Современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений


Сущность и виды образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений

Подавляющее количество детских дошкольных учреждений занимается общим развитием детей, но уже сейчас на современном этапе появляется все больше учреждений, которые преследуют цели:

  • раннего развития навыков и способностей детей дошкольного возраста (детские центры, группы детских садов при лицеях и гимназиях и т.д.);
  • объединения в процессе воспитания здоровых детей с детьми, имеющими проблемы в физическом развитии;
  • формирования групп, которые функционируют в условиях изучения двух языков, и так далее.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Указанные изменения в работе дошкольных организаций происходят в связи с растущими с каждым годом запросами родителей, которые видят необходимость поднятия уровня развития детей, раскрытия у детей определенных способностей, а также подготовки их к школе. Помимо этого, их причиной является изменение самого процесса образования в школах.

Все существующие программы ДОУ делятся на две большие группы:

  • комплексные (общие) программы, которые состоят из основных направлений в развитии детей: речевого, физического, познавательного, личностного, социального, эстетического, художественного. Они развивают у ребенка коммуникативные, умственные, творческие, двигательные способности, а также формируют специфические виды деятельности — игровую, предметную, театрализованную, музыкальную, изобразительную и пр;
  • парциальные (локальные) программы, состоящие, как правило, из одного или нескольких направлений по развитию детей.

Замечание 1

Целостность в процессе образования может быть достигнута не только в случае применения одной комплексной программы, но и путем применения определенных локальных программ.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений 470 ₽ Реферат Современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений 270 ₽ Контрольная работа Современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

О программах дошкольного образования

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с законом РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Каждая образовательная программа дошкольного образования сочетает в себе различные виды деятельности детей с учетом их возрастных возможностей, ориентирует педагогов на индивидуальный подход к ребенку, обеспечение оптимальной для него учебной нагрузки и охрану ­здоровья. Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы. При разработке авторских (вариативных) программ, базирующихся на примерных, возможно как расширение объема их содержания, так и более углубленное представление отдельных тем (блоков), включенных в примерную программу, что дает возможность на практике реализовать принцип вариативности дошкольного образования.

Виды программ

ВариативныеАльтернативныеБазовыеРегиональныеФедеральныеМуниципальныеДополнительныеОсновныеПримерные
ОсновныеДополнительныеКомплексныеПарциальные

Характеристика программ

НазваниеХарактеристикаПрограммы
Основные программыЯвляются авторскими вариативными программами. Они разрабатываются по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов. В соответствии с Законом РФ от образовании» основная образовательная программа разрабатывается на основе соответствующих примерных образовательных программ. Она должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных (Д.И. Воробьева) · «Детский сад — дом радости» (Н.М. Крылова) · «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.) · «Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов и др.) · «Из детства — в отрочество» (под ред. Т.Н.Дороновой) · «Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой) · «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Е.Г. Кравцова и др.) · «От рождения до школы» под. ред.Васильевой Н.Е. Вераксы · «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) · «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. Т.Н. Дороновой, Н.А. Коротковой) · «Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой); · «Развитие» (под ред. О.М. Дьяченко). Особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает внесение комплекса необходимых изменений в организацию жизни детей, корректировку примерных режимов и создание особой предметно-развивающей среды ДОУ. Такой можно назвать программу «Успех» под ред. Фединой, которая разработанна для «особых» деток (ЗПР, слабоумие, аутизм и т.д.), а именно для труднообучаемых детей
Дополнительные программыЯвляются авторскими вариативными программами. Они разрабатываются по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов. Использование дополнительных программ дошкольного образования стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых как в дошкольном учреждении, так и за его пределами. Они не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных программ дошкольного обра­зования. На основании Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги. Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: · художественно-эстетического цикла · этнокультурные · культурологические · интеллектуально-развивающие · коммуникативно-речевые · экологические · физкультурно-оздоровительные · различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.
Комплексные программы (или общеразвивающие)КП предусматривает все основные направления развития ребенка дошкольного возраста. Комплексные (или общеразвивающие):
  1. включают все основные направления развития ребёнка:

· Физическое · познавательно-речевое · социально-личностное · художественно-эстетическое

  1. содействуют

· формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих) · становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

