Проект по ИЗО в старшей группе ДОУ
Проект для старших дошкольников ДОУ «Цветные пейзажи»
Автор проекта – Аксенова Жанна Петровна, воспитатель МКДОУ «Бородинский д/с «Теремок».Цель проекта. Знакомить детей с пейзажной живописью, способствовать их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывать доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждать горячее чувство любви к своему краю. Доставить детям радость и вдохновение на творчество. Одним из направлений по созданию условий для развития личности является художественное воспитание и развитие. Формировать у детей представлений о детей. Оно осуществляется через следующие задачи: 1. Формировать у детей представления о пейзажной живописи. 2. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный пейзаж, используя соответствующий изобразительные материалы. 3. Развивать творческие способности, эстетический вкус. 4. Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса к художественному искусству. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, музыкальный руководитель, родители. Сроки реализации: сентябрь-июль. «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается»,- так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой- всем прекрасным, чем сможем! Природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства- явления эмоционально- образного по своей сути. Специфика изобразительного искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения иного воспитания развития подрастающего поколения. На занятиях изобразительным искусством мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально- образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно – творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания. Ребенок – художник наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение того, что в ней происходит. Педагог помогает ребенку « открыть глаза» на видимый им мир. Природа может выступать роли Художницы или прекрасной Волшебницы, которая творит видимый мир по законам красоты гармонии. Создать соответствующую замыслу атмосферу занятия поможет привлечение художественно- образных средств других искусств: музыки, живописи и литературы. Художественный пейзаж раскрывает поэзию природы, учит видеть ее красоту, обогащает наши представления. Искусство пейзажа никогда не было оторвано от жизни, ее социальных законов от человека. Богатство содержания, красота и разнообразие пейзажа нашей Родины делает его важным средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Дети способны воспринимать образный язык искусства и чувствовать красоту природы. Но многое в формировании в выявлении переживаний зависит от того, как направляется и осуществляется их эстетическое развитие. Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение , ее красоте, побуждает искренне, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество. Дети и художники знают, что самый лучший портрет природы можно создать лишь в сотворчестве с ней. Распределение деятельности по проекту «Цветные пейзажи» Взаимодействие с детьми:Цель: прививать любовь к прекрасному ; обогащать духовный мир; развивать воображение; воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности. Воспитателя:Цель: повышение педагогической компетентности в данном направлении, поиск путей реализации задач. Музыкальным руководителем:Цель: взаимосвязано поставить работу по созданию условий для получения детьми целостного представления о мире, возможностях для максимального творческого самовыражения в любом виде деятельности. Родителями:Цель: педагогическое просвещение и приобщение к совместной творческой деятельности с детьми. Формы работы. С детьми:
специально организованные занятия, игры, наблюдения, экскурсии, рассматривание репродукций, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Воспитателем:
Организация развивающей среды, консультации, практикум, подбор развивающего инструментария (игры, литература, упражнения, репродукции картин).
Музыкальным руководителем:
Интегрированные занятия. Подбор репродукций картин, фонограмм музыкальных произведений, изобразительного материала.
Родителями:
Консультации, беседы с родителями о важности данной проблемы, оформление папок – передвижек, открытые занятия с детьми, выставки детского творчества, семейное творчество. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Проект « Цветные пейзажи» состоит из мини проектов, посвященным временам года: « Осенние мелодии», « Зимние напевы», « Весенняя трель», «Музыка лета».
Мини проект «Осенние мелодии».
Наблюдения на прогулках. Рассматривание различных деревьев их строение, формы, цветовой характеристики; наблюдения за осенними изменениями в природе. Цель. Учить узнавать и называть приметы осени. Экскурсия в сквер. Учить видеть красоту осенней природы, рассматривая деревья и кустарники в осеннем убранстве. Труд в природе. Сбор природного материала; подготовка материала к работе. Цель. Показать значимость детской деятельности. Поощрять инициативу и самостоятельность. Игровая деятельность. Дидактические игры: «Подбери краски для художника». Цель. Упражнять в составлении на палитре цветосочетания, близкие колориту картины . «Собери пейзаж». Цель. Учить по собственному замыслу составления осеннего пейзажа. Знакомство с художественной литературой. Разучивание стихотворений об осени: В. Авдиенко «Осень», А.Плещеев « Скучная картина…», И.Бунин « Листопад». Чтение рассказа М. Соколов-Микитов « Осень в лесу». Цель. Развивать интерес детей к художественной литературе. Совершенствовать умение детей выразительно читать стихотворения. Знакомство с искусством. Рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Золотая осень», И. Остроухов « Золотая осень», Е. Волкова « Октябрь» , И. Остроухов «Осень», И. Бродский «Осенние листья». Цель. Вызывать у детей восхищение красотой природы и картинами создаваемыми художниками. Детское художественное творчество. Рисование на темы: «Лес в осеннем уборе», «Золотая осень», «Осень может быть разной», «Поздняя осень». Цель. Учить отражать в рисунке осенние впечатления, передавать ее колорит. Аппликация из осенних листьев : гербарий – гороскоп «Знаки зодиака». Цель. Воспитывать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции. Интегрированное занятие: « Вальс осенних листьев» Цель. Научить воспринимать образы природы, передаваемые в поэзии, музыки, изобразительном искусстве. Художественный труд. Коллективная работа по изготовлению книги «Четыре художника». Цель. Развивать умение задумывать содержание своей работы работать совместно доводить начатое до конца. Развивать творчество. Изготовление пейзажной композиции из природного материала и пластилина « Времена года — осень», «На лесной опушке». Цель. Развивать творчество, фантазию, воображение детей. Учить задумывать сюжет, считаться с мнением других.
