Возрастные особенности детей 1 младшей группыконсультация (младшая группа)


Ясельную группу детского сада, как правило, посещают малыши от 2 до 3 лет. Этот возраст психологи считают самым динамичным и продуктивным этапом развития. Дети учатся говорить, выражать словами свои чувства, обретают первые навыки самообслуживания, познают окружающий мир. Игра является для них основным видом деятельности, а игрушки — важным инструментом для обучения. От того, насколько правильно они подобраны, зависит дальнейшее развитие малышей. Какие игры подойдут для ясельной группы в детском саду, мы расскажем в нашей статье.

Особенности игр для детей ясельной группы

Игровые занятия в ДОУ определяют направление физического, интеллектуального, психологического развития малышей. Кроме того, они формируют волевые, нравственные качества ребенка, раскрывают его творческий потенциал. Игры для ясельной группы имеют ряд особенностей, которые выражаются в целях и приемах, используемых педагогами для их реализации.

Миссия игр для детей, посещающих ясли, сочетает в себе три направления:

  1. Дидактическое (обучающее). К примеру, переодевая куклу, малыши узнают название предметов одежды, порядок их надевания/снимания, соответствие погоде, временам года. А складывая пазлы — знакомятся с животными, овощами, фруктами. Объявленный же в детском саду «день чистых столов» учит детей аккуратно кушать.
  2. Развивающее. Основополагающая цель развивающих игр и упражнений для яслей — тренировка речи. Малыши должны не только «разговориться», но и работать над совершенствованием данного навыка. Не менее важно воздействие игрушек на память, внимание, мышление, фантазию, стимулирование познавательной деятельности.
  3. Воспитательное. В 2-3 года дети должны научиться терпению, правильной коммуникации, сотрудничеству, получить правильные нравственные представления. Еще один важный навык, который воспитанники приобретают во время игровых занятий — саморегуляция или гашение негативных эмоциональных порывов.

Для успешной реализации поставленных целей и задач воспитатели при организации игровых занятий придерживаются определенных принципов.

Среди них:

  • Доступность для понимания. Так, выкладывать мозаику или пазлы из десятка фрагментов малышам еще не под силу. Зато повторять готовый рисунок элементами игрушек — вполне доступное занятие.
  • Динамичность. Дети, посещающие ясли, могут удерживать внимание не более 10 минут. Эта особенность диктует регулярную смену занятий.
  • Наглядность. Чтобы забава была максимально полезной, малыши должны видеть действия, которые они будут в дальнейшем выполнять. Им предлагают тематические картинки, презентации, предварительное «проигрывание» сценария педагогом.
  • Доброжелательность. Хорошее настроение и доброе отношение взрослого — обязательное условие совместных развлечений.
  • Сочетание коллективности и индивидуальности. Особенности возраста еще не позволяют организовать полноценную коллективную игру. Ее заменяют выполнением единого задания, но каждым воспитанником индивидуально.
  • Состязательность. До 3 лет малыши не понимают, что такое соревнование. Педагог вводит это понятие постепенно, сначала через общую оценку группы, затем выделение самого успешного участника.

С примерным перечнем игрушек для детей ясельной группы детского сада можно ознакомиться в соответствующем документе Департамента общего образования Минобрнауки России. Мы же предлагаем подборку увлекательных, полезных занятий. А в конце статьи представим ТОП нужных игрушек.

Возраст в 1-й младшей группе

1 младшая группа – это особые условия развития для детей 2-3 лет. В соответствии с возрастными особенностями детей здесь создаются оптимальные условия для их благополучного, всестороннего, гармоничного развития – внедряются новые типы деятельности, специальные занятия, имеющие как практическую направленность, так и способствующие становлению высших психических функций.

Каждый воспитанник детского сада проходит 3 стадии адаптации к новым условиям жизни.


  1. Первый этап – самый сложный как для ребёнка, так и родителя. Малыши становятся капризными, плаксивыми. Им не хочется расставаться с привычным образом жизни.
    Многие бунтуют, пытаются отстоять личное мнение, отказываются от соблюдения предлагаемых правил.

    Это время не только эмоционально нестабильного состояния, но и ослабления организма. Малыши беспокойно спят, отказываются от еды, часто болеют.

  2. Второй этап отличается нестабильностью. Уверенный в себе, довольный и, казалось бы, уже приспособленный малыш уже завтра может вернуться к привычному для первой фазы адаптации поведению.

    Дети пробуют себя, определяются с интересами, сравнивают обстановку дома с той, что обеспечивает им дошкольное образовательное учреждение. Чем успешнее будет опыт в саду, тем меньше вероятность появления негативных реакций на раздражители.

