Дидактические игры по ИЗО в младшей группе
Рассмотрим, какие занятия по изобразительному искусству можно проводить с воспитанниками 2-3 лет. Каждую представленную игру своими руками по ИЗО сделать проще простого.
Подбери к предмету цвет
Подготовьте 6 листов цветной бумаги. Найдите изображения 6 соответствующих по цвету объектов. Вырежьте предметы по форме так, чтобы при наложении изображения на бумагу каждый объект обрел нужный колер:
- помидор – красный;
- морковка – оранжевая;
- лимон – желтый;
- яблоко – зеленое;
- цветок – синий;
- баклажан – фиолетовый.
Петушок
Нарисуйте петушка, используя 5-7 колеров. Подготовьте палитру – небольшие квадраты разных цветов, включая те, что присутствуют в расцветке птицы. Задача детей – отыскать квадраты, соответствующие окрасу петушка.
Собери узор
Составьте несложные узоры из геометрических форм и флористических элементов. Фигуры аналогичного цвета и очертаний вырежьте отдельно. Пусть дети соберут узор по образцу.
Подбери по цвету
Игра предназначена для закрепления названий основных колеров. У детей включается самоконтроль при восприятии цветов.
Возьмите коробку, в которой не меньше 10 цветных карандашей. Показывайте воспитанникам каждый карандаш по очереди, прося назвать предметы аналогичного цвета, находящиеся в помещении или за окном.
Составь картинку
Есть изобразительно-дидактические игры, что развивают сообразительность, умение концентрироваться, сравнивать, анализировать.
Найдите картинки, на которых четко изображены овощи и фрукты, разрежьте на 4-6 частей. Предложите детям восстановить изображение.
Воздушные шары
Вырежьте круги и овалы – основу воздушных шариков. Отдельно сделайте полоски – это будут ниточки для шаров. Разложите заготовки на столе. Попросите ребенка подобрать к шарикам ниточки аналогичного цвета.
Подбери блюдце к чашке
Игра не только формирует навык различения оттенков палитры, но и развивает концентрацию внимания, моторику пальцев рук.
Подготовьте полотно, имитирующее магазинные полки, сделайте из картона посуду разных цветов. Расскажите детям, что сначала в магазин привезли блюдца, затем чашки. Продавцам нужна помощь, чтобы правильно расставить посуду. Задача играющих – правильно подобрать блюдца к чашкам.
Необычная картина
Игра развивает фантазию у младших дошкольников.
Поставьте на стол перед каждым воспитанником широкую тарелку, насыпьте манную крупу. Объясните, что манка не только вкусная, она такая мелкая и рассыпчатая, что можно создавать с ее помощью красивые картины, рисуя пальчиком.
Подбери предметы красного цвета
Для игры подготовьте разные небольшие предметы (либо изображающие их карточки). Оденьте куклу в красное платье. Расскажите воспитанникам, что к ним пришла девочка Маша, просит помочь ей подобрать к красному наряду предметы такого же цвета. Дети по очереди берут карточки, говорят, может ли изображенный объект быть красным. Если да, кладут картинку в сумочку куклы Маши.
Особенности необычной техники
Нетрадиционные техники рисования в детском саду и дома помогают развивать пространственное мышление, глазомер, координацию. Ведь малышу нужно связать единой композицией соотношение размеров деталей и гармонично их расположить на листе. При работе над сложной декоративной композицией ребенок учится планировать свои действия, выбирать подходящий материал. Для него очень важно понимать, что он может создать что-то своими руками.
Всем известно, что рисование – одно из самых любимых занятий наших деток. С огромным удовольствием они рисуют цветными карандашами, фломастерами, красками, макая кисть в яркую субстанцию. А почему бы не мокнуть туда пальчик или измазать краской всю ладошку? Изобразительному творчеству нельзя устанавливать рамки, нужно разрушать все границы привычного и традиционного!
Нетрадиционные техники рисования привлекают наших непосед значительно больше, ведь они не требуют усидчивости, дают более ярко раскрывать во время творчества свой потенциал, знакомят ребенка с возможностью необычно применить окружающие нас вещи в качестве материалов для творчества. Если самые необычные краски и яркие карандаши у малыша уже не вызывают былого интереса, то можно разбавить творчество вашего непоседы другими методами рисования. Чем же полезно рисование нетрадиционными способами в детском саду и дома?
- Малыш использует разнообразные материалы, узнает различия в фактурах, что позволяет совершенствовать мелкую моторику.
- Происходит знакомство с объемом, формой и пространством, что развивает воображение.
- Умение сочетать и смешивать оттенки развивает эстетический вкус.
- Использование необычных материалов развивает мышление, учит принимать нестандартные решения.
- Рисунки с использованием таких техник получаются значительно быстрее, что радует крох, которым так не хватает усидчивости.
- Добавляет уверенности в себе и веру в свои силы, ведь и без выдающихся умений можно создать неповторимый «шедевр»!
Все самые интересные техники и методики собрала и систематизировала Г.Н. Давыдова в книге «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Эта книга – прекрасный помощник как для воспитателя, так и для мамочки, которая хочет разнообразить досуг с малышом.
Дидактические игры по ИЗО в средней группе
Детям постарше предложите игры для развития цветового видения и воображения, умения понимать настроение картины, составлять фигуры и узоры с соблюдением симметрии и пространственного отношения.
Веселая гусеница
Сделайте кружки разных оттенков. Задания для детей – составить гусениц из кружочков в разных вариациях:
- от темных к светлым оттенкам;
- от холодных к теплым.
Разноцветная арифметика
Кружочки, использовавшиеся для предыдущей игры, можно применить для другого занятия, развивающего цветовосприятие. Дополнительно изобразите арифметические знаки: плюс, минус, равно. Составляйте кружки по-разному, а воспитанники должны догадаться, какой оттенок получится.
Для примера:
- красный + желтый = оранжевый;
- зеленый – желтый = синий;
- синий + белый = голубой.
Палитра
Нарисуйте времена года, применив 4 отдельных палитры. Положите перед воспитанниками пейзажи (осенний, зимний, весенний, летний). Продемонстрируйте использованные палитры. Задача – определить по сочетанию колеров, какой палитрой рисовался каждый пейзаж.
Зайчик
Игра развивает воображение. Дети учатся схематичному изображению живых существ.
Для занятия необходимы вырезанные из картона овалы разной величины и вытянутости. Предложите играющим составить из имеющихся фигур стоящего на задних лапках зайчика. При желании пусть дети попробуют выложить других животных.
Укрась рукавицу
Игра учит созданию узоров с учетом пространственных отношений и симметрии. Положите перед ребенком вырезанную из бумаги рукавичку и набор геометрических форм. Задание – составить красивый и симметричный узор.
Игра в изобразительной деятельности может прививать навык сотрудничества, взаимодействия. Для этого разбейте детсадовцев на пары, раздайте рукавицы: одному правую, второму левую. Пусть попытаются сделать одинаковые узоры.
Пластилиновая ваза
Пусть ребенок соединит 2-3 небольших кусочка пластилина разных оттенков, хорошенько помнет для получения разводов, напоминающих мрамор. Из получившейся массы вылепит вазу.
Волшебная палитра
Игра развивает восприятие цветов окружающего мира и эмоциональный отклик на красоту природы.
Раздайте участникам квадратные цветные карточки. Назовите природный объект. Дети должны вспомнить, как он окрашен, поднять соответствующие карточки. Например, при слове «береза» должны быть подняты белые, черные, зеленые квадраты. При слове «ромашка» – желтые, белые, зеленые. Участник, поднявший неправильную карточку, выбывает.
Расписные лошадки
Игра закрепляет представление об основных видах народных русских росписей.
Подготовьте расписных лошадок и изображения четырех пастбищ под названиями «Гжель», «Дымка», «Городец», «Филимоново». Ребенок должен сказать, какой росписью украшена каждая фигурка, положить на соответствующее пастбище.
