«Особенности обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста»


Программа по рганизации плавания в бассейне в условиях детского сада

Татьяна Шеляшкова

Программа по рганизации плавания в бассейне в условиях детского сада

Пояснительная записка

Направленность рабочей программы : Физкультурно-спортивная — программа, ориентированная на организацию плавания в бассейне в условиях детского сада. Программа реализуется в ходе учебного процесса. В соответствии с нормами СанПиН и распределением учебной нагрузки для каждой возрастной группы. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что плавание способствует всестороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. С помощью прикладного плавания мы формируем важные навыки для человека, такие как спасение своей или чужой жизни, что положительно сказывается на личностных качествах ребенка.

Уровень освоения программы

Водный уровень программы: Рассчитан на детей первого год обучения от 1.5 лет. На данном уровне обучения дети должны адаптироваться к воде. Научиться самостоятельно, спускаться в воду, двигаться по всей площади бассейна. Привыкание к воде рассчитан на детей от 1.8 до 7 лет.

Базовый уровень программы обучение дети должны научиться плавать всеми способами без использования поддерживающих средств рассчитан на детей от 3 до 7 лет

Углубленный уровень программы обучение детей плаванию всеми способами, выход на глубокую воду (межрайонный/городской спортивный праздник Дельфиненок)

, прохождение отборов в школы олимпийского резерва.

Актуальность данной программы.

Данная программа разработана на основе Одновременной методике обучения плаванию детей дошкольного возраста и младших школьников. Уникальность данной программы состоит в том, что ДО №272 работает с использованием инклюзивной системы образования, а элементы одновременного метода обучения позволяет детям с ОВЗ получить хороший эмоциональный настрой и находиться в ситуации успеха. Систематические занятия плаванием благотворно влияют на уровень показателей плавательной подготовленности детей. Обучение плаванию детей дошкольного возраста является реализации государственной программой массового обучения плаванию, способствует оздоровлению и полноценному физическому развитию. Плавание является естественным формой физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста, проведения коррекционной работы и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Занятия прикладным плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта. Одно из важнейших значений массового обучения плаванию детей дошкольного возраста – это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде это дети.

Умения и навыки которые получат дети дошкольного возраста на занятиях в бассейне помогут сохранить свою и чужую жизнь, развить легкие и укрепить здоровье для хорового или камерного пения, даст возможность ребенку в полной мере использовать свои способности в любой области жизни от спорта до руководства государством.

Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что По мере освоения программырешаются задачи по формированию :

• навыков плавания;

• бережного отношения к своему здоровью;

• навыков личной гигиены;

• умение владеть своим телом.

Успешное решение поставленных задач, возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

предложенные в данной программе формы и методы организации занятий способствует созданию ситуации успеха, что дает возможность детям получить положительные эмоции на каждом занятии от достижения целей поставленных на занятии. В результате систематических занятий плаванием увеличивается сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность его нервной системы, от чего дети становиться более уравновешенными, лучше контролирует свое поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке.

Отличительные особенности. Совокупность методов, форм проведения занятий дает возможность достигать высоких показателей в освоении программы. Данная программа основывается на методике одновременного обучения детей плаванию, что дает вариативность в движениях и освоении плавательных навыков для детей с ОВЗ. Параллельно последовательным освоением сходных по структуре способов, начиная с освоения движений ногами и без учета индивидуальных особенностей освоения (традиционная)

Н. Ж. Булгакова, 1999; Т. И. Осокина, 1985. Одновременная

(Т. А. Протченко, 1990, которая положена в основу программы «Обучение

плаванию детей от 2 до 7 лет» (Т. А. Протченко,2007, 2013)

.

Цель и Задачи:

Цель: обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития. И проведение коррекционной работы. А так же получение знаний техники безопасности на водоемах, умений и навыков прикладного плавания.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

Обучающие:

• освоение спортивных способов плавания, изучение техники движения кролем на груди, и на спине, брасс, дельфин. Освоение прикладного плавания: Буксировка пострадавшего или вещей, падение в воду в одежде и даже с ранцем на спине.

• ознакомить и сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;

• дать материал по истории спорта и знания по различным водным видам спорта.

• познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах, в бассейне)

.

• познакомить и обучить детей спортивным и не спортивным способами плавания.

Развивающие:

• развивать двигательную активность

• развивать координацию движений

• развивать и совершенствовать дыхательную и сердечно сосудистую системы.

Воспитывающие:

• интерес к спорту и любовь к занятиям физкультурой.

• воспитывать самостоятельность и организованность

• воспитывать морально-волевые качества

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 1.5-7 лет.

В ДОУ проводится целенаправленная комплексная работа по обучению детей плаванию,которая включает следующие формы:

— непосредственно образовательную деятельность по плаванию;

— оздоровительно-профилактический комплекс закаливающие процедуры

— развлечения, праздники на воде.

категории обучающихся.

Формы организации образовательной деятельности и режим работы Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в освоении навыков плавания может быть различной. Для детей с ОВЗ используется групповая форма и индивидуальная. Занятия проводятся 2 раза в неделю во всех возрастных группах. Проводятся индивидуальные занятия. Формы и режим занятий. Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы. Общее количество занятий плаванием 72.

