КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Речь воспитателя — образец для детей»

Обновлено 22 июля 2022 454 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы продолжим знакомить вас с терминологией, которая есть в русском языке.

В нашем «великом и могучем» практически все слова можно отнести к какой-то категории – в зависимости от их происхождения, назначения, образования и так далее.

Сегодня поговорим о ПРОФЕССИОНАЛИЗМАХ. Конечно, в первую очередь многим это слово знакомо как синоним хорошей работы. Именно об опытных и ценных сотрудниках говорят, что у них высокий уровень профессионализма.

Но есть и в лингвистике понятие ПРОФЕССИОНАЛИЗМ.

Профессионализмы – это…

Профессионализмы – это группа слов или выражения, которые свойственны какой-то отдельной группе людей, задействованных в конкретной сфере, или относящиеся к одной профессии.

Иногда эти слова выходят из некоего «узкого круга» и начинают употребляться массово. Но некоторые ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ так и остаются малоизвестны.

Ну, например, мы все точно знаем, что такое антибиотики. Это лекарства, которые обладают весьма сильным эффектом и помогают при различных простудах.

Но слово само имеет медицинское происхождение и вышло именно из этой сферы. То есть раньше его употребляли только врачи, но в какой-то момент оно стало общедоступным.

А вот слово «Снегурочка» на медицинском языке означает человека, у которого низкая температура. Звучит это забавно, конечно. Но если вы услышите от врача «Эта Снегурочка никак не хочет идти на поправку», вы вряд ли поймете, о чем речь.

Проект «Профессиональные слова»

Проект

«Профессиональные слова в речи наших родителей»

Оглавление

1 Введение 3

2 Основная часть. Употребление в речи профессиональной лексики.

2.1 Профессиональная речь и ее лексический состав. 4

2.2 Понятие и особенности профессиональной лексики. 5

2.3 Профессионализмы в речи родителей учеников 6 класса. 6

3 Заключение. 7

4 Список литературы и других источников. 8

Введение

Лексика литературного языка по употребительности неоднородна. Одни литературные слова употребляются всеми говорящими на литературном языке, другие – отдельными группами людей, владеющими той или иной профессией, специальностью. Первую группу литературных слов составляют общеупотребительные слова, вторую – профессиональные, или специальные. Знакомство с профессиональными словами обеспечивает понимание их роли в повседневной жизни общества.

Объектом исследования

данной работы является профессиональная лексика.

Предмет исследования

– профессионализмы в речи родителей учащихся 6 класса.

Цель

работы —
изучить профессиональные слова наших родителей
Задачи

:

1.Изучить теоретические понятия по теме исследования.

2.Выяснить у родителей, какие слова они используют в своей профессиональной деятельности.

3.Определить значение профессиональных слов в речи родителей учеников 6 класса.

В работе использовали следующие методы исследования

: анализ, опрос, обобщение.

Основная часть

«Профессионализм — специальное слово или выражение, характерное для какой-то профессиональной группы, например, «на-гора» (у шахтеров), «вира», «майна» (у грузчиков), «автоматчик», «моторщик», «шассист» (работник автоматного цеха, моторного цеха, цеха шасси у автомобилестроителей), «квантовый переход» у физиков, «фонема», «морфема» у лингвистов, «полевое исследование» у социологов, «собачка» (листок со спецификацией публикуемого материала в редакциях газет и журналов) и т. д. Некоторые профессионализмы попадают в фонд общей речи, например, «накладка» в значении «ошибка» (из языка актеров)» [1].

Профессионализмы

— слова и выражения, свойственные речи какой-либо профессиональной группы. Профессионализмы, наряду с терминами, составляют разряд специальной лексики. Профессионализмы — разговорные слова, стилистически сниженные, обозначают в основном понятия, связанные с процессами труда, его результатом, и являются часто дублетами, синонимами терминов. Профессионализмы образуются чаще всего посредством сужения смыслового значения общеупотребительных слов посредством их переносного употребления и, наконец, посредством сокращения словосочетаний и слов»[3Профессионализмы ограничены и территорией, и коллективом, в котором они употребляются. Представители разных отраслей науки, техники, искусства в целях языковой экономии заменяют профессионализмами общепринятые научно-технические термины. Профессионализмы употребляются в неофициальной устной речи.. В статьях и книгах профессионализмы, как правило, заключаются в кавычки, сопровождаются словами: «как говорят» (моряки, врачи, летчики, геологи, шахтеры, инженеры, спортсмены), «на языке» (охотников, рыбаков, военных, спортсменов). От слов литературного языка профессионализмы нередко отличаются произносительными и грамматическими особенностями. Например, у профессионализмов может быть иное ударение (до́быча, компа́с, рапо́рт, искра́, ро́злив), иная синтаксическая связь (у геологов и изыскателей привычными являются профессионализмы «разведка на нефть», «разведка на уголь», «разведка на газ»). Профессионализмы помещаются в разные типы специальных и филологических словарей и справочников, получают в них соответствующую разработку в зависимости от цели и задач справочного пособия. В толковых словарях русского литературного языка, в орфографических словарях, в справочниках по культуре речи профессионализмы сопровождаются либо пометами «прост.» (просторечное слово), «мор.» (морское слово), «мор. разг.» (морское разговорное слово), «в проф. речи» (в профессиональной речи), «в проф. разг. речи» (в профессиональной разговорной речи) и др.; либо комментарием «у моряков», «в речи летчиков» и т. п. В толковые словари литературного языка помещаются только те профессионализмы, которые получили достаточно широкое распространение за пределами профессиональных областей.
Профессионализмы — особая группа слов и выражений, которая является одним из источников пополнения словарного состава литературного языка.
Профессии наших родителей

