Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств дошкольников


Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств дошкольников

 Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое

детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка.

сказка, фантазия — это ключик, с помощью, которого

можно открыть эти истоки, и они забьют

животворными ключами…

В. А. Сухомлинский

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, значительно изменили его социокультурную жизнь, сказались на уровне жизни населения, отразились на особенностях формирования подрастающего поколения, отчуждения детей от институтов воспитания. Проблема формирования нравственных качеств в дошкольном возрасте в настоящее время актуальна, так как возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Обеспечение нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации (А.Л. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков). Проблема повышения эффективности нравственного воспитания подрастающего поколения, основанного на единстве нравственного сознания, поведения, чувств и переживаний детей, становления их субъектами нравственного развития, имеет большую социальную значимость (Л. И. Божович, A. B. Запорожец, В. С. Мухина, Е. В. Субботский, В. Д. Шадриков).

Формирование нравственных качеств — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Дошкольный возраст является начальным и, следовательно, крайне важным этапом в процессе усвоения механизмов нравственного поведения и становления нравственных качеств, является самоценным периодом развития, в котором складывается детская личность; формируется соответствующее нравственным правилам поведение, являющееся необходимым условием социализации детей. Развитие нравственной сферы в дошкольном возрасте включает две стороны. Одна сторона — это развитие чувств и воли, другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.

Опираясь на ранее усвоенные детьми нравственные правила поведения (в виде проявления вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыком оказания помощи, приветливых форм общения и т. п.), возможно сформировать нравственные качества у детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле, а также воспитание нравственных качеств личности.

В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи воспитания нравственных качеств личности детей дошкольного возраста:

− формирование начал патриотизма и гражданственности;

− формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

− формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

− уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей;

− формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; уважение к представителям других национальностей;

− формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; воспитание уважительного отношения к труду.

Дошкольный возраст является важнейшим периодом детского развития, имеющим самостоятельное значение. А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Н. М. Баринова, А. Н. Леонтьев обозначили дошкольное детство, как период первоначального складывания личности, развития личностных механизмов поведения [12, с. 35].

Ребёнок-дошкольник овладевает нормативной (игровой) деятельностью и нормативным поведением. На основе овладения первыми этическими инстанциями и развития произвольности всех психических процессов осуществляется интенсивное формирование нравственной сферы личности. Как отмечают ученые Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, В. С. Мухина, Н. В. Мельникова, Е. В. Субботский, именно в дошкольном возрасте начинает формироваться нравственная регуляция [44, с. 70].

Нравственность ребенка связана с внутренней мотивацией его поведения, позволяющей делать ребенку правильный моральный выбор (Л. И. Божович, М. В. Ильина, В. С. Мухина). В процессе нравственного воспитания в непосредственном общении и совместной деятельности с взрослыми у ребенка формируются интегрированные свойства личности — нравственные качества, которые, закрепляясь в нравственном опыте ребенка, обусловливают его нравственные действия, поступки и отношения [31, с. 59].

Таким образом, нравственные качества — это нравственные нормы и принципы, ставшие внутренними мотивами поведения и определяющие ее привычные формы. Нравственные качества выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения. Дошкольный возраст является сенситивным для морально-нравственного воспитания, развития нравственных качеств, нравственной позиции, поведения. В дошкольном возрасте нравственная сфера личности представляет собой интегральное единство и взаимодействие когнитивного (нравственное сознание), эмоционального (нравственные чувства и переживания) и поведенческого (нравственное поведение и отношения) компонентов, в котором системно-образующая роль принадлежит нравственным чувствам. Базисными понятиями нравственной сферы являютсятакие понятия, как: хорошо-плохо, можно-нельзя, вежливость-грубость, правда-ложь, сострадание-равнодушие, терпимость-нетерпимость, отзывчивость-черствость, щедрость-жадность, добро-зло, милосердие-жестокость.

К нравственным представлениям, формируемым в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников, почему надо делиться игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т. д., об уважительном отношении к взрослым.

