» Физическая культура на свежем воздухе» для старшей группы


» Физическая культура на свежем воздухе» для старшей группы

«Физическая культура на свежем воздухе»

в старшей группе

« Пчёлки» №02

Воспитатели: Герасько Л.М

СЕНТЯБРЬ

ЗАНЯТИЕ № 1

Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному и врассыпную, в умении действовать по сигналу, развивать ловкость и глазомер при прокатывании мяча двумя руками

1 ч -Ходьба в колонне по одному в чередовании с бегом, ходьба и бег врассыпную. Построение в два круга.

2ч -Игровые упражнения.

« Не пропусти мяч». Выбирается водящий, он стоит в середине круга с мячом. По сигналу ведущего, прокатывает мяч игроку, тот наклонясь возвращает мяч ведущему.

« Не задень». Прыжки на двух ногах между предметами

П/ игра «Карусель».

3 ч- Игра малой подвижности « Найдем воробышка»

ЗАНЯТИЕ № 2

Цель: Упражнять в ходьбе и беге в колонне по одному, учить катать обруч друг другу, упражнять в прыжках

1ч- Ходьба в колонне по одному, бег между предметами, и врассыпную

2ч -«Прокати обруч»

«Вдоль дорожки»

Прыжки на двух ногах до ориентира назад идут пешком

П/и «Найди себе пару»

3ч- Малоподвижная игра «У кого мяч»

ЗАНЯТИЕ № 3

Цель : упражнять в ходьбе между предметами, поставленных по углам площадки, упражнять в подбрасывании мяча и ловля его двумя руками , упражнять в прыжках, развивая точность приземления

1ч- Ходьба в колонне по одному соблюдая повороты по углам площадки, Бег врассыпную с нахождением своего места в колонне, остановиться и принять какую-нибудь позу

2ч- «Мяч через шнур» веревка натягивается на высоте поднятой руки ребенка Мячи большого диаметра

«Кто быстрее добежит до кубика», «Подбрось – поймай»

Выполнение 2 подгруппами одновременно

П/И « Воробышки и кот»

3 ч. ходьба в полуприсяде по одному

ЗАНЯТИЕ № 4

Цель : Разучить перебрасывание мяча друг другу развивая глазомер и ловкость, упражнять в прыжках

1ч- Ходьба в колонне по одному, огибая углы площадки, ходьба с перешагиванием через не высокие предметы

2ч -«Перебрось – поймай» «Успей поймать» Дети строятся в два круга перебрасывают мяч напротив стоящему, так чтобы водящий в середине круга не смог коснуться мяча, если водящий коснется мяча то он встает на место бросающего

«Вдоль дорожки» Прыжки

П/И «Самолеты».

3ч-Ходьба в колонне по одному

ОКТЯБРЬ

ЗАНЯТИЕ № 5

Цель: Упражнять в перебрасывании мяча через шнур, развивая ловкость и глазомер, в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по ограниченной площади опоры

1ч -Ходьба и бег в колонне по одному по дорожке , с остановкой ,прыжок, в чередовании

2ч — « Мяч через шнур» « Кто быстрее доберется до кегли» Дети стоят парами у шнура на другой стороне площадки – кегли, нужно допрыгать парами до противоположной стороны пл.

«Проползи быстро»

П/и «Мы веселые ребята».

3ч- Спокойная ходьба, дых.упражнения

ЗАНЯТИЕ № 6

Цель: Упражнять детей ходить с выполнением задании для рук, вверх, в стороны, к плечам, вперед, закреплять умение действовать по сигналу

1ч -Ходьба с выполнением заданий, бег врассыпную, с нахождением своего места в колонне.

