Модель воспитателя в свете профессионального стандарта педагога

Помните ли вы, то теплое чувство, далекое, из детства. Когда идёшь с мамой за руку, поднимаешься по лестнице и попадаешь в большую комнату. Везде шкафчики разных цветов и с разными рисунками: за красной дверкой с машинкой висит курточка Миши, а за той зеленой с вишенкой – рюкзачок и плащик Леры. Неторопливо переодеваешься, а после идешь к доброй и улыбчивой, всегда веселой и любящей – первой воспитательнице. В памяти многих воспитатель – второй по важности человек после мамы и бабушки.

Именно эта очаровательная девушка или уже взрослая женщина, прививала нам любовь к животным и природе, учила завязывать шнурки и считать на счетных палочках. И к каждому относилась по-особенному, как к родному.

С детского садика и воспитателя начинается формирование будущего члена общества. Поэтому воспитатель – это важно, почетно и очень значимо! О том, что же должен уметь хороший воспитатель, мы сегодня и постараемся узнать.

Особенности профессии

Быть воспитателем – не только почетно, но и очень ответственно!

Ведь, именно в возрасте от 3-х до 6 лет формируются многие умения и навыки, совершенствуются познавательные способности вашего малыша, начинает расширяться кругозор, появляются первые представления о мире.

И всё это происходит под руководством первого наставника – воспитателя!

Кто, как не педагог дошкольного образования научит резать ножничками, рисовать, а после и писать? Кто будет учить стихи и читать сказки? Обучать дружбе, честности, внимательности и доброте по отношению к детям, взрослым, животным?

Невозможно переоценить значимость этого человека в жизни вашего ребенка, однако порой, можно напротив – недооценить!

Каким должен быть современный старший воспитатель ДОУ

В настоящее время к старшим воспитателям ДОУ, отвечающим за организацию и контроль педагогического процесса, координацию деятельности всех специалистов дошкольного учреждения, предъявляются особенно высокие требования. И это касается не только уровня их профессиональной компетенции, но и личностных качеств. Своими взглядами на то, каким должен быть современный старший воспитатель детского сада, поделилась Ксения Юрьевна Белая, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.

Всегда ли предъявлялись высокие требования к должности старшего воспитателя?

Надо сказать, что должность старшего воспитателя формировалась постепенно, начиная с 60-х годов XX в.Изначально это была должность «педагог» для обслуживания детей ясельного возраста и руководства их воспитанием в яслях-садах. Затем была введена должность «воспитатель-методист», позднее – должность «старший воспитатель». Но независимо от названия должности к старшему воспитателю всегда предъявлялись более высокие требования. Был период, когда на должность заведующего дошкольным учреждением принимались люди со средним специальным образованием, а на должность старшего воспитателя или воспитателя-методиста всегда брали людей только с высшим педагогическим образованием. Это объясняется функциональной ответственностью данного специалиста за самый главный раздел работы детского сада – педагогический процесс. От того, насколько старший воспитатель профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми дошкольного возраста, будет зависеть качество работы всего коллектива.

Какую часть в деятельности старшего воспитателя занимает сегодня работа с детьми?

Прежде всего, надо помнить о том, что старший воспитатель – не подменный воспитатель. Он не может и не должен быть постоянно подменным педагогом из-за отсутствия в группе по разным причинам основного воспитателя. Хотя раньше, да и сейчас в отдельных дошкольных учреждениях это практикуется. Сегодня основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогиче­скими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя. Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс, а для этого не менее 2/3 времени надо бывать в группах, наблюдать, оценивать, корректировать работу педагогов. Например, если организуется экскурсия за пределы детского сада, он обязательно идет вместе с детьми и воспитателем и берет часть организационной работы на себя. Совместно с другими специалистами он проводит диагностику знаний и умений детей, а следовательно работает, общается с дошкольниками и оказывает помощь воспитателям. Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется прежде всего умение работать с людьми.

В чем заключается умение «работать с людьми» для старшего воспитателя?

Среди современных педагогов много специалистов с высшим и средним специальным образованием. Это люди, у которых сложился свой творческий педагогический почерк. И не каждый станет выполнять то, что ему советуют, потому что имеет свои взгляды на ту или иную методику, педагогический прием и т. д. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит.

Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Это еще один немаловажный момент. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ помогут старшему воспитателю в работе.

Главным методом в его арсенале должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, методист должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчиненными.

Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.

Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности.

Назовите, пожалуйста, основные формы работы с педагогами, которые должен использовать старший воспитатель?

Прежде всего старший воспитатель должен учитывать интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат. Например, старший воспитатель говорит о том, что есть проблема, которую он один разрешить не может, и предлагает подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца. Если старший воспитатель провел активную форму, он обязан подвести итог и выдать продукт в виде рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей. При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный. И если вы создали рекомендации, алгоритм действий, напишите, кто участвовал в этой работе. Это не только приятно, но и накладывает на педагога ответственность за их выполнение. Старший воспитатель должен преследовать при этом и вторую цель: не только активизировать педагогов, но и знать, для чего он это делает. Например, получить результат при меньших затратах, как можно меньше отрывать педагогов от работы.

Мне бы хотелось подчеркнуть, что в рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОУ. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними. Другими словами, им будет, о чем говорить. Самообразование одно из направлений деятельности старшего воспитателя. Прежде чем требовать с воспитателей, старший воспитатель должен определить, над какой темой он будет работать в этом году сам. Когда составляется план самообразования педагогов детского сада на год, первыми в списке должны быть заведующий, старший воспитатель, и только потом – все воспитатели. Это и есть система непрерывного самообразования.

Во многих дошкольных учреждениях до сих пор методический кабинет воспринимается как личный кабинет старшего воспитателя. Как организовать его работу, чтобы он стал для педагогов своеобразным методическим центром?

Методический кабинет детского сада это не личный кабинет старшего воспитателя. Это научно-методическое оснащение образовательного процесса в ДОУ. И здесь главное не сколько кукол и кубиков находится в кабинете, а какой собран опыт, какое перспективное планирование, какие есть наглядные пособия для работы с детьми, подбор диагностических методик, интересных сценариев, конспектов и т. д. Пополнять и оснащать методический кабинет – трудоемкий и длительный процесс.

