Большинство методик раннего развития дает детям только общие представления о математике, которые ограничиваются навыком устного счета и решением простейших задач и примеров. В результате у ребенка создается впечатление, что математика – это скучное занятие, далекое от творчества и возможности проявить фантазию. Однако Ваш малыш наверняка посмотрит на математику «другими глазами», если обратиться за помощью к методике Золтана Дьенеша.
Большинство методик раннего развития дает детям только общие представления о математике, которые ограничиваются навыком устного счета и решением простейших задач и примеров. В результате у ребенка создается впечатление, что математика – это скучное занятие, далекое от творчества и возможности проявить фантазию. Однако Ваш малыш наверняка посмотрит на математику «другими глазами», если обратиться за помощью к методике Золтана Дьенеша, которая, к сожалению, не пользуется у нас такой популярностью как методика Монтессори или Вальдорфская система.
Сразу отметим, что методика Дьенеша помогает детям не только осваивать различные математические понятия в легкой и интересной игровой форме, но и развивать важные психологические процессы, необходимые для полноценного и всестороннего развития. Поэтому данную методику можно использовать и в качестве самостоятельной программы обучения, и как дополнительный элемент занятий.
Несколько слов о Золтане Дьенеше
Золтан Пал Дьенеш с самого детства увлекался математикой, поэтому нет ничего странного в том, что всю свою жизнь он решил посвятить «царице точных наук», а также ее популяризации не только в своей родной Венгрии, но и во всем мире. Уже в 23 года Золтан получил докторскую степень по математике, однако не успокоился на этом и продолжил свое образования. Для того, чтобы понимать, как проходят мыслительные процессы при решении математических задач, он получил дополнительную степень по психологии.
Большую часть своей профессиональной карьеры Дьенеш занимался изучением психо-математики (более 10 лет он возглавлял Центр исследования психо-математики при Шербрукском университете). На основе собственных практических наработок и результатов многочисленных исследований им была разработана уникальная авторская программа по изучению математики, доступная для понимания детям самых разных возрастных категорий.
В основу методики Золтана Дьенеша легли различные логические игры, увлекательные математические задания и развивающие учебные пособия, направленные на стимулирование интереса у детей к занятиям математикой, а также развитие комбинаторики, логического мышления, аналитических способностей, речи, памяти и внимания.
Особенности системы Дьенеша
Методика Золтана Дьенеша включает в себя шесть взаимосвязанных стадий изучения математики, в которых учтены психологические аспекты решения математических задач.
Первая стадия – свободная игра, в ходе которой дети пытаются решить незнакомую задачу методом проб и ошибок, перебирая различные варианты решений.
Вторая стадия – изучение правил игры, с помощью которых до детей «доносится» необходимая математическая информация.
Третья стадия – сравнение, позволяющее разнообразить игры со сходной структурой правил различными материалами, и тем самым прийти к понимаю, что от смены материала суть игры не меняется.
Четвертая стадия – знакомство с содержанием чисел, благодаря чему ребенок начинает понимать суть игры и общее составляющее всех математических игр.
Пятая стадия – символическая, включающая в себя описание игровых карт с помощью символов, для чего ребенок может придумать собственные символические системы.
Шестая стадия – формализация, состоит из рассмотрения нескольких вариантов описания карт игр, в результате чего ребенок понимает, что первоначальное описание может быть аксиомой, а его собственные выводы – теоремой.
Подчеркнем, что методика Дьенеша полностью исключает решение математических задач в тетрадках или изучение математических правил в скучных учебниках. Все занятий – это веселые игры, песни и танцы во время которых дети легко и быстро приобретают математические знания и навыки, а также получают первые представления о таких сложнейших математических понятиях, как алгоритм, логическая операция и кодирование информации. При этом дети, чаще всего, даже не догадываются, насколько сложные понятия они осваивают в ходе увлекательных занятий по программе «новой математики» Золтана Дьенеша.
Картотека игр
В начале занятия необходимо объяснить ребёнку, что собой представляет дидактический материал и как его можно использовать и игре. Высыпаем перед малышом содержимое набора и позволяем потрогать, посмотреть, поиграть. Объекты из дидактического набора З. Дьенеша малыш в игровой деятельности использует по-разному: раскладывает, заменяет один блок другим, переставляет, прячет, находит, распределяет между игрушечными персонажами и т. д.
