Методическая разработка урока по изобразительному искусству «Театр теней»


«Теневой театр как развивающая игра»

«Теневой театр как развивающая игра»

Обычные тени могут стать поводом для творчества, веселья и познавательных игр!

Игры с тенью

Если вы заметите на стене собственные чёткие и красивые тени, не спешите пройти мимо. Вместе с ребёнком понаблюдайте, как они изменяются, когда вы движетесь или принимаете какую-нибудь позу. Тени будут повторять каждый ваш шаг! Малыш может поиграть с тенью в мяч, тренируясь кидать его прямо и ровно или в «руки» маминой тени. Можно заранее нарисовать мелком на стене глаза или ушки, а затем приседать или наклоняться так, чтобы эти детали правильно «прикрепились» к вашим теням.

Театр теней

Дошкольников теневой театр привлекает своей необычностью, построенной на контрасте света и тени, динамикой, доставляет большое удовольствие и много радости. Такой театр вызывает у детей интерес не меньше других видов театра. В театре теней дети видят ожившие и говорящие силуэты знакомых персонажей.

Таинственность и необычность зрелища захватывают ребёнка, переносят в совершенно особый, увлекательный мир, где всё необыкновенно и всё возможно. Дети быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в театрализованное действо, живо реагируя на происходящее.

Сопереживая героям спектакля, они активно отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам помогает эмоционально пережитый спектакль. Дети раннего и дошкольного возраста очень впечатлительны, поэтому поддаются сильному, эмоциональному воздействию театра теней. Однако им интересен не только просмотр спектакля. Дети готовы принимать активное участие в создании своего театра. Подготовка ширмы, декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев, показ спектакля детям, родителям, бабушкам и дедушкам – всё это доступно дошкольникам, поэтому чрезвычайно увлекает их новыми возможностями быть успешными в творческой деятельности и позитивном общении.

Затем можно готовить жанровые сценки и постановки спектаклей по небольшим литературным произведениям.

Театр теней имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, — это во многом специфику работы над постановкой теневого спектакля с дошкольниками.

Развивающие значение теневого театра

1. Театр теней развивает воображение ребёнка и учит креативно мыслить.

2. Во время показа теневого театра ребёнок дорисовывает и дополняет в своей голове элементы, которые не показаны, а такой мыслительный процесс очень полезен. Теневой театр развивает творческое мышление и воображение.

3. Теневой театр развивает речь ребенка. Ребенок ставит спектакль и говорит вслух от лица персонажей. Тут важно родителю или иному взрослому быть его зрителем. Пусть ребенок не стесняется придумывать и рассказывать историю. Поддерживайте рассказ ребенка восхищениями и вопросами.

4. Теневой театр успокаивает детей перед сном, потому что игра происходит в темноте и в спокойной атмосфере, можно при этом задействовать музыкальные композиции.

5. Ребенок осознает, что результатом его труда может стать кукла к теневому театру и сам спектакль. Таким образом, появляется ощущения себя как творца, а не только потребителя различных услуг и товаров.

6. Театр теней помогает победить детский страх темноты, так как ассоциативный ряд «монстра под кроватью» и «страшных существ во мраке комнаты» перекрывается ассоциацией с торжественностью спектакля, чудом в темноте.

7. Теневой театр создает семейные традиции и тёплые отношения с родителями. Конечно, при условии, что родитель участвует в спектакле ребенка!

При создании теневого театра роль взрослых бесценна! Ведь можно создать особую атмосферу, которая запомнится на всю жизнь, как приятные воспоминания детства.

Театр теней, в отличие от других видов театра, не требует пышных костюмов и сложных декораций. В его основе лежит игра света и тени.

Для его организации нужны три элемента:
экран, источник света и актёры – теневые фигуры
, в роли которых могут выступать как люди, так и самые обычные предметы: фигурки из бумаги или картона, игрушки, посуда и многое другое, что находиться под рукой, и посильно изготовить детям вместе с педагогом или родителями. Театр теней можно сделать быстро. Для начала надо сделать экран. В самом простом случае экран состоит из плотной картонной рамки и тонкой ткани. При наклеивании необходимо плотно натянуть ткань на рамку.

Неровностей на поверхности должно быть, как можно меньше, от этого зависит, насколько чётко будут выходить тени – актёры. Можно по сюжету сказки оформить интерьер. Если действие происходит лесу, можно вырезать силуэты веток и приклеить их к рамке с внутренней стороны. Если в замке, можно вырезать колонны. Важный момент для теневого театра – установка света. Свет должен падать сзади и сверху. Силуэты должны находиться

между источником света и экраном. Между источником света и экраном могут располагаться и играть куклы, вырезанные из бумаги, руки, фигурки пальчикового театра и сами актёры – люди.

Силуэтные картинки или силуэты могут быть сделаны из обыкновенной бумаги, картона, из кожи, из дерева, из фанеры, металла. Фигурки для теневого театра сделать очень просто. Силуэты можно подготовить на компьютере, найти в Интернете или нарисовать самим, распечатать на принтере на обычных листах А4.

По рисунку вырезать из тонкого картона силуэты и прикрепить к ним бумажную трубочку.

Увиденное и пережитое в театре расширяет кругозор детей, создаёт обстановку, требуют у ребят вступать в беседу, всё это способствует развитию творческой личности, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологе. Развивает: творчество, фантазию, мелкую моторику, мышление, память, речь.

На начальных этапах приобщения детей к искусству театра теней, в подготовке и показе спектакля принимают участие лишь взрослые (педагоги и родители), но постепенно привлекаются и дети. Сначала они разыгрывают сценки – импровизации, шутят и веселятся, экспериментируя с тенью от собственного тела (или его частей – головы, рук), игрушек, плоских фигур и различных предметов. И попутно учатся управлять тенью, «оживляя» её в небольших постановках.

Создание атмосферы

1. До показа театра должен быть придуман сюжет сказки. Придумайте историю либо используйте известную сказку. Можно наполнить новым содержанием прочитанный ранее рассказ.

2. К выступлению должны быть подготовлены куклы для проигрывания. Пусть ребенок соберет свою коллекцию теневых кукол и научится их делать.

3.Процесс. Можно утром поставить ребенку задачу поставить и показать вам вечером спектакль. Дайте ему сказку, театр для репетиций и пусть учится ответственности и готовить мероприятия. Можно также сделать это все вместе с ребенком и даже растянуть игру на неделю. С понедельника готовим спектакль, а в субботу придет бабушка с дедушкой и мы его вместе им покажем. Вы удивитесь тому, как ответственно подойдет ребенок к этой задаче.

4.Подберите для спектакля фоновую классическую музыку. Она создаст торжественную магическую атмосферу для игры. Включите её фоном на громкости ниже средней. Это не обязательный пункт, попробуйте как вариант с тишиной, так и с музыкой, и выберете тот, что вам больше понравится.

5. Показ спектакля. Выключите свет. Во время игры в теневой театр должен быть один источник света в комнате — либо обычный фонарик, либо фонарик смартфона. Лучше к теневому театру купить обычный мощный фонарик. Также можно использовать гибкую настольную лампу, где можно направить луч света, при этом соблюдая правила безопасности.

6. Выключите телевизор. Уберите все лишние звуковые раздражители. В центре внимания-сама ширма и артисты.

7. Наслаждайтесь атмосферой творчества и волшебства!

Успехов вам в совместном творчестве!

Детская страница

Проведи линию от персонажа к его тени

Скачано с www.znanio.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]