Что такое самостоятельность?
Говоря о самостоятельном ребенке мы чаще всего представляем себе карапуза, завязывающего шнурки без посторонней помощи или увлеченно играющего в своей комнате в гордом одиночестве. Однако, самостоятельность — более широкое понятие, выходящее за пределы самообслуживания и умения развлечь себя. Самостоятельность — это еще и:
- инициативность — способность действовать по собственному побуждению, а не по принуждению или просьбе взрослого;
- ответственность — готовность исполнять свои обещания и обязанности, понимание последствий, к которым могут привести поступки, а также осознание того, что личные успехи и достижения зависят только от тебя самого;
- уверенность в своих силах и адекватная самооценка;
- умение ставить цели и достигать их, принимать решения.
Далеко не все взрослые могут похвастаться полным набором этих качеств. И на первый взгляд, может показаться, что ребенок становится самостоятельным не раньше старшего школьного возраста. Это распространенное заблуждение — на самом деле самостоятельность формируется еще в раннем детстве (в 1,5-2 года), когда ребенок начинает активно познавать мир.
По сути, наличие вышеперечисленных качеств символизирует взросление ребенка — чем он самостоятельнее, тем больше похож на взрослого. Он способен позаботиться о себе, адекватно оценить опасность и принять решение в критической ситуации. Это положительным образом сказывается на учебе, дружбе, семейных отношениях и карьере в будущем.
Что педагогика понимает под самостоятельностью
Самостоятельность не является характеристикой абстрактной. И такая деятельность детей — всегда имеет конкретную направленность. Выделим основы самостоятельности ребенка дошкольного возраста:
- он должен уметь обособлять свою позицию в различных ситуациях;
- он без посторонней помощи планирует свою деятельность и даже сам способен приобретать новые умения;
- он адекватно оценивает свои поступки, сравнивая с поступками других дошкольников;
- он свои игры подчиняет определенным целям, стремясь получить результат.
Алгоритм действия ребенка можно представить триадой: возник мотив — составляю план — получаю результат. В разных ситуациях — игровых и бытовых, малыш должен действовать в соответствии с этой триадой. И чем больше он проявит инициативы, тем лучше.
Почему ребенок растет несамостоятельным?
Чаще всего причина несамостоятельности ребенка кроется в поведении его родителей. Именно родители делают своих детей несамостоятельными, выбирая неудачный стиль семейного воспитания, который так или иначе душит детскую инициативность и ответственность в зародыше. Вот эти причины:
- Чрезмерный контроль: диктовать ребенку его действия удобно — это экономит массу времени, но учит лишь выполнять команды, а не ставить себе задачи самостоятельно. Он растет прекрасным исполнителем, но предпринять что-либо сам не в состоянии.
- Гиперопека: в страхе за здоровье и будущее ребенка родители окружают его чрезмерной заботой, выполняя за него большинство задач — от самообслуживания до выбора друзей. Ребенок привыкает, что за него все делают другие, и оказывается не готов ко взрослой жизни, где нужно самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу и нести ответственность.
- Завышенные ожидания: когда родители ждут определенных достижений, при этом не придавая значения промежуточным успехам. В отсутствие стимула (похвалы) ребенок теряет мотивацию, не осознает ценность своих ежедневных усилий и маленьких побед, его самооценка стремительно падает.
- Неготовность принять взросление ребенка: некоторым родителям нелегко смириться с тем, что ребенок может иметь свое — отличное от их — мнение, они стремятся оградить его от ошибок, которые им очевидны, запрещая те или иные вещи. Это провоцирует конфликты, и если верх в них одерживают родители, ребенок теряет уверенность в себе и контроль над собственной жизнью.
Это общие причины, которые побуждают родителей пресекать детскую самостоятельность. На практике в быту это проявляется в таких вещах:
- родители стараются максимально занять ребенка, лишая его свободного времени;
- привыкли излишне перестраховываться: не оставляют ребенка дома одного, не разрешают пользоваться бытовыми приборами и т. д.;
- живут по принципу «проще сделать самому, чем научить ребенка»;
- не в состоянии продемонстрировать достойный личный пример.
Воспитание самостоятельности — это искусство постепенно отпускать ребенка, принимая его взросление, способность иметь свою точку зрения, делать ошибки и учиться на них. Если не сделать этого вовремя, в будущем ребенок едва ли:
- достигнет успеха в карьере, поскольку не сможет отстоять свое профессиональное мнение в коллективе и перед начальством;
- сможет взять ответственность за свою семью и детей, потому что у него отсутствует этот навык;
- будет рисковать, стремиться к переменам, так как испытывает страх перед неизведанным и не уверен в своих силах.
