Проект по литературному чтению для 3 класса «Русские народные сказки»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект по литературному чтению «Русские народные сказки» Подготовил: ученик 3 класса МКОУ Нагаевская СШ Камалетдинов Самир руководитель :Андреева Л.В. 2018-2019 уч. г.
В мире много сказок Грустных и смешных. Нам нельзя без света, Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть Добро навеки Побеждает зло!
Цель: Познакомиться с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству. Задачи: 1. формировать у себя знания о русских народных сказках. 2. воспитывать интерес к русскому народному творчеству. 3. прививать любовь к книге.
Гипотеза: ответить на вопрос чему учит сказка. Методы исследования: 1. Чтение и изучение художественной литературы; 2. Просмотр мультфильмов и сказок; 3. Рисование героев сказок.
История: Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования. Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя и дополняя их новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и – вопреки нашему представлению – не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх – и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые учёные полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись – рассказы же сохранились как кладези полезных и поучительных знаний.
Сказка – особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь. Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.
В мире много сказок грустных и смешных, нам нельзя без света нам нельзя без них. Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло!
Виды сказок о животных; волшебные; социально-бытовые.
Источник
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Автор проекта: Мельников Егор ученик 3А класса МБОУ «Ромодановская СОШ №1» Учитель: Пурцакина Л.И. Тема проекта «Русские народные сказки»
Проверим как вы знаете сказки. Отгадаем загадки. А дорога далека, А корзина нелегка, Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок.
— Ах ты, Петя, — простота, Сплоховал немножко: Не послушался кота, Выглянул в окошко.
Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слёзы льёт бедняжка
Нет ни речки, ни пруда Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!
Отворили дверь козлята, И пропали все куда-то!
-Вспомним, что такое присказка? Назовите, примеры. 1. В некотором царстве, в некотором государстве… 2. Жила-была в тридевятом царстве, В тридевятом государстве. Девица – краса, длинная коса. Сидела она у окошка, Да сказки молвила. Сказки старинные, не короткие, не длинные. 3. Жили-были старик со старухой…
-В волшебных сказках есть волшебные предметы. Вспомним их, поучаствовав в викторине «Угадай, из какой сказки предмет»
Спасибо за внимание
Номер материала: ДБ-023673
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Проект «Русские народные сказки»
Наталья Кунина
Проект «Русские народные сказки»
Проект. «Русские народные сказки»
Подготовили проект: воспитатели МБДОУ детского сада №21 комбинированного вида Кунина Н. В., Гордеева Н. Ю. средней группы «Рыбки»
.
Тип проекта:
• социальный, познавательно-творческий, игровой;
• среднесрочный;
• групповой.
Срок реализации проекта: 2 недели (с 03.05.2018 г. по 17.05.2018 г.)
.
Участники проекта:
• Педагоги, воспитатели группы;
• Дети средней группы (возраст детей 4-5 лет)
;
• Родители.
Актуальность проекта.
«Чтение в годы детства – это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души»
В. Сухомлинский
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.
Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.
Цель проекта: познакомить детей с русскими народными сказками, создать условия для духовно-нравственного развития ребёнка.
Задачи проекта:
Задачи для детей:
1. Вызвать интерес и желание читать, слушать русские народные сказки.
2. Учить детей самостоятельно определять главных героев и цели их деятельности.
3. Учить рассуждать о результатах взаимодействия героев, видеть жизненные правила.
4. Развивать у детей познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки.
5. Совершенствовать у дошкольников способы внеситуативно-личностного общения.
Задачи для педагогов:
1. Формировать у детей знания о русских народных сказках.
2. Воспитывать любовь к сказке, народному творчеству, художественному слову.
3. Научить детей оценивать поступки героев.
4. Развивать речь, активизировать словарный запас.
5. Развивать творчество, фантазию, воображение.
6. Способствовать развитию совместного творчества родителей и детей.
7. Вызвать заинтересованность родителей жизнью в ДОУ и желание в ней участвовать.
Задачи для родителей:
1. Участвовать вместе с детьми в решении задач проекта.
