Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей

Укреплять и беречь здоровье с первых дней жизни ребенка – задача каждого родителя. И, как только малыш подрастает и начинает посещать детский сад, частично эту задачу берут на себя воспитатели. Обязанность любого дошкольного учреждения – заботиться о физическом и психологическом благополучии воспитанников. Охрана здоровья детей в ДОУ

подразумевает регулярное проведение закаливающих, развивающих и профилактических мероприятий. Кроме того, особое внимание уделяется построению и соблюдению рационального режима дня, качественному питанию и двигательной активности каждого ребенка.

Укрепление здоровья детей в ДОУ

невозможно без целого ряда физических упражнений. Утренняя гимнастика, развивающие занятия, игры и соревнования, упражнения на профилактику и коррекцию нарушений осанки и плоскостопия, прогулки, занятия с использованием спортивных снарядов на свежем воздухе и т.д. Эти мероприятия укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают кровообращение и дыхание, способствуют нормализации пищеварения и обмена веществ, укреплению иммунитета, особенно в периоды с высоким риском заболеваемости.

Методы оздоровления детей в ДОУ также фокусируются на развитии позитивных эмоций у воспитанников. Физкультурные и спортивные занятия не ставят своей целью отточить технику выполнения упражнений. Они нацелены на развитие интереса к спорту и двигательной активности, способствуют появлению положительных эмоций и укреплению контакта детей с воспитателями, учат малышей ощущать свое тело и свободно двигаться.

Наконец,сохранение здоровья в ДОУ невозможно без закаливающих процедур. Методики закаливания изменяются в течение года, в зависимости от погодных условий и ситуации с распространений сезонных заболеваний (грипп, ОРВИ и др.). Также тип закаливающей процедуры и ее интенсивность может меняться от воспитанника к воспитаннику. Здесь важен индивидуальный подход, принимающий во внимание состояние здоровья каждого малыша, особенности его характера, телосложения и иммунитета. Чтобы закаливание не навредило, а принесло пользу, все эти параметры должны быть учтены.

Далее рассмотрим различные виды оздоровительных мероприятий и их особенности.

Физкультурные занятия

Оздоровление ребенка в ДОУ

обязательно включает в себя физические упражнения. Те или иные виды упражнений подбираются воспитателем по физической работе с учетом возраста детей.

Так, в младших группах основная цель занятий заключается в том, чтобы научить малышей ориентироваться в пространстве, работать с простыми спортивными снарядами и инвентарем. В средних группах занятия уже больше фокусируются на развитии физических качеств – силы, выносливости, ловкости. В старших – прививают потребность в активном движении, учат самостоятельности, организованности и групповой работе.

Любое физкультурное занятие должно, в первую очередь, доставлять ребенку радость. Поэтому правильные методы оздоровления детей в детском саду всегда разнообразны. Это не только традиционные гимнастические и спортивные упражнения, но и подвижные игры различной интенсивности, ритмические занятия, состязания и эстафеты, сюжетно-игровые упражнения и многое другое.

Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении.

В современных условиях сохранение жизни, охрана и укрепление здоровья настоящего и будущего поколений является одной из центральных задач развития человечества. Здоровье подрастающего поколения – общемировая проблема ХХI века.

Одним из примеров важности этой проблемы являются данные о влиянии ухудшения экологической ситуации в мире, что привело к тому, что 25% заболеваний и 23% смертей в мире вызваны воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, что явилось причиной каждого третьего заболевания детей младше 5 лет. В России возрос уровень инвалидизации детей, а число подростков, страдающих алкоголизмом, увеличилось с 1993 по 2003 г. в 2 раза, токсикоманией — в 3 раза, наркоманией — в 20 раз.