Насколько самостоятельным должен быть ребенок? Традиционная и современная педагогика о проблеме
Развитие педагогической науки привело к тому, что статус ребенка был в корне пересмотрен. И если раньше он воспринимался исключительно как зависимый член семьи, которого нужно воспитывать, не спрашивая его желания и мнения. Именно поэтому воспитанию самостоятельности не уделялось должного времени и внимания. По мере взросления ребенка это неизбежно приводило ко многим трудностям. Требуя от ребенка способности к принятию решений, родители не давали ему в полной мере почувствовать свободу и проявить себя. Потому, что опыта принятия решений и поведения во многих ситуациях у него нет.
Воспитание ребенка по заранее, четко определенным инструкциям, может быть, в какой-то мере удобно для родителей, но оно абсолютно неприемлемо для детей. И главным минусом такого подхода является то, что ребенок полностью лишается самостоятельности, на долгие годы оставаясь инфантильным, неуверенным в себе и собственных возможностях.
Линейка образов к самостоятельности
Воспитывая детей, многие родители также стараются лишить их самостоятельности, маскируя это видимостью заботы, гиперопеки в силу возраста. На самом же деле такие условия не позволяют ребенку принимать самостоятельные решения, а следовательно и нести за них ответственность. И оберегая ребенка от ошибок, родители лишают его возможности приобрести важный для него жизненный опыт. Вот почему развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников приобретает особый смысл.
Что такое гиперопека и ее результат
Этапы формирования самостоятельности у детей
Самостоятельность — это своего рода инстинкт, который заложен в нас природой, чтобы обеспечить выживание вида. Впервые он проявляется уже в возрасте 1.5-2 лет, когда у ребенка начинается период «Я сам». С этого возраста важно поощрять проявления самостоятельности, при необходимости — мягко подталкивать ребенка к выполнению определенных действий
1,5-3 года
Этот период сопровождается приобретением основных навыков самообслуживания: ребенок учится самостоятельно есть, пить, одеваться, умываться и т. д. Он очень любознателен, стремится к познанию окружающего мира. Важно поддержать его во всех начинаниях, стараясь предоставить ему максимум свободы, при этом не забывая о мерах безопасности.
3-5 лет
Непростой возраст, когда ребенок начинает ощущать себя независимой от родителей (как ему кажется) личностью. Потребность быть самостоятельным в этом возрасте очень высока: ребенок старается «нащупать» границы дозволенного, спорит с родителями по любому поводу, пытается доказать свою правоту, даже если сам понимает, что неправ. Не все родители бывают готовы к такому поведению, и нередко «убивают» самостоятельность своих детей родительским авторитетом. К 5 годам ребенок:
- самостоятельно убирает в своей комнате (собирает игрушки, заправляет кровать, складывает вещи в шкаф);
- участвует в уборке дома (вытирает пыль, расставляет вещи по местам);
- помогает в готовке еды – выполняет несложные поручения под присмотром родителей (смазать форму маслом, добавить муки в тесто, смешать салат и т. д.);
- наливает себе воду или сок из пакета или бутылки;
- заботится о питомце (способен накормить и убрать за домашним животным).
В возрасте 3-5 лет у детей формируется сценарий, по которому они в дальнейшем будут выстраивать свою жизнь: характер взаимоотношений с людьми, поведение в критических ситуациях и т. д. Психологические травмы этого периода — то, к чему ребенок будет возвращаться в течение всей своей жизни. Задача родителей — минимизировать эти травмы и сформировать прочный жизненный фундамент, который даст ребенку хороший старт в жизни.
6-12 лет
С поступлением в школу у ребенка появляется новая зона ответственности — учеба. Постепенно он приобретает навыки планирования своего времени, учится отвечать за свои вещи в школе и при подготовке к ней (собрать портфель, взять форму для физкультуры и т. д.). Это период, когда ребенок еще привязан к родителям, но уже вполне самостоятелен сам по себе. К 12 годам он:
- самостоятельно выполняет домашние задания;
- имеет свои домашние обязанности наряду со взрослыми (выносит мусор, полноценно убирает в своей комнате, может купить продукты и т. д.);
- следит за чистотой своей одежды, своевременно относит вещи в стирку без напоминания родителей;
- ухаживает за питомцем (гуляет, кормит, убирает без подсказок);
- уважительно относится ко взрослым;
К началу подросткового периода ребенок полностью самостоятелен в самообслуживании и учебе — ему не нужны напоминания и контроль в этих сферах.
