Календарно-тематическое планирование « Мы -исследователи» старшая группа.
Утро радостных встреч» Цель: Обеспечить постепенное вхождение детей в ритм жизни группы, прививать навыки культуры общения, любовь и уважение к детям и взрослым.
Утренняя гимнастика.
Инд. работа по озн. с окр. «Что где растет?». Цель: закрепить знания об овощах, фруктах, ягодах.
Инд. работа по ФЭМП «Математические раскраски». Цель: продолжить знакомство с геометрическими фигурами.
Инд. работа(Изо), лепка «Пирамидка». Цель: закрепить умение делить пластилин на кусочки, создавать композицию.
Беседа «Что из чего?». Цель: расширить знания о древесине, о ее свойствах.
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
Дежурство в уголке природы, по столовой, по занятиям.
Подготовка к НОД
Прогулка.
Наблюдение за работой бульдозера. Цель:
расширить представление о дорожной технике.
Экспериментирование «Горячо — холодно». Цель: Научить определять температурные качества веществ и предметов.
П/и «Воробышки и автомобили». Цель: упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга.
Инд. раб. по Физо «Кто дальше бросит снежок». Задачи: выполнять правильно основные движения, определять победителя соревнований, выступая в роли судей и тренеров с (Миша С.,Миша К.,Саша Гунд.)
Д/ игра «Эхо».Цель: учить внимательно слушать и повторять только после сигнала.
Игры с выносным материалом (лопатки) Цель: развивать умение играть в малых группах, придумывать самостоятельно игровые ситуации.
Работа перед сном
:
Совершенствовать навыки заправки постели, умение аккуратно накрывать кровать покрывалом.
Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро заправит постель».
2 половина дня.
Исследование «Музыка или шум?» Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
Игровой материал: Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.).
Ход игры: Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы звучат по- разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.
Театрализованная деят-ть. Магнитный театр «Морозко». Цель: Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизводить диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театральной игре). Формировать у детей умение внимательно слушать сказку; воспитывать умение сопереживать героям, подражать; согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки.
С/р игра «Ремонтная мастерская». Цель: формирование у детей; интереса к игровой деятельности, коллективной деятельности.
Рисование «Зимняя сказка». Цель: учить рисовать деревья.
Д/игра «Что бывает зимой». Цель. Закрепить признаки зимы.
Инд. работа ( ФЭМП) «Волшебные палочки». Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.
Самостоятельная игровая деятельность по замыслу. Цель: учить играть в малых группах по самостоятельному замыслу.
Прогулка 2.
Наблюдение за звездами. Цель: рассказать о звездах.
П/игра «У медведя во бору». Цель: упражнять в беге, не наталкиваясь на других.
Д/игра «Добавь словечко». Цель:
упражнять в подборе слов, близких по созвучию.
Инд. раб. «Путаница». Цель: закрепить название частей тела.
Инд. раб. по Физо «Шире шаг!». Цель: упражнять маршировать.
Инд. раб. по ознакомлению с окружающим «Что из чего». Цель: закрепить знание.
Труд. Расчистка дорожек, запорошенных снегом. Цель. Учить правильно пользоваться лопатой, доводить начатое дело до конца.
Инд. раб. по Физо «Кто дальше бросит снежок». Задачи: выполнять правильно основные движения, определять победителя соревнований, выступая в роли судей и тренеров с (Миша С.,Миша К.,Саша Гунд.)
Игры с выносным материалом .Цель: развивать умение играть в малых группах, придумывать самостоятельно игровые ситуации
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду
Познавательно-исследовательская деятельность является одним из спонтанных проявлений любознательности ребёнка. Это свойство пытливого ума нужно активно привлекать к работе на разнообразных занятиях: по изучению окружающего мира, продуктивных (рисование, лепка, конструирование), подготовке к обучению грамоте и др. Занятия исключительно исследовательской деятельностью занимают малую часть в образовательном процессе, иногда выделяются в кружковую деятельность (работа в мини-лабораториях, опытных мастерских). Педагог должен практиковаться в проведении интегрированных занятий, в которых работа ведётся в нескольких направлениях («художественно-эстетическое развитие», «познавательная деятельность», «трудовая деятельность» и т. д.), отводя максимальное внимание формированию и совершенствованию исследовательских навыков при изучении детьми предметов и явлений окружающего мира.