Аксиологическая парадигма здоровья в этих условиях диктует необходимость формирования новых обучающих программ и развития материально-технической базы в образовательных учреждениях, в частности, изменение подходов в образовательной области и создании новых программ, направленных на укрепление и коррекцию здоровья детей дошкольного возраста. [2]

В настоящее время для педагогической практики сформулирован социальный заказ на поиск путей сохранения российского этноса и прежде всего — здоровья населения страны. В решении проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения существенная роль принадлежит образованию, которое выполняет методологическую, опережающую функцию, поскольку предполагает «исследование актуальных проблем сохранения здоровья посредством экcтраполяции в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны, с последующим определением путей разрешения этих проблем через оптимизацию таких решений» [1].

Одним из негативных факторов, определяющих пересмотр содержания образовательных программ в области «здоровье», в современных условиях, является отсутствие социокультурной нормы поведения у преобладающей массы населения, в частности заботы о собственном здоровье и о здоровье своих детей. Поэтому значительная и определяющая доля участия в формировании здорового образа жизни ложится на педагогические учреждения [3], в том числе и дошкольного воспитания.

На сегодняшний день в педагогической практике существует целый ряд противоречий:

  • между значимостью проблемы формирования, укрепления и сохранения здоровья ребенка и недостаточной осведомленностью родителей в вопросах своевременности уделения внимания этим вопросам;
  • вариативностью действий педагогического коллектива и существующими образовательными программами.

Начиная с дошкольного возраста взаимодействие с ребенком должно быть нацелено на формирование ценностного отношения к здоровью, обеспечивать систему знаний о здоровье, то есть формировать в системе, включающих знания детей о приемах и способах поддержания собственного здоровья, а также формах и методах его сохранения и укрепления; воспитывать ребенка как субъекта ценящего здоровье и владеющего навыками здоровьесберегающей деятельности. Доказано, что система профилактических мероприятий по формированию здоровья подрастающего поколения может быть эффективной только в том случае, если она охватывает все стороны жизнедеятельности ребенка и реализуется последовательно в течение всего периода детства. Поэтому актуальной становится проблема формирования культуры здоровья дошкольников в системе интегрированного подхода: включении работы по охране, укреплению и формированию культуры здоровья во все образовательные области посредством игры.

Однако следует констатировать, что до настоящего времени отсутствует общепризнанное понимание феномена формирования культуры здоровья указанными средствами. В связи с этим был проведен анализ опыта работы ГБДОУ прогимназия № 698 «Пансион» Московского района г. Санкт-Петербурга в данном направлении.

Цель работы — обоснование путей совершенствования методики воспитания дошкольников с использованием инновационных здоровьеформирующих технологий.

Тесное сотрудничество с профессорско-преподавательским составом кафедры медико-валеологических дисциплин факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена позволило обеспечить адекватный уровень научного и методического сопровождения выполненной работы.

Результаты исследований показали, что там, где в образовательном процессе присутствуют национальные традиции двигательной активности и художественного творчества, а ребенку предоставлена максимальная свобода выбора решений при реализации поставленных перед ним задач, наблюдаются высокие результаты обучения в сочетании с благоприятными тенденциями в формировании здоровья [4].

В основе построения педагогического процесса лежат вариативные и комплексные программы образования и воспитания, предполагающие интегративный подход к обучению. Так, в частности апробирована интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника Д.И. Воробьевой – Гармония развития. Применение интегративного подхода в процессе образования и воспитания позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка без потери критериев стандарта образования, а в большинстве случаев и поднять уровень подготовки ребенка к школе.

Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания о здоровье должны быть осознанными. Это осознание происходит через «прочувствования» и эмоциональные «переживания», закрепляется в ходе специальных здоровьесберегающих упражнений и здоровьеформирующей практической деятельности, что обеспечивает личную значимость этих знаний, их осмысление и формирование субъектно- ценностного отношения личности к здоровью. В ходе проведения исследований установлено, что одним из важнейшим направлением формирования здоровья дошкольников является совершенствование методики рациональной двигательной активности детей с организацией курса специальных упражнений, развивающих координацию, выносливость, силу и скорость двигательных реакций. Движение составляет основу практически любой деятельности ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит становление двигательной активности, а также начальное воспитание физических качеств. Целенаправленные физические упражнения для развивающегося организма – насущная потребность, т.к. развитие любого органа происходит благодаря действию, движению, тренировке, при бездействии же он ослабевает, не получает должного развития. Поэтому в данном аспекте одним из ведущих направлений становится физическое развитие и все его компоненты деятельности.

