«Особенности проведения физкультурного занятия у детей раннего возраста» методическая разработка


Статья: «Физическая культура в детском саду»

Начиная со второй младшей группы, планируются по три занятия в неделю. Их продолжительность в младшей группе составляет не менее 15 минут, в средней группе – не менее 20 минут, в старшей группе – не менее 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут. При наличии у детей спортивной одежды и отсутствии медицинских противопоказаний одно из трех физкультурных занятий в старшей и подготовительной группах следует круглогодично проводить на открытом воздухе. Для регионов средней полосы в зимнее время года физкультурные занятия на участке так же, как и прогулку детей 5–7 лет, не проводят при температуре воздуха ниже –20°С и скорости ветра более 15 м/сек. В теплое время года при благоприятных погодных условиях максимальное число занятий рекомендуется проводить на открытом воздухе. Возможны разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

занятия по традиционной схеме;

занятия, состоящие из набора подвижных игр большой средней и малой интенсивности;

занятия – тренировки в основных видах движений;

ритмическая гимнастика;

занятия–соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;

занятия–зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы;

сюжетно–игровые занятия и т.д.

К физкультурно–оздоровительной работе относятся утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультурная минутка. Утренняя гимнастика способствует пробуждению организма ребенка, умеренно влияет на мышечную систему, активизирует деятельность сердечно–сосудистой, дыхательной и других систем организма, стимулирует работу внутренних органов и органов чувств, способствует формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждает возникновение плоскостопия. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности. Продолжительность утренней гимнастики в 1 младшей группе – 4–5 мин, во 2 младшей группе – 5–6 мин, в средней группе – 6–8 мин, в старшей группе – 8–10 мин, в подготовительной группе – 10–12 мин. Оптимальное место проведения утренней гимнастики в теплое время года – игровые площадки группы, в холодное – помещение группы. В зависимости от температуры окружающего воздуха, дети занимаются в облегченной одежде или трусиках. В оздоровительный комплекс утренней гимнастики, помимо общеразвивающих упражнений. Включают дыхательную гимнастику, специальные упражнения для укрепления мышц спины и стопы. Оздоровительный бег разной интенсивности в течение 3 мин. Особое внимание уделяется совершенствованию функций внешнего дыхания, для чего детей учат сочетать движение с вдохом и выдохом, включать так называемые «дыхательные упражнения» с произношением звуков и слогов, уделять внимание формированию правильного носового дыхания. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. На участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту детей. Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста. Важный компонент организованной двигательной активности – подвижные игры, проводимые во время прогулки в первую половину дня. Для достижения оптимального тренирующего эффекта используют подвижные игры большой интенсивности, спортивные игры, игры–соревнования, эстафеты или бег в нарастающем темпе в течение 3–5 мин в зависимости от возраста (1–2 игры или пробежки, чередуя их с периодами самостоятельной деятельности). В летнее время подвижная игра дополняется элементами закаливания (игры с водой). В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, а в старших группах – элементы спортивных игр: волейбола, баскетбола, городки, бадминтона, настольного тенниса, футбола, хоккея. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Очень подвижных детей он привлекает к участию в более спокойных играх. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Правильное сочетание различных видов ежедневных занятий физическими упражнениями и подвижными играми помогает обеспечить рациональную двигательную активность детей. Освоение материала программы на занятиях является основой для всех физкультурно–оздоровительных мероприятий и самостоятельных упражнений и игр детей.

«Особенности проведения физкультурного занятия у детей раннего возраста» методическая разработка

«Движение – здоровье,

Движение – радость,

Движение – развитие»

В.А.Шишкина

Особенности проведения физкультурных занятий в раннем возрасте.

Вопросы здоровьесбережения являются наиболее актуальными в образовательных концепциях детских садов. Целями реализации образовательной области «Физическое развитие», определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) является:

-Развитии показателей таких физических качеств, как скорость, сила, выносливость, гибкость и умение координировать свои движения;

-Пополнении багажа первейших движений (бег, ходьба, прыжки);

тренировке правильной осанки и устойчивого положения тела;

-Воспитании осознанной необходимости в физической активности.

Движение — одна из ведущих линий развития детей раннего возраста. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека. Кроме того, двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Поэтому образовательная деятельность в области физической культуры призвана не только формировать умения и навыки двигательного характера, но и помогать поддерживать психическое здоровье младших дошколят.

Физкультура с детьми 1,5–3 лет проводится три раза в неделю. Если погода позволяет, то одно из них организуется на улице. Занятия физкультурой являются одним из векторов реализации задач образовательного направления «Физическая культура», поэтому тематика согласуется с темами других направлений, что отражается в перспективном планировании. Кроме того, составление плана позволяет рационально сгруппировать виды активности малышей и подобрать игровые упражнения для осуществления целей и задач занятия.

