Что такое кинезиологические упражнения и чем они полезны для дошкольников?

Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизиологические законы развития человека. Кинезиология помогает улучшать двигательную координацию и регулировать утомляемость у танцоров, спортсменов, гимнастов, работников, связанных с физическим трудом. Нужны ли такие упражнения детям? В чем польза кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста?

Для чего используют такие упражнения?

Кинезиологию можно назвать неким сплавом из теории и практики физиотерапии, натуропатии, акупунктуры, гомеопатии, восточной медицины, хиропрактики и других областей знаний о нашем здоровье. Она основана на улучшении взаимодействия полушарий мозга, что приводит к общей гармонизации в работе систем организма.

Использование упражнений кинезиологии позволяет:

  • укреплять здоровье;
  • повышать тонус;
  • снижать усталость, утомляемость и раздражительность;
  • улучшать психоэмоциональное состояние;
  • понижать чрезмерную активность;
  • повышать концентрацию и умственную работоспособность;
  • улучшать память;
  • стимулировать развитие слуха и речи;
  • улучшать внимание, мышление;
  • развивать восприятие, пространственные представления, воображение.

Из этого можно сделать вывод, что кинезиологические упражнения для дошкольников не менее полезны, чем для взрослых. Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.

Благодаря такому широкому действию эта методика используется самыми разными специалистами:

  • педагогами;
  • педиатрами;
  • психологами;
  • нейропсихологами;
  • дефектологами;
  • логопедами.

Существует множество различных упражнений, помогающих решать конкретные задачи. Кинезиология в логопедии, к примеру, включает в себя следующие приемы:

  • упражнения на общую двигательную активность;
  • артикуляционная гимнастика;
  • игры на восприятие и дифференциацию звуков и шумов;
  • игры на улучшение координации между правой, левой рукой, языком, глазами;
  • дыхательные игры;
  • упражнения на закрепление пространственных понятий (право, лево, впереди, сзади; ближе, чем; правее и т. д.);
  • упражнения на развитие произвольности;
  • пальчиковые игры.

Консультация для воспитателей «Образовательная кинезиология»

Консультация для воспитателей

«Образовательная кинезиология
»
Кинезиология

– наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения

Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать

большой объем информации, ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным.

Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология

. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Образовательная кинезиология – это часть кинезиологии

, которая использует простые движения для интеграции функций мозга.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие

. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за
восприятие
– слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон
(мозолистое тело)
. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая

информацию на слух или глазами. Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия.

Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция

.

Кинезиология

относится к здоровьесберегающим технологиям, что очень важно в современных условиях.

Применение кинезиологических

упражнений позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Некоторые упражнения из этой программы.

1. Растяжки (нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение)

и гипотонус
(неконтролируемая мышечная вялость)
.

“Снеговик”

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

“Свеча”

Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

3. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие

.

“Горизонтальная восьмерка”

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т. е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

4. Упражнения для развития мелкой моторики улучшают память, внимание, сосредоточенность, концентрацию.

“Кулак–ребро-ладонь”

На столе, последовательно, сменяя,выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

5. Телесные упражнения.

“Перекрестное марширование”

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

6. Массаж

• Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

• Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

7. Упражнения на релаксацию — способствуют расслаблению, снятию напряжения.

“Путешествие на облаке”

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что–нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Для всестороннего использования кинезиологических

упражнений благоприятным становится продуктивное взаимодействие специалистов и родителей. От такой совместной работы у детей наблюдается положительная динамика не только в развитии интеллекта, но и в усвоении методов выполнения упражнений, а также применении их в играх, соревнованиях, различных праздниках.

«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения».

Немного физиологии

Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функции, отвечая за протекание определенных процессов (левое – логическое, правое – творческое). В идеале они гармонично дополняют друг друга. И человеку необходима правильная работа не только каждого из них по отдельности, но и во взаимосвязи.

Итак, за что отвечает каждое из полушарий мозга?

Левое.

Помогает нам выделить в каждой проблеме ключевые моменты, то есть отвечает за логические и аналитические мыслительные процессы, помогает думать последовательно. Кроме того, оно обеспечивает:

  • индуктивное мышление (сначала происходит анализ, а затем синтез);
  • обработку вербальной информации;
  • речевые и языковые способности;
  • способность чтения и письма;
  • запоминание (стихов, имен, названий, дат, фактов);
  • понимание буквального смысла получаемой информации;
  • планирование будущего;
  • математические склонности, способности работать со схемами, таблицами, формулами, числами;
  • контроль правой стороны нашего тела.