· «Детский сад — дом радости» · «Детство» · «Золотой ключик» · «Из детства в отрочество» · «Истоки» · «Кроха» · «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой (основная перераб. 2005 г.) · «Радуга» · «Развитие» · «Содружество» · «Школа 2100-Детский сад 2100″
Парциальные программыПарциальная программа – одно или несколько направлений развития ребенка дошкольного возраста. Парциальные программы реализуют в рамках основной образовательной деятельности дошкольного учреж­дения. Парциальные (специализированные, локальные) включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.· В мире прекрасного · В мире природы · Воспитание ребенка–дошкольника «Росинка» В.Н.Зимонина. · Детская одаренность — развитие детского изобразительного творчества» авторская программа Казаковой Р.Г. · Дружные ребята (коллектив под руководством д.п.н. Р. С. Буре) · Здоровье (Автор В. Г. Алямовская). · Красота — радость — творчество» (Авторы: Т. С. Комарова и др.). · Математика в детском саду В. Новиковой. · Музейная педагогика, под редакцией А.Н.Морозовой, О.В. Мельниковой · Музыкальные шедевры (Автор О. П. Радынова). · Наследие (Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева). · Наш дом – природа Н.А. Рыжовой · Основы безопасности детей дошкольного возраста (Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева) · Педагогика и психология ненасилия – по формированию способности к позитивному общению, взаимодействию у детей дошкольного возраста, под ред. Ситарова В.А. · Приобщение детей к истокам русской народной культуры (авторы О. Л. Князева и М. Д. Маханева) · Природа и художник – художественно – экологическая программа по изобразительному искусству Копцевой Т.А. · Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной · Развитие речи и творчества дошкольников О.С. Ушаковой · Расту здоровым · Семицветик (Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова) · Система «РОСИНКА» (модульная программа) · ТРИЗ «Умка» (теория решения изобретательских задач) · Физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни М.Ф. Литвинова. Практическое пособие · Юный эколог (Автор: С.Н. Николаева) · Я — человек (Автор С. А. Козлова). · Я, ты, мы (Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина).
Примерные программыВ отличие от авторских вариативных программ (основных, дополнительных), примерные образовательные программы не являются конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности педагога на каждый день. Цель разработки примерных программ — реализация требований к обязательному минимуму образования содержания основных образовательных программ, расширительное толкование государственных стандартов каждого уровня образования, обеспечение преемственности общего образования на всех его ступенях. В примерной программе дошкольного образования крупными блоками представлены примерные объемы содержания основных компонентов дошкольного образования, Примерная программа в обязательном порядке включает критерии результатов воспитания и обучения детей, основанные на нормативных показателях физического и психического развития ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства, минимальных требованиях к оснащению образовательного процесса в ДОУ (минимальный набор оборудования, наглядных пособий для демонстрационных целей и индивидуального использования).В сфере дошкольного образования основой для подготовки примерных программ в условиях отсутствия государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются его проект и «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения детей, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Разработка «Примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (Л.А. Парамонова, Т.Н. Алиева и др.) не означает разрушения основ вариативности, возврата к эпохе унитарного дошкольного образования.
Альтернативные технологии· Система дошкольного воспитания Марии Монтессори Вальдорфский детский сад (немецкий философ Р. Штейнер). · Система дидактических игр Фридриха Фребеля · Центр ранней социализации детей «Зеленая дверца» · «Шаг за шагом» (Step by step)

Общеобразовательная программа – программа, направленная на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

В.М. Полонский

Основные программы – программы, определяющие весь спектр общеразвивающих задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации основных образовательных услуг.

О.А. Соломенникова

Дополнительные программы – программы по одному или нескольким направлениям для оказания дополнительных услуг (как платных, так и на бюджетной основе) за рамками основных образовательных программ в студиях, кружках, секциях и т. д.

О.А. Соломенникова

Таким образом, комплексные и парциальные программы целесообразно выбирать в соответствии с учетом поставленных целей, задач, приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения, а также кадрового состава и квалификации педагогов, образовательной развивающей среды. Не допускается реализация программ, не прошедших соответствующей экспертизы на федеральном, региональном или муниципальном уровне.

Вариативные и альтернативные программы различаются по философско-концептуальным основам (взгляды авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности).

Вариативные программы могут быть основными и дополнительными.

В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ могут применяться специализированные программы: «Красота. Радость. Творчество» (А.В. Антонова, Т.С. Комарова и др.); «Росинка. В мире прекрасного» (Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова); «Художественный труд» (Н.А. Малышева); «Природа и художник» (Т.А. Копцева); «Камертон» (Э.П. Костина); «Гармония», «Синтез» (К.В. Тарасова, Т.В.Нестерено); «Малыш» (В.А. Петрова); «Музыкальные шедевры» (О.П. Радынова); «Ритмическая мозаика» (А.Н. Буренина); «Программа развития речи детей дошкольного возраста» (О.С. Ушакова); «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа-2000″» (Л.Г. Петерсон); «Росинка. Расту здоровым» (В.Н. Зимонина) и др.

