Организация театрализованной деятельности с детьми младшего возраста (Аналитическая справка)
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Муринский детский сад комбинированного вида №4»
(МДОБУ «Муринский ДСКВ №4»)
Аналитическая справка
Организация театрализованной деятельности с детьми младшего возраста
2 младшая группа №1
«
Гномики»
Подготовила воспитатель: Солянова Ю.П.
2020 г.
Театрализованная деятельность в детском саду по ФГОС
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…” (Б. М. Теплов)
В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности в ДОУ организуется следующим образом
- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
- Задания для развития речевой интонационной выразительности;
- Игры-превращения, образные упражнения;
- Упражнения на развитие детской пластики;
- Ритмические минутки;
- Пальчиковый игротренинг;
- Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
- Театральные этюды;
- Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
- Просмотр кукольных спектаклей.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы стараемся решать комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.
Социально-коммуникативное развитие
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.) ;
воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие
• содействие развитию монологической и диалогической речи;
• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);
Художественно-эстетическое развитие
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
В своей работе с детьми мы используем различные приемы: упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); задания для развития речевой интонационной выразительности; игры-превращения, образные упражнения; упражнения на развитие детской пластики; ритмические минутки; пальчиковый игротренинг; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы; театральные этюды; разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов; просмотр кукольных спектаклей.
Для выявления интересов детей в группах были сделаны выставки книг со сказками, проведена викторина «В гостях у сказки».
Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Мною были пополнены театральные уголки в группах. Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок, кукол би-ба-бо.
Виды театрализованной деятельности
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в детских садах применяется 6 видов театрализованных игр.
Театр на стенде
Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся:
—
фланелеграф
— доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок или воспитатель по мере развития сюжета их передвигает (сама доска может быть одна, а наборов для сказок несколько);
Цель
: развивать творческие способности детей через
театрализованную деятельность.
Задачи
: — последовательное знакомство детей с видами
театра (фланелеграф)
;
-совершенствование артистических навыков;
— работа над речью и интонацией; — коллективное взаимодействие;
— умение сочувствовать и сопереживать.
—
магнитный
(идентичен фланелеграфу, только в качестве основы выступает магнитная доска)
Цель
: Создание социальной ситуации развития в процессе подготовки и реализации постановки “Магнитного театра — Теремок”
Задачи
: Создать условия для формирования представлений о театре.
Обеспечить условия для выбора роли, способа действий, партнеров, деятельности.
Создать условия для развития речевой активности: развитие диалогической речи.
Способствовать воспитанию уважительного отношения к труду людей.
Театр на столе
Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть:
- бумажным (или картонным) — герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам;
- из природных материалов (например, в ящике из песка расставляются герои из шишек, каштанов или желудей).
- театр кукол на столе
Сказка «Репка» Сказка «Колобок»
Сказка «Волк и семеро козлят»
Театр «наручный» и пальчиковый
Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь. Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из:
- картона, вырезанного в форме конуса;
- ткани;
- шариков для тенниса;
- яйца от киндерсюрприза;
- пластиковых бутылок, тарелок, стаканов;
- с
пичечных коробков и пр.
Цель: Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, придумывать новые эпизоды; учить понимать характер героев; способствовать снятию психического напряжения. Развивать правильную, эмоционально насыщенную речь.
Задачи:
развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);
- стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания;
- заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;
- театральные постановки развивают фантазию и воображение, особенно, если речь идёт о сценка-импровизациях;
- обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
- в процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме), а также для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо);
- возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности
- выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным
Верховой театр
Это интересно. Термин, обозначающий вид театрализованной деятельности, в которой куклы закреплены выше человеческого роста, был введён русскими кукловодами в XVI веке.
Существует несколько типов верхового театра:
- тростевой (кукла закреплена на высокой трости);
- б
ибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за ширмы);
Т
еатр «Бибабо»
Цель:
развивать творческую речевую активность детей.
Задачи
:
Образовательные:
упражнять в лексическом оформлении высказывания; активизировать употребление в речи слов, используемых в сказках; упражнять в грамматическом оформлении высказывания, использовании прямой речи; создавать условия для сенсомоторного уровня речи; развивать артикуляционную моторику; интонационную выразительность речи; закреплять умения программирования повествовательного высказывания; упражнять в коллективном составлении творческого высказывания.
Развивающие:
развивать осознанную речевую активность при составлении творческих высказываний; речемыслительные операции; слуховое восприятие.
Воспитательные:
воспитывать умения работать в коллективе: договариваться, распределять роли, совместно действовать, ориентироваться на партнера.
Театр масок
Маска
(в переводе с арабского языка — шут) — накладка на лицо с вырезами для глаз, носа и рта, надеваемая с целью ролевого перевоплощения, сохранения своего инкогнито или как оберег.
Задачи:
- Воспитание положительных нравственных идеалов, стремление быть отзывчивым, правильно оценивать действия персонажей.
- Развивать устойчивый интерес к театрально игровой деятельности.
- Добиваться свободного проявления эмоций детей в жестах, мимике, движении, пении, слове.
- Добиваться исполнительского умения детей в создании художественного образа, используя для этого игровое, песенное, танцевальное творчество.
- Расширять представления детей об окружающей действительности, о прошлом и будущем, о предметах, обычаях и быте, природе и т.д.
- Дать детям закрепить представления о различных видах театра – драматизации, театр на полу, настольный театр.
- Обогащать речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной речи.
- Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения.
- Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
- Учить детей правильно оценивать себя и своих товарищей.
- Вызывать у детей желание двигаться, то есть танцевать, и создавать яркий и пластичный образ.
- Воспитывать желание детей “играть”, то есть разыгрывать сказки.
- Добиваться умения использовать песенные, танцевальные и игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
Ролевой театр
Для инсценировок используем элементы театральных костюмов: платок и сарафан для бабки, рубаха для деда, жёлтая шапочка для колобка и т.п.
Цель
: Познакомить детей с профессией артист; формировать интерес к театрализованной игре.
Задачи
: Способствовать развитию диалогической речи; Способствовать формированию умения детей отражать игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя средства выразительности – мимику, жесты, движения; Развивать умения согласовывать действия с другими детьми – героями сказки; Пополнять словарный запас детей: афиша, театр, спектакль, актеры, зрители, аплодисменты;
Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность.
Группа наглядных приёмов
У дошкольников преобладает наглядно-образное восприятие мира, поэтому без наглядности в работе не обойтись.
Картинки
Без иллюстраций, фотографий невозможно объяснить детям понятие театра. Поэтому в театральном уголке в группе должны быть картинки, изображающие:
- разные виды театра;
- костюмы, парики, накладные усы, уши, нос и пр.
К артинки могут быть организованы в буклеты — раскладные книжечки с сюжетом истории для постановки, или лэпбуки — папки, в которых собраны