Правое.

Отвечает за творческие процессы, интуицию. Оно помогает разбираться в ситуации, находя порой нестандартные, но при этом правильные решения.

Также правое полушарие обеспечивает:

  • развитие образного мышления;
  • ориентацию в пространстве;
  • способность решать головоломки, ребусы, творческие задачи;
  • одновременную обработку множества разнообразных блоков информации, рассматривание проблемы в целом;
  • дедуктивное мышление (сначала – синтез, затем – анализ);
  • обработку невербальной информации, которая выражается в образах, символах;
  • запоминание образов (картин, голосов, поз, лиц), восприятие совокупности черт как единого целого;
  • способность понимать чужую образную речь,
  • чувство юмора;
  • восприятие эмоций, интонаций, тембра голоса;
  • ориентацию в настоящем;
  • развитие воображения, фантазии, творческих способностей (в частности художественных);
  • различение музыкальных мелодий, ритма, темпа, музыкальной гармонии;
  • спонтанные эмоции;
  • контроль левой половины тела.

Поэтому так важно, чтобы сохранялось равновесие между функционированием обоих полушарий. Активизировать работу всех отделов коры нашего головного мозга и достичь эффективного взаимодействия между полушариями как раз и помогают кинезиологические упражнения. Их комплексы по праву называют «умной гимнастикой» или гимнастикой мозга.

Занятия с детьми

В дошкольных образовательных учреждениях эта система используется довольно широко. Например, во время физических занятий детям предлагаются упражнения, направленные на координацию между конечностями, глазами, головой. Это могут быть асимметричные движения (одна рука гладит – другая бьет), движения, выполняемые с закрытыми глазами (дотронуться до носа, уха, постоять на одной ноге), движения, выполняемые сначала поочередно рукой или ногой, и затем – вместе обеими.

На уроках рисования могут использоваться приемы рисования другой рукой или обеими в зеркальном отображении, рисование с закрытыми глазами, обведение контура в одном, а затем в другом направлении каждой рукой по очереди.

На уроках по развитию речи широко применяются различные пальчиковые игры, направленные на улучшение моторики мелких мышц и ловкости пальцев.

В познавательных и игровых занятиях используются различные пособия, помогающие детям освоить одновременные скоординированные движения обеими руками. Например, детям 3-4 лет предлагают папки с зеркальным отображением различных предметов. Такие аппликации могут состоять из кнопок, клавиш, бумажных или текстильных деталей, геометрических фигур, шнуров, лесенок и т. д. Ребенок по очереди трогает, нажимает, обводит каждую деталь сначала одной рукой, потом другой, потом двумя. При этом в качестве дополнительных стимуляторов для других зон мозга могут выступать стихотворное или музыкальное сопровождение, проговаривание самим ребенком действий или стихов, иллюстрирующих их.

Специальные кинезиологические занятия проводятся по определенной схеме.

  1. Сначала детей настраивают на предстоящую работу. Для этого подходят так называемые упражнения-растяжки. Это несколько заданий, направленных на максимальное напряжение, а затем расслабление определенных мышц.
  2. После того как малыши настроятся на выполнение заданий взрослого, им предлагается несколько дыхательных упражнений, способствующих развитию чувства ритма и самоконтроля.
  3. Далее подключаются упражнение, сочетающие движение с отслеживанием глазами. Они стимулируют взаимодействие полушарий, снимают мышечные зажимы.
  4. В конце занятия выполняются задания на релаксацию, чтобы снять мышечное напряжение и расслабить малышей.

При систематических занятиях для усложнения при выполнении упражнений используют разные приемы:

  • ускорение темпа;
  • исключение зрительно-речевого контроля (выполнение упражнений с закрытыми глазами, слегка прикушенным языком);
  • наоборот – подключение к движениям рук движений языка или глаз;
  • подключение к двигательным упражнениям дыхательных;
  • подключение визуализации (мысленного представления какой-то картинки).

Используйте кинезиологические упражнения со своим малышом дома. Ниже будут приведены различные примеры занятий, способствующих достижению разных эффектов (концентрация, расслабление, моторика). Особенно актуально это, если ваш малыш не посещает детский сад.