Подростковый период 12+
Личностная самостоятельность — последний из этапов, который важно пройти вовремя. В это время необходимо предоставить ребенку больше свободы, позволить ему самому принимать решения. Если на ранних этапах родители не пресекали попытки самостоятельности ребенка, то и в пубертате с этим не должно возникнуть серьезных проблем.
Однако, конфликты с родителями в подростковом возрасте неизбежны. Существует мнение, что они обусловлены необходимостью сепарации детей от родителей для создания своих семей и рождения детей. Столетие назад к 18-20 годам человека можно было назвать взрослым: он действительно был готов создать и обеспечить семью, воспитать потомство. Сегодня же по данным Росстата среднестатистический гражданин нашей страны вступает в брак в возрасте 25-34 лет. Современные психологи объясняют это так называемой «эпидемией инфантильности» нового поколения. Именно поэтому они рекомендуют большое внимание уделять развитию навыков самостоятельности у детей.
Почему дети не самостоятельные. Как это начинается
Определённо, каждые родители желают своим детям только лучшего, заботятся о них, пытаются оградить малыша от всяких неудач, некоторые дают им чрезмерную опеку практически во всем. Такие родители боятся, что, проявив самостоятельность, ребёнок может совершить ошибку. Конечно, намного быстрее накормить свое чадо, пока он еще сам с трудом доносит ложку с кашей до рта, одеть его, убрать за него игрушки. Но таким образом родители пресекают всякую его инициативу. В результате чего некоторые дети вырастают безинициативными и беспомощными людьми.
Ещё один вариант-слишком строгие родители. В этом случае малыш просто боится сделать что-то самостоятельно, вдруг у него не получится или сделает неправильно, что может огорчить его маму или папу. Выход для него только один — не проявлять инициативы, чтобы не нести никакой ответственности за свои действия.
Наилучшее время для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста начинается с возраста 2-3 лет. Именно в этот период малыши начинают становится наиболее инициативными. Наблюдая за окружающими, им хочется самим выполнять какие-либо действия. Наступает так называемый период «я сам».
В этом возрасте малыш начинает осознавать, что он является личностью, отдельной от мамы и папы, проверяет свою самостоятельность, на что он сам способен, при этом наблюдая за реакцией взрослых.
Очень важно позволять малышу быть самостоятельным, не нужно все делать за него. Но это не означает, что маленькому человечку нужно все разрешать. Такой подход может навредить, либо покалечить ребёнка. Родителям важно быть рядом, поддерживать кроху, помогать и объяснять.
Какие ошибки допускают родители?
Все родители стремятся растить детей самостоятельными, но иногда неосознанно допускают ошибки, которые имеют обратный эффект. Самые грубые из них:
- делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам, — так проще, быстрее, безопаснее, эффективнее, но губительнее для самостоятельности;
- давать ребенку выполнить действие самостоятельно, а затем переделать его у него же на глазах — такая практика убивает желание пробовать самому в следующий раз — зачем, если мама все равно сделает намного лучше?
- навязывать помощь и советы — таким образом ребенка лишают возможности попытаться решить проблему самому, если это происходит регулярно, этот навык так и не успевает сформироваться;
- вторгаться в личное пространство ребенка: врываться без стука в комнату, наводить порядок в личных вещах, проводить ревизии карманов — подобные действия лишают ребенка чувства безопасности в собственном доме;
- несвоевременность — несоответствие набора навыков, которые пытаются воспитать, возрасту ребенка;
- наказывать за последствия — ругать ребенка, если его попытка проявить самостоятельность окончилась полным фиаско (разбил тарелку, испортил одежду и т. д.);
- использовать повелительный тон в общении с ребенком — такой тон позволяет достичь послушания, но исключительно из страха, а не из-за осознания сути проблемы;
- «спасать» в последний момент — приходить на помощь ребенку, который дотянул до последнего, делать за него работу по дому или домашнее задание, лишая его тем самым возможности ощутить последствия своей неорганизованности и лени.
Как не нужно воспитывать самостоятельность у ребёнка
Научить ребенка быть самостоятельным на самом деле не так трудно, как кажется. Часто мамы и папы, желая помочь своему крохе, мешают адекватному развитию его личности. Конечно, когда малышу год-два, он ещё не в состоянии сам себя полностью обслужить, и родители ещё многие годы будут опекать и поддерживать своего ребёнка. Но это не означает, что родители должны принимать всегда за него решение и выполнять какую-либо работу.
Типичные ошибки родителей в воспитании самостоятельного ребёнка
- Повелительный тон. В этом случае в комнате у малыша будет всегда чисто, но не из-за того, что он сам этого хочет, а потому что он просто боится пойти против воли родителей. В данном случае взрослые не дают права выбора, не учитывают мнение крохи.