2ч- «Подбрось – поймай»

«Кто быстрее» Эстафета Строятся две колонны у шнура, бег до лесенки

П/и «Ловишки»

3ч- Спокойная ходьба за быстрым ловишкой

ЗАНЯТИЕ № 7

Цель: Упражнять в ходьбе и беге колонной по одному и ходьба в рассыпную, повторить лазание по туннелю, не касаясь пола руками

1ч- Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения, ходьба и бег в колонне по одному, ходьба и бег врассыпную

2ч -«Прокати не урони» прокатывание большого мча между предметами «Вдоль дорожки» Прыжки

П/и «Найди свой цвет»

3ч-спокойная ходьба

ЗАНЯТИЕ № 8

Цель: Повторить ходьбу и бег в колонне по одному упражнять в метании мяча в цель

1ч -Ходьба с выполнением заданий для рук, с высоким подниманием колен- бег. Ходьба и бег чередуются

2ч — «Подбрось – поймай», «Мяч в корзину», «Проползи быстро»

П/и «Перелет птиц».

3ч — Спокойная ходьба дыхательные упражнения

НОЯБРЬ

ЗАНЯТИЕ № 9

Цель: упражнять в ходьбе и беге с изменением направления движения; ходьбе и беге змейкой между предметами; сохранение устойчивого равновесия на уменьшенной площади опоры. Повторить упражнения в прыжках.

1ч- Ходьба в колонне по одному, ходьба змейкой,с изменением направления по сигналу

2 ч- И/у «Не попадись» Чертится круг, в центре двое водящих, играющие прыгают в круг и из круга, стараются не быть пойманными

«Поймай мяч» — переброска мяча из одной шеренги в другую

П/и «Гуси лебеди».

3 ч- Спокойная игра по желанию детей

ЗАНЯТИЕ № 10

Цель: Повторить ходьбу с выполнением заданий; бег с перешагиванием, упражнять в прыжках и прокатыванием мяча в прямом направлении.

1 ч- Ходьба в колонне по одному с выполнением заданий для рук, ходьба и бег врассыпную.

2 ч-И/у «Не попадись»

«Догони мяч»

П/и «Лиса в курятнике».

3 ч- Спокойная ходьба, дыхательная гимнастика, ходьба

ЗАНЯТИЕ № 11

Цель: упражнять в ходьбе и беге змейкой между предметами, упражнять в прыжках и беге с ускорением.

1 ч- Ходьба в колонне по одному, ходьба змейкой, Ходьба и бег врассыпную.

2 ч-И/у «Не задень» Прыжки между предметами

«Передай мяч»

П/и «Охотники и зайцы».

3 ч- Спокойная ходьба, дыхательная гимнастика.

ЗАНЯТИЕ № 12

Цель: упражнять в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки, развивать глазомер и силу броска при метании вдаль, упражнять в прыжках.

1 ч. Ходьба в колонне по одному, перестроение в круг. Ходьба и бег по кругу с изменением направления.

2 ч. И/у «Пингвины» Прыжки с мешочком, зажатым между колен.

«Кто дальше бросит»

П/и «Самолеты»

3 ч. Спокойная игра по желанию детей, дыхательная гимнастика.

ДЕКАБРЬ

ЗАНЯТИЕ № 13

Цель: упражнять в ходьбе и беге змейкой между предметами, в умении действовать по сигналу

1 ч. Ходьба в колонне по одному, ходьба змейкой, Ходьба и бег врассыпную.

2 ч. «Веселые снежинки» Дети бегают по площадке, на сигнал « ветер», дети ускоряют бег, начинают- кружиться, на сигнал « ветер утих» — приседают.

«Кто дальше бросит»

П\И «Кто скорей до флажка».

3 ч. Спокойная игра «Съедобное – несъедобное»

ЗАНЯТИЕ № 14

Цель : Учить детей брать лыжи и переносить их на плече к месту занятий, упражнять в ходьбе ступающим шагом.

1 ч. Предложить детям разложить лыжи, закрепить ноги. Воспитатель проверяет подгонку лыжных креплений

2 ч. И/у «Пружинка» — поочередное поднимание и опускание ног и полуприседания

«Разгладим снег» — ходьба на лыжах ступающим шагом.

П/и «Веселые снежинки»

3 ч. Спокойная ходьба, дыхательная гимнастика.

ЗАНЯТИЕ № 15

Цель: Закреплять навык скользящего шага в ходьбе на лыжах, упражнять в метании на дальность снежков, развивая силу броска

1 ч. Ходьба на лыжах скользящим шагом до красного флажка, до синего – ступающим шагом, дистанция 10 м.