Организация и методика проведения физкультурного занятия.

Физкультурное занятие

– основная форма обучения детей физическим упражнениям, носит учебную направленность.

Каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих друг друга. Важно, чтобы спокойные игры сочетались с подвижными, и наоборот. Чтобы знания, умения и навыки закреплялись, необходимо многократное повторение пройденного. Внимание детей непроизвольно и кратковременно, учитывая этот факт, необходимо заранее планировать занятие так, чтобы избежать переутомления. Для детей раннего возраста характерны: образное мышление и сравнительно небольшой двигательный опыт, поэтому показ движений на занятии физкультурой имеет первостепенное значение. Малышам необходима положительная оценка их деятельности на каждом этапе занятия. Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей.

Основой построения занятия является его структура.

Структура физкультурного занятия представлена тремя частями

:

-Вводная часть или подготовительная (1-2мин.)

-Основная (8-10 мин.)

— Заключительная (1-3 мин.)

Вводная часть

включает упражнения, оказывающие стимулирующее воздействие на весь организм ребёнка. Упражнения динамического характера: различные варианты ходьбы, бега, прыжков. Упражнения на внимание, танцевальные шаги, упражнения для формирования стопы.

Основная часть

включает гимнастические упражнения, направленные на тренировку различных мышечных групп, совершенствование координационных способностей. В структуру основной части включено последовательное обучение, закрепление и совершенствование основных видов движения. Кроме того, данные движения активно реализуются детьми в подвижных играх.

Заключительная часть

представлена упражнениями на расслабление, дыхательными упражнениями. Их цель – обеспечить максимальное восстановление функций организма за достаточно короткий промежуток времени. Для этого используются дыхательные упражнения, которые могут сочетаться со спокойной ходьбой, а также релаксацией, играми малой подвижности.

Рекомендуемое количество детей в группе для занятий по физическому развитию и их продолжительность зависит от возраста детей

.

(по Ильиной)

Возраст детей от 1г. до 1г.6м от 1г. 7м. до

2 лет

от 2лет 1 м.

до 3 лет

старше 3 лет
Число детей 2-4 4-6 8-12 Вся группа
Длительность

занятия

6-8 мин. 8-10 мин. 10-15 мин. 15 мин.

Виды занятий физической культуры в первой младшей группе:

традиционные,

в которых отрабатываются упражнения разного характера, сгруппированные под общую тему;

-сюжетные

, то есть занятиями, проводимыми от имени сказочного персонажа (игрушки или педагога в соответствующем костюме, например, медведя, зайца, колобка и др.);

ритмическая гимнастика

(к примеру, организованными по типу гимнастики пробуждения).

нетрадиционная

(к примеру, совместное с родителями занятие на воздухе или поход в бассейн).

Как правило, можно использовать элементы всех видов занятий в одном, что позволяет разнообразить набор упражнений, а также способствует всестороннему развитию детей в рамках отведённого на занятии времени.

С самыми младшими ребятами практикуются только общеразвивающие упражнения, то есть задания, включающие отдельные или в сочетании друг с другом движения, доступные в исполнении и при этом воздействующие на конкретные группы мышц, что позволяет дозировать нагрузку.

Способы организации детей на занятии:

-Фронтальный

-Групповой

-Индивидуальный

При фронтальном способе организации все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные движения. Фронтальный способ организации обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей.

Групповой способ — обеспечивает возможность самостоятельного упражнения знакомых движений небольшой группе детей, что позволяет воспитателю обучать другую группу двигательному действию. После того как дети выполнят задание несколько раз, подгруппы меняются местами.

При индивидуальном способе, ребенок делает упражнение самостоятельно, а воспитатель проверяет качество выполнения и даёт соответствующие указания.

На одном занятии можно чередовать способы организации детей.

Методические приёмы для физкультурных занятий

В работе с малышами 1,5–3 лет педагогу потребуются все виды приёмов, позволяющие реализовать цели, задачи занятий конкретного учебно-воспитательного направления, и быстрее адаптировать детей к новым условиям взаимодействия со сверстниками и взрослыми в целом.