Мини проект «Зимние напевы».
Наблюдения на прогулках. Наблюдения за зимними явлениями в природе: цветом снега, неба, деревьями покрытые снегом. Экскурсия в сквер. Рассматривание зимних пейзажей. Цель. Учить отмечать изменения, происходящие в природе. Знакомство с художественной литературой. Разучивание стихотворений: А.Пушкин « Идет волшебница зима», С.Есенин «Поет зима — аукает», И. Суриков «Белый снег пушистый». Чтение рассказа В.В.Волина «Каким бывает снег». Цель. Развивать у детей творческий подход к изображению окружающего мира через поэтические произведения о природе. Игровая деятельность. Проведение дидактических игр: «Художники реставраторы ». Цель. Развивать у детей творческое воображение, умение составлять зимний пейзаж из частей по образцу. « Вижу – дорисовываю» Цель. Развивать у детей творческое воображение. Знакомство с искусством. Рассматривание картин: И.Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»; И.И. Шишкин «Зима»; А.К.Коровина «Зимой»; А. Пластов «Первый снег». Цель. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин. Детское художественное творчество. Рисование на темы: «Дремлет лес под сказку сна»; « Какая она, зимушка – зима?»; Лепка «Зимний денек». Аппликация и рисование «Синий зимний вечер и лунная зимняя ночь». Цель. Развивать художественные навыки . умения замыслить пейзаж и найти средства выразительности для создания образа природы. Интегрированное занятие «Какая она зима?» Цель. Развивать умения давать эстетические оценки, суждения соотносить по настроению, образы живописи, музыки, поэзии, художественных произведений. Художественный труд. Продолжать коллективную работу по изготовлению книги «Четыре художника» (рисование, аппликация). Составление пейзажной композиции из природного материала «Времена года – зима».
Мини проект»Весенняя трель».
Ежедневные наблюдения за погодой. Наблюдения за цветом неба, солнца, тающего снега, пробуждением деревьев и кустов от зимнего сна. Экскурсия в сквер. Рассматривание весенних цветов- подснежников, мать-и-мачехи; рассматривание весеннего наряда деревьев и кустов, цвета листьев. Цель. Развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в природе. Уточнить представления детей о признаках весны. Знакомство с художественной литературой. Разучивание стихотворений: А.Плещеев « Травка зеленеет…»; А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…»; Ф. Тютчев «Весенние воды»; А.Майков « Весна». Чтение рассказа В. В. Волина « Голубые потоки весны». Цель. Обогащать и разнообразить содержание детских рисунков через поэзию и рассказы о природе. Игровая деятельность. Игра «Галерея картин» Цель. Учить рассматривать картины, видеть главное; отличать пейзажи от других видов живописи; развивать память, внимание, мышление. Игра «Найди картину по эскизу». Цель. Развивать целостность художественного видения; устанавливать взаимосвязь явлений, объектов в линейной перспективе. Знакомство с искусством. Рассматривание картин: А.К.Саврасов « Грачи прилетели»; И.И.Левитан «Весна. Большая вода»; А.А.Рылов «Зеленый шум». Цель. Формировать представления о пейзажной живописи. Развивать способность видения единства содержания и средств художественной выразительности живописи. Детское художественное творчество. Цель. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусство. Знакомить с различными способами создания художественного образа (литература, музыка, изобразительная деятельность). Рисование на темы: «Ранняя весна»; «Пришла весна-веснушка, весенняя гостьюшка»; «Ласковая весна»; «Вот уже на проталинках весенних появились первые цветочки»; «Идет- гудет зеленый шум». Лепка на темы: «Весна пришла»; «Цветущая весна»; Цель. Вызвать у детей отклик на весеннее радостное оживление природы. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный образ наступившей весны. Интегрированное занятие: «Весенние фантазии». Цель. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусство. Знакомить с различными способами создания художественного образа (литература, музыка, изобразительная деятельность). Художественный труд. Коллективное изготовление книги «Четыре художника» (рисование, аппликация). Составление пейзажной композиции из природного материала «Времена года — весна».