  3. Третий этап завершает процесс адаптации. У малыша полностью нормализуется психофизическое состояние, он с готовностью принимает факт вынужденного посещения детского сада, уже не протестует и не закатывает истерики – старается найти плюсы пребывания в группе, раз по-другому уже нельзя.

Длительность каждого из этапов адаптации зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, усилий родителей, воспитателя. Если малыш подготовлен заранее, оказывается в комфортных условиях с доброжелательным отношением со стороны окружающих, имеет возможность заниматься любимым делом и оказывается успешным, процесс адаптации не затянется надолго, не вызовет бурных эмоциональных реакций и других негативных симптомов.

Музыкальные игры для яслей

Музыка помогает раскрепоститься, снять мышечное напряжение, преодолеть психологические «зажимы», легче адаптироваться в незнакомом коллективе. Кроме того, они:

  • развивают чувство ритма и музыкальный вкус;
  • стимулируют воображение;
  • улучшают настроение;
  • укрепляют организм (мышцы, сердце, сосуды, дыхательную систему).

Музыкальные занятия в ясельной группе обычно представляют собой инсценировку песенок-потешек, хороводы под различные мелодии или угадывание звучания различных инструментов. К примеру:

  • «Сделай так!». Выстроившись в шеренгу, детвора идет по кругу под веселую музыку. Воспитатель поет песенку, а когда подает сигнал: «Стой на месте! Ну-ка, сделаем вот так!», все участники должны повторить вслед за взрослым показанное им движение: присесть, попрыгать, похлопать, поднять руки вверх, упереть в бока или расставить их в стороны.
  • «Ходит Ваня». Детвора, взявшись за руки, водит хоровод. Ведущий (из числа воспитанников) находится в центре. Малыши поют незамысловатую песенку: «Ходил Ваня, искал Ваня для себя дружочка! ( 5 раз). Нашел Ваня для себя дружочка!». При последних словах малыши останавливаются, а ведущий выбирает себе пару. Они вместе танцуют в центре хоровода. Другие участники в это время хлопают в ладоши, кружатся, притоптывают под музыку. Педагог меняет ведущего, и забава продолжается.
  • «Зайчики и волк». Звучит бодрая музыка, символизирующая наступление нового дня. Зайчики просыпаются и выбегают на лужайку порезвиться. Музыка меняется на грозную — это пришел волк (ведущий). Он бегает за зайцами, пытаясь догнать. Мелодия становится спокойной и тихой. Это значит, что страшный зверь убежал, а зайчикам пора спать. Они отправляются в свои домики (на скамейку) и спокойно «засыпают» под колыбельную.
  • «Угадай музыканта». Педагог рассказывает, что у медвежонка есть барабан, у зайчика — металлофон, а у куклы Маши — свистулька. Игрушки «прячутся», звучит один из инструментов, а воспитанники определяют, кто это играет.

Еще один интересный вариант музыкальных занятий — танцевать только ручками, ножками, глазками.

Черты успешно завершённого процесса

Когда ребёнок полностью адаптируется к новым условиям жизни, родители и воспитатель могут наблюдать характерные признаки.

Среди них:

  • принятие правил поведения, режима дня;
  • активное взаимодействие с окружающими;
  • преобладающее хорошее настроение;
  • отсутствие капризов, плаксивости, агрессии;
  • включение в общую деятельность;
  • хорошее самочувствие, нормальный сон, здоровый аппетит.

Адаптирующийся ребёнок чувствует себя комфортно, это видно со стороны невооружённым глазом. Малыш перестаёт беспокоиться, начинает получать удовольствие от посещения детского сада.

Подвижные игры для ясельной группы

Нельзя недооценивать пользу активных развлечений в жизни ребенка. Во время подвижных занятий активизируются обменные процессы в организме, улучшается кровообращение головного мозга, укрепляются мышцы. Активные игры развивают координацию, ловкость, силу, выносливость, помогают сбросить накопившуюся энергию, снизить импульсивность. Ими можно заниматься как в помещении детского сада, так и на улице, во время прогулки.

Активные игры в помещении

Для эффективного развития ребенка важно чередовать спокойные и подвижные занятия. Чтобы устроить «физкультминутку», необязательно дожидаться прогулки. Можно предложить несколько простых занятий в игровой комнате или музыкальном зале:

  • «Угадай, где колокольчик». Для этой забавы воспитателю потребуется помощник. Детвора стоит лицом к стене. В противоположной стороне комнаты няня звонит в колокольчик и прячет его. Педагог предлагает
  • малышам прислушаться и определить местоположение этого предмета. Когда воспитанники его находят, возвращаются к стене, а няня звонит в колокольчик, сменив «дислокацию».
  • «Кот и мыши». На пол укладывают обручи — это мышиные норки. Воспитатель назначает, кто будет кошкой. Пока мышки бегают, резвятся, кошка спит на своем стульчике. По команде взрослого: «Кошка вышла на охоту!», мышки должны спрятаться в норки. Кто не успел, становится добычей «охотницы» и меняется с ней ролями.
  • «Колобок». Взрослый читает стишок про Колобка, а воспитанники выполняют простые движения, изображая персонажей. Когда бабушка месит тесто — сцепляют руки в замок и совершают ими круговые движения. При появлении «мучного изделия» из печи — кланяются. Ну а когда Колобок убегает, разводят в удивлении руки в стороны. «Кто же бегает без ног?» — педагог завершает чтение, детвора кричит хором: «Ну, конечно, Колобок!», и хлопает в ладоши.

На улице

Когда позволяет погода, активные занятия лучше проводить на улице. Свежий воздух пойдет на пользу здоровью, а размеры площадки позволяют организовать развлечения, для которых не хватает места в помещении. К примеру:

  • «Догони мяч». Детвора выстраивается вдоль игровой площадки. Воспитатель вынимает из корзины мячи и бросает их в разные стороны со словами: «Догони мяч». Малыши их догоняют и складывают в корзинку. Как только все мячи возвращаются в корзину, действия повторяются.
  • «Солнышко и дождик». Дети сидят на скамейке в беседке. По сигналу воспитателя, который говорит, что на небе солнышко и можно гулять, все выбегают на площадку, прыгают, бегают, кружатся. Как только взрослый крикнет: «Дождик!», все воспитанники должны вернуться на свои места. Действия повторяются несколько раз.
  • «Поезд». Педагог исполняет роль паровоза, а малыши — вагончиков. Они выстраиваются в колонну, держась за одежду стоящего впереди ребенка. Воспитатель подает сигнал: «Ту-ту!», и поезд отправляется в путь. Впереди могут быть крутые повороты, остановки, изменение направления, снижение или набор скорости. Задача «вагончиков» — преодолеть препятствия, не оторвавшись «от состава».

При проведении активных занятий в ДОУ важно помогать воспитанникам на каждом этапе, направлять и показывать, как ловить мяч, крутить обруч, прыгать через скакалку и т.д. Успех будет зависеть от того, как педагог провел подготовительную работу: подобрал реквизит, рассказал правила, обозначил место проведения, продемонстрировал все телодвижения.

Сюжетные

Сюжетно-ролевые игры для маленьких детей ясельной группы сада не являются основным занятием. Однако это не означает, что они преждевременны или бесполезны. Малышей в 2-3 года можно и нужно привлекать к такого рода забавам. Они помогают понять, что такое хорошо, а что такое плохо, воспитывают доброту, сострадание, отзывчивость. Знакомя малыша с различными сюжетами, вы предоставляете ему возможность разобраться, как устроен мир взрослых, в допустимых правилах поведения.

В этом возрасте малыши еще не могут самостоятельно организовать себе развлечение. Взрослые должны придумать сюжет, удерживать воображаемую ситуацию, направлять и руководить процессом. В противном случае, начав строить из кубиков домик для медвежонка, без руководства дети, скорее всего, будут просто их перекладывать. На данном возрастном этапе, главная задача сюжетных забав — научить действовать по сценарию, обогатить словарный запас и развить фантазию. Детворе можно предложить:

  • «Обед для куклы». Педагог говорит, что кукла проголодалась, и ее надо накормить. Ей моют руки, усаживают за стол, параллельно придумывают меню, расстилают скатерть, раскладывают приборы. Кукла ест «пирожные» из кубиков, пьет воображаемый чай. После чего благодарит детей, вытирает рот салфеткой. Этот сюжет помогает усвоить правила поведения за столом, запомнить название предметов посуды.
  • «Магазин». Воспитатель играет роль продавца, а дети — покупателей. Товары представлены картинками с изображением различных предметов. Покупатели называют, что они хотят купить, и складывают «товар» в свои корзинки. Когда магазин опустеет, педагог просит достать «покупки» и рассказать, что каждый приобрел и для каких целей.
  • «Прогулка с куклой». Кукла «попросилась» на прогулку. Для начала ее надо правильно одеть. Воспитатель рассказывает, какое сейчас время года, какая погода на улице и в какой одежде кукле будет комфортно. Дети выбирают подходящее «обмундирование» и одевают куклу. Через некоторое время, после многократных повторений процесса, воспитанники запоминают название предметов одежды, порядок их одевания/снимания, соответствие каждого из них определенному сезону.

Не менее интересно малышам будет поучаствовать в театрализованных представлениях, таких как «Репка», «Колобок», «Теремок». Предварительно нужно прочитать сказку, назначить роли, отрепетировать сцены, подготовить реквизит и пригласить «зрителей».