Из своего опыта работы могу посоветовать следующий прием: зная сильных воспитателей, увлеченных той или другой методикой, старший воспитатель может сделать их помощниками в оснащении методического кабинета, предложив вместе скомплектовать, например, раздел по ознакомлению с окружающим миром или раздел по развитию речи. При этом необходимо дать возможность педагогам самим определить, какие материалы им нужны. Тогда они будут себя чувствовать хозяевами и не будут бояться заходить в методический кабинет. Педагоги будут знать, что они сами делали то или иное пособие. Пополняя кабинет пособиями, сразу заводите картотеки (тематические каталоги, библиографические списки) и учите воспитателей ими пользоваться. Чем более дифференцированными будут каталоги, тем легче педагогам с ними работать. Организуя деятельность таким образом, старший воспитатель снимает с себя обязанность выдачи пособий, что очень важно, т. к. на это уходит много времени. Это и есть научная организация методического кабинета. Кроме того, в кабинете обязательно должна быть представлена справочная литература. По возможности это должны быть не только энциклопедии, но и учебники, где можно найти необходимую информацию.

В детских садах–новостройках проблема организации работы методического кабинета и использования педагогами пособий осложняется также тем, что некоторые старшие воспитатели начинают с красивого оформления полок, систематизации материалов по папкам. Это важный блок работы, но не нужно стараться оформлять все сразу в один год. Нужно сосредоточить свои силы на решении годовых задач. Например, взять на этот год 2–3 задачи и по этим направлениям систематизировать и дополнять, постепенно оснащать методический кабинет. Это является самым важным моментом организации образовательного процесса.

С какими трудностями приходится сталкиваться старшему воспитателю детского сада–новостройки?

Еще одна проблема в деятельности старшего воспитателя, когда детский сад работает в режиме становления, новостройки, – умение распределять функционал, обязанности и ответственность каждого, а также написание таких документов, как программа развития и образовательная программа ДОУ. В данный момент с творческой группой специалистов Южного округа г. Москвы разрабатывается программа развития детского сада для новостроек. Она схематична, и мы думаем, что может быть использована как основа для работы в первый, второй год для всех новостроек.

Следует заметить, что в период становления детского сада очень много сил моральных и физических уходит на создание коллектива единомышленников, определение помощников в работе, установление человеческих взаимоотно­шений.

В этом отличие от детского сада, работающего в режиме функционирования, где все отлажено, каждый на своем рабочем месте, и старший воспитатель должен больше времени уделять организации инновационной деятельности, инициировать педагогов к творческому поиску, чтобы не было творческого застоя в коллективе, чтобы работа педагогов не превращалась в рутину.

Инновационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного учреждения. Как это отражается на работе старшего воспитателя? В настоящее время старший воспитатель должен быть широко информирован о всех инновациях в системе дошкольного и школьного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции старшего воспитателя, который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается. Сейчас большое количество литературы, которая зачастую не отвечает требованиям классической педагогики, психологии. А закупает методическую литературу в основном старший воспитатель. Он должен еще в магазине, пролистав, просмотрев бегло пособие, понять, подойдет ли оно для работы. При этом важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать ее, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей.

Старший воспитатель детского сада сегодня должен уметь сам работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную и экспериментальную работу в учреждении на любом уровне и вести ее. Важная задача – умение настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив.

Коллектив педагогов всегда неоднороден: одни стремятся к творчеству и не хотят работать по накатанной, все время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей. Учитывая это, старшему воспитателю следует проектировать методическую работу в ДОУ, включающую деятельность по созданию, внедрению и распространению лучшего педагогического опыта.

Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, мы создаем, формируем, транслируем опыт лучших воспитателей. Старший воспитатель должен знать палитру педагогического опыта в округе, микрорайоне, городе, стране. Зная проблему в своем детском саду, не нужно пытаться решить ее только своими силами. Следует почитать литературу, периодические издания, например журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», где и дается как раз обзор передовых технологий работы с детьми, педагогическими кадрами и т. д. Познакомить педагогов с опытом коллег, попробовать применить в своей работе. Внедряя чей-то опыт, важно помнить, что ни один опыт не дает одинаковых результатов, потому что в разных дошкольных учреждениях различные условия, коллектив, разные дети. И значит, на основе этой инновации появится что-то свое, новое. Это бесконечный процесс совершенствования.

Содержание инноваций может предлагаться наукой. Поэтому старший воспитатель должен следить, что нового в педагогике, психологии, смежных науках, методиках. Т.е. не пользоваться багажом знаний, которые были приобретены 5–10 лет назад в колледже, институте, университете. Жизнь идет вперед, значит, необходимо самому идти за новыми знаниями.

Очень хорошо, что во многих современных журналах дается обзор научных статей. Старшие воспитатели, готовящиеся к защите своей кандидатской, совершают первый шаг к глубокому обзору и анализу того, что есть в науке. Смотреть ли информацию в Интернете, ходить ли на конференции, читать журналы, каждый решает сам. Сегодня все источники важны. Инновационная и экспериментальная работа это еще и дополнительная нагрузка, и документация.

Сегодня старшему воспитателю важно уметь пользоваться информационными технологиями?

Учитывая, что нагрузка у старшего воспитателя увеличилась, хотя, казалось бы, цели остались те же, владение информационными технологиями действительно становится профессиональной необходимостью. Чем это вызвано? Современная обработка всевозможной документации, весь документооборот требуют оперативного оформления. Сегодня важно не просто собрать информацию, систематизировать ее, сравнить, обобщить, выделить проблемы, но и грамотно оформить результаты. Участие дошкольных учреждений или отдельных педагогов в различных конкурсах предполагает оформление мультимедийных презентаций, визитных карточек и т. д. – этому старший воспитатель должен тоже научиться. Современные родители воспитанников детского сада часто пользуются и создают всевозможные сайты, касающиеся вопросов воспитания ребенка, оставляют там свои отзывы о работе детских садов. Я рекомендую старшим воспитателям заглянуть на эти сайты, чтобы понять, как родители оценивают работу ДОУ, в чем они нуждаются. Уверена, что это позволит более критично взглянуть на систему взаимодействия с родителями в вашем детском саду. Ведь формирование компетентного родительства – это также задача ДОУ в целом и старшего воспитателя в частности.

Подводя итог всему вышесказанному, какой он, современный старший воспитатель? Современный старший воспитатель – это специалист, эксперт-аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать инновационную и экспериментальную работу в своем дошкольном учреждении, владеющий новыми информационными технологиями. Коммуникативный человек, умеющий слушать других. И самое главное – любящий свою профессию и детей. Я желаю всем старшим воспитателям быть профессионалами и помнить, что профессионализм приходит с опытом и зависит от личных способностей, интереса к делу, стремления к постоянному познанию.

