Проект по экологическому воспитанию для старших дошкольников «Очистим планету от мусора!»
ТОО «Баларман»
Паспорт проекта по экологическому воспитанию для старших дошкольников
«Очистим планету от мусора!»
Воспитатели: Ланг К. А.
г. Петропавловск
2020 год
Тема проекта
: «Очистим планету от мусора!»»
Участники проекта
: дети 4-5 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Срок реализации проекта:
ноябрь (2020 г.) – февраль(2021г.)
Тип проекта:
исследовательски — творческий
Актуальность:
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы экологического воспитания. Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь донести до детей, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому должны ее беречь и заботиться о ней.
Проблема:
У дошкольников не совсем сформировано ответственное отношение к окружающей среде и деятельности человека в ней.
Цель проекта
– формирование у детей представлений о необходимости бережного отношения к природе, к своей Земле через различные виды деятельности.
Задачи:
формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об источниках возникновения мусора.
формирование у детей представлений о влиянии отходов на окружающую среду и здоровье человека;
формирование представлений у детей о том, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды;
развивающие
развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса;
развитие умения у старших дошкольников дифференцировать предметы по материалу, из которого они изготовлены;
воспитание у детей ответственности за свои поступки и понимание их последствий для окружающего мира, природы;
воспитание у детей желания отражать свои впечатления в творчестве;
воспитание у дошкольников культуры поведения на улицах города, соблюдения чистоты и порядка.
доставлять детям радость от участия в совместной деятельности.
Этапы проекта «Очистим планету от мусора!»
I-Подготовительный этап | ||
Название мероприятия | Цель мероприятия | Сроки проведения |
1.Составление экологического календаря мероприятий в рамках проекта «Очистим планету от мусора!» | Определить содержание и цель мероприятия в рамках проекта «Очистим планету от мусора» | Ноябрь |
2.Создание воспитателями картотеки дидактических игр экологической направленности. Подобрать художественную литературу для чтения детям. Подобрать наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, фото, видео, презентации, настольные игры). | Обогащение предметно-развивающей среды уголка природы. | |
3.Установка контейнеров для сбора макулатуры в рамках акции «Спасем дерево», «Скажем мусору –«Нет!» | Побудить к участию в экологических акциях детей, родителей и воспитателей. | |
II-Основной этап | ||
1. Просмотр презентации «Мусор планете не к лицу». | Познакомить с понятием «сортировка мусора». Учить сортировать мусор для дальнейшей переработки. Воспитывать бережное отношение к природе. | Декабрь |
2. Проведение ОУД на тему «Учимся сортировать мусор» | Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами. | |
3.Организация экскурсии по экологической тропинке детского сада. | Расширить знания детей об экологической тропе детского сада. Учить заботиться о природе. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. | |
1.Проведение ОУД на тему: «Откуда берется мусор?» Что делать с мусором?» | Привлечь внимание к проблеме загрязнения улиц родного города. Побудить детей научится сортировать мусор по классам бытовых отходов. Показать пользу переработки мусора. | Январь |
2.Проведение акции по сбору макулатуры «Спаси дерево» среди детей, родителей и педагогов. Проведение акции по сбору батареек «Батарейки сдавайтесь! и пластика «Скажем мусору — «Нет!» | Привлечь внимание детей, родителей и воспитателей сада к проблемам загрязнения окружающей среды пластиком и токсичными батарейками. Расширить знания о сборе, утилизации и переработки использованных батареек. Воспитывать бережное отношение к природе. | |
3.Создание и расклеивание листовок детьми, родителями и воспитателями «Скажем мусору – нет», «Спаси дерево» | Пропаганда правильной сортировки бытового мусора среди жителей города Петропавловска. | |
4.Костюмированное шоу в детском саду «Мода НЕ из комода» | Побудить использовать бытовые отходы в творческой деятельности. Развивать фантазию, воображение и творческие способности детей. | |
III-Заключительный этап | ||
1.Художественно-творческая деятельность детей и родителей «Мы за чистую планету» (рисунки, поделки из бросового материала) | Побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми. Воспитывать экологическое сознание. | Февраль |
2.Эко-субботник (воспитатели и дети) «Очистим игровой участок от мусора» | Привлечь детей и воспитателей к уборке участка детского сада. Воспитывать любовь к чистоте. | |
3.Создание стенгазеты «Мы весь мусор уберем и планету сбережем» | Показать личную сопричастность детей к очищению окружающей среды в рамках проекта. Формирование у детей представлений о необходимости бережного отношения к природе. | |
4.Презентация отчет «Очистим планету от мусора!» | Показать значимость и результаты проекта для экологии родного города «Очистим планету от мусора!». |
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
— Проблемы загрязнения окружающей среды мусором.
— Как рационально использовать и уменьшать накопление отходов.
— Как эффективно вторично использовать мусор.
— Простые правила охраны здоровья.
Должны уметь:
— Соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке.
— Работать с различными материалами, знакомиться с их свойствами, разнообразной структурой, приобретать трудовые навыки и умения.
— Создавать разнообразные поделки с помощью бросового материала.
Инновационный проект по экологическому воспитанию дошкольников «Тропинка в чудесный мир природы»
Наглядности.
Принцип позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т.п.
Гуманистичности.
Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде.
Прогностичности.
Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). По сравнению со школой, в дошкольном образовании в силу возрастных особенностей ребенка прогностичность ограничивается воспитанием у детей привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они могут нанести вред природе. Не нужно воспитывать у ребенка «чувство ответственности за состояние всей планеты» (или окружающей среды, как это нередко предлагается!). Достаточно того, что ребенок будет заботиться о морской свинке, кормить птиц и выращивать растения.
