Картотека — Хороводные игры для детей 1 младшей группыкартотека (младшая группа) на тему


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Педагогический проект по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры через хороводы и хороводные игры»

ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без Попечения родителей, г. Черемхово»

Хороводные игры, всегда были любимы и маленькими и взрослыми на Руси. Без них не обходился не один праздник.

Подготовила: Каширина Евгения Сергеевна Воспитатель группы № 1

Актуальность:

Россия на рубеже двадцать первого веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к без духовности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры — верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру — все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

Цель проекта: приобщение детей к истокам русской народной культуры через хороводы и хороводные игры

Задачи:

  1. Провести анализ уровня знания хороводных игр у детей группы.
  2. Подготовить условия для реализации проекта.
  3. Ежедневно использовать в работе с детьми хороводные игры, применяя разнообразны педагогические формы, методы и приёмы работы.
  4. Заинтересовать детей хороводными играми, привлекать детей к русской народной культуре.
  5. Развивать музыкально-ритмические, танцевальные и речевые способности детей посредствам хороводных игр.
  6. Систематизировать практические материалы, созданные в ходе реализации проекта.

Срок реализации проекта 7 месяцев.

Участники проекта:

  • музыкальный руководитель
  • инструктор по физической культуре
  • воспитатели

— дети группы № 1

Методы исследования:

  • педагогическое наблюдение
  • интервью детей

— оформление уголков в группе для познавательного развития детей.

Предполагаемые результаты

Результаты продукты:

— календарно — перспективное планирование, картотека хороводных игр для детей среднего возраста, аудиотека для проведения музыкальных хороводных игр, видеотека хороводных игр

  • конспекты, сценарии мероприятий
  • фотографии, видеозаписи мероприятий

— атрибуты, элементы костюмов для хороводных игр.

Результаты эффекты:

— У детей сформирован устойчивый интерес к истокам русской народной культуре через хоровод и хороводные игры

-У детей развито чувство ритма и музыкального слуха.

  • Дети знают стихи, сопровождающие хороводные игры.
  • Усовершенствованы двигательные навыки (от медленного шага до бега).
  • Сформировано доброжелательное отношение детей друг к другу, умение и желание играть вместе в хороводные игры.
  • У детей сформирован навык действовать вместе, сотрудничать.
  • Дети познакомились с некоторыми древними традициями и обычаями, связанными с хороводными играми.

Задачи и приёмы освоения хороводных игр

Возрастная группа

Задачи хороводных игр Организация игр Приёмы освоения
Первая младшая (1,5–3 года)
  • Развитие крупной моторики, координации движений.
  • Формирование слухового внимания.
Малыши учатся вставать в круг и водить хоровод. В начале обучения хороводным играм рекомендуется ставить в центр круга игрушку, она будет ориентиром для ребят. Двигаться чётко по кругу детям второго года жизни сначала сложно. В помощь им можно обозначить окружность на полу изолентой или наклейками. Песню исполняют взрослые: воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители. Разучивают игру-хоровод несколько раз в неделю. Показ игры взрослыми (показывают воспитатель и нянечка, музыкальный руководитель и воспитатель и т. д.).
Вторая младшая (3–4 года)
  • Развитие умение двигаться в соответствии со словом, по тексту песни.
  • Развитие музыкальных умений: двигаться в соответствии с ритмом и темпом музыкам, подпевать.
Усложняются движения по кругу:
  • Добавляются танцевальные движения (приседания, хлопки, галоп);
  • Включается имитация движений животных (зайчики прыгают, медведь топает, лисичка крадётся).

Песни исполняют взрослые, побуждая детей подпевать. Игра-хоровод разучивается ежедневно: на досуге, во время музыкального занятия, на прогулке.