Каким должен быть современный педагог?

Хороший современный воспитатель – это своеобразная квинтэссенция:

  • хорошего образования;
  • манер;
  • любви к детям;
  • педагогического мастерства;
  • творческого потенциала.

Его работа – это постоянный труд над собой, своими мыслями и поступками. Сегодня требования к воспитателю, выносимые как родителями воспитанников и директорами, так и общественность в целом, выглядят следующим образом:

  1. Хорошее образование.
  2. Набор личностных и профессиональных качеств.
  3. Грамотная речь педагога.
  4. Достойный внешний вид и образ педагога в глазах общественности.
  5. Специальные знания, умения и навыки, необходимые педагогу.

Данный список не полон, и имеет ещё множество дополнений. Постараемся более подробно рассмотреть каждый из пунктов.

Что за образование нужно иметь?

Педагогом дошкольного учреждения, согласно определению, называется человек, получивший соответствующее средне-специальное и/или высшее образование.
Сегодня большая часть работодателей требует от потенциального соискателя иметь высшее образования по направлению “Дошкольная педагогика”. Однако, как показывает опыт, порой хорошему педагогу достаточно и обучения в колледже. Это обуславливается количеством часов практики, которых в стенах СПО больше, чем в ВУЗах.

В ходе своего профильного образования, педагог ДОУ осваивает дисциплины по следующим направлениям:

  • Возрастная психология.
  • Физиология, анатомия и гигиена.
  • Методики преподавания математики, рисования, физической культуры, чтения, счета и прикладного искусства.

Благодаря этому, в ходе своей работы один воспитатель способен обучить вашего малыша основам счета и чтения, рисования и музыки.

Набор личностных и профессиональных качеств, которыми надо обладать

Нельзя обучать ребёнка, не показывая ему личный пример. Ребёнок в дошкольном возрасте опирается не столько на слова взрослого, сколько на его поведение. Поэтому к личности воспитателя выдвигаются серьезные требования.

Вряд ли человек, не обладающий такими качествами как человечность, отзывчивость, честностью, уважение к младшим и старшим, старательность, доброжелательность, и т.д. сможет научить ребёнка чему-либо из перечисленного.

Не меньше требований выдвигается к профессиональным качествам. Воспитатель всегда должен ориентироваться на интересы детей, не иметь “любимчиков”, одинаково относиться ко всем с любовью и уважением. Принимать, что каждый из его воспитанников – маленький ребенок, но в то же время личность.

К профессиональным качествам воспитателя относятся также его стремление к обучению своих воспитанников, трудолюбие, умение ставить цели и достигать их в ходе учебно-воспитательного процесса.

Грамотная речь

В нежном детском возрасте, когда словарный запас ребёнка только формируется, но при этом очень быстро пополняется, необходимо, чтобы языковая среда вокруг была чистая, правильная, без сленга, канцеляризмов и штампов.

Речь воспитателя должна быть простой и понятной ребёнку, но в то же время четкой, лаконичной.

Правильные ударения и произношение очень важны, ведь ребёнок обогащает свой словарный запас, опираясь на окружающих его взрослых и роль воспитателя в формировании речи ребёнка нельзя недооценивать!

Внешний вид и социальный образ

В отличие от школы, дошкольные учреждения не ставят жестких рамок по отношению внешнего вида воспитателей, однако и тут должны быть четкие рамки.

Как одевается педагог детского сада? Для воспитателя недопустимо приходить на работу в открытых майках и футболках, блузках и рубашках с глубоким вырезом или из полупрозрачных материалов.

Недопустимы и короткие платья, юбки, рваные джинсы, яркие цвета волос, пирсинг и татуировки – всё это придется оставить за пределами образовательного учреждения. Образ педагога должен подчеркивать его профессиональные качества, а не прелести фигуры.

Необходимо также подчеркнуть, что в наше время, когда соцсети стали распространены повсеместно, педагогу не стоит выкладывать свои компрометирующие фотографии на своих страничках в Контакте, Инстаграм или Фейсбуке.

Образ воспитателя, в том числе в социальных сетях, должен вызывать доверие и уважение у родителей.

Что следует знать и уметь?

Как мы говорили ранее, в ходе своего обучения будущий воспитатель знакомится с особенностями психологии детей младшего школьного возраста.

Также все педагоги проходят курс физиологии, гигиены, медицины.

Это необходимо не только для того, чтобы научить ребёнка простым правилам ухода за своим телом, но и для того, чтобы в случае чрезвычайной необходимости, педагог смог оказать помощь воспитанникам.

Воспитателю необходимо знать, что делать в случае, если у его воспитанников поднялась температура или появились высыпания, как поступать, если малыш плохо себя чувствует или произошли значительные изменения в его поведении.

Порой педагогу необходимо быть тонким наблюдателем, чтобы видеть и чувствовать, что происходит с вверенными ему детьми.

Гуманность, толерантность и такт

Основополагающая триада хорошего воспитателя – это гуманность, толерантность и педагогический такт. Именно воспитатель должен привить ребёнку гуманность к окружающим его сверстникам, взрослым.

Под чутким руководством педагога, малыш должен научиться решать проблемы в общении с детьми, научиться не только дружить, но и прощать обидчиков.

Не менее важным качеством является толерантность. Воспитатель должен быть беспристрастным и принимать своих воспитанников вне зависимости от того, кто их родители.

Важно также, чтобы педагог относился к ребёнку как к целостной личности. Хороший педагог понимает, что его воспитанники – равные ему люди и не позволит себе повысить голос или оскорбить малыша.

Завершающее качество нашей триады – педагогический такт. Квалифицированный педагог всегда учитывает индивидуальные особенности каждого малыша и старается помочь преодолеть сложности, и никогда не подчеркивает слабые стороны своих воспитанников.

«Концептуальные основы современного педагога в ФГОС дошкольного образования».

«Концептуальные основы современного педагога в ФГОС

дошкольного образования».

Бурцева Татьяна Викторовна

Заведующий МБДОУ «Детский сад «Лесная сказка»

Россия, ЯНАО, г.Новый Уренгой

[email protected]

«Современному ребенку — современного воспитателя!

Это
лозунг современно образования»..
— А кто же такой «современный педагог дошкольного образования»? «Человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат?

— Творческая личность, которая стремится найти себя?

— Может это воспитатель

, который наделен какой-то уникальной и удивительной способностью, удивительным умением? Это вопросы, которые задают стандарты нового поколения.

