«Организация оздоровительной работы в режиме дня с детьми дошкольного возраста»


«Организация оздоровительной работы в режиме дня с детьми дошкольного возраста»

Организация оздоровительной работы в режиме дня

с детьми дошкольного возраста

Цель оздоровительной работы в ДОУ – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.

Оздоровительные мероприятия в детском саду позволяют ребёнку справиться с трудностями привыкания к новой среде, позволяют организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, что приводит к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, формированию положительного отношения ко всем видам повседневной жизни.

Оздоровительные мероприятия носят комплексный подход и построены на трёх основных направлениях:

  1. Создание оздоровительной среды для профилактики у детей различных отклонений в психофизическом развитии (зрение, плоскостопие, нарушение осанки, артикуляционный аппарат, дыхание).
  2. Формирование здорового образа жизни детей в детском саду и дома.
  3. Развитие физических качеств дошкольников.

Ухудшение состояния здоровья детей диктует необходимость разработки и внедрения мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижения их заболеваемости.

Режим

– это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка: сна, приема пищи, бодрствования. Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития ребенка. При несоблюдении этого важнейшего условия можно наблюдать отклонения в поведении ребенка, капризы, повышение и понижение возбудимости, плохой сон, отсутствие аппетита и т.д.

Режим дня детей дошкольного возраста строится с учетом того, что дети спят днем одни раз 2-2,5 часа, время активного бодрствования удлиняется до 6-7 часов, их ночной сон составляет 10 часов.

В дошкольном учреждении режим дня строится в соответствии с возрастом детей. Необходимо, чтобы и родители понимали важность именно этого условия для здоровья ребенка. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идет во вред ребенку.

По многим наблюдениям дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дама ребенку не обеспечен режим, к которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяется дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи.

Все это сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживаются функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы. Дошкольный режим ребенка дома должен быть продолжением режима детского сада, без этого трудно ожидать успеха от закаливания.

Система мероприятий оздоровительного характера отражена в содержании оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста:

I. Двигательная активность

  • Утренняя гимнастика для общего развития ребёнка – проводится ежедневно утром.
  • Физкультурно-оздоровительные занятия – 3 раза в неделю (2 раза в помещении и 1 раз на прогулке).
  • Подвижные и динамические игры – ежедневно в течении дня.
  • Физминутки.
  • Гимнастика после дневного сна – ежедневно.
  • Профилактическая гимнастика (профилактика сколиоза и нарушения осанки, профилактика плоскостопия, глазная гимнастика) – ежедневно.
  • Дыхательная гимнастика — ежедневно.
  • Прогулки – ежедневно.

II. Гигиенические и водные процедуры:

  • Умывание и мытьё рук – ежедневно.
  • Игры с водой – 1 раз в неделю.
  • Соблюдение питьевого режима – ежедневно.
  • Рециркуляция и обеззараживание воздуха – ежедневно.

III. Использование естественной среды для закаливающих мероприятий:

  • Проветривание помещений – ежедневно.
  • Сон при открытой фрамуге – ежедневно в летний период.
  • Прогулки на свежем воздухе – ежедневно.
  • Обеспечение светового режима.

IV. Закаливание:

  • Босохождение. Главный смысл хождения босиком – закаливание кожи стоп к воздействию пониженных температур, главным образом, пола, земли.
  • Полоскание рта прохладной водой – ежедневно.
  • Воздушные ванны.
  • Рациональная одежда.

V. Сбалансированное 5 разовое питание.

VI. Витаминизация, включающая в себя витамин «С» в третье блюдо.

VII. Работа с родителями по вопросам оздоровления детей:

  • Индивидуальные беседы.
  • Консультации.
  • Родительские собрания.
  • Уголки здоровья.
  • Папки-передвижки.

Таким образом, главное – это научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Это жизнерадостный, активный, доброжелательно относящийся к окружающим, любознательный ребенок. Развитие физических качеств ребенка проходит гармонично. Он вынослив, достаточно быстр, ловок и силен. Режим его жизнедеятельности осуществляется в соответствии с индивидуальным биоритмологоческим портретом с оптимальным соотношением периодов подъемов и спадов активности, бодрствования и сна. Неблагоприятные погодные факторы, резкая их смена ему не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо натренирована к разнонаправленным температурным воздействиям, поэтому он не знает, что такое простуда. Благодаря рациональному питанию этот ребенок не имеет лишней массы тела, у него есть все возможности для нормального гармоничного роста и развития. Благоприятные психологические условия в семье и в дошкольном учреждении способствуют укреплению его психического здоровья. Задача всех нас, взрослых, создать условия для воспитания таких детей.