Задачи физического воспитания:

  • создание условий для целесообразной двигательной деятельности детей;
  • формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
  • развитие физических качеств (ловкость, гибкость, выносливость);
  • формирование интереса к активной двигательной деятельности, потребности в здоровом образе жизни;
  • воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками.

Так, в «Игровой гимнастике», дети получают первые элементы знаний о самомассаже («массаж живота», упражнения: «Буратино», «Чебурашка».).

Упражнения под названием «Веселый тренинг» позволяют детям в игровой форме развивать гибкость, координацию, укреплять мышцы, понимать, как они владеют своим телом. Для лучшего запоминания и качественного выполнения упражнения имеют названия: «Цапля», «Насос», «Карусель», «Колобок» и др. «Дорожка здоровья» улучшает кровообращение и способствует предупреждению и профилактике плоскостопия. Она может состоять из резиновых ковриков с рельефной поверхностью, коврика с пришитыми пробками, ящичка с горохом и фасолью, дорожки со «следами» из различных материалов (кожа, мех, пробки), морских камешков и т.д.

«Алфавит телодвижений» имеет цель: с помощью увеличения двигательной активности осуществлять коррекцию речевого, физического развития, а также способствовать обучению дошкольников грамоте. Он состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух и зрительно воспринимают названия букв, затем, используя мышечное давление, изображают эти буквы. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют соответствующую букву. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы, хорошо знакомы и доступны детям и носят образовательный характер.

«Восточная гимнастика»: постепенно усложняющиеся упражнения, в которых невысокая физическая нагрузка чередуется с расслаблением отдельных частей руки («Принцесса Востока», «Змея», «Стекло»). Сложность состоит в координации и согласованности движений различных частей тела. Данный комплекс можно использовать в работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста, но в укороченном варианте.

Но не только во взаимодействии педагога по физическому развитию решаются задачи по оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении, они включены во все образовательные области учреждения, используются всеми специалистами предметного обучения и воспитателями в нерегламентированных видах детской деятельности и являются одним из важных компонентов всех направлений развития.

Другими направлениями методики воспитания детей дошкольного возраста явились:

А) Диагностика психосоматического состояния ребенка, включающая:

  • диагностические мероприятия по определению и оценке уровня и гармоничности физического развития;
  • психологическая диагностика — оценка уровня психических процессов (по 16 компонентам); клиническая диагностика;

Б) Организация индивидуально ориентированного питания с учетом характеристик состояния здоровья и выявленных его отклонений.

В) Психопрофилактические занятия на основе использования игровых методик.

Полезно предлагать детям дыхательные упражнения и дидактические игры, способствующие развитию дыхания («Перышко», «Король ветров», «Чей шарик дальше», звукоподражание явлениям природы, голосам животных, транспорта, скороговорки, чистоговорки). Все это улучшает вентиляцию легких, обогащение крови кислородом и, в свою очередь, активизирует центры головного мозга. Эти упражнения способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, увеличения продолжительности выдоха и его силы. Дыхательные упражнения включаются в игры, в ходьбу с постепенным замедлением движения, в упражнения с хлопками, счетом, пением. Их можно включать в разные виды детской деятельности – сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные игры, спортивные мероприятия, в ходе совместной деятельности педагога и ребенка. В игровой форме также используется во всех возрастных группах, адаптированная к дошкольникам методика Э.С. Аветисова для укрепления и улучшения зрения детей.

Г) Проведение бесед рекомендательного характера с родителями по основам формирования здорового образа жизни.