- Подмена понятий. Здесь родители всячески выгораживают ребёнка: «не хочешь убирать за собой игрушки? Ничего страшного, ты наверное просто немного устал». Подмена понятий мешает формироваться чувству осознанности. А без этого невозможно воспитать самостоятельность.
- Помощь из сочувствия. Ребёнок до последнего не берётся за уроки? Мамы или папы хотят помочь своему чаду, потому что он ещё такой маленький и ему хочется поиграть. В этом случае ребёнок не научится нести ответственность.
- Насмешки. В основном, ребёнок раннего возраста ещё не способен выполнять какие-либо просьбы взрослых также хорошо, как сами родители. Он ещё не набрался достаточного опыта или ловкости. Ни в коем случае нельзя насмехаться или шутить, даже по-доброму, над результатами его деятельности. В противном случае, малыш может потерять веру в себя и не захочет больше проявлять инициативу.
Как вырастить ребенка самостоятельным?
Сколько бы лет ни было ребенку — 2 года или 18 лет — никогда не поздно помочь ему стать самостоятельнее. Для этого стоит соблюдать несложные правила.
- Всегда интересоваться желаниями и предпочтениями ребенка. Это касается еды, досуга, профессии, увлечений и т. д. С первых лет жизни ребенок должен твердо знать, чего он хочет, и учиться принимать решения самостоятельно.
- Позволять ошибаться и не делать из ошибки трагедию. Ошибки – это опыт, ребенок должен понимать, что ошибаются все, извлекают урок и пробуют снова.
- Оказывать помощь по принципу «Помоги мне сделать это самому» — это один из принципов методики раннего развития Марии Монтессори, направленный на развитие самостоятельности у детей с 2 лет. Он заключается в том, чтобы объяснить, как сделать то или иное действие своими силами, а не выполнить его вместо ребенка;
- Привлекать к домашним обязанностям с малых лет. У каждого ребенка должна быть своя зона ответственности — это его вклад в семью, как полноценного ее члена. Двухлетний малыш вполне может помогать маме на кухне, убирать свои игрушки и вытирать после себя раковину. Вначале родителям стоит контролировать выполнение этих обязанностей, затем — только напоминать, и уже в школьном возрасте у ребенка полностью формируется ответственность.
- Следить за тем, чтобы у ребенка было достаточно свободного времени (не менее 1-2 часов в день). Это поможет ему определить вещи, которые действительно ему интересны, а не навязаны родителями или педагогами.
- Советоваться. Вовлекать ребенка в обсуждение домашних дел полезно для формирования самоценности ребенка. Советуйтесь с ребенком, какой наряд вам лучше надеть, что купить к ужину и какой подарок выбрать старшему брату.
- Подавать позитивный пример. Демонстрируя свои лучшие качества, вы создаете благоприятную атмосферу в семье, что наилучшим образом сказывается на личности ребенка.
Это общие рекомендации, которые стоит соблюдать каждому родителю. Возможно, вы инстинктивно следуете этим советам — это говорит о том, что для воспитания своих детей вы выбрали оптимальный стиль — демократичный.
Вот еще несколько практических советов о том, как сформировать у ребенка определенные качества.
Комплексные задачи
Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста часто испытывают трудности с выполнением комплексных задач. Они попросту не способны удержать в голове все составляющие и очередность их выполнения. Чтобы помочь им преодолеть эти трудности, следует:
- разбить задачу на небольшие блоки (принести одежду из шкафа — надеть брюки и футболку — надеть ботинки — взять портфель);
- проговаривать каждый блок ребенку в течение нескольких дней;
- заменить словесное сопровождение на графические или текстовые подсказки (картинки или список блоков), то есть дать ребенку собраться уже без вашей помощи;
- добиться полной самостоятельности.
Этот несложный алгоритм работает даже в случаях с гиперактивными детьми и экономит много времени и сил родителям. Его можно применять для уборки в комнате (убрать со стола, под кроватью, на полу — отнести грязные вещи в стирку — заправить кровать), сервировки стола (расставить тарелки — разложить салфетки — достать приборы — поставить бокалы), утренних гигиенических мероприятий (проснуться — умыть лицо — почистить зубы — снять пижаму — заправить кровать — надеть одежду) и т. д.
