Путешествие в страну интересных игр: проект для детей старшего дошкольного возраста
Ризяпова И.И., Хабибуллина В.Н. Путешествие в страну интересных игр: проект для детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2022. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 18.01.2022).
Заказ № 431957
ПРИЛОЖЕНИЕ: Примерный план игр для реализации проекта «Путешествие в страну интересных игр»
Вид проекта: речевой, познавательно-творческий.
Время реализации: долгосрочный.
Участники проекта: дети 5-6 лет, 6-7 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность темы:
В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому развитию детей. Федеральный государственный образовательный стандарт одной из своих задач определил развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Всестороннее развитие дошкольника можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребёнка формируется воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе.
В связи с этим вопрос развития словесного творчества детей дошкольного возраста с использованием различных методов и технологий является актуальным.
Исходя из вышесказанного, были поставлены цель и задачи по развитию словесного творчества старших дошкольников в процессе развития игровых технологий, стимулирующих речевое творчество и самостоятельность детей.
Цель: Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности через включение в различные виды деятельности, научить говорить на татарском языке, развивать диалогическую и монологическую речь.
Задачи.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, инициативность через организацию игровой деятельности, положительные взаимоотношения между детьми, взрослыми.
- воспитывать желание общаться на татарском языке.
Развивающие:
- развивать вариативное мышление, воображение и творческие способности, любознательность, наблюдательность, умение экспериментировать, создавать условия для формирования фантазии, воображения, творчества.
- совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарь, продолжать развивать диалогическую речь,
- развивать интерес к изучению татарского языка, способствовать пониманию речи и желанию говорить и общаться на другом языке.
Обучающие:
- учить словотворчеству;
- обучать формам монологической речи на татарском языке;
- обучать отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме.
Принципы реализации проекта:
- Доступность: учет возрастных особенностей детей; адаптированность материала.
- Систематичность и последовательность: постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных знаний, правил и норм.
- Наглядность и занимательность: предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.
- Динамичность: интеграция проекта в разные виды деятельности.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Этапы работы над проектом
I этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта.
- Сбор и анализ информации.
- Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.
- Изучение передового педагогического опыта работы по развитию представлений детей об игре.
- Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы).
- Анализ результатов педагогической диагностики.
II этап – основной
Схема реализации опыта работы по направлениям развития
Направления развития | Виды игр в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей |
Социально — коммуникативное | Дидактические, сюжетно – ролевые, природоведческие игры. Настольно – печатные игры, игры со словом, игры на сближение, социальное взаимодействие |
Речевое | Дидактические игры, речевые игры |
Познавательное | Дидактические игры, игры со словами, познавательные игры, настольно – печатные игры, игры с математическим содержанием |
Художественно — эстетическое | Игры – драматизации, игры – инсценировки, народные игры, игры – хороводы, логоритмика |
Физическое | Подвижные игры со словами, игры с речевым сопровождением, физминутки, логоритмика, двигательные игры. |
III этап – заключительный
Обобщение опыта работы.
Сотрудничество с родителями
- Наглядная информация: консультации «Развитие речи: игры в кругу семьи», «Игры на развитие творческого воображения». Рекомендации для родителей «Игра – это серьезно», «Мир в творчестве ребенка». Выпуск педагого — родительской газеты «Крепыш».
- Детско-родительские проекты: «Творческая мастерская», «Интересные игры», «Фантазеры», «Рифма».
- Поэтапное рисование: «Ты начни, а я продолжу».
- Выставки рисунков: «Сказочный мир», «Абракадабра», «Несуществующая страна».
- Анкетирование: «Любит ли фантазировать ваш ребенок?».
- Малышовый словарик «Придумывают наши дети».
- «Дневник родителей или «Нечуковский» от 2 до 5».
- Конкурс выдумщиков: «Забавная история», «Перевертыши».
- Тренинг «Обмен семейным опытом».
- Почтовый ящик «Вопрос-ответ».
- Копилка идей: «Необычная игрушка».
- Семейные посиделки.
Ожидаемый результат проектной деятельности:
- Приобщить детей к процессу познания через вовлечение их в разные виды практической и игровой деятельности.
- Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности.
- Создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок) развивается в процессе совместной деятельности, сотворчества.
- Повысить авторитет педагога и других работников ДОУ.
- Повысить педагогическую компетентность и активность родителей.
- Привлечь к участию в реализации проекта педагогов-специалистов детского сада для создания комфортных условий для ребенка.
- Научить детей говорить на татарском языке, развить диалогическую и монологическую речь.
- Вызвать у родителей желание самостоятельно организовывать совместные, творческие игры с детьми дома.
Примерный план игр для реализации проекта «Путешествие в страну интересных игр» (Приложение).
Литература:
- Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? 2001.
- Зарипова З.М. Татарча сөйләшәбез // Методик кулланма. Казань, 2012.
- Карпова С.И., В.В. Мамаева. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет // Творческий центр. Санкт-Петербург, 2010.
- Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить // Библиотека воспитателя. М.: Творческий центр, 2013.
- Микляева Н.В. Интерактивная педагогика в детском саду // Библиотека журнала «Управление ДОУ». М.: Творческий центр, 2012.
- Микляева Н.В., Решетило Е.А., Лопатина О.Г. Игровая среда в домашних условиях// Библиотека воспитателя. М.: Творческий центр, 2011.
- Микляева Н.В., Ю.Н.Родионова. Развиваем способности дошкольников // Библиотека воспитателя. М.: Творческий центр, 2010.
- Пенькова Л.А., Коннова З.П., Малышева И.В., Перкова С.В. Развитие игровой активности дошкольников // Управление. М.: Творческий центр, 2010.
- Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! Из опыта работы. М., 2006.
- Щетинина А.М. Учим дошкольников думать // Библиотека воспитателя. М.: Творческий центр, 2011.
Проект «Игровая деятельность в старшей группе»
2.Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».Цель. Учить согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек. Расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте.
3.Подвижные игры «Стрельба в мишень», «Солнечный дождик». Цель. Развивать интерес к подвижным играм, умение согласовывать свои действия с товарищами.
НОЯБРЬ
1-я неделя
1.Дидактическая игра «Собери бусы». Дидактическая задача. Учить детей группировать фигуры по форме, цвету и размеру. Умению работать парами.
2.Сюжетно — ролевая игра «Театр» Цель.
Научить детей действовать в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между собой. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости.
3.Игра с крупным строительным материалом «Дом, в котором живем». Цель. Учить детей осуществлять пространственный анализ постройки, строить дом по заданным правилам, развивать коммуникативное общение.
2-я неделя
1.Дидактическая игра «Скажи дальше». Дидактическая задача. Продолжать учиться устанавливать последовательность частей суток, дней недели. Уметь слушать и слышать друг друга.
2.Сюжетно – ролевая игра с воспитателем «Больница». Цель. Раскрыть смысла деятельности медицинского персонала. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии врача.
3.Пальчиковая игра «Цветок». Цель. Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук. Развивать коммуникативные способности ребят.
3-я неделя
1.Дидактическая игра «Замри». Дидактическая задача. Учить детей понимать схематическое изображение человека, активизировать процесс внимания. Продолжать формировать умение играть в команде.
2.Сюжетно – ролевая игра «Больница». Цель. Закреплять умение принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему вызвать сочувствие к заболевшим игрушкам.
3.Игры-экспериментирования с магнитом Цель. Учить детей находить металлические предметы с помощью магнита. Развивать наблюдательность, внимание, умение играть вместе.
4-я неделя
Неделя игры и игрушки.
ДЕКАБРЬ
1-я неделя
1.Дидактическая игра «Найди игрушку». Дидактическая задача. Учить детей по плану ориентироваться в игровой комнате. Продолжать формировать умение ребят играть вместе, помогать друг другу.
2.Сюжетно – ролевая игра «Зоопарк». Цель. Обогатить и конкретизировать знания и представления детей о диких зверях и их повадках и условиях содержания в неволе. Воспитывать уважение к труду работников зоопарка. Прививать любовь к животным, воспитывать чувство доброты и жалости.
Удивительный мир игры.(проект)проект (старшая группа)
Проблема
Как помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы.