2 ч. «Кто дальше» — метание снежков

П/и «Снежная карусель»

3 ч. Спокойная ходьба, дыхательная гимнастика.

ЗАНЯТИЕ № 16

Цель: Закреплять навык передвижения на лыжах скользящим шагом.

1 ч. Ходьба и бег между постройками.

2ч. «Петушки ходят» Ходьба на лыжах с высоким подниманием колен, обращать внимание на задержку лыжи на ноге ровно

«По снежному валу» ходьба по уменьшенной площади опоры – на лыжах.

П/и «Снайперы» Метание снежков вдаль

3 ч. Спокойная ходьба, дыхательная гимнастика.

ЯНВАРЬ

ЗАНЯТИЕ № 17

Цель: Продолжать учить детей передвигаться на лыжах скользящим шагом; повторить игровые упражнения.

1 ч-Показать правильную позу лыжника; обратить внимание на перекрёстную работу рук и ног при ходьбе на лыжах.

2 ч. И/у «Снежинки – пушинки»( ходьба и бег по кругу с изменением направления движения)

«Кто дальше?» ( метание)

П/и «Охотник и зайцы»

3 ч. Ходьба змейкой между предметами за воспитателем

ЗАНЯТИЕ № 18

Цель: Закреплять навык скользящего шага, упражнять в беге и прыжках вокруг снежной постройке.

1 ч. Небольшая пробежка на лыжах, упражнение на лыжах : приседание, поднимание поочередно правой , левой ноги вместе с лыжой (обращать внимание на правильную позу лыжника)

2 ч. И/у Снежная карусель (выполнение разных задании для рук и ног )

Катание друг друга на санках

П/и Самолеты

3 ч. Ходьба змейкой между предметами за воспитателем

ЗАНЯТИЕ № 19

Цель: Упражнять детей в перепрыгивании через препятствие, метании снежков на дальность

1 ч. Построение в круг прыжки в середину круга и обратно возвращение шагом

2 ч. И/ у «Кто дальше?» (метание)

«Кто быстрее до флажка?»

П\И: «Охотники и зайцы».

3 ч. Катание друг друга на санках

ЗАНЯТИЕ № 20

Цель: Продолжать учить детей передвигаться на лыжах скользящим шагом; повторить игровые упражнения.

1 ч. Показать правильную позу лыжника; обратить внимание на перекрёстную работу рук и ног при ходьбе на лыжах.

2 ч. И/у «Снежинки – пушинки» (ходьба и бег по кругу с изменением направления движения)

«Кто дальше?» (метание)

П/и «Охотник и зайцы»

3 ч. Ходьба змейкой между предметами за воспитателем

ФЕВРАЛЬ

ЗАНЯТИЕ № 21

Цель: Повторить метание снежков вдаль, игровые задания на санках.

1 ч Ходьба до санок, бег возвращение на место, прыжки до санок, возвращение шагом на место

2 ч И/у «Змейка» Ходьба и бег с ускорением и замедлением

«Добрось до кегли» (метание)

П/и «Хитрая лиса»

3 ч Катание с горки «Кто дальше съедет»

ЗАНЯТИЕ № 22

Цель: Игровые упражнения с бегом и прыжками

1 ч И/у «Поезд» Ходьба за воспитателем крепко держась за руки стоя спиной друг к другу

2ч И/ у «Покружись» (парами)

«Кто дальше бросит?»

П/И «Самолеты»

3 ч. Ходьба змейкой между предметами за воспитателем

ЗАНЯТИЕ № 23

Цель : Упражнять в метании снежков на дальность, катании с горки на ледянках

1 ч Ходьба по снежному валу

2 ч И/у «Кто дальше?», «Пас друг другу» (шайба, клюшка).

Найдем снегурочку

П/и «Пятнашки».

