Конспект НОД по ФЭМП «Сравнение предметов по длине. Путешествие матрешки»Конспект НОД по ФЭМП «Сравнение предметов по длине. Путешествие матрешки»


Ход игры:

Перед ребенком два одинаковых по длине кирпичика, расположенных точно один под другим.

— Как узнать какой кирпичик длиннее?

— Нужно измерить их (измеряет первый кирпичик)

.

— Мерочка мерила его2 раза. Этот кирпичик мерка будет мерить тоже 2 раза, потому что они одинаковые. (Затем сдвигаю в сторону один из кирпичиков)

.

Перед педагогом стоит задача, довести до понимания детей, что как бы далеко предметы не находились друг от друга, их длина от этого не изменяется. Если ребенок затрудняется ответить, то можно предложить ему отметить каждое измерение на рабочей карточке с помощью фишки.

— Теперь какой кирпичик длиннее?

— Этот и этот кирпичики одинаковые, потому что мерка показала, что

этот кирпичик и этот кирпичик одинаковые по длине.

«Как бабушка с дедушкой в лесу заблудились»

Цель: формировать понятие о сохранении расстояния между предметами.

Материал: два сказочных персонажа, счетные палочки, игрушечное дерево.

Ход игры: На столе, на некотором расстоянии друг от друга стоят два сказочных персонажа – бабушка и дедушка.Воспитатель задает вопрос ребенку:

— Как ты думаешь, далеко стоят бабушка и дедушка друг от друга?

— Можно ли это расстояние измерить?

— Как ты это сделаешь?

Ребенок измеряет расстояние меркой, палочкой.

— Между бабушкой и дедушкой четыре мерки.

— Однажды между ними выросло дерево (ставлю дерево между персонажами)

.

— Как ты думаешь, дедушка с бабушкой стоят так же далеко друг от друга? Если ребенок затрудняется ответить, то можно предложить ему еще раз смерить расстояние между персонажами.

— Да, так же. Я мерила без дерева было четыре мерки и сейчас четыре мерки. Мы не отодвигали и не передвигали дедушку с бабушкой. Таким образом, ребенок лучше понимает, что расстояние сохраняется, даже если между ними стоит предмет.

«Где больше?»

Цель: формировать понятие о сохранении неравенства количества вещества, независимо от формы сосуда.

Материал: два стеклянных стакана одинаковой формы, в которых налито неодинаковое количество воды, один узкий стакан.

Ход игры: На столе два стеклянных стакана одинаковой формы, в которых налито неодинаковое количество воды.

Предлагаем ребенку взять себе любой из стаканчиков (второй берем себе)

.

— Как ты думаешь, у кого больше воды, у тебя или у меня?

— У меня больше, а у вас меньше.

Переливаю воду из своего стакана в узкий стакан. Уровень воды становится выше, чем в стакане ребенка, хотя объем воды меньше.

— Сейчас у кого воды больше?

— У меня. Ваш стаканчик тоненький и большой и вода поднялась. — Воды больше у меня. — Почему ты так думаешь, что у тебя больше воды

Если ребенок затрудняется, предложите перелить ему воду самому в тот стакан, где она была. В этом случае ребенок увидит, что неравенство

количества воды сохранилось, независимо от формы сосуда.

— Я понял, надо вашу воду перелить, где она была и тогда будет видно,

что у меня воды больше.

«Где же чай?»

Цель: формировать понятие о сохранении целого при разделении его на части.

Материал: шесть чашек, в четырех налита вода, а две чашки пустые. Рабочая карточка, фишки двух видов.

Ход игры: На столе стоят чашки, в которых налита вода, а некоторые чашки пустые.

— Скажи сколько всего чашек?

— Всего чашек шесть.

— Чего больше: всего чашек или чашек с водой?

— Больше чашек с водой.

— Еще раз послушай, о чем я тебя спрашиваю.

— Чего больше всех чашек или чашек с водой? На этом периоде обучения дети сталкиваются с некоторыми трудностями и некоторые дети (на вопрос:чего больше: всего чашек или чашек с водой)

дают неправильный ответ. Если ребенок затрудняется, то надо
предложить ему ставить метки на рабочей карте. После чего ребенок считает, сравнивает метки и отвечает на поставленный воспитателем вопрос.
— Поставь на первый ряд карты столько меток, сколько всех чашек. — На второй ряд карты поставь столько меток, сколько чашек с водой.

— Где больше меток – верху или внизу?

— Верхние метки, о чем тебе говорят?

— О чашках, обо всех чашках.