Самоорганизация
Научить ребенка грамотно распоряжаться своим временем — задача непростая, но важная. Самоорганизация — это не только про пунктуальность, но и про эффективность использования времени и личную продуктивность. Несколько советов для родителей:
- развесьте или расставьте часы по всему дому, чтобы они всегда были перед глазами у ребенка, еще лучше — купите ему наручные часы (не смарт-часы, и не смартфон — лишние функции будут отвлекать его от главного);
- для ускорения ежедневной рутины (умывания, переодевания, завтрака) используйте таймеры или песочные часы, чтобы ребенок учился оперативно собираться в школу;
- если у школьника трудности с ранним подъемом, можно каждое утро ставить новый сигнал будильника или записывать сообщение с подсказкой, где вы спрятали лакомство к завтраку, еще один вариант — записать его собственный голос в качестве мелодии будильника: детям нравится слушать себя в записи, это ускорит пробуждение и сделает подъем легче.
Если вы хотите, чтобы ребенок был самостоятельным, — не мешайте ему проявлять инициативу и совершать ошибки, будьте рядом, чтобы убедиться в безопасности и помочь, если вас об этом попросят. Максимальная свобода в соответствии с возрастом — вот важнейшее условие взросления и гармоничного развития личности ребенка.
Тренажер для развития мышления
Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов
узнать подробнее
Делай, как я
Малыш дошкольного возраста с большим удовольствием копирует взрослых в различных ситуациях. Так можно развивать в ребенке умения умыться утром, чистить зубы, помыть руки перед едой.
Вводите в процесс некоторые элементы игры. Например, вы громко объявляете: «Кто сегодня первым идет чистить зубы»? «Тот сам выбирает на завтрак банан он будет или яблоко». В таких ситуациях вы поддерживаете у ребенка состояние постоянного, но самостоятельного выбора. Он сам принял решение почистить зубы, сам это сделал, сам выбрал себе фрукты на завтрак. А можно посоревноваться. «Кто первый оденется на прогулку»? «Кто лучше всех заправит постель»? Такое проигрывание простых бытовых моментов, позволяет привить ребенку умение самостоятельно действовать в жизненных ситуациях.
Обязательно моделируйте для малыша условия личной инициативы. Сделайте вид, что вы задержались у дверей ванной комнаты. Наблюдайте, что делает ребенок. Умывается сам? Чистит зубы? Если это так, то значит поздравьте себя с маленькой победой и двигайтесь дальше. В режиме «делай, как я» можно с раннего возраста учить ребенка самостоятельно одеваться и обуваться.
Самостоятельный ребенок: зачем нужна самостоятельность и как ее развить
Прежде чем говорить о воспитании у детей самостоятельности, стоит понять, что это за качество, зачем оно им нужно. Самостоятельность, как любое другое качество личности не существует само по себе, а должно служить определенным целям, стоящим перед малышом. Истоки самостоятельности проявляются у детей в самом раннем детстве.
Зачем детям нужна самостоятельность
Самостоятельность – это ведущее качество личности, выражающееся в умении человеком ставить цели и добиваться результата своими действиями, лично отвечать за свои поступки, в желании и умении самостоятельно мыслить, в способности действовать самостоятельно и инициативно не только в знакомой, но и в новой для себя обстановке. У человека с развитой самостоятельностью всегда адекватная самооценка, он всегда несет ответственность за то, что он делает.
При этом важно понимать, что самостоятельность — это внутренняя мотивированная деятельность. Не нужно путать понятие самостоятельной деятельности с тем, когда ребенок может сам быстро сделать то, что ему скажут взрослые. Между внутренней мотивацией на деятельность и умением действовать – огромная разница. Важно понимать, что для развития самостоятельности важное значение приобретает именно внутренняя мотивация ребенка. В этом случае самостоятельность проявляется в выборе ребенком какой-то определенной деятельности, постановке им же целей и задач и их осуществление, а не в послушном выполнении поставленных кем-то задач.
Самостоятельность и ответственность закладываются постепенно, и начинать это делать нужно как можно раньше.
В сегодняшнем мире мы остро ощущаем те негативные последствия, когда родитель берет на себя всю заботу о ребенке до самых зрелых лет. Хорошо это или плохо, решает каждый сам для себя. Понятно, что нет ничего плохого, когда родители полностью обеспечивают ребенка вплоть до окончания института, и у ребенка имеется прекрасная возможность получать знания в комфортных для себя условиях.
Очень часто в современном мире мы сталкиваемся с инфантильностью уже подросшего «ребенка» и его неумения нести ответственность не то что бы за жизнь окружающих его близких людей (семью, родителей), но и за свою собственную. Очень часто встречается, когда парню уже 25 лет, а он еще не решил, кем работать, тянет средства с родителей, и они решают за него, когда ему спать, что кушать и на ком жениться. Такая картина является следствием того, что изменился образ жизни, и поменялось отношение к детям. И если раньше наши бабушки и дедушки становились самостоятельными и несли ответственность за свои поступки уже в младшем школьном возрасте, то сегодня, выйдя из-за парты института, многие так и не приобрели это полезное качество – самостоятельность и ответственность.