3 ч Катание с горки на ледянках, ходьба паровозом друг за другом

ЗАНЯТИЕ № 24

Цель : Развивать ловкость и глазомер , повторить игровые упражнения

1 ч Ходьба по снежному валу

2 ч И/ У «Точно в цель»

«Туннель» (Две группы — одна строится в пары держась за руки, руки подняты вверх, вторая – строится паровозом проходит между ним , стараясь не разъединить руки быстро пройти)

П/И По желанию детей

3 ч Игра малой подвижности «Найди и промолчи»

МАРТ

ЗАНЯТИЕ № 25

Цель : Развивать глазомер и ловкость при метании в цель, упражнять в беге, закреплять в умении действовать по сигналу воспитателя

1 ч Бег по кругу с поворотом в другую сторону, на сигнал «Сделать фигуру». Ходьба в полуприседе, широким шагом

2 ч «Быстрые и ловкие» (на каждого игра по одному снежку : дойти до снеговика положить снежки вернуться на свое место- воспитатель убирает один снежок- успеть добежать и взять сне «Сбей кеглю»

П/и «Перебежки».

3 ч Ирга малой подвижности «Найди зайку и промолчи» Ходьба спокойная в группу

ЗАНЯТИЕ № 26

Цель: Упражнять детей в ходьбе, чередуя с прыжками, ходьба с изменением направления, бег в медленном темпе до 1 мин

1 ч: Ходьба в колонне по одному, через препятствия, переход на бег 1 мин , спокойная ходьба , дыхательные упражнения

2ч И/ у «Подбрось – поймай»

«Прокати- не задень»

П/и «Мышеловка».

3ч «Угадай кто кричит»

ЗАНЯТИЕ № 27

Цель: Упражнять детей в беге на выносливость, в ходьбе и беге между предметами, в прыжках на одной ноге

1 ч Ходьба в колонне по одному и бег в умеренном темпе до 1 мин., руки в полусогнутом состоянии, переход на ходьбу между предметами

2ч И/у «На одной ножке вдоль дорожке»

«Брось через веревочку»

П/И Самолеты

3ч Игра малой подвижности

ЗАНЯТИЕ № 28

Цель: Упражнять в ходьбе и беге широким и мелким шагом, повторить упражнения с мячом

1 ч Ходьба в колонне по одному, медленный и быстрый бег

2ч И/у «Перепрыгни через ручеек» «Бег по дорожке»

«Ловкие ребята» ( упр. с мячом бросание вверх и отбивание о землю)

П\И: «Веселые ребята».

3ч Спокойная ходьба дыхательные упражнения)

АПРЕЛЬ

Занятие 29

Задачи. Упражнять детей в беге и ходьбе в чередовании; повторить игровые упражнения в равновесии, прыжках и с мячом.

I часть. Ходьба в колонне по одному (дистанция 10м), переход на бег, дистанция 10 м, и так в чередовании несколько раз подряд.

II часть. Игровые упражнения.

«Канатоходец». Играющие (первая группа) строятся в две колонны. От линии старта на расстоянии 3 м обозначается линия финиша и ставятся два предмета (кегля, кубик). В руках у игроков, стоящих первыми в колоннах, по мешочку (с песком). По сигналу воспитателя дети кладут мешочки на голову, руки в стороны и передвигаются быстрым шагом. Дойдя до линии финиша, берут мешочек в руки, огибают предмет и бегом возвращаются в свою колонну, передают мешочек следующему игроку и встают в конец своей колонны. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

«Удочка» — игровое упражнение с прыжками.

Эстафета с мячом «Быстро передай».

III часть. Игра малой подвижности «Угадай по голосу».

Занятие 30

Задачи. Упражнять детей в длительном беге, развивая выносливость; в прокатывании обруча; повторить игровые упражнения с прыжками, с мячом.

I часть. Построение в шеренгу, перестроение в колонну по одному, бег в умеренном темпе продолжительностью до 1,5 минуты, ходьба врассыпную между предметами.

II часть. Игровые упражнения.

«Пройди —не задень». Ходьба на носках, руки за головой между кеглями (8-10 штук), поставленными на расстоянии 30 см одна от другой в ряд.

«Догони обруч». Дети строятся в две шеренги в двух шагах одна от другой. У каждого ребенка обруч. По команде воспитателя дети первой шеренги, подталкивая обруч одной рукой, перебегают на другую сторону, берут обруч в руку и становятся лицом ко второй шеренге. Задание выполняет следующая группа. Воспитатель отмечает тех ребят, кто не уронил обруч и быстро достиг линии финиша.

