Организация активного отдыха детей в ДОУ. Дни здоровья и каникулы
Библиографическое описание:
Кукушкина, М. А. Организация активного отдыха детей в ДОУ. Дни здоровья и каникулы / М. А. Кукушкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (16). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3085/ (дата обращения: 18.01.2022).
Статья раскрывает содержание образовательного цикла «неделя здоровья в детском саду» с точки зрения организации физкультурно-оздоровительной деятельности. Автор дает рекомендации по проведению традиционных оздоровительных мероприятий, а также знакомит с новыми формами организации активного отдыха детей.
Ключевые слова: дни здоровья, неделя здоровья, дошкольное образование, каникулы в детском саду, активный отдых, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий.
«Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задачи каждого дошкольного учреждения.
Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является совершенствование детского организма, повышение его работоспособности используя разнообразные формы и средства работы с детьми. Существуют разные формы организации физического воспитания. Инструктора по физкультуре в своей работе чаще всего используют физкультурные праздники и досуги; а также дни здоровья и каникулы.
Давно известно, что наиболее эффективной формой организации активного отдыха в условиях дошкольного учреждения является внедрение дней или недель здоровья. Как правило, в детском саду принято проводить неделю здоровья в каждый сезон года. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщается двигательной активностью детей, спортивными играми и упражнениями, музыкальными развлечениями, трудом на природе, художественным творчеством, туристическими походами, приглашаются родители. Хочется отметить, что неделя здоровья — это не работа исключительно инструктора по физической культуре, весь коллектив детского сада обеспечивает комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность.
Каждый день недели здоровья начинается утренним приемом детей, который проходит в занимательной, шуточной форме. Детям и родителям предлагают выполнить различные веселые задания, прежде чем они попадут в группу: это может быть «полоса препятствий», загадывание загадок о спорте и так далее.
В неделю здоровья можно использовать нестандартную форму проведения утренней гимнастики «Семейную зарядку». В этот период приглашаются мамы и папы, старшие братья и сестры, а также спортивные бабушки и дедушки. Такая «Семейная зарядка» значительно повышает настроение и укрепляет нервную систему детей, заряжает их бодростью и положительными эмоциями на целый день, особенно горды и счастливы те дети, чьи родственники пробуют себя в роли инструктора по физкультуре. Хочется отметить важность этой работы и с точки зрения установления доверительного социального партнерства с родителями воспитанников. Родители начинают больше понимать и принимать правила детского сада, доверять воспитателям и специалистам, а педагоги в свою очередь, рассчитывать на поддержку семей воспитанников. В «Семейную зарядку» можно внедрить необязательный элемент — игру со взрослыми. В этом случае игру выбирают сами дети, они очень любят соревноваться с мамами и папами в скорости и ловкости.
В неделю «Здоровья» закаливание рекомендуется проводить не в привычной для детей форме, а с привлечением сказочных героев. В эти дни младшим дошкольникам в театрализованной форме сообщаются те или иные гигиенические знания, а затем в форме игры закрепляются полученные навыки.
А старшим дошколятам предлагают самим выступить учителями, просят рассказать и показать сказочным персонажам, как нужно закаляться прохладной водой, выполнять обтирания.
Гимнастика пробуждения вместе со сказочным героем помогает детскому организму не только проснуться и поднять мышечный тонус, но и улучшает настроение. Дети постепенно переходят ото сна к бодрствованию.
Большое значение в дни здоровья и каникул, необходимо придавать двигательной активности детей на улице. В эти дни инструктор по физкультуре совместно с педагогами планирует и проводит тематические прогулки оздоровительной и спортивной направленности. Максимально эффективно наполнить двигательной активностью прогулку на улице позволяет использование игровых педагогических технологий. В младших группах это чаще всего физкультурная деятельность по подвижным играм с обязательным гостем: Лисичкой, Собачкой или Зайчиком. Дети с большим удовольствием играют с героями, не замечая, что при этом выполняют сложные двигательные упражнения. Детям старшего дошкольного возраста в недели здоровья тоже предлагаются нестандартные занятия на улице. Для них подбираются больше игровых упражнений и забав в соответствии с центральной темой недели. Так, например, в ноябре, когда центральной темой является Родина — к детям приходит герой из русских народных сказок (Иван-царевич или Петрушка), который соревнуется с детьми в выполнении традиционных русских забав. Зимой, как правило, знакомят детей с зимними видами спорта или проводят зимнюю Олимпиаду.
Но самые любимые и долгожданные мероприятия для детей, проходящие в неделю здоровья, — это конечно, физкультурные праздники и досуги во второй половине дня. При этом дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.