Народные сказки — это древнейший способ передачи жизненной мудрости от поколения к поколению.

Согласно научному определению В. А. Николаевой в литературе, народная сказка — «эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях, которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка» [47, с. 55]

Народные сказки — это устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов [23]. В этих сказках имеет место отражение общенародных идеалов. Но сказки складывались не только ради развлечения, в них люди хотели выразить свое отношение к жизни. В народных сказках мы видим веру в разум, добро и справедливость, торжество правды над кривдой, прославление мужества и храбрости, пренебрежение к глупости, ненависть к врагам или насмешку над ними. Народная сказка позволяет ощутить связь с прошлым и дает возможность приобщиться к истокам народной культуры [21].

Народные сказки представляют собой богатый материал для формирования нравственных качеств у детей. Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Главное достоинство сказки в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста, заключается в том, что посредством событий в сказке детьми:

− усваиваются нравственные качества: добро — зло, послушание — непослушание, согласие — вражда, трудолюбие — лень, бескорыстие — жадность;

− происходит осознание ребёнком следующих базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;

− происходит усвоение ребенком нравственных норм: открытость к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

− развивается способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;

− воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

− воспитывается трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;

− развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Содержание сказки является условием формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста. У них сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов как своих. Воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему почувствовать, понять и осознать свои промахи, ошибки или наоборот правильность своих поступков [30].

Благодаря сказке дети начинают постигать главнейшие истины человеческой жизни, вырабатывают способность проявлять нравственные чувства (сострадание, сочувствие, сопереживание и т. д.).

С целью выявления сформированности нравственных качеств личности дошкольников на базе МДОУ № 66 «Лебедушка» г. Волжского Волгоградской области было проведено исследование, в котором приняли участие 24 дошкольника в возрасте от 4 до 5 лет.

Исследование состояло из трех этапов: первый этап — констатирующий; второй этап — формирующий; третий этап — контрольный.

В данной работе были использованы следующие методики:

− методика «Беседа», автор А. О. Прохорова. Цель — выявление уровня сформированности нравственных качеств личности старшего дошкольника

− методика «Закончи историю», Е. С. Евдокимова. Цель: выявление уровня сформированности нравственных качеств личности старшего дошкольника

− методика «Диагностика нравственной сферы дошкольника», Н. В. Мельникова.

Цель: выявление уровня сформированности нравственных качеств личности старшего дошкольника. Исследование по методике «Закончи историю», Е. С. Евдокимова, показало следующие результаты, представленные на рисунке 1.

Рис. 1. Уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника по методике «Закончи историю», Е. С. Евдокимова на констатирующим этапе

Обработав результаты исследования, на констатирующем этапе мы выявили у дошкольников следующие уровни сформированности нравственных качеств личности.

Высокий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 13 %, так как дети называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку. Критерий нравственного знания характеризуется знанием и пониманием базисных этических понятий, нравственных норм, нравственных качеств личности, эталонов и правил нравственного поведения и отношений; представлением об ответственности за свои действия и поступки. Критерий нравственных отношений характеризуется адекватным восприятием действительности, принятием себя и других, искренним интересом к другому человеку, свежим восприятием мира с акцентом на его позитивные стороны; отношением к взрослым и сверстникам, основанным на доброжелательности, отзывчивости, чуткости, терпимости, вежливости и уважении. Критерий нравственного поведения характеризуется способностью выполнять нравственные нормы и требования, совершать нужные, полезные, одобряемые действия; умение противостоянием искушению, нарушать эти правила; способностью правильно решать моральные дилеммы и осуществлять моральный выбор. Критерий морального переживания характеризуется способностью доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения; поступая нравственно, испытывать позитивные чувства; при нарушении норм и правил переживать чувства стыда, вины, желание измениться. Критерии характеризуется единством и идентичной позитивной модальностью всех перечисленных выше признаков.