«Перебрось и поймай». Дети разбиваются на пары, в руках у одного ребенка в каждой паре мяч (большой диаметр). Свободно расположившись по залу, дети перебрасывают мяч друг другу.

Эстафета с прыжками «Кто быстрее до флажка».

III часть. Игра малой подвижности «Кто ушел?».

Занятие 3

Задачи. Повторить бег на скорость; игровые упражнения с мячом, прыжками и бегом.

I часть. Построение в шеренгу, объяснение задания, перестроение в 2—3 шеренги. Указание: как можно быстрее выполнить бег с одной стороны зала на другую до линии финиша (дистанция 10 м). Для того чтобы дети не замедляли бег по мере приближения к финишу, ориентиры ставятся несколько дальше, на 2—3 м (кубики, кегли). После 2—3 перебежек ходьба колонной по одному.

II часть. Игровые упражнения.

«Кто быстрее». Играющие строятся в три колонны. По команде воспитателя игроки, стоящие в колоннах первыми (у каждого игрока мяч), прыгают на двух ногах (дистанция 5 м) до корзины (обруча) и кладут в нее мяч. Возвращаются бегом, и, как только пересекут обозначенную линию, в игру вступают следующие игроки. При повторении игрового задания надо взять мяч из корзины и быстро вернуться в свою колонну.

«Мяч в кругу». Играющие распределяются на несколько групп по 5—6 ребят и строятся в круг. В центре круга водящий, у него перед ногами мяч (большой диаметр). Водящий прокатывает игрокам мяч ногой (пас ногой), каждый принимает его, а затем посылает водящему.

П/ игра «Карусель».

III часть. Ходьба в колонне по одному.

Занятие 31

Задачи. Упражнять в беге на скорость; повторить игровые упражнения с мячом, в прыжках и равновесии.

1 часть. Построение в колонну, ходьба и бег между предметами. Построение в 2—3 шеренги, пробегание отрезков (дистанция 20 м), на скорость. Повторить 2—3 раза.

2 часть. Игровые упражнения.

«Сбей кеглю». Играющие становятся в одну шеренгу на исходную линию. На расстоянии 4 м от исходной черты ставятся кегли по числу играющих. Задание: прокатывая мяч вперед, энергичным движением обеих рук постараться сбить кеглю, 2—3 раза.

«Пробеги —не задень». В два ряда ставятся кегли параллельно одна другой; расстояние между кеглями 30 см. Дети строятся в две колонны. Задание: пробежать между кеглями, не задев их, 2—3 раза. Выполняется двумя колоннами, педагог отмечает команду-победителя.

Игра «С кочки на кочку». Воспитатель выкладывает плоские обручи в шахматном порядке (по 6 штук в две линии).

3 часть. Ходьба в колонне по одному

МАЙ

Занятие 1

Задачи. Упражнять в беге с высоким подниманием бедра; развивать ловкость и глазомер в упражнениях с мячом и воланом (бадминтон).

I часть. Построение в шеренгу, перестроение в колонну по од¬ному; ходьба, высоко поднимая бедро, бег в среднем темпе продолжительностью до 1 минуты.

II часть. Игровые упражнения.

«Проведи мяч». Воспитатель ставит в два ряда кегли (5-6 штук), расстояние между кеглями 1,5 м. Задание: провести мяч ногами не отпуская его от себя далеко. Дети распределяются на две команды и выполняют упражнение в среднем темпе.

прыжки на «Пас друг другу». Одна группа детей разбивается на пары и перекатывает мяч друг другу, отбивая его поочередно то правой, то левой ногой. Расстояние между играющими 1,5—2 м.

«Отбей волан». Вторая группа детей разбивается на пары, в руках у каждого ребенка ракетка и один волан на двоих. Дети отбивают волан друг другу, стараясь, чтобы он как можно дольше находился в воздухе.

Подвижная игра «Гуси-лебеди».

III часть. Ходьба в колонне по одному.

МАЙ Занятие 2

Задачи. Развивать выносливость в непрерывном беге; упражнять в прокатывании обручей, развивая ловкость и глазомер; повторить игровые упражнения с мячом.

