«Я и моё здоровье». Валеологические игры и упражнения
По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье» — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».
На здоровье ребенка оказывает влияние целый ряд факторов:
- наследственность ( доля влияния составляет 20%)
- воздействие окружающей среды ( доля влияния — 20%)
- медицинское обслуживание (доля влияния — 10%)
- образ жизни (доля влияния — 50%).
Эти данные заставляют обратить самое серьезное внимание на четвертую группу факторов. Ее составляют отношение ребенка к своему здоровью, его питание, соблюдение режима дня, двигательная активность, закаливание, полноценный сон, овладение гигиеническими навыками. Игры и упражнения , которые предлагаются в данном разделе позволят сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью.
На кого я похож Цель: развитие умения посмотреть на себя со стороны, сравнивать человека с другими животными организмами, находить сходства и отличия, способствовать развитию воображения.
Материал: фотографии родителей , других близких родственников детей, призы.
Описание: предложить детям внимательно рассмотреть фотографии, найти похожие черты. Тот, кто найдет наибольшее количество признаков получает приз.
Кто как на свет появился
Цель: закрепление представлений детей о том, как появляются на свет живые существа.
Оборудование: три большие картинки с изображением яйца, икринки, бутылочки с молоком и соской; мелкие картинки с изображением людей, животных, птиц, земноводных, насекомых.
Перед детьми лежат перевёрнутые изображением вниз картинки с животными, насекомыми, земноводными, людьми. Дети выбирают любую картинку, сообщают, каким образом это существо появилось на свет. Затем совмещают маленькую картинку с большой – с изображением яйца, икринки, бутылочки с соской (для млекопитающих).
Садовник
Цель: ознакомление с внешним строением тела человека, формировать умение видеть в других людях хорошее.
Описание: дети встают в круг, в центре ведущий — садовник. Он произносит следующие слова: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме Юленьки! « Далее «садовник» рассказывает о достоинствах Юленьки. Затем ведущим-садовником становится Юленька. Она выбирает кого-либо из ребят и рассказывает, чем он(а) хорош(а), объясняя таким образом свой выбор.
Назови правильно
Цель: закрепление знаний о средствах гигиены, их назначении и правильном применении.
Материал: предметные картинки разнообразной тематики, среди них- с изображением средств гигиены, фишки.
Описание : дети выбирают из многообразия предметов те, которые помогают им ухаживать за собой. Например: « Я умываюсь «(какие предметы помогают тебе в этом), «Я принимаю душ» и т. д.За правильный выбор -фишка.
Подбери одежду по временам года
Цель: формирование умения различать предметы одежды в зависимости от времени года.
Материал: предметы одежды , используемые в разные времена года, 4 куклы.
Описание: дети разбиваются на команды, каждая из которой «одевает» свою куклу по определенному времени года.
Кому что нужно для жизни
Цель: закрепление знаний и представлений об основных потребностях живых организмов в тепле, воздухе , пище, среде обитания.
Материал: карточки с изображением живых существ(человек, собака, дерево, цветок и т. д.; карточки с изображением пищи, среды обитания.
Описание: предложить детям подобрать к каждой карточке пару, отвечая на вопросы — выбери то, что нужно птице для жизни? Что нужно собаке, чтобы она могла жить.
Кто я?
Цель: расширение знания ребёнка о самом себе, своём имени, своей фамилии, возрасте.
Оборудование: зеркало; предметные картинки с изображением животных, птиц.
Расскажи, что ты знаешь о себе (имя, возраст, рост, цвет и длина волос, цвет глаз, дата рождения, девочка или мальчик).
Расскажи, на кого ты похож: на маму или папу.
Есть ли у тебя признаки, которые присутствуют у какого – либо животного, птицы?
Светофор здоровья
Цель: формирование представлений о здоровом образе жизни.
Материал: круги красного, желтого, зеленого цветов, предметные картинки.
Описание: предложить «зажечь» светофор здоровья. Зеленый круг- то, что помогает человеку вести здоровый образ жизни; желтый- то, к чему нужно относиться с осторожностью, красный круг- то, что вредит здоровью.
Назови спортсмена
Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.
Материал: картинки с изображением спортсменов.
Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.
Описание: дети играют в парах. Один берет картинку с изображением спортсмена и движением показывает заданный вид спорта, другой — отгадывает. Затем игроки меняются местами.
Где спрятались витамины?
Цель: закрепление представления о группах витаминов, их значении и пользе для здоровья.
Материал: корзинки с буквами, указывающими на группы витаминов( А, В, С); муляжи фруктов и овощей.
Описание: предложить разложить муляжи по корзинам с соответствующей группой витаминов.
Что сначала — что потом (режим дня)
Цель: закрепление представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья.
Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.
Описание: предложить игрокам разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.
Солнце, воздух и вода — наши верные друзья
Цель: формирование представления о средствах и видах закаливания ( водные, воздушные, солнечные), их значении для здоровья.