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

 Одна из основных задач в дошкольном учреждении — охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие и закаливание организма. В нашем детском саду создана система физкультурно-оздоровительной работы, которая способствует формированию здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребёнка, хорошо владеющего своими движениями, любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности. Для этого созданы все условия, которые отвечают медицинским и учебно-воспитательным требованиям по сохранению и укреплению здоровья детей. Педагоги детского сада используют различные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учётом уровня их развития и состояния здоровья. Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется не только на образовательной деятельности по физической культуре, но и в повседневной жизни. Ежедневно в течение дня проводится несколько форм физкультурно-оздоровительной работы. [4,32]

Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика — это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов. И средством для поднятия эмоционального тонуса детей. Чтобы повысить интерес детей к утренней гимнастике и разнообразить двигательную активность, изменяем ее форму и место проведения.

Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольных учреждений могут быть введены разные ее типы и варианты как в содержательном плане, так и в методике проведения. Предлагаем разные варианты. Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера «Утро в лесу», «Колобок», а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения на полосе препятствий — детям можно предложить упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий: «Кто первый», «Через болото». Утренняя гимнастика может проводиться в форме оздоровительной пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе — в течение 5–7 мин. непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения. Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5–6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)

В содержание утренней гимнастики включаются различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.

Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение двух недель.

В старшем дошкольном возрасте дети должны самостоятельно воспроизводить весь комплекс целиком после 2–3 повторений. Во время организации необходимо музыкальное сопровождение. [8,58]

Физкультминутка

Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.) Общеизвестно, что физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12–15 мин.), наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе «Колка дров», «Часы», «Ныряние». Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным. Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения.

Двигательная разминка (динамическая пауза) проводится во время большого перерыва между занятиями, позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин. Продолжительность разминки не более 10 мин. [2,112]

Подвижные игры, физические упражнения на прогулке. Подвижные игры — сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры.

Гимнастика пробуждения. После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7–15 минут).

Комплекс упражнений проводится в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3–4 минут, выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений. Можно предложить упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую в бег — выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17–19 градусов, после чего переходят к массажным дорожкам. Дети занимаются в одних трусах и босиком. После проведения разных вариантов гимнастики переходят к водным закаливающим процедурам: обтирание влажной варежкой с последующим растиранием сухим полотенцем. В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется проведению закаливающих процедур, которые особенно влияют на укрепление здоровья и снижение заболеваемости.

Закаливание — важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Цель закаливания — выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным и инфекционным заболеваниям. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Положительных результатов от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении таких принципов, как постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

Закаливание воздухом — наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями. Помимо организованной деятельности по физической культуре в режиме дня детей старшего дошкольного возраста значительное место должна занимать самостоятельная двигательная деятельность. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.

При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделить в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.

Воспитатель должен влиять на выбор детьми соответствующих упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. Он учит детей играть сообща, побуждает более ловких детей, хорошо владеющих движениями, помогать своим сверстникам.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. [7,52]

Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.

На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.

Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели.

Обучив дошкольника простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ.

Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное утомление у детей. Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3–5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание.

Литература:

  1. Афонин, И. Как прекрасен этот мир / И. Афонин. — СПб.: Питер, 2006. — 206 с.
  2. Богина, Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: методическое пособие / Л. Богина. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 112 c.
  3. Бузунова, А. Медико-педагогическая оздоровительная работа / А. Бузунова, П. Волков. // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 4. — С. 64.
  4. Вавилова, Е. Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать / Е. Н. Вавилова. — М.: Просвещение, 2003. — 174 с.
  5. Веселая, З. А. Игра принимает всех / З. А. Веселая. — Минск: Полымя, 2007. — 58 с.
  6. Голицына, Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении / Н. С. Голицына. — М.: Скрипторий 2003, 2003. — 72 с.
  7. Голубева, Г. Н. Программа — «Будь здоров!» (научно-исследовательская программа по укреплению здоровья детей дошкольных образовательных учреждений) / Г. Н. Голубева. — Наб. Челны: Салат 1999. — 32с.
  8. Горькова, Л. Г. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий / Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова. — М.: 5 за знания, 2005. — 38–40, 55 с.

Система оздоровительно-профилактической работы в детском саду

Пояснительная записка

Для эффективного, качественного осуществления работы по оздоровлению воспитанников детского сада и воспитания у них здорового образа жизни необходимо разработать перспективный план мероприятий, где будет наглядно прослеживаться система работы в этом направлении, взаимодействие сотрудников учреждения, ответственных за оздоровительные и профилактические мероприятия. Такое планирование позволяет отслеживать и посещение детьми детских садов с оздоровительной направленностью. В нашем управлении два таких детских сада. Так же помогает планирование и в составлении анализа заболеваемости детей, контроль за прохождением мед. осмотра и др., в ведении санитарно-просветительской работы. Рады поделится своим планированием с коллегами.