Настольно-печатные

Дидактические игры для детей ясельной группы можно разделить на несколько групп. Особое место среди них занимают настольно-печатные или игрушки с картинками. К ним относятся:

  • пазлы;
  • лото;
  • сборные кубики (с фрагментом картинки на каждом);
  • мозаика;
  • домино и т.д.

Среди малышей 2-3 лет популярны игрушки, предполагающие складывание целостной картинки из нескольких фрагментов (4-6) на основе шаблона. При их организации нужно учесть одну методическую тонкость — у каждого участника должен быть свой набор материалов. В то же время, в домино или лото можно начинать играть парами или небольшими группами в несколько человек (3-4). Как правило, число воспитанников больше, поэтому комплектов должно быть несколько.

Занятия с настольно-печатными пособиями развивают кругозор, внимательность, память, учат азам логического мышления и коллективного взаимодействия. Важно объяснять, что изображено на картинках, обращать внимание на сходство и различие предметов, учить группировать изображения по общему признаку (животные, растения, фрукты, транспорт).

Математические

Воспитанники ясельной группы только приобщаются к познавательной деятельности, поэтому математика не выделена в программе ДОУ как отдельное направление. С основными понятиями этой точной науки детвора знакомится в рамках общего ознакомления с окружающим миром. Задача педагогов на данном этапе — научить детвору:

  • понимать значения: «больше-меньше», «много-мало», «один», «ни одного»;
  • различать геометрические фигуры: куб, шар, кирпич;
  • разбираться в пространственных соотношениях: «ближе-дальше», «вверху-внизу», «спереди-сзади»;
  • составлять простой ряд из чередования двух элементов;
  • сортировать предметы, опираясь сразу на два свойства: цвет и размер (собирание пирамидки из 4 разных колец).

Рассмотрим подходящие для яслей дидактические игры математической направленности:

  • «Домик на заказ». Медвежонок и щенок просят построить им домики. При этом одному нужен дом из красных кубиков, а другому — из желтых кирпичиков. Дети выбирают подходящий материал, выполняют заказ, и все вместе празднуют новоселье.
  • «Капризные куклы». Воспитатель знакомит детей с большой куклой Катей и маленькой — Верой. Катя мечтает о мячике, подходящем ей по росту, причем под цвет платья, а Вера просит дать ей самый маленький мяч, такого же оттенка, как ее носочки. Малыши выбирают нужные предметы и предлагают их куклам. «Дамы» капризничают, просят еще больше или меньше, меняют на ходу свои пожелания по цвету.
  • «Кто пришел?». Педагог объясняет, что зайчик, когда приходит в гости, стучит в дверь один раз, а медведь много. После чего игрушки убирает под стол и демонстрирует стук. Воспитанники должны догадаться, кто пришел.
  • Забава с прищепками. Можно предложить воспитанникам развесить постиранное белье на веревочку. При этом красное платье должно висеть за белым, а черное после красного.

Помогут получить первые математические навыки развивающие игрушки, такие как пирамидки, шнуровки-бусы, сортеры, конструкторы.

Старшая группа в детских садах

Государственные детские сады и старшие группы работают каждый день с понедельника по пятницу с 7:00 утра до 19:00 вечера. Дети 5-6 лет посещают старшую группу.

Обычно старшую в группу зачисляют тех ребят, которые уже выпустились из младшей и средней групп. Получается, они уже многое умеют и знают, но продолжают развивать свои навыки в старшей группе.

Как правило, занятия длятся не более 25 минут и заканчиваются «физкультминутками», чтобы дети могли переключить своё внимание, расслабиться и отвлечься.

Какие занятия проводятся в старшей группе?

  • продолжается знакомство с окружающим миром (дети уже многое знают в этом возрасте и способны общаться на любую из тем: о семье, о природе, делиться впечатлениями о просмотренном мультфильме или прочитанном рассказе)
  • развитие речи ( в этом возрасте дети абсолютно точно понимают, что от них хотят взрослые, умеют самостоятельно выражать свои мысли, делать выводы и даже спорить)
  • знакомство с литературой (здесь дети учатся разбирать и обсуждать не только детские произведения, но и обсуждать сказки с подтекстом, былины и распознавать основную мысль произведения);
  • математические занятия (в этом возрасте дети учатся принципам сложения и вычитания, а также пробуют самостоятельно придумывать задачи и искать способы решения);
  • аппликация и лепка (кроме того, что дети обожают подобные занятия, они также развивают чувство прекрасного, учатся доводить любое дело до конца, самовыражаться, вырабатывать настойчивость и аккуратность);
  • рисование (конечно же, этот вид деятельности развивает чувство прекрасного, особенно помогают живопись и графика);
  • музыкальные занятия помогают ребенку развивать музыкально-творческие способности и учатся эмоционально воспринимать любое музыкальное произведение;
  • ручной труд и изготовление поделок из подручных средств и природных материалов. Здесь в ход идут все подручные предметы: вата, палочки, трубочки, шишки и жёлуди, опавшие листья, бумага и картон.
  • физическая культура помогает и дальше развивать физические способности вашего малыша.