Материал: сюжетные картинки.
Описание: дети рассматривают картинки, определяют, какую пользу для здоровья приносят солнце, воздух и вода. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество полезных свойств.
Почему заболели ребята?
Цель: формировать умение выявлять причинно-следственные связи, воспитывать заботливое отношение к своему здоровью, развитие связной речи.
Материал: сюжетные картинки с изображением правильных и неправильных действий (ведущих к заболеванию).
Описание: дети выбирают картинки с изображением неправильных действий , объясняют свой выбор.
Назови правильно (медикаменты)
Цель: ознакомление с названиями медикаментов, которыми пользуются для лечения и которые входят в состав «домашней аптечки».
Материал: картинки с изображением медикаментов, входящих в состав «домашней аптечки», «аптечка».
Описание: детям предлагается собрать «домашнюю аптечку», называя медикаменты , объяснить свой выбор.
Выбери лекарственные растения
Цель: ознакомление с названиями медикаментов, которыми пользуются для лечения и которые входят в состав «домашней аптечки».
Материал: предметные картинки с изображением растений, кукла «Айболит».
Описание: дети из всех предложенных картинок выбирают лекарственные растения, а «Айболит» объясняет какими лечебными свойствами они обладают.
Как нужно ухаживать за собой?
Цель: формирование навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.
Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами.
Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.
Вопросы
1. Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце).
2. Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа).
3. Как часто нужно мыться? (Каждый день).
4. Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером).
5. Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней).
6. Как часто нужно мыть уши? (Каждый день).
7. Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день).
Ты покажи — я отгадаю
Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.
Описание: одна подгруппа детей с помощью конкретных движений показывает (загадывает), каким видом спорта они занимаются. Другая подгруппа — отгадывает, кто был изображен (лыжник, пловец, хоккеист, гимнаст и т. д.).
Добрые слова
Цель: формировать желание видеть в других людях хорошее, развитие речи, воображения.
Описание: дети встают в круги, передавая мяч по кругу, называют одно из хороших качеств соседа или называют его ласковым именем.
Составляем меню
Цель: формирование представлений о том, что здоровье зависит от правильного питания — еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Материал: игровая посуда, муляжи фруктов , овощей, продуктов питания.
Описание: ведущий говорит игрокам: «Перед вами накрытый стол для обеда (ужина). Положи в первую тарелку то, что ты захочешь съесть вначале, затем заполни вторую тарелку, и вазочку для десерта. Отметить тех игроков, которые заполнили свои тарелки не одними сладостями, а кто — «составил меню», полезное для здоровья.
Чтобы кожа была здоровой
Цель: формирование навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.
Оборудование: картинки, помеченные красным ободком с неправильными действиями детей.
Дети рассматривают картинки, находят, что неправильно. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у которого окажется больше фишек.
Картинки
Ребёнок облизывает ссадины, порезы.
Мальчик в грязном белье.
Девочка надевает чужую обувь.
Что мы знаем о вещах?
Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.
Описание: в игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением « травмы». Воспитатель ( ребенок) — ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
Автор: Моздукова Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3», г. Белово, Кемеровская область, Россия.
Статья размещена в авторской редакции.
Картотека дидактических игр по валеологиикартотека на тему
Картотека дидактических игр по валеологическому воспитанию.
Назови правильно
Цель: закрепление знаний о средствах гигиены, их назначении и правильном применении.
Материал: мяч
Описание : воспитатель бросает мяч и называет предмет, про который нужно рассказать (для чего предмет нужен).
———————————————————————————————————
Когда что одеваем?
Цель: формирование умения различать предметы одежды в зависимости от времени года.
Описание: воспитатель бросает мяч и называет предмет одежды. Дети объясняют, в какое время года носят эту одежду и почему.
——————————————————————————————————————
Кто я?
Цель: расширение знания ребёнка о самом себе, своём имени, своей фамилии, возрасте.
Оборудование: зеркало;
Описание: — Расскажи, что ты знаешь о себе (имя, возраст, рост, цвет и длина волос, цвет глаз, дата рождения, девочка или мальчик).
Расскажи, на кого ты похож: на маму или папу.
Есть ли у тебя признаки, которые присутствуют у какого – либо животного, птицы?
————————————————————————————————————
Назови спортсмена
Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.
Материал: картинки с изображением спортсменов.
Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.
Описание: дети играют в парах. Один берет картинку с изображением спортсмена и движением показывает заданный вид спорта, другой — отгадывает. Затем игроки меняются местами.
———————————————————————————
Что сначала — что потом (режим дня)
Цель: закрепление представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья.
Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.
Описание: предложить игрокам разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.
————————————————————————————————————
Солнце, воздух и вода — наши верные друзья
Цель: формирование представления о средствах и видах закаливания ( водные, воздушные, солнечные), их значении для здоровья.
