Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста

Фироза Габибуллаева

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 10 «БЕЛОЧКА»

Картотека сюжетно-ролевых игр

для младшего дошкольного возраста. гр. №3

Воспитатель:Габибуллаева Ф. П.

г. Нижневартовск

Карточка № 1 «Игрушки у врача»

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость,расширять словарный запас: ввести понятия «больница»

,
«больной»
,
«лечение»
,
«лекарства»
,
«температура»
,
«стационар»
.

Оборудование: куклы, игрушечные зверята,медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Ход игры:

Воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием.К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д.Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Карточка № 2 «Строим дом»

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка»

,
«каменщик»
,
«подъемный кран»
,
«строитель»
,
«крановщик»
,
«плотник»
,
«сварщик»
,
«строительный материал»
.

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинкис изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Картотека сюжетно-ролевых игр в группе раннего возраста

Любопытная белочка подбежала поближе. Заглянула в кузов. Нет никого! Прыгнула белочка в кузов, а машина-то и поехала: вперед-назад, вперед-назад.

Подъехала машина к зайчику, загудела: бип-бип-бип!

Прыгнул в машину зайчик. И опять машина поехала: вперед-назад, вперед-назад.

Подъехала машина к медвежонку, загудела: бип-бип-бип!

Влез медвежонок в кузов. Поехала машина: вперед-назад, вперед-назад. Белочка, зайчик и медвежонок рады!

Влез в кузов ежик. Поехала машина: вперед-назад, вперед-назад. Ура!

Накатались малыши, устали.

Первой из машины выпрыгнула белочка, за ней..? — зайчик. Потом вылез..? — медвежонок. А ежик — он ведь прыгать не умеет — никак не может слезть. Расстроился! Медвежонок, вот умница-то, вернулся и протянул ежику лапу. Воспитанные люди и звери всегда помогают друг другу.

Только ежонок вылез из машины, она и уехала. «До свидания, синяя машина! Спасибо тебе!» — закричали ей вслед зверята».

После прочтения рассказа воспитатель может предложить детям самостоятельно покатать игрушек в машинах.

Игра «Поездка»

Цель.

Обучение детей реализации игрового замысла.

Игровой материал.

Строительный материал, куклы, игрушки-животные, предметы-заместители.

Подготовка к игре.

Наблюдение на прогулке за транспортом, экскурсия в автопарк, в порт, в аэропорт, на вокзал. Чтение стихотворений и рассказов о транспорте. Изготовление из строительного материала машины, самолета, парохода, поезда, лодки, автобуса и др.

Игровые роли.

Машинист, шофер, пассажир.

Ход игры.

Воспитатель может использовать разные варианты игры в зависимости от того, на что направлены игровые действия.

1-й вариант.

Игровые действия воспитателя направлены на детей.

Воспитатель начинает игру: «Сейчас буду строить что-то очень интересное. Кто хочет мне помогать? Принесите, пожалуйста, большие кубы (модули). Вот эти большие круги. Молодцы, спасибо! А теперь принесите мне, пожалуйста, много стульчиков, они тоже пригодятся. Кажется, все готово, можно начинать строить. Знаете, что я хочу вам построить? Машину. Такую большую… С колесами, с кузовом. Построю машину и буду катать моих ребят. Хотите, чтобы я вас покатала на машине?» Воспитатель строит машину и комментирует свои действия. «Сначала построю кабину (берет стулья). Кабина готова. Теперь сделаю руль. Буду рулить. Машина поедет, повезет Сашу, Марину, Вадика… Руль тоже уже готов. Буду делать кузов. Поставлю стульчики вот так, чтобы детям было удобно сидеть, кузов сделаю большой, чтобы все уместились. Осталось только приставить колеса. Все. Машина готова. Ну-ка, садитесь, мои хорошие, в машину, сейчас поедем. Это место для Кати. А это для Пети… Все сели удобно? Можно заводить машину? Чик-чик, мотор включила. А знаете, куда я вас сейчас повезу? В магазин за игрушками. Би-бип! Поехали. Чшш-ш-ш! Остановка. Приехали в магазин. Сейчас я открою дверь. Выходите. Вот магазин (воспитатель показывает на шкаф с игрушками, которые заранее необычно расставлены и одеты: у кого-то привязан бант, у кого воротничок, юбочка новая и т. п.). Много в магазине игрушек. Они вам нравятся? Давайте будем покупать игрушки. Зайчика куплю Ванюше. А тебе, Оленька, какую игрушку купить? Ну, вот, кажется, всем купили игрушки. Хорошие игрушки я вам купила? Всем нравятся? Тогда садитесь в машину, поедем назад, в группу. Би-ип! Поехали…».

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом)

». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома.Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из
детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
Карточка № 3 «День рождения Степашки»

Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда; закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь;расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед»

,
«именины»
,
«сервировка»
,
«посуда»
,
«сервис»
.

Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы –тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Ход игры:

Воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. процессе игры.

Карточка № 4 «Собираемся на прогулку»

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда»

,
«обувь»
, воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Ход игры:

В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

Карточка № 8 «Путешествие с Доктором Айболитом»

Цели: продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; знакомить детей с профессией врача; учить детей игровым действиям,их выполнению в определенной последовательности: осмотр, послушать трубкой (фонендоскопом)

грудку, спинку, измерение температуры градусником, лечение таблетками;

развивать слуховое внимание, восприятие, память путем названия предметов для лечения куклы, запоминание последовательности лечения; учить уступать и обмениваться игрушками и ролями; воспитывать заботливое отношение к заболевшей кукле, интерес и уважение к профессии врача; закреплять умение выполнять игровые действия.

В-ль: Дети, мы с вами отправимся в интересное путешествие. Вы хотите со мной путешествовать? (Да)

.

В-ль: Ой, а это кто к нам пришел? (Ответы детей)

. Правильно, это же добрый доктор Айболит. Давайте с ним поздороваемся и ему улыбнемся.
(Обращается к Айболиту)
. Доктор Айболит, а что случилось?

Д. А.: Кукла Маша заболела,

Кашу манную не ела,

Надо Машу полечить,

Спать в кроватку уложить.

В-ль.: Ой, жалко Машу, она заболела.

Д. А.: А чтоб вылечить Машу, необходим мой волшебный чемоданчик, а я его где- то оставил.

В-ль: Надо помочь Д. А. вылечить Машу, давайте пойдем в детский сад и там его поищем. (Преодолеваем препятствия ручеек, камушки и т. д.)

А вот и твой волшебный чемоданчик.

Карточка № 9 «Путешествие с Доктором Айболитом»

Цели: продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; знакомить детей с профессией врача; учить детей игровым действиям,их выполнению в определенной последовательности: осмотр, послушать трубкой (фонендоскопом)

грудку, спинку, измерение температуры градусником, лечение таблетками;

развивать слуховое внимание, восприятие, память путем названия предметов для лечения куклы, запоминание последовательности лечения; учить уступать и обмениваться игрушками и ролями; воспитывать заботливое отношение к заболевшей кукле, интерес и уважение к профессии врача; закреплять умение выполнять игровые действия.

II часть

(Дети садятся на стульчики)

В-ль: Доктор Айболит ты устал, посиди, отдохни. Теперь я буду врачом, а ты посиди вместе с детьми, посмотри, как я буду лечить Машу. (Одевает шапочку и халат)

.