План оздоровительно – профилактической работы детского сада « » на 20… год

№ п/пМероприятияСроки проведенияОтветственныйПримечание
Организационные мероприятия
1.Мониторинг уровня заболеваемости.ежемесячностаршая медицинская сестра
2.Мониторинг состояния здоровья детей, поступающих в Детский сад (вновь прибывших, после отпуска, после болезни).по мере поступления детейстаршая медицинская сестра
3.Контроль за прохождением медосмотра сотрудниками Детского сада.постоянностаршая медицинская сестра
Профилактические мероприятия
1.Оформление медицинской документации, оформление «Уголков здоровья» в группах и медицинском блоке.сентябрьстаршая медицинская сестра, воспитатели групп
2.Анализ заболеваемости детей.ежемесячностаршая медицинская сестра
3.Отбор контингента детей из числа ЧДБ на оздоровление в детские сады «Белоснежка», «Морозко».ежеквартальностаршая медицинская сестра, врач-педиатр
4.Контроль соблюдения санитарно- гигиенического режима в Детском саду и санитарного состояния помещений детского сада, участка.в течение годастаршая медицинская сестра, заместитель заведующего по Х/Ч
5.Контроль организации питания и осуществления индивидуального подхода к детям во время питания.в течение годазаведующий д/ с , старшая медицинская сестра .
6.Организация диетического питания по показаниям врачей специалистов.в течение годастаршая медицинская сестра
7.Организация и проведение «Недели национальной кухни».октябрьзаведующий д/ с , старшая медицинская сестра, шеф-повар
8.Взаимодействие со специалистами детских садов УДП ООО «Газпром добыча Уренгой» «Белоснежка», «Морозко».в течение годазаведующий д/ с , старшая медицинская сестра
9.Оздоровительные мероприятия: *С-витаминизация третьих блюд; *полоскание полости рта кипяченой водой, отварами трав; *поливитаминизация; *фиточаи, сироп корня солодки, сироп шиповника и др.; *смазывание слизистой оболочки носа оксолиновой мазью.ежедневно, осенне-зимний период в течение зимнего периодастаршая медицинская сестра
10.Обеспечение профилактики в деятельности детей: *дыхательная гимнастика; *артикуляционная гимнастика; *формирование речевого дыхания; *профилактика плоскостопия и нарушения осанки; *профилактика нарушений эмоционально- волевой сферы; *профилактическая работа с детьми с нарушениями зрения.в течение годаучитель-логопед , инструктора по физкультуре, педагог-психолог , воспитатели
11.Организация углубленных профилактических осмотров детей декретированного возраста с привлечением узких специалистов (окулист, стоматолог).в течение годастаршая медицинская сестра
12.Наблюдение за диспансерной группой детей.в течение годастаршая медицинская сестра
13.Осуществление контроля организации закаливающих мероприятий.в течение годастаршая медицинская сестра
Противоэпидемические мероприятия
1.Планирование и контроль выполнения профилактических прививок согласно национальному календарю прививок и по эпидемическим показаниям.в течение годастаршая медицинская сестра
2.Проведение противоэпидемических карантинных мероприятий в случаях возникновения инфекционного заболевания в Детском саду.в период карантинастаршая медицинская сестра
3.Проведение профилактических мероприятий при неблагоприятной эпидемической обстановке.в период эпидемий и сезонной заболеваемостистаршая медицинская сестра
Организация питания
1.Организация питания детей в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13.в течение годазаведующий д/ с , старшая медицинская сестра, шеф-повар
2.Организация и проведение «Недели национальной культуры».октябрьзаведующий д/ с , заместитель заведующего по ВМР, старшая медицинская, шеф-повар
3.Проведение завтраков по типу «шведский стол».ноябрьзаведующий д/ с , заместитель заведующего по ВМР, старшая медицинская сестра, шеф-повар
4.Организация диетического питания по показаниям врачей специалистов.постоянностаршая медицинская сестра, шеф-повар
5.Организация питьевого режима.постоянностаршая медицинская сестра, шеф-повар
Санитарно-просветительская работа
1.Индивидуальные беседы с родителями посещающих и вновь поступивших детей.в течение годастаршая медицинская сестра
2.Выступления на общих собраниях Детского сада, на родительских собраниях в группах.в течение года и по запросустаршая медицинская сестра, врачи
3.Оформление санитарных бюллетеней, памяток, уголков здоровья.в течение годастаршая медицинская сестра, воспитатели групп
4.Беседы с работниками коллектива, выступления на Педагогических советах.в течение года и по запросустаршая медицинская сестра, врачи
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]