В условиях новых «вызовов времени» одним их важнейших направлений модернизации системы образования, является развитие образования, которое фиксируется в Стратегии развития российского образования до 2022 года и ФГОС дошкольного образования. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Ведь только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования. Современный мир характерен быстро меняющимися условиями, постоянным обновлением информации, поэтому еще одна важная составляющая профессиональной компетентности педагога – это постоянное совершенствование своих знаний, овладение прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения. Решающим фактором развития личности педагога на всех этапах его профессионального пути является непрерывное самообразование. У воспитателя должна быть мотивация и потребность в саморазвитии. В современном образовательном учреждении должны быть созданы условия для изучения передового опыта, актуализации знаний и творческого применения их на практике. Педагог должен быть способным к самоанализу и самооценке, восприятию новой информации и внедрению в свою работу инновационных форм взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Педагог дошкольного образования – ключевая фигура модернизации образования и реализации ФГОС ДО.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь выдвигает новые требования к педагогам. Особенности развития общества на современном этапе затронули, прежде всего, изменения в профессиональной деятельности педагога. Это обусловлено тем, что именно от специалиста в данной области зависит образовательный уровень общества в целом, возможность создания условий для дальнейшего его развития.

По мере развития теории образования, многие традиционные проблемы педагогической науки стали обретать другое значение. В числе их и проблема выделения профессионально значимых качеств педагога, таких как ценность, ценностная ориентация. Сегодня в системе дошкольного образования ценности рассматриваются на уровнях государственной политики, ценностных ориентаций ребенка, ценностях семьи, ценностях культуры. Взаимосвязь этих уровней, преодоление негативных тенденций и формирование ценностных ориентаций является главной задачей современной педагогики. Готовность к переменам, мобильность, высокий профессионализм, способность к нестандартным трудовым действиям, творческое отношение к осуществляемой деятельности – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

ФГОС дошкольного образования определяет основные компетенции, которыми должны обладать педагоги для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста: обеспечение эмоционального благополучия детей через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; поддержку индивидуальности детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, развитие коммуникативных способностей детей; построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка; взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. Овладение педагогами данными компетенциями является в настоящее время приоритетной задачей в каждом дошкольном образовательном учреждении.

Профессионально ценностные ориентации педагога ДОУ, основываясь на исследованиях Виталия Александровича Сластёнина и его школы, можно рассматривать как избирательное, осознанное и эмоционально окрашенное отношение педагога к профессии, к личности ребенка. Виталий Александрович рассматривает «педагогические ценности как особенности профессиональной деятельности, которые позволяют педагогу удовлетворить свои материальные и духовные потребности, которые служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, выполняя функцию норм, регламентирующих педагогическую деятельность». Позицию ряда исследователей Владимир Петрович Бездухова, Олега Григорьевича Дробницкого, рассматривают педагогические ценности как систематизирующее начало профессиональной деятельности, инициирующее появление и развитие у личности мотивов, потребностей, устремлений.

Проблема профессионально роста педагога рассматривается учеными также «в контексте развития «Я» – концепция личности. К числу механизмов, обеспечивающих профессионально – ценностное саморазвитие педагога ДОУ, отнесено следующее: самосознание как понимание, признание, принятие содержания своего «Я» педагога; самоопределение – обозначение границ своего «Я» педагога; самоактулизация – проявление и освобождение того, что заложено и сформировано в «Я» человека и педагога; самореализация, — выражение потенциала «Я»; саморегуляция – управление различными сторонами своей деятельности как педагога и личности и их интеграция; самооценка – соотнесение «себя актуального» и «себя потенциального».

Компоненты ценностных ориентаций:

  • Ценностно — мотивационный компонент отражает ценностные ориентации, потребности, интересы педагога.
  • Когнитивный компонент отражает качество профессионально-педагогических знаний в области педагогики, психологии, специальных дисциплин, знание механизмов и способов саморазвития (самооценка, самоутверждение, самоопределение).
  • Эмоционально- волевой компонент раскрывается через осознание положения собственного «Я», позитивное восприятия себя как педагога, положительное отношение к педагогической деятельности, эмоциональную устойчивость, волевую саморегуляцию.
  • Конструктивно-практический включает владение способами проектирования профессионально-личностного саморазвития (целеполагание, выбор форм и технологий реализации целей и задач деятельности).
  • Коммуникативный компонент раскрывается как потребность в общении, взаимодействии с другими людьми, как эмпатия, терпение, поддержка.
  • Рефлексивный компонент отражает способность к самоизучению, личностной оценке собственного жизненного и педагогического опыта, анализу причинно-следственных связей, стимулирует развитие его способности к работе над собой.

Эти компоненты развиваются неравномерно, но, тем не менее, изменение одного из них является условием развития любого другого.

Стратегия современного педагогического образования состоит в профессиональном ценностном росте и саморазвитии педагога. Образ педагога ДОУ, представленный в целях педагогического образования, выступает как модель конечного результата деятельности – педагога способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач. Ведь педагогическое образование зависит от уровня профессиональных знаний и способностей, деловых и профессионально значимых личностных качеств педагога ДОУ, отношения к работе, а также условий, процесса и результатов его труда.

Понятие «профессионализм» в словаре С.И.Ожегова трактуется как хорошее владение своей профессией. Прежде всего, оно означает некий набор определенных нормативных требований к профессии, коими человек обязан овладеть для того, чтобы успешно заниматься выбранным делом. Педагог хорошо работает, если выбор, сделанный им, осознанный и соответствует его потребностям, интересам и личным свойствам. Кроме того, хорошее владение профессией подразумевает не только наличие у педагога обязательных для данной сферы деятельности знаний, умений, навыков и профессиональных качеств, но и свободное владение ими.

Многие специалисты в области педагоги (Лев Семёнович Выготский, Алексе́й Никола́евич Леонтьев, Даниил Борисович Эльконин) считают, что профессионализм опирается на единство и целостность уровня его образования и мотивации, ценностных ориентаций и устремлений. Проблема профессионализма рассматривается как система, состоящая, в свою очередь, из двух взаимосвязанных подсистем – профессионализма личности и профессионализма деятельности.

Профессионализм деятельности — есть качественная характеристика субъекта труда, отражающая его высокую профессиональную квалификацию и компетентность; разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков, в том числе основанных и на творческих решениях; владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач с высоким и стабильным уровнем продуктивности.

Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных личностно-деловых составляющих (качеств) и креативности; а также адекватный уровень притязаний, мотиваций и ценностных ориентаций, направленных на успешной развитие специалиста. Таким образом, профессионализм личности и деятельности – это две стороны одного итого же явления, находящиеся в постоянном диалектическом единстве.

Достижение профессионализма связано с приобретением мастерства в профессии, а также с развитием профессионально ценностных ориентаций. Поэтому очень важно на уровне учреждения создать свою систему профессионально ценностных ориентаций педагогов ДОУ, направленную на развитие профессионализма его педагогических кадров.

Ведь любой специалист должен владеть суммой знаний, профессиональными ценностями, которые делают его профессионалом. Педагог не исключение.

Недостаток профессионализма, личных ценностей делают его профессионально слабым или непригодным для дела воспитания. Чтобы стать духовным наставником детей, надо обладать таким духовным богатством, которым можно делиться, не боясь оскудения этих запасов, надо постоянно пополнять, обогащать и развивать их. Ведь развитие, преобразование, коррекция профессионально ценностных ориентаций педагогов ДОУ происходит в течение всей его профессиональной жизни, поэтому представляется целесообразным проанализировать возможности профессиональной сферы педагога в системе непрерывного педагогического образования.

Воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая их развитию. Так построена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога

.

Обновление системы дошкольного

образования подразумевает под собой формирование новой модели обучения, где интересы ребенка будут взяты за основу. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного
образования выдвигает в качестве основной цели воспитательно-образовательной работы — развитие каждого ребенка.

Каким же должен быть современный педагог дошкольного учреждения?

Прежде всего, ориентированным на личностное взаимодействие с каждым воспитанником, исключающим авторитарную модель построения воспитательно-образовательного процесса. Дошкольное

образование целиком и полностью выстроено на процессе взаимодействия
педагога с детьми
, а поскольку
педагог
для ребенка является достаточно значимой фигурой, то именно на воспитателя ложится ответственность за качество данного процесса. Из этого следует, что рядом с детьми должны находиться профессиональные
педагоги
.

Современный педагог

должен быть готов к гибкой корректировке воспитательно-образовательного процесса, отталкиваясь от интересов и потребностей воспитанников. Целью должно стать не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка. Главная задача для воспитателя
современного
детского сада – организация такой деятельности, в ходе которой будет происходить переоценка собственных профессиональных действий, своих установок по отношению к ребенку. Важная составляющая профессиональной компетенции
педагога
— это постоянное совершенствование своих знаний, овладение прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения. Решающим фактором развития личности
педагога
является непрерывное самообразование. Навыки самоорганизации, умение анализировать и применять нужную информацию, навыки эффективной коллективной деятельности – это
современные
требования к качеству образования.

Таким образом, современному

детскому саду нужен
педагог
, который будет не
«учителем»
, а партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников;
педагог
, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации;
педагог
, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, педагог, владеющий психолого-
педагогическими знаниями, современными
,
современными
информационно-коммуникативными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу.

Современный педагог – это

, прежде всего, самостоятельный, творческий и уверенный в себе человек. К такой роли нужно готовиться, потому что выступать в ней нелегко. Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности педагогу необходимо выбирать свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других.

Итак, современный воспитатель должен обладать следующим перечнем личностных и профессиональных качеств:

— четкое видение современных задач образования;

— ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;

— поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;

— проявлять гуманную педагогическую позицию;

— сохранять физическое и духовное развитие детей;

— уметь осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных технологий воспитания и обучения детей;

— способность к самообразованию и личностному росту.

Таким образом

, современный педагог дошкольного образования – это педагог, включающий в себя совокупность знаний, личностно-профессиональных качеств, умений и навыков, соответствующих современным требованиям, сочетающихся с личностным жизненным и профессиональным опытом и гарантирующий стабильно высокое качество и результативность педагогической деятельности в настоящем и будущем.

И в заключение притча Ша́лва Алекса́ндровича Амонашвили «Крылья».

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

– Верно! – удивился человек.

– Так бери с собой мудрость:

Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.

Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ… Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крыльями своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– Меня больше радуют твои перышки…

P.S.
Хочется, чтобы в профессиональной деятельности у педагогов выросли не только крылья, но и перышки.
Список литературы

  1. Горелова В.В. Стратегия развития дошкольного образования в контексте современных государственных требований (2010–2020 гг.) [Электронный ресурс]. https://vospitat.ucoz.ru/publ/strategija_razvitija_doshkolnogo_obrazovanija_v_kontekste_sovremennykh_gosudarstvennykh_trebovanij
  2. Гаргай В.Г. Повышение квалификации учителей на Западе: рефлексивная модель обучения. // Педагогика, 2004. — № 2. с. 72-79
  3. Волобуева Л.М., Миренко И.А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2006
  4. Коптяева, О.Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности [Текст]: дис. канд. психол. наук / О.Н. Коптяева. – Ярославль: [б. и.], 2009
  5. Емельянова, Е. Тренинг профессионального роста: развитие ключевых компетентностей у сотрудников ОУ в системе непрерывного образования/ Е. Емельянова// Школьный психолог: прил. к газете «Первое сентября». – 2010
  6. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2007
  7. Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155).

Как стать хорошим наставником?

Говорят, что хорошим педагогом не становятся, а рождаются. Однако, это достаточно спорное утверждение. Наша редакция сходится во мнении, что все дело в желании учиться и развиваться.

Хороший педагог – это человек, который искренне любит свою профессию, любит детей и то, чему он учит.

Для того, чтобы стать по-настоящему хорошим педагогом, нужно постоянно учиться и развиваться, анализировать свои успехи и промахи и двигаться дальше.

Роль воспитателя детского сада очень часто недооценивают, ведь его влияние на ребенка не всегда легко заметить. Но на самом деле это первый взрослый человек после мамы и папы, который оказывает очень серьезное влияние на формирование взглядов, мировоззрения и он оказывается рядом в тот ответственный момент, когда ваш сын или дочь начинают осознавать себя как личность.

Модель идеального воспитателя ДОУпрезентация

Слайд 1

МОДЕЛЬ ИДЕАЛЬНОГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Слайд 2

1.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ 2.ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГА 3.ОБЯЗАННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ. 4.ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. 5.ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО. 6.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. 7.ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА

Слайд 3

От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада — это состояние души. Миссия воспитателя состоит в том, чтобы стать ненужным ребенку.