В-ль: Здравствуй, кукла Маша. (побуждаю детей здороваться)

. Нам сообщили, что ты заболела. Маша мы тебя вылечим. А что же у нас лежит в волшебном чемоданчике? Давайте посмотрим.

В-ль: Сейчас я измерю температуру градусником. Чем я измеряю температуру? (Градусником)

. Посмотрю горлышко шпателем. Полина, чем я посмотрю горлышко?
(Шпателем)
. Послушаю трубочкой, как бьется сердечко. Илья, чем я слушаю Машу?
(Трубочкой)
. Маша, надо громко дышать (дышите, не дышите, а дети тебе помогают.

В-ль: Надо кукле Маше дать таблетку и водичку, чтобы запить таблетку. Альбина, что я дала Маше? (Таблетку и водичку)

. Положим ее в кроватку, пусть спит.

В-ль: Дети, а вы хотите стать докторами и лечить кукол? (Ответы детей)

.

В-ль: Раз, два покрутись, в докторов превратись.

Карточка № 10 «Путешествие с Доктором Айболитом»

Цели: продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; знакомить детей с профессией врача; учить детей игровым действиям,их выполнению в определенной последовательности: осмотр, послушать трубкой (фонендоскопом)

грудку, спинку, измерение температуры градусником, лечение таблетками;

развивать слуховое внимание, восприятие, память путем названия предметов для лечения куклы, запоминание последовательности лечения; учить уступать и обмениваться игрушками и ролями; воспитывать заботливое отношение к заболевшей кукле, интерес и уважение к профессии врача; закреплять умение выполнять игровые действия.

III часть

В-ль: Теперь вы тоже доктора. Пойдемте, полечим кукол, которые болеют. (Дети отображают действия взрослого, а воспитатель напоминает их последовательность).

В-ль: Молодцы! Хорошими вы были докторами!

В-ль: Кукла Маша больше не болеет и куклы тоже.

В-ль: Дети, раз, два, покрутись и в ребят превратись.

В-ль: А что это такое? (Обращает внимание на медальки)

. Да это же доктор Айболит вам дарит свои фотографии, чтоб вы помнили, какими замечательными вы были докторами.

Карточка № 11 «Печем пирожки»

Цель: знакомить детей с процессом приготовления пирожков и правилами безопасности на кухне; учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов; развивать игровые умения и навыки, обогащать словарный запас; воспитывать уважение к чужому труду; закреплять умение объединятся в группы в игре, выполнять игровые действия.

Оборудование: кухонная посуда, куклы, детали строительного набора (небольшие шарики, разрезанные пополам, предметы-заместители

Картотека сюжетно — ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевые игры для детей младшего дошкольного возраста.

«Кормление куклы Кати»

Цель:

Закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Материал и оборудование:

Кукла Катя, набор посуды в игровом уголке.

Ход игры:

Игра проводится в игровом уголке. Воспитатель показывает и рассказывает, какую посуду используют за обедом (глубокие тарелки для супа, мелкие для второго, ложки, вилки, чашки и т.д.), показывает, как накрывают на стол, правила поведения за обедом, как пользоваться столовыми приборами. Предлагает детям накормить куклу обедом.

«Едем в детский сад на машине»

Цель:

Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование:

Машины

Ход игры:

Воспитатель сообщает, что сегодня они отправляются в детский сад на машине и нам нужно проехать по людным улицам, а для этого нужно знать правила (не въезжать в дома, не сбивать пешеходов, аккуратно ездить по дорогам, не сбивая встречные машины и т.д.). Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия, подсказывая, следит за ходом игры.

«Кукла Катя пошла в магазин»

Цель:

Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование:

Кукла Катя

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что кукла Катя собирается в магазин за продуктами, но она не хочет идти одна, потому что ей нужно купить много продуктов. Потом выбирает из детей помощников для куклы. «Возьмите сумку и «отправляйтесь». Складывайте в сумку игрушки, коробки, баночки, комментируя свои действия. «Этот кубик будет у нас сливочным маслом. А вот эта коробка — кукурузными хлопьями. Кольца от пирамидки — это сушки, а детали от конструктора — печенье». Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«В детский сад пришло письмо»

Цель:

Развивать диалогическую речь, учить выполнять несколько действий с одним предметом.

Материал и оборудование:

Письмо и медвежонок

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что в детский сад пришло письмо. И в этом письме Миша очень просит прислать ему посылку. Пошлём? Тогда нужно собрать ему гостинцы. Выясняет у детей, какие гостинцы любит Миша. Дети собирают сумку с гостинцами для Миши. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«Зайка едет в детский сад»

Цель:

Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование:

Зайка

Ход игры:

— Ребята, Зайке нужно в детский сад, а он находится очень далеко, поэтому Зайка решил поехать на машине. Помогите ему добраться до детского сада. Нам нужен шофёр машины. Но не всё так просто, ведь нужно проехать через разные препятствия. Далее воспитатель следит за игрой и устраивает препятствия на пути машины.

«Делаем причёску кукле Кате»

Цель:

Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли.

Материал и оборудование:

Инструменты для игры в парикмахерскую

Ход игры:

Воспитатель сообщает: «Кукла Катя собирается на бал и ей нужна очень красивая причёска, поэтому она пришла в ваш салон к самому лучшему мастеру». Выбирает из детей мастера. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«Помоги Мише собрать игрушки в детском саду»

Цель:

Ориентирование в группе, активизация диалоговой речи детей, умение играть небольшими группами.

Материал и оборудование:

игрушка мишка

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что Миша в своём детском саду разбросал все игрушки и теперь плачет, потому что не помнит где что лежало. Давайте ему поможем. Далее воспитатель подсказывает и направляет игру детей.

«Детский сад для цыплят»

Цель:

Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование:

Цыплята.

Ход игры:

— Дети, цыплята тоже хотят ходить в детский сад, но у них нет детского сада. Давайте им поможем! Выбирают из детей воспитателя и няню. Далее воспитатель подсказывает и направляет игру детей.

«Кукла Катя заболела»

Цель

:

Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли.

Материал и оборудование:

Игровой набор «Больничка»

Ход игры:

Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя заболела. Нужно вызвать доктора. Воспитатель выбирает из детей «Доктора» и одевает его в белый халат и шапочку и предлагает ему осмотреть больную. Далее воспитатель направляет игру детей и наблюдает за её ходом.

«Кукла Катя собирается в детский сад»

Цель:

Активизировать речь детей, воспитывать внимание к своему внешнему виду, заботливое отношение к кукле.

Материал и оборудование:

Набор одежды для куклы.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям, что кукла Катя ещё спит, а ей уже нужно собираться в детский сад. Вместе с детьми куклу поднимают из постельки, ведут умываться и чистить зубки. Выбираем одежду для куклы и одеваем её. Воспитатель внимательно следит за ходом игры и корректирует её.

«Прогулка в детском саду»

Цель:

Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование:

Куклы.

Ход игры: —

Дети, наши куклы пошли на прогулку. Давайте покажем им, как гуляем мы. Что мы делаем на прогулке, и в какие игры играем. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«Зайка — почтальон»

Цель:

Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование:

Ход игры:

Воспитатель сообщает, что Зайка сегодня почтальон, и он разносит почту, а если вы хотите отправить письмо или посылку, то Зайка доставит её по назначению. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«Магазин игрушек»

Цель:

Создавать у детей бодрое, радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки детей.

Материал и оборудование:

Игра проходит в игровом уголке – магазине.