К физкультурно-досуговой деятельности необходимо активно привлекать семьи воспитанников. Рекомендуется проводить совместные с родителями пробеги, спортивные фестивали, соревнования, туристические походы, организовывать выставки фотографий «Моя спортивная семья».
Традиционным для детского сада мероприятием в неделю здоровья является цикл спортивных праздников «Папа, мама, я — спортивная семья!». О программе и времени проведения предстоящих мероприятий родителям необходимо сообщать заранее, с тем, чтобы они тоже могли активного включиться в их подготовку. Обычно семьи воспитанников проявляют большую заинтересованность к вопросам касающихся физического развития и оздоровления детей. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, уклада жизни семьи.
Одной из новых форм организации активного отдыха может стать Фестиваль Всероссийского Физкультурного Спортивного Комплекса ГТО. Не только дети, но и педагоги детского сада могут принять участие и сдать нормативы в таком Фестивале. Опыт показывает, что дети лучше включаются в физкультурно-спортивную деятельность, когда рядом с ними плечом к плечу тренируются и выполняют нормативы их старшие друзья — воспитатели и специалисты.
Это очень сильно мотивирует детей, и даже, казалось бы, самые не спортивные дети в своем упорстве достижения результатов становятся маленькими спортсменами. И для педагогов это тоже отличная мотивация держать себя в спортивной форме.
Прекрасное время для организации активного отдыха детей в детском саду каникулы. Для общеобразовательных групп каникулы организуются зимой во вторую неделю января. И летом, с 1 июня по 31 августа. А для детей, посещающих группы компенсирующей направленности вводятся дополнительные каникулы: в первую неделю ноября и первую неделю апреля. Их цель снизить интеллектуальную нагрузку детей, обеспечить активный отдых детям, способствовать оздоровлению и укреплению организма в единстве с эмоционально-позитивным состоянием психики дошкольников. Во время каникул отменяются занятия, связанные с умственной деятельностью детей. Наряду с этим широко применяются все организационные формы физического воспитания (утренняя гимнастика, ежедневные занятия физической культурой и др.) и значительно увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе.
Хочется также сказать про летний период, ведь лето — удивительная и благодатная пора для организации активного отдыха детей. Это обусловлено, прежде всего, тем, что летом уменьшается количество занятий в помещении, режим дня насыщается двигательной деятельностью, проводимой на открытом воздухе, появляется возможность более эффективно использовать в системе физического воспитания оздоровительную силу природы.
Мероприятия активного отдыха (физкультурные праздники и досуги, дни здоровья) в детских садах планируются творческой группой дважды в год, когда готовится годовой план работы детского сада и план летней оздоровительной компании.
Зная, что многообразная двигательная деятельность детей способствует укреплению здоровья, повышению функциональных и адаптационных возможностей организма, совершенствованию двигательных умений и навыков, важно помнить, что главная задача педагога по физической культуре в дошкольном детстве, научить ребенка получать радость от движения.
Литература:
- Копухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М.: Издательский , 2002. С. 198–199
- Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. — М.: Издательский , 2000. 12 с
- Мащенко М. В., Шишкина В. А. Физическая культура дошкольников. — Мн.: Ураджай, 2000. 275 с
- Шебеко В. Н., Овсянкин В. А., Карманова Л. В. Физкульт- ура! — Мн.: «Просвещение», 1997. 125 с
- Мащенко М. В., Шишкина В. А. Какая физкультура нужна дошкольнику? — Мн.: НМ Центр, 1998. 136 с
Основные термины
(генерируются автоматически)
: неделя здоровья, детский сад, ребенок, активный отдых, день здоровья, физическая культура, активный отдых детей, физическое воспитание, форма организации, двигательная деятельность.
Проект «День здоровья в детском саду»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» комбинированного вида п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района РТ
Проект «День Здоровья»
Участники проекта
– педагоги ДОУ, воспитанники ДОУ, родители
Сроки реализации
проекта: краткосрочный (2 дня)
Вид проекта
: физкультурно-
оздоровительный
Актуальность
:
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии»
и «формирование
здорового образа жизни»
заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов дошкольных учреждений. Первые представления о
здоровье и здоровомобразе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями в нашем детском саду является одной из значимых и приоритетных. Но проблема по-прежнему остаётся актуальной. Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям)
нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребёнка, решать системно и сообща.
Цель проекта:
формирование интереса к
здоровому образу жизни,
своему
здоровью, движениям и спорту.
