АКТУАЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
АКТУАЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К.А.Кочеткова
студент 1 курса факультета дошкольного и начального образования
Арзамасский филиал ННГУ
Научный руководитель: к.п.н., доцент Е.В.Клюева
В статье обоснована актуальность управления социально-коммуникативным развитием детей старшего дошкольного возраста, выделены его функции и организационно-педагогические условия.
Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие; дети старшего дошкольного возраста; управление; организационно-педагогические условия.
The article substantiates the relevance of management of social and communicative development of children of senior preschool age, highlights its functions and organizational and pedagogical conditions.
Key words: social and communicative development; children of senior preschool age; management; organizational and pedagogical conditions.
Актуальность управления социально-коммуникативным развитием детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что сегодня в РФ ускорились темпы развития общества, происходит постоянное усложнение социальной структуры, подрастающее поколение получает противоречивую информацию от взрослых, существенно снижен воспитательный потенциал семей, — все это приводит к трудностям в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста, поскольку развитие ребенка предполагает, что он усваивает те образцы и нормы поведения, которые существуют в социуме в конкретный исторический промежуток времени.
ФГОС ДО закрепляет положение о том, что социально-коммуникативное развитие дошкольников должно способствовать усвоениюиминорм и ценностей, выработанных в обществе, формировать у них мораль и нравственность, духовные ценности; ребенок должен научиться общаться как со сверстниками, так и со взрослыми; у него должны быть сформированы такие качества, как самостоятельность, целенаправленность, умение самостоятельно регулировать свое поведение на основе оценок, данных ему другими людьми; у дошкольника также необходимо формировать социальный и эмоциональный интеллект, умение эмоционально отзываться на те или иные события, сопереживать другим людям[8].
Все эти цели социально-коммуникативного развития достигаются в ДОО при организации управления этим процессом.
В исследовательской литературе многие работы посвящены социально-коммуникативному развитию дошкольников. Так, в исследованиях A.B. Запорожца, М.И. Лисиной прослеживается тесная связь между коммуникативными навыками и психическим развитием детей дошкольного возраста. М.И. Лисина, А.К. Маркова подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.
Результаты исследований по проблеме общения дошкольников как с взрослыми, так и со сверстниками представлены в работах Н.Н. Авдеевой, Л.Н. Галигузовой, Н.В. Клюевой, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной и др. Исследователи едины в том, что свободное общение или свободная коммуникация – это нерегламентированное общение, которое чаще всего происходит в процессе разговора, обмена информацией. В общении со сверстниками дети могут самостоятельно планировать и организовывать совместную игру, осуществлять контроль действий друг друга, сравнивать себя со сверстником. Общаясь, ребенок может фантазировать, выражать обиду, притворяться и т.д.
Современное понимание основ коммуникативных потребностей у детей дошкольного возраста связано с исследованиями М.М. Бахтина, А.А. Бодалева, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрик.
Коммуникативная компетентность личности, коммуникативные трудности дошкольников отражены в научных трудах И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой. Социально — коммуникативное развитие происходит непосредственно в процессе коммуникации общения, когда дети обмениваются информацией, эмоциями, и т.д. Поэтому многие работы исследователей посвящены вопросу коммуникативной компетентности. Так, например, в своих исследованиях, С.В. Никитина, Н.Г. Петрова, Л.В. Свирская выделяют пять ключевых компетентностей, которыми может овладеть выпускник детского сада и одной из них является коммуникативная.
В литературе нет единого мнения относительно понятия «коммуникативная компетентность». Она рассматривается как ориентация на объект общения (Г.М. Андреева), как ситуативная адаптивность (Ю.Н. Емельянов), как владение языком (М.А. Хазанова) и др.
А.Г. Арушанова рассматривает коммуникативную компетентность как способность «налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий)». [1, с.2 ].
Коммуникативная компетентность определяется ею «как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности – коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр.» [1, с.2].
А.П. Воронова, О.В. Защиринская, Т.А. Нилова, Л.М. Шипицына выделяют следующие компоненты коммуникативной компетентности: наличие развернутой фразовой речи; точное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями; большой словарный запас; высокая речевая активность; высокоразвитая коммуникативная функция – наличие у дошкольника потребности в общении, сформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), заинтересованность в контактах, умение ориентироваться в ситуации общения [9].
Пути преодоления коммуникативных трудностей в процессе работы с дошкольниками рассмотрены Е.О. Смирновой, Л. Смирновой, Г.Р. Шашкиной.
В исследованиях О.Я. Гойхман, Ю.М. Жукова, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.К. Марковой отмечается, что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности субъекта. В общении люди раскрывают свои личностные качества.
Чтобы задачи социально-коммуникативного развития решались эффективно, необходимо им управлять. Ребёнок дошкольного возраста не может социально-коммуникативный опыт присвоить самостоятельно, если ему не помочь. Кроме того, дошкольный возраст является тем сенситивным возрастом для освоения социально-культурного опыта человечества. Это ещё раз подтверждает значимость дошкольного возрастного периода и важность управления развитием ребёнка на этом этапе, особенно управления социально-коммуникативным развитием.
Управление социально-коммуникативным развитием в дошкольном возрасте рассмотрено в работах Е.И.Поповой, А.Ф. Кондрашиной, С.С. Сунцовой.
В исследовании мы опираемся на точку зрения Мескона М. Х. и других, утверждающих, что управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля[6].
