Перспективный план исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста


Календарно-тематическое планирование « Мы -исследователи» старшая группа.

1 половина дня

Утро радостных встреч» Цель: Обеспечить постепенное вхождение детей в ритм жизни группы, прививать навыки культуры общения, любовь и уважение к детям и взрослым.

Утренняя гимнастика.

Инд. работа по озн. с окр. «Что где растет?». Цель: закрепить знания об овощах, фруктах, ягодах.

Инд. работа по ФЭМП «Математические раскраски». Цель: продолжить знакомство с геометрическими фигурами.

Инд. работа(Изо), лепка «Пирамидка». Цель: закрепить умение делить пластилин на кусочки, создавать композицию.

Беседа «Что из чего?». Цель: расширить знания о древесине, о ее свойствах.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Дежурство в уголке природы, по столовой, по занятиям.

Подготовка к НОД

Прогулка.

Наблюдение за работой бульдозера. Цель:

расширить представление о дорожной технике.

Экспериментирование «Горячо — холодно». Цель: Научить определять температурные качества веществ и предметов.

П/и «Воробышки и автомобили». Цель: упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга.

Инд. раб. по Физо «Кто дальше бросит снежок». Задачи: выполнять правильно основные движения, определять победителя соревнований, выступая в роли судей и тренеров с (Миша С.,Миша К.,Саша Гунд.)

Д/ игра «Эхо».Цель: учить внимательно слушать и повторять только после сигнала.

Игры с выносным материалом (лопатки) Цель: развивать умение играть в малых группах, придумывать самостоятельно игровые ситуации.

Работа перед сном

:

Совершенствовать навыки заправки постели, умение аккуратно накрывать кровать покрывалом.

Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро заправит постель».

2 половина дня.

Исследование «Музыка или шум?» Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Игровой материал: Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.).

Ход игры: Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы звучат по- разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.

Театрализованная деят-ть. Магнитный театр «Морозко». Цель: Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизводить диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театральной игре). Формировать у детей умение внимательно слушать сказку; воспитывать умение сопереживать героям, подражать; согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки.

С/р игра «Ремонтная мастерская». Цель: формирование у детей; интереса к игровой деятельности, коллективной деятельности.

Рисование «Зимняя сказка». Цель: учить рисовать деревья.

Д/игра «Что бывает зимой». Цель. Закрепить признаки зимы.

Инд. работа ( ФЭМП) «Волшебные палочки». Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Самостоятельная игровая деятельность по замыслу. Цель: учить играть в малых группах по самостоятельному замыслу.

Прогулка 2.

Наблюдение за звездами. Цель: рассказать о звездах.

П/игра «У медведя во бору». Цель: упражнять в беге, не наталкиваясь на других.

Д/игра «Добавь словечко». Цель:

упражнять в подборе слов, близких по созвучию.

Инд. раб. «Путаница». Цель: закрепить название частей тела.

Инд. раб. по Физо «Шире шаг!». Цель: упражнять маршировать.

Инд. раб. по ознакомлению с окружающим «Что из чего». Цель: закрепить знание.

Труд. Расчистка дорожек, запорошенных снегом. Цель. Учить правильно пользоваться лопатой, доводить начатое дело до конца.

Инд. раб. по Физо «Кто дальше бросит снежок». Задачи: выполнять правильно основные движения, определять победителя соревнований, выступая в роли судей и тренеров с (Миша С.,Миша К.,Саша Гунд.)

Игры с выносным материалом .Цель: развивать умение играть в малых группах, придумывать самостоятельно игровые ситуации

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

Познавательно-исследовательская деятельность является одним из спонтанных проявлений любознательности ребёнка. Это свойство пытливого ума нужно активно привлекать к работе на разнообразных занятиях: по изучению окружающего мира, продуктивных (рисование, лепка, конструирование), подготовке к обучению грамоте и др. Занятия исключительно исследовательской деятельностью занимают малую часть в образовательном процессе, иногда выделяются в кружковую деятельность (работа в мини-лабораториях, опытных мастерских). Педагог должен практиковаться в проведении интегрированных занятий, в которых работа ведётся в нескольких направлениях («художественно-эстетическое развитие», «познавательная деятельность», «трудовая деятельность» и т. д.), отводя максимальное внимание формированию и совершенствованию исследовательских навыков при изучении детьми предметов и явлений окружающего мира.