Средний уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 37 %, так как дети называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей, но не мотивируют свою оценку. Критерий нравственного знания характеризуется знанием и пониманием базисных этических понятий, нравственных норм, нравственных качеств личности. Критерий нравственных отношений характеризуется адекватным восприятием действительности, принятие себя и других, искренним интересом к другому человеку. Критерий нравственного поведения характеризуется способностью выполнять нравственные нормы и требования, совершать нужные, полезные, одобряемые действия. Критерий морального переживания характеризуется способностью доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения; поступая нравственно, испытывать позитивные чувства.

Низкий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 50 %, так как дети оценивают поведение детей в ситуациях как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивируют и нравственную норму не формулируют. Критерий нравственного знания характеризуется знанием базисных нравственных норм. Критерий нравственных отношений характеризуется не адекватным восприятием действительности, принятие себя и других. Критерий нравственного поведения характеризуется не соблюдением нравственных нормы и требований. Критерий морального переживания характеризуется малой способностью доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения. Критерии указывают на разрыв между нравственным сознанием и поведением, отношениями и переживаниями.

Таким образом, по методике «Закончи историю», Е. С. Евдокимова общий уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника — низкий

Исследование по методике «Диагностика нравственной сферы дошкольника», Н. В. Мельникова, показало следующие результаты, представленные на рисунке 2.

Рис. 2. Уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника по методике «Диагностика нравственной сферы дошкольника», Н. В. Мельникова на констатирующим этапе

Обработав результаты исследования, на констатирующем этапе мы выявили следующие уровни сформированности нравственных качеств личности у дошкольников.

Высокий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 9 %, так как дети испытывают удовлетворение от хороших поступков, одобрения взрослых. Они показывают отзывчивость, сочувствие, доброту, радость за других. Нравственные чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Дети пытаются помочь, если кто-то плачет, может пообещать прийти с другом и поиграть; если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру, то объясняют, что нет ничего страшного; если на них обиделся друг, то они подумают о его чувствах и о том, что могут сделать в этой ситуации. Следует особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Проявляется осмысленное отношение детей к нравственному содержанию поступков.

Средний уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 37 %. так как дети испытывают удовлетворение от хороших поступков, одобрения взрослых. Они показывают отзывчивость, доброту, радость за других. Нравственные чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, внимание, порадовать. Дети думают о том, что могло произойти, если кто-то плачет; могут отказать в предоставлении игры; если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру, то объясняют, что нет ничего страшного в этом нет; если на них обиделся друг, то они докажут ему, что он не прав. Следует особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Проявляется осмысленное отношение детей к нравственному содержанию поступков.

Низкий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 54 %, так как дети испытывают удовлетворение от стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. Они показывают доброту. Нравственные чувства не побуждают детей к активным действиям. Дети, если кто-то плачет, не реагируют на это; могут отказать в предоставлении игры; если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру, то обидят словом этого человека; если на них обиделся друг, то они обидятся в ответ. Следует особо подчеркнуть не искренность детских чувств и поступков, ими вызванных.

Таким образом, по методике «Диагностика нравственной сферы дошкольника», Н. В. Мельникова общий уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника — низкий.

Сводная таблица результатов по диагностики на констатирующем этапе. Методикам представлена на рисунке 3

На констатирующем этапе были получены следующие результаты.

Высокий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 9 %, средний уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 37 %. низкий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 54 %.

Рис. 3. Уровни сформированности нравственных качеств личности у дошкольника на констатирующим этапе

Таким образом, изучаемые дети на констатирующем этапе исследования имеют низкий уровень сформированности нравственных качеств личности, и поэтому нуждаются в создании психолого-педагогических условий воспитания нравственных качеств личности старших дошкольников посредством народной сказки.

Второй этап — формирующий, заключающийся в создании психолого-педагогических условий воспитания нравственных качеств личности дошкольников посредством народной сказки.

Для формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста мы предложим систему сказок «Сказка ложь, да в ней намек», на основе волшебных, социально-бытовых и сказках о животных, в которых происходит формирование нравственных качеств личности.