Актуальность проекта
Дошкольное детство-самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра-это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приёмы включают во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы — педагоги должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями. Игра во все времена была и остаётся лучшим средством воспитания и обучения дошкольников.
Одной из основных в детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях.
Цель
Развитие у детей младшего дошкольного возраста интереса к различным видам с/р игр в процессе побуждения к самостоятельному игровому творчеству, к осуществлению задуманного сюжета игры.
Задачи:
- Развивать и обогащать игровые действия с игрушками
- Создать условия для развития фантазии, творчества, воображении.
- Формировать умение в процессе игры соблюдать элементарные правила поведения (умение действовать по правилам), действовать в своей роли.
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, интереса к общему замыслу и согласованию действий.
- Развивать речевую активность: активизация и обогащение словаря, развитие диалектической речи.
- Помочь родителям создать условия для игр детей и расширять знания по руководству игровой деятельностью.
Основные формы реализации проекта
Экскурсии, наблюдения, утренние беседы, чтение художественной литературы, мини-выставки , конкуры, фотовыставка «Мама, папа, я – дружная семья», работа с родителями (консультации, рекомендации, беседы, домашние задания).
Ожидаемые результаты проекта:
- Дети отражают в играх развитые сюжеты. Активно осваивают способы ролевого поведения, называют свою роль и обращаются к сверстникам по имени ролевого персонажа, меняют интонацию голоса в зависимости от роли.
- У детей есть любимые игры и роли, которые они охотнее всего выполняют.
- В д/и понимают игровую задачу и действуют в соответствии с нею.
- Проявляют интерес к игровому общению со сверстниками.
Вид проекта: исследовательско-творческий.
Участники проекта: дети старшей группы № 1, воспитатель, родители воспитанников.
Продолжительность: 9 месяцев (сентябрь – май), долгосрочный.
Используемая литература:
1. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. Творческий Центр СФЕРА Москва 2005
2. Развитие игровой деятельности. Н. Ф. Губанова.
Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва, 2014.
3. Интернет источники.
Ход проекта
1 этап – подготовительный (разработка проекта), срок с 1.09.2018г. по 29.09.2018г.
2 этап – практический (реализация проекта), срок с 2.10.2018г. по 30.04.2019г.
3 этап – заключительный (обобщающий), срок с 1.05.2019г. по 31.05.2019г.
Дорожная карта проекта «Удивительный мир игры»
№ | Содержание | Сроки | Ответственный |
Подготовительный этап
Работа с детьми
1 |
| Сентябрь | Пятанова Е.И. |
Работа с родителями | |||
1 |
| Сентябрь | Пятанова Е.И. |
Практический этап
Работа с детьми
1 |
| Октябрь | Пятанова Е.И. | |
2 |
| Ноябрь | Пятанова Е.И. | |
3 |
| Декабрь | Пятанова Е.И. | |
4 |
| Январь | Пятанова Е.И. | |
5 |
| Февраль | Пятанова Е.И. | |
6 |
| Март | Пятанова Е.И. | |
7 |
| Апрель | Пятанова Е.И. | |
8 |
4. Д/И “Чьи детки?” | Май | Пятанова Е.И. | |
Работа с родителями | ||||
1 |
| Сентябрь | Пятанова Е.И. | |
2 |
2. Выставка “Дары осени”. | Октябрь | Пятанова Е.И. | |
3 | 1. Консультация “Проведение праздника дома”. | Ноябрь | Пятанова Е.И. | |
4 | 1. Памятка “Поговорите с ребенком”. | Декабрь | Пятанова Е.И. | |
5 | 1. Привлечь к изготовлению предметов – заместителей: бигуди, ножницы. 2. Конкурс “Коса — девичья краса”. | Январь | Пятанова Е.И. | |
6 |
3. Консультация “Роль отца в воспитании ребенка”. | Февраль | Пятанова Е.И. | |
7 |
2. Консультация “Роль игрушки в детских играх”. | Март | Пятанова Е.И. | |
8 | 1. Изготовление предметов — заместителей: градусники, таблетки. | Апрель | Пятанова Е.И. | |
9 | 1. Выставка. Совместное рисование родителей и детей “Необычное животное”. | Май | Пятанова Е.И. |