I часть. Построение в колонну по одному, ходьба, переход на бег в умеренном темпе до 1,5 минуты; ходьба между предметами.

II часть. Игровые упражнения.

«Прокати — не урони». Играющие строятся в две шеренги на расстояние 2-3 шагов одна от другой, в руках у всех по одному обручу. По команде воспитателя дети первой шеренги, подталкивая обруч одной рукой, перебегают на другую сторону площадки за обозначенную линию. Воспитатель отмечает самых ловких и быстрых ребят, затем упражнение выполняет вторая шеренга. Упражнение повторяется 2-3 раза.

«Кто быстрее». Играющие встают парами в колонну по два. Задание: прыжками (на двух ногах) в парах преодолеть дистанцию 5 м. По команде воспитателя начинают дети, стоящие первыми, затем следующая пара и так далее.

«Забрось в кольцо». Дети строятся в колонну по одному и поточно, друг за другом выполняют бросание мяча в корзину двумя руками от груди (баскетбольный вариант).

Подвижная игра «Совушка».

III часть. Ходьба в колонне по одному.

МАЙ Занятие 3

Задачи. Повторить бег на скорость; игровые упражнения с мячом и в прыжках.

I часть. Построение в шеренгу, объяснение задания; перестроение в колонну по одному. Ходьба и бег с перешагиванием через предметы — шнуры и бруски.

II часть. Игровые упражнения.

«Кто быстрее». Играющие строятся в две шеренги на расстоянии 2—3 шагов одна от другой. По команде воспитателя дети первой шеренги выполняют бег на скорость (дистанция 10 м) и остаются за линией финиша, в 2—3 м от нее. К бегу приглашается вторая группа детей.

«Ловкие ребята». Воспитатель выкладывает обручи (плоские) в шахматном порядке плотно один к другому. Прыжки выполняются без паузы вправо и влево.

Упражнения с мячом — броски мяча о землю в ходьбе по прямой, дистанция 6 м.

Подвижная игра «Мышеловка».

III часть. Эстафета с мячом; ходьба колонной по одному.

МАЙ Занятие 4

Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге с изменением темпа движения; игровых упражнениях с мячом.

I часть. Ходьба в колонне по одному, по команде педагога дети ускоряют или замедляют темп ходьбы; ходьба колонной по одному, на сигнал воспитателя выполнение какой-либо фигуры.

II часть. Игровые упражнения.

«Мяч водящему». Играющие строятся в 3—4 круга, в центре каждого круга находится водящий, который поочередно бросает мяч игрокам, а те возвращают его обратно. Как только все выполнят упражнение, водящий поднимает мяч высоко над головой. Игра повторяется 2-3 раза.

Эстафета с мячом — «Передача мяча в колонне» (двумя руками назад).

Подвижная игра «Не оставайся на земле».

III часть. Ходьба в колонне по одному.

Статья: «Подвижные игры и физические упражнения на прогулке»

Консультация

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Подготовила : Гущина Н.Г.

Инструктор по физической культуре

Прогулка способствует повышению выносливости организма ребенка, устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, укрепляет мышечную систему, повышает жизненный тонус.

Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей.

Выделяют оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи оптимизации двигательной активности детей на прогулке:

  • Забота о физическом и психологическом благополучии детей;
  • Дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
  • Обучение детей умению регулировать свою двигательную активность;
  • Совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
  • Целенаправленное развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;
  • Поощрение двигательного творчества;
  • Воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Наиболее успешное решение этих задач может быть достигнуто путем использования игр и физических упражнений, соответствующих возрастным возможностям детей. Причем, количество и содержание игр и физических упражнений зависят от общего распорядка, могут быть различными в разные дни недели, в разное время года.

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно обеспечивать системность, последовательность подачи всего программного материала, способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. Выбор времени проведения игр и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовать игры и упражнения в середине или в конце прогулки, а в самом начале ее предоставить самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

При подготовке условий для проведения подвижных игр и физических упражнений воспитатель должен опираться на самостоятельность и активность детей (рационально разместить пособия, атрибуты, при необходимости – разметить площадку). При проведении игр и упражнений следует использовать разные способы организации (фронтальный, групповой, индивидуальный), учитывая при этом индивидуальные особенности двигательной активности детей. Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации, что повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Применение группового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. Работа с небольшой группой детей позволяет воспитателю творчески учитывать их индивидуальные возможности.