В 6 классе школы №14, которая проводила данное исследование — 5 учащихся. В ходе работы мы провели опрос родителей учащихся 6 класса. У шестиклассников 9 родителей работающих и 1 неработающий (среди них 1 домохозяйка), 9 – работают (среди них 1 частный предприниматель).

В результате опроса были выяснены профессионализмы родителей следующих специальностей: учитель, металлург, шоферов (3), диспетчер, воспитатель, контролер.

Профессиональные слова, которые они используют на работе

профессия «металлург» и «учитель»

металлург

  1. Кран
    — м
    еханизм для захватывания, подъёма и перемещения тяжестей
  2. Подшипник
    — о
    порная деталь вращающихся механизмов.
  3. Колесо


    п
    редмет той же формы, служащий для передачи и регулирования движения в различных механизмах, устройствах.

  4. Сталь— т

    вёрдый ковкий металл серебристо-серого цвета, сплав железа с углеродом и другими упрочняющими элементами
    .

Учитель

  1. Класс-подразделение учащихся начальной и средней школы, соответствующее году обучения.
  2. Оценка-
    о
    бозначение степени знаний учащихся, отметка.
  3. Успеваемость-с

    тепень успешности занятий учащихся, усвоения ими знаний.

  4. Экзамен-
    п
    роверочное испытание по какому-л. учебному предмету

профессия «воспитатель»

  1. Ясли

    — воспитательное учреждение для детей до трёхлетнего возраста, где они находятся во время работы родителей

  2. Няня-

    работница, занимающаяся уходом, присмотром за детьми (в семье, в детском саду, в яслях).

  3. Зарядка

    -Совокупность оздоровительных физических упражнений

  1. Телефон

    номер абонентской установки телефонной связи

  2. Позывной

    служащий для привлечения внимания, призывающий

профессия «водитель»

  1. Транспорт-

    устройства, предназначенные для перевозки людей и грузов

  2. Лицензия

    — разрешение, выдаваемое государственными органами на право ввоза каких-л. товаров в страну или вывоза их из страны

  1. Водитель

    – тот, кто управляет каким-либо транспортным средством, машиной (автомобилем, автобусом, трактором и т.п.)

Заключение

В ходе данного исследования были рассмотрены профессионализмы родителей учащихся 6 класса, начата работа по дальнейшему исследованию профессиональных слов. Работу по исследованию считаем незавершенной, так как осталась группа неопрошенных родителей, в речи которых мы пока не выяснили употребляемые ими профессионализмы.

Примеры профессионализмов

Чтобы было еще более понятно, давайте приведет другие примеры.

Как мы уже сказали, ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ есть абсолютно в каждой сфере деятельности или профессии.

Рассмотрим самые известные.

Медицина

Вот пример известных ПРОФЕССИОНАЛИЗМОВ :

  1. скальпель – острый нож для операций;
  2. вакцина – профилактическое лекарство от вирусов;
  3. инъекция – профессиональный синоним укола;
  4. гематома – в народе говорят просто «синяк»;
  5. диагноз – определение, чем именно болен человек;
  6. реанимация – комплекс мер по восстановлению жизненных функций;
  7. симптом – различные признаки болезни.

Даже названия конкретных разновидностей врачей можно считать ПРОФЕССИОНАЛИЗМАМИ. Раньше ведь всех называли просто доктор – общий, детский, глазной, ушной, зубной, сердечный и так далее.

А теперь терапевт, педиатр, офтальмолог (что это за врач?), ЛОР, стоматолог, кардиолог и многие другие.

А вот это уже слова, которые из уст врача поймет только врач:

  1. Люська – пациент, зараженный сифилисом;
  2. Валежник – человек, который очень долго лежит в больнице;
  3. Лыжники – пациенты, которые плохо ходят, а потому шаркают ногами;
  4. Парашютист – пациент, который получил переломы при падении;
  5. Уголек – пациент с ожогами.

Вообще врачи известны своим «профессиональным юмором», который зачастую очень черный. Но тем не менее это как раз пример таких ПРОФЕССИОНАЛИЗМОВ.

Моряки и летчики

Еще пара профессий, в которых присутствует масса ПРОФЕССИОНАЛИЗМОВ. И большинство из них понятны только определенному кругу лиц.

Из известных можно вспомнить:

  1. Чапать – синоним морского похода;
  2. Дебаркадер – судно, навсегда пришвартованное у пристани;
  3. Облетать – привыкнуть к самолету.