После непосредственного изучения овощей ребята могут нарисовать их

Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности

Тема исследованияЗадачиВозрастная группа
«Вода и её свойства»
  • Формирование представления о воде как веществе, её свойствах,
  • знакомство со значением воды в природе и жизнедеятельности человека.
Младшая
«Волшебные губки»
  • Формирование умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине,
  • знакомство со способностью губки впитывать и отдавать воду.
Младшая
«Лимон»Формирование умения проводить исследование различными способами: визуальным, обонятельным, кинетическим.Младшая
«Я исследователь. Камень»
  • Проведение эвристической беседы с воспитанниками,
  • совершенствование умения определять свойства объекта при помощи различных органов чувств.
Младшая
«Почему растаял снеговик?»
  • Закрепление представлений детей о свойствах снега,
  • формирование способности анализировать, обобщать, делать выводы.
Средняя
«Молоко»
  • Расширение знаний детей о молоке и молочных продуктах,
  • формирование представлений о пользе молока для человеческого организма.
Средняя
«Бюро находок»
  • Совершенствование умения сравнивать предметы по форме, размеру, цвету,
  • закрепление способности сенсорного исследования предметов («волшебный мешок»).
Средняя
«Удивительный шарик»Формирование представлений о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.Средняя
«Весёлый огород»Расширение знаний о культурных растениях и способах их выращивания.Средняя
«Энергия. Ток бежит по проводам»
  • Расширение и обобщение знаний об электричестве и его использовании на производстве и в быту,
  • закрепление безопасного обращения с электроприборами.
Старшая
«Удивительный магнит»
  • Формирование представлений о свойстве магнита притягивать предметы,
  • расширение знаний об использовании магнита в жизни человека.
Старшая
«Подушка»Развитие умения сравнивать, обобщать и делать выводы (на примере исследования подушек с различными наполнителями — синтепон, вата, пух, гречневая шелуха, солома).Старшая
«Вулкан»Совершенствование умения работать с различными материалами и веществами во время проведения опыта.Старшая
«Червячки»
  • Расширение знаний о почве,
  • формирование представлений о пользе жизнедеятельности червяков для роста растений.
Старшая
«Соль»Формирование представлений о свойствах соли (в т. ч. солёной воды) и их применении в производстве и быту.Подготовительная
«Термометр»
  • Знакомство с функциями термометра,
  • формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении.
Подготовительная
«Водолаз из Комарово»Формирование представлений о плавании тел, давлении воздуха и жидкостей.Подготовительная
«Человеческий зрачок»Знакомство со свойствами зрачка расширяться и сужаться в зависимости от освещения.Подготовительная

Таблица: конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе (фрагмент)

АвторЗахарова Е., воспитатель МБДОУ Д/с №8 «Чебурашка», г. Белая Калитва, Ростовская область.
Тема«Вулкан»
ЦельПознакомить детей с природным явлением — вулканом.
Задачи
  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению,
  • совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.
Материалы
  • Макет вулкана,
  • поддон,
  • сода,
  • уксус,
  • красная краска,
  • моющая жидкость,
  • лист бумаги для фиксаций наблюдений,
  • цветные карандаши,
  • чайная ложка,
  • пипетка.
Ход занятияМотивация. В.: Ребята, сегодня почтальон принёс нам посылку. Вам интересно узнать, что в ней находится? (Открывают, там лежит пемза). Кто знает, что это такое? Как называется? Для чего нужно? Может, у кого-нибудь дома есть такой предмет? (Ответы детей). Дошкольники рассматривают пемзу и сравнивают с уже имеющимися в уголке экспериментирования каменными породами: уголь, мел, песчаник. В.: В посылке есть ещё записка, а в ней подсказка, послушайте:
  • Гора стоит, из неё дым валит, Потом шум, да гром — Всё горит кругом. (Вулкан).

Но этот предмет совсем не похож на вулкан. Эта подсказка нам не помогла, а, наоборот, нас запутала. Ребята, вам интересно узнать, что же это за предмет? Тогда мы постараемся выяснить это. А также узнаем, что такое вулкан и как он связан с предметом-загадкой. Воспитатель рассказывает детям легенду о вулкане. <,…>, В.: А сейчас хотите увидеть, как выглядит настоящий вулкан? (Ответы детей). Нам поможет наш компьютер. (Показ слайдов с различными видами вулканов: «спящий», «просыпающийся», «закипающий», извергающийся). Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». А на что похож вулкан? (Вулкан — это большая гора с крутыми склонами). Какой формы вулкан? (Конус). На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне — красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Интересно? А хотите увидеть извержение вулкана? Я предлагаю вам проделать опыт: извержение вулкана. А где можно делать опыты? (В лаборатории). Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию «интересных открытий» (проходят за столы с приготовленными заранее макетами вулканов и всеми необходимыми составляющими для опыта). В лаборатории у нас всё готово для проведения опытов. Из чего сделаем основание вулкана? (Из конуса). Из чего сделано жерло вулкана? (Пластиковый стаканчик). Всё это стоит на подносе. Прежде чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схему. (Воспитатель совместно с детьми обсуждает последовательность проведения опыта).

  1. Насыпаем ложку соды.
  2. Добавляем красной краски.
  3. Добавляем 5 капель моющей жидкости (с помощью пипетки).
  4. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя). Это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет всё готово. Дети, работать надо аккуратно и осторожно.
  5. Когда все компоненты, кроме уксуса добавлены, надо отойти подальше от вулкана. (Дети наблюдают извержение).

Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно. <,…>, Ребята, а мы можем показать извержение вулкана? Попробуем? Этюд «Вулкан просыпается — извергается». В.: Ребята, вот мы с вами проделали опыт «Извержение вулкана», и легенду про вулкан я вам рассказала, и узнали строение вулкана, и даже сами изображали вулкан… А про наш загадочный предмет немного забыли, что же это всё-таки такое? Может, кто-то всё-таки догадался? (Ответы детей). А если мы что-то не знаем, у кого или где можно узнать? (Энциклопедия, справочник, в интернете). А у нас есть в библиотеке энциклопедия? Посмотрим, есть ли там ответ на наш вопрос. Открываем, читаем: это пемза — застывшая вулканическая лава. Используют для того, чтобы оттирать загрязнения с рук или загрубевшую кожу с пяток. Вопросы для рефлексии:

  • Вам было интересно?
  • Что понравилось больше всего?
  • А что вы нового сегодня узнали?
  • Вам было легко или вы испытывали затруднения при выполнении опыта?

В.: Я рада, что вам очень понравилось, и вы были такие внимательные, активные, любознательные, большие молодцы!

Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-poznavatelno-isledovatelskaja-dejatelnost-vulkan-starshaja-grupa.html

Временной план занятия

Длительность образовательных занятий в детском саду зависит от возраста воспитанников и определяется нормами СанПиН:

  • младшая группа — 15 минут,
  • средняя группа — 20 минут,
  • старшая группа — 25 минут,
  • подготовительная группа — 30 минут.

В середине занятия должна проводиться физкультминутка или подвижная игра как средство профилактики переутомления.

Поскольку занятия по познавательно-исследовательской деятельности требуют умственного напряжения, проводиться они должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности.

Таблица: временной план занятия «В гости к бумажной фее» в младшей группе

Структурный компонент занятияМотивирующее начало (сюрпризный момент)Дидактическая играФизкультминуткаИсследование свойств бумагиПодведение итогов
Время проведения2 минуты2–3 минуты1–2 минуты7 минут1–2 минуты

Таблица: временной план занятия «Путешествие в мир воды» в средней группе

Структурный компонент занятияМотивирующее начало (создание игровой ситуации, разгадывание загадок)Дидактическая играПодвижная играИсследование свойств воды (проведение опытов)Подведение итогов
Время проведения2–3 минуты3 минуты3 минуты10 минут1–2 минуты

Таблица: временной план занятия во время прогулки «Отчего сосульки плачут?» в старшей группе

Структурный компонент занятияМотивирующее начало (чтение и обсуждение дидактической сказки)Зарядка на свежем воздухеИсследование (наблюдение за сосульками, находящимися в тени и на солнце)Трудовые порученияПроведение опыта с льдинкамиПодведение итогов
Время проведения3–4 минуты5 минут10 минут5–7 минут4 минуты2 минуты

Таблица: временной план занятия «Что такое радуга?» в подготовительной группе

Структурный компонент занятияМотивирующее начало (сюрпризный момент, проблемная ситуация, просмотр видео)Эвристическая беседаПодвижная играДидактическая играИзучение условий появления радуги (проведение опыта)Подведение итогов
Время проведения3 минуты3–5 минут3–4 минуты3 минуты12–14 минут1–2 минуты

Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности

Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:

  • умение формулировать проблемы воспитанниками,
  • грамотное формулирование вопросов,
  • построение алгоритма действий для решения проблемы,
  • выдвижение гипотез,
  • выбор способов исследования,
  • умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса,
  • наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация),
  • степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования,
  • способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.

О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.

Будущие исследователи не боятся выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём

Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором дошкольники фиксируют результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.

Планирование познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах ДОУ.

Таким образом, в ходе познавательно-исследовательской деятельности используются различные формы работы с детьми, которые направлены на развитие познавательной активности, интересов, самореализации детей.

ГлаваII. Методика планирования познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах ДОУ

2.1. Особенности познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах

Организуя познавательно-исследовательскую деятельность, необходимо учитывать возрастные особенности детей разных групп.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на первом этапе ее осуществления в младшей и средней группах формируется на подражательно – исполнительском уровне. Отсутствие жизненного опыта, недостаточный уровень развития интеллектуально-творческих способностей не позволяют ребенку в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении – здесь активная роль принадлежит взрослому. В совместной со взрослым деятельности ребенок осваивает способы и приемы действий, учится самостоятельно действовать с учетом растущих возможностей и стремится добиться лучшего результата. В младшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Экспериментирование осуществляется во всех сферах деятельности: прием пищи, занятия, игры, прогулка, сон, умывание. Экспериментирование проводится как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Например, с детьми проводится ряд опытов по ознакомлению со свойствами воды, со снегом, что позволяет сформировать дифференцированное представление о живой природе, об их взаимосвязи.

В средней группе детей знакомят с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лед-вода), показывают взаимосвязь живой и неживой природы. Исследуются объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. В средней группе осуществляют экспериментирование со смешением красок для получения новых цветов, исследуют семена растений, кору деревьев, овощи и фрукты, познают свойства снега, камней, пластилина, теста.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?) Познавательно-исследовательская деятельность постепенно усложняется, больше внимания уделяется самостоятельности детей в данной деятельности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]