Слайд 4

К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ И ОБЯЗАННОСТЯМ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА ОТНОСЯТСЯ: знание специфики системы дошкольного образования, а также особенностей организации воспитательно-образовательной работы дошкольниками разного возраста; знание и понимание закономерностей развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве; знание особенностей становления и развития детских видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте; умение организовать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно-манипулятивную), обеспечивая тем самым развитие детей; умение организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников

Слайд 5

Умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей; Понимание процесса интеграции образовательных областей, частных методик дошкольного образования, специфических видов детской деятельности.

Слайд 6

Принципы: 1. Принцип фейерверка: « Раскрой себя!» Все педагоги – звёзды: близкие и далёкие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звёздочка выбирает свой путь полёта – главное хотеть сиять! 2. Принцип весов: «Найди себя! Твой выбор – твои возможности!» Важно быть самостоятельным в мире. Весы – качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

Слайд 7

3. Принцип рейтинга: «Побеждай! Пробуй! Планируй!» У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях. 4 . Принцип успеха: «Реализуй себя!» Главное – почувствовать вкус победы. Педагог равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности. Хочу Умею Знаю Могу

Слайд 8

КАКИЕ ЖЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИСУЩИ ХОРОШЕМУ ВОСПИТАТЕЛЮ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ? Доброта и терпение . А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное — любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека — основополагающие для воспитателя. Высокие нравственные качества . Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним. Организаторские способности . Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно — это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ. Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию — работать будет одно удовольствие. Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми. Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.

Слайд 9

ТРУДОЛЮБИЕ . РАБОТА С ДЕТЬМИ ОТНИМАЕТ МНОГО ЭНЕРГИИ, А ВЕДЬ ВАЖНО РАБОТАТЬ С РАДОСТЬЮ. ЕСЛИ БУДЕТЕ ВСЕМ СЕРДЦЕМ ЛЮБИТЬ СВОЮ ПРОФЕССИЮ — РАБОТАТЬ БУДЕТ ОДНО УДОВОЛЬСТВИЕ. ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ . ДЕТИ, КОТОРЫХ ВОСПИТЫВАЮТ В АТМОСФЕРЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ И СПОКОЙСТВИЯ, БЫСТРЕЕ РАЗВИВАЮТСЯ, РАСТУТ УВЕРЕННЫМИ В СЕБЕ, ОБЩИТЕЛЬНЫМИ, ЭМОЦИОНАЛЬНО ОТКРЫТЫМИ. СПОСОБНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ . В ДЕТСКОМ САДУ ПРИХОДИТСЯ МНОГО ПРИДУМЫВАТЬ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МАКСИМАЛЬНО ДЛЯ НИХ ИНТЕРЕСНЫМ. ХОРОШО, КОГДА ВОСПИТАТЕЛЮ ЭТО С ЛЁГКОСТЬЮ УДАЁТСЯ.

Слайд 10

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН : ИМЕТЬ ГЛУБОКИЕ ЗНАНИЯ ПО: ПЕДАГОГИКЕ, ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ, ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ, ЭТИКЕ И ЭСТЕТИКЕ, ПРИНЦИПАМ И СОДЕРЖАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ. ВОСПИТАТЕЛЬ ДОУ ДОЛЖЕН: ЗНАТЬ И УМЕТЬ ПРИМЕНЯТЬ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, УМЕТЬ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ И АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТУЕМЫХ.

Слайд 11

СРЕДИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАТЕЛЯ СПЕЦИАЛИСТЫ ВЫДЕЛЯЮТ : 1. ВЛАДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ МЕТОДИКАМИ И ТЕХНОЛОГИЯМИ В СФЕРЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ. 2. ШИРОКАЯ ЭРУДИЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ 3. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА ВЫСОКОРАЗВИТАЯ НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА.

Слайд 12

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК ОЦЕНИТЬ РАБОТУ ВОСПИТАТЕЛЯ? ПОСМОТРИТЕ, КАК ОН СТРОИТ СВОЁ ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ. ЕСЛИ ВОСПИТАТЕЛЬ ВЕДЁТ СЕБЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНО, СПОКОЙНО, УВАЖИТЕЛЬНО ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ, УДЕЛЯЕТ КАЖДОМУ ИЗ НИХ ВНИМАНИЕ, УМЕЕТ ВЫСЛУШАТЬ И ПОМОЧЬ – ТО ПЕРЕД ВАМИ О, БЕЗЗАВЕТНО ЛЮБЯЩИЙ СВОЁ ДЕЛО. ПРО ТАКИХ ГОВОРЯТ – «ОН НА СВОЁМ МЕСТЕ». И ДАЖЕ ЕСЛИ ОН ЕЩЁ НЕ ОБЛАДАЕТ БОЛЬШИМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОПЫТОМ, ТО, БЛАГОДАРЯ ЛЮБВИ К ПРОФЕССИИ И ДЕТЯМ, ОН, НЕСОМНЕННО, ЕГО ПРИОБРЕТЁТ. ЕСЛИ «ПЕДАГОГ» ВЕДЁТ СЕБЯ НЕ СДЕРЖАННО, КРИЧИТ, КОМАНДУЕТ ПРИКАЗНЫМ ТОНОМ, НЕ ОСОБЕННО СЛЕДИТ ЗА ДЕТЬМИ , ТО ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК, УВЫ, НЕ БУДЕТ ХОРОШИМ ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРА­ЖАНИЯ ДЛЯ РЕБЁНКА.

Слайд 13

Профессиональный рост педагога 1.Карта педагогической активности педагога Деятельность Учебный год 2022 -2021 2022 — 2022 Организовал Участвовал Присутствовал Руководил Победил Изучал Читал Смотрел Слушал Исследовал Подготовил Помогал

Слайд 14

Профессиональный рост педагога 2.Портфолио и сопровождение успешности педагога Блоки Компоненты Сведения о педагоге и его педагогическое кредо Образование Курсы повышения квалификации за последние 5 лет Фото и информация о педагоге Копия диплома об образовании Копия удостоверения о курсах Иные сертификаты Копии документов Тема самообразования Тема, актуальность, цель Аттестация Копия аттестационного листа с решением аттестационной комиссии о присвоении категории Иная профессиональная деятельность Участие в конкурсах, конференциях, метод объединениях на региональном, всероссийском и др. уровнях, публикациях в СМИ (копии материалов и документов

Слайд 15

Профессиональный рост педагога вторая часть портфолио: Работы педагога: Творческие работы педагога; Педагогические исследования; фотографии; Третья часть портфолио: Отзывы коллег, родителей (анкетирование), рецензии и т.д. Заявление на аттестацию.