На заметку родителям

В возрасте 5-6 лет у каждого ребёнка уже формируется основные качества и черты характера:

  • развивается интеллект. Многие родители замечают, что у ребенка меняются взгляды и суждения. Они теперь более взвешенные и логичные, а ребенок хочет регулярно объяснять свои слова и поступки;
  • проявляются волевые качества ( ребёнок начинает понимать разницу и смысл слов и фраз, типа, «хочу», «могу» и «необходимо»;
  • ребенок учится брать ответственность за сказанные слова и свои действия;
  • формируются социальные взаимоотношения с приятелями и коллективом. У ребенка проявляются интерес к сверстникам; ребёнок хочет дружить, появляется первая симпатия;
  • у ребенка формируется собственное мнение относительно любой темы и малыш активно стремится выразить своё личное мнение;
  • ребёнок учится анализировать и у него меняются свойства памяти. В этом возрасте ребёнок может концентрировать своё внимание дольше особенно на тех предметах, которые ему кажутся интересными и полезными.

Пальчиковые игры для ясельной группы

Учеными давно доказано, что нервные окончания, расположенные на пальцах, имеют связь с участком головного мозга, отвечающим за речь. Поэтому для совершенствования этого навыка педагоги используют занятия, направленные на тренировку мелкой моторики, а в частности, пальчиковые игры. Они приносят детворе огромное удовольствие, а помимо этого развивают:

  • координацию движений;
  • гибкость пальцев;
  • тактильную чувствительность;
  • психические функции: речь, память, мышление, внимание, любознательность.

Обычная гимнастика для пальцев малышам в 2-3 года еще неинтересна, поэтому занятия проводят в форме обыгрывания сказки (потешки) или игр-манипуляций со специальными пособиями: пирамидками, шнуровками, лабиринтами, прищепками, контейнерами с сыпучим материалом, куклами-рукавичками.

Характерные проблемы привыкания


Адаптивные возможности ребёнка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию развития, длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к серьёзным эмоциональным нарушениям.
Дети в возрасте 2-3 лет отличаются эмоциональностью, впечатлительностью.

Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными эмоциями, подражать действиям окружающих. Сложности, связанные с адаптацией на данном возрастном этапе, обусловлены возрастными особенностями.

Детей 2-3 лет сложно приучить к определённым правилам поведениям, выработать соответствующее отношение к запретам. Малыши старательно проверяют границы дозволенного. Появляется самосознание – ребёнок может понимать, что способен влиять на происходящее вокруг, поэтому проявляет волю, отвоёвывает свою независимость, становится активнее и самостоятельнее.

Его начинают интересовать общение, игры с другими взрослыми, сверстниками. Одновременно с этим малыш сталкивается с первым опытом взаимодействия с группой, быть частью коллектива.

ТОП игрушек

Подбирая развивающие игры и пособия для ясельной группы, нужно обращать внимание на их функциональность, развивающую направленность, соответствие возрасту и безопасность. Оценивая игрушки для младшего дошкольного возраста, мы рассматривали именно эти критерии. В верхние позиции рейтинга вошли:

  • конструкторы с 25-30 крупными деталями;
  • классические пирамидки с 4-5 кольцами и одним штырьком;
  • пазлы, состоящие из 4-6 фрагментов;
  • рамки-вкладыши с изображениями животных, фруктов, овощей, транспорта;
  • сортеры с основанием в виде контейнера с отверстиями;
  • бизиборды по мотивам русских-народных сказок;
  • каталки-шнуровки;
  • шнуровки-бусы;
  • лабиринты с несколькими маршрутами;
  • музыкальные инструменты: металлофон, ксилофон;
  • тематическое лото.

Кроме дидактических игр, необходимых для детей ясельной группы, у них обязательно должны быть предметы для активных занятий. Среди популярных:

  • мячи разных размеров;
  • обручи;
  • скакалки;
  • кольцебросы;
  • мешочки для метания;
  • наборы для боулинга.

Нельзя забывать и о материалах для творчества: пальчиковых и обычных красках, мольбертах, пластилине, наборах для аппликации.

