Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Состав числа 10
Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе с ОНР на тему «Помоги Машеньке вернуться домой»
Цель: познакомить детей с составом числа 10 из единиц. Задачи: I. Образовательная:
— Продолжать учить составлять число 10 из единиц. — Познакомить с записью числа 10. — Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10. — Закреплять умение соотносить числа в пределах 10 с количеством предметов. — Закрепить умения детей выкладывать из счетных палочек цифру 10. — Закрепить умения детей выкладывать числовой ряд в пределах 10. — Закрепить умения детей называть предыдущее и последующее число и их соседей.
II. Развивающая:
— Развитие психических процессов: память, внимание, логическое мышление. — Развитие мелкой моторики. — Развитие связной речи.
III. Воспитательная:
— Совершенствовать морально-волевые качества воспитанников посредством развития усидчивости, умения выслушать собеседника, выносить собственное суждение.
Материал: иллюстрация Машеньки, цифры от 1 -10, схема, условные обозначения: цифры от 1-4, карточки с группой предметов (от 1-10), раскраски, карандаши, пеналы, счетный материал, тетради, прописи, магнитная доска, круги одного размера от 1-10, числовой ряд от 1-10, счетные палочки, мяч
Ход
1. Вводная часть Организация детей в кругу. — Ребята, посмотрите, я сегодня утром в группе нашла такую схему, на ней изображены цифры, а сзади схемы текст, давайте прочитаем и узнаем, зачем эти цифры нарисованы, слушайте внимательно: «Здравствуйте, дети! Помогите мне, пожалуйста, я ходила в лес погулять, а обратно возвращалась поздно вечером, было уже темно и я заблудилась, и теперь не могу найти дорогу домой. Эта схема поможет вам найти мне дорогу домой. С уважением, Машенька!» — Ребята, кому нужна наша помощь? Поможем? — На схеме нарисованы цифры от 1 до 4. — В группе у нас эти цифры тоже спрятались, их нужно найти и выполнить задания. Если все задания выполним правильно, то Машенька сможет найти дорогу домой. 2. Основная часть — Первая цифра какая? (один) — Ищем в группе цифру один. Дети ищут по группе. Воспитатель с конверта читает первое задание. — Первое задание называется «Назови цифру» (выполняется на ковре в кругу). Я буду вам говорить цифру, а вам нужно назвать её соседей, цифру, которая стоит перед ней и после неё. Воспитатель кидает мяч детям по очереди и называет цифру, а дети называют её соседей.
— Молодцы, а теперь я называю цифру, а вы мне ту, которая стоит за этой цифрой. — Это задание вы выполнили верно. Идем дальше. Какая по счету следующая цифра? (два) — Ищем в группе цифру 2. Дети ищут по группе. — От цифры 1 до цифры 2 нам нужно на нашей схеме провести линию, чтобы Машенька нашла дорогу. Ребенок рисует линию карандашом.
Воспитатель с конверта читает второе задание.
— Второе задание называется «Составь цифру 10» Выполняется за столами. — Ребята, садитесь за столы. — Тася, выйди ко мне и посчитай, сколько кругов на доске. Ребенок считает. — Как составлено число 10? (1 розовый круг, 1 красный круг, 1 желтый круг и т.д.) — Маша, выйди ко мне и разложи на доске числовой ряд от 1 до 10, а остальные из пенала достаньте цифры и разложите перед собой. — Покажи нам, как обозначается число 10. Ребенок указывает на цифру 10. — Антон, выйди и посчитай цифры, а теперь в обратном порядке. — Ребята, Антон правильно посчитал? — Молодец, садись. — Теперь возьмите 6 счетных палочек и выложите их них цифру 10.
Проверяю у каждого ребенка на правильность выполнения задания.
— Молодцы, все верно выложили. Положите счетные палочки на место. — После цифры 2 какая следующая? (три) — Ищем в группе цифру три. Дети ищут по группе. — От цифры 2 до цифры 3 проведите линию. — Следующее задание называется «Соотнеси» — Каждому из вас я раздам карточки. У кого-то цифра изображена, а у кого группа предметов и нужно найти пару, количество предметов должно совпадать с цифрой. Дети ищут себе пару и встают друг с другом. — Молодцы, теперь давайте поменяемся карточками. Воспитатель меняет карточки детям. — С этим заданием мы справились. После цифры 3 какая следующая? (четыре) — Ищите цифру четыре в группе. Дети ищут цифру. — Это наша последняя цифра в нашей схеме. Давайте проведем линию от цифры 3 к цифре 4. Ребенок проводит линию. — Четвертое задание называется «Запиши цифру 10» — Садитесь за столы. Открывайте тетради. Показываю детям нужное задание, которое необходимо выполнить. — Карандашом обведите по точкам цифру 10. Проверяю у каждого ребенка на правильность выполнения задания. — Молодцы, закройте тетради и отодвиньте на край стола.
