Память — это процесс сохранения, анализа и воспроизведения прошлого опыта. Благодаря способности запоминать информацию человек может накапливать знания и эволюционировать. В нашем сознании ежедневно откладывается множество деталей, благодаря чему нам становится легче принимать решения и находить выход из сложившейся ситуации.
Виды памяти
Различают несколько видов памяти, в зависимости от срока хранения информации, объекта запоминания, формы хранения информации в памяти и т. п.
По сроку хранения
- Мгновенная память — память-образ. Восприятие информации органами чувств, без какой-либо обработки.
- Кратковременная. Быстрое запоминание информации на небольшой срок. Это могут быть номер телефона, дата, пароль, адрес.
- Долговременная. Глубокое запоминание важных деталей, способных оказывать влияние на последующую жизнь. Образуется путем выделения фрагментов из краткосрочной памяти и перемещения их усилием воли в долговременную.
По объекту запоминания
- Зрительная: удержание и воспроизведение при необходимости визуальных символов (память на лица и пр.).
- Слуховая: cохранение звуковых образов и впечатлений.
- Тактильная: удержание ощущений, полученных при прикосновении к чему-либо.
- Эмоциональная: сохранение ощущений, полученных при потрясении, всплеске чувств.
- Вкусовая: запоминание вкусовых ощущений.
- Обонятельная: восприятие запахов.
- Двигательная, или моторная: запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.
По форме хранения информации в памяти
- Образная: мозг обладает способностью собирать обрывки сенсорных впечатлений и создавать на их основании образы, дающие отсылку к необходимой информации.
- Словесно-логическая: запоминание и воспроизведение мыслей в процессе обдумываний, размышлений, чтения книг и пр.
По участию воли в процессах памяти
- Произвольная: с приложением усилий и формированием определенной цели. Например, при подготовке к экзамену.
- Непроизвольная: когда информация откладывается в голове автоматически.
По участию мышления в процессах памяти
- Механическая: доскональное заучивание информации без собственных ассоциаций и без обращения к личному опыту.
- Логическая: главное — суть того, что требуется запомнить, без зубрежки.
- Ассоциативная: использование личного опыта для связи с новым опытом.
Вкратце информацию, приведенную выше, можно представить в виде таблицы.
Критерий | Виды памяти |
По сроку хранения информации |
|
По объекту запоминания |
|
По форме хранения информации в памяти |
|
По участию воли в процессах памяти |
|
По участию мышления в процессах памяти |
|
Особенности памяти дошкольников
Развитие памяти у детей дошкольного возраста происходит непроизвольно. Как правило, дети не ставят себе цели что-то запомнить.
У школьников память уже достаточно развита для того, чтобы строить логические цепочки, анализировать информацию и делать выводы.
Восприятие информации напрямую зависит от возраста ребенка:
0-2 года. На первом году жизни происходит развитие моторной памяти: ребенок активно запоминает жесты, движения и старается их повторить. С 1 года до 2 лет развивается ЦНС, увеличивается объем запоминаемой информации;
2-4 года. В данный период происходит развитие механической памяти. После двух лет ребенок начинает запоминать больше слов, выстраивать логические цепочки;
5-6 лет. В данный период задействована преимущественно непроизвольная память: ребенок уже может отталкиваться от собственных впечатлений и личного опыта. Лучше всего он запоминает информацию, которая его заинтересовала;
6-12 лет. В этот период существенно улучшается долговременная память. Дети младшего школьного возраста способны к произвольному запоминанию и готовы приложить необходимые усилия, чтобы запомнить то, что им дают. Однако более интересная для них информация по-прежнему усваивается быстрее.
Развитие внимания ребенка
Внимание — одна из важнейших высших психических функций. Научить концентрировать и удерживать внимание ребенка – одно из основных задач дошкольного образования, решать которую обычно приходится родителям.
При этом забрасывать дело на полпути — абсолютная норма для ребенка в таком раннем возрасте. У него очень быстро переключается внимание. Что можно сделать, чтобы ребенок заканчивал то, что начал?
Говорить о результатах труда ребенка. Вместе отберите те рисунки и поделки, которые ребенок сам посчитает законченными. Попросите объяснить, что каждый из них значит. Незаконченные рисунки можно дорисовать вместе, сложить из них историю или рассказ.