2. Развивать эмоциональную сферу дошкольников.
3. Развивать творческие способности детей.
4. Совершенствовать навыки общения с детьми.
5. Помощь и участие в реализации проекта, жизни группы.
Продукты проектной деятельности: детские работы по теме проекта «Русские народные сказки»
: выставка детских рисунков,лепка:
«Колобок»
,рисование:
«Наши сказки»
.
Итоговое мероприятие: Игры-драматизации по сказкам «Репка»
,
«Теремок»
. Коллективная работа
«Любимая сказка»
.
Ожидаемые результаты.
В процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта:
Дети:
1. Дети познакомятся с русскими народными сказками;
2. У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций;
3. Через имитацию образа героев сказок научатся различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
4. Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас.
Родители:
1. Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.
2. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
Педагоги:
1. Составление картотеки с речевым материалом (пословицы, поговорки, загадки о сказках, сказочных героях).
2. Изготовление совместных творческих работ с детьми и родителями.
3. Разработка методических рекомендации для воспитателей и родителей.
4. Оформление проекта.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I.Подготовительный этап:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и задач.
Подбор художественной литературы, наглядного материала (иллюстрации, картины, фотографии)
.
Составление перспективного плана реализации основного этапа проекта. Разработка планов-конспектов организованной образовательной деятельности.
Обогащение развивающей среды.
Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр.
Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
II. Основной этап реализации проекта:
Содержание деятельности педагога:
Изменить предметно-развивающую среду в группе в соответствии с проектом;
Подобрать экспонаты для создания мини-музея сказки;
Организовать выставку поделок и рисунков «Лукошко сказок»
силами педагогов, детей и их родителей;
Подобрать русские народные сказки и иллюстрации к ним;
Чтение русских народных сказок с последующим просмотром мультфильмов по ним;
Подобрать настольные игры по сказкам;
Подобрать раскраски по русским народным сказкам;
Узнать у детей и родителей, какие книги читают дома, есть ли в домашней библиотеке сказки.
Попросить родителей вместе с детьми принять участие в изготовлении поделок и рисунков для оформления выставки декоративно-прикладного искусства «Лукошко сказок»
.
Содержание деятельности родителей:
Содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;
Активное участие родителей в жизни детского сада и группы;
Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Система мероприятий с детьми.
Образовательно-практическая часть.
Утренний кружок «Начало дня»
:
Беседы: Знакомство с историей возникновения сказок: почему сказка называется сказкой; разные виды сказок; сказки волшебные и сказки о животных; персонажи русских народных сказок – какие они; сказки народные и сказки авторские; чему учат все сказки; разговор о правилах безопасного поведения дома и на улице (с использованием сюжета сказок «Гуси-лебеди»
,
«Колобок»
,
«Маша и медведь»
,
«Волк и семеро козлят»
);
просмотр мультфильмов по сказкам «Гуси-лебеди»
,
«Девочка и медведь»
,
«Пузырь, соломинка и лапоть»
,
«Кот, петух и лиса»
,
«Теремок»
, и т. д.
Пальчиковые игры: «Маленькие мышки»
,
«Дружба»
,
«Зимняя прогулка»
,
«Строим дом»
,
«Волк и белка»
и др. ;
Подвижные игры: «Баба Яга»
(хоровод,
«Баба Яга»
) дразнилка,
«Поймай колобка»
,
«Гуси и серый волк»
,
«Мыльные пузыри»
,
«Раздувайся, пузырь»
,
«Кошки – мышки»
,
«Лиса и зайцы»
,
«Водяной»
,
«Бабушка Маланья»
,
«Волк и семеро козлят»
,
«Гуси-лебеди»
,
«Кот и мышь»
,
«Курочка-хохлатка»
,
«Золотые ворота»
.