После непосредственного изучения овощей ребята могут нарисовать их
Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности
Тема исследования | Задачи | Возрастная группа |
«Вода и её свойства» |
| Младшая |
«Волшебные губки» |
| Младшая |
«Лимон» | Формирование умения проводить исследование различными способами: визуальным, обонятельным, кинетическим. | Младшая |
«Я исследователь. Камень» |
| Младшая |
«Почему растаял снеговик?» |
| Средняя |
«Молоко» |
| Средняя |
«Бюро находок» |
| Средняя |
«Удивительный шарик» | Формирование представлений о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности. | Средняя |
«Весёлый огород» | Расширение знаний о культурных растениях и способах их выращивания. | Средняя |
«Энергия. Ток бежит по проводам» |
| Старшая |
«Удивительный магнит» |
| Старшая |
«Подушка» | Развитие умения сравнивать, обобщать и делать выводы (на примере исследования подушек с различными наполнителями — синтепон, вата, пух, гречневая шелуха, солома). | Старшая |
«Вулкан» | Совершенствование умения работать с различными материалами и веществами во время проведения опыта. | Старшая |
«Червячки» |
| Старшая |
«Соль» | Формирование представлений о свойствах соли (в т. ч. солёной воды) и их применении в производстве и быту. | Подготовительная |
«Термометр» |
| Подготовительная |
«Водолаз из Комарово» | Формирование представлений о плавании тел, давлении воздуха и жидкостей. | Подготовительная |
«Человеческий зрачок» | Знакомство со свойствами зрачка расширяться и сужаться в зависимости от освещения. | Подготовительная |
Таблица: конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе (фрагмент)
Автор | Захарова Е., воспитатель МБДОУ Д/с №8 «Чебурашка», г. Белая Калитва, Ростовская область. |
Тема | «Вулкан» |
Цель | Познакомить детей с природным явлением — вулканом. |
Задачи |
|
Материалы |
|
Ход занятия | Мотивация. В.: Ребята, сегодня почтальон принёс нам посылку. Вам интересно узнать, что в ней находится? (Открывают, там лежит пемза). Кто знает, что это такое? Как называется? Для чего нужно? Может, у кого-нибудь дома есть такой предмет? (Ответы детей). Дошкольники рассматривают пемзу и сравнивают с уже имеющимися в уголке экспериментирования каменными породами: уголь, мел, песчаник. В.: В посылке есть ещё записка, а в ней подсказка, послушайте:
Но этот предмет совсем не похож на вулкан. Эта подсказка нам не помогла, а, наоборот, нас запутала. Ребята, вам интересно узнать, что же это за предмет? Тогда мы постараемся выяснить это. А также узнаем, что такое вулкан и как он связан с предметом-загадкой. Воспитатель рассказывает детям легенду о вулкане. <,…>, В.: А сейчас хотите увидеть, как выглядит настоящий вулкан? (Ответы детей). Нам поможет наш компьютер. (Показ слайдов с различными видами вулканов: «спящий», «просыпающийся», «закипающий», извергающийся). Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». А на что похож вулкан? (Вулкан — это большая гора с крутыми склонами). Какой формы вулкан? (Конус). На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне — красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Интересно? А хотите увидеть извержение вулкана? Я предлагаю вам проделать опыт: извержение вулкана. А где можно делать опыты? (В лаборатории). Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию «интересных открытий» (проходят за столы с приготовленными заранее макетами вулканов и всеми необходимыми составляющими для опыта). В лаборатории у нас всё готово для проведения опытов. Из чего сделаем основание вулкана? (Из конуса). Из чего сделано жерло вулкана? (Пластиковый стаканчик). Всё это стоит на подносе. Прежде чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схему. (Воспитатель совместно с детьми обсуждает последовательность проведения опыта).
Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно. <,…>, Ребята, а мы можем показать извержение вулкана? Попробуем? Этюд «Вулкан просыпается — извергается». В.: Ребята, вот мы с вами проделали опыт «Извержение вулкана», и легенду про вулкан я вам рассказала, и узнали строение вулкана, и даже сами изображали вулкан… А про наш загадочный предмет немного забыли, что же это всё-таки такое? Может, кто-то всё-таки догадался? (Ответы детей). А если мы что-то не знаем, у кого или где можно узнать? (Энциклопедия, справочник, в интернете). А у нас есть в библиотеке энциклопедия? Посмотрим, есть ли там ответ на наш вопрос. Открываем, читаем: это пемза — застывшая вулканическая лава. Используют для того, чтобы оттирать загрязнения с рук или загрубевшую кожу с пяток. Вопросы для рефлексии:
В.: Я рада, что вам очень понравилось, и вы были такие внимательные, активные, любознательные, большие молодцы! |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-poznavatelno-isledovatelskaja-dejatelnost-vulkan-starshaja-grupa.html |
Временной план занятия
Длительность образовательных занятий в детском саду зависит от возраста воспитанников и определяется нормами СанПиН:
- младшая группа — 15 минут,
- средняя группа — 20 минут,
- старшая группа — 25 минут,
- подготовительная группа — 30 минут.