3. Заключительная часть: — Осталось последнее задание. Я буду задавать вам вопросы, если вы ответите правильно, то будете получать часть пазла, как все детали соберем, тогда сможем помочь Машеньке вернуться домой. Вопросы: 1. Назови геометрическую фигуру с тремя углами. (треугольник) 2. Сколько сторон у квадрата? (4) 3. Назови соседей числа 8 (7 и 9) 4. Сколько ножек у стола? (4) 5. Какой день недели идет после четверга? (пятница) 6. На какую геометрическую фигуру похоже яйцо? (овал) 7. Сколько времен года? Назови их (4. Осень, зима, весна, лето) 8. Посчитайте по порядку от 0 до 10. 9. Какой день недели идет после воскресенья? (понедельник) 10. Назови части суток (утро, день, вечер, ночь) — Молодцы, на все вопросы ответили верно, мы получили все детали. Давайте посмотрим, что у нас получилось. — Да, ребята, это Машенька. Она нашла дорогу домой и говорит вам огромное спасибо за помощь и дарит вам небольшие подарки. — Давайте попрощаемся с Машенькой. — До свидания, Машенька!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД для детей подготовительной группы. Как хорошо уметь считать Конспект НОД по математике в подготовительной к школе группе Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с презентацией Конспект образовательной ситуации по ФЭМП в подготовительной группе ДОУ
Похожие статьи:
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Пятиугольник
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Повторение изученного в старшей группе
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Решение логических задач
Конспект НОД по математике в подготовительной группе на тему: Площадь
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Танграм
Состав числа 10
Интенсивное занятие на состав числа 10 тренирует детей в счёте. Общий ручеёк знаний благоприятно воздействует на сплочение класса.
Цель
: закрепить знание состава числа 10.
Задачи
:
- совершенствовать умение выполнять задания, требующие знание состава числа 10;
- записывать выражения по рисунку или соотносить предложенные с рисунком;
- выполнять группировку чисел;
- выявлять закономерности;
- развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, математическую речь;
- воспитывать интерес к предмету, аккуратность, чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование
: рисунок к загадке, модель капельки, карточки с числами, геометрические фигуры – маленькие и большие квадраты разного цвета, рисунок «волшебного колеса», стопка тетрадей, перфокарты, капелька для каждого ученика.
Ход занятия
Учитель
: Ребята, здравствуйте. Посмотрите за окно, какое сейчас время года?
Дети
: Осень.
Учитель
: Что изменилось в природе?
Дети
: Рано темнеет, дует холодный ветер, часто идёт дождь.
Учитель
: Действительно, посмотришь в дождик на окно, всё оно залито маленькими капельками.
Учитель
: Каждая наша капля особая, она не простая и предлагает вам задание. Если мы быстро и правильно выполним задание, то эта капля попадает в ручеёк знаний, пока что ещё маленький.
Учитель
: Разгадайте правило, по которому составлен ряд чисел, и продолжите его (
только однозначные числа
). 4, 6, 5, 7, 6, …, …, …, …
Дети
: 4, 6, 5, 7, 6, 8, 7, 9, 8 (
фронтальная проверка
).
Учитель
: Уменьшите каждое число в ряду на 3. На обратной стороне доски даны ответы. (
Дети проводят самопроверку
.) 1, 3, 2, 4, 3, 5, 4, 6, 5,
Учитель
: Мы справились с заданием, и первая капелька попадает в ручеёк знаний (
капельку помещаем в ручеёк
).
Учитель
: На доске даны карточки с числами 1-9. Я говорю задание, вы должны подумать и выбрать карточку с нужным ответом:
- на сколько число 8 больше числа 4?
- на сколько число 7 меньше числа 9?
- число 9 уменьшить на 3;
- число 2 увеличить на 1;
- чему равна сумма чисел 2 и 5?
- чему равна разность чисел 7 и 6?
Дети
: 4, 2, 6, 3, 7, 1 (
фронтальная проверка
).
Учитель
: Вставьте вместо точек числа, чтобы получились верные записи. Использовать можно только числа, полученные в первом задании. … + …=… — … … — …=… — … … + …=… + … (
Задание выполняется самостоятельно в тетрадях, затем проверяется у доски. Рассматриваются все варианты ответов
.)