Литературный центр:
Рассматривание иллюстраций русских народных сказок, чтение и рассказывание русских народных сказок; беседа по прочитанной сказке, просмотру мультфильмов, обсуждение русских народных сказок»: «Петушок – золотой гребешок»
,
«Гуси-лебеди»
,
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
,
«По щучьему велению»
,
«Морозко»
,
«Снегурочка»
,
«Три поросенка»
,
«Заюшкина избушка»
,
«Курочка Ряба»
,
«Колобок»
,
«Репка»
,
«Царевна лягушка»
,
«Зимовье зверей»
,
«Снегурушка и лиса»
,
«Маша и медведь»
,
«Как коза избушку строила»
,
«Кот, Петух и Лиса»
,
«Теремок»
,
«Лиса и заяц»
,
«Лиса и гуси»
,
«Лиса и козел»
,
«Лиса и журавль»
,
«Жихарка»
,
«Смоляной бычок»
.
Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр.
Рассказывание сказки по иллюстрациям.
Рассказ о любимом сказочном герое по рисункам в книге «Наши любимые сказки»
.
Заучивание монологов, пословиц по сказкам.
Разрезные картинки «Назови сказку»
.
Центр искусства:
Лепка: «Колобок»
.
Рисование: «Пузырь, соломинка и лапоть»
,
«Курочка Ряба»
,
«Лиса и волк»
,
«Теремок»
,
«Кот петух и лиса»
,
«Волк и семеро козлят»
,
«Колобок»
.
Аппликация: «Избушка лубяная и ледяная»
, коллективные аппликации по
сказкам «Лиса и журавль»
,
«Колобок»
,
«Кот петух и лиса»
,
«Лиса и журавль»
.
Конструирование: «Теремок»
,
«Заюшкина избушка»
.
Центр естествознания:
Проведение опыта-эксперимента: «Тонет – не тонет»
(по
сказке «Пузырь, соломинка и лапоть»
).
Сравнение сказок «Теремок»
,
«Рукавичка»
и
«Кувшин»
.
«Книжкина больница»
(ремонт книг)
.
Центр математики и манипулятивных игр.
Дидактические игры: «Мои любимые сказки»
, Лото
«Теремок»
,
«Из какой сказки этот предмет»
,
«Назови сказку»
,
«Угадай сказочного героя»
,
«Угадай сказку по песенке героя»
,
«Какие сказки перепутались»
.
Выкладывание образов сказочных героев из геометрических фигур и счётных палочек.
Пазлы «Колобок»
,
«Репка»
,
«Волк и семеро козлят»
.
Центр драматизации и сюжетно-ролевой игры:
Игры-драматизации по произведениям: «Репка»
,
«Колобок»
,
«Теремок»
.
Сюжетно-ролевая игра «В театре»
.
Игра «Превращение»
.
Совместная с воспитателем инсценировка сказок: «Колобок»
,
«Репка»
,
«Теремок»
.
Обыгрывание сюжетов сказок: «Волк и Лиса»
,
«Петушок – Золотой Гребешок»
,
«Лисичка со скалочкой»
.
Центр строительства и конструирования:
Строительство из крупного строителя «Заюшкина избушка»
.
Строительство из конструктора «ЛЕГО»
–
«Теремок»
.
III. Заключительный этап.
Подведение итогов проектной деятельности.
ВЫВОДЫ.
Детям была интересна и близка тематика проекта,поэтому они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях: научились слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Родители поддержали педагогов, приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, проявили инициативу, читая детям дома все больше сказок; приняли участие в обсуждении вопросов о детском чтении.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Русские народные сказки»
– сблизила детей, родителей и педагогов группы.
Список использованной литературы
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2003.
2. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду – М., Мозаика-Синтез, 2009г. ;
3. Веракса Н. Е. Примерная общеразвивающая программа дошкольного образования «От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы. Издательство Мозаика – Синтез Москва, 2014г. ;
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007г. ;
5. Кочкина Н. А. Метод проектовв дошкольном образовании: Методическое пособие. – М., Мозаика-Синтез, 2012г. ;
6. Маханева М. Д.Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. – М., ТЦ «Сфера»
, 2001г. ;
7. Новиковская О. А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет»
. –С-Пб.,
«Паритет»
2007г.
8. Сорокина Н. Ф.Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»
. – М., АРКТИ, 2010г.