  • Частичный показ движений (взрослыми или при помощи перчаточных кукол).
  • Предварительный анализ песенных персонажей: каковы игровые образы, какой у них характер, повадки.
Средняя (4–5 лет)
  • Развитие умения петь хором.
  • Синхронизация хороводного шага с темпом песенного исполнения.
Дети самостоятельно исполняют хороводные песни. В первой половине дня воспитатель разучивает с ребятами текст, во второй — движения.
Старшая (5–6 лет)
  • Развитие умения выразительно исполнять танцевальные и игровые движения.
  • Формирование умения передавать эмоции в песне.
  • Развитие внимания и ловкости (особенно во время хороводных перестроений).
Старшие дошкольники быстро выучивают слова песен. А движения игр-хороводов становятся сложнее: появляются перестроение по правилам, выстраивание фигуры. В первой половине дня рекомендуется разучивать хороводные движения, во второй — текст песни. Новую игру следует повторять с ребятами 2–3 раза в течение дня, для закрепления — 1–2 раза.
  • Дети осваивают игру через прослушивание устных инструкций. Возможен параллельный к объяснению показ: вызвавшиеся ребята демонстрируют движения, которые называет педагог.
  • Самостоятельный анализ игровых образов.
  • Обогащение хороводных игр через придумывание новых образов.
Подготовительная (6–7 лет)
  • Совершенствование умения ориентироваться в пространстве (при построении хороводных фигур).
  • Создание мотивации к самостоятельному песенно-игровому творчеству.

Этапы освоения хороводной игры

Этап освоения игры-хоровода Содержание работы
Предварительная работа педагога Прежде чем знакомить ребят с новой игрой, настоятельно рекомендуется воспитателю разобрать её составляющие для себя:
  1. 1.Изучить историю игры (была ли она в древности сакральной, в какое время года её проводили, кто участвовал в ней — дети могут спросить об истории игры);
  2. 2.Выучить текст песни, спрогнозировать возможные вопросы детей по содержанию, выделить слова, значение которых требуется пояснить;
  3. 3.Запомнить движения, чтобы продемонстрировать их детям.
Подготовительный этап для воспитанников
  1. 1.Создание мотивации к знакомству и разучиванию хоровода:
  • Рассматривание иллюстраций по теме игры;
  • Проведение познавательной беседы об истории и значении этой хороводной игры;
  • Продуктивное творчество по теме (сделать аппликацию или коллективную композицию из пластилиновых фигурок, нарисовать героев игры);
  • Просмотр презентации или видеоролика, как водят этот хоровод;
  • Изготовление атрибутов для игры (для масленичного хоровода дети могут нарисовать солнце, например, украсить ленточками деревце на площадке, сделать маски персонажей-животных).
  1. 2.Знакомство детей с образами игры (каков характер персонажей, особенности движений).
  2. 3.Если у песни сложный сюжет, следует разобрать содержание совместно с детьми: о чём поётся, настроение песни, проблематика.
Разучивание
  1. 1.Разучивание песни.
  2. 2.Разучивание танцевальных движений и хороводных перестроений.

Как было сказано ранее, с младшими и средними дошкольниками сначала учат песню, со старшими — последовательность и характер движений.

Проведение игры Часто в детском саду новая хороводная игра разучивается к какому-либо мероприятию, на котором будет проведена:

  • Утренник: праздник осени, новогодний бал, весенний праздник;
  • Народный праздник: рождественские (святочные) гуляния, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала;
  • Тематический досуг: спортивный праздник, неделя народных игр.