Определение свойства объекта — игры для самых маленьких
- Коробочка для игровых элементов может стать импровизированным «домом» с «окошками», соответствующими форме блоков. Малыш с интересом и азартом будет собирать блоки через специальные лунки.
- Элементы из набора складываем в непрозрачный пакетик или тканевой мешок и просим ребёнка на ощупь определить и назвать объект заданной формы, аргументировать свой выбор, озвучивая признак, затем достать необходимый блок и убедиться в правильности результата.
- Выкладываем все игровые элементы перед малышом и просим произвести системный отбор по свойствам, сортируя отдельно блоки в форме круга, квадрата и т. д., затем, при соблюдении условия обязательной готовности и желания ребёнка, можно усложнить задание, добавив ещё один признак, например, цвет.
- Игра в последовательную цепочку, чередование блоков по определённому логическому признаку (цвет, форма или толщина). Задание может вариативно меняться, например, сначала просим продолжить логическую последовательность в соответствии с закономерностью, заложенной в упражнении, или убрать лишний предмет. Планку сложности этого задания также можно постепенно поднимать, добавляя новые условия игры.
Видео: игра с логическими блоками Дьенеша
Выявление свойств и проведение операции сравнения
- Игра «Посчитай и скажи сколько фигурок».
Цель упражнения: сформировать умение грамотно и точно формулировать вопрос, развивать навыки определения свойств объектов, а также сопоставления по различным параметрам.
Сценарий игры: Участвуют две команды игроков. Педагог в произвольном порядке раскладывает разноцветные блоки различной формы и размера и обращается к детям с просьбой задать вопросы, которые будут начинаться с фразы «Сколько…?». Каждый верно заданный вопрос получает один балл, побеждает команда, набравшая наибольшую сумму баллов.
Возможные варианты вопросов: «Сколько маленьких блоков?», «Сколько красных фигурок во втором ряду?», «Сколько синих тонких фигур?» и т. д.
Простейшее логическое задание на законометности одного свойства
Игра на изучение одного свойства
Такие фигурки малыш с интересом сложит самостоятельно
Также можно использовать карточки с геометрическими узорами
Детям назвали три свойства фигур по порядку, начиная с первого ряда. Ребенок, у которого была необходимая фигура, выходил и выкладывал свой блок на нужное место елочки
Воспитатель играет роль кондуктора и раздает детям билеты — геометрические фигуры. На сиденьях автобуса уже лежат такие же блоки. Ребятам нужно найти свое место по билету
Задача обруча очертить игровые зоны для выполнения задания по сортировке блоков
Блоки могут использоваться для образного замещения любого предмета в игровом сказочном или литературном сюжете, например, большой жёлтый круглый блок станет аппетитной баночкой мёда для Винни Пуха, а жёлтый треугольник фантазия ребёнка легко превратит в золотую рыбку.
Можно предложить ребёнку раздать подарки своим игрушкам, например, мишке понравится круглые подарки, а кукле — треугольные, таким образом, из всего набора нужно отобрать только нужные элементы. Игра станет интереснее, если в ней появятся новые друзья, например, у мишки — его маленький братик, для которого, соответственно понадобятся подарки меньшего размера, а у куклы — младшая сестра.
- Игра «Маленькие садоводы любители»
Каждый игрок выбирает большую форму (круг, квадрат, треугольник) любимого цвета, который станет его клумбой. Далее, он «высаживает» красивые цветы, подбрасывая в круг фигуры разного цвета и формы. Наши цветы могут поделиться своей сказочной историей о себе, которую придумает ребёнок. Роль цветов будут исполнять блоки (четыре свойства) и фигуры (три свойства), количество и качество дидактического материала оговаривается в начале игры. Например, ведущий проговаривает условия: «На клумбе нужно вырастить три маленьких, красных, не круглых цветка», или «большой синий прямоугольник, большой синий круг, большой синий квадрат».
Работа с символами
- Игра «Украсим ёлку шарами».
Всего должно быть пять горизонтальных рядов по три шара в каждом. Цифра на картинке обозначает порядок расположения шара, считать начинаем с макушки ёлки. Пример заполнения второго ряда. Первый шар большой красный круг, второй маленький красный треугольник, третий большой красный прямоугольник. Аналогично размещаем остальные шары.