Задачи проекта:
1. Закрепить знания детей о понятии «здоровье»
.
2. Уточнить правила сохранения здоровья.
3. Сформировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием здоровья.
4. Закрепить правила общежития, связанных с сохранением здоровья других людей.
5. Удовлетворить природную потребность детей в движении.
6. Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом.
План
реализации
проекта:
1. Подготовительный этап
— оформление группы, в соответствии с темой дня;
— подготовка информации для родителей «Здоровье – всему голова»
;
— разработать символику дня;
— для групп придумать название и девиз команд.
— разработать тематический план работы с детьми в течение дня (содержание валеологического часа, деятельность в физкультурном уголке, формирование КГН, продуктивную деятельность и др);
— изготовить медали, атрибуты, обновить нестандартное оборудование в уголках, дидактические валеологические игры и пособия;
— подготовка художественной литературы о спорте, физкультуре, о здоровом образе жизни и т. д.;
— разучивание «речевок», поговорок, пословиц, загадок, песен на спортивную тематику;
— рассматривание иллюстраций с изображениями разных видов спорта.
— беседы и занятия с детьми о здоровом образе жизни, о сохранении здоровья,
полезной пище и витаминах.
2. Основной этап
(практическая реализация
проекта)
«Утро радостных встреч» (прием детей в праздничной обстановке, приветствие друг друга, комплименты, пожелания)
Беседы с детьми «О здоровье»,«В здоровом теле здоровый дух».
Формировать у детей устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни, к формированию культуры здоровья.
Утренняя гимнастика «Здоровье в порядке. Спасибо зарядке». Настроить организм положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день.
«Завтрак Чемпиона»
«Путешествие по стране здоровья»
— валеологический час
(беседы о ЗОЖ, дидактические валеологические игры)
. Сформировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием
здоровья.
«Здоровье — волшебная страна»
— чтение художественной литературы; заучивание пословиц, поговорок о здоровье; рассматривание иллюстраций, фотографий. Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости, закаляться, заниматься спортом.
Лепка «Фрукты и овощи»
.
Рисование «Микробы на ладошках».
Приготовление витаминного блюда «Витаминная семья».
Конкурсы: «Чистюля»
,
«Чистая тарелочка»
,
«Засоня»
.
Соревнования между старшими группами: «Веселые старты»
.Удовлетворить природную потребность детей в движении.
«Обед Олимпийца».
Гимнастика пробуждения: «Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку, мы вас не будем ждать!».
Постепенный переход детей от сна к бодрствованию.
Полдник: «Раз, два, три – подкрепись, дальше спортом ты займись».
Формировать потребность в здоровом образе жизни.
Преодоление «Полосы препятствий»
.
3. Заключительный этап
— Собрать детские комментарии, высказывания о Дне Здоровья.
— Выставка детских рисунков: «Путешествие в страну здоровья»
;
— Предоставить информацию и фотоматериалы на сайт ДОУ.
Ожидаемые результаты:
— Повышение педагогического мастерства педагогов в вопросах физического развития и валеологического воспитания, развитие большего внимания организации оздоровительной работы в группах ДОУ
-Увеличение запаса валеологических представлений, познавательных и коммуникативных умений дошкольников по теме проекта.
— Повышение заинтересованности родителей в ведении здорового образа жизни своего и ребёнка
В проекте на протяжении дня реализуются различные формы обучения, оздоровления детей с учетом возрастных индивидуальных особенностей, интересов, имеющихся запасов знаний о здоровом образе жизни, умений и навыков.
Совместная деятельность под руководством педагога формирует в детях ценнейшие морально-волевые качества: чувства коллективизма, дружбы, взаимопомощи, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, дисциплинированность.
Данный проект должен показать, что физкультурно-оздоровительная работа в разнообразных видах деятельности и режимных процессах работы ДОУ обеспечивает достаточную физическую нагрузку одновременно для всех детей, повышает выносливость детского организма. Движения укрепляют здоровье ребенка и способствуют снятию перенапряжения.
Рекомендации по проведению Дня здоровья
- Все конкурсы, викторины, упражнения должны учитывать возрастные особенности детей.
- Обязательно чередовать двигательную активность с отдыхом или спокойными играми.
- Не перегружать психофизическое состояние детей.
- Провести предварительную беседу с детьми о правилах Дня здоровья.
- Атрибуты не должны содержать острых, колющих элементов во избежание травм.
- Место проведения (зал, участок) должно быть безопасно для детей.
- Соблюдение обязательных режимных моментов дня дошкольника.