В современной городской жизни воспитать самостоятельного ребенка можно не с помощью жизненных реалий, а вопреки им. И только так!
Например, в далекие времена, когда наши бабушки и мамы еще сами были детьми, их с малых лет приучали к самостоятельности, потому что не было другого выхода и способа выжить. Так, родитель приучал старшего ребенка заботиться и следить за младшим не по своей прихоти, а по необходимости. Пока мать находилась на работе, кто-то в отсутствие ее должен был это делать. Родители были заняты тяжелым физическим трудом, и им необходима была помощь по дому, в огороде, с младшими детьми, со скотом. Волей неволей дети приобщались к труду, ответственности и самостоятельности. По сути, эта «необходимость» и делала детей самостоятельными и раскрывала потенциал ребенка, формировала его личность.
Вывод: ребенка нужно создать условия, где эта самостоятельность необходима. Просто развивать самостоятельность без определения потребности в ней – бессмыслица и пустая трата времени.
Для того, чтобы родителей в будущем не пугал подход ребенка к жизни, когда он будет считать, что ему все должны и будет полностью лишен чувства ответственности и самостоятельности, важно создать малышу условия («необходимость») для развития этих качеств. Это должно быть ни как наказание для малыша, а как вариант необходимого для каждого члена семьи вклада в уклад семьи.
Дети, которые получают в детстве все и лишены возможности проявить самостоятельность, вырастают неуверенными в себе, но требовательными к окружающим, малейшие трудности в жизни вызывают у них депрессивное состояние.
От многих родителей можно слышать мнение: «Ну уж нет, пока у меня есть возможность, я дам своему сыночку все самое лучшее и огражу его от любых забот. Пусть его детство будет безоблачным, пускай растет оптимистом!» По-мнению психологов, между безоблачным детством, уверенностью в себе и оптимизмом нет ничего общего. Представьте, как чувствует себя ребенок, которому все позволяли и от всего оберегали, когда он попадает в реалии школьной жизни и затем юношеской и взрослой. Оптимизм и уверенность будет связана только с опытом реального воздействия на мир, а не со словами, которые говорятся ребенку. Не давая ребенку возможности осваивать этот мир самостоятельно, не побуждая его к действиям, а только обслуживая его, вы растите неуверенного в своих силах человека.
«Куй железо, пока горячо!»
Развивать самостоятельность у ребенка важно не тогда, когда это стало удобно родителям, а в то время, когда она начинает формироваться у детей.
Первые признаки самостоятельности малыш проявляет уже в возрасте 2 лет. Когда родители слышат первые «Я сам!», «Я умею!», это говорит о желании малыша освободиться от опеки со стороны взрослых, реализовать самостоятельно свои идей и задачи. И тут важно не пресечь инициативу к самостоятельности, а направить ее в правильное русло, закрепить навыки самостоятельности, которые он проявляет пока только в детской деятельности, например, в игре.
Так, в возрасте двух лет, когда малыш пытается сам кушать, берет самостоятельно игрушки и прочее, поддерживайте его в этих начинаниях.
В 2-3-х летнем возрасте малыши стараются всячески подражать родителям, пытаясь пока что еще неумело произвести те действия, которые делает мама, например, складывать вещи, самостоятельно одеваться, собирать рюкзачок и т.д. Родителям важно в этот период не «обломать» тягу ребенка к самостоятельным действиям, не сделать малыша лишь пассивным объектом.
Пресекая ребенка в его самостоятельных действиях (например, в надевании колготок, кофточки) вы делаете грубейшую ошибку и формируете у малыша чувство неуверенности в себе и своих возможностях, у него пропадает желание к активным действиям, желание что-то делать самостоятельно, понижается самооценка, ребенок ощущает свою беспомощность.
В процессе развития малыш сталкивается со многими трудностями. Задача родителей, всегда оценивать сложившуюся ситуацию. Если малыш в силах самостоятельно справиться с задачей, не спешите ему помогать. Только его действия и влияния на этот мир разовьют в нем самостоятельность и желание к активным действиям в будущем, повысят его уверенность в своих силах. При сложной для ребенка ситуации, когда ему действительно трудно справиться с задачей в одиночку, предложите ему свою помощь. Именно помощь, а не полное свое присутствие, устраняя его от действий.
Не пытайтесь сделать за ребенка то, что он может сделать самостоятельно!