Слайд 16

Профессиональный рост педагога кодекс деятельности успешного воспитателя: Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя; Творчество – отличительная черта; Здоровый образ жизни – основа существования; Уважение к коллегам, детям, родителям – культура воспитателя; Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения; Профессиональная компетентность – дело чести.

Слайд 17

Формула успеха педагога Дети растут сами И всё случается в свой срок. Надо только не препятствовать этому естественному процессу, а … И тогда мы будем знать, что все было не напрасно и мы добились УСПЕХА! УСПЕХ НАПРАВЛЯТЬ НАДЕЯТЬСЯ УВАЖАТЬ ВЕРИТЬ ДОВЕРЯТЬ ЛЮБИТЬ

Слайд 19

Спасибо за внимание!

Эссе: «Я современный педагог детского сада»

«Я современный педагог детского сада»

На свете очень много профессий. И все достойны уважения и внимания. А в чем же заключается достоинство моей профессии, профессии воспитателя? Какой же он, современный воспитатель? Какие требования к нему предъявляет современное общество?

Профессия воспитателя – особая профессия по своей сущности, значимости и противоречивости. Воспитатель — это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника. Это творческий работник, новатор, который использует в своей работе новейшие методические разработки.

Современный воспитатель – это певец, музыкант, актёр, фокусник, потому, что все дети любят слушать сказки и колыбельные песни перед сном, смотреть представления и хотят сами быть артистами.

Современный воспитатель – это экскурсовод, исследователь, ботаник и «всезнайка», потому, что дети с удовольствием наблюдают, экспериментируют, думают и любят задавать много вопросов.

Современный воспитатель – это архитектор, конструктор, художник и скульптор, потому, что дети всегда готовы творить, созидать.

Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. А воспитатель – тот педагог, с которым ребёнок начинает общение с самого раннего возраста. И от того, что заложит в маленькие головки современный воспитатель, зависит будущее всего нашего общества.

Я считаю, что главная цель воспитателя — развить даже самые крошечные задатки ребёнка, вовремя заметить «Искринку», которая с рождения заложена в каждом ребёнке. В умении разглядеть эту искру, не дать ей погаснуть, и состоит талант педагога.

Задача современного воспитателя: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность, инициативу.Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Но развитие личности ребенка, невозможно без должного развития речи.

В наше время проблема речевого развития детей дошкольного возраста очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся высоким. В связи с этим в образовательной деятельности я использую различные технологии: проектные, технологии ТРИЗ, личностно-ориентированного и дифференцированного подхода, ИКТ — технологии и другие. Использую технологию игровых методов обучения, проблемное обучение, исследовательские методы обучения, обучение в сотрудничестве, авторские игры.

В результате у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной.

Статья «Профессиональные качества современного педагога-воспитателя»

Профессиональные качества современного педагога-воспитателя

В процессе реализации воспитательно-образовательной деятельности дошкольной образовательной организации от педагога-воспитателя зависит развитие личности воспитанников, их здоровья. В дошкольном детстве начинается становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения. Вследствие специфики детского возраста – впечатлительность, легкая внушаемость, эмоциональность – педагогическое воздействие педагог-воспитатель оказывает не только своими интеллектуальными и другими специальными способностями, но и личностными свойствами. В этой связи актуально высказывание К. Д. Ушинского о том, что в воспитании все должно основываться па личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности [4].

Для каждой профессии существуют относительно устойчивые ансамбли ключевых компетентностей – профессионально важных качеств личности.

Профессиональные качества современного педагога-воспитателя – это «необходимые условия для успешного овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, они определяют успешность обучения в установленные сроки и эффективность профессиональной деятельности» [4]. Для того чтобы работать воспитателем, необходимо обладать определенными качествами. Современный педагог-воспитатель должен быть внимательным и трудолюбивым, терпеливым и отзывчивым, уметь заинтересовать и вовлечь детей в какую-то игру или другое занятие. Воспитатель – это, прежде всего, педагог. Под понятием «педагог» нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности.

Современный педагог-воспитатель – это грамотный специалист, способный вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. Это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Постоянное самообразование, поиск новых путей и методов работы с детьми и при этом использование лучшего педагогического опыта – все это отличает современного педагога-воспитателя, делает эту профессию интересной, социально востребованной.

Современный педагог-воспитатель должен творчески мыслить, быть способным к генерации новых идей, легко приспосабливаться к изменениям в обществе. Основными признаками профессиональной готовности педагога-воспитателя к педагогической деятельности являются: осознание значимости своей профессии; сформированная гуманистическая направленность личности; социальная ответственность; умение ставить четкие цели; владение инновационными методиками. Целью деятельности педагога-воспитателя является создание среды для реализации перспектив развития ребенка. В данном случае результатом деятельности педагога-воспитателя будет реализация данной цели, который диагностируется соотнесением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению. Организация взаимодействия педагога-воспитателя с воспитанниками, направленного на усвоение социального опыта, является предметом педагогической деятельности.

Современный педагог-воспитатель отличается гражданской ответственностью и социальной активностью, профессиональной и человеческой самоотверженностью, бескорыстием и преданностью выбранному делу. Современные воспитатели имеют профессиональное образование, стремятся к повышению своего профессионального уровня.

Современный педагог-воспитатель – это не только человек, обладающий определённой специальной, профессиональной подготовленностью, это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника, это творческий работник, мастер своего дела, новатор, человек, который ищет путь к понимаю детей, кто осознанно стремится к тому, чтобы помочь ребенку прожить счастливое детство и найти свой путь к успешной жизни, кто стремится к осуществлению своей педагогической миссии [1].

Выбор профессии педагога-воспитателя должен быть основан, прежде всего, на любви к маленьким детям, желании помочь им в самосовершенствовании и самореализации путем открытия для них это более, чем способами достижения. Приоритет личности педагога-воспитателя связан с его ответственностью перед возрастными особенностями детей. Из необходимых профессиональных качеств педагога-воспитателя хотелось бы выделить: добросовестность, настойчивое желание, инициатива, терпение и выносливость. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет делать, рисовать, хорошо петь, обладает актерскими навыками. В этом случае воспитанникам всегда будет интересно. Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, работы с полной занятостью свыше – необходимые условия достижения высокой квалификации педагога-воспитателя.

Сегодня общество предъявляет более высокие требования к каждому индивидууму в связи с эволюционированием науки и техники, преобразованием формы общественных отношений. Этим вызвана необходимость в беспрестанном развитии и совершенствовании профессиональных качеств педагога-воспитателя. Сегодня особо значимыми являются качества, которые еще не так давно считались не столь важными для успешного овладения педагогической профессией. Среди этих качеств присутствуют и организационные качества. В структуре личности педагога-воспитателя они являются необходимым компонентом, который способствует полноценной и целесообразной реализации педагогического процесса.