Прогулка детей после плавания в бассейне организуют не менее чем через 50 минут, в целях предупреждения переохлаждения детей. (Сан Пин п. 12.7)

.

Ведущей формой организации обучения является подгрупповая. Учитывая индивидуальные особенности детей проводятся и индивидуальные дополнительные занятия с постановкой задач учитывающих возможности и способности воспитанника. Наличие бассейна в детском саду создает возможность привлечь к образовательной деятельности по плаванию всех детей, начиная с младшего возраста. Обучение детей плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане. Только в сочетание непосредственно образовательной деятельности в бассейне с режимом деятельности и отдыха детей может получить положительный результат в укреплении здоровья и закаливания организма.

Планируемые (ожидаемые)

результаты освоения
программы
Дети должны усвоить:

• основные правила безопасности поведения на воде;

• правила личной гигиены;

• основы здорового образа жизни.

Дети должны иметь представление:

— о разных способах плавания («кроль»

,
«брасс»
,
«дельфин»
)

— о водных видах спорта.

Способами определения результативности реализации данной программы является внутреннее тестирование навыков плавания, которое проводится 2 раза в год (сентябрь, октябрь, — март, апрель)

в виде контрольных упражнений.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

• внутреннее тестирование навыков

• открытые занятия для родителей в каждой возрастной группе;

• спортивные развлечения и праздники на воде;

• спартакиада дошкольников по плаванию «Дельфиненок»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Характеристика основных навыков плавания.

Навык Характеристика

Погружение под воду с головой Помогает избавиться от страха перед водой

Открывание глаз под водой Помогает без страха координировать движения под водой

Ныряние Помогает обрести чувство уверенности, учит регулировать объём вдоха и выдоха.

Спад в воду Один из элементов прикладного плавания. Помогает сформировать навык спасения своей жизни при попадания в воду из любого положения

Лежание Позволяет почувствовать статистическую подъемную силу, удерживать тело в состоянии равновесия, учит преодолевать чувство страха.

Скольжение Позволяет почувствовать подъемную силу воды, учит продвигаться и ориентироваться в воде, работать попеременно руками и ногами, проплывать большие расстояния, совершенствует другие навыки, способствует развитию выносливости.

Контролируемое дыхание Ритмичное правильное дыхание, согласованное с ритмом движений, учит преодолевать давление воды, развивает дыхательную мускулатуру, он тесно взаимосвязан со всеми навыками.

Поэтапное формирования навыков плавания

I этап

Результат (задачи)

Возраст детей (условно)

Этап приучения к воде. Знакомство с водой, ее свойствами (мокрая, прозрачная)

. Самостоятельно спускаться в воду. Двигаться по всей площади
бассейна с помощью и без нее. Освоение с водой и простейшие игры «принеси игрушку»«Кинь мячик Ани»
Ранний и младший дошкольный возраст.

II этап

Результат (задачи)

Возраст детей (условно)

Приобретение детьми умение и навыков, которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно (всплывать, лежать, скользить, самостоятельно выполнять вдох-выдох в воду). Уметь прятаться под воду, падать без поддерживающих средств, к концу года. Работать руками как при плавании Брасом, Дельфином. Младший и средний дошкольный возраст.

III этап

Результат (задачи)

Возраст детей (условно)

Обучение плаванию определенным способами спортивного плавания (согласованность движений рук, ног, дыхания)

. Старший дошкольный возраст.

IV этап

Результат (задачи)

Возраст детей (условно)

Продолжение усвоения и совершенствования техники способа плавания, простых поворотов. Старший дошкольный и младший школьный возраст.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

, 2003.-80 с.

2. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар — сауна: Методическое пособие/ Коллектив авторов, под ред. Б. Б. Егорова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д»

, 2004.- 160 с.

3. Осокина Т. И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1985.-80 с.

4. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада и родителей-М.: Просвещение, 1991.-159 с.

5. Программы начального обучения плаванию/ Под ред. С. И. Ежиковой – Москва, 1983.- 70 с.

6. Лоурэнс Д. М. Акваэробика. Упражнения в воде. М; 2000.

7. Яковлева С. А. Игры и обучение плаванию младших дошкольников. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 96.

8. Рокосовская Л. Г. Обучение плаванию способом брасс. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 55.

9. Аскарова Г. Н. Использование нестандартного оборудования в обучении дошкольников плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 38.

10. Есипова С. Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по обучению детей плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 94.

11. Полунина Н. С. Обучение детей танцам на воде с элементами синхронного плавания. // Инструктор по физкультуре. – 2010. – с. 98.

12. Яблонская С. В., Циклис С. А. Физкультура и плавание в детском саду. – М., 2008.

Литература для родителей.

1. Фирсов З. П. Плавание для всех. – М., 1983.

2. Булгакова Н. Ж. Учите детей плавать. – М., 1977.

3. Левин Г. Плавание для малышей. – М., 1974.

4. Горбунов В. В. Вода дарит здоровье. – М., 1990.

5. Литвинов А. А., Иванчин Е. В. Азбука плавания. – СПб. 1995.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]