Первая сказка О. Уайльда «Мальчик-звезда» воспитывает у детей внимания к людям, бережного и уважительного отношения к ним. Формирует нравственные качества: сопереживание — сочувствие, добро — зло, послушание — непослушание, согласие — вражда, трудолюбие — лень, бескорыстие — жадность, совестливость — порядочность. После прочтения сказки дети отвечали на вопросы: почему он решил прогнать нищенку? Правильно ли он поступил? Кто заступился за женщину? Почему мальчика — звезду не приняли дети лесоруба? Как вернулась красота к мальчику? Ребята принимали активное участие в обсуждение сказки. Дети не понравился главный герой, они его осуждали и говорили о том, что так поступать нельзя, что нужно уважать всех окружающих, понимают, где герой поступил правильно, а где нет.

Вторая сказка «Хаврошечка». Добрая сирота терпит гонения злой мачехи, это становится источником страданий и злоключений. Волшебная сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. Ребята понимают несправедливое отношение, и переживают за главного героя. В ходе обсуждения прочитанной сказки они правильно определяют добрые и злые поступки.

Третья сказка «Золушка». По этой сказке детям была предложена игра. Дети выбирают себе героев, кем бы они хотели быть. В процессе игры вспоминали положительных и отрицательных героев сказки, давали, им характеристики описывая их поведение и поступки.

Четвертая сказка «Каша из топора». В начале, как и в первых занятиях, детям была прочтена сказка и заданы вопросы по ней. «Каша из топора» бытовая сказка в ней открыто, чётко выражается оценка: что без нравственно, что достойно осмеяния. В отличие от героев волшебной сказки, здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников — лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да ещё удачным обстоятельствам.

Пятая сказка «Сказка о том, как дедушка Николай на ярмарку ездил»

Была представлена театрализация сказки, в которой дети принимали участие, разгадывали загадки, отвечали на вопросы. Сказка учит детей уважительно относиться друг к другу и к взрослым людям. Воспитывать в детях милосердие, чувство сострадания к ближним.

В ходе проведения системы сказок произошло формирование следующих нравственных качеств сопереживание — сочувствие, честность, добро — зло, совестливость — порядочность, скромность, милосердие, взаимопомощь, взаимное уважение, открытость к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе.

Третий этап — контрольный заключается в изучении изменений нравственных качеств личности дошкольника. На этом этапе был проведен сравнительный анализ полученных данных, подведены итоги исследования и сделаны выводы.

Исследование по методике уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника по методике «Беседа», автор А. О. Прохорова на рисунке 4.

Рис. 4. Уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника по методике «Беседа», автор А. О. Прохорова (констатирующий и контрольный этапы исследования)

Таким образом, по методике «Беседа» (автор А. О. Прохорова) общий уровень сформированности нравственных качеств личности старшего дошкольника — средний. Результаты по методике изменились следующим образом: низкий уровень снизился на 37 %, средний уровень увеличился на 17 %, высокий уровень увеличился на 20 %.

Исследование по методике «Закончи историю» (автор Е. С. Евдокимова) показало следующие результаты (рисунок 5):

Рис. 5. Уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника по методике «Закончи историю», Е. С. Евдокимова (констатирующий и контрольный этапы исследования)

Таким образом, по методике «Закончи историю», Е. С. Евдокимова общий уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника — средний. Результаты по методике изменились следующим образом: низкий уровень снизился на 33 %, средний уровень увеличился на 17 %, высокий уровень увеличился на 16 %.

Исследование по методике «Диагностика нравственной сферы дошкольника», Н. В. Мельникова, показало следующие результаты, представленные на рисунке 6.

Рис. 6. Уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника по методике «Диагностика нравственной сферы дошкольника», Н. В. Мельникова (констатирующий и контрольный этапы исследования)

Таким образом, по методике «Диагностика нравственной сферы дошкольника», Н. В. Мельникова общий уровень сформированности нравственных качеств личности старшего дошкольника — средний. Результаты по методике изменились следующим образом: низкий уровень снизился на 37 %, средний уровень увеличился на 13 %, высокий уровень увеличился на 24 %.