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что он – продавец в магазине игрушек, и предлагает детям купить что-нибудь. Нахваливает детям различные игрушки и объясняет, как они работают. Затем выбирает продавцом кого-нибудь из детей. Далее наблюдает за игрой и направляет игровое действие.

«В детский сад пришёл мастер по ремонту игрушек»

Цель:

Подводить к пониманию роли в игре, активизировать коммуникативные навыки детей и диалоговую речь.

Материал и оборудование:

Игровой набор «Инструменты»

Ход игры:

Из детей воспитатель выбирает мастера по ремонту игрушек, одевает его в фартук и даёт ему чемодан с инструментами. Сообщает детям, что пришёл мастер по ремонту игрушек, кому необходимо, что отремонтировать зовите мастера. Далее наблюдает за игрой и направляет игровое действие.

«В детский сад пришёл гость»

Цель:

Создавать у детей бодрое, радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки детей.

Материал и оборудование:

кукла-повар

Ход игры:

Воспитатель: «Ребята, к нам в детский сад пришёл гость – кукла Катя, она повар. Ей нужно сварить суп. Но, вот ведь беда, какая, она забыла, какие овощи нужны для супа. Помогите кукле вспомнить и выбрать необходимые продукты ».

Пусть малыши сами положат овощи в кастрюлю, посолят и помешают ложкой получившийся суп. Готовым супом можно угостить других кукол.

«Стрижка для Зайки»

Цель:

Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать атрибуты ля игры. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование:

Инструменты для игры в парикмахерскую, игрушка Зайка.

Ход игры:

Воспитатель выбирает из детей мастера и говорит, что к нему пришёл на стрижку Зайка. Далее воспитатель наблюдает за игрой и направляет её.

«Доктор детского сада»

Цель:

Игра способствует развитию навыков общения, социальной адаптации.

Материал и оборудование:

Набор «Больничка»

Ход игры:

Предложите малышам поиграть в доктора. Наденьте белый халат или что-нибудь ему подобное. Пусть дети приводят на прием свою «детей» (куклу или мягкую игрушку). Доброжелательно беседуйте с «родителем» и его «чадом». Спрашивайте: «Что у вас болит? Где болит, как болит?». Предложите крохе поменяться

ролями.

Ход игры:

Вос-ль: -Дети, вы хотите со мной поиграть? Я буду пирожки печь. Посмотрите, что у меня есть (снимает крышку с коробки и кладет ее рядом)

.

-Я буду тесто месить для пирожков. Вот так, вот так! (Перемешивает в коробке детали из строителя.)

С чем вы любите пирожки? С повидлом? Вот этот пирожок для тебя, он с повидлом (показывает, как лепить пирожок)

.

-Ой, а куда же мне положить пирожки? На чем будем их печь? (Хорошо, если кто-то из детей догадается, что для этого можно использовать лежащую на столе крышку от коробки.) Действительно, сюда можно пирожки класть! Пусть это будет противень, как у мамы на кухне.

-Вот здесь будет Сонин пирожок с повидлом. А с чем Сережа любит пирожок? Хочешь с капустой или с яблоками? Вот он, пирожок с яблоками и Эле пирожок слепим, и Альбине.

-У нас осталось еще место, давайте еще пирожок сделаем. Кто мне поможет?

-Полина, замеси тесто. Вот как у тебя хорошо получается!

-А теперь лепи пирожок вот так, как я. Клади его на противень. (Предлагает другим детям.)

Много пирожков получилось. Не осталось ни одного свободного места. Надо в духовку ставить, пусть пекутся. А где же у нас будет духовка?

-Оля, где будем печь пирожки? Вот здесь? (Можно использовать любые заместите ли.)

Это плита? Включай побыстрей! Поставили пироги.

— А как там наши пирожки?

-Понюхайте, как вкусно пахнет.

-Оля, посмотри, пирожки уже зарумянились?

-Конечно, они готовы. Я сейчас их вытащу из духовки. Осторожно, горячо!

-Угощайтесь. Вот это чей пирожок? Вкусно?

(Раздаю пирожки всем. Если дети будут брать «пирожок»

в рот, остановить их.)

Вот какие пирожки получились вкусные.

Мы поели, а куклы голодными остались. Они тоже хотят пирожков.

0

Карточка № 12 «День рождение куклы»

Цели: познакомить детей с правилами сервировки стола, с правилами поведения за столом, со столовой посудой; учить правильно находить и отбирать посуду для чаепития;

продолжать обогащать содержание игр; способствовать объединению детей для совместных игр; обогащать словарный запас; воспитывать желание соблюдать нормы поведения за столом, уважительное отношение к друг другу.

Оборудование: чайная посуда, скатерть, кукла в нарядном платье, образные игрушки (мишка, заяц, бочонок с медом, морковка. Можно использовать предметы-заместители.

Сюжетно-ролевая игра

В современном мире сюжетно-ролевые игры применяют в самых разных сферах жизни: моделирование рабочих и боевых ситуаций, корпоративные отдых персонала, воспитание детей.

Сюжетно-ролевая игра — совместная групповая игра, в которой ее участники воспроизводят сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок. При этом участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т.п.

Социальная роль — это стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. Роль определяется:

  • названием;
  • социальным статусом индивида;
  • выполняемой функцией в системе социальных отношений;
  • ожиданиями окружающих.

Детская игра — это деятельность, в процессе которой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности, установки и учится исполнять определенные социальные роли. Для ребенка игра — это основное средство первичной социализации. Детский лагерь — это та самая среда, в которой под руководством вожатых (зачастую, бессознательным) происходит приобщение к ценностям, нормам и правилам поведения сначала в детском лагере, а позднее в обществе.

Отличие детских ролевых игр от взрослых состоит в том, что в сознании ребенка еще не сформировалась система ценностей, а знание социальных ролей ограничено. В то время как взрослый человек в каждой новой игре реализуют известную ему в деталях социально-культурную роль, ребенок только формирует ее, собирает «по кусочкам» из отдельных фрагментов, увиденных и услышанных им в окружающей его обстановке. Таким образом, в представлении ребенка сформируются такие понятие, как добро и зло, сила и слабость, верность и трусость и т.д.

Отличительными особенностями ролевых игр являются:

  1. Обязательное наличие ведущего. В ролевых играх он является основным действующим лицом, которое отвечает за организацию всего игрового процесса, несет ответственность за развитие игрового сюжета.
  2. Участники игры не соперничают друг с другом, т.к. у них одна общая цель, которую они могут достичь, только объединив свои усилия. Скорее можно сказать, что команда играет против заданного сюжета. Участники вместе придумывают новые способы преодоления трудностей и достижения конкретной цели.
  3. Раскрытие творческого потенциала каждого члена команды. Ролевая игра из всех возможных игр в наибольшей степени заставляет участников раскрыть свой творческий потенциал. Каждый отдельный игрок вживается в выбранный им образ, придумывает себе специфические качества и возможности, таким образом управляет своим поведением, влияет на действия других участников и ход игры.
  4. Отсутствие ограничений по времени и правилам. Как нет границ детского воображения, так нет рамок сюжетов. Если команда несколько раз проиграла один сюжет, она может поменять место действия или героя и идти дальше. Можно отыграть несколько действий, остановится в любой момент и продолжить на следующий день.

Общим в сюжетно-ролевой игре для всех возрастов является то, что она та же реальность, которая позволяет участникам совершать открытия и моделировать жизненные ситуации. При этом вне зависимости от результата кара не будет такой жестокой, как это могла бы быть на самом деле.

Детская ролевая игра у детей дошкольного возраста.