Но и в противном случае такие занятия не помешают. Даже без систематического выполнения: они могут сконцентрировать ребенка в нужный момент, успокоить, расслабить, повысить его внимание, настроить на работу. Единственное, что вам для этого нужно сделать – сначала освоить каждое упражнение самостоятельно, понять, какие ощущения оно вызывает, какие органы задействует, какой результат дает. После этого вы сможете давать своему дошкольнику более четкую инструкцию по выполнению каждого задания (чувствуешь, как напрягается …, глаза должны следить за …, вдох должен быть глубоким и медленным и т. д.).

Кинезиология— это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Специальные движения поддерживают и усиливают активность мозга, с изнашивания которого начинаются отклонения во всех видах здоровья. Результаты научных исследований показали, что трудности первоклассников в усвоении чтения и письма обусловлены недостаточным по возрасту уровнем развития левого полушария, а гиперфункция правого полушария препятствует развитию логико — аналитических способностей левого.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Кинезиологические упражнения

Эти упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия,устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизуют работу головного мозга.

  • Рубим капусту. Постучать по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
  • Домик. Соединить кончики пальцев вытянутых рук и с усилием сжимать их друг с другом. Потом отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
  • Барабан. Постучать каждым пальцем правой руки по столу под счет: 1,1-2, 1-2-3 и т.д. Затем тоже сделать левой рукой.
  • Столбики. Раскатывать на доске небольшой комочек пластилина по очереди каждым пальцем правой и левой рук.
  • Циркачи. Вращать карандаш между большим, указательным и средним пальцами одной и другой руки.

Маятник. Свободные перемещения глаз из стороны в сторону.

  • Кисточки. Вытянуть руки перед собой, сгибать кисти вверх и вниз (4-6 раз), потом вращать обеими кистями по часовой и против часовой стрелки сначала в одном направлении, затем в разных направлениях (4 раза), сводить и разводить пальцы обеих рук (4-6 раз). Движения рук сопровождаются широким открыванием и закрыванием рта.
  • Да – нет. Делать медленные наклоны головы к плечам, затем кивать головой вперед — назад. Потом сделать по одному круговому движению головой по часовой и против часовой стрелки по 1 разу. Весь цикл повторить по 4 раза.
  • Плечики. Поднимать плечи вверх – вниз, вперед – назад, затем тоже сделать каждым плечом отдельно. Повторить 4 раза.

В последние годы много говорится об инклюзивном образовании. Но сейчас говорить уже поздно — надо работать. Количество детей с ОВЗ постоянно увеличивается. Педагоги зачастую не готовы к работе с особыми детьми, им не хватает специальных знаний, технологий работы с особыми детьми. Одной из простых и доступных технологий являются кинезиологические упражнения. Наука достаточно молодая. Ее разработали и запатентовали в США специалисты по образовательной кинезиологии Пол и Гейл Деннисон под названием «Гимнастика мозга» в 1964 г., хотя истоки этой науки можно проследить в Древней Греции,в индийской йоге,в фольклерных пальчиковых играх в Древней Руси. Основная идея, на которой построена гимнастика мозга — это связь и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют выявить и развить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга, активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в различных областях психики.

«Уши».

Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх — наружу от верхней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.

«Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.; в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.

«Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, — ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

«Лезгинка»

Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляют в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз).

«Лягушка»

Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.

«Замок»

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.

«Ухо –нос»

Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

«Симметрические рисунки»

Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и т.д. (20-30 сек.)

Поведение ребёнка-это важная составляющая развития младшего школьника. Любые нарушения в развитии личности сразу же проявляются в его поведении.

Для коррекции такого поведения : импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного и конформного, имеются учебная и игровая деятельности.

В учебной деятельности формирование социально одобряемого, т.е. произвольного, поведения происходит в процессе преодоления ребёнком трудностей при выполнении усложняющихся учебных заданий (классных и домашних).

Детям легче решить межличностные проблемы в уже усвоенной игровой деятельности, где они приобретают опыт терпимости, партнёрства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других детей.

Так какие же ИГЫ мы можем использовать для профилактики и коррекции поведения младших школьников?

  1. Игры с правилами, игры-соревнования, совместные игры со сверстниками в работе с импульсивными и недисциплинированными школьниками.
  2. Игры – драматизации, образно-ролевые игры, психотехнические раскрепощающие игры, способствующие преодолению конформного поведения.
  3. Коллективные дидактические игры как инструмент коррекции протестного поведения.
  4. Сюжетно-ролевые игры для коррекции демонстративного поведения.
  5. Психотехнические освобождающие игры и режиссёрские игры в коррекции агрессивного поведения.

Рассмотрим все по порядку.