Деятельностности.
Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. К тому же в процессе такой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда». Принцип деятельностности лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых могут принимать дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Интеграции.
В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании. Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. Последнее делает реализацию принципа интеграции в дошкольных учреждениях более реальной задачей, чем в школе. На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.
Организация экологических проектов
Для экологических проектов в разных группах предпочтительно выбирать темы, касающиеся родного края. Наблюдения и эксперименты, которые проводят в реальных условиях, принесут больше пользы, чем те, о которых малыш посмотрит видео или прочитает в книге. Развитие проектной деятельности проходит три возрастных этапа.
В младших группах
Начало первого этапа относится к возрасту 3–4 лет. Поисковая деятельность естественна для малышей. Они познают мир, им все интересно. Начиная с трехлетнего возраста, используют такой вид работы как экологический проект. Ведущая роль еще принадлежит взрослому. Педагоги обычно выбирают практико-ориентированные, игровые проекты. Экологическое образование начинают с ближайшего окружения. Пусть малыши рассмотрят, какие цветы растут на их клумбе, понаблюдают за насекомыми. В 3–4 года любая мелочь, встретившаяся на улице, — это открытие.
Тема «Деревья родного края» подходит для этой возрастной группы. В рамках проектной деятельности малыши узнают, какие лиственные и хвойные породы растут во дворе. Они понаблюдают над тем, когда появляются листочки, какого они цвета, и что с ними происходит осенью. Используются разные формы:
- рассказ взрослого;
- беседа;
- экскурсия;
- наблюдение;
- прогулка;
- чтение книг;
- рассматривание фотографий, картинок, репродукций;
- просмотр видеофильмов;
- знакомство с народным фольклором.
В условиях детского сада для воспитанников 3–4 лет выбирают групповые проекты.
В средних группах
Второй этап начинается с четырехлетнего возраста. Воспитанники становятся более самостоятельными, усложняются и цели проекта. Жизненный опыт еще не позволяет проявлять самостоятельность в выборе проблемы, деятельность идет на подражательно-исполнительном уровне.
Важно! Воспитанники могут выступить как «заказчики» проекта, задавая интересующие вопросы.
Формы и способы исследовательской деятельности переходят на новый уровень. Работа над темой «Флора моего края» включает такие виды деятельности, как сбор гербария, составление фотоальбома. Сотворчество ребят и взрослых является обязательной составляющей проекта.
Семейный проект
Воспитанники могут заниматься общественно-значимыми делами. Они не просто наблюдают, какие цветы растут на клумбе, а сами разбивают цветник. Работая над темой «Наша клумба», малыши знакомятся с цветами, выбирают, какие будут расти на их участке. Вместе со взрослыми они посеют семена и будут ждать всходов. Результат — красивая цветущая клумба, которую гордостью будут показывать своим друзьям, родственникам.
Занятия по экологическому воспитанию для дошкольников
Изучение спектральных цветов можно провести в форме проектной деятельности, выбрав тему «Радуга». К 4–5 годам малыши должны знать основные цвета, данный проект поведет их дальше. Они познакомятся с оттенками, узнают, какие получаются цвета при смешивании красок. В ходе работы познакомятся с понятием спектра, выучат стихи и песни, проведут научные опыты.
Для старших групп
К старшему возрасту накапливается социальный опыт, воспитанники начинают сотрудничать между собой. Приходит время для парных проектов. На психологическом уровне происходят заметные изменения: появляется способность самоконтроля, импульсивные побуждения становятся реже, развивается самооценка.
В старшей группе используются разные типы проектов:
- исследовательские;
- творческие;
- ролевые.
Важно! Экологический проект в старшей группе предусматривает организационную инициативу со стороны воспитанников.
Предполагается формирование умения поиска способов решения проблемы, развитие желания использовать в речи экологические термины. Слова «беречь окружающую среду» наполняются смыслом.
Экскурсия с Красной Шапочкой
Уместно будет проведение проекта «Мы дети твои, Земля!» Педагог поднимает проблему мусора в местах общего пользования, рассказывает, чем полезен лес, что такое «Красная книга» и какие животные занесены в нее. Планета заботится о землянах, как мать, она кормит, одевает, дарит тепло и красоту, и они должны отвечать тем же.
В подготовительных группах
Третий этап развития проектной деятельности относится к подготовительной группе. Он характеризуется высоким уровнем интереса, что обусловлено развитием познавательных способностей и черт личности. Активность взрослого уступает место поддержке детской инициативы. Взрослый создает условия для самостоятельной деятельности воспитанников, организует познавательное пространство.
Проект по экологии в подготовительной группе имеет большое значение для развития личности воспитанников, так как предусматривает формирование представлений о взаимосвязи природной среды и человека.
Обратите внимание! Проектная деятельность имеет общественно-полезную значимость. Работа по изготовлению кормушек позволит покормить зимой птиц. В план могут быть включены такие мероприятия как выпуск листовок, чтение стихов, конкурс рисунков.
Экологический десант
В проектах большое внимание уделяется научной основе. Можно коснуться таких вопросов: откуда берутся микробы? Какой вред от сточных вод? Что такое лед? Что такое север и юг?
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Результатом проектной деятельности в подготовительной группе должно стать следующее:
- понимание взаимосвязей в природной среде;
- бережное отношение к окружающему миру;
- сформированность элементарных экологических знаний и культуры поведения;
- создание единого образовательного пространства по экологическому образованию.