Проект по здоровьесберегающим технологиям в старшей группе «Я хочу быть здоровым!»


Проект по здоровьесберегающим технологиям в старшей группе «Я хочу быть здоровым!»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №72» города Магнитогорска

Я хочу быть здоровым!

Проект по здоровьесберегающим технологиям в старшей группе

Выполнила: воспитатель

Сайфутдинова Э.Ф.

Магнитогорск, 2019

Актуальность проекта и постановка проблемы

В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость

сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют

ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает

рождаемость.

Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных,

социально-экономических, экологических, деятельности системы

здравоохранения.

Согласно данным ВОЗ соотношение условий, влияющих на здоровье, таково:

1. Условия и образ жизни, питание — 50 %

2. Генетика и наследственность — 20 %

3. Внешняя среда, природные условия — 20 %

4. Здравоохранение — 10 %

Здоровье закладывается в геноме человека от генов родителей. На здоровье

также влияют:

питание

качество окружающей среды

тренировка (спорт, занятия физкультурой, зарядка)

Из этих данных ВОЗ, очевидно, что первостепенная роль в сохранении,

формировании и укреплении здоровья все же принадлежит самому человеку.

Но все же современный человек в большинстве случаев перекладывает

ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по

отношению к себе, здоровью своего организма. В настоящее время,

укрепление здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого

человека.

В последнее время ухудшилось здоровье жителей России, особенно детей.

По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14%

детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35–

40% имеют хронические заболевания. Количество детей, которые уже в

начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в

необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от

общего числа учащихся.

Ухудшение здоровья детей обусловлено многими причинами:

наследственность; неблагоприятная экологическая обстановка; рост объема

познавательной информации и умственной нагрузки; снижение двигательной

активности и др.

Вследствие этого наблюдается переутомление детей, снижение их

функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на

состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их развития.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции

модернизации российского образования, в том числе его первой ступени –

дошкольного.

Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью –

главная задача не только ДОУ, но и современного образования.

Проект «Система работы по здоровьесбережению в ДОУ»


Обоснование необходимости создания проекта:

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ было недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни. Анкетирование родителей показало, что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не находит ему места в своей жизни.

Следует отметить, что успешность данного проекта зависит от системного подхода образовательного учреждения к решению данной проблемы. Необходима скоординированная политика, декларируемая на всех уровнях функционирования и управления образовательного учреждения и подкрепленная комплексным планом действий.

Паспорт проекта.

Вид проекта: практико–ориентированный, открытый Участники проекта: сотрудники ДОУ, воспитанники и их родители Продолжительность: долгосрочный Сроки реализации: июнь 2013 – июнь 2014 Этапы реализации проекта: • 1 этап – Аналитический. • 2 этап – Практический. • 3 этап – Основной. • 4 этап – Заключительный.

Автор проекта: Даутова Венера Хамбаловна — воспитатель МАДОУ ДС№16»Родничок»г.Янаул, Республика Башкортостан.

Цель проекта: Создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.

Проект предполагает объединить уже накопленный опыт педагогического коллектива по охране и укрепления здоровья детей, с использованием современных технологий здоровьесбережения, через реализацию комплексного подхода. Задачи проекта: • Скоординировать работу всех участников образовательного процесса /педагогов, медицинского персонала, администрации детского сада, родителей/ по снижению заболеваемости воспитанников и формированию основ здорового образа жизни. • Оптимизировать систему физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ, за счет внедрения современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс; • Разработать модель построения методической работы по повышению компетентности педагогов; • Разработать методику использования системы работы по формированию у детей здоровьесберегающего поведения в специально созданных и жизненных ситуациях; • Разработать и адаптировать систему мониторинга комплексной оценки уровня знаний детей, профессиональных возможностей педагогов и педагогической просвещенности родителей; • Спроектировать модель сотрудничества детского сада и семьи по формированию осознанного, творческого, бережного отношения к здоровью детей с целью повышения его уровня; • Активизировать взаимодействие учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни;

Этапы и механизмы реализации проекта

I этап – аналитический/июнь 2013 г. Цель: анализ условий, созданных в ДОУ, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы. • Информационно-аналитическая деятельность: — анализ состоянию здоровья детей; — анализ развития двигательных навыков детей; — оценка организационных и материально – технических условий ДОУ; — формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни (анализ психолого–педагогической и методической литературы по вопросам здоровьесбережения). — Организация работы Творческой группы по выявлению проблем и прогнозированию результатов работы.

II этап – практический июль 2013 г. – август 2013г. Цель: Разработка системы работы по здоровьесбережению в ДОУ — «Будь здоров, малыш!». • Планово-прогностическая деятельность: Комплекс мероприятий, обеспечивающие реализацию проекта: — Разработка системы единого здоровьесберегающего пространства в детском саду и семье для эффективной организации оздоровительной работы с дошкольниками; — Разработка Модели системы по здоровьесбережению «Будь здоров, малыш!» — разработка методических рекомендаций по использования Системы / педагогический инструментарий/; — систематизация взаимодействия с социальными партнерами с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни; — разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта.

III этап – основной сентябрь 2013 – апрель 2014 Цель: Организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса. • Организационная деятельность: Обучение педагогов и родителей эффективным технологиям в сфере здоровьесбережения и формирования стратегии здорового образа жизни. — Разработка перспективных планов работы с педагогами и родителями; — Подготовка методических материалов по обучению воспитанников и родителей современным подходам к сохранению здоровья; — Организация сотрудничества с районной больницей, ДЮСШ, спорткомитетом, РДК; — Организация оперативного контроля использования системы работы по здоровьесбережению в совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности детей. • Регулятивно-коррекционная деятельность: Организация работы Творческой группы: — по внедрению проекта и использованию здоровьесберегающих технологий; — по отслеживанию промежуточных результатов и по необходимости корректировки работы по реализации проекта.

IV этап – заключительный май — июнь 2014 г. Цель: Подвести итоги работы в проекте, проанализировать полученные результаты деятельности, определить перспективы на будущее. — Использование активных форм методической работы: тренинги, педагогический самоанализ деятельности педагогов, решение проблемных ситуаций; — Мониторинг комплексной оценки уровня знаний детей, анкетирование педагогов, опрос родителей — Подведение итогов проекта.

Ресурсное обеспечение


Ожидаемые результаты от реализации проекта

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов: теоретический компонент, практический компонент; мотивационный компонент. 2. Создание алгоритмов работы по здоровьесбережению всех субъектов образовательного процесса ДОУ. 3. Создание комплексной системы работы по здоровьесбережению в МАДОУ детском саду № 16 « Родничок» г.Янаул «Будь здоров!» 4. Разработка методических рекомендаций по использованию здоровьесберегающих технологий 5. Снижение заболеваемости детей на 6 % 6. Разработка системы мониторинга; 7. Создание семейного клуба «Здоровая семья – здоровый ребенок»

Механизмы оценки результатов: наблюдения, анкетирование, беседа с педагогами, самоанализ, педагогическая диагностика.

Дальнейшее развитие проекта. В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в ДОУ, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.

По реализации данного проекта планируем расширить его границы за счет вовлечения в данную деятельность дошкольные учреждения села и района. Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.

Автор: Даутова Венера Хамбаловна, воспитатель, МАДОУ Д/С №16 «Родничок», г. Янаул, Республика Башкортостан

Статья размещена в авторской редакции

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]