  • Игры с правилами хороши тем, что в них чётко предусмотрены требования к поведению детей. Ребёнок вынужден подчиниться этим требованиям (т. е научиться их не нарушать).
  • В играх – соревнованиях правила чёткие, понятные и открытые. Это создаёт наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Такие игры для импульсивного и нетерпеливого ребёнка – как испытание. Поначалу такие игры сопровождаются безудержным стремлением ребёнка к выигрышу, быть первым и лучшим. Постепенно, в процессе коррекционно-развивающей работы, нетерпеливость и импульсивность (выиграть любой ценой) ослабевают, и ребёнок приобретает выдержку и самообладание.

Примером такой игры может служить настольная игра « ЛОТО». На первый взгляд игра элементарная, но в то же время очень полезная для импульсивных детей. Со временем игру можно усложнить: подключить к игре действия, требующие от детей большей внимательности и наблюдательности (играть с 2 карточками); внести в игру дополнительные запреты; ввести в игру новые формы организации (штрафы за нарушение правил); придумывание своих правил.

  • Длительные совместные игры со сверстниками показаны ребятам с импульсивным поведением, у которых со временем формируются представления о ценности коллективных достижений. Вхождение такого ребёнка в роль на длительное время способствует становлению его целеустремлённости, а необходимость согласовать свои действия с другими игроками помогает ребёнку избавиться от негативных качеств, стать более сосредоточенным и внимательным. Примером может служить игра «12 записок».
  • Игры-драматизации – это театрализованные игры, где разыгрывается сюжет литературного произведения (сказки, басни, стихотворения). Такие игры целесообразно использовать на заключительном этапе коррекционно-развивающей работы.
  • Раскрепощающие психотехнические игры- это специальные игровые упражнения. в которых содержится явная и скрытая формула поведения, отношение к себе или к окружающим. Примером служат игровые формулы – внушения: « Я могу сам…» « Я уже научился…», « Я смелый и решительный. Я сейчас выйду и хлопну в ладоши» и т.д.
  • Образно – ролевые игры хороши для застенчивых, необщительных детей. В них изначально нет сопряжённых ролей и ролевых отношений, т.е. исполняя какую-либо роль ребёнку не надо вступать во взаимодействие с другими играющими. Например, ребёнок может в своём видении «зайчика» исполнить его роль (смелого, слабого, непослушного…). Коррекционно-развивающий эффект таких игр может быть усилен. Если ученик воплотит два противоположных образа одного персонажа. Это позволяет ребёнку осознать и оценить самого себя, своё поведение посредством нахождения у себя похожих черт с одним из образов.
  • Коллективные дидактические игры необходимы упрямым и эгоистическим детям, из-за которых они не владеют в достаточной степени навыками взаимодействия со сверстниками. Нередко это приводит к распаду совместных занятий и игр. Чтобы преодолеть эти недостатки, надо включать такого ребёнка в совместную дидактическую игру с другими детьми. Это заставляет ребёнка выражать своё мнение, учитывать пожелания партнёров, координировать с ними свои действия. Суть такой деятельности является ориентация ребёнка не на объект деятельности, а на координацию своих действий. Эта игра отличается от обычной коллективной тем, что она должна быть дидактической, а не сюжетно-ролевой. Приоритетным в таких играх является развитие у играющих таких навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интеллектов. Элементы же этого сотрудничества и ориентации на партнёра являются не второстепенной, а необходимой составной частью игрового процесса. Например, игра парами « Собери кораблик». Найденная в игре атмосфера становиться значимой и в дальнейшей жизни ребёнка.
  • Сюжетно-ролевая игра в отличие от других игр является активной формой экспериментального поведения и , следовательно, обладает мощным социализирующимся эффектом. Коррекционно-развивающий потенциал таких игр заключается ещё в том, что в младшем школьном возрасте на первом плане для ребёнка стоят не функциональное исполнение роли, а её личностные характеристики.

Часто роль, которую исполняет ребёнок, соответствует его идеалу и личностным качествам персонажа (например, роль принцессы). Девочка наделяет своего персонажа чертами и характером , характерными для неё самой. Но по сюжету этот характер приходиться изменить, тем самым меняя и самого ребёнка. Ребёнку с демонстративным поведением целесообразно предоставить возможность сопоставить самого себя с двумя образами поведения: положительным и отрицательным. В этом случае ему проще в роли игрового персонажа определить свои негативные действия, черты характера от самого себя, сделать их внешней моделью, оценить их в контексте игровой ситуации, понять их смысл и назначение и, наконец, отказаться от них.

  • Психотехнические освобождающие игры и режиссёрские игры в коррекции агрессивного поведения направлены на ослабление внутренней агрессивной напряжённости ребёнка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Такие игры («Бросалки», «Кричалки»)- это своеобразный канал для выпуска агрессивными детьми разрушительной, необузданной энергии в социально приемлемой форме. Например, игра «Цыплята». Ребёнку предлагается приготовить «корм» для цыплят, т.е. разорвать лист бумаги на мелкие кусочки. В играх« Молчанка», « Море волнуется раз, два, три…»дети не только разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками.

После таких игр полезно предложить ребёнку игровое упражнение, позволяющее ему осознать своё поведение или состояние: « Где прячется злость? А радость? А грусть ?…. Такие игры являются подготовительным этапом к режиссёрским играм.

  • Режиссёрская игра содержит широкие возможности для диагностики причин детской агрессивности, выявления личностных особенностей и способствует разрешению непосредственно в игре значимых для ребёнка затруднений. Здесь ребёнок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает роль режиссёра, учиться оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находит различные варианты поведения в ней и выбирает приемлемый. Кроме того , у ребёнка развивается способность координировать своё поведение с поступками других людей.
  • Народная игра эффективна в работе, как с агрессивными, так и застенчивыми детьми. Одно из главных её преимущество-обаяние игровых персонажей. А преимущество заключается предшествующим зачином, игровой прелюдией.

Зная коррекционно-развивающие ресурсы каждого типа игр, располагая точной информацией о причинах неконструктивного поведения ребёнка, то он может расставить так акценты в сюжетно-ролевой игре, что она будет эффективна не только для детей с демонстративным поведением, но и для импульсивных, недисциплинированных, агрессивных и конформных младших школьников.

Примеры кинезиологических упражнений

Итак, какие упражнения помогают достигать той самой гармонии во взаимодействии всех структур нашего мозга? Вот некоторые примеры.

  • Массаж ушей. Обеими руками синхронно производятся одинаковые массажные движения по мочкам, раковинам ушей, затем массируют уши полностью, в конце – растирают ладонями. Обязательно движения должны быть синхронными.

Кнопки мозга

Следующие три упражнения заслуживают отдельного внимания. Выполняемые вместе, они словно включают наш организм. При этом улучшается кровообращение мозга, синхронизируется работа обоих полушарий, улучшается сенсорное восприятие, значительно повышается концентрация внимания. Эти три простых упражнения помогают снять умственное и нервное напряжение, сосредоточиться на запоминании чего-то нового. Это «трио» весьма полезно для детей с гиперактивностью.

Выполнить эти задания малышу будет не так-то просто, особенно если у него раньше не было опыта подобных упражнений. Поэтому от взрослых потребуется максимум внимания и терпения.

Выполнять все задания нужно каждой рукой примерно по 25–30 секунд.

  1. Указательный палец одной руки массирует точку в центре носогубной складки над верхней губой, средний – точку под нижней губой – симметричную верхней. Ладошка другой руки находится на пупке. Выполняя такой массаж, нужно переводить глаза по квадратной траектории (слева наверх, затем справа вниз). Далее руки нужно поменять и повторить все сначала.
  2. Указательным и средним пальцем (вместе) левой руки надавливают под нижней губой. Пальцы другой руки массируют копчик. Точно так же руки нужно поменять.
  3. Ладошку одной руки кладем на пупок, а пальцы другой должны массировать копчик. Через 20–30 секунд меняем руки.

Дома, с родителями

Три предыдущих упражнения хорошо подходят для домашнего выполнения, особенно если ребенка нужно быстро успокоить и включить в работу. Следующие несколько примеров подходят именно для домашней работы, поскольку ребенку нужна физическая помощь взрослого.

