Сущность социально-личностного развития дошкольника
Определение 1
Социально-личностное развитие – это формирование верного отношения ребёнка к себе и окружающему, а также его социальных мотивов, потребностей.
В соответствии с ФГОС ДО социально-личностное развитие включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и направлено на:
- усвоение детьми ценностей и норм, принятых в современном обществе;
- формирование и развитие навыков общения посредством активного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
- формирование навыков самостоятельности, самовоспитания, саморегуляции и направленности своих действий;
- развитие эмоционального и социального интеллекта, сопереживания и эмоциональной отзывчивости (эмпатии);
- формирование готовности к осуществлению совместных видов деятельности со сверстниками;
- формирования уважения к окружающим людям, Родине, истории и традициям народа;
- формирования гордости и чувства принадлежности к своей семье, определенной национальности и сообществу;
- формирование положительного отношения к разным видам трудовой и творческой деятельности;
- формирование основ по безопасному поведению в быту, обществе и природе.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В рамках ДОУ социально-личностное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в следующих формах:
- образовательная деятельность;
- совместные виды деятельности воспитателя и детей;
- совместная деятельность воспитанников;
- индивидуальные виды работы воспитателя с детьми.
В настоящее время современные детские сады уделяют большое внимание решению проблемы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что оно направлено на формирование отношения ребенка окружающему миру и самому себе, способствует выработке социальных потребностей и мотивов, становлению самопознаний. Социально-личностное развитие требует от педагога немалых затрат труда и проявление педагогического профессионализма, способствующих получению видимого результата.
Тема социализации и адаптации детей в обществе, тема социальных взаимоотношений, в настоящее время является актуальной. Так как множество негативных явлений в обществе, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность) ., имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Повышенный спрос на различные тренинги среди взрослых, связанные с развитием коммуникативных навыков, межличностных взаимоотношений, на развитие навыков стрессоустойчивости, на умение решать конфликтные ситуации, говорит о том, что человек сейчас нуждается в психологической поддержке и помощи. Способность к построению отношений, коммуникативные навыки с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт первых отношений в семье и в детском саду является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во многом влияет на особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей на протяжении всей жизни.
Дошкольное детство – это самые важные первые шесть-семь лет, когда развитие детей идет стремительно и интенсивно, когда закладывается основа, фундамент для дальнейшего роста и развития личности. Приходя в детский сад, ребенок попадает в новые социальные условия, меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с новыми людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, снижением активности. От того, как проходит социализация и адаптация ребенка в детском обществе, зависит последующий путь социального и личностного развития человека.
Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности, как правило, отсрочен во времени. Социализация же происходит во взаимодействии ребенка с окружающим миром и преобразованием его индивидуальности благодаря этому взаимодействию. Перед нами, педагогами, стоит очень сложная задача, работая с группой детей, найти такие действенные методы и приёмы работы, которые дадут наиболее высокие результаты в социальном и личностном развитии детей. Особенность социализации в дошкольном возрасте – существенное усложнение и расширение сферы социализирующих влияний уже не только во взаимодействии с взрослым, но и через игровые контакты со сверстниками. Общение, все более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в мощный социальный фактор становления личности ребенка.
Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра. Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ соблюдается принцип значимости всех видов деятельности и рационального сочетания игры и других видов деятельности. «Давай поиграем! » — как часто в житейской суете мы не придаем значение этому призыву, просьбе, а иногда голосу несбывшейся мечты, доносящемуся из нашего далекого детства и звучащему из уст ребенка. «Давай поиграем, ну давай! » И что же он слышит в ответ? — ваше мнение. (ответы гостей) «Да некогда мне… Не могу. Я устала… Тороплюсь… .Не успеваю… » — говорим мы своему ребенку. «Идите, играйте» — часто говорим мы детям в детском саду. И дети идут и играют: они играют в человека-паука, монстров, которых потом же и боятся, другие в какие-то любовные романы из современных сериалов… В детских играх редко кто воспитывает детей, готовит обеды и ужины, занимается стиркой, уборкой. Чаще это свадьбы, шоппинг, бизнес… То, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира, который мы им дарим.
Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем детей спать, совершаем такие поступки, смотрим такие телепередачи и фильмы, это мы покупаем детям такие игры. В своей работе я уделяю большое внимание игре. Использую игры и игровые приёмы в разных видах деятельности, в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности. Особое место в воспитательно-образовательном процессе, во всех возрастных группах занимают сюжетно-ролевые игры – это игры, которые придумывают сами дети. В них отражаются их знания, впечатления, представления об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. У каждой игры есть тема, игровой замысел, сюжет, содержание роли. В этих играх дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для возникновения сюжетно-ролевой игры необходимо наличие у ребёнка знаний об окружающей его среды, событиях и явлениях общественной жизни.