Требования безопасности

Любая игрушка должна иметь сертификат качества, быть безопасной и не представлять угрозу здоровью. Среди обязательных требований:

  • отсутствие ржавчины, следов насекомых, видимых повреждений;
  • материалы, в том числе отделочные (краска, лак) — нетоксичные;
  • детали и поверхности не должны иметь жестких острых кромок, заусениц;
  • верхний защитный слой обязан выдерживать воздействие слюны, влажной обработки;
  • отсутствие стекла, фарфора, ворсовых материалов, набивка гранулами менее 3 мм в диаметре;
  • размер деталей более 4-5 см;
  • элементы конструкций должны иметь надежное крепление;
  • музыкальные инструменты должны иметь приятное звучание.

Приобретая игрушки, необходимо внимательно рассмотреть упаковку. Здесь должны быть указаны: наименование производителя, его реквизиты, рекомендуемый возраст, для которого она предназначена, правила эксплуатации и дата изготовления.

Грамотно подобранные игры для сада, в частности, для ясельной группы, помогают организовать правильную предметно-пространственную среду, необходимую для эффективного развития малышей. Но это только половина успеха. Детворе понадобится помощь и руководство взрослых. Ведь двух-трехлетки еще не в состоянии использовать весь заложенный в игрушках обучающий потенциал.

Родительское собрание во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет»

Родительское собрание во второй младшей группе

«Возрастные особенности развития детей 3–4 лет»

Цель

: Обогащение родительских представлений о возрастных изменениях детей 3-4 лет

Задачи:

  • ознакомить родителей с особенностями развития детей 3-4 лет;
  • активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания;
  • укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Повестка дня

1. Вступительное слово (сообщение о цели встречи)

.

2. Рассказ о возрастных особенностях развития детей 3-4 лет. Задачи воспитания и обучения детей 4-го года жизни.

3. «Самообслуживание в жизни ребенка»

4. Образовательная деятельность в детском саду.

5. Разное.

Ход собрания

Вступительное слово

Уважаемые родители! Мы рады видеть вас в нашей группе, большое спасибо что пришли. Ну, вот и мы стали большие. Мы уже не ясли, мы уже младшая группа. И сегодня я хочу поговорить с вами об особенностях детей 3-4 лет.

Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент»

физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как
«взрослый — малыш»
, а на равных, как с другом.

Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я»

у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.

В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам»

, не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.

Возрастные особенности детей 3 — 4 лет.

Познавательное развитие (ребенок должен):

-Свободно ориентироваться в цвете предметов. Называть некоторые цвета (но еще может ошибаться в названии)

-Уметь образовывать группу из однородных предметов, различать понятия один и много, много и мало предметов

-Различать предметы контрастных размеров (большие и маленькие предметы, называть их размер

-Ориентироваться в предметах разной формы, узнавать шар и куб

-Ориентироваться в окружающем пространстве группы, участка детского сада, в частях собственного тела

-Иметь представления о человеке и о себе — внешних физических особенностях; эмоциональных состояниях; деятельности близких ребенку людей

-Иметь представления о предметах, действиях с ними, их назначении: предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда

-Иметь представления о живой природе: растительный мир, животный мир: домашние животные и их детеныши, животные — обитатели леса, птицы

-Иметь представления о явлениях природы: временах года, их особенностях, сезонных изменениях в природе, погодных явлениях и отношении к ним людей.

Социально – коммуникативное развитие (ребенок должен):

-Уметь принимать условную игровую ситуацию, адекватно действовать в ней (кормит куклу, лечит больного и т. д., объединять в смысловую цепочку знакомые игровые действия (покормили, переодели кукол, погуляли с ними и т. д.)

-Знать элементарные нормы и правила поведения (можно поделиться игрушкой, пожалеть другого человека, нельзя драться, говорить плохие слова)

-Уметь вступать в диалог со взрослыми и сверстниками

-Осознавать свою гендерную принадлежность

-Называть название города, в котором живёт

-Быть способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки)

-Выполнять простейшие трудовые действия с помощью педагогов

-Иметь элементарные представления о работе мамы, папы, других близких, кстати вот с этим у нас в группе проблемы, на прошлой недели мы вели разговоры о профессиях, и на одной из бесед «Профессия моей мамы и моего папы» мне ни один ребенок не дал ответа, кого спрашивала индивидуально, те все отвечали «Мама работает на работе». Уже детки наши повзрослели и они должны знать где и кем работают их родители.

Физическое развитие (ребенок должен):

-Уметь правильно мыть руки и насухо их вытирать

-Уметь самостоятельно кушать и пользоваться салфеткой

-Прыгать на месте и с продвижением вперед

-Может бежать непрерывно в течение 30-40 с

-Уметь влезать на 2-3 перекладины гимнастической стенки (любым способом)

-Уметь брать, держать, переносить, бросать и катать мяч

-Уметь легко ходить в разных направлениях и в различном темпе, ходить с перешагиванием через предметы (высота 10 см)

-Бросать предметы в горизонтальную цель (расстояние 1 м, двумя руками, поочередно правой и левой рукой.