При правильном отношении к детскому «Я сам!» к старшему дошкольному возрасту дети достигают высоких показателей инициативности и самостоятельности в решении поставленных ими или окружающими задач.
Этапы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста
- На первом этапе ребенок действует самостоятельно без напоминания со стороны взрослых в привычных для себя условиях, например, убирает за собой игрушки, убирает со стола, моет руки перед едой.
- Ребенок дошкольного возраста начинает применять свои навыки в непривычной для себя обстановке, но близкой по своей сути к привычным обстоятельствам. Например, прибирает за собой в гостях.
- Малыш действует самостоятельно в абсолютно новых для него условиях, с которыми никогда ранее не сталкивался.
Преимущества развития самостоятельности у детей
Основная задача родителей в этом направлении, приучить малыша самостоятельно принимать решения, ставить цели и идти к ним, беря на себя ответственность за свои действия. Родители должны уделить этому этапу развития ребенка достаточно внимания. Основные плюсы, которые получает ребенок, наученный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность это:
- Ребенок ощущает, что может контролировать ситуацию;
- Повышается самооценка и уверенность в своих силах и в себе;
- Малыш с адекватной самооценкой учится исправлять допущенные им же ошибки и не чувствует себя при этом неудачником;
- Самомотивация, ответственность за выбор, который он сделал;
- У ребенка развивается мышление, креативность. В ситуации выбора и принятия решения ребенку приходится генерировать новые идеи, искать возможности;
- Ребенок учится нестандартному решению;
- Лучшее понимание окружающих людей. Когда ребенок принимает самостоятельно решения и его решения ценятся, он начинает уважать идеи и решения других людей.
Почему родителям следует особенно внимательно отнестись к развитию у ребенка самостоятельной деятельности. Дело в том, что ребенок, который не развивает навыки самостоятельного принятия решений, склонен:
- К инфантилизму и патологической зависимости от родителей даже став взрослым.
- На такого ребенка легко влиять сверстникам и друзьям, он ведомый. Не всегда такое влияние является положительным.
- Постоянно сомневается в себе, своих способностях, в принятых решениях.
- Довольствуется в своей жизни малым, не склонен ставить цели и добиваться результатов.
Итак, как же воспитать у ребенка самостоятельность, которая во многом определяет его успешность в жизни?
Воспитание у детей самостоятельности
- Развить в детях самостоятельность помогают просьбы рассказать, какие дальнейшие планы у ребенка (на ближайшее будущее).
- Позволяйте малышу без вашей помощи делать то, что он хочет. Давайте ему право участвовать во взрослых делах. Понятно, что малыш сделает уборку по дому или приготовит салат не так, как это сделали бы вы. Но не одергивайте его и не порицайте, а наоборот, приободряйте и направляйте.
- Никогда не ругайте малыша за ошибки, которые он совершил в процессе самостоятельной деятельности. Вы можете указать на ошибки и подсказать ребенку, как ее исправить. Например, если малыш поливал цветы и пролил на подоконник воду, спокойно предложите ему самостоятельно вытереть подоконник.
- Возьмите за правило хвалить малыша за проявленную им инициативу. Ребенку нужно давать понимание, что он имеет право действовать самостоятельно.
- Не менее важно с ранних лет поддерживать желания и интерес ребенка к какому-то делу. Например, если малыш хочет заниматься плаванием, не подавляйте в нем это желание, а запишите его на секцию.
- Обязательно просите своих детей о помощи, спрашивайте у них совета. Это важно для понимания ребенком своей роли в семье и своей ценности.
- Приучайте ребенка получать желаемое благодаря действиям. Рассказывайте, где вы работаете, и благодаря чему в семье появляются еда и вещи.
- Развивайте у ребенка фантазию, воображение. Для этого можно предложить ребенку придумать самостоятельно игру или новые правила для игры. Таким образом, у малыша будут генерировать идеи, он будет учиться адаптироваться к любым обстоятельствам.
- Помощь животным и другим людям учит детей состраданию и самостоятельности.
- Позволяйте ребенку общаться со многими людьми, детьми. Нахождение общего языка, интересов, налаживание контактов – один из элементов самостоятельности. Разрешайте малышу дружить с тем, с кем он сам желает.
- Формируйте у малыша адекватную самооценку. Для этого позволяйте ему испытывать эмоции, какими бы они ни были. Не нужно учить его скрывать слезы или смех, если так принято в обществе.
- Создавайте условия для развития у малыша самостоятельности. Чем раньше вы начнете «отрываться» от ребенка, тем быстрее он поймет, что у родителей и других взрослых тоже есть личное пространство. Приучайте с ранних лет оставлять ребенка с бабушкой или няней.