В середине занятия должна проводиться физкультминутка или подвижная игра как средство профилактики переутомления.
Поскольку занятия по познавательно-исследовательской деятельности требуют умственного напряжения, проводиться они должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности.
Таблица: временной план занятия «В гости к бумажной фее» в младшей группе
Структурный компонент занятия | Мотивирующее начало (сюрпризный момент) | Дидактическая игра | Физкультминутка | Исследование свойств бумаги | Подведение итогов |
Время проведения | 2 минуты | 2–3 минуты | 1–2 минуты | 7 минут | 1–2 минуты |
Таблица: временной план занятия «Путешествие в мир воды» в средней группе
Структурный компонент занятия | Мотивирующее начало (создание игровой ситуации, разгадывание загадок) | Дидактическая игра | Подвижная игра | Исследование свойств воды (проведение опытов) | Подведение итогов |
Время проведения | 2–3 минуты | 3 минуты | 3 минуты | 10 минут | 1–2 минуты |
Таблица: временной план занятия во время прогулки «Отчего сосульки плачут?» в старшей группе
Структурный компонент занятия | Мотивирующее начало (чтение и обсуждение дидактической сказки) | Зарядка на свежем воздухе | Исследование (наблюдение за сосульками, находящимися в тени и на солнце) | Трудовые поручения | Проведение опыта с льдинками | Подведение итогов |
Время проведения | 3–4 минуты | 5 минут | 10 минут | 5–7 минут | 4 минуты | 2 минуты |
Таблица: временной план занятия «Что такое радуга?» в подготовительной группе
Структурный компонент занятия | Мотивирующее начало (сюрпризный момент, проблемная ситуация, просмотр видео) | Эвристическая беседа | Подвижная игра | Дидактическая игра | Изучение условий появления радуги (проведение опыта) | Подведение итогов |
Время проведения | 3 минуты | 3–5 минут | 3–4 минуты | 3 минуты | 12–14 минут | 1–2 минуты |
Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности
Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:
- умение формулировать проблемы воспитанниками,
- грамотное формулирование вопросов,
- построение алгоритма действий для решения проблемы,
- выдвижение гипотез,
- выбор способов исследования,
- умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса,
- наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация),
- степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования,
- способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.
О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.
Будущие исследователи не боятся выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём
Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором дошкольники фиксируют результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.
Планирование познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах ДОУ.
Таким образом, в ходе познавательно-исследовательской деятельности используются различные формы работы с детьми, которые направлены на развитие познавательной активности, интересов, самореализации детей.
ГлаваII. Методика планирования познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах ДОУ
2.1. Особенности познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах
Организуя познавательно-исследовательскую деятельность, необходимо учитывать возрастные особенности детей разных групп.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на первом этапе ее осуществления в младшей и средней группах формируется на подражательно – исполнительском уровне. Отсутствие жизненного опыта, недостаточный уровень развития интеллектуально-творческих способностей не позволяют ребенку в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении – здесь активная роль принадлежит взрослому. В совместной со взрослым деятельности ребенок осваивает способы и приемы действий, учится самостоятельно действовать с учетом растущих возможностей и стремится добиться лучшего результата. В младшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Экспериментирование осуществляется во всех сферах деятельности: прием пищи, занятия, игры, прогулка, сон, умывание. Экспериментирование проводится как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Например, с детьми проводится ряд опытов по ознакомлению со свойствами воды, со снегом, что позволяет сформировать дифференцированное представление о живой природе, об их взаимосвязи.
В средней группе детей знакомят с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лед-вода), показывают взаимосвязь живой и неживой природы. Исследуются объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. В средней группе осуществляют экспериментирование со смешением красок для получения новых цветов, исследуют семена растений, кору деревьев, овощи и фрукты, познают свойства снега, камней, пластилина, теста.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?) Познавательно-исследовательская деятельность постепенно усложняется, больше внимания уделяется самостоятельности детей в данной деятельности.