Комплекты «Логические фигуры» могут быть широко использованы воспитателем в педагогическом процессе при ознакомлении детей с эталонами форм, обучении действиям с эталонами
- Игра «Подбери пару»
Цель: Совершенствование способности к зрительному запоминанию и удерживанию информации в памяти, развитие умения распознавать и оперировать символическими карточками.
В игре задействованы двадцать две картинки с символами без отрицания. Все карточки хаотично перемешиваются и затем выкладываются тыльной стороной по шесть карточек в каждом горизонтальном ряду. Таким образом, в самом нижнем ряду остаётся четыре.
Игрок переворачивает две самостоятельно выбранные карточки, если они одинаковые, то оставляет себе, после чего повторяет свой ход. Если символы карточек отличаются, то переворачивает тыльной стороной вверх и кладёт на место, стараясь запомнить изображение. Все дети внимательно наблюдают за манипуляциями с карточками, т. к. задача каждого игрока набрать максимальное количество парных карточек, а для этого необходимо запомнить расположение открытых ранее карточек. Каждый ребёнок, вступающий в игру, повторяет аналогичные действия, выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество карточек.
Видео: развивающие игры для детей с блоками Дьениша с использованием карты-схемы.
Игры на систематизацию и логические действия
- Игры с обручами.
Для проведения игры понадобятся цветные ленты или обручи, которые очерчивают область выполнения задания так, что на полу образуются два не пересекающихся круга разного цвета. Поясняем понятия «внутри», «снаружи». Задача ребёнка поместить в каждый круг блоки соответствующего цвета. Следующее задание будет относиться к классификации по форме, например, в круг помещаем только круглые блоки, а снаружи — треугольные. Усложнить упражнение можно создав зону пересечения обручей, таким образом, образуется три области: левая, правая и общая, в которой круги пересекаются. Просим ребёнка отсортировать блоки, например, красные должны оказаться в правой зоне, все круглые — в левой, а синие треугольные — в общей. Дополнительно можно попросить разместить все не красные блоки — вне кругов.
Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами. Развитие логического мышления, внимания
- Игра «Малыш-архитектор».
Цель — развить навыки конструирования, декодирования, чтения схем и алгоритмических карт. Дополнительно понадобятся изображения перечёркнутых объектов («не свойства»), чертежи, схемы или готовые альбомы с картинками, которые состоят из комбинаций логических форм.
Рисуем схему-чертёж (или берём готовую) для построения здания, просим ребёнка подобрать строительный материал, согласно инструкции и пошагово выполнить задание. Например, для строительства первого этажа нам понадобится три не красных прямоугольных элемента, второй этаж будет состоять из двух не жёлтых и не круглых блоков и т. д.
Видео: развитие концентрации внимания с помощью блоков Дьенеша (с использованием альбома)
- Игра «Цифровая мозаика»
Ребёнок берёт карточку с примером, решает её путём раскодирования и выбирает соответствующий блок. Затем, например, такая карточка означает, что он должен взять красный толстый круг и положить на фигуру трактора, закрыв блоком контур под номером шесть.
Как проходят занятия по системе Дьенеша
Занятия по методике Дьенеша включают в себя:
- игры с так называемыми блоками Дьенеша, среди которых имеются задания для детей самых разных возрастных категорий. Например, для детей младшего возраста (около 3-х лет) идеально подойдет игра «такой – не такой» (перед ребенком раскладывают фигуры разных форм, цветов и размеров, среди которых ему нужно найти «такие или не такие» фигуры, в соответствии с показанным взрослым примером). Для детей постарше можно выбрать игру в переводчика, в ходе которой нужно не просто найти такую или не такую фигуру, но и объяснить чем одна фигура отличается от другой.
- игры с обручами – позволяют освоить и закрепить навыки пространственной ориентации. Для этого родители кладут на пол два (и более) обруча разного цвета таким образом, чтобы они пересеклись (как олимпийские кольца). Ребенку необходимо положить фигурку заданного формата внутри синего.. вне красного… вне синего и красного обруча. Чем больше обручей, тем больше может быть вариантов заданий.
- сказочная страна Руритания – в ней живут озорные близнецы Элис и Брюс, вместе с которыми дети имеют возможность принять участие в увлекательных историях и окунуться в мир геометрии и алгебры.
В процессе занятий малыши в легкой игровой форме изучают геометрические формы и параметры предметов, приобретают навыки сравнения и анализа разносторонней информации, создают математические модели, логические цепочки и ряды, а также учатся принимать необходимые решения.
Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте
Дети старшего дошкольного возраста в состоянии оперировать сразу несколькими свойствами предмета. У детей развито образное мышление и они способны разгадывать загадки, читать символы, заниматься кодировкой и раскодировкой. Дошкольники с удовольствием играют и выполняют упражнения с блоками Дьенеша. [ads1]
Игра «Отгадай загадку»
На поле из 4 или 5 частей, в зависимости от уровня подготовленности детей, выкладывают символы фигур, при этом последнее окошко остаётся для отгадки. Например, на поле выкладываем знаки: жёлтая тонкая и треугольная. В пустом окошке ребёнок должен положить жёлтый тонкий треугольник, при этом размер фигуры не учитывается. Можно составлять загадки из четырёх символов, например: круг, толстая, большая, синяя. В ответе ребёнок положит синий большой толстый круг. Наиболее сложный вариант этой игры с отрицанием 1, 2, или 3 признаков. Игра-противоположность «Загадай загадку» представляет из себя пустую табличку, на которую дети, выбрав фигуру, раскладывают соответствующие знаки.
Развивающая игра «Рассели жильцов»
Игра «Рассели жильцов» очень увлекательна и подготовишки могут в неё играть целыми компаниями, а потом проверять друг друга. В каждой квартире нужно поселить жильца, опираясь на его признаки (цвет, форму, размер и толщину). Например, на первом этаже живёт синий, толстый жилец, а на втором — красный, не толстый, но квадратный, на третьем — не синий, немаленький, круглый и тонкий. Домики разработаны для детей с разным уровнем подготовленности, где необходимо учитывать 2-4 признака, использовать отрицания.
Развивающая игра «Лабиринт»
Дети с радостью откликаются на игры типа «Лабиринт», «Дерево» и т.д., где они должны найти место своей фигуре. Такие игры направлены на развитие умения классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Нарисуйте дерево с ветками разных цветов без листьев. На каждой веточке свой символ, означающий форму, размер или толщину.
Ребёнок с красным большим треугольником должен найти красную ветку со значком «треугольник и большой» (или не квадрат, большой, или треугольник, не маленький и т.д.). Всё зависит от уровня развития детей и творчества педагога. Можно рисовать лабиринты, дороги к гаражам, грядки на огороде и всю информацию кодировать значками. Детям такие игры приносят большое удовольствие и зная об «инстинкте открывателя», можно добиться больших результатов.
Развивающая игра «Хоровод»
Зимними вечерами, да и жаркими летними, можно играть в домино или складывать хороводы. Для этого разделите все блоки между детьми и договоритесь о правилах. Первый игрок кладёт любую фигуру, а следующий должен положить фигуру другого размера, или такой же формы, но другого цвета, или другой формы, но такого же размера и толщины и т.д. Правила могут придумывать дети, педагог внимательно следить за их исполнением.
Недостатки системы Дьенеша
Как это не покажется странным, но специалисты никаких недостатков в системе Дьенеша не нашли. Однако изучение отзывов родителей, которые уже занимаются по данной системе, позволило выявить такие недостатки, как:
- Ограниченное цветовое разнообразие в блоках Дьенеша;
- Для ребят постарше, которые решают более сложные задачи, одного набора блоков Дьенеша порой недостаточно;
- Некорректное понятие «толщина», вследствие чего ребенку иногда сложно объяснить, например, почему квадрат всегда плоский;
- В России достаточно сложно найти альбомы для занятий по система Дьенеша.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Что такое блоки Дьенеша
Так называется специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем. Золтан Дьенеш посвятил этой дисциплине всю жизнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми.
Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся. Фигуры делятся по таким признакам:
- Цвет. Синие, красные, желтые.
- Размер. Маленькие, большие.
- Толщина. Толстые, тонкие.
- Форма. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.