Мини проект «Музыка лета».
Ежедневные наблюдения на прогулке. Наблюдения за солнцем, небом и облаками, ветром, дождем, грозой и радугой, деревьями и кустарниками, растениями. Цель. Дать представления о состоянии погоды летом. Целевая прогулка на луг. Рассмотреть растения ,какого они цвета, формы поговорить о их строении, о пользе цветов. Цель. Познакомить с цветущими травянистыми растениями. Знакомство с художественной литературой. Разучивание стихотворений: С.Есенин «С Добрым утром»; И.Никитин «В небе радуга сияет», «Чудесный летний день»; Ф.И.Тютчев «Летний вечер». Цель. Воспитывать любовь к природе через пейзажную лирику и прозу. Игровая деятельность. Игра « Экскурсия в музей». Цель. Учить выражать свое отношение к картине, высказывать свое мнение, объяснить свой выбор. Игра «Что лишнее». Цель. Закрепить знания о пейзаже и умение отличать его от других жанров. Знакомство с искусством. Рассматривание картин: «Радуга» А.К.Саврасов, А.И.Куинджи, И.И.Шишкин «Рожь», «Березовая роща», «Утро в сосновом бору», Ф.Васильев «Мокрый луг». Цель. Учить анализировать произведения пейзажной живописи, видеть единство замысла художника и найденных им средств выразительности. Детское художественное творчество. Рисование на темы: «Лето наступило», «Лето красное», «Летний пейзаж», «Краски лета». Лепка: «Цветущий луг». Развлечение «Лето, ах лето!». Цель. Доставить детям радость от встречи с поэтическим, музыкальным, изобразительным образом. Художественный труд. Коллективная работа по изготовлению книги о пейзажах «Четыре художника » (рисование и аппликация). Составление композиции из природного материала «Времена года — лето». В течение года мы рассмотрели все времена года: характерные признаки, особенности. Дети наблюдали за природой и свои знания, полученные при этом, воплощали в проектах. В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием. И дети испытывали разнообразные чувства: радовались красивому изображению, которое создавали сами, огорчались, если что-то не получалось. Но самое главное; создавая коллективный проект, дети приобретали различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире. В процессе работы они начинали понимать свойства предметов, запоминать их характерные особенности и детали. В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). В перспективе работа над данным проектом будет усложнена и продолжена. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Несмотря на свой педагогический стаж, каждый раз убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый ребенок неповторим, неповторимо и то, что мы делаем как педагоги, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с предыдущими детьми. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.
Выставки детских работ Книжка самоделка «Четыре художника» Композиции из природного материала
Рекомендуем посмотреть:
Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему «Деревья и кустарники весной» Проект в старшей и подготовительной группе детского сада
Похожие статьи:
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»
Творческий проект по ИЗО в старшей группе Чудеса да и только (5-6 лет)
Творческий проект в старшей группе с использованием
методов и приёмов нетрадиционного рисования
«Чудеса да и только»
Автор проекта: Кривко О. Г. 2016 год.
Сроки реализации: октябрь-апрель.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Вид проекта: долгосрочный, групповой, долгосрочный.
Актуальность проекта:
Рисование — интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Ребёнок творит, исходя из своего возраста.
Цель проекта: Изучение процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.
Задачи: Подобрать конкретные формы нетрадиционного рисования по возрасту детей.
Изучить развитие творческих способностей детей в ходе использования методов и приёмов нетрадиционного рисования.
Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, композиции.
Развивать творчество, фантазию.
Практическая часть
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок окрашивает ладошку с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.
Оттиск пробкой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штапельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу.
Оттиск печатками из картофеля
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка с пропитанной гуашью подушечкой поролона, бумага, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушечке и наносит оттиск на плотную бумагу.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушечка из поролона, смоченная гуашью, плотная бумага, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушечке и наносит оттиск.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной половине рисует половинку изображаемого предмета. После рисования, пока не высохла краска, лист складывает пополам для получения отпечатка. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка для напитков.
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. Недостающие детали дорисовываются.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем окрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.
Методы и приёмы реализации проекта: беседа, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, экспериментирование, продуктивная деятельность.
Ожидаемые результаты: выявление и осознание ребёнком своих способностей. Обогащается речь детей. Развиваются мелкая моторика рук, мышление, воображение, положительные эмоции на предложение рисовать.