Уже в возрасте 5 лет малыш не просто отображает чужие действия, а играет чужие роли. Он знает, что в игре может стать, кем хочет, а не тем, кто он есть на самом деле. В воображении ребенок рисует конкретный образ и реализует в жизни по всем правилам (так, как они сформированы в его сознании). Например, мальчик становится доктором, который ведет прием больных, проводит обследование, ставит диагноз, «выписывает рецепты». При этом в игре уже задействованы другие участники, с которыми ведется бурное общение, отстаивается точка зрения.

Игры не ограничиваются одним сюжетом. К 5-6 годам накапливается багаж образов увиденных по телевизору (мультики, сказки, детские программы и т.д.), подсмотренных от взрослых (профессиональная деятельность, бытовые ситуации). Тогда ребенок объединяет несколько сюжетов в один и проигрывает «маленькую жизнь». Например, в самой распространенной игре «дочки-матери» девочки (а иногда и мальчики) со своими «детьми» играют в семейную жизнь: примерка одежды, уборка в доме, визит к доктору, поездка в деревню и т.д.

Отличительной особенностью этого периода является появление предмета-заместителя. Дети уже мыслят категориями символов и способны наделять простые бытовые предметы нужными им свойствами: бант превращается в корону, карандаш — в волшебную палочку, подушка — во врага, которого можно поколотить. Таким образом, у ребенка развивается абстрактное мышление, родителям и педагогам становится проще объяснять ему значение тех или иных вещей и, что важнее, абстрактных понятий. Чем раньше в играх детей появляется предмет-заместитель, тем быстрее проходит их психологическое развитие.

Детская ролевая игра у детей школьного возраста.

В с началом школьного периода жизни у ребенка происходит вторичная социализация. Педагоги открывают новые ценности, норм поведения и ограничений становится больше. Количество малых групп, в которых общается ребенок, становится значительно больше (класс, спортивная секция, музыкальная школа, соседи по дому и т.д.). Таким образом, поток информации усиливается. Знания по каждому отдельному вопросу становятся глубже, ребенок больше уделяет внимания деталям, отличительным особенностям вещей одного класса. Например, если раньше клубника, малина и ежевика были просто «ягодка», то теперь это отдельные конкретные ягоды, которые различаются по названию, внешнему виду, вкусу. Просто игровая мотивация все больше и больше переходит в учебную мотивацию. Через игру дети быстрее учатся чему-то новому, т.к. они сразу это все пробуют на себе. Именно поэтому особенно в младших отрядах в образовательных целях часто используются ролевые игры. Дети в роли фруктов, животных, цифр, букв и т.д. проникают в суть вещей, и это откладывается у них на бессознательном уровне.

Другой отличительной особенностью возрастного перехода является поведение в играх. Ребенок больше нацелен на результат, на отстаивание своей позиции. В ролевой игре для него также важным становится не просто проигрывание определенного сюжета, но и достижение конкретной позиции. В играх участники борются за достижение командного или личного первенства. В возрасте 6-9 лет ребенок отстраивает себя от других, определяет, чем он отличается, чем он лучше или хуже. Вожатым важно контролировать процесс игры, чтобы все дети всегда были на начальных равных условиях. Желательно также отслеживать игры, в которые играют дети. Если группа играет в одну и ту же игру, и результаты повторяются, то нужно сменить тип игры, чтобы другие участники могли проявить свои возможности.

Ход игры:

Воспитатель говорит, что у куклы Кати сегодня день рождения и она приглашает в гости. Советует детям подумать, что они подарят Кате, чем порадуют её. Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и принести бочонок мёда или с зайкой, который подарит Кате вкусную сладкую морковку.

Затем воспитатель предлагает детям помочь Кате красиво накрыть стол для гостей, пpигoтoвить чай.

Дети собираются на день рождения.

При повторении игры можно отметить день рождения мишки, зайки, кота и др.

Карточка № 13 «Куклы на прогулке»

Цели: продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом; учить пользоваться приобретёнными умениями при сооружении несложных построек; закреплять умение играть вместе, делиться игровым материалом; развивать стремление детей устанавливать взаимоотношения в игре, обогащать словарный запас; воспитывать интерес и уважение к друг другу, желание соблюдать нормы поведения; закреплять умение распределять роли; поощрять самостоятельность детей.

Оборудование:набор крупного строительного материала: кирпичики, кубики, призмы, пластины, куклы разных размеров, машины разной величины,образные игрушки: матрёшки, зайцы, мишки.

Методическая разработка «Организация сюжетно-ролевых игр с детьми младшего дошкольного возраста»

Методическая разработка

«Организация сюжетно-ролевых игр

с детьми младшего дошкольного возраста»

Содержание

1 Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника
2 Виды сюжетно-ролевых игр
3 Игра детей младшего дошкольного возраста

4 Литература

1. Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника.

Дошкольное детство- самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

В сюжетно-ролевой игре закладывается социальный мотив. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношении.

В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие. Многие отечественные психологи задавались следующими вопросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания.

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Когда ребенок подражает кому-то, он передаст свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.

В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

В сюжетно-ролевой игре также развивается воображения и творчество. Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.

Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения. В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них.

2. Виды сюжетно-ролевых игр

Игры на бытовые сюжеты:

Игры «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

Игры на производственные и общественные темы

Игры, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

Игры на героико-патриотические темы

Игры, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач:

Игры по содержанию литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

«Режиссерские» игры

Игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни.

3. Игра детей младшего дошкольного возраста

В ходе наблюдений за играми детей младшего дошкольного возраста наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. Ребенок стремится определить для себя роль, может на какое-то время увлечься ею. Однако интересы детей еще неустойчивы, малыш часто переключается с одной роли на другую, зачастую неоправданно меняет сюжет игры.

В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание. Поскольку маленькому ребенку свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному, обогащение детей новыми знаниями и представлениями должно проходить живо и занимательно, чтобы вызвать у малыша интерес, желание подражать. Воспитатель использует дидактические игры типа «Оденем куклу Таню», «У куклы Тани день рождения», «Уложим куклу Таню спать» и другие. Драматизирует в лицах знакомые детям потешки, прибаутки; использует игрушки при чтении сказок, рассказов, стихотворений, создаёт игровые ситуации, которые наталкивают ребёнка на продолжение игры.

Воспитатель должен систематически пополнять запасы игрушек и игрового материала с учетом развития представлений и знаний детей. Чрезвычайно эффективен приём совместной игры педагога и детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками, с предметами-заместителями.

В этом возрасте у ребенка возникает интерес к игре сверстников. Малышу скучно играть в одиночку, так как ему не с кем поделиться своими наблюдениями, переживаниями. Иногда можно наблюдать, как дети безропотно подчиняются воле активных, агрессивных сверстников. Хорошо зная характеры, интересы детей, педагог должен увлечь их совместными действиями с игрушкой. С возрастом у ребенка появляется стремление подражать и игровым действиям сверстника и желание выполнять ту же роль. Достаточное количество однотипных игрушек даёт возможность детям играть «рядом». В такой игре создаются предпосылки воспитания у ребенка доброты, чуткости, отзывчивости; формируются навыки жизни в коллективе.