И совсем другое дело:

  1. Беска – фуражка без козырька;
  2. Аттестат – вещевой мешок;
  3. Пиджак – офицер, который не оканчивал морской ВУЗ;
  4. Недомазать и перемазать – не долететь до какой-то точки или перелететь ее;
  5. Козёл – небольшой подскок самолета во время посадки;
  6. Пузырь – метеозонд, который имеет форму шара.

Интуитивно некоторые ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ можно понять. Особенно в контексте какого-то предложения. Но некоторые слова для непосвященных так и остаются загадкой.

Например, моряки говорят слово «вертолет», и вы никогда не догадаетесь, о чем это. А на самом деле так называют лопату, которой чистят снег на палубе.

Профессиональная компетентность педагога – залог успеха каждого ребенка

Аннотация: В статье рассматривается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Под профессионализмом педагога понимается системная интегральная характеристика личности, представляющая собой взаимосвязь педагогической компетентности, педагогического мастерства, профессионально значимых качеств и индивидуального имиджа педагога, детерминирующих индивидуальность каждого педагога-профессионала, обеспечивающих эффективность и оптимальность педагогической деятельности.

Профессий много на земле, но призвание – одно. Как часто мы видим людей, которые идут на работу с неохотой. Но говорит ли их незаинтересованность в исполняемой роли работника определенного учреждения об их профессионализме? Вопрос спорный. А что, если этот человек – воспитатель, идущий на работу считать минуты до окончания своей смены? Страшно предположить, как бы мы оставили своего малыша такому «непрофессионалу»…. Но, какого человека мы можем считать профессионалом?

Профессионализм педагога — системная интегральная характеристика личности, представляющая взаимосвязь педагогической компетентности, педагогического мастерства, профессионально значимых качеств и индивидуального имиджа педагога, детерминирующих индивидуальность каждого педагога-профессионала, обеспечивающих эффективность и оптимальность педагогической деятельности. [4;с.119]

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что «педагогические работники, реализующие Программу ДО, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей».

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» педагоги должны:

1. Владеть современными педагогическими технологиями и их применять в профессиональной деятельности.

2. Быть готовыми решать профессиональные задачи.

3. Уметь контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Одним из условий профессионального роста педагога является самообразовательная работа (обзор в интернете; чтение методической, педагогической, психологической литературы; посещение семинаров, конференций, непосредственно образовательной деятельности коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег; изучение ИК-технологий; общение с коллегами в ДОУ, городе и в интернете; участие в конкурсах в интернете; помещение своих разработок на сайтах в интернете).

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

— работа в методических объединениях, творческих группах;

— исследовательская, экспериментальная деятельность;

— инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

— различные формы педагогической поддержки;

— активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

— обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.

В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». [5;с. 123]

Компетенция — это «ожидаемые и измеряемые достижения личности, которые определяют, что будет способна делать личность по завершению процесса обучения; обобщенная характеристика, определяющая готовность специалиста использовать весь свой потенциал (знания, умения, опыт и личностные качества) для успешной деятельности в определенной профессиональной области» [2, c. 111].

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

1. Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

2. Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.

3. Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

4. Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.

5. Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и может быть трудных проф. компетенций.

Профессиональная компетенция педагога — способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач:

1. Знание специфики дошкольного образования и особенностей организации образовательной деятельности с детьми: основываться в своей работе на нормативно-правовую базу:

— Федеральный закон «об образовании в российской федерации» № 273-фз от 29.12.2012 г.;

— Приказ министерства образования и науки российской федерации от 17.10.2013г. № 1155 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

— Методические рекомендации для ДОО по составлению ООП ДО на основе ФГОС ДО и примерной ООП ДО.

— Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО.

В связи с введением ФГОС изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная деятельность взрослого и ребенка детстве.

Особенности организации партнёрской деятельности взрослого с детьми:

  1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
  2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения).
  3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).
  4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

2. Знание закономерностей развития ребенка (возрастные особенности), особенности становления и развития детских деятельностей (в соответствии с ФГОС ДО их девять):

  • Игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры);
  • Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • Познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
  • Восприятие художественной литературы и фольклора;
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
  • Конструирование из разного материала (конструктор, бумага, модули, природный материал и др.);
  • Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
  • Музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла муз. произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • Двигательная деятельность (овладение основными движениями, формы активности ребенка).

3. Умение организовывать ведущие виды деятельности (предметно-манипулятивная – в раннем возрасте и игровая – в дошкольном возрасте);

4. Умение организовывать совместную (партнерскую) деятельность дошкольников.

Особенности организации партнёрской деятельности взрослого с детьми:

— включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

— добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

— свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

— открытый временной конец непрерывной образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).

5. Умение организовывать самостоятельную деятельность дошкольников (необходимые условия: правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда и владение необходимыми умениями и навыками);

6. Владение технологиями, методами, средствами, формами деятельности и условиями их применения.

7. Умение проектировать, реализовывать и анализировать эффективность и результаты своей деятельности в соответствии с ФГОС ДО (Включает в себя владение методами и средствами проведения педагогической диагностики, результаты которой могут использоваться для решения следующих задач: индивидуализации образования, оптимизации работы с группой).

8. Участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

9. Владение методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей, умение выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач