Виды дидактических игр
Виды игр | Описание |
Игры с предметами (игрушками) | Данный вид игры основан на взаимодействие детей с предметами. Таким образом дети учатся сравнивать предметы, устанавливать сходства и различия между ними, знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. |
Настольно-печатные игры | С помощью этих игр ребёнок знакомится с окружающим миром, миром животных и растений, эмоциональным миром и т.д. Настольно-печатные игры могут быть представлены в виде: «лото», «домино», «парных картинок». С их помощью можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. |
Словесные игры | Словесные игры представляют собой эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. |
Далее я предлагаю вам познакомиться с настольно-печатными играми, разработанными мной для работы с детьми дошкольного возраста.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Ольга Ивановна Бугонина, психолог МБ ДОУ «Детский сад №250» комбинированного вида, г. Новокузнецк
Современные условия характеризуются гуманизацией воспитательного процесса, об-ращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего воспитательного процесса. В первую очередь должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания, в частности, дидактические игры.
Психологи считают, что каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности: в дошкольном возрасте – это игра. По-этому именно посредством дидактических игр можно достичь желаемого результата: развивать познавательные процессы у детей (внимание, память, мышление), сформировать у детей-дошкольников первоначальные навыки счета, письма, чтения.
Существует множество определений игры вообще и дидактической игры в частности. Приведем некоторые из них.
Е.В. Карпова рассматривает игру как:
1)особое отношение личности к окружающему миру;
2)особая деятельность ребенка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность;
3)специально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);
4)особое содержание усвоения;
5)деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;
6)социально-педагогическая форма организации детской жизни и «детского общества».
Дидактические игры Е.В. Карпова определяет как «разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей»
Дидактические игры – это специально создаваемые приспособленные для целей обучения игры.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные эле-менты, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие составляющие дидактической игры:
- дидактическая задача;
- игровая задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится зада-чей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, может быть отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи.
Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды- победительницы и т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическая задача скрыта от детей. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой.
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.
Цель дидактической игры и игровых приемов – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры:
- Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.
- Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
- Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры (сообщить правила, следить за соблюдением лимита времени) в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль. Незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
- Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение.
- Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических за-дач.
- Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
- Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.
Литература
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: «Академия развития», 1997. -240с.
- Кудыкина Н.В. Дидактические игры и занимательные задания для 1 класса. Киев, 1989. — 246с.
- Швайко Г.В. Дидактические игры в детском саду. М.: Пролсвещение, 1982. – 216с.
Следующая > |
Дидактическая игра «Паровозик»
Игра направлена на развитие наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению, подбирать обобщающие слова, развитие зрительной памяти, развитие внимания.
В комплект входят:
- 8 паровозиков;
- набор вагончиков с дикими животными, домашними животными, фруктами, овощами, одеждой, посудой, игрушками, мебелью.
В игре могут принимать участие от 1 до 8 детей. Игра ориентирована на детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Правила игры: Перед ребёнком выкладываются вагончики, перевёрнутые вниз. Затем педагог предлагает брать по одному вагончику и прикреплять их к определённому паровозику. Заранее с ребёнком обговаривается, что к синему паровозику будут прикрепляться вагончики, например, с домашними животными, а к оранжевому с дикими животными (вместо животных можно использовать другой вариант для классификации, например, фрукты и овощи). Далее педагог может предложить ребёнку закрыть глаза, а в это время перевернуть, какие-то вагончики и предложить ребёнку вспомнить, что было в этих вагончиках, либо он может поменять вагончики местами и спросить, что изменилось.
Скачано: 1515, размер: 1.7 MB, дата: 14 Апр. 2020
Дидактическая игра «Спрячь игрушку»
Игра направлена на развитие внимания, памяти, формирование умения соотносить цвета.
В комплект входят:
- 6 домиков с изображением игрушек;
- 6 окошек.
Игра предназначена для индивидуального использования и ориентирована на детей от 3 лет.
Правила игры: Перед ребёнком выкладываются домики в любой последовательности и предлагается сначала назвать игрушки, изображённые в окошке, а затем закрыть эти окошки карточкой соответствующего цвета. Затем взрослый предлагает ребёнку вспомнить в каком домике спрятан мяч, кукла и т.д.
Скачано: 1377, размер: 480.1 KB, дата: 14 Апр. 2020
Картотека психологических игр для детей дошкольного возраста.
Психологические игры для детей дошкольного возраста
Игра « Помоги другу»
Цель: Формирование чувства ответственности и доверия к друг другу, активизация положительных эмоций.
Предлагаю вам разделиться на пары, один закрывает глаза. Паре выдается лист, на котором изображен рисунок с недостающей деталью. Участник с закрытыми глазами дорисовывает рисунок по словесной подсказке своего товарища.
Игра « Связующие нити».
Цель игры: Развивать коммуникативные способности ребенка, научить внимательно, относиться к своим личностным качествам и личностным качествам сверстников, понимание различий в характерах людей, умение их ценить.
Оборудование: Клубок ниток.
Описание: Участники садятся в круг, ведущий, держа в руках клубок, обматывает нитку вокруг указательного пальца, а затем кидает клубок сидящему слева участнику, задавая ему вопрос о его пристрастиях. Вопросы могут быть разными, например:
Что ты больше всего любишь делать?
Какие люди тебе нравятся? – и т.п.
Участник должен поймать клубок, в свою очередь намотать нитку себе на палец, ответить на вопрос и бросить клубок сопровождая своим вопросом, следующему по часовой стрелке игроку.
Игра «Выполни условие»
Цель: Развить умение взаимодействовать в команде, выявлять индивидуальные особенности свои и сверстников, сплотить детский коллектив.
Описание: Дети свободно перемещаются по комнате. Внезапно взрослый хлопает в ладоши и сообщает условие, по которому все игроки должны как можно быстрее разбиться на группы. Условия могут быть самыми разными., например: собраться парами с одинаковым цветом глаз, волос; собраться группами по 2, 3 и т.д. человека.
Игра « Общий домик»
Цель игры. Развить коммуникативные навыки.
Оборудование. Лист бумаги А4, цветные карандаши.
Описание. Двум участникам предлагается совместно нарисовать дом, а потом рассказать о том, кто в нем живет и чем занимается.
«Цветик-семицветик»
Игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение.
Взрослый заранее заготавливает из картона цветы. На каждом из 7 лепестков нарисованы лица, выражающие эмоции. Ребенок, смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии. В течение года можно провести подобные занятия многократно, а в конце года обсудить с ребенком, изменились ли его взгляды на окружающих и на себя. Например, если ребенок в начале года говорил, что он счастлив, когда ему дарят подарки, а через 2-3 месяца заявил, что чаще всего он бывает счастлив, когда другие дети принимают его в игру, то можно поговорить об этом и спросить, почему у него изменились представления.
«Волшебный мешочек».
Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то.
Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один «волшебный мешочек», из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
«За что меня любит мама»
Цель: повышение значимости ребенка в глазах окружающих его детей. Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь. После этого обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
Игры с прищепками «Найди пару»
Игра направлена на развитие наблюдательности, внимания, точности зрительного восприятия, умения подбирать парную картинку по смыслу.
Перед началом игры круги необходимо вырезать и прикрепить к прищепкам, игровые диски так же вырезаются.
В комплект входят:
- 4 игровых диска;
- 32 круга с изображений картинок.
Правила игры: Игроку предлагается диск к которому необходимо прикрепить прищепки с соответствующими картинками по смыслу. Для игры предлагаются задания: «Найди тень», «Мама и детеныш», «Вершки и корешки», «Найди пару».
Скачано: 1292, размер: 1.3 MB, дата: 14 Апр. 2020