На констатирующем этапе были получены следующие результаты. Высокий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 9 %, средний уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 37 %, низкий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 54 %. На контрольном этапе были получены следующие результаты. Высокий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 33 %, средний уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 50 %, низкий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 17 %.

Рис. 7. Уровни сформированности нравственных качеств личности у дошкольника по результатам исследования по всем диагностическим методикам (констатирующий и контрольный этап)

Результаты по всем диагностическим методикам (констатирующий и контрольный этап) изменились следующим образом: низкий уровень снизился на 37 %, средний уровень увеличился на 13 %, высокий уровень увеличился на 24 %.

Таким образом, контрольном этапе исследования имеют средний и высокий уровень сформированности нравственных качеств личности, В ходе исследования были доказаны выдвинутая нами гипотеза о том, что включенные народные сказки способствуют формированию нравственных качеств личности дошкольников, теоретические и практические исследования позволяют отметить, что народная сказка является эффективным средством в формировании нравственных качеств личности старших дошкольников

Заключение

В ходе решения первой задачи выявлено, что нравственные качества — это нравственные нормы и принципы, ставшие внутренними мотивами поведения и определяющие ее привычные формы. Нравственные качества выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения. Дошкольный возраст является сензитивным для морально-нравственного воспитания, развития нравственных качеств, нравственной позиции, поведения. Базисными понятиями нравственной сферы являются: характер усвоения, которых обусловливает развитие нравственной сферы личности дошкольника, являются следующие: хорошо-плохо, вежливость-грубость, правда-ложь, сострадание-равнодушие, терпимость-нетерпимость, отзывчивость-черствость, щедрость-жадность, добро-зло, милосердие-жестокость.

К нравственным представлениям, формируемым в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников об уважительном отношении к взрослым.

Народная сказка — это древнейший жанр устного народнопоэтического творчества, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Народная сказка формирует нравственный багаж ребёнка и является могучим, действенным средством нравственного воспитания детей. Главное достоинство народной сказки в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста, заключается в том, что посредством событий в сказке детьми: усваиваются нравственные качества происходит усвоение ребенком нравственных норм: открытость к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе.

В ходе исследования было выявлено, что изучаемые дети на констатирующем этапе исследования имеют низкий уровень сформированности нравственных качеств личности, и поэтому нуждаются в создании психолого-педагогических условий воспитания нравственных качеств личности дошкольников посредством народной сказки.

В ходе решения задачи формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста мы предложили систему сказок «Сказка ложь, да в ней намек», на основе волшебных, социально-бытовых и сказках о животных, в которых происходит формирование нравственных качеств личности. Изучаемые дети на контрольном этапе исследования имеют средний и высокий уровень сформированности нравственных качеств личности.

В ходе исследования было доказано, что включенные народные сказки способствуют формированию нравственных качеств личности дошкольников.

литература:

1 Абраменкова В. В. Принципы и критерии нравственного развития современно ребенка в образовании [Текст] / В. В. Абраменкова. — М.:Мозаика-Синтез, 2014. — 167с.

2 Баринова Н. М. Сопровождение нравственного воспитания в детском саду. Новые формы и вечные ценности [Текст] / Н. М. Баринова. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://family-child.ru/?p=5235, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения 27.05.2018).

3 Гузеев В. Г. Истоки современного нравственного воспитания [Текст] / В. Г. Гузеев [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23669781, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения 27.05.2018).

4 Кузьмищева М. А. Психологические предпосылки становления нравственности у дошкольника. [Текст] / М. А. Кузьмищева — М.: Академия, 2014. — 221 с.

5 Куломзина С. С. Нравственные качества личности в детстве [Текст] / С. С. Куломзина — М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2014. — 205 с.