Консультации должны быть даны с учетом индивидуальных особенностей ребенка, соблюдения суточного режима, правил гигиены, педагогических и валеологических знаний родителей, направленных на оздоровление ребенка в семье. Необходимо использовать наглядную информацию для родителей.

Работа участников педагогического процесса направлена на формирование у родителей мотивации к сотрудничеству с дошкольным образовательным учреждением:

  • привитие им чувства осознания себя неформальными коллегами педагогов;
  • повышение педагогической и коммуникативной культуры, укрепление института семьи.

Разработан ряд подпрограмм и проектов, предназначенных для родителей, педагогов, детей по вопросам формирования и сохранения здоровья, что позволяет внедрить в семьи воспитанников методические приемы взаимодействия с использованием здоровьеформирующих технологий. В частности разработаны и предложены родителям так называемые «Маршруты выходного дня», «День хорошего настроения», «Музыкальные гостиные»…

Показатели динамики здоровья и развития личности каждого ребенка фиксируются три раза в год на протяжении всего пребывания ребенка в детском образовательном учреждении. По итогам мониторинга проходит индивидуальное консультирование родителей и, индивидуально-подгрупповое взаимодействие педагогов с детьми по развитию индивидуальных способностей и коррекции состояния здоровья детей. На медико-педагогических консилиумах, по каждому ребенку, разрабатывается индивидуальная система работы.

Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста

Создание единого пространства развития ребенка должны совместно поддерживать детский сад, школа, и семья (в рамках преемственности процесса образования). В дошкольном образовательном учреждении проводятся выставки детских работ, существует «Почта доверия», оформляются стенды о жизни группы, уголки специалистов (психолога, логопеда, руководителя изостудии, музыкальной и физкультурной деятельности). Каждый специалист имеет часы для индивидуальных консультаций. Все вышеперечисленные направления помогают родителям и педагогам повышать уровень воспитательно-образовательного взаимодействия с детьми, дают возможность осознать значение здоровьеформирующих условий в дошкольном образовательном учреждении и семье.

По данным последних лет, использование в работе описанных направлений способствовало работе всех служб дошкольного образовательного учреждения:

  • наблюдались позитивные сдвиги в логопедической работе; сокращение сроков устранения диагноза «тяжелое недоразвитие речи» у 96% воспитанников;
  • работа над коррекцией «общего недоразвития речи» упростилась и сократилась по срокам.

В начальной школе существенно снижается частота встречаемости дисграфии у детей [4]. Таким образом, именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируются здоровье, здоровый образ жизни, закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых и других физических качеств, происходит совершенствование деятельности основных физиологических систем организма.

Учитывая наиболее существенную значимость двигательной активности для развития растущего организма, необходимо:

  • повысить интерес детей к различным видам ее, а также, увеличить ее объем;
  • поднять эмоциональный настрой детей на физкультурных занятиях, чтобы эти занятия приносили радость, поддерживали хорошее настроение;
  • побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.

Положительный опыт проведения занятий с дошкольниками показывает, что все перечисленные задачи можно решать путем введения инноваций, интегрированных форм работы, увлекательных физических упражнений.

Литература: 1.Горшкова В.В. Образование взрослых: формат опережения (В.В.Горшкова//Педагогика. – 2007. — № 6. — С.25). 2.Каменская В. Г., Котова С. А. Аксиологическая парадигма здоровья в российском образовании // Вестник герценовского университета. 2007. № 6. С. 43-47 3. Макарова Л.П., Корчагина Г.А. Особенности состояния здоровья современных школьников//Вестник герценовского университета №8 (44) 2007. – С.47-48 4. Пазыркина М.В., Плахов Н.Н. Здоровьесберегающие технологии как основной компонент образовательного процесса дошкольников//Материалы Х1У Всероссийской научно-практической конференции. 23-26 ноября 2010 . СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена. С. 95-97. 5. Сопко Г.И. Скворцова Н.Н. Платонов Д.В. «Закаливание как фактор повышения культуры здоровья». Здоровье детей как ценность культуры// Материалы Х международной конференции «Ребенок в современном мире». 16-18 апреля 2003 . СПб 20036 РГПУ им. А.И. Герцена. С. 313-315.


Автор: Л.П. Макарова

Фотографии: Pexels, Pixabay

Тэги:ЗОЖ Л. П. Макарова Опыт ДОУ Педагогическая инновация

Закаливание

Оздоровление детей в детском саду

невозможно без закаливающих процедур. В работе с детьми важно соблюдать ключевые принципы закаливания:

  • проводить закаливающие процедуры только со здоровыми детьми;
  • отказаться от закаливания в случае, если ребенок негативно реагирует на него – плачет, беспокоится, боится;
  • начинать с щадящих процедур, постепенно переходя к более интенсивным;
  • проводить закаливание регулярно и систематически.

В детском саду медицинский работник обязательно должен вести тетрадь закаливания, где будут отмечаться выполненные процедуры, реакция детей, достигнутые результаты и имеющиеся медотводы.

Основные приемы закаливания, которые включает в себя работа по оздоровлению в ДОУ

:

  • обширное умывание прохладной водой. Ребенок поочередно проводит мокрыми ладошками по обеим рукам от кисти до локтя, затем – по шее, верхней части груди и лицу, после чего вытирается насухо;
  • дневной сон без маечек – эта процедура может проводиться в теплое время года;
  • полоскание рта йодно-солевым раствором (3-5 капель йода и столовая ложка соли на 1 литр воды комнатной температуры), рекомендуется проводить после зарядки или дневного сна;
  • ходьба босиком;
  • так называемая «рижская методика» – хождение по коврику с резиновыми шипами, смоченному солевым раствором.

ДЕТСТВО-ГИД

Анализ требований к содержанию оздоровительной работы в рамках образовательной области «Физическое развитие» позволил выделить приоритеты, на которые следует обратить внимание воспитателям, инструкторам по физической культуре и медицинским работникам дошкольных учреждений. В целях сохранения и укрепления физического здоровья детей, с учетом географических и климатических условий, рекомендуется использовать не отдельные способы оздоровления, а эффективно применять систему методов, средств и различные формы организации данной деятельности.

К тому же, педагог в своих отчетах, самоанализе и в портфолио обязан упомянуть о системе мероприятий по оздоровлению дошкольников, а также взаимодействию с родителями и медицинскими работниками по данному направлению. Итак, педагогическому коллективу и медицинскому персоналу дошкольного учреждения следует разработать следующий комплекс организационных и лечебно-профилактических мероприятий. 1. Организационные мероприятия: — выявление ослабленных детей и детей с хроническими заболеваниями с целью формирования специализированной оздоровительной группы; — создание административных условий для осуществления оздоровительного процесса; — составление индивидуального плана оздоровления каждого ребенка с учетом заболевания. 2. Профилактические мероприятия: — установление четкого санитарно-гигиенического режима для ослабленных детей и детей с хроническими заболеваниями; — дифференцированная коррекция режима дня и питания воспитанников; — закаливание в сочетании с массажем, дыхательной гимнастикой и другими лечебно-физкультурными мероприятиями; — активное воздействие на здоровый образ жизни ребенка путем целенаправленного просвещения родителей; — формирование потребности у детей в физическом саморазвитии. 3. Лечебные мероприятия: — медицинское воздействие на вторичные очаги инфекционных заболеваний; — противорецидивное лечение детей с хроническими заболеваниями. 4. Восстановительные мероприятия: — щадящие физические занятия с целью восстановления здоровья и адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения; — дифференцированные физические нагрузки и подвижные игры на свежем воздухе, направленные на укрепление здоровья дошкольников; — целевая физическая подготовка, направленная на сохранение здоровья; — медико-педагогический мониторинг физического развития детей. Все организационные и лечебно-профилактические мероприятия тесно связаны между собой в строгой последовательности, на каждом этапе обеспечивается качественно новое направление в оздоровлении, а также создается база для следующего. При этом прямым итоговым показателем оздоровительного процесса является стабильная посещаемость воспитанниками детского сада. Знания о способах физического развития дошкольников играют роль системообразующего фактора, вокруг которого выстраивается содержание деятельности. Другим важным моментом является объединение усилий ДОУ и семьи. Осознанное включение родителей в совместный с педагогами оздоровительный процесс (например, посредством родительских собраний по оздоровлению) позволяет значительно повысить его эффективность.

Работу следует проводить по нескольким направлениям: — повышение психолого-педагогической культуры родителей; — оказание помощи семьям в физическом развитии детей; — изучение и обобщение опыта семейного воспитания по оздоровлению ребенка. Взаимодействие осуществляется на основе таких принципов как: — единый подход педагогов и родителей к процессу оздоровления; — взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях; — дифференцированный подход к каждой семье; — равноправие и равноответственность родителей и педагогов. Таким образом, только взаимосвязанная совокупность рассмотренных мероприятий приведет к совершенствованию оздоровительного процесса дошкольников и представит качественно новую для педагогов систему способов оздоровления ребенка.

Об игровом стретчинге Вы можете узнать, скачав материалы на странице «Библиотека» в разделе «Физическое развитие».

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
За здоровьем в детский сад Методы физического развития дошкольников Здоровьеформирующие компоненты в музыкальной деятельности дошкольников Алгоритм проведения родительского собрания по оздоровлению дошкольников >

Профилактические мероприятия

Здоровье воспитанников ДОУ

также поддерживается при помощи комплекса профилактических мер, направленных на предотвращение простудных и других заболеваний. В числе таких мер – комплексы зрительных упражнений по профилактике близорукости, гимнастика с простейшими элементами йоги, дыхательная гимнастика, сон без подушек, самомассаж мочек ушей и ушных раковин.

Во время обучающих занятий обязательно делаются паузы на расслабление, дыхание и тренировку зрения. Особое внимание уделяется оптимальному двигательному режиму, который является лучшей профилактикой плоскостопия и нарушений осанки.

Наконец, сохранение здоровья детей в ДОУ обеспечивается благодаря организации качественной и безопасной среды. Это, в первую очередь, регулярная влажная уборка помещений детского сада, проветривание, соблюдение оптимального температурного режима. В помещения, где играют и спят дети, должно поступать достаточное количество естественного света. В осенне-зимний период, а также в северных регионах недостаток естественного освещения может быть компенсирован установкой ламп дневного света.

Физкультурные занятия могут сопровождаться музыкой. Музыкальный фон способствует лучшей координации движений, улучшает настроение и стимулирует активность детей.

«Организация оздоровительной работы в режиме дня с детьми дошкольного возраста»

Организация оздоровительной работы в режиме дня

с детьми дошкольного возраста

Цель оздоровительной работы в ДОУ – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.

Оздоровительные мероприятия в детском саду позволяют ребёнку справиться с трудностями привыкания к новой среде, позволяют организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, что приводит к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, формированию положительного отношения ко всем видам повседневной жизни.

Оздоровительные мероприятия носят комплексный подход и построены на трёх основных направлениях:

  1. Создание оздоровительной среды для профилактики у детей различных отклонений в психофизическом развитии (зрение, плоскостопие, нарушение осанки, артикуляционный аппарат, дыхание).
  2. Формирование здорового образа жизни детей в детском саду и дома.
  3. Развитие физических качеств дошкольников.

Ухудшение состояния здоровья детей диктует необходимость разработки и внедрения мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижения их заболеваемости.

Режим

– это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка: сна, приема пищи, бодрствования. Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития ребенка. При несоблюдении этого важнейшего условия можно наблюдать отклонения в поведении ребенка, капризы, повышение и понижение возбудимости, плохой сон, отсутствие аппетита и т.д.

Режим дня детей дошкольного возраста строится с учетом того, что дети спят днем одни раз 2-2,5 часа, время активного бодрствования удлиняется до 6-7 часов, их ночной сон составляет 10 часов.

В дошкольном учреждении режим дня строится в соответствии с возрастом детей. Необходимо, чтобы и родители понимали важность именно этого условия для здоровья ребенка. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идет во вред ребенку.

По многим наблюдениям дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дама ребенку не обеспечен режим, к которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяется дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи.

Все это сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживаются функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы. Дошкольный режим ребенка дома должен быть продолжением режима детского сада, без этого трудно ожидать успеха от закаливания.

Система мероприятий оздоровительного характера отражена в содержании оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста:

I. Двигательная активность

  • Утренняя гимнастика для общего развития ребёнка – проводится ежедневно утром.
  • Физкультурно-оздоровительные занятия – 3 раза в неделю (2 раза в помещении и 1 раз на прогулке).
  • Подвижные и динамические игры – ежедневно в течении дня.
  • Физминутки.
  • Гимнастика после дневного сна – ежедневно.
  • Профилактическая гимнастика (профилактика сколиоза и нарушения осанки, профилактика плоскостопия, глазная гимнастика) – ежедневно.
  • Дыхательная гимнастика — ежедневно.
  • Прогулки – ежедневно.

II. Гигиенические и водные процедуры:

  • Умывание и мытьё рук – ежедневно.
  • Игры с водой – 1 раз в неделю.
  • Соблюдение питьевого режима – ежедневно.
  • Рециркуляция и обеззараживание воздуха – ежедневно.

III. Использование естественной среды для закаливающих мероприятий:

  • Проветривание помещений – ежедневно.
  • Сон при открытой фрамуге – ежедневно в летний период.
  • Прогулки на свежем воздухе – ежедневно.
  • Обеспечение светового режима.

IV. Закаливание:

  • Босохождение. Главный смысл хождения босиком – закаливание кожи стоп к воздействию пониженных температур, главным образом, пола, земли.
  • Полоскание рта прохладной водой – ежедневно.
  • Воздушные ванны.
  • Рациональная одежда.

V. Сбалансированное 5 разовое питание.

VI. Витаминизация, включающая в себя витамин «С» в третье блюдо.

VII. Работа с родителями по вопросам оздоровления детей:

  • Индивидуальные беседы.
  • Консультации.
  • Родительские собрания.
  • Уголки здоровья.
  • Папки-передвижки.

Таким образом, главное – это научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Это жизнерадостный, активный, доброжелательно относящийся к окружающим, любознательный ребенок. Развитие физических качеств ребенка проходит гармонично. Он вынослив, достаточно быстр, ловок и силен. Режим его жизнедеятельности осуществляется в соответствии с индивидуальным биоритмологоческим портретом с оптимальным соотношением периодов подъемов и спадов активности, бодрствования и сна. Неблагоприятные погодные факторы, резкая их смена ему не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо натренирована к разнонаправленным температурным воздействиям, поэтому он не знает, что такое простуда. Благодаря рациональному питанию этот ребенок не имеет лишней массы тела, у него есть все возможности для нормального гармоничного роста и развития. Благоприятные психологические условия в семье и в дошкольном учреждении способствуют укреплению его психического здоровья. Задача всех нас, взрослых, создать условия для воспитания таких детей.

Как следить за состоянием здоровья и заболеваемостью детей?

Для анализа заболеваемости и ведения медицинских журналов в детском саду удобно использовать специальное программное обеспечение. Например, программный модуль «Медкабинет» Системы контроля деятельности образовательного учреждения (СКДОУ). Он содержит более 30 медицинских журналов, которые помогают следить за состоянием здоровья и заболеваемостью детей, контролировать диетическое питание и качество приготовления пищи, соблюдать нормы продуктов и санитарное состояние помещений и т.п.

Вот так, к примеру, в системе выглядит формирование прививочного плана и график по одному из отчетов о заболеваемости:

Скачать бесплатную демо-версию этой программы можно здесь.

Автор статьи: Лидия Ситникова

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]