Исполняя вместе с ребёнком главную роль, воспитатель, прежде всего, стремится поддержать интерес ребёнка к игре, учит исполнять роль до конца и развивать содержание игры, согласовывать свои действия с действиями товарищей; наряду с этим решается задача воспитания у детей дружеских взаимоотношений. Ребенок, выполняя свою роль вместе с педагогом, подражая ему, не только осмысливает и уточняет свои знания о труде взрослых, но и усваивает нормы общественного поведения. Руководя игрой, воспитатель не должен подавлять инициативы, самостоятельности ребенка.

Игра должна стать для детей интересной, увлекательной самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог проявлять в ней свои способности, умение устанавливать эмоционально-положительные контакты со сверстниками.

Выдающийся исследователь в области психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Литература

Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004, 192 с.

Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения.- Ярославль «Академия развития», 1997, 240 с.

Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008, 256 с

Ход игры:

Воспитатель говорит, что куклы хотят гулять.

-Давай оденем их на прогулку. А наших мальчиков попросим построить для дочек дорожки, поезд, машину, горку, чтобы всем было весело и интересно на прогулке.

Дети одевают кукол.

Воспитатель спрашивает, кто и что будет сооружать для кукол. В ходе строительства закрепляет названия деталей конструктора, их величину, цвет, поощряет самостоятельность детей, дружную игру. При необходимости помогает одевать кукол на прогулку.

Когда куклы одеты и постройки готовы, можно предложить детям погулять с куклами по дорожкам.

При повторении игры вводится строительство одной — двух новых, более сложных построек. Воспитатель даёт образец их обыгрывания не только с куклами, но и с другими образными игрушками, (если на кеглю одеть юбку и косынку, то получится матрёшка)

.

В ходе таких игр педагог постепенно подводит детей к совместной игровой деятельности.

Карточка № 6 «Купание куклы»

Цели: учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложить спать, правильно называть предметы и их назначение; закреплять разнообразные игровые действия; развивать игровые умения и навыки; обогащать словарный запас; воспитывать уважительное отношение к друг другу и бережное отношение к игрушкам.

Оборудование: ванночка, мыло (кирпичик, мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземплярах)

; кукла Катя (у неё
«испачканы»
руки).

С каких сюжетных игр начинать?

Как правило, месяцев в 9-10 малышам становятся понятны и интересны не только сами предметы и игрушки как таковые, но и действия и простые сценки с их участием. Наверняка, вы и раньше показывали малышу куклу, мишку или зайчика, говорили при этом «Смотри, это собачка, гав-гав» или «Где кукла?». Но теперь к обычному показу игрушек очень полезно добавлять первые сюжетно-ролевые игры.

Начинать нужно с самого простого: показывать малышу как кукла ходит, плачет, кушает. Показывая малышу инсценировку, коротко комментируйте свои действия. По мере того, как малыш будет вникать в суть игры, можно вводить все более сложные и развернутые сюжеты. Конечно, поначалу ребенок будет лишь зрителем, наблюдающим сценку, которую разыгрывает перед ним мама, но пройдет некоторое время, и малыш потихоньку начнет подключаться к игре.

Какие еще сюжеты можно разыграть с малышом? Вот несколько идей:

  • кукла пошла, упала, заплакала, нужно ее пожалеть;
  • зайка сел в машину, поехал кататься, потом позвал с собой куклу;
  • собачка потанцевала, устала, захотела спать, нужно уложить ее в кроватку под одеялко (платочек);
  • куклы пьют чай;

  • кукла собирается с вами на прогулку, одевается, садится в колясочку;
  • кукла купается в небольшом тазике, потрите ее губкой, вытрите полотенцем;
  • мишка пришел, поздоровался, потанцевал, спел песню, попрощался и ушел;
  • мишка стукнул лапку, нужно ее полечить (замотать бинтиком), тогда лапка больше не будет болеть;
  • объявите малышу, что стульчик сломался, и вместе отремонтируйте его при помощи игрушечных инструментов: молоточка, отвертки и т.п.

Все сюжеты малышу нужно показывать, не торопясь. Что-то нужно будет проиграть неоднократно, прежде чем малыш поймет суть и сможет следить за развитием сюжета.

Игра будет интереснее и разнообразнее, если вы будете использовать разнообразные аксессуары и игрушечные предметы быта. В числе самых первых лучше всего приобрести:

  • куклу-пупса с комплектом принадлежностей: бутылочка, соска, горшок, расческа, ложечка, тарелочка, коляска и т.п. (Озон, My-shop)
  • набор игрушечной посуды: чайник, чашечки, тарелочки, ложечки и т.п. (Озон, Лабиринт, My-shop)
  • набор игрушечных инструментов: молоточек, пила и т.п. (Озон, Лабиринт, My-shop)

Прогуливаясь с ребенком по улице, показывайте и объясняйте ему простые сюжеты, разворачивающиеся вокруг него в повседневной жизни. Если раньше вы бы просто сказали «это мальчик», «это птички», «это собачка», то теперь ребенку, показывая, можно кратко рассказать «Мальчик катается на качелях», «Птички клюют хлебные крошки», «Собачка бегает по траве и лает». Чем старше становится малыш, тем более развернутым должен становиться ваш рассказ.

Очень полезно разыгрывать с малышом увиденные в реальной жизни ситуации. Например, если малыш видел, как из машины сгружают кирпичи, можно дома с ним вместе нагрузить машинку кубиками, отвезти их в другую часть комнаты и построить из них башенку. Или, увидев на улице как бабушка кормит голубей, можно разыграть дома ситуацию, как тоже самое делает любимая кукла. Играя с малышом таким образом, вы способствуете формированию ассоциативных связей, развитию воображения.

Ход игры:

Воспитатель, обращаясь к кукле,спрашивает:

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Затем говорит детям.

-Кукла Катя испачкалась. Надо её выкупать. Что нам для этого нужно?

Когда мытьё куклы закончено, воспитатель предлагает Эле вытереть её полотенцем.

-Кукла стала чистой.

Затем куклу одевают и укладывают спать.

Игру можно повторить 2-3 раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений и навыков.

Карточка № 14 «Покатаем кукол на машине»

Цели: знакомить детей с профессией шофера и правилами безопасного проезда на транспорте; учить детей объединяться по 2-3 ребёнка для самостоятельных игр, подводить детей к самостоятельному замыслу игровых сюжетов; продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир)

; воспитывать интерес и уважение к профессии водителя, желание соблюдать нормы поведения в общественном транспорте.

Оборудование: набор строительного материала (кубики, пластины, кирпичик, рули (2-3 шт., куклы, образные игрушки (мишка, заяц, лисичка, в строительном уголке воспитателем заранее построена машина.

Особенности сюжетно-ролевых игр в группе младшего дошкольного возраста

Особенности сюжетно-ролевых игр в группе младшего дошкольного возраста.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. В Программе от рождения до школы / под редакцией М. Васильевой определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры. В соответствии с содержанием программы воспитатель помогает детям овладевать необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых и других игр, а также игровыми действиями с игрушками и предметами заместителями.

Сюжетно-ролевая игра в разных возрастных группах имеет свои характерные особенности: Первая младшая группа (с двух до трех лет

).

Третий год жизни дошкольника характеризуется как период развития сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой игре. Вначале года игры детей непродолжительны (3- 6 минут ). Чем же обусловлен переход от сюжетно — отобразительной игры, содержание которой составляют преимущественно игровые действия с предметами, к игре — общению, в которой дети берут на себя определенные роли в соответствии с сюжетом? Следует отметить, что в сюжетно — отобразительной игре ребенок с помощью игрушки отображает прежде всего отношения между людьми.