- Всегда разговаривайте с малышом. Давайте возможность ему высказывать свое мнение. Это тоже проявление самостоятельности. Дети, имеющие свое мнение, быстрее превращают идеи в решение и действие.
- Учите ребенка принимать самостоятельные решения. Помните, что ребенок должен принимать решения и делать выбор в соответствии со своим возрастом. Поэтому, предлагая малышу варианты для выбора, придерживайтесь следующего правила: чем меньше ребенок, тем меньше вариантов для выбора, чем старше, тем вариантов выбора больше. Вы должны создать безопасные условия для принятия ребенком решения.
Самостоятельность — это не просто умение все делать самому, а необходимый навык для развития гармоничной личности. Наберитесь терпения и позвольте малышу расти свободной, смелой и целеустремленной личностью.
Вернуться в раздел
Теоретические основы развития самостоятельности в дошкольном возрасте
Источником развития личностной самостоятельности является социальный опыт, который, преломляясь внутренними условиями каждого растущего человека (его склонностями, интересами, задатками и способностями), становится его собственным достижением и одним из средств проявления индивидуальности, полного раскрытия личностного потенциала, неповторимой индивидуальности в совладании с позицией субъекта в различных видах деятельности.
Практический смысл автономии заключается в том, что она помогает человеку установить подлинно гуманные отношения с другими людьми, основанные на том, что называется взаимным уважением и взаимопомощью. Без автономии люди не могут жить вместе, работать, жить, поддерживать экономические, культурные и социальные отношения.
Самостоятельность — это сложная черта характера. Она влияет на все аспекты жизни и деятельности человека. Она проявляется в познании, использовании имеющихся знаний, навыков во всех видах деятельности, поведении, оценках, суждениях, отношении человека к себе, своим делам и т.д.
В настоящее время существуют различные определения независимости, каждый автор понимает значение этого слова по-своему, отсюда и разнообразие определений, которые отличаются друг от друга. Один из ведущих специалистов США в области педиатрии, детской психологии и психиатрии Алан Фромм определяет автономию следующим образом: «Взросление означает, прежде всего, научиться все делать самому». Действительно, главная характеристика детства — это зависимость маленького человека от старших. Повзрослеть — значит обрести независимость.
Проблема воспитания личности активной и самостоятельной всегда была одной из самых важных психологических проблем в истории педагогики. Для развития этого качества у ребенка, считал Д.И. Писарев, не следует мешать ему быть активным и самостоятельным, не следует ограничивать его активность и независимость. В этом суть парадокса: независимость и активность как личностное качество можно сформировать через активную и самостоятельную деятельность, которая в данном случае является фактором воспитания. Если ребенка не приучать к самостоятельному мышлению и действиям с дошкольного возраста, он может развиться в честного и дружелюбного, но застенчивого и нерешительного ребенка.
Основа для практического решения этой проблемы должна быть заложена во время первого семейного и общественного дошкольного образования. Однако, говоря о воспитании самостоятельности, Д.И. Писарев предупреждал: ранняя самостоятельность при отсутствии должного педагогического руководства либо испортит характер ребенка, либо придаст ему особую силу.
В педагогической энциклопедии понятие «самостоятельность» рассматривается как одно из качеств личности и характеризуется двумя факторами: во-первых, совокупностью средств, знаний, умений и навыков, которыми обладает личность; во-вторых, отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления, а также к связям с другими людьми, образующимся в процессе деятельности.
Эти два фактора взаимосвязаны, например, если у человека есть стимул действовать в рамках конкретной задачи, есть желание отказаться от посторонней помощи, то у него есть необходимая мотивационная предрасположенность к независимости. Но если у него нет соответствующих знаний и навыков, то для характеристики такого человека можно сказать, что он уверен в себе и т.д., но не самостоятелен. Если человек обладает необходимым количеством средств для выполнения деятельности без посторонней помощи, то отсутствие необходимой мотивации не позволяет ему выполнять действия без стимуляции извне, мы не можем приписать ему такое качество личности, как независимость.
Анализ различных определений самоотношения позволяет сделать вывод, что проявление самоотношения рассматривается каждый раз в какой-либо сфере отношений с людьми (А.А. Смирнов); в познавательной деятельности (И.К. Новиков); в поведении (А.А. Люблинская); в конструировании (Ф.В. Изотова). Хотя такие определения отражают некоторые аспекты самостоятельности, учителя обычно отмечают, что самостоятельность — это способность человека использовать собственные интеллектуальные и практические усилия для постановки и достижения целей.