Подвижную игру, проводимую со своей группой детей повторяют 3-5 раз. Общая длительность игры составляет 10-12 минут. Спортивные упражнения и упражнения в основных видах движений желательно организовать по подгруппам, сформированным с учетом уровня двигательной активности. Каждая подгруппа выполняет свое задание (Например, дети с высокой и средней двигательной активностью выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости: езда на велосипеде по дорожке, объезжая ориентиры; дети с низкой двигательной активностью упражняются в разных видах прыжков через скакалку). При этом воспитатель осуществляет контроль. Такая организация требует тщательного подбора упражнений, инвентаря, выделения ответственных в каждой подгруппе, выбора удобного места для контроля за движениями детей.

При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, уточнить правила. Воспитатель обращает внимание лишь на важные моменты от которых зависит ход игры и выполнение правил.

При разучивании новой подвижной игры необходимо четкое, лаконичное объяснение её содержания (в сюжетных играх – сюжетный рассказ). Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

Активное участие в игре воспитателя (в любой роли) доставляет детям много радости, вносит оживление и повышает интерес. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учетом уровня двигательной активности и физической подготовленности. В процессе игр педагог следит за выполнением всех заданий, за взаимоотношениями детей. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведения в игровой деятельности. К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать себя и своих товарищей. Это способствует в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.

В первой младшей группе во время утренней прогулки с детьми проводятся игры большой подвижности длительностью 10-15 минут. В дни физкультурных занятий их длительность сокращается до 5-10 минут. На вечерней прогулке, чтобы дети не перевозбуждались, следует организовывать игры средней подвижности. Педагог должен вовлекать в игру всех воспитанников. Однако, некоторые игры, например, игры с бегом иногда целесообразно проводить по подгруппам (в начале учебного года, поздней осенью).

Игра должна быть связана со знакомым ребенку образом.

Большим успехом у детей этого возраста пользуются игры с коротким стихотворным текстом. Особенностью методики проведения подвижных игр для этой группы является то, что педагог выполняет ведущую роль, на протяжении всей игры подбадривает, поощряет детей. Воспитатель упражняет ребенка в том или ином виде движений, которые ему даются труднее, чем сверстникам, используя при этом игровые приемы («Покажи Мишке, как надо перешагивать через кубики»), поручения («Достань игрушку»), имитации («Покажи как летает птичка»).

Во второй младшей группе продолжительность игр та же. В целях воспитания у младших дошкольников активности и самостоятельности целесообразно роль ведущего поручать кому-нибудь из детей. Особое внимание воспитатель второй младшей группы должен обращать на соблюдение детьми правил, способствующих развитию ориентировки в пространстве (прятаться в свой домик, занимать своё место при построении, разбегаться по всей площадке и т.д.)

Если для прогулки планируются спортивные упражнения, подвижная игра должна предварять их. С 3-4 лет в процессе выполнения физических упражнений воспитатель приучает детей соблюдать правила безопасности, проявлять взаимопомощь. Ребенку этого возраста свойственна склонность к подражанию своим сверстникам. Поэтому на прогулку необходимо выносить по нескольку экземпляров одного и того же. Физкультурного инвентаря, атрибутов для игр. Вместе с тем дети 3-4 лет более самостоятельны в выполнении упражнений. Важно вовремя помочь ребенку, подсказать, как выполнить то или иное упражнение, обеспечить своевременную страховку, смену видов деятельности.

В средней группе наравне с сюжетными широко используются бессюжетные игры типа «Ловишка», «Сбей булаву», «Подбрось – поймай» и др. В играх детей 4-5 лет необходимо регулировать нагрузку, варьируя продолжительность и скорость бега, сокращая или увеличивая число игроков, изменяя условия и правила. В дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр и физических упражнений сокращают (примерно на 50%).