Художественный конструктор
Раздайте воспитанникам карандаши и листы, на которых изображены контуром простые фигуры. Предложите дорисовать изображения так, чтобы получились узнаваемые объекты.
Рисование поролоном
Существует еще одна нетрадиционная техника рисования, похожая на штамп, но с интересной особенностью, – рисование поролоном. Отрежьте небольшой кусочек от обыкновенной губки, обмакните в краску и с несильным нажимом покрывайте лист. Вот так легко и просто получается замечательный фон для дальнейшего рисования, а если использовать трафареты или шаблоны для детского рисования, получится изумительный цветочный, или геометрический узор.
Дидактические игры по ИЗО в старшей группе
На занятиях со старшими дошкольниками стоит уделить внимание эмоциональной стороне изобразительного искусства, формированию представления о жанрах живописи, развивать навык построения композиции.
Изобрази портрет
Для игры нарисуйте 4-5 портретов, изображающих человеческие эмоции: радость, страх, удивление, печаль, злость. Разрежьте изображения на 3 части: лоб и глаза, нос, рот и подбородок. Продемонстрируйте для наглядности несколько известных живописных портретов. Объясните, что это за жанр. Предложите участвующим стать художниками, создать из частей лица портреты с разными эмоциями.
Составь пейзаж
Разложите на столе карточки, изображающие разнообразные объекты окружающего мира. Попросите выбрать те, из которых можно составить пейзаж.
Собери натюрморт
Вырежьте картинки фруктов, овощей, ягод, цветов, грибов, ваз, корзинок, кувшинов. Попросите детей составить красивый натюрморт.
Весело или грустно
Как и дидактическая игра «Художник», это занятие учит соотносить настроение с палитрой.
В качестве изобразительного материала используйте реалистичные иллюстрации из книг, репродукции известных картин. Показывайте изображение воспитанникам, просите определить, какое настроение оно передает, почему. Дети должны объяснить, что веселье отображают яркие, сочные, светлые тона, а грусть – тусклые, темные, глухие.
Море
Игра учит строить художественную композицию, развивает логическое мышление.
Подготовьте картину пустого моря с фоном в виде водорослей и песчаного дна. Отдельно изобразите подводных обитателей: рыб, улиток, ракушек, дельфина, кита, морского конька и прочих. Объясните участникам, что морские жители спрятались. Чтобы их увидеть, нужно отгадать загадки. Ребенок, правильно угадавший живое существо, прикрепляет его картинку к подводному пейзажу.
Что получится?
Положите перед игроками бумажный лист и карандаши. Дети рисуют по очереди. Один проводит линию, отдает лист другому участнику. Тот продолжает рисунок второй линией, передает эстафету. И так до тех пор, пока рисунок не будет готов. В конце все смотрят, что же получилось.
Чего не бывает?
Предложите детсадовцам игру для развития воображения. Пусть нарисуют то, чего не существует. Каждый участник демонстрирует свое творение, объясняет, что изобразил. Остальные обсуждают, действительно ли такого объекта нет в мире.
Классика в нетрадиционном прочтении
Давайте отложим штампы и соль, вытрем ручки, испачканные краской, достанем акварель и кисточки. Скучно? Вовсе не скучно, а очень интересно, ведь с помощью классических акварельных красок мы будем творить чудеса!
Необходимо взять плотную бумагу (лучший вариант – специальная акварельная), намочить, чтобы она достаточно промокла. Наберите на кисть немного краски и легким движением дотрагивайтесь кистью до мокрой бумаги. Движения должны быть именно легкими и плавными, от этого зависит красота результата. На ваших глазах капелька краски расползаются в разные стороны, превращаясь в нечто удивительное! Подходящее время рассказать малышу о правилах получения новых цветов и оттенков. Сейчас такая практика наиболее наглядна. Получившиеся немыслимые разводы будут служить интересным фоном для будущих творческих работ.
Следующая нетрадиционная техника рисования, которую мы рассмотрим, тоже из разряда «чудеса рядом», называется «Акватипия».