  • Пусть малыш сядет на пол, притянет коленки к себе и обхватит их, спрятав голову в колени. Скажите ему, что он – цыпленок, и сейчас будет вылупляться из своего яйца на свет. Роль скорлупы на себя берет мама. Она садится сзади своего чада и обхватывает руками и ногами. Теперь «цыпленок» начинает «вылупляться», преодолевая прочность «скорлупы».
  • Малыш лежит на полу спиной. Ему нужно почувствовать пол тактильно каждой частью тела (затылком, шеей, плечами и т.д.) и описать словами, что он чувствует (пол теплый, холодный, ровный, бугристый, жесткий, мягкий). После этого мама берет одну руку малыша и немного ее растягивает, затем другую руку, затем – каждую ногу по очереди. Теперь ребенок представляет, что он – натянутая струна. Он должен растягивать сначала обе руки в стороны, затем обе ноги, затем – правую и левую часть тела по очереди (тянутся нога, бок и рука). Спина остается расслабленной, не выгибается.
  • Ребенок лежит на спине, смотрит точно перед собой, голова неподвижна. Мама берет небольшой яркий предмет и начинает двигать его перед глазами малыша сначала по основным направлениям, затем по диагоналям. Ребенок следит за предметом, не двигая головой. Сначала предмет находится на расстоянии вытянутой руки от ребенка, затем – вдвое меньше, и в конце – практически у переносицы. Упражнение делают медленно (на счет до 7), предмет фиксируют в каждом крайнем положении на тот же счет.

Итак, кинезиология – наука о сложных механизмах взаимодействия структур головного мозга и способах их гармонизации. Занимаясь с ребенком кинезиологическими упражнениями, можно в значительной степени повысить его интеллект именно за счет налаживания этой взаимосвязи между отделами мозга.

Комплекс упражнений

Упражнения по кинезотерапии для маленьких детей очень просты в исполнении, любой ребёнок, хоть в 2-3 или 3-4 года и более старший смогут без особых затруднений выполнить их.

Советы доктора Комаровского: учим ребенка одеваться самостоятельно

Важно! Развитие будет ощутимо только в том случае, если направлять работу от развития тела ребёнка к его мышлению, ни в коем случае не наоборот.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения помогут развить самоконтроль и улучшить дыхательную систему:

  • Свеча. Начальная позиция — сидя за столом. Дошкольник должен представить, что перед ним стоит свеча. Затем нужно сделать большой вдох и постараться единым выдохом задуть пламя воображаемой свечи. После этого ребёнку необходимо представить перед собой 5 небольших свечек и также постараться сделать огромный вдох и задуть их порционным чередованием выдоха.
  • Ныряльщик. Начальная позиция — стоя. Сделать глубокий вдох и задержать дыхание, зажав нос пальцами. Присесть, представляя, что он ныряет в море. Затем досчитать до пяти, встать (вынырнуть из воды), убрать руки от носа и сделать медленный выдох.
  • Дыхание носом. Начальная позиция — стоя или лёжа на спине. Поочерёдно дышать только через левую, а потом через другую ноздрю, закрывая её при этом пальцем одноимённой руки, остальные пальцы должны смотреть кончиками вверх. Дыхание во время данного занятия должно быть размеренным и глубоким.

Задувание свечи

Глазодвигательные упражнения

Этот тип разминки позволят улучшить зрение, зрительное и кинестетическое восприятие окружающего мира:

  • Глаз-путешественник. Педагог размещает в разных углах помещения несколько картинок. Это могут быть изображения зверей, растений, игрушек и т. п. Начальная позиция — стоя. Дошкольник должен, не мотая головой, найти глазами картинку, которую назовёт педагог.
  • Восьмёрка. Поднять правую руку до уровня глаз, сжимая пальцы в кулачек (третий и второй пальцы вытянуты). Провести перед собой большую горизонтальную восьмёрку (или знак бесконечности). Следом использовать язык, т. е. вместе с глазами повторять движение пальцев рук с вытянутым языком.

Движение глазами

Телесные упражнения

  • Фонарик. Выставить руки перед собой. Поочерёдно сжимать пальцы одной руки, не используя другую. Затем поменять руки. Повторять в течение двух минут.
  • Кольцо. Поочерёдно и насколько возможно интенсивнее вращать пальцы, соединяя большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем, образуя кольцо. Сначала двигаться в одну сторону, потом в другую. Позже можно усложнить задачу, выполняя упражнение всеми руками одновременно.
  • Кулак-ребро-ладонь. Сжать ладошку в кулак, разжать и поставить выпрямленную руку с согнутым пальцем на торец, распрямить ладошку полностью и положить на горизонтальную поверхность. Повторить 4-5 раз.
  • Мельница. Одновременное вращение разноимённых руки и ноги вперёд-назад. Выполнять вместе с поворотами взора во все стороны поочередно. Повторять 1-2 минуты.
  • Упражнение лезгинка для детей. Левая рука согнута в кулачек, один палец смотрит влево, кулачек развёрнут по направлению к себе. Правую ладонь выпрямить и дотронуться ею до мизинца левой руки. Затем поменять руки.

Планирование по теме «Защитники Отечества» для подготовительной группы

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]