в воображении с разных ракурсов абсолютно любые предметы, которые нас окружают. Внимательно рассмотреть все особенности предмета до мельчайших подробностей.

Затем открыть глаза и проверить, какие детали упустили. Вновь закрыть и представить уже с ними.

Выполнять упражнение следует до тех пор, пока не почувствуете, что достаточно ярко, четко и красочно представили предмет.

Если есть желание потренироваться прямо сейчас, то можете воспользоваться нашим списком:

крот, бинокль, наушники, чайник, кружка, весы, тигр, подсолнух, турка, мясорубка, пальма, автомобиль, холодильник, ошейник, роза, лодка, акула, скрипка, торт, туфли.

Направления развития творческого воображения у дошкольников

Развитие творческих способностей требует стимулирования и системного подхода. Для того чтобы воображение дошкольника отличалось оригинальностью и смелостью идей, необходимо расширять приемы и тот запас понятий, которые ребенок смог бы использовать в фантазировании.

Необходимо помогать детям накапливать впечатления и пробуждать у них интерес к искусству. Важно:

  • не ограничивать спонтанность творческого выражения
  • направлять в поиске творческих решений
  • приветствовать самостоятельность ребенка
  • показывать ему новые доступные материалы для творчества.

Остановимся на тех видах деятельности, которые наиболее эффективно стимулируют развитие воображения на данном возрастном этапе.

Изобразительная деятельность

Рисование становится полем для творческого самовыражения ребенка раньше, чем другие виды деятельности. Уже в раннем дошкольном возрасте дети рисуют кружочки и другие простейшие фигуры, вкладывая в эти изображения свой смысл. С каждым годом увеличивается наполняемость детского рисунка деталями. Дошкольник научается выделять детали целостного изображения, или, наоборот, на основе заданного элемента создавать многоплановый образ.

Задание типа «Дорисуй фигуру», «Нарисуй на основе фигуры 5-8 разных рисунков» и пр. стимулирует к поиску новых образов.

Старший дошкольник способен формировать творческий замысел и представлять окончательный художественный образ, который будет воплощен на листе, холсте или… асфальте. Не стоит ограничивать его узкими рамками или конкретным заданием. Можно попросить сначала придумать название своего рисунка.

Дидактическая игра как средство развития творческого потенциала

Использование дидактических материалов предоставляет широкие возможности развития воображения дошкольника. Фантазию и творчество можно развивать, предлагая детям различные картинки (небылицы, части образа) или вовлекая детей в игры с предметами, или предлагая словесные формы заданий (придумай, как…; заверши историю).

Дидактические игры ценны тем, что они подталкивают детей к фантазированию и формируют произвольность творческого процесса. Игра создает условия, в которых ребенок сможет посмотреть по-новому на привычный предмет. Задания побуждают его подумать там, чем он сам недостаточно заинтересовался.

Творческое воображение в конструировании

Работа с конструктором помогает дошкольникам понять, как создаются новые образы, как скомбинировать детали иным, необычным способом.

Конструирование особенно полезно тем, что дети проверяют свои идеи немедленно: как только промелькнули в воображении некие очертания, тут же пытаются смастерить представленный образ.

Конструирование подразумевает использование не только определенного набора деталей.

Образы можно вылепить из пластилина или глины. Лепка стимулирует развитие творческого воображения, позволяя экспериментировать с формой, размерами. Конечно, ребенок не сразу справится со сложным заданием, например, вылепить сказочное животное. Здесь важна роль взрослого, который будет подбирать задания, доступные для дошкольника, постепенно усложняя их.

Воздействие музыки на воображение

Особым условием для развития творческого воображения является музыка, поскольку при умелом использовании совершенствует и обогащает слуховое восприятие дошкольника. Сначала с подачи взрослого дети в звучании нот пытаются уловить, то капли дождя, то звук шагов, то шелест листвы.

При систематических занятиях у дошкольника постепенно формируется навык прислушиваться к наполняющим пространство звукам. Музыка как средство активизации творческого воображения дошкольников дает дополнительный материал, который будет окрашивать фантазии детей, и будет способствовать более яркому их выражению.

Итак, несмотря на то, что творческое воображение характерно для дошкольного возраста, необходимо стимулировать его развитие. Поддерживая интерес детей к творчеству и организуя специальные занятия, взрослые помогают дошкольнику развивать наряду с воображением и другие познавательные процессы — мышление, память, внимание, восприятие.

Развитие воображения дошкольника — залог будущей успешной учёбы в школе

 На сегодняшний день в дошкольной педагогике и психологии сложилась тенденция к недооцениванию такого психического процесса, как воображение. В программе обучения и воспитания в детском саду среди многочисленных игр и разнообразных видов НОД недостаточно внимания уделяется развитию процесса воображения, дети часто вынуждены пользоваться предложенным шаблоном и повторять за показанным образцом. В результате педагоги и родители жалуются на то, что даже такая детская творческая деятельность, как игра, часто превращается в однообразные манипуляции с игрушками.

Изучением воображения занималось множество знаменитых учёных в прошлом и сейчас, среди них- Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, С. Л., Рубинштейн И. И. Давыдов, Ж. Пиаже, К. Каффка, Т. Рибо, Н. П. Сакулина, Р. С. Немов, О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова и др.

Воображение принадлежит к числу важнейших психологических явлений человеческой личности. В психологии существует несколько определений процесса воображения.

По мнению Л. С. Выготского: «Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности мозга, психология называет воображением или фантазией». [3, с. 5]

«Воображение, фантазия — это отражение реальной действительности, но в иных, необычных. неожиданных сочетаниях и связях». [10, с. 7.]

Р. С. Немов даёт такую характеристику процесса воображения «воображение-особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточно положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. [8, с.260.]

Физиологической основой воображения является сложная деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новой системы временных связей. При формировании процесса воображения важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны со словом. Обычно оно служит источником появления образов воображения.

Особенность воображения состоит в переработке прошлого опыта, представленного в виде понятий и представлений. Здесь воображение тесно связано с памятью. Но надо помнить, что воспроизведение является главной чертой памяти, а превращение- черта воображения.

Также воображение связано с мышлением. Воображение является основой наглядно- образного мышления, позволяющего человеку решать задачи в уме, не производя практических действий.

Воображение тесно связано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов, но воображение и само зависит от восприятия. Включаясь в восприятие, оно обогащает новые образы. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы вымысла.

Воображение связано и с развитием речи. Задержка в развитии речи, обычно сопровождается и задержкой в развитии воображения.

Воображение тесно связано с развитием эмоционально- волевой и мотивационной сферы личности.

Можно выделить несколько видов воображения: пассивное и активное. Пассивное делится на произвольное и непроизвольное.

По соотношению образа с действительностью выделяют реалистическое и фантастическое воображение.

В жизни человека воображение выполняет несколько важных функций

  1. Представлять действительность в образах.
  2. Регулирование эмоциональных состояний
  3. Участие в регуляции познавательных процессов.
  4. Формирование внутреннего плана действий.
  5. Коммуникативная функция.

Согласно исследованиям Л. С. Выготского, главным психологическим новообразованием дошкольного возраста является воображение. Именно его развитию психологи рекомендуют уделять больше внимания в возрасте от 3 до 12 лет. Этот период учёные называют сензитивным для развития воображения и образного мышления.

У детей собственный опыт и возможность объективно оценивать окружающий мир недостаточны. Так много кругом непонятного, непознанного, что решить возникающие проблемы ребёнок может при помощи воображения, фантазии. Они заменяют малышу недостаток знаний и опыта, помогают уверенно чувствовать себя в современном мире. Игр ребёнка без выдумки просто не может существовать.

Согласно современным исследованиям учёных, воображение ребёнка при своём становлении проходит несколько этапов (по Е. Е. Кравцовой):

– первый этап связан с опорой на наглядность, с воспринимаемой предметной средой,

– второй этап-здесь уже проявляется использование прошлого опыта,

– третий этап- характеризуется появлением особой внутренней позиции, здесь уже происходит развитие воображения от замысла к его реализации.

О. М. Дьяченко выделяет следующие этапы развития воображения:

– 2,5–3 года-в этом возрасте происходит отделение ребёнком себя от предмета, от действия с предметом, направленность на овладение предметами, действиями, обращение к предметам –заместителям, выделение своего «я». И уже к 3 годам можно выделить 2 типа воображения: «познавательное» и «эмоциональное».Последнее тесно связано с использованием символов. Изначально эти символы заимствуются из культуры (Баба Яга, Леший, Бармалей и т. д.), а затем создаются самостоятельно (хорошая или плохая девочка). Планирование образов воображения в этом возрасте отсутствует.

– Это возраст 4–5 лет. На данном этапе ребёнок нацелен на усвоение норм, а также правил и образцов деятельности. Взрослые ведут обучение и воспитание через образцы, которым ребёнок должен следовать. К 4–5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование. Средствами планирования являются слово и модельные представления.

– Возраст 6–7 лет. В этом возрасте ребёнок уже усваивает основные образцы и получает возможность оперировать ими. Дошкольник уже способен отходить от усвоенных стандартов варьировать ими. В этом возрасте появляется возможность использования образа при решении творческих задач. Целостный образ начинает строиться способом «включение». Здесь впервые появляется целостное планирование: ребёнок может до начала действия построить план его выполнения и последовательно реализовать его, нередко внося изменения по ходу. Продукты воображения становятся более оригинальные и детализированными.

Фантазия. как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребёнка. У младшего дошкольника преобладает пассивная форма воображения. малыш с интересом слушает сказки, а затем представляет их образы как реально существующие явления. Значит, воображение компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления включением сказочных образов в жизнь ребёнка. Именно поэтому дети верят в Деда Мороза, боятся Бабу Ягу, Лешего и пр. Для старшего дошкольного возраста характерна активизация воображения (в начале воссоздающего, а затем творческого).

У детского воображения очень важная функция- уменьшение страхов, стремление понять события путём зарисовки, сделать реальность более приятной.

Особенность детского воображения состоит, во- первых, в видение целого раньше частей, во-вторых, в переносе функций с одного предмета на другой.

Существующая в настоящее время методика обучения детей дошкольного возраста построена, исходя из того, что система эталонов преподносится взрослым в готовом виде для усвоения, что не даёт развиваться детскому воображению, творчеству. Для развития воображения важна не среда, а то как она преподносится ребёнку. Не всегда предметное многообразие способствует психическому развитию, здесь главным должны быть условия и обеспечение пространства, которые дадут возможность воображать, творить.

Для развития детского воображения необходимо включать неспецифические предметы в игру детей. Для развития фантазии необходимо расширять опыт детей, развивать мышление, речь. Очень эффективны игры «Нарисуй что-нибудь», «Придумай рассказ», «Волшебные картинки», «Волшебная мозаика», «Сочиняем сказку», «Чудесный лес», «Поможем художнику», «Волшебники», «Тропинка», «Неоконченный рассказ» и др.

Однажды мы с детьми сочинили целую серию рассказов. Одна девочка предложила назвать главного героя Стобедом. Дети активно подключились. В результате у нас получилась серия интересных рассказов про приключения одного весёлого мальчика. Мы записали эти рассказы и оформили рукописную книгу. В работу включались даже очень застенчивые дети. Мы получили массу удовольствия от этой работы, а воображение детей так и било ключом.

Велика роль игры в развитии воображения. В игре формируются все стороны развития личности ребёнка. Происходят значительные изменения в психике. Для повышения уровня развития воображения необходимо разнообразить игры детей. Очень эффективны для развития фантазии игры и задачи «открытого типа». Активно развивается воображение и в лепке, рисовании, конструировании по замыслу. Для развития фантазии в дошкольном возрасте активно используются чтение сказок, рассказов, просмотр картин, иллюстраций. Немного способствует развитию воображения и участие детей в посильной трудовой деятельности.

Любое обучение связано с необходимостью что-то вообразить, представить. Всё это невозможно сделать без воображения. Фантазия обеспечивает ребёнку новый, необычный взгляд на мир. Воображение способствует развитию логического мышления, памяти, внимания, речи, обогащает жизненный опыт ребёнка. Фантазия обеспечивает построение конечного результата деятельности, создание образов.

Воображение как центральное психологическое новообразование дошкольного периода, является тем необходимым фундаментом, на основании которого у детей возникает, развивается и завершается кризис семи лет, ответственный за формирование психологической готовности к обучению в школе. Основная деятельность, внутри которой происходит развитие воображения и психологическая подготовка к кризису семи лет-игра.

Литература:

  1. Агаеева Е. Л., Брофман В. В., Булычёва, Чего на свете не бывает? М., Просвещение1991г.
  2. Венгер Л. А., Мухина В. С., Психология, М, Просвещение,1988г.
  3. Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, С-П, Союз,1997г.
  4. Дьяченко О. М., Развитие воображения дошкольника, М., Международный Образовательный Колледж.1996г.
  5. Казаков В. Г., Кондратьева Л.Л, Психология, М, Высшая школа,1989г.
  6. Компанцева Л. В., Поэтический образ природы в детском рисунке, М., Просвещение,1985г.
  7. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе, М, Педагогика,1991г.
  8. Немов Р. С., Психология, том 1, М, Владос,1999г.
  9. Немов Р. С, Психология, том 2, М, Владос,1999г.
  10. Петровский А. В., Роль фантазии в развитии личности, М, Знание.1961г.
  11. Субботина Л, Ю, Развитие воображения у детей, Ярославль, Академия развития,1996г.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]