Художественно – эстетическое развитие (ребенок должен):

-Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать

-Различать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета

-Уметь ритмично наносить мазки, штрихи, линии

-Уметь отламывать от большого комка пластилина маленькие, уметь раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук, сплющивать шар, столбик; соединять концы столбика в кольцо, плотно прижимая их друг к другу

-Наклеивать готовые формы для создания аппликативного образа

-Лепить несложные предметы; аккуратно пользуется пластилином.

Речевое развитие (ребенок должен):

-Повторять за взрослым слова и строки знакомых стихов

-Способен отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций

-Способен выражать свои ощущения в словесной форме

-Понимать и правильно использовать в речи слова, обозначающие предметы, их свойства, действия

-Способен согласовывать существительные с местоимениями и глаголами, строить простые предложения из 2-4 слов

-Владеть отчетливым произношением изолированных гласных и большинства согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных)

звуков

-Способен понимать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, с помощью взрослого рассказать об игрушке (картинке)

-Сопровождать речью игровые и бытовые действия

-Способен участвовать в драматизации отрывков знакомых сказок.

Общие задачи воспитания младшего дошкольника на этот учебный год состоят в следующем:

1. Способствовать установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка;

2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и гигиеническими навыками;

3. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа;

4. Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и общения;

5. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состоянии других людей, добрые чувства к животным и растениям;

6. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт игрового общения;

7. Способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний.

Выступление воспитателя

по теме « Самообслуживание в жизни ребенка»

Мы предлагаем вам сегодня вместе с нами вспомнить, что такое самостоятельность и самообслуживание для детей 3 лет. Ребенок, умеющий сам себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками. Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым мы их учим. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно.

Достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если мы будем одной командой. И сегодня мы постараемся вам показать значимость этой проблемы, какими умениями и навыками должны овладеть дети четвертого года жизни, о том, какие условия необходимо создать дома, чтобы облегчить формирование у детей навыков самообслуживания.

Воспитание навыков самообслуживания у детей — длительный процесс, требующий от нас с вами знания малышей и большого терпения. Известно, что ребенок трех лет при хорошем педагогическом руководстве может многое сделать самостоятельно, но еще продолжает осваивать навыки самообслуживания. В этом возрасте совершенствуются навыки, ранее полученные детьми. И главное нам с вами этот период развития не просмотреть.

С первых дней пребывания детей в детском саду мы старались понять ваше отношение к трудовому воспитанию малышей. Выяснилось, что многие родители не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняя это тем, что утром спешат на работу, а вечером усталость не позволяет и медлительность детей. Что же делать?

Встает вопрос: «Помогать или нет ребёнку?». Конечно, стремясь сделать все за ребенка, мы лишаем его самостоятельности, чем причиняем ребенку большой вред. У детей угасает потребность к самостоятельности, у них не возникнет желание самоутвердиться. Подавляя инициативу ребенка может привести к осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Поэтому постарайтесь быть терпеливыми и ждите, пока ребенок сам выполнит какое-либо действие.

Знайте, содержание труда в этом возрасте расширяется и формируется умение доводить начатое дело до конца. Важно предоставлять детям больше самостоятельности в самообслуживании. И как можно больше на конкретных примерах учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные выводы: не завернул рукава, поэтому будешь ходить с мокрыми рукавами и т п.

В этом возрасте увеличивается потребность научить товарищей тому, что ребёнок сам умеет. Это используют для формирования навыков взаимопомощи. Но и здесь важно настойчиво формировать у каждого ребёнка навыки самообслуживания, а не ожидания помощи от товарища.

Поведение ребят часто не совпадает с имеющимися у них представлениями, и можно частенько заметить, что они трудятся формально. Поэтому в работе с дошкольниками главными остаются интересные для них игровые приемы, занимательный и в тоже время обучающий материал. И не забывайте, пожалуйста, о систематическом контроле за действиями ребенка, который, в сочетании с положительным примером или напоминанием даст особенно положительный эффект.

Конечно, дети не сразу приобретают необходимые навыки, им требуется наша помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия, например: приспособить вешалку по росту ребенка, повесить полотенце непосредственно для ребенка, выделить полку в шкафу для его вещей, чтобы ребенок знал и мог подойти взять или положить ту или иную вещь и.т.д.

Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Давайте и мы сейчас разберем на примерах.

«Ситуации для анализа». (участники-родители).