Учитель
: Мы справились с заданием, и вторая капелька попадает в ручеёк знаний (
капельку помещаем в ручеёк
).
Учитель
: Назовите числа, которые нужно вставить в «окошки». (
Учащиеся называют числа, выходят к доске и переворачивают карточки: 3, 9, 5, 1, 6, 10
.)
Учитель
: Назовите лишнее число.
Дети
: 10.
Учитель
: Почему?
Дети
: Двузначное, один десяток.
Учитель
: Подумайте, какую задачу урока мы ставим? Зачем?
Дети
: Повторение и закрепление состава числа 10, чтобы потом легко и быстро выполнять сложение и вычитание. (
Сообщение темы и задач урока
.)
Учитель
: Мы справились с заданием, и третья капелька попадает в ручеёк знаний (
капельку помещаем в ручеёк
).
Учитель
: У меня в стопке тетради. Сколько их?
Дети
(
считают
): 5.
Учитель
: Я добавила ещё несколько. Сколько стало?
Дети
(
считают
): 10.
Учитель
: Сколько я добавила тетрадей?
Дети
: 5.
Учитель
: Как получили 10?
Дети
: 5 + 5=10. (
Выражение записывается на доске и в тетради
.)
Учитель
: Даны фигуры. Назовите их. По какому признаку нужно разбить все фигуры на две группы, чтобы это соответствовало выражению 5 + 5?
Дети
: По цвету. (
Ученик у доски делит фигуры по цвету на две группы
.)
Учитель
: По какому ещё признаку можно разбить фигуры?
Дети
: По размеру. (
Ученик у доски делит фигуры по размеру на две группы и записывает выражение 6+4=10, 4+6=10. Дети записывают в тетрадь
.)
Учитель
: Давайте отвлечёмся и проведём физкуль. Хомка-хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Щёки моет, шейку трёт. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать. (
Дети имитируют все движения хомячка
.)
Учитель
: Перед вами игра «Волшебное колесо». Расположите числа от 1 до 9 так, чтобы в любом направлении по прямой линии получилось в сумме 10. (
Ученики выходят к доске и записывают пары чисел.
)
Учитель
: А теперь напишем новые выражения на доске и в тетради: 1+9=10; 9+1=10; 2+8=10; 8+2=10; 3+7=10; 7+3=10. Прочитайте все выражения (
записи в тетради
). Мы справились с этими заданиями, поэтому все капельки попадают в ручеёк знаний.
Учитель
: Теперь нам предстоит работа по учебнику Н.Б.Истоминой. (
Страница 125 № 291, работа в парах
.) Рассмотрите каждую пару рисунков. Что происходит?
Дети
: Количество кругов увеличивается.
1-я пара
объясняет
: число красных кругов увеличили на 2, стало 10 (8+2).
2-я пара
: число жёлтых кругов увеличили на 4, получили 10 (6+4).
3-я пара
: число зелёных кругов увеличили на 5, получили 10 (5+5).
4-я пара
: число синих кругов увеличили на 3, получили 10 (7+3).
Учитель
: Какого случая не хватает?
Дети
: 9+1=10
Учитель
: Откройте свои тетради (ТПО). Страница 37 №79. Первое задание выполняем с объяснением. В треугольнике 4 круга. Какой цифрой записали это число?
Дети
: 4.
Учитель
: Сколько надо дорисовать кругов до 1 десятка?
Дети
: 6.
Учитель
: Сколько всего кругов?
Дети
: 10. Для записи этого числа используем две цифры: 1 и 0. (
Дальше задание выполняется самостоятельно. После выполнения – проверка
.)
Учитель
: У вас на столе перфокарта, с помощью которой я проверю, как вы усвоили состав числа 10. А опускать нашу последнюю капельку в ручеёк знаний или нет, я решу после проверки выполненной работы. Учитель: Подведём итоги. Что повторили на уроке? Какие задания больше понравились? На столе у каждого из вас маленькая капелька. Если вы уверены, что хорошо знаете состав числа 10, не затруднялись при выполнении заданий, то ваша капелька попадает в ручеёк знаний. Если кто-то не уверен в себе, пусть эта капелька пока останется с вами. И когда вы убедитесь в своих знаниях, тогда опустите капельку в общий ручеёк. Может быть это будет завтра. (
Дети выходят к доске и опускают свою капельку в «ручеёк знаний»-конверт
.)
Татьяна Гаврилова, учитель начальных классов, МБОУ «СШ № 29
с углублённым изучением отдельных предметов», г.Смоленск