Начиная с раннего детства, постепенно малыш узнает назначение предметов в игре, в воображаемой ситуации, игрушки заменяют ему предметы, становятся носителями определенных отношений между людьми. Игрушка для ребенка полна смысла. В начале третьего года жизни малыш еще не берет на себя роль, но фактически выполняет ее, совершая по отношению к игрушкам те действия, которые свойственны определенному лицу. Сюжетно — ролевые игры в их собственном смысле возникают к концу третьего года жизни ребенка. Их появление связано с рядом условий:

Наличие разнообразных впечатлений от окружающего;

Накопление предметных игровых действий;

Наличием разных игрушек;

Частотой общения с взрослыми;

Развитием самостоятельности детей.

Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью.

Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка, состоящая из двух — трех действий, многократно повторяется. Основным содержанием, как и в предметной игре, являются и форма игры: или как индивидуальная, или как игра «рядом». Действия с предметами, игрушкой осуществляется каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения еще нет. Совместные игры возможны лишь при участии взрослого. Дальнейшее формирование игры связано с развитием сюжета. Более сложный сюжет, включающий 2- 3 звена из двух – трех действий, возникает тогда, когда взрослый подбирает для детей игрушки, вызывающие разнообразные, связанные между собой действия. Это определяется тем, что на данном этапе развития игры в центре ее находится предмет и действия с ним.

Например, девочка моет куклу, полотенце и расческа, положены рядом, вызывают новые действия – вытирание и причесывание.

Во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок – в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде : ребенок, действуя определенным образом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре, ребенок обозначает словом, (мама, врач, шофер, и др.), но только после того как им был совершен ряд соответствующих действий, и на конец уже в самом начале игры ребенок берет себе роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Появление роли связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто действует – на человека. Вместе с тем благодаря наличию умений переносить действия с одного предмета на другой развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно – ролевыми.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реальными событиями. отмечала, что содержание игр отрывочное, нелогическое.

Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом, покормим мишку, уложим мишку спать: снова покормили и снова уложим спать. Такие игры охарактеризовала как игры — действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, девочка усадила своих дочек за стол, ушла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюлькой, сковородками, а дочки так и остались не накормленные.

Особенности игры детей младшего возраста:

В игре ребенок увлечен действиями с игрушкой, у него пока нет роли, он ее только осознает, в игре появляются несложные сюжеты с двумя – тремя взаимосвязанными действиями, у ребенка идет активная подготовка к принятию роли, с 2,5 лет начинает активно развиваться самосознание, воображение ребенка. Малыш начинает понимать что, оставаясь самим собой в игре, он может одновременно выполнять какую — либо роль

(Я – это Я и Я — зайчик или шофер…).

Сверстники в игре малозначимы (ребенок увлечен личной игрой). В контакт малыш вступает чаще ради своих интересов – завладеть игрушкой.

У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с тем или иным действиями: Я – мама, Я – шофер, Я – врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиями с предметами: Мама выбирает для игры игрушки или предметы, которые необходимы для выполнения обеда, купания ребенка. Врач подбирает для лечения карандаш – градусник, рвет бумажки для горчичников, из бутылочки наливает воображаемое лекарство и т. п. Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определенной атрибутики:

У мамы – набор предметов быта.

У врача – медицинские инструменты, лекарство.

У шофера – транспортное средство.

Таким образом разыгрывается роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик для купания куклы…), а также предметы заместители (карандаш или палочка становится в игре – ножом, ложкой, градусником, шприцем). Ролевое взаимодействие между играющими осуществляется посредством предметно – игровых действий. Врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т. п.

6. Система работы воспитателя по развитию сюжетно – ролевых игр детей 2 -3 года жизни.

Основной задачей педагога является формирование у детей младшей группы игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.

Исследователи, в частности , отмечают, что игра носит развивающий характер, если организуется взрослым по принципу решения игровых задач.

При формулировке игровой задачи могут быть использованы как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства. Так, игровая задача может быть поставлена прямо: «Уложи куколку спать», может быть сформулирована в косвенной форме: «Куколка хочет спать», а затем и менее конкретно: «Куколка устала», — в этом случае ребенок ищет решение сам. Воспитатель должен развивать целенаправленную игровую деятельность, учит придумывать цель в игре, и подбирать под нее игровые действия.

Одна игровая задача может решаться разными способами:

Например – «Наташенька твой мишка хочет спать, он плачет».Данную задачу поставленную перед ребенком можно решить показывая или называя игровое действие:

«Уложи его в кровать»; затем предложить сделать ребенку это самостоятельно.

Усложняя решение можно предложить малышу перед укладыванием мишки (сыночка, дочки и др.) напоить его молочком, приготовить постельку, рубашку.

Таким образом, воспитатель тщательно должен продумать ряд постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре.

Для этого он заранее должен предусмотреть наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка желание решить игровую задачу. Воспитатель должен учить выполнять несколько игровых действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Развивать целенаправленную игровую деятельность, учить придумывать цель в игре, подбирать под нее игровые действия, содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать их в качестве предметов – заместителей. С помощью воспитателя дети учатся выполнять несколько игровых действий объединенных в сюжет. Воспитатель постепенно подводит детей к пониманию роли в игре, формирует начальные навыки ролевого поведения, учит связывать сюжет и действия с названием роли, развивает умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.

Важно непосредственное участие воспитателя в игре, непосредственное общение ребенка именно с воспитателем, а не с игрушкой (игрушка – немой партнер, она не может подсказать ребенку новых игровых действии). В дидактической игре с куклой дети обучаются разным игровым действиям и переносят их в самостоятельную игру.

Воспитатель учит детей играть и сам участвует в игре наравне с ребенком, помогая ребенку войти в образ т. е. обозначить его словом: «Ты шофер», «Молодец Наташенька, ты как настоящий доктор, слушаешь куклу трубочкой!».

Оценка в игре всегда положительная: «Какой молодец, какой хороший шофер, вежливый; какой вкусный суп сварили молодцы!».

В оценке фиксируется внимание детей на роли или на ролевом действии, подобранные в соответствии с этой ролью. У младших дошкольников идет овладевание функциями предметов, поэтому надо больше иметь в игровом уголке копий реальных предметов, чем предметов – заместителей.

В группе на период игрового бодрствования детей разворачиваются не игровые уголки, а игровые места по всей площади группы т. к. нет игрового взаимодействия и ребенок способен короткое время играть тем предметом, который попадает в его поле зрения.

Большую часть времени дети третьего года жизни бегают и двигаются, поэтому половина пространства группы должна быть освобождено для движений, и катания игрушек.

Предметы для игры должны располагаться на уровне роста ребенка, быть доступными, оборудование должно быть многофункциональным (для игр, развития сенсорики и мелкой моторики).

Педагог должен проанализировать игровую деятельность детей, выявить причины затруднений и предложить своевременную помощь, спланировать методы и приемы руководством сюжетно – ролевой игрой, как одним из важнейших условий ее развития.

Организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной, — это большая творческая задача воспитателя.

Учитывая все выше изложенные рекомендации, мы постарались в своей 1 младшей группе ДОУ № 45 Фрунзенского района создать необходимые условия для развития игр детей, мы хорошо понимаем, что игра – одно из главных средств воспитания детей дошкольного возраста. Обязанность работников детского сада создать наиболее благоприятные условия для игр детей, создать обстановку, в которой каждый ребенок может полностью удовлетворить свою потребность в игре.