Характеристика основных комплексных программ современности

Истоки. Данная программа дошкольного образования направлена на обеспечение целостного и разностороннего формирования интеллектуальных, физических и личностных особенностей детей. Она закрепляет базовые особенности организации деятельности ребенка в дошкольном учреждении, структуру процесса образования и воспитания, а также обязательные условия для превращения программы в жизнь.

Золотой ключик. Разработана для детей 3-10 лет, и направлена на предоставление максимально комфортных условий обучения детям в соответствии с их возрастом. Особенностью ее является создание таких условий, которые не только обеспечат возможности обучения, но и сохранят радость, эмоции и счастье в процессе обучения малышей.

Детский сад — дом радости. Первая программа, которая главной целью ставит неповторимую индивидуальность каждого воспитанника. Приветствуется самосознание и саморазвитие.

Тропинки. Эта программа разработана для детей 3-7 лет и имеет своей целью психическое развитие ребенка путем применения творчества и воображения.

Теремок. Программа для самых маленьких детей — 2 месяца-3 года. Методы, описанные в программе являются инновационными, вариативными, комплексными.

Ступеньки к школе. Программа подлежит применению к детям в возрасте 3-7 лет. Она всесторонне развивает детей, сохраняет и укрепляет их здоровье, формирует значимые для школы функции, снижает риск неправильной адаптации к школе.

Первые шаги. Предназначена для детей 1-3 лет и имеет своей целью развитие активности, эмоциональности, самостоятельности ребенка.

Мозаика. Возрастной контингент — дети 2-7 лет. Программа призвана расширить потенциал каждого ребенка, открыть возможности для положительной адаптации и социализации, обеспечить развитие личности ребенка, проявить каждому свои творческие способности. Предложены новейшие способы организации воспитательной работы.

ПРОдетей. В программе приветствуются совместная деятельность дошкольников, когда они узнают о регулировании своих действий в процессе и действий, осуществляемых их партнерами. Задача педагогов — сформировать у детей навыки коммуникации, логического мышления, научить самостоятельности и ответственности.

Вдохновение. Программа ставит перед собой четкие цели и предлагает для этого необходимые для педагогов инструменты. В ней предусматривается выстраивание качественного процесса дошкольного образования, формируется эффективная и современная среда для обучения дошкольников.

От рождения до школы. Новая программа была разработана из старой, созданной в 2004 году. Она включила в себя новые достижения практики и науки дошкольного российского образования.

Детский сад 2100. Программа должна обеспечить психологическое и педагогическое сопровождение развития личности дошкольников, мотивировать детей к раскрытию своих способностей.

Существует также множество других комплексных программ, которые невозможно рассмотреть в рамках данной работы.

Новые программы для детских садов

В последние два-три года было анонсировано несколько новых программ для детских садов, разработанных авторитетными научными психолого-педагогическими коллективами. К ним относятся программы «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство» и «Дом радио». Для того чтобы помочь педагогическим коллективам дошкольных учреждений в выборе образовательных программ, предлагаем их краткое описание на основе предварительного анализа, проведенного сотрудниками лаборатории проектирования инновационных форм дошкольного образования Института педагогических инноваций. Программы рассматривались по следующей схеме:

  • Теоретическое обоснование программы,
  • Характер целей программы,
  • возрастная дифференциация заданий программы,
  • методологическое обеспечение,
  • необходимость специальной подготовки педагогов,
  • связь с традиционными программами,
  • наличие критериев для оценки достижений детей.

Отправной точкой для сравнительного анализа послужила традиционная и наиболее распространенная российская «Программа воспитания в детском саду» изд. Программа основана на концепции развития ребенка в процессе активной деятельности и обучения. Основными целями являются: забота о здоровье детей, их всестороннее развитие и обучение в соответствии с возрастными особенностями и подготовка к школе. Программа будет включать в себя график задач, содержание образования и воспитания детей от 7 месяцев до 7 лет, а также общие рамки жизнеустройства для каждой возрастной группы; структурирована по аспектам образования и видам деятельности, видам учебной деятельности, срезу для всех возрастов. Достижения детей фиксируются через количественный рост знаний и навыков. Программа предписывает большое количество обязательных занятий с детьми, определяет содержание и методику с помощью обширных методических рекомендаций. Хотя программа дает воспитателю довольно строгие правила относительно организации детской деятельности в целом, она не расставляет приоритеты целей развития для разных дошкольных возрастов, не ориентирует воспитателя на индивидуальные различия и учет детской деятельности, а представляет ребенка как среднестатистическую единицу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]