Материал: сюжетные картинки.
Описание: дети рассматривают картинки, определяют, какую пользу для здоровья приносят солнце, воздух и вода. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество полезных свойств.
—————————————————————————————————————
Как нужно ухаживать за собой?
Цель: формирование навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.
Оборудование: фишки, карточки с вопросами.
Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.
Вопросы
1. Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце).
2. Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа).
3. Как часто нужно мыться? (Каждый день).
4. Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером).
5. Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней).
6. Как часто нужно мыть уши? (Каждый день).
7. Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день).
———————————————————————————————
Ты покажи — я отгадаю
Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.
Описание: одна подгруппа детей с помощью конкретных движений показывает (загадывает), каким видом спорта они занимаются. Другая подгруппа — отгадывает, кто был изображен (лыжник, пловец, хоккеист, гимнаст и т. д.).
———————————————————————————————————
Что мы знаем о вещах?
Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.
Описание: Воспитатель ( ребенок) — ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом. При ответе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
——————————————————————————————————-
Азбука настроения
Цель: закрепление умения определять эмоциональное состояние человека по мимике, жестам.
Материал: карточки передающие разные настроения нескольких персонажей (радость, злость, испуг , недовольство и т, д.).
Описание: игрокам предлагается выполнить такие задания, как «определи настроение», «выбери героя» ( с определенным настроением), «расскажи. что с ним произошло» (объяснить причину его эмоционального состояния).
—————————————————————————
Чтобы глазки не болели
Цель: закрепление знаний об органе зрения, о необходимых правилах, которые помогут сохранить глаза и зрение.
Материал: картинки с изображением определенных действий, которые следует избегать, чтобы сохранить свое зрение.
Описание: дети выбирают картинки с изображением необходимых правил, которые нужно соблюдать , чтобы сохранить свое зрение.
————————————————————————-
Какие продукты позволяют сохранять зубы здоровыми?
Цель: формирование умения выделять полезные и вредные для здоровья зубов продукты.
Материал: муляжи продуктов питания , овощей, фруктов, тарелки.
Описание: детям предлагается разложить по тарелкам продукты , которые полезны для здоровья зубов и которые вредны.
—————————————————————————-
Если ты заболел
Цель: развитие желания заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций наносящих вред здоровью.
Материал: картинки с изображением определенных действий.
Описание: дети выбирают из картинок те, которые изображают то, как нужно себя вести при заболевании.
————————————————————————————
Чтобы не заболеть…
Цель: развитие умения избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
Материал : сюжетные картинки.
Описание: дети выбирают картинки с изображением действий, которые позволяют защитить свой организм от болезней.
———————————————————————————————
Посылка от обезьянки
Цель: формирование представления о своем организме; закрепление знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.
Материал: посылка с овощами, фруктами
Описание: сообщить детям о том, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт.
Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке. Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт). Выигрывает тот, кто угадает.
——————————————————————————————
Угадай по звуку
Цель: формирование представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств.
Материал: музыкальные инструменты.
Ход игры: воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их. — Что помогло вам услышать разные звуки?
——————————————————————————————
Видим, слышим, ощущаем
Цель: закрепление представления об органах чувств.
Материал: сюжетные картинки.
Описание: выбрать из предложенных картинок сначала , те органы чувств, которые позволяют нам дышать, затем — видеть и ощущать.
———————————————————————————————
Определи на запах
Цель: формировать представление о функциях органа обоняния.
Материал: фрукты, тарелки с вареньем , ватные диски с парфюмерным ароматом.
Описание: предложить с закрытыми глазами определить характерный запах.
————————————————————————————————-
Кто что делает?
Цель: закрепление представления детей о функциях внутренних органов человека, развитие логического мышления.
Описание: предложить распределить слова по группам ( к какому органу нашего тела они имеют отношение): холодно, горько, громко, свежо, кисло, горячо, темно и т. д.
——————————————————————————————————
Хвастунишка
Цель: формирование заботливого отношения к своему организму, развитие воображения, речи.
Описание: предложить рассказать о каком-либо органе или части своего тела. Например: « Мои ручки маленькие , кожа на них гладкая, нежная, они помогают мне делать…»
——————————————————————————————————
Правильные картинки ( как беречь своё сердце )
Цель: воспитание бережного отношения к своему организму, обучение правилам, которые помогают сохранить сердце здоровым.
Материал: картинки с изображением определенных действий, фишки красного и зеленого цветов.
Описание: предложить детям положить на картинки с изображением действий, которые помогают сохранить сердце здоровым, зеленую фишку, а наоборот — красную.
———————————————————————————————————
Лови, бросай, предметы гигиены называй
Цель: закрепление знания детей о предметах гигиены.
Материал: мяч.
Описание: дети становятся в круг, воспитатель в центре. По очереди бросает мяч детям. Дети называют предметы гигиены которыми они пользуются и знают.
———————————————————————————————-