Формируя у детей самостоятельность и навыки самообслуживания, мы нередко сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться или не хочет, с тем или иным поручением. Как можно решить эту проблемную ситуацию?

1)Мама утром собирает сына в садик и предлагает ему надеть шапочку самому, ребенок капризничает и отказывается одеваться, ссылаясь на то, что он еще маленький.

Вопрос: Как вы поступите в данной ситуации?

2) Мама торопится домой, но ребёнок хочет ей показать, что он научился сам одеваться, но очень долго это делает. Вопрос: Ваши действия?

3) Трехлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец- то после долгих усилий колготы почти надеты, но …наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мама прекращает, как она говорит, «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик: «Сам! Сам! Сам!» Мама строго говорит: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам»

Вопросы: Правильно ли поступила мама? Бывают ли подобные ситуации у вас?

Как вы выходите из них? Чтобы вы посоветовали маме?

Иногда детям говорят, что они еще «успеют наработаться», взрослые полностью их обслуживают, а потом удивляются – почему их ребенок не любит трудиться (ни убирать за собой игрушки)? Не надо делать за ребенка то, с чем он может справиться сам. Здесь важно иметь ввиду тот факт, что воспитатели формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а дома родители часто не продолжают эту работу. Поэтому ребенку трудно подстраиваться под разные требования взрослых.

Важно помнить, что для маленьких детей характерно явление «нечаянной оплошности». Это означает то, что у них недостаточно сформирована координация движений, необходимые навыки. Часто они просто не рассчитывают на свои силы и поэтому падают, роняют, проливают, рвут и т.д. эти оплошности происходят не преднамеренно, ребенок сам испытывает негативные эмоции — испуг, страдание, недоумение. В таких случаях надо поддержать малыша, вселить в него уверенность в собственные силы, не ругать, когда ему и так плохо.

В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.

Сейчас мы поиграем с вами в игру «Слово-эстафета». Я начну фразой, а вы продолжите, каждый выскажется, передавая по кругу мяч. Я начну, а вы продолжайте:

«Чтобы мой ребенок мог стать самостоятельным, я…»

4. Образовательная деятельность в детском саду.

С началом нового учебного года мы вернулись к нашей ежедневной образовательной деятельности, летом образовательная деятельность не прекращалась, она велась в свободном режиме: на прогулках, в группе в плохую погоду. С 1 сентября ежедневно в 9.00 начинаются занятия, каждое занятие продолжается примерно 10-15 минут, с небольшим перерывом междузанятиями. В день 2 занятия.

Вся образовательная деятельность проходит в форме игры. К нам приходят различные зверушки с просьбой помочь выполнить то или иное задание либо мы сами отправляемся в путешествие и познаем новое. Например, на прошлой недели к нам в гости пришел Больной Мишка, который сильно поранил лапку и не знал как ее вылечить, и мы с ребятами построили настоящую больницу для зверят, в которой мишке вылечили лапку. Наши работы вы могли видеть на стенде оформленной выставкой «Больница для зверят»

5. Разное

Наше собрание подходит к концу и хотелось бы на последок поговорить и обсудить частые вопросы и ситуации в нашей группе.

  1. Режим работы детского сада с 7.30 до 17.30, если воспитатели приходят раньше этого времени, это не значит, что они в 7.00 уже должны принимать детей. Нет, воспитатели должны проветрить группу, прибрать помытые игрушки, подготовиться к занятиям, а в 7.30 уже принимать деток. Пока позволяют погодные условия, прием детей будет происходить на улице. Желательно приводить деток до 8.15, так как в 8.20 у нас утренняя гимнастика в музкальном зале ежедневно, если у вас не получается приводить раньше, то пожалуйста дождитесь нашего возвращения с гимнастики, не оставляйте ребенка одного в группе. До 17.30 вы должны успеть забрать своего ребенка.
  2. Обуваются и разуваются в нашем детском саду строго в раздевалке, как взрослые, так и дети, даже если вы понесете своего ребенка на руках от группы до раздевалки в обуви, ребенок запоминает, что можно, и поступает так же при сборах на прогулку. Давайте будем уважать чужой труд.
  3. Если вдруг ваш ребенок заболел, то пожалуйста, не забывайте предупредить воспитателя об этом, и потом в сад только при наличие справки. «Забыли дома, принесем вечером» не пройдет, мы не имеем права принять ребенка без справки, вы можете вернуться немного опоздав, но уже со справкой.
  4. Не забывайте оплачивать за детский сад до 25 числа каждого месяца, не копите большие суммы.

А закончить мне бы хотелось приятным (благодарственное письмо Рахмановой)

Спасибо за внимание, у нас все, мы готовы выслушать ваши вопросы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]