В игровой комнате мы поставили мебель так, чтобы свободного, открытого пространства было как можно больше. Все атрибуты различных сюжетных игр расположили в развернутом виде т. е. в зоне доступности ребенка. Для того чтобы дети могли сами создавать игровую обстановку, у нас в группе имеется крупный и мелкий напольный и настольный строитель. Дети вместе с воспитателем в зависимости от сюжета, пытаются строить из него любую, нужную для реализации замысла постройку (дом, заборчик для зверят, гараж и т. д.). Также у детей в свободном доступе находится бросовый материал, для того, чтобы дети сами могли создавать недостающие атрибуты для своих игр, (см. приложение №1).

Мальчики любят играть с кубиками и машинками, им очень нравится кататься на велосипедах, а девочки в свою очередь по своему пытаются разыгрывать различные ситуации с пупсами, куклами, очень любят катать различные игрушки в колясках, представляя себя мамами.

Игрушки в группе и предметы заместители подобраны в соответствии с возрастом детей и гигиеническими требованиями. Куклы (разные), машины (специализированные, большие и маленькие), кухонная посуда и различная бытовая техника, (спальная, кухня и т. д.), игрушки — животные. Все это находится в свободном для детей доступе.

Игровую деятельность детей целесообразно осуществлять на основе определения педагогом тех игровых действий, которые могут выполнять дети в процессе игры, исходя из своего опыта и знаний, а также предполагая перспективу развития этих действий на основе эффективного методического руководства. С этой целью мы спланировали примерный объем игровых действий на каждый месяц учебного года, а также некоторые методические приемы, которые помогут обеспечить формирование этих навыков и умений, (см. приложение №2).

Система формирования игровых навыков предполагала постоянное использование таких традиционных приемов, как объяснение и показ игровых действий, напоминание, включение педагога в игру детей для демонстрации новой игровой роли, образцов игровых действий и употребления предметов, для развертывания новых игровых целей, развития сюжета. При развитии сюжета, конкретных игр и игровых ситуаций использовали такие приемы обучения как: рассматривание иллюстраций, беседы, дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, чтение художественной литературы и отдельные виды продуктивной деятельности детей, (см. приложение №3).

Наблюдая за играми своих детей мы убедились, что педагог в первую очередь должен обучить взаимодействию в игре и организации совместной игры детей, от простейших парных взаимодействий, (через прокатывание мячей, тележек, машин), до взаимодействия в рамках общего сюжета, (дети кормят кукол в одной «столовой», помогают друг другу готовить обед для кукол, накрывать на стол). Это позволяет ориентировать ребенка на сверстника, будущего партнера в ролевой игре, это способствует вхождению в роль, учит вести диалог.

Ход игры:

Воспитатель сажает на машину (сделанную заранее из крупного строительного материала)

куклу Катю.Говорит:

-кукла хочет покататься на машине. А кто будет шофёром?

-Спасибо, Саша, ты был хорошим шофёром. Посмотри, к тебе пришли ещё ребята. Они тоже хотят покатать свои игрушки. Как вы попросите об этом Сашу? (Саша, покатай, пожалуйста, мою Свету.)

-А чтобы вам не пришлось долго ждать, давайте попросим Ваню тоже быть шофёром. Поможем ему построить машину. Вы приносите нам кубики, кирпичики, а мы с Ваней будем строить. Приглашай пассажиров.

Карточка №16 «Зоопарк»

Цели: обеспечить у детей интерес к сюжетно – ролевой игре, помочь создать игровую обстановку; научить детей различать характерные признаки внешнего вида диких животных; развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение; познакомить с особенностями поведения этих животных; способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их; воспитание доброго отношения к животным, любовь к ним, заботу о них, дружеские взаимоотношения в игре.

Оборудование: строительный материал (крупный, мелкий лего, набор зверей, белый халат для врача, градусник, фонендоскоп, аптечка, касса, билеты.

Что дают сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста

  • Ребенку не будет скучно и одному. Он всегда сможет развлечь себя такой игрой, придумать и смоделировать сюжет.
  • Ребенок проще адаптируется в школьных инсценировках. Так как он уже имеет навыки игры в таких сюжетно-ролевых играх, ему не составит труда принять участие в школе в различных мероприятиях.
  • У ребенка не будет проблем с общением, с поиском друзей. Такие активные и общительные дети становятся любимчиками учителей.
  • Если ребенок приучен к общению, к приспосабливаемости к любой ситуации, то и протестов против школы и учебы возникнуть не должно. Дети больше настроены на учебу.
  • С помощью сюжетно-ролевых игр ребенок легче определится с любимыми школьными предметами, поймет, что умеет лучше всего, к чему стремится. Дети уверенней делают выбор будущей профессии.
  • Ролевые игры помогают детям развивать способность творчески мыслить, фантазировать.
  • Он ставит цель игры, идет к какому-то заранее намеченному результату. Сложно спорить с ценностью этого навыка.
  • В процессе игру ребенок учится понимать свои чувства и эмоции и справляться с ними.
  • Словарный запас непрерывно пополняется и обогащается в зависимости от разнообразия сценариев.
  • Ролевые игры в жизни ребенка развивают его интеллект.

Ход игры:

Сегодня к нам приехал зоопарк. В зоопарке вы можете увидеть разных диких животных! Спешите, спешите!

В зоопарке весёлые зверята.

2 часть: Раздаю детям билеты в «зоопарк»

.

3 часть:

— Ребята, а кто из вас был в «зоопарке»

?

— Скажите, а зоопарк – это что?

ЗООПАРК – зоологический парк, то место, где можно увидеть разных животных. Их привезли из разных стран.

— А кто ухаживает за животными в зоопарке? (человек)

.

— А что он ещё делает в зоопарке? (охраняет, оберегает)

.

— Из чего сделан наш мини – зоопарк? Это значит какой? (маленький)

.

— А чтобы звери не разбежались, что сделано для зверей (вольеры)

.

— А вольеры из чего построены? (из лего)

.

— Очень красивый зоопарк. Большой и просторный.

— Давайте посмотрим, какие животные живут в нашем зоопарке? (дети перечисляют)

— Наши животные приехали к нам из жарких стран, где зимой тепло, и им будет холодно у нас.

— Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы они смогли перезимовать нашу холодную зиму? (построить им домики)

.

— Я вам предлагаю построить домики из деревянного строительного материала.

Домики для животных мы построили. Теперь им не страшна наша суровая и холодная зима.

— Вам понравилась игра в зоопарк?

— Какие животные вызвали у вас интерес?

— С какими животными вам не хотелось бы встретиться в лесу?

— Как ты думаешь, дикие животные нуждаются в нашей помощи, как домашние?

— Почему нельзя заводить диких животных в квартире?

Наша экскурсия по зоопарку закончилась, но мы ещё с вами сюда приедем.

Карточка №15 «Профессии»

Цели: развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку; обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение; формировать у детей умение использовать строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним; закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Игровая картотека в домашних условиях

Воспитателю детского сада приходится контролировать целую группу детей, часто очень большую. Поэтому для него картотека — серьезное подспорье в работе. Но в семье, где все внимание нацелено на одного-двух малышей, это не так уж необходимо.