Главная роль в управлении социально- коммуникативным развитием детей старшего дошкольного возраста принадлежит воспитателю, реализующемуинформационно-аналитическую планово-прогностическую, организационно-исполнительскую,мотивационно-целевую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную функции. Рассмотрим реализацию этих функцийвоспитателем ДОУ.
- Информационно-аналитическая функция. Осуществление данной функции заключается в создании системы сбора необходимой информации, а также проведении исследования, в процессе которого анализируется информация об уровне социально-коммуникативного развития дошкольников и на этой основе оценивается сложившаяся ситуация.
- Планово-прогностическая прогностическаяфункция. Данная функция включает в себя создание системной работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников. Составление планов работы, которые включают в себя те формы работы, которые способствуютсоциально-коммуникативному развитию детей во всех видах деятельности. На данном этапе существенная помощь исходит от родителей, поэтому на родительских собраниях воспитателюнеобходимо уделять внимание вопросам сотрудничества при реализации данных планов деятельности.
- Организационно-исполнительская функция. Данная функция в управлении социально-коммуникативным развитием дошкольников должна быть основана на едином подходе к ее реализации всех уровней управления при использовании в работе различных форм и методов. Она включает в себя: организацию работы с детьми (диагностику, формирование мотивации, вовлечение в различные виды деятельности); организацию эффективной работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные консультации); психологическое обеспечение управления социально-коммуникативным развитием дошкольников (разработку процедуры диагностики, подготовку информации о психологических особенностях).
- Мотивационно-целевая функция. Применение со стороны воспитателя эффективных способов мотивации дошкольников в процессе социально-коммуникативного развития: благодарность; похвала; награждение.
- Контрольно-диагностическая функция. Данная функция основана на получении информации о результатах достигнутого уровня социально-коммуникативного развития дошкольников и состоянии деятельности по их развитию. Одним из показателей этого процесса можно считать качество организации различных видов деятельности старших дошкольников, способствующих их социально-коммуникативному развитию.
- Регулятивно-коррекционная функция.Данная функция включает в себя создание условий для социально-коммуникативного развития дошкольников и предполагает трансформацию организационной структуры управления. Например, в ней могут быть выделены как компоненты, как методические объединения воспитателей. При осуществлении данной функции управления может быть разработана программа социально-коммуникативного развития дошкольника в конкретном ДОО, создан диагностический инструментарий для оценки уровня его сформированности, проведения повторной диагностики[5].
Л.В.Дмитриева подчеркивает, что для успешного управления процессом социально-коммуникативного развития старших дошкольников должны быть созданы такие организационно-педагогические условия, как:
— сотрудничество воспитателей и родителей, направленное на обеспечение организации предметно-развивающей среды, позволяющей реализовать социально-коммуникативный подход к процессу воспитания и развития дошкольников;
— организация различных видов деятельности дошкольников как в непосредственно образовательной деятельности, так и при индивидуальных и групповых занятиях, а также в свободное от занятий время;
— организация в группе условий для формирования у дошкольников детей культуры общения со сверстниками и взрослыми, а также культуры поведения в детском коллективе;
— применение различных методов и средств для формования социально-коммуникативных навыков старших дошкольников [4].
Следовательно, рассмотрев все функции управления мы можем сказать, что управление социально-коммуникативным развитием в ДОО рассматривается нами с позиции функционального подхода — это процесс, который включает в себя: сбор и анализ текущей информации (документации); планирование мероприятий; внедрение в процесс деятельности различных видов работы; соотнесение планов работы воспитателей со старшим воспитателем и заведующей; проведение изучения уровня социально-коммуникативного развития дошкольников для возможности мониторинга их развития и коррекции с помощью предложенной системы работы.
Литература
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. —— М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
- Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. / К.Ю. Белая. — М,: ТЦ Сфера, 2015. — 101 с.
- Гришан И.П. Менеджмент образовательных учреждений.- Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2022. – 265 с.
- Дмитриева Л.В. Делегирование, мотивирование, стимулирование в управлении ДОУ // Управление ДОУ. — №4 — 2013. – С.24 — 32.
- Клюева Е.В. Природа как средство формирования у старших дошкольников представлений о сенсорных эталонах / Е.В. Клюева // Детский сад: теория и практика. – 2013. – №12. – С. 60–66.
- Мескон М., Альберт Н., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. — М.: Дело, 2002.
- Привалова С.Е. Реализация социально-коммуникативного направления в период дошкольного детства / C.Е. Привалова // Научные исследования: от теории к практике. — 2015. — Т. 1. — №2. — С. 272 — 275.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html(дата обращения: 04.02.2020)
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). М:Издательство: Детство-Пресс, 2010. . – 165 с.
Дидактические
В младшей группе для формирования интонационной выразительности используется игра «Обучим зайку грамотно говорить». Ее сущность в том, что на занятие приходит посетитель — зайчишка, который искажает фразы, к примеру, наименования зверей («ишка» взамен «мишка», «от» взамен «кот»). Ребята корректируют зайку, грамотно говоря фразы.
Чтобы научить сравнивать геометрические объекты, используют игру «Отыщи объект»: ребята становятся в круг, воспитатель кидает мяч малышу, демонстрирует иллюстрацию с геометрической фигурой, малыш называет ее и ищет схожий объект.
В команде часто применяется игра «Кто как говорит», целью какой является определение домашних и диких животных. Ее суть заключается в том, что взрослый, кидая мячик одному из стоящих в кругу детей, называет животное. Малыш отдает мяч и говорит, как этот зверь «разговаривает» (хищник рычит, пес лает и т. д.).