Немаловажная роль дошкольного периода развития в процессе становления личности предъявляет к педагогу ряд нестандартных требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. Условиями успешного выполнения педагогической деятельности является ряд качеств, относящихся к различным сторонам личности педагога:

– способность к передаче детям знаний в краткой интересной форме;

– способность понимать воспитанников, базирующаяся на наблюдательности;

– самостоятельный и творческий склад мышления;

– находчивость или быстрая и точная ориентировка.

Профессиональными качествами педагога-воспитателя хотелась бы назвать педагогически волевое влияние на детей; способность организовать детский коллектив; интерес к детям; содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность; педагогический такт; наблюдательность; педагогическую требовательность.

Главным достижением педагога-воспитателя считаю призвание. Это значит – хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребёнком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним; быть незаметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка, быть интересным для него постоянно и принимать его таким, какой он есть. Беречь его и стараться делать всё, чтобы его детство было содержательным и радостным, потому что от того, как пройдёт детство ребёнка, зависит и его дальнейшая взрослая жизнь.

Анализ научных источников и нормативно-правовых документов, в том числе ФГОС дошкольного образования, Профстандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), требований к аттестации воспитателей дает нам основание представить портрет современного педагога-воспитателя как специалиста, в совершенстве владеющего соответствующими компетентностями во всех сферах образовательной деятельности: личностных качеств, постановки целей и задач педагогической деятельности, мотивации учебной деятельности, обеспечения ИКТ, разработки образовательных программ и программ деятельности, принятием педагогических решений, организации образовательной деятельности в форме, свойственной детям дошкольного возраста. В контексте существующих компонентов педагогической культуры (ценностного, когнитивного, инновационно-технологического, личностно-творческого) особо ценными для педагога-воспитателя являются нравственно-этические качества: доброта, чуткость, любовь к детям, справедливость, ответственность, добросовестность, креативность и др. Все эти качества будут иметь устойчивую смысловую направленность лишь в том случае, если педагог способен посредством определенных трудовых действий применить их в своей педагогической деятельности. Принимая во внимание данные идеи, мы считаем возможным рассматривать личность педагога-воспитателя в русле идей деятельностного подхода, согласно которому между субъектом и его деятельностью происходит взаимное влияние (В.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. А. Рубейштейн, Г. В. Суходольский, Б. М. Теплов и др.). Современный педагог-воспитатель дошкольной образовательной организации является одним из основных «сценаристов» развития личности ребенка в течение всего дошкольного детства. Его персональное пространство проектирует и определяет специфику личностных новообразований ребенка как субъекта образовательного процесса.

Именно воспитатель осуществляет стимулирование и поддержку поступательного личностного развития и непрерывного духовного роста воспитанников. Эта особенность деятельности педагога-воспитателя фокусирует внимание исследователей на процессе личностного развития педагога, творческий потенциал которого обеспечивает возможность реального вклада в развитие потенциальных способностей взаимодействующих с ним детей с учетом их индивидуальных особенностей и образовательных потребностей.

В основе профессиональной деятельности педагога-воспитателя лежит его умение взаимодействовать с ребенком, с детским коллективом, именно здесь он по-настоящему является носителем человеческих ценностей и смыслов, ставит их в основу своего отношения к другим. Во взаимодействии с детьми педагог чувствует себя причастным детству, бережно и уважительно относится к личности ребенка и его самостоятельности.

В процессе взаимодействия с детьми педагог проявляет всю глубину личностного в себе. Взаимодействие с детьми должно порождать пространство детско-взрослой общности, в котором проявляются и пересекаются ценности и смыслы детей и взрослых, возникает общее ценностно-смысловое пространство, значимое для участников и задающее эталон человеческого общения, выстраиваемого на основе гуманистических ценностей. Педагог в детско-взрослой общности поддерживает естественные процессы самодвижения и самоорганизации, самостоятельные действия детей, их стремлений проявить себя, лучше понять себя и других.

Знания о профессиональных качествах, необходимых для успешности профессиональной деятельности педагога-воспитателя в образовательном пространстве дошкольных организаций, нужны для того, чтобы педагог на том или ином этапе профессионального становления смог сам наметить пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и нейтрализации или вытеснения отрицательных. Требования к профессионально-личностным качествам педагога на современном этапе постоянно находятся в развитии, поскольку развивается и образование, и общество, частью которого является образование. Одним из подходов к повышению качества современного дошкольного образования видим в удовлетворении основных потребностей дошкольников (признание, познание, общение, любознательность, самостоятельность, активность и др.), а также в таких характеристиках педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях, как целенаправленность, целостность, наличие связей между участниками, системность и процессуальность, результативность.

Нельзя забывать, что дети больше всего ценят в воспитателях доброту, ласку, умение организовать игры, рассказывать что-то интересное, учить чему-то новому, терпение к тому, что выражает ребенок, умение хранить секреты, внешнюю привлекательность (ведь малыши интуитивно тянутся ко всему красивому и хотят подражать этой красоте) и др. педагоги должны быть заботливы и сосредоточены на детях, прагматичные, знающие, полны энтузиазма и высокоорганизованные, но гибкие и не лишены романтики. У современного педагога-воспитателя не должен пропадать интерес к педагогической профессии, ее привлекательности, желание общаться с детьми, мотивы личностного роста, общесоциальные мотивы.

В заключении хотелось бы добавить, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностным и профессиональным качеством педагога-воспитателя, так как это качество прежде всего обеспечивает эффективность педагогической деятельности.

Список литературы

1. Бобер, Е. А. Специфика профессиональных личностных особенностей как фактор качества подготовки специалиста [Текст] / Е. А. Бобер // Молодой ученый. – 2013. – №3. – С. 460-463.

2. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова. – М.: Издательский , 2003. – 176 с.

3. Недосека, О. Н. Психологический портрет современного воспитателя детского сада / О. Н. Недосека. – М. : НОУ ВПО МПСУ, 2012. – 96 с.

4. Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. – М.: Просвещение, 2014. – 112 с.

5. Панько, Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада / Е. А. Панько. – Минск : Вышэйная школа, 1986. –157 с.

6. Сериков, В. В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога [Текст] / В. В. Сериков // Педагогика. – 2010. – № 5. – С.29-37.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]