Картотека хороводных игр в детском саду

Группа Игры-хороводы Чем полезны для этой возрастной группы
Ясельная (первая младшая) «Надувайся, пузырь». Дети ходят по кругу, взявшись за руки. Сначала стихотворный текст говорит воспитатель, затем дети разучивают и произносят слова хором. Когда звучит слово «лопнул», ребята разрывают цепочку, присаживаются на корточки и выдыхают: «Ш-ш-ш-ш…» Усложнённый вариант: дети идут по кругу, затем к раздувается и лопается. «Ножки». Дети идут по кругу медленно, громко топая ногами: «Большие ноги шли по дороге». Затем быстро и мелкими шажками: «Маленькие ножки шли по дорожке». «Карусель». Песенное сопровождение: «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели». В центре хоровода стоит столбик с ленточками или воспитатель, к поясу которого прикреплены длинные ленты. Звучит песня, дети держатся за концы лент и закручивают карусель со всё ускоряющимся темпом (по словам песни), затем в обратную сторону раскручивают ленты. У игр простое песенное содержание, дети не отвлекаются на слова. Хороводная игра развивает у малышей координацию движений, способность повторять.
Младшая (вторая) «Кот на печку пошёл». Песенное сопровождение: «Кот на печку пошёл, горшок каши нашёл». Дети водят хоровод, в центре которого воспитатель в роли кота исполняет песню и разыгрывает роль. Эта игра проводится в средней и старшей группе с исполнение роли кота кем-то из ребят. «Матрёшки». Песня: «А у нас, как у нас чистые ладошки». Дети идут по кругу и приговаривают вместе с воспитателем слова песенки, выполняют движения, о которых говорится в тексте. «Мы по лесу идём». На слова одноимённой песенки. Дети ходят по кругу, приговаривая, кого из диких животных они зовут. «Кружочек». Дети ведут хоровод, приговаривая: «Круг-кружочек, маленький шажочек. Раз, два, три, повернись и ты!» Ведущий называет имя ребёнка, тот поворачивается, хороводное движение возобновляется, называют имя следующего ребёнка и т. д. В песенном сопровождении игр повторяются слова и строчки, дети пробуют подпевать воспитателю. Развивается память: дети разучивают песенку и поют хором. Игра развивает слуховое внимание: дети откликаются на своё имя, выполняют задания по тексту песни.
Средняя «Кабачок» / «Колпачок». Песенное сопровождение: «Кабачок, кабачок — тоненькие ножки». Дети водят хоровод вокруг «кабачка». После исполнения песни участниками хоровода, «кабачок» исполняет импровизированный танец и меняется с роль/ с другим ребёнком. «Мышки и детки» / «Кошки-мышки». Песня: «Ах, как мыши надоели!» Дети делятся на две команды (мышки и детки/кошки). Детки образуют круг, держатся за руки, подняв их вверх. Через получившиеся воротца пробегают мышки, пока звучит песенка. Когда песня закончилась, руки-воротца опускаются, кто остался внутри круга, того поймали из мышат. «Медведь». Песня: «Как под горкой снег, снег». Дети водят хоровод, то приближаясь, то удаляясь от «медведя» — ребёнка, который сидит на стуле в центре хоровода с закрытыми глазами. Последние слова песенки произносит только один из участников, кого по голосу должен угадать «медведь». «Мыши водят хоровод». На слова одноимённой песни. Выбирается ведущий, он сидит на стульчике в . На последних словах песни хоровод рассыпается, ведущий пытается поймать кого-нибудь из ребят. Эта игра часто проводится в младшей группе, роль ведущего и песню исполняет воспитатель. «Теремок». Песня: «Стоит в поле теремок, теремок». Среди участников выбираются исполняющие роли зверей из теремка. Дети ведут хоровод и поют песню, та «зверюшка», про которую поётся в куплете, бежит вдоль круга. Движение в хороводе усложняется. Круговое построение часто разрывается в играх со средними дошкольниками. В играх стремительно развиваются двигательные способности: быстрота реакции, ловкость.
Старшая и подготовительная «Ниточка» / «Ниточка с иголочкой». Дети становятся в цепочку. Первый и второй участники поднимают руки, получаются воротца или игольное ушко, в которое должна попасть «иголочка» (противоположный конец цепи). «Дударь». Песня: «Дударь, дударь, дударище». Ведущий находится в центре круга и отвечает на песенный вопрос, что у него болит. После этого участники хоровода заново заводят песню, держась за то место, которое назвал дударь. «Капустка». Песня: «Ах, капустка, рассадка моя!» Ребята тренируются в закручивании и раскручивании спирали в хороводном движении. «Плетень». Песня: «Вокруг берёзоньки идём». Дети встраиваются цепочкой лицом в одном направлении, держат длинную верёвку. Когда песня заканчивается, ведущий в быстром темпе ведёт хоровод змейкой. Кто не удержался на ногах, выбывает. «Горелки» / «Гори-гори ясно». На слова одноимённой песни. Хороводная цепочка образуется парами участников, выстроившихся в ряд. Впереди колонны стоит ведущий — горелка. По окончании песни, последняя пара участников бежит в начало цепочки, а горелка старается осалить кого-нибудь из бегущих. «Сантики-фантики». В центре хоровода стоит ведущий, ребята глазами договариваются, кто будет загадывающим. Ведущий приговаривает: «Сантики-фантики, лимпопо!» Участники хоровода повторяют движения за загадывающим, он их меняет довольно часто. Ведущий пытается угадать, кого выбрали ребята. «Платочек». Для игры выбирается ведущий — коробейник. Дети водят хоровод, приседают и закрывают глаза. Коробейник накрывает платком одного из ребят. Когда дети открывают глаза, коробейник спрашивает, кто подойдёт к платочку и назовёт сокрытого под ним. Для старших дошкольников хороводные игры имеют усложнённые правила. Участники игр действуют по сговору. Ведущий проявляет смекалку и ловкость. Дети тренируются в исполнении хороводных узоров (улиточка, змейка), таким образом, расширяются пространственные пре
< ПредыдущаяСледующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]