Это техника рисования красками и водой, еще она известна под названием водная печать. Так же, как и в предыдущем методе, нам пригодится плотная бумага, краски выберем не менее традиционные – гуашевые, еще нужна черная или любая темная тушь. Подумайте с малышом, что бы он хотел изобразить? Этим методом необычайно красиво получаются цветы. После высыхания красок закрасьте полностью лист тушью, затем погрузите вашу работу в мисочку с водой, и наслаждайтесь чудесными превращениями! Гуашь вся растворится, останется только ваш рисунок на темном фоне. Чем же не волшебство?
Череда невероятных превращений не завершилась! Возьмем все ту же плотную бумагу, и восковыми мелками (если их не оказалось под рукой, можно использовать обыкновенную свечу) нанесем рисунок или узор. Далее, наносим акварельную краску на весь лист (места, обработанные воском, не окрасятся). На цветном акварельном фоне проявится рисунок, который станет для малыша сюрпризом, ведь когда рисуешь бесцветным мелком по белому листу, то довольно трудно представить конечный результат. Процесс волшебства в итоге тоже может принести довольно практичный результат.
Изготовление «мраморной бумаги» – чрезвычайно увлекательное занятие, которое очень нравится малышам: забавно же играть с вещами, которые вообще брать не разрешают. Например, папина пена для бритья. Для работы понадобятся:
- пена для бритья;
- акварельные краски;
- плоская тарелочка;
- лист плотной бумаги.
Для начала необходимо получить насыщенный раствор: краску смешиваем с водой. Затем нанесите толстым слоем пену для бритья на тарелку, и капните несколько ярких капель краски в хаотичном порядке. С помощью кисточки рисуем каплями краски на пене, получая замысловатые зигзаги и узоры. Вот оно – волшебное таинство, которое полностью поглотит увлеченного малыша. А вот и обещанный практичный эффект. Лист прикладываем к радужной пене, а затем переворачиваем так, чтобы пена оказалась сверху листа. Оставшуюся на бумаге пену убираем скребком. И – о чудо! Из-под пены проявляются невообразимые разводы, похожие на мраморный узор. Бумага впитала краску. После высыхания «мраморную бумагу» можно использовать при изготовлении поделок или как дополнение к декору.
Дидактические игры по ИЗО в подготовительной группе
Готовя детсадовцев к школе, важно научить их описывать картины и свои чувства от увиденного, проявлять фантазию в повседневности, быть внимательным и наблюдательным.
Угадай картину
Для игры подготовьте репродукции знакомых детсадовцам картин. Описывайте словесно каждое изображение, а дети должны догадаться, о чем идет речь. Например: «В светлой комнате за столом сидит девочка в розовой кофте, у нее в руках фрукт» – это «Девочка с персиками» Валентина Серова. Или: «Медведица и трое медвежат резвятся на поваленных деревьях посреди соснового леса» – это «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина.
Угадай по профилю
Подготовьте узнаваемые контурные профили сказочных персонажей: Бабы-Яги, Кащея, Конька-Горбунка, Змея Горыныча и прочих. Дети должны угадать, кто изображен.
Чем пахнет картина?
Показывайте воспитанникам репродукции живописи. Пусть представят, какие запахи почувствуют, когда вдруг окажутся внутри картины.
Как звучит картина?
Игра схожа с предыдущей, только здесь воображают не обонянием, а слухом. Пусть дети представят, какие звуки услышат, оказавшись внутри живописного полотна.
На что похожи облака?
Если погода и состояние неба позволяют, выведите группу на прогулку. Если нет, найдите красивые фотографии кучевых облаков. Предложите воспитанникам пофантазировать, на что те похожи. Подчеркните, что облака бывают разными по форме и размеру.
Что пропало?
Покажите детям несколько репродукций известных картин. Закройте какую-либо деталь на изображениях. Снова покажите картины, попросите вспомнить, какой элемент скрыт.
Портрет соседа
Игра учит правильно и корректно описывать человека.
Раздайте участникам картонные рамки. Пусть каждый, приблизив рамку к лицу соседа, попытается составить его словесный портрет.