— А на нижнем ряду метки, что тебе напоминают, о чем говорят?

— О чашках с водой.

— Чего же больше?

— Всех чашек, а чашек с водой меньше.

«Тяжелый, легкий»

Цель: формировать умение сравнивать два предмета: тяжелый легкий.

Материал: 2 небольших по размеру мешка.В одном лежат деревянные фигуры: шар, куб и цилиндр, в другом – 3 мягких игрушки.

Ход игры: дети стоят в кругу, воспитатель предлагает детям «покататься на поезде»

.

— Повернитесь друг за другом, едем.

Поезд тук – тук,

Поезд друг – друг

По утрам ребят

Возит в детский сад.

Дети с воспитателем «едут друг за другом и видят 2 мешка.В одном лежат деревянные фигуры: шар, куб и цилиндр, в другом – 3 мягких игрушки.

— Стоп! Мешки, лежат какие – то. (Дети поднимают мешки.)

— Один мешок тяжелый, другой легкий.

— Какой мешок откроем? (Дети открывают тяжелый мешок, затем легкий.)

— Поднимите сначала одну игрушку, затем другую. Какая легче?

— Игрушки одинаковые по весу? (Дети высказывают свои предположения, воспитатель подводит их к тому, что игрушки разные по весу.)

— Поставьте на правую полочку тяжелые игрушки, а на левую легкие.

«Польем цветок»

Цель игры: дать представление о неизменности объема жидкости от формы и размера сосуда.

Материал: 2 прозрачные банки разной формы и размера с водой, 2 одинаковые по форме и размеру банки.

Ход игры: на столе стоят 2 банки разной формы и размера. В них

одинаковое количество воды, но детям кажется, что в одной банке воды больше.

— У нас 2 банки с водой. Польем большой цветок, ему нужно много воды. Из какой банки будем поливать? (Воспитатель специально запутывает детей, намекая, что в одной банке воды больше.)

— А как проверить, в какой банке больше воды, в какой меньше? Я не знаю. (Дети приходят к выводу, что нужно взять одинаковые по форме и размеру банки.)

— Вот и две одинаковые банки. Наливаем в них воду. И что? Дети видят, что воды в обоих сосудах было одинаковое количество. Воспитатель переливает несколько раз воду, меняя сосуды. Дети приходят к выводу, что обьем жидкости не зависит от формы и размера сосуда.

«Сок для Чебурашки»

Цель: продолжать формировать представления о неизменности объема жидкости от формы и размера сосуда.

Материал: игрушки крокодил Гена и Чебурашка, 4 прозрачных сосуда разной формы и размера, 2 одинаковые банки, сок (вода подкрашенная)

Ход игры: в гости пришли Чебурашка и крокодил Гена, принесли с собой сок. Дети подходят к столу, на котором стоят игрушки, 2 разных по форме и размеру сосуда с «соком»

. Кажется, что у Чебурашки сока меньше, а у Гены больше.

— Чебурашке и Гене налили сок в разные банки. У кого сока больше? Меньше?

— Как определить? Воспитатель переливает сок в другие сосуды, разные по форме и размеру. Теперь кажется, что у Чебурашки сока больше.

— Вот теперь у Чебурашки сока стало больше. Это так? Размышления детей. Воспитатель переливает сок в одинаковые по форме и размеру банки, и дети видят, что сока одинаковое количество.

— Почему нам казалось, что в одной банке сока больше, а в другой меньше? — Как установить истину?

«Вода для цветка»

Цель: закреплять представления о неизменности объема жидкости от формы и размера сосуда.

Материал: вазы – низкая с широким горлышком и высокая с узким горлышком.

Ход игры: на столе стоят вазы – низкая с широким горлышком и высокая с узким горлышком. В низкой вазе вода.

— Нам нужно поставить в вазу с водой цветок. Но что – то воды здесь мало. Не хватит цветку. Перелью я воду из этой вазы в другую. (Воспитатель переливает воду в другую вазу.)

— Вот сразу видно, что воды много стало. Теперь можно и цветок ставить. Ребята, воды стало больше?

(Дети с помощью воспитателя устанавливают истину о неизменности объема воды.)

— Верно, ведь мы воду не отливали и не добавляли, а только перелили в другую вазу.

«Где больше»

Цель: продолжать закреплять представления о неизменности объема жидкости от формы и размера сосуда.

Материал: 2 прозрачные банки разной формы (на одной банке наклеен квадрат, а на другой прямоугольник, 2 одинаковых стакана с водой.

Ход игры: на столе стоят 2 прозрачные банки разной формы и 2 одинаковых стакана с водой. На одну банку наклеен квадрат, на другую прямоугольник. Те же фигуры и на стаканах.

— В какую банку нальем воды сначала? Воспитатель выливает воду из стакана с прямоугольником в банку с прямоугольником – она ниже, шире. Затем выливает воду из стакана с квадратом в банку с квадратом – она высокая, узкая.

— В какой банке воды больше? Дети высказывают свои предположения.Воспитатель с детьми переливает воду обратно в стаканы и проделывает переливание наоборот: из стакана с прямоугольником в банку с квадратом, из стакана с квадратом в банку с прямоугольником.

— В какой банке воды больше? (Дети высказывают свои предположения и с помощью воспитателя приходят к выводу, что количество воды не зависит от формы и размера сосуда.)

«Строим дом»

Цель: умение определять отношения пяти предметов по высоте.

Материал: 5 столбиков разной высоты (палочки Кюизера)

на каждого, игрушка дом.

Ход игры: дети сидят за столами, на которых лежат 5 столбиков разной высоты (палочки Кюизера)

на каждого.

— С вами бревнышки возьмем

Будем строить новый дом.

— А чтобы построить новый дом, нужно сначала правильно расставить все бревнышки (столбики)

. Поставьте их в ряд, начиная с высокого. Дети ставят бревнышки
(столбики)
в ряд. Один ребенок делает это на столе у воспитателя.

— Как вы поставили бревнышки для строительства дома? (Высокое, низкое, ниже, еще ниже, самое низкое.)

— Молодцы, бревнышки рассортировали, теперь строители могут построить дом быстро. Воспитатель ставит на стол готовый дом – игрушку. Этот дом можно обыграть, привезти на машине к нему только те игрушки, которые в него войдут по размеру, высоте. Игрушки для дома можно подбирать с помощью мерки, путем приложения.

«Три медведя»

Цель: Закрепить умение дифференцировать предметы по величине,

соотносить предметы по этому признаку.

Материал: три игрушечных медведя, три набора кукольной посуды разных по величине.

Ход игры: На машине привозим кубики большие и маленькие.

«Превращаемся»

в строителей и строим дома-башенки: один дом для медведя из больших кубиков, а другой для зайчика — из маленьких кубиков.

Желательно обыграть «медведя»

и
«зайца»
с помощью стихотворения:

«У медведя дом большой (разводим руки,

А у зайца маленький (соединяем ладошки)

.

Наш медведь домой пошёл (изображаем походку медведя,

А за ним и заинька (прыжки)

».

2 вариант.Цель: закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятиями «высокий»

,
«низкий»
,
«одинаковые по высоте»
.

Материал: игрушечная машина, кубики одинакового размера.

Ход игры:Взрослый читает стихотворение:

«Сидит кукла на тележке, продаёт она орешки»

и достаёт большую куклу.

— Посмотри к нам пришла кукла и принесла орешки. Пока ребёнок рассматривает орешки, появляется маленькая куколка.

Взрослый побуждает ребенка сравнить кукол по размеру и затем поделить орешки: большой кукле — большие грецкие орехи, а маленькой куколке — маленькие, фундук. Далее можно орешки посчитать и покатать ладошками для развития мелкой моторики.

«Вода в стаканах»

Цель: формировать понятие о сохранении объема жидкости, в стаканах.

Материал: два стакана одинаковой формы, один стакан выше и уже, чем первых два.

Ход игры. Два стакана одинаковой формы, находятся на разном расстоянии от ребенка, но с равным количеством воды (о чем ребенок не знал)

.Вопросы к детям:

— Что ты видишь на столе?

— Посмотри и скажи, где воды больше?

Часто дети путаются, так как стаканы стоят на разном расстоянии от ребенка и поэтому кажется, что количество воды в стаканах разное.

Педагог переливает из одного стакана воду в другой стакан, который другого размера (на глазах у ребенка)

. В ходе занятия педагог
формирует у ребенка понятие о том, что объем жидкости, в стаканах, не изменится независимо от формы стакана.Вопросы к ребенку:
— Посмотри и скажи, где воды больше?

— Скажи, поровну ли воды?

— Да, поровну. Вы воду не отливали, а просто перелили в этот стакан. Он выше, уже и кажется, что воды в нем больше.

«Елочки»

Цель: формировать умение сравнивать два предмета с помощью третьего.

Материал: две елочки, наклеенные на лист, карандаш, ножницы, мера – полоска цветной бумаги.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]