Сейчас я работаю в младшей группе. В младшем возрасте в сюжетно-ролевой игре несложный сюжет. Ребёнок стремится определить для себя роль, может на некоторое время увлечься ею, но через некоторое время забывает об этом и «переключается» на другую роль и зачастую неопределённо меняет сюжет игры. Поэтому в этом возрасте главную роль я беру на себя. Главным приёмом является совместная игра. Я показываю в игровой ситуации действия с игрушками, предметами-заместителями. Хорошо зная характер детей, я могу увлечь их в совместные действия с игрушками. В этом возрасте одной из важных задач является воспитание простейших навыков совместной игры. Она доставляет детям радость и даёт возможность обмена знаниями. Чаще всего включаюсь в процесс игры сама и показываю образцы игрового действия, рассказываю о правилах игры, вношу элемент (атрибут) . Провожу работу по развитию общения детей в игре. Поощряю доброжелательные отношения детей во время игры, учу договариваться, проявлять сочувствие, уважительное отношение к партнёрам по игре, улаживать спорные вопросы и ситуации. В процессе организации разных видов игр учитываю желания детей, их индивидуальные особенности и эмоциональное состояние, а также дружеские привязанности. Индивидуальный подход в организации игровой деятельности имеет важное значение в личностном развитии ребёнка. Понимая это, организовываю игры с учетом личностных особенностей детей: застенчивых, гиперактивных, конфликтных. Организую игры для мальчиков и девочек, а также совместные. В сюжетно-ролевых играх девочки выполняют роли мамы, хозяйки, мальчики – роли, связанные с мужественными профессиями. Обращаю внимание на соответствующее поведение детей. Для развития игровой деятельности необходимо создание предметно-развивающей среды.
К созданию предметно-развивающей среды подхожу творчески. Предметно-развивающая среда организуется мною таким образом, чтобы каждый ребёнок мог заниматься любимым делом. Размещение оборудования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам. А всё групповое пространство доступно детям. В игровых зонах представлены как крупные предметы «Кухня», «Парикмахерская», так и множество разных по размеру модулей, бросового материала. Имеются сюжетно-ролевые игры, атрибуты и предметы-заместители к ним, Имеются дидактические игры, картотеки подвижных игр, Имеются разные виды театров, уголок ряженья Полноценное развитие игровой деятельности, становится возможным лишь при условии двусторонних усилий в этом направлении – семьи и ДОУ. Для этого мною организуется постоянная работа с родителями, включающая в себя как просвещение, так и обучение навыкам управления игровой деятельностью детей в семье на основании определённых принципов: Рекомендации родителям играйте с детьми сами; приобретайте игрушки разных видов; обогащайте впечатления детей; собирайте вместе с детьми материал, заменяющий игрушки; продумывайте полезность игрушки.
Результат: если ребёнок увлечённо и подолгу играет, родители могут быть спокойны: малыш развивается правильно! Консультации «Игрушки ваших детей», «Играйте с детьми». «Развитие речи ребенка в процессе игры». Родительские собрания на тему: «Растём, играя», «Игра – дело серьёзное». Провожу «Дни открытых дверей», где родители моей группы могут увидеть, как играют их дети, общаются со сверстниками и взрослыми. Игровая деятельность – даёт ребёнку почувствовать себя равноправным членам человеческого общества. В игре у ребёнка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат. В заключении хочу сделать следующие выводы: Игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным языком игры – общими способами ее осуществления Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей Советы: для игры важна практика, играйте с детьми как можно чаще приветствуйте проявление любых чувств, но не любого поведения поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками обратите особое внимание на неиграющих детей дети благодарны не столько взрослому лидеру, сколько взрослому выдумщику в игре должно быть интересно и взрослому, и ребенку воспитатели должны радоваться шумной активности детей.
Задачи социально-личностного развития дошкольников
Основные задачи социально-личностного развития детей дошкольного возраста:
- Формирование у детей полноценной картины социального мира, самого себя и своего места в социуме.
- Воспитание активной жизненной позиции и адекватных социальных чувств.
- Формирование представление об окружающих людях, самом себе, природе, рукотворных произведениях и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Социально-личностное развитие дошкольников 430 ₽ Реферат Социально-личностное развитие дошкольников 220 ₽ Контрольная работа Социально-личностное развитие дошкольников 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Процесс социально-личностного развития продолжается у человека на протяжении всей его жизни. Однако его фундамент закладывается в дошкольном детстве. Именно в этот возрастной период у ребенка формируются первые компоненты социального поведения, появляются эмоционально-личностные и поведенческие линии. Дети всегда активны и стремятся к выполнению различных видов деятельности, задача воспитателя (родителя) не тормозить их в этом стремлении, а напротив, мотивировать на постоянное развитие и совершенствование, не давать угаснуть желанию развиваться и познавать. Большую роль в этом направлении имеют разнообразные виды игр, в которые ребенок играет не только со сверстниками, но и со взрослыми и даже сам с собой.
Ошибочным является мнение, что ребенок должен постоянно заниматься чем-то полезным, а не только играть. Однако, именно игра является ведущим видом деятельности ребенка. В игре ребенок познает мир, развивается, у него формируются необходимые умения и навыки. В процессе игр развитие детей движется быстрыми темпами: психическое, социальное, эмоциональное. Каждый педагог, организуя социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, должен максимально использовать возможности игры для социального развития детей.