6 Мельникова Н. В. Категория нравственных чувств дошкольника [Текст] / Н. В. Мельникова [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.studmed.ru/melnikova-nv-razvitie-nravstvennoy-sfery-lichnosti-doshkolnika_47061cdc4bf.html, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения 27.05.2018).

7 Меньшиков В. М. Нравственные качества личности в детстве [Текст] / В. М. Мельникова — М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2014. — 251 с.

8 Поспелова Е. А. Формирование нравственных начал у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Поспелова, О. Ю. Колупаева, И. А. Александрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 87–90.

9 Ситникова О. С. Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ситникова // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 633–634.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников «Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка жизненных явлений». Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом за­висит от системы воспитания и обра­зования, которая, в свою очередь, фор­мируется с учетом особенностей миро­воззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового по­коления, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важней­шее условие развития России. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано прежде всего с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания, форм и методов образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всём образовательном пространстве России. Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди подростков, бродяжничеству, токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асоциальной молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей. Именно бездуховность и лежит в основе таких негативных явлений в нашем обществе. Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. При этом достойная духовно-нравственная позиция личности не может быть избирательной, ограниченной одной или несколькими сферами, она должна проявляться всегда и везде. Иначе говоря, о проблемах и задачах воспитания духовности и нравственности как о массовом явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным социальным условиям, сложившимся в обществе. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания. В этом ряду подлинно инновационной технологией является технология духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, с интегрированными в неё вопросами содержания, форм, средств и методов использования авторской дидактической сказки как методологического средства комплексного воспитания детей, системно раскрывающего роль педагога, семьи, конкретного родителя и общества (со всеми входящими сюда явлениями) в сложном и длительном процессе духовно-нравственного развития личности ребенка. Общеизвестно, что возраст от трёх до шести — это возраст почемучек. Сегодня же многие учёные и педагогики-практики придерживаются мнения, что, если до наступления этого возраста научить детей читать, то они будут читать в книгах ответы на интересующие их вопросы и не научатся их задавать. У ребёнка, который научился читать раньше, чем думать, мышление формализуется. Он будет поглощать из книг готовую информацию, а не знания. В наше время в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребёнка, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине. Преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Духовно-нравственное воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Центральной идеей воспитания любви к отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К.Д.Ушинский о. Именно он ввел термин «народная педагогика», сочетая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств. В.А.Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Разре­шение проблем нравственного воспи­тания требует поиска наиболее эф­фективных путей или переосмысле­ния уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Сказки есть в каждом доме. В дошкольный период они читаются детям всех возрастов, и дети их любят. Мы в нашем детском саду знакомим детей с сказкой помимо всеми нами любимыми и известными мультфильмами, с помощью прослушивания аудиокниг: Русские сказки (Курочка Ряба, Колобок, Репка, Теремок, Три медведя), Русские сказки 2(Смоляной бычок, Волк и семеро козлят, Маша и медведь, Кот и лиса) и.т.д. Русские народные сказки (Аленушка и братец Иванушка, Иван Царевич и серый волк, Царевна лягушка, Крошечка –Хаврошечка, Серая шейка, два мороза) и.т.д. А также проводим много различных мероприятий с помощью презентаций (КВН «Угадай сказку» для подготовительных групп, «Что за прелесть эти сказки» викторина для самых маленьких, Знакомство с художественной литературой для старших групп, «Знакомство с сказками А.С. Пушкина и т.д. кукольный театр. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказка позволяет малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая что простота и непосредственность народного творчества соответствует таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействия на ребенка. В.А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что сказка «неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Испокон веков именно сказка (вслед за колыбельной песней и ласковой пестушкой) вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возрасту различны. Если самого маленького сказка утешает и занимает, то старшего дошкольника и младшего школьника сказка по-настоящему воспитывает. А подростку может помочь разобраться в совсем несказочных проблемах, поразмышлять о нравственных законах жизни и обрести надежду. Г.Н. Волков анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, «что духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще долго. Более того он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом бессмертие человечества. В этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».
Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]