Для ребёнка пятого года жизни характерны сравнительно устойчивый интерес к движениям. Необходимо поощрять игры детей с мячами, обручами, игрушками-двигателями, побуждать к использованию физкультурного оборудования, инвентаря, атрибутов для подвижных игр. Важно поощрять, поддерживать самостоятельность дошкольников в организации подвижных игр и физических упражнений.

В старшей группе в дни проведения физкультурных занятий в зале, на прогулке с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. Продолжительность подвижных игр на прогулке составляет 15-20 минут. В другие дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения. Их продолжительность 25-30 минут. Ход игры и её правила объясняются перед началом. Если в этом есть необходимость воспитатель может показать отдельные движения, выяснить с помощью вопросов, как дети поняли игру. Очень важно после игры дать объективный анализ поведения детей, выполнения ими правил. Это способствует воспитанию дружного коллектива, формированию у каждого ребенка сознательного отношения к своему поведению.

Летом можно проводить пешеходные прогулки на расстояние 2 км продолжительностью 25-30 минут в один конец. Зимой организуются лыжные прогулки на расстояние 1,5-2 км в один конец. Воспитатель заранее намечает и проверяет маршрут, определяет как будут использованы природные условия для упражнения детей в разных видах движений; где организовать отдых, где провести игру. Необходимо побуждать детей использовать в самостоятельной деятельности на прогулке разнообразный физкультурный инвентарь. На участке желательна дорожка препятствий.

В задачи педагога входит организовывать подвижные игры с элементами соревнований, спортивные игры и спортивные упражнения. Он должен регулировать чередование различных видов деятельности воспитанников, направлять их интересы. В течение месяца со старшими дошкольниками проводится более 20 подвижных игр разной интенсивности; при этом 3-4 разучиваются вновь.

В подготовительной к школе группе в дни физкультурных занятий продолжительность физических упражнений и игр на прогулке 20-25 минут.

В другие дни, когда физкультурные занятия не проводятся — 30-35 минут.

В течение дня с детьми проводят (фронтально) не менее 2-3 подвижных игр.

Новую игру следует четко, кратко объяснить, отдельные движения показать. В ходе игры, по мере необходимости, воспитатель напоминает какие-то моменты, что-то подсказывает в целях предупреждения нарушения правил. Оценка деятельности детей в игре осуществляется педагогом с привлечением её участников. Важно отметить проявления взаимовыручки, соблюдение правил, качество двигательных действий. Следует всячески поощрять самостоятельность детей в организации и проведении игр.

Один раз в квартал, в зависимости от сезона и погодных условий проводятся пешеходные и лыжные прогулки продолжительностью 40-45 минут в один конец. Так же как и в старшей группе, воспитатель заранее определяет и проверяет маршрут, продумывает организацию детей, их деятельность и отдых (через каждые 15-20 минут пути). Маршрут в один конец для прогулки на лыжах – 2 км. При этом необходимо учитывать физические возможности всех воспитанников, заранее готовить к прогулке новичков, детей отстающих в физической подготовленности.

На прогулке необходимо поощрять спортивные, народные игры. Физкультурный инвентарь, атрибуты для игр и упражнений следует периодически менять, использовать с учетом состояния погоды, содержания физкультурных занятий, а также физической подготовленности и индивидуальных особенностей детей.

При распределении игр и физических упражнений в течение дня нужно учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на воздухе), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателями на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.

Итак, при подборе и организации игр и физических упражнений на прогулке необходимо:

  • учитывать сложность игр и упражнений, целесообразность сочетания их между собой, соответствие уровню подготовленности детей;
  • заботиться о соответствии содержания игр и упражнений времени года, состояние погоды;
  • предусматривать разные приёмы выбора детей на ведущие роли;
  • предлагать варианты усложнения упражнений и подвижных игр;
  • использовать разные способы организации детей;
  • заботиться о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
  • стремиться к созданию хорошей дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх и упражнениях, к проявлению активности, творческой инициативы.

Правильная организация двигательной деятельности ребёнка в повседневной жизни способствует улучшению его психофизического здоровья. Целесообразное чередование характера деятельности ребёнка предусматривает рациональное сочетание интеллектуальной и физической активности, что обеспечивает профилактику утомления нервной системы, создаёт у ребенка жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]