Создание домашней игровой картотеки — скорее приятное совместное занятие для мамы и ребенка. И все-таки оно имеет смысл по нескольким причинам:

  • развиваются творческие способности дошкольника, особенно если при оформлении будут использоваться его рисунки, элементы аппликации;
  • активизируется детское воображение, в процессе появляются новые идеи не только по дизайну картотеки, но и по содержанию самих ролевых игр;
  • в папке удобно хранить небольшие элементы реквизита — бумажные деньги, врачебные рецепты, билеты в зоопарк;
  • повышается интерес ребенка к играм — он начинает смотреть на них по-новому, развивается способность критически оценивать поведение других и свое собственное;
  • готовая картотека растет вместе с ребенком, добавляются новые игры, новые фотографии.

Такая красочная и содержательная папка станет настоящей семейной ценностью, а также может пригодиться младшим детям. Помимо папки можно завести несколько удобных коробок или пластиковых контейнеров, где будет храниться игровое оборудование. Каждый такой контейнер нужно подписать соответствующим образом. Это позволит хранить игрушки в порядке и сэкономит место в квартире.

Возьмите за правило собирать реквизит после игры вместе с ребенком. Это его дисциплинирует.

Сюжетно-ролевые игры — серьезная часть воспитательного и образовательного процесса. Подробно расписанные и упорядоченные, они помогают взрослому не только весело и с пользой занять малышей, но и установить с ними близкий контакт, улучшить атмосферу в коллективе. Картотека игр со временем превращается в копилку опыта, незаменимого помощника воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель:

Строим кроватки, стул, кран для мытья рук, накрываем стол. Кубики носим по одному, никому не мешая. Доктор, парикмахер и продавец идут на свою работу. А остальные ребятки заботятся о своих детках. (Помогаю развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогаю реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.)

Проходит определенное время игры.

Воспитатель:

В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, парикмахерская, магазин. Все убираем на место.

Все ребятки справились, скажите, кем сегодня ты был, Ваня? Как ты заботился о своем сыночке? Куда с ним ходил? Даша, а ты чем кормила свою дочку? Юля, на какую кроватку ты спать положила доченьку? Каким доктором был Кирилл? Парикмахер? Продавец?

Карточка № 17 «Больница»

Цели: продолжать знакомить детей с профессиями врач и медсестра; вызвать интерес к профессиям медицинских работников; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; воспитывать чуткое и внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Оборудование: медицинские карточки по количеству детей, игрушечный фонендоскоп, шпатель, зеркало ЛОРа, градусник, зелёнка, стол, 2 белых халата для врача и медсестры, 2 белых шапочки, вата, бинт, шприц.

Ход игры:

Воспитатель-врач разыгрывает диалог с зайкой- пациентом (ребенок)

.

В р а ч. Больница открывается. Я — врач. Кто пришел ко мне на прием?

Пациент-зайчик (жалобно)

.Я — доктор.

В ра ч. Садитесь, больной. Что у вас болит?

Пациент. У меня кашель, болят ушки.

Врач. Давайте я вас послушаю. Дышите глубже. (Слушает больного трубкой.)

Вы сильно кашляете. Покажите уши. Уши воспалились. А теперь надо измерить температуру. Возьмите градусник. Температура высокая. Вам надо пить лекарство. Вот это.
(дает флакон.)
Наливайте в ложечку и пейте каждый день. Вы поняли?

Пациент. Да. Я буду пить лекарство, как вы велели. Спасибо, доктор. До свидания.

Карточка № 18 «Катя заболела»

Цели: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствовать обогащению сюжета детских игр; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Материал и оборудование: шпатель, фонендоскоп, градусник, лекарства (используются предметы заместители)

; сумка доктора, халат, колпак
(в 2-З экземплярах)
.

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей: с чего начать, как организовать игру

Если ваш малыш сейчас ходит в детский сад или сидит с няней, то можете выдыхать, за вас сделают всю работу профессионалы, ну или почти всю. Ролевые игры в детском саду организовывают воспитатели, они отлично знают, как это делать, что для этого нужно, и самое главное, как заинтересовать детей в игре.

Если же все на ваших плечах, то вот несколько правил.

Как организовать сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста

  1. Когда пора начинать разыгрывать такие сюжетные игры? Если ваш ребенок достиг примерно трех летнего возраста и уже имеет неплохой словарный запас.
  2. Выбор сюжета. Это очень просто. Чем интересуется ваш ребенок? Какими игрушками любит играть больше всего? Спросите у ребенка кем он хочет стать в будущем. Чаще всего дети знают ответ на этот вопрос. Если же нет, почитайте книги на тему «Выбор профессии». Это и будет вам ориентиром при выборе темы.
  3. Сложно определиться с темой? Не беда. Игра «продавец-покупатель» всегда срабатывает. Дети часто наблюдают ваши походы в магазин, они знают порядок действий.
  4. Реквизит. Для полного погружения в ситуацию нужно подобрать необходимый реквизит. Ну, например, для игры «Продавец-покупатель» вам понадобиться: калькулятор в качестве кассового аппарата, деньги – это могут быть просто бумажки или вырезанные цифры из календаря. Конверт в качестве кошелька покупателя. Набор «товаров» для продажи, желательно подобрать игрушки или предметы определенной тематики (мягкие игрушки, пластиковые фрукты и овощи, книги).
  5. Подготовка реквизита может проходить вместе с ребенком. Привлекайте его к подготовке, доверьте собрать предметы для продажи или позвольте нарезать бумажки для денег.
  6. Перед началом игры убедитесь, что ваш ребенок действительно понимает сюжет, ему знакома эта ситуация, он понимает действия и слова в этом сюжете.
  7. Можно играть. Но игра будет продуктивной и насыщенной, только если не только ребенок, но и вы сами будете хотеть играть. Если вы раздражены долгой подготовкой и вообще у вас свои дела, малыш это почувствует, и игры не получится.
  8. Как часто играть? Каждый день! Это принесет только положительный результат. Повторюсь, что роль ролевых игр в жизни ребенка сложно переоценить.

Чем чаще ребенок играет в такие игры, тем больше у него развивается навык делового общения. То есть он способен договариваться и убеждать, склонять на свою сторону.

Вторая стороны медали: в процессе игры ребенок может привыкнуть подчиняться. И вот именно поэтому на начальном этапе важно участие родителей. Родители должны помочь застенчивому и робкому ребенку преодолеть свой страх, примерить на себя роль лидера. Тут роль ребенка в сюжетно-ролевой игре должна быть главной, лидирующей, но не постоянно.

Ход игры:

Воспитатель сообщает детям, что её дочка заболела.

— Надо уложить Катю в постель и вызвать доктора. Я сама буду доктором. У меня есть халат, колпак и инструменты.

-Вова, а ты хочешь быть доктором?

-Вот тебе тоже халат, колпак и инструменты. Давай вместе лечить кукол, начнём с моей дочки Кати. Давай послушаем её. Что для этого нужно? (трубка.)

-Слышишь, как бьётся Катино сердечко: «Тук-тук-тук»?

-Дыши, Катя. Теперь ты, Вова, попроси Катю глубоко дышать.

-Сейчас поставим Кате градусник. Вот так. Теперь посмотрим её горло. Где же ложечка?

-Катя,скажи: «А-а-а»

.

-Видишь, Вова, горло у Кати красное и температура высокая. Дадим ей лекарство.

-Теперь Катя пусть поспит.

Карточка № 21 «Стирка кукольного белья»

Цели: учить объединяться по двое-трое для самостоятельных игр; способствовать становлению сюжетно игры с куклами, обогащать содержание таких игр.

Материал и оборудование: ванночка, мыльница, мыло (предмет-заместитель, стиральная доска, утюг; кукольное бельё; стойка для развешивания белья; гладильная доска.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]