Картотека игр-ситуаций для детей младшего возрастакартотека (младшая группа)


Текст книги «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада»

Игра-ситуация «Ремонт обуви»

Методика проведения

. Воспитатель приносит в группу туфли и говорит: «У туфель сломались каблуки. Что делать? Кто может починить?» Подходит к мальчику.

Воспитатель. Гриша, ты – мастер? Сможешь починить туфли? Мне не в чем ходить. Я шла, споткнулась, и каблуки сломались. Почини, пожалуйста, туфли. У тебя есть молоток, гвозди? Как ты будешь чинить? Постучишь молотком, прибьешь гвоздик? Вот так. Смотрите, ребята, Гриша починил мои туфли, я теперь снова могу их носить (Надевает туфли.) Дети, кому надо ремонтировать обувь, подходите, у нас появился хороший мастер. Он умеет подбивать каблуки, сшивать кожу.

Воспитатель побуждает детей нести обувь в ремонт.

Игра-ситуация «Ремонт машин»

Методика проведения

. Воспитатель подходит к играющим в машины детям и помогает им обогатить игру.

Воспитатель. Денис, у твоей машины, кажется, спустилось колесо. Не хочешь позвать мастера? Ты сам сможешь поменять колесо?

Молодец. Только одному неудобно, хочешь, я тебе помогу, или можешь позвать кого-нибудь из водителей. Они сейчас отдыхают, обедают. (Подходит к мальчикам.) Водители, вы отдыхаете? Уже пообедали? Там вас Денис зовет. Денис, объясни, что у тебя с колесом. (Денис объясняет.) Если только колесо спустилось, то можно самим поменять. А если еще и дверца не работает, то можно съездить в ремонтную мастерскую – в автосервис. Поедете ремонтировать или сами будете делать? Сами. Тогда надо брать инструменты. Они у вас есть? Хорошо. Я тоже у своей машины колесо меняла. Сначала надо его снять. Потом поставить новое.

Дети ремонтируют свои машины.

Игры в парикмахерскую

Игра-ситуация «Красивая стрижка»

Методика проведения

. Воспитатель берет расческу и проводит ей по волосам.

Воспитатель. У меня сегодня волосы плохо причесаны. Надо сделать новую прическу. Пойду в парикмахерскую. (Подходит к девочке, играющей в уголке парикмахера.) Марина, ты – парикмахер? Сделай мне, пожалуйста, прическу. Я хочу, чтобы волосы были красиво причесаны. Можно помыть их шампунем. (Моет.) А красить будешь? Покрась мне волосы краской, чтобы они были темные. Мне идут темные волосы. (Красит.) А теперь я пойду подставлю волосы под большой фен, пусть сушатся. (Делает соответствующие движения.) Все, волосы высохли. (Обращается к девочке-парикмахеру.) Мастер, причешите меня, пожалуйста. Вот спасибо. Погляжусь в зеркало – очень красиво! (Детям.) Кто еще хочет сделать прическу? Приходите в мастерскую, тут работает хороший мастер. Надо, что бы мастеров было побольше, а то придется всем долго стоять в очереди. Оля, твоя дочка будет делать прическу? Лиза, приходи стричься. (Игра продолжается.)

Игра-ситуация «Привезли новые шампуни»

Методика проведения

. Воспитатель берет шампунь и говорит, что в парикмахерскую привезли новые шампуни, которые делают волосы мягкими. Дети по одному подходят к воспитателю, исполняющему роль парикмахера, и он «моет» им волосы новыми шампунями.

Дети приводят своих кукол стричься. Воспитатель показывает, как он действует с ножницами (воображаемый предмет), с расческой, как моет волосы клиентам, укладывает прическу.

Игра-ситуация «Стрижка для собачки»

Методика проведения

. Педагог приносит игрушечную собачку с бантиком и говорит, что собачки тоже ходят к парикмахеру. Воспитатель-парикмахер сажает собачку на кресло и стрижет ее. Затем приглашает детей с их питомцами в парикмахерскую. Каждый ребенок сообщает мастеру, какую прическу нужно сделать. Педагог просит хозяев ласково поговорить со своими животными, чтобы те не боялись стричься.

Игры в почту

Игра-ситуация «Поздравим маму»

Методика проведения

. Воспитатель показывает детям телеграмму и говорит, что приходил почтальон и принес ее. Читает телеграмму, в которой дочка воспитателя поздравляет ее с праздником 8 Марта и желает здоровья и счастья. Воспитатель спрашивает детей, не хотят ли они отправить своим мамам к празднику телеграммы.

Воспитатель. Танечка у нас почтальон. Таня, ты – почтальон? А у тебя есть сумка? В этой сумке настоящий почтальон всегда носит телеграммы. Ты возьмешь у ребяток телеграммы? Дети поздравляют своих мам. Отнеси телеграммы по домам. Почтальон приходит к мамам домой, стучит в дверь и дает телеграмму. Я – мама, и я тоже хочу получить телеграмму. Почтальон, скажите, а для меня у вас есть еще телеграмма? Есть! Мой сынок поздравил меня! Почитаю, что он пишет: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с праздником 8 Марта». Спасибо почтальону за почту.

Игра-ситуация «Посылка для мишек»

Методика проведения

. Воспитатель приносит посылку и показывает детям, что в ней лежат носки.

Воспитатель (воспитатель играет роль работника почты). Сегодня на почту пришла Оля. Она хочет отправить посылку. Для кого посылка? Для бабушки? Что ты кладешь в посылку? Варежки? Бабушка будет довольна, у нее не замерзнут руки в холодную погоду. Положу варежки в посылку, упакую, напишу адрес и отправлю почту самолетом. Он быстро посылку доставит. Дети, давайте пошлем кому-нибудь посылку. Кому? Может, мишкам. Они весной просыпаются после зимнего сна голодные. Давайте пошлем им что-нибудь вкусное. Что? (Дети предлагают варианты.) Пошлем им банку сгущенного молока, им понравится, ведь мишки любят сладкое.

Воспитатель упаковывает посылку.

Наблюдения и целевые прогулки

Наблюдение за легковыми машинами

Цель

. Понаблюдать за легковыми автомобилями; познакомить детей с машиной скорой помощи и такси.

Методика проведения

. Воспитатель приглашает детей на прогулку и подводит их к краю участка так, чтобы была видна улица. Мимо проезжают разные автомобили: грузовые, легковые. Воспитатель обращает внимание детей на то, что все легковые машины нетрудно отличить от грузовых – они значительно меньше, у них нет такого большого кузова, в который можно нагружать груз. Легковые машины отличаются друг от друга. Они бывают разных марок. Есть маленькие, есть машины побольше, а есть совсем большие. Все они имеют одинаковые детали: дверцы, стекла, колеса, крышу. Каждой машиной управляет шофер. Он внимательно смотрит на дорогу, чтобы правильно вести машину.

Вот появился на дороге пешеход. Шофер смотрит на светофор: для пешеходов сейчас горит его красный сигнал – «Стой на месте!». Берегись, пешеход, стой и жди, когда машины проедут. Пешеходы не спешат, они дождались, когда для них загорелся зеленый свет, и пошли по переходу. Молодцы, соблюдают правила движения.

Вот едет машина с красным крестом, этот скорая помощь. Водитель включил сирену – особый сигнал – и поехал быстро-быстро. Дорога освобождается, скорая мчится как ветер. Скорая помощь – это специальная машина, которая приезжает ко всем, кто тяжело заболел. Если что-то случается, скорая тут как тут. В этой машине, кроме шофера находится бригада медиков, которая выезжает к больным на дом. Заболел – вызывай скорую, приедет врач и поможет больному.

Вот едет такси. Такси вызывают те, кто очень спешит. Если человек опаздывает на работу или торопится на самолет, то он звонит по телефону и вызывает такси. Таксист – это шофер, который очень хорошо знает город. Куда бы ни попросил его поехать пассажир, водитель такси знает, как туда быстрее доехать. Вы ездили когда-нибудь на такси?

Затем воспитатель проводит игру «Вызови такси». Дети звонят по воображаемому телефону, называют адрес, и такси приезжает. Дети-таксисты ездят по городу и следят за сигналами светофора. Воспитатель поднимает зеленые, желтые, красные кружки.

Наблюдение за торговыми павильонами

Цель

. Понаблюдать с детьми за работой торговых павильонов.

Методика проведения

. Воспитатель обращает внимание детей на площадку перед большим магазином. Там много маленьких павильончиков – продовольственных палаток. К палаткам подходят люди – покупатели – протягивают деньги, берут покупки и уходят. Это очень удобно. Например, мама спешит с работы домой. Она не тратит много времени на поход в большой магазин. Туда она пойдет в воскресенье, когда будет свободна. А сейчас ей удобнее купить в палатке самое необходимое: молоко, творог, овощи, фрукты, колбасу. Это занимает несколько минут.

В овощных палатках на витрине овощи, в молочных палатках – молоко, в мясных – колбаса и мясо. Продавцы внимательно выслушивают покупателей, взвешивают товар на весах, получают деньги и благодарят за покупку.

Вот подошел покупатель. Что он будет брать? В овощной палатке покупатель берет огурцы, помидоры и лук. Продавец складывает все ему в пакет, и покупатель идет домой. Вот подходит женщина с коляской. Она покупает молоко, сметану и творог и направляется домой.

Примечания.

По окончании наблюдения воспитатель побуждает детей к игре в покупателей и продавцов.

Экскурсия по детскому саду (в швейную мастерскую)

Цель

. Познакомить детей с работой швеи (кастелянной); показать, как из куска ткани получается готовое изделие.

Методика проведения

. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у куклы Риты порвалось ее любимое платье. Как помочь Рите? В ответ на предложение детей купить ей новое платье говорит, что магазин уже закрыт, а кукле надо в чем-то идти из детского садика домой, да и платье жалко, дыра совсем небольшая. Дети предлагают зашить дыру.

Воспитатель приносит игрушечную швейную машинку, но она сломана. Как быть? Все вместе решают сдать платье в ремонт. Воспитатель «вспоминает», что в детском саду есть место, где могут отремонтировать одежду – швейная мастерская.

Дети приходят в мастерскую. Швея (кастелянша) спрашивает у детей, чем им помочь. Дети объясняют, что случилось. Швея на глазах у детей застрачивает шов. Воспитатель рассказывает, что в детском саду ремонтом одежды занимается Валентина Михайловна, швея. Она очень любит шить. Если у куклы разорвалось платье, то она может сшить новое. На глазах у детей швея раскраивает материал и шьет новое платье.

Валентина Михайловна может сшить новую наволочку, пододеяльник, занавеску. В детском саду, в музыкальном зале висят шторы, которые она недавно сшила. Дети осматривают помещение мастерской: вот стоит швейная машинка, у нее есть иголка, при помощи которой швея шьет вещи; аккуратно разложены швейные принадлежности; на стенах висят вышитые картины – солнышко, цветы, елочки. Валентина Михайловна показывает, как работает швейная машинка, как она застрачивает шов. Дети видят, что швея ловко вдевает нитку в иголку и тоненькой иголочкой подшивает край, отрезает ножницами остатки нити.

Валентина Михайловна говорит: «Шаг, другой, еще шажок – иголка делает стежок; один стежок, еще, и снова – и платье новое готово!» Воспитатель показывает детям два платья для Риты: одно новое, другое отремонтированное. Дети благодарят Валентину Михайловну, а она говорит спасибо швейной машинке:

Вышиваю на машинке Я узоры для Маринки, Для Наташки – две ромашки, Шью из кожи – для Сережи, Будут новые подушки, Будут новые простынки. Для Ирины – три перинки, Покрывало – для Каринки.

Экскурсия в столярную мастерскую

Цель

. Познакомить детей с работой столярной мастерской.

Методика проведения

. Воспитатель показывает детям на сломанный стул – на него нельзя садиться, можно упасть.

Спрашивает: «Больше нет сломанных стульев? Нет. Что делать? Можно ли стул починить?»

Воспитатель берет настоящие гвозди и начинает прибивать отломанный край ножки. Ничего не получается. Что делать? Надо пойти к Василию Никитичу, столяру, и попросить его отремонтировать стул.

Дети идут в столярную мастерскую. Воспитатель объясняет, что столяр – это мастер, который работает по дереву. Он изготавливает деревянные изделия и чинит сломанные. Василий Никитич показывает детям свое небольшое хозяйство: место, где можно заниматься мелким столярным ремонтом. Там есть тиски, верстак, полочки с инструментами, ящики с гвоздями и шурупами. Все это очень интересно рассматривать. Столяр разрешает детям потрогать, взять в руки некоторые инструменты, показывает, как можно обтесывать дерево, ввинчивать шурупы, забивать гвозди. Дети наблюдают за тем, как мастер ремонтирует стул.

На участке воспитатель побуждает детей к игре в столярную мастерскую: дети используют игрушечные инструменты и предметы-заместители. Воспитатель организует работу столярной мастерской: приходят клиенты и делают заказы, а мастера их выполняют.

Театрализованная игра

Одной из характерных особенностей ребенка 3–4 лет является стремление к самостоятельности. В театрализованной деятельности его независимость проявляется в желании действовать по-своему, влияет на развитие самостоятельной игры. Увиденное представление может явиться для малыша источником самодеятельной «игры в сказку». Но для малыша поводом для самостоятельного обыгрывания является не всякий сюжет, а только тот, который оставил в его сознании наиболее яркое впечатление. Увлекательный сюжет, запоминающиеся персонажи обязательно вызовут сильную эмоциональную реакцию ребенка. Воспитатель может пронаблюдать за тем, какие сюжеты оказали на детей наибольшее влияние. Для этого после проведения инсценировки или спектакля следует оставить детям для самостоятельной игры те куклы и игрушки, которые выступали в роли героев того или иного сюжета, и понаблюдать, как каждый ребенок будет взаимодействовать с ними. От того, насколько интересным был спектакль и от систематического общения с театром на протяжении всей жизни в детском саду зависит опыт самостоятельного обыгрывания сюжетов детьми.

Немаловажным является то, как взрослый готовится к предстоящей постановке: выбирает художественный материал, оборудование, продумывает драматургию спектакля, репетирует, пробуя разные средства выразительности для решения поставленных задач. Сюжет постановки будет интересен детям, если воспитатель использует в нем яркие куклы, подбирает музыку, соответствующую характеру сценической ситуации, эффективно пользуется средствами художественной выразительности (интонацией, темпом, динамикой, ритмикой постановки).

Начиная именно со второй младшей группы нужно неустанно заботиться о том, какое впечатление оказывает тот или иной спектакль на детей, так как в возрасте трех лет у ребенка появляется первый интерес к роли, являющийся своеобразным зеркалом, в котором отражаются взаимоотношения между людьми. Игровые действия, которыми овладел к этому моменту ребенок, наполняются содержанием той роли, которую он выбирает.

Театрализованная игра становится более продолжительной по времени, потому что дети могут дольше удерживать внимание на объекте, не переключаясь; активнее вовлекаться в игровую ситуацию, в импровизацию. Воспитатель должен использовать стремление детей к самостоятельности (выполнить действие, участвовать в инсценировке), поощрять малейший проблеск фантазии, направлять ее в развивающее русло. Необходимо привлекать к работе идейно содержательный материал, так как в этом возрасте малышам доступны и нравственные выводы, и юмор, содержащиеся в играх и сказках. Театрализованная деятельность не должна носить стихийно-развлекательный характер, она должна воспитывать ребенка.

В настоящем пособии предлагаются сценарии игровых ситуаций,

представляющих собой совокупность художественно-творческих обстоятельств, в которые попадает ребенок; в результате возникает комплексное воздействие игрой, способствующее погружению в мир драматизации, формированию активной жизнетворческой позиции, багажа знаний и умений, способов творческой деятельности.

Разработанные нами игры-ситуации включают в себя различные виды театрализованной игры

: разминки, этюды, игры с движением, импровизации, игры-инсценировки, сказки, спектакли. Они могут иметь тренировочный характер (разминки, этюды, упражнения), но обязательно требуют параллельной постановки художественных задач. Инсценировки и спектакли в исполнении взрослого требуют от педагога тщательной подготовки для оказания наибольшего впечатления на детей и должны огранизовываться как игра, яркое художественное действо.

Во второй младшей группе усложняются программные задачи, и воспитатель больше внимания уделяет вовлечению детей в процесс проигрывания роли. Ребенок включается в роль в разных ситуациях: показывая представление куклам, непосредственно входя в роль или обыгрывая сюжет «для себя» (например, в режиссерской игре).

Театрализованная игра представлена в пособии как эмоциональная ситуация,

которую создает и организует взрослый. Смысл этой ситуации состоит в том, чтобы захватить ребенка впечатлением, эмоцией, создать атмосферу непринужденности, импровизации, в которой все происходит «здесь и сейчас», ничто не репетируется и не выучивается специально, заранее, но все создается тут же, у него на глазах, и поэтому так эффективно и ценно.

Большое внимание мы уделяем роли педагогического театра

в жизнедеятельности детей, как мощного катализатора их творческой активности, их собственной, самостоятельной театрализованной деятельности. Чем интереснее действует взрослый (коллектив взрослых) в спектакле, тем привлекательнее для детей театр. Воспитатель на данном этапе продолжает приобщать детей к миру театра через игру. Дети получают элементарные необходимые сведения, о правилах поведения в театре, об обустройстве театрального помещения, позволяющие им полно воспринимать театр в целом, с удовольствием смотрят спектакли в исполнении педагогов или старших детей.

В театрализованных играх для детей второй младшей группы используются различные виды театра

: настольный, на ширме, на фланелеграфе. Для ребенка 3–4 лет кукла по-прежнему остается главным персонажем в жизни и лучшим партнером по игре. Воспитатель должен направлять свои усилия на то, чтобы сделать сверстника привлекательным в качестве партнера по игре для дальнейшего развития игровых умений. В пособии предлагаются вариативные игровые ситуации, позволяющие один и тот же сюжет использовать как с партнером-игрушкой, так и с включением партнера и игрушки или только партнера.

Произведения для музыкального сопровождения в пособии не указываются. Главное – не шаблонизировать ситуацию, дать педагогу возможность выбрать подходящее созвучное настроению произведение. Педагог, чутко настроенный на конкретную игровую ситуацию, заранее подберет к ней ту пьесу или песню, которая только и необходима для создания звукового фона, для характеристики героя или явления в целом.

Воспитатель может шире, вариативнее использовать предлагаемые игры-ситуации: делить на части, менять местами, дополнять необходимыми сюжетными связками, сопровождением – словом, творчески подходить к работе.

В театрализованных играх детей 3–4 лет обнаруживается тесная связь с сюжетно-ролевой игрой. В играх разыгрываются сюжеты на бытовые темы (ремонт одежды, приготовление обеда, поход в парикмахерскую и т. д.), позволяющие взглянуть на знакомую ситуацию с другой, художественной стороны.

Предложенные нами игры-ситуации можно проводить в любое время в режиме дня: как на занятиях, так и в свободной совместной деятельности воспитателя с детьми. Основным критерием успешности работы являются интерес и увлеченность детей в процессе игры.

Сценарии игр-ситуаций

Сентябрь

Игра-ситуация «Травка-муравка»

Программное содержание

. Ввести детей в игровую ситуацию; дать положительный эмоциональный заряд; развивать интонационную выразительность голоса.

Материалы

. Картинки для игры «На лужке» и для прибаутки «Травка-муравка».

Связь с другими занятиями и видами деятельности

. Музыка, художественная литература, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель приводит детей на «зеленый лужок», обращает внимание на красоту лужайки (яркие цветы, зеленую траву) и предлагает порадоваться солнечному дню. Дети стоят стайкой. Проводится двигательная разминка.

Двигательная разминка «На лужке»

Воспитатель.

Вышли детки на лужок, На высокий бережок. Зеленеет травушка, Травушка-муравушка. (Дети взмахивают руками вверх-вниз.)
Колокольчики цветут, Прямо к солнышку растут, На ветру качаются, Всем хотят понравиться.
(Дети качают поднятыми вверх руками.)
Пчелки быстрые спешат, Над цветочками кружат, Ладится работа — Меду полны соты!
(Дети летают, как пчелки.)

Воспитатель собирает «пчелок» в кружок и проводит гимнастику для голоса.

Игра-диалог (гимнастика для голоса) «Пчелы, отзовитесь!»

Воспитатель стоит в кругу, дети сидят на корточках – «прячутся».

Воспитатель.

Пчелки, пчелки, отзовитесь!

Пчелы (недовольно).

Зум-зум-зум! Зум-зум-зум!

Воспитатель.

Пчелки, пчелки, покажитесь!

Пчелы (недовольно).

Зум-зум-зум! Зум-зум-зум!

Воспитатель.

Вам построю новый дом!

Пчелы (поднимаются, машут крылышками, жужжат удивленно).

Зум-зум-зум? Зум-зум-зум?

Воспитатель.

Так уютно в доме том!

Пчелы (радостно).

Зум-зум-зум! Зум-зум-зум!

Воспитатель.

Солнце скрылось за горой, Ну-ка, пчелки, все домой!

Пчелы, радостно жужжа, перелетают в «новый домик» – на другое место.

Игра повторяется.

Воспитатель обращает внимание ребят на то, что наступил вечер, настраивает их на спокойный лад и драматизирует русскую народную прибаутку «Травка-муравка», показывая соответствующую картинку:

Травка-муравка со сна поднялась, Птица-синица за зерно взялась, Зайки – за капустку, Мышки – за корку, Детки – за молоко.

Можно дать детям молока в красивом кувшине.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]