Наглядные приёмы

Переход от манипулятивного к наглядно-образному типу мышления детей первой младшей группы определяет ценность наглядности на занятиях, которая воплощается:

картинками

с изображением детей или мультипликационных персонажей, занимающихся физической культурой, в том числе и демонстрирующие порядок выполнения упражнения или игры (например, пальчиковой игры);

сопровождением к речевым средствам (например, картинками с героями загадок или стихотворений, литературными персонажами по теме);

игрушками-персонажами для занятия

;

атрибутами для занятия

(гимнастическими палками, мячами, массажными мячиками, кеглями, обручами и пр.);

демонстрацией

, то есть выполнением педагогом всех упражнений и игровых действий в качестве наглядного объяснения задания;

Речевые приёмы

Малыши 1,5–3 лет только начинают осваивать речь, поэтому в работе с ними слово играет важную роль, даже несмотря на то, что физкультурные занятия, по сути, не предполагают пространных монологов и диалогов. Речевые приёмы на занятиях по физкультуре не только разъясняют задания, но и мотивируют малышей на работу.

Объяснение

Этот речевой приём в первой младшей группе имеет ряд особенностей. Во-первых, предложения должны короткими, во-вторых, высказывания педагога должны строиться на знакомых малышам словах. Так, например, из личного опыта могу сказать, что разъяснение упражнения «Доползи до цели» я строю так: «Вы должны проползти, как совсем малыши, до погремушки. Объяснения следует насыщать жестами и мимикой, обогащая таким образом копилку средств выразительности у детей.

Беседа

Как уже отмечалось выше, дети первой младшей группы только-только начинают говорить, поэтому диалог с ними, а беседа предполагает именно эту форму взаимодействия, получится с трудом. Однако отказываться от приёма не стоит: вопросы нужно формулировать так, чтобы малыши могли ответить «да» или «нет», а также используя освоенные слова. Например, перед выполнением общеразвивающих упражнений педагог спрашивает:

«Ребята, нам не нравится болеть, да?»;

«Чтобы прогнать все болезни, нужно выполнять физические упражнения. Будем с вами прогонять болезни?;

Рифмовки

Рифмовки обычно используются для мотивации детей к началу выполнения упражнений вводного этапа, а также как проговаривание к пальчиковым упражнениям:

Интересные сюжеты

Дети любят сказки, а тем более, если сказочные персонажи приходят в гости. Так, занятие, построенное после прослушивания сюжета можно мотивировать: «Смотрите, ребята: оказывается, чтобы что-то получилось, нужно хорошенько потренироваться. Вот мы сейчас и проверим, усвоили ли вы это правило».

Игровые приёмы

Самая продуктивная группа приёмов, учитывая то, что работа с малышами первой младшей группы имеет игровую форму. На физкультурных занятиях используется три вида игр:

1.Дидактические, призванные познакомить или обобщить материал занятия;

2.Подвижные, составляющие основу двигательного режима на физкультурном занятии;

3.Театрализованные, представляющие материал занятия в образах

Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка-дошкольника

Дошкольный возраст – наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях, а в старшем дошкольном возрасте обладают богатым творческим воображением. При правильном руководстве это помогает им овладеть сложным программным материалом по развитию движений.

К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, в некоторых видах спортивных упражнений и игр.

Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность. В связи с этим необходимо предусмотреть в планировании программного материала для занятий по физической культуре взаимосвязь процесса обучения с основными видами движений и развития двигательных качеств и способностей детей.

При проведении физкультурных занятий основное внимание уделяется формированию двигательных умений и навыков, расширению двигательного опыта детей, развитию физических качеств и способностей, укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей дошкольников. В разных программах воспитания и обучения в детском саду содержатся требования к выполнению физических упражнений с учетом возраста, дается перечень физических упражнений, но объем знаний, который позволил бы сформировать общий способ действий при использовании группы однородных движений, не определен.

Основные движения относятся к прикладным двигательным действиям, они широко используются ребенком для решения двигательных задач в игровой и практической деятельности. Каждое такое движение можно выполнить различными способами, из которых лишь некоторые будут целесообразными для успешного решения двигательной задачи в конкретной ситуации. Неслучайно П. Ф. Лесгафт подчеркивал, что задачи «физического образования будут состоять в умении изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучаться с возможно меньшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу или действовать изящно и энергично».

Следует помнить, что физкультурное занятие – форма работы, обеспечивающая передачу детям опыта целесообразного и здоровьесберегающего выполнения движений.

Задачи физкультурного занятия

На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям окружающей среды, возрастанию работоспособности ребенка.

Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

— формирование правильной осанки; — своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата; — формирование изгибов позвоночника; — развитие сводов стопы; — укрепление связочно-суставного аппарата; — развитие гармоничного телосложения; — регулирование роста и массы костей; — развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов – сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др. ; особое внимание уделяется развитию мышц-разгибателей.

При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности.

Воспитательные задачи:

— потребность в ежедневных физических упражнениях; – умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; — приобретение грации, пластичности, выразительности движений; — самостоятельность, творчество, инициативность; — самоорганизация, взаимопомощь.

Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр.

Благодаря физическому воспитанию:

— создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и др.); — закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе); — осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание); — прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

Образовательные задачи предполагают формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).

В процессе физического воспитания ребенок:

— приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм; — осознает свои двигательные действия; — усваивает физкультурную и пространственную терминологию (исходные положения, колонна, шеренга и др. ; вперед-назад, вверх-вниз и др., получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх; — узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими; — ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия.

Занимаясь физическими упражнениями, ребенок обогащает знания об окружающей природе. У него совершенствуется словарный запас, развивается память, мышление, воображение.

Физическое образование способствует приобщению ребенка к большому спорту. Он приобретает знания о ведущих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кругозор.

Содержание занятий составляют физические упражнения и игры, предусмотренные программой для каждой возрастной группы. При подборе программного содержания важно разумно усложнять задачи, соблюдая принципы систематичности, последовательности и доступности.

Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков. Система подготовительных упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания на протяжении всего дошкольного возраста обеспечивают принцип систематичности.

Во всех возрастных группах должна соблюдаться четкая последовательность физкультурных занятий с обязательным чередованием нагрузок и отдыха, а также последовательность, преемственность, взаимосвязь в содержании самих занятий.

Структура физкультурного занятия

Структура занятия заключается в последовательном выполнении детьми комплекса физических упражнений и игр. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности организма ребенка. Наиболее высокий уровень работоспособности ребенка зависит от характера деятельности.

Вводная часть направлена на активизацию внимания детей и постепенную подготовку организма к выполнению более сложных упражнений, к повышенной физической нагрузке, которые планируются в основной части занятия. Сюда входят: различные виды ходьбы, бега, подскоки, прыжки, несложные игровые упражнения на внимание и координацию движений, построения и перестроения, упражнения на осанку, на укрепление стопы. Может быть предложен простой комплекс упражнений на полосе препятствий.

Основная часть решает комплекс программных задач: дифференцированное обучение основным видам движений, подобранным с учетом уровня развития двигательной активности (ДА) детей; развитие двигательных навыков и физических качеств; тренировка функциональных особенностей организма. Эта часть занятия начинается с выполнения упражнений общеразвивающего воздействия из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа). Комплекс общеразвивающих упражнений включает 6-8 упражнений:

1-2 – для рук и плечевого пояса (сгибание рук в локтях, круговое вращение и т. д.); 1-2 – для туловища (наклоны) и т. д.; 1-2 – для ног (мах ногой вперед, хлопок под ногой) прыжки, подскоки, бег и ходьба на месте.

После выполнения комплекса следуют упражнения на восстановление дыхания. После комплекса упражнений общеразвивающего воздействия следуют основные виды движений. Программный материал по развитию движений для детей дошкольного возраста рекомендуется распределять с учетом степени интенсивности (высокой, средней, низкой).

Упражнения в основных видах движений разной степени интенсивности могут сочетаться следующим образом:

— упражнения высокой степени интенсивности объединяются с упражнениями низкой интенсивности; например, прыжок в высоту с разбега хорошо сочетается с бросанием мяча вверх и ловлей его одной-двумя руками; — упражнения высокой степени интенсивности сочетаются с упражнениями средней степени интенсивности; например, бег за мячом и ведение его то правой, то левой рукой. — упражнения высокой степени интенсивности сочетаются также с упражнениями высокой степени интенсивности; например, ползание по гимнастической скамейке с подтягиванием на руках и прыжки в длину с разбега.

Подбор материала занятия предусматривает использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц.

Основная часть занятия заканчивается общей подвижной игрой. Подвижные игры, как правило, носят вариативный характер: с усложнением задания, изменением расстояния для бега, прыжков, метания, изменением темпа их выполнения, увеличением числа «ловишек», усложнением правил в играх.

Заключительная часть физкультурного занятия направлена на обеспечение постепенного снижения ДА, на снятие общей возбужденности и приведение частоты сердечных сокращений ребенка к норме. В третью часть занятия входят: ускоренная ходьба с постепенным замедлением темпа, упражнения на дыхание.

Виды физкультурных занятий

Для прохождения программы по физической культуре намечаются разные типы занятий.

Занятие традиционного типа может носить обучающий, смешанный и вариативный характер.

Занятие обучающего характера направлено на ознакомление с новым программным материалом. Занятие смешанного характера способствует разучиванию новых движений и совершенствованию освоенных ранее. Оно строится главным образом на повторении пройденного материала. Занятие вариативного характера основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий (в подвижных играх, на полосе препятствий, в играх-эстафетах).

Занятие тренировочного типа направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Оно включает большое количество циклических, элементы акробатики, дифференцированные двигательные задания на развитие быстроты реакции, ловкости, выносливости.

Игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет.

Занятие с использованием тренажеров и спортивных комплексов включает разнообразные упражнения: висы, лазание по канату, шесту, гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках «Здоровье», с эспандерами, гантелями и т. д. Важно, чтобы дети приобрели определенные двигательные умения и навыки, научились самостоятельно пользоваться тренажерами, овладели приемами.

Занятие комплексного характера (синтез разных видов деятельности). Как правило, используются игровые упражнения типа «Кто больше собрал предметов», «Собери кубики по цвету, парами, по форме».

Методические приемы, необходимые для активизации двигательной деятельности детей на физкультурном занятии:

— рациональное использование физкультурного оборудования (оборудование должно быть максимально обыграно); — включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, станционный, индивидуальный); —объяснение заданий и показ упражнений; — активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии; — вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

Важным показателем эффективности физкультурного занятия является двигательная активность, которая может удовлетворить потребность детей в движении.

Физическое воспитание детей в ДОУстатья по физкультуре

Физическое воспитание детей в ДОУ.

ВВЕДЕНИЕ.

Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности.

Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Социальное развитие ребенка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.

В первые годы жизни физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. В детстве закладывается фундамент здоровья и формируются некоторые важные черты личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелостью отдельных органов и систем. Связи между соматическими и психическими процессами более тесные, чем у взрослых. Поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния ребенка.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Здоровый образ жизни – совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, которая в единстве с условиями жизни, направлена на организацию правильной, нормальной деятельности организма, его полное физическое и психическое благополучие.

Физическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования здорового, полноценного человека, его физических сил и физических качеств, обеспечивающих его приобщение к физической культуре и стремление к физическому совершенству.

Физическая культура – совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей.

Содержание физической культуры составляют: 1) личная гигиена, включающая в себя навыки в труде и быту (аккуратность, опрятность одежды, чистоту помещений), и привычки к гигиеническому режиму (рациональный распорядок деятельности и отдыха, гигиена сна, питания и т.д.); 2) закаливание организма в естественных условиях природы (воздух, солнце и вода); 3) физические упражнения.

Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень гармоничного физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества.

Система физического воспитания включает создание санитарно-гигиенических условий, закаливание, формирование культурно-гигиенических навыков, организацию рационального питания, проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, прогулок, спортивных игр и развлечений.

Физическое воспитание тесно связано с возрастными особенностями детей. В связи с этим и определяются конкретные задачи, содержание, методы и формы организации физического воспитания в раннем дошкольном и школьном возрасте, а также преемственная связь между ними. Особенно важно физическое воспитание в раннем и дошкольном детстве, когда происходит наиболее интенсивное развитие организма ребенка, когда формируются основные его движения, но вместе с тем организм еще очень слаб и раним.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено прежде всего на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.

Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований.

Работа по физическому развитию пронизывает всю организацию жизни детей в семье и дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие процедуры, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия, проводимые инструктором по физической культуре (или воспитателем). В тоже время значительное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры, которые широко применяются на занятиях учителя-дефектолога, на других занятиях (музыка, ритмика, театрализованная деятельность), а также в ходе прогулок, проводимых воспитателем.

Занятия по физическому воспитанию решают как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки). Большое разнообразие воспитательных дел физкультурного направления позволяет решать в комплексе задачи нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

Единство физического и психического развития ребенка.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

Деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного психического развития. Это развитие координации движений (восприятие направления и скорости движения, времени и пространства); способности запоминать последовательность движений и двигательных операций (память: запоминание и воспроизведение); внимания к своим движениям и действиям других; умения выполнять движения по словесной инструкции (воображение); инициативности в движениях; анализа движения по качеству его выполнения (мышление); развитие речевых умений и навыков. Движения выполняются с речевым сопровождением и опорой на зрительные и тактильные образы-представления. Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления типичных видов детской деятельности, является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.

Задачи физического воспитания: оздоровительные, воспитательные, образовательные. Методы физического воспитания.

Оздоровительные задачи имеют жизнеобеспечивающий смысл. Средствами реализации задач этой группы являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения. Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Эта сфера физического воспитания детей требует от воспитателя постоянных контактов с медицинскими работниками, учета их рекомендаций, индивидуального подхода к детям, бесед с родителями.

Воспитательные задачи направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Средствами реализации этих задач являются деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства).

Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья). Методы: упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.

Данная группа задач предполагает воспитание таких качеств, как ловкость, смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, чувство товарищества, взаимопомощи.

Образовательные задачи связаны с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.

Формой работы, в процессе которой наиболее адекватно решаются задачи, является учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни. Среди основных методов следует выделить экспериментирование, упражнения, беседу, рассматривание картин и иллюстраций.

Средства физического воспитания: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.

В системе физического воспитания работа осуществляется при помощи разнообразных средств, воздействующих на организм:

— гигиенические факторы (правильный режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков).

— естественные силы природы (для закаливания и укрепления организма).

— физические упражнения.

Режим детской жизни – это рациональное, четкое чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности.

При составлении режима необходимо учитывать следующее:

1. Возрастные особенности высшей нервной деятельности: изменение предела работоспособности клеток коры головного мозга определяет общее количество часов и продолжительность отрезков сна и бодрствования.

2. Возрастные особенности в работе пищеварительной системы, которые регламентируют количество кормлений в течении суток.

3. Индивидуальные особенности: детям с возбудимой и слабой нервной системой нужно спать больше, отдыхать чаще.

4. Возрастные потребности в движениях.

5. Время года, климатические условия.

Неотъемлемыми чертами режима являются ритмичность и постоянство его основных элементов в течение определенного времени. Ритмичность режима обусловлена ритмичностью природных явлений, ритмичностью деятельности организма, которая проявляется в чередовании сна и бодрствования, изменении температуры тела (повышения к вечеру и понижения к утру), в ритме дыхания, сердечных сокращений, в ритме работы пищеварительного тракта и т.д.

Воспитательное значение режима заключается в том, что в процессе часто повторяющихся действий в определенное время и определенной последовательности ребенок легче овладевает многими, наиболее целесообразными бытовыми, культурно-гигиеническими, трудовыми навыками; эти навыки автоматизируются, и внимание ребенка освобождается для другой, более сложной деятельности. Вместе с тем ребенку предоставляется возможность действовать самому, что развивает такие важнейшие качества личности, как самостоятельность, активность, инициатива.

Питание.

Важным компонентом полноценного физического воспитания детей является рационально организованное питание. Питание – один из основных источников процесса обмена, без которого невозможна жизнь. Для растущего организма питание имеет особо важное значение, так как оно обеспечивает нормальный рост и развитие всех тканей.

Все отклонения от нормы в питании быстро сказываются на жизнедеятельности детского организма.

Создание санитарно-гигиенической обстановки в соответствии с существующими нормативами также важное условие для физического воспитания. Это предусматривает поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, соблюдение оптимального светового, воздушного и температурного режима в помещении, а также гигиены одежды детей и взрослых. Не менее важно создание необходимой материальной среды: рациональная планировка помещения и участка, обеспечение мебелью и физкультурным оборудованием в соответствии с возрастом детей.

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условнорефлекторных связей, выработка динамических стереотипов. Данные навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.

Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Интерес, внимание детей к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают взрослым возможность быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

Закаливание – воспитание наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к различным физическим воздействиям, которые поступают из окружающей среды (изменение температуры, влажности, скорости движения воздуха, степени солнечного облучения и т.д.).

Закаливание оказывает широкое физиологическое воздействие на организм. У ребенка не только вырабатывается быстрая реакция на

температурные, климатические изменения, но и повышается количество гемоглобина, улучшаются иммунологические свойства, он становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними.

Физиологическая сущность закаливания обуславливает определенные требования к организации работы с детьми:

1. Закаливание нужно проводить систематически, в течении всего года, с учетом сезонных явлений.

2. Постепенно увеличивать силу сезонных раздражителей.

3. Учитывать состояние здоровья, типологические особенности ребенка, его эмоциональное состояние, а также домашние условия и условия детского учреждения.

4. Использовать природные факторы в связи с режимом, правильной организацией всей деятельности ребенка, так как общее укрепление здоровья способствует эффективности закаливания.

Систематичность проведения закаливающих процедур определяется их условнорефлекторной природой. При проведении мероприятий по закаливанию в одно и тоже время и в одних и тех же условиях легко образуются условнорефлекторные связи. Физиологическая реакция появляется уже при подготовке ребенка к процедуре. Но связи эти не отличаются прочностью, поэтому закаливающие процедуры должны быть регулярными.

Постепенность в изменении силы раздражителя – необходимое условие закаливания, так как организм не может перестраиваться сразу и соответствующим образом реагировать при резком понижении или повышении температуры. Слишком малая разница в раздражителях или их постоянная величина также не оказываются полезными, так как не вызывают перестройки в работе сердечнососудистой, дыхательной и других систем, обмене веществ, т.е. закаливание не оказывает глубокого влияния на организм. При определенной устойчивости организма к изменению температуры следует использовать контрастные кратковременные воздействия, что способствует совершенствованию физиологических реакций и более высокой приспособляемости к условиям среды.

Показателями правильного выбора раздражителя служат кратковременное углубление и учащение дыхания, пульса, а также внешний вид кожи, общая положительная реакция ребенка: хорошее настроение, хорошее самочувствие.

Учет индивидуальных особенностей необходим при закаливании. Дети с возбудимой нервной системой нуждаются в более осторожном изменении температуры, а также в успокаивающих процедурах перед сном (обтирание, теплая ванна). Заторможенным детям полезны бодрящие процедуры после сна (обливание, душ). Детей с ослабленным здоровьем обязательно нужно закаливать, но постепенность в изменении температуры выдерживать более тщательно: больше временные промежутки, при которых проводятся процедуры с одинаковой температурой. Необходимым является врачебный контроль.

Связь закаливающих процедур с физическими упражнениями, разнообразной деятельностью ребенка в повседневной жизни дает лучшие результаты и непосредственно для закаливания и для общего укрепления организма.

Физические упражнения – это специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности, направленные на решение задач физического воспитания.

За период дошкольного детства при целенаправленном педагогическом воздействии в развитии движений происходят большие сдвиги: от непроизвольных, хаотичных движений при рождении до овладения всеми основными движениями, спортивными упражнениями.

Физические упражнения оказывают многогранное физиологическое воздействие на организм. При сокращении мышц активизируются процессы обмена веществ, кровообращения, перестраивается работа всех внутренних органов и систем. Работающая мышца поглощает в 7 раз больше кислорода и в 3 раза больше питательных веществ по сравнению с бездействующей. Это стимулирует рост и развитие мышечной системы.

Важны физические упражнения и для полноценной работы головного мозга: улучшается его кровоснабжение, повышается общий тонус коры, благодаря чему усиливается деятельность всех анализаторов. При активной мышечной работе перевозбуждение систем мозга уменьшается или полностью снимается. Также улучшаются основные свойства нервной системы (ее сила, подвижность, уравновешенность).

В воспитании детей раннего возраста применятся массаж – один из видов пассивной гимнастики. Он также обуславливает изменения в работе всех органов и систем. Под влиянием массажа улучшаются состав крови, функции нервной системы, а также условия питания кожи и мышц, повышается теплоотдача. Массаж ускоряет ток крови и лимфы, благодаря чему ткани быстрее освобождаются от продуктов распада, снимается утомление мышц.

Физические упражнения в разной форме включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные и музыкально-двигательные занятия, особенно их много в разнообразных подвижных играх.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Физическое развитие и физическое воспитание.

Стратегия организации физического воспитания базируется на физиологических механизмах становления движений в процессе развития растущего детского организма. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки), а также общеразвивающие движения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

В ходе утренней гимнастики в семье и на занятиях в ДОУ целесообразно предлагать детям основные виды движений в следующей последовательности: движения на растягивание в положении лежа; метание, ползание и движения в положении низкого приседа, на коленях; упражнения в вертикальном положении (ходьба, лазание, бег) и подвижные игры.

Работа по развитию ручной и тонкой ручной моторики проводится на специальных занятиях. На начальном этапе обучения большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, формированию навыка хватания, становлению ведущей руки, согласованности действий обоих рук, выделению каждого пальца. В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук.

Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы.

Метание – один из первых видов двигательной активности ребенка, который основывается на развитии хватательных движений и действий малыша. Даже глубоко умственно отсталый ребенок может схватывать предметы, удерживать их непродолжительное время и бросать, выполняя движения от плеча, поэтому в программе данный вид занятий стоит на первом месте. В процессе метания движение выполняется как одной рукой, так и двумя руками. При этом стимулируется выделение ведущей руки и формируется согласованность совместных действий обеих рук. Все это имеет особое значение для коррекции отклонений в познавательной сфере детей с нарушением интеллекта.

Построение направлено на организацию деятельности детей в процессе физического воспитания. В ходе построения дети учатся слышать взрослого и починять свое поведение требованиям инструкции взрослого. Наряду с этим умственно отсталый ребенок учится адекватно вести себя, ориентироваться в ситуации и участвовать в совместных действиях со сверстниками.

Ходьба направлена на развитие основных движений ребенка, формирования умения правильно держать корпус, соблюдать ритм ходьбы, совершенствование согласованных движений рук и ног, формирование слухо-двигательной и зрительно-двигательной координации. В процесс ходьбы развивается целенаправленность в деятельности ребенка.

Бег способствует совершенствованию основных движений ребенка, позволяет ему овладеть навыком согласованного управления всеми действиями корпуса, формирует легкость и изящество при быстром перемещении ребенка.

Прыжки направлены на тренировку внутренних органов и систем детского организма. Прыжки подготавливают тело ребенка к выполнению заданий на равновесие, которые очень сложны для умственно отсталого дошкольника. Для совершенствования навыков в прыжках ребенок должен проявить волевые качества своей личности. Начинают закладываться основы саморегуляции и самоорганизации своей деятельности.

Ползание, лазание, перелезание способствуют укреплению мышц спины, брюшного пресса, позвоночника. Эти движения оказывают положительное влияние на формирование координированного взаимодействия в движении рук и ног, на укрепление внутренних органов систем. В связи с тем, что многие умственно отсталые дети в своем развитии минуют этап ползания, одна из задач физического воспитания – восполнить этот пробел в психическом развитии.

Общеразвивающие упражнения способствуют развитию интереса к движениям, совершенствованию физических показателей и двигательных способностей; развивают гибкость и подвижность в суставах; укрепляют функционирование вестибулярного аппарата.

Подвижные игры закрепляют сформированные умения и навыки, стимулируют подвижность, активность детей, развивают способность к сотрудничеству со взрослыми и детьми; создают условия для формирования у детей ориентировки в пространстве, умение согласовывать свои движения с движениями других играющих детей. Наиболее эффективна организация подвижных игр на свежем воздухе.

Плавание оказывает стимулирующее воздействие на растущий организм ребенка (физические свойства водной среды, в частности плотность воды, оказывают специфическое влияние на функции кровообращения, дыхания, кожные рецепторы). Занятия в воде необходимо сочетать с общеразвивающими упражнениями и подвижными играми на суше.

Задачи физического развития и физического воспитания по охране и совершенствованию здоровья детей на весь период пребывания детей в дошкольном учреждении:

Формировать у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками.

Укреплять здоровье детей.

Формировать правильную осанку у каждого ребенка.

Формировать у детей потребность в разных видах двигательной деятельности.

Развивать у детей движения, двигательные качества, физическую и умственную работоспособность.

Тренировать у детей сердечно-сосудистую и дыхательную системы, закаливать организм.

Создавать условия в группе для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний.

Осуществлять систему коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников, предупреждать возникновение вторичных отклонений в психофизическом развитии ребенка.

Учить детей выполнять движения и действия по подражанию действиям взрослого.

Учить детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции.

Важно:

Использовать оздоровительно-развивающие упражнения на развитие манипулятивной функции рук для развития мелкой моторики и речевых навыков (упражнения с различными предметами (мячи, скакалки, шнуры, кольца, обручи) основанные на перекладывании, перебрасывании предмета.

Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют дыхательные, на расслабление, на развитие координации движений и функций равновесия, на коррекцию осанки, ходьбы, развитие ритма.

Вывод.

Формы и направления коррекционно-развивающей работы по физкультурному воспитанию в каждой группе ДОУ имеют свои воспитательные задачи, подбор средств и методических приемов, соответствующих возрасту, условиям проведения занятий.

Особенности физкультуры в современных детских садах

Физическое развитие малыша является объектом постоянного наблюдения специалистов, как педагогических, так и медицинских. Поэтому задачей каждого учреждения, составляющего проекты по физкультуре в ДОУ с детьми, является подготовка таких программ, которые будут полностью соответствовать требованиям данных специалистов.

Современная педагогическая практика допускает единственную форму работы с детьми, сюда относятся традиционные занятия, способствующие достижению положительной динамики в вопросе физического развития ребенка. Все методики проведения упражнений по физической культуре в дошкольных учреждениях базируются на необходимости решения 2 самых важных задач:

  • организация такого оздоровительного комплекса, который способствует формированию оптимальной последовательности движения и постепенных наращиваний физической нагрузки, что в дальнейшем будет способствовать укреплению иммунитета ребенка, а также положительно воздействует на стимуляцию психофизиологического развития. Это позволит предупредить развитие множества патологических изменений в организме;
  • удовлетворение возрастных потребностей в физических упражнениях, которые должны восприниматься каждым ребёнком, как «мышечная радость», а воспитателями, как основное средство комплексного развития детей дошкольного возраста. Во время подобных занятий по физической культуре малыши не только постигают особенности и возможности своего тела, а и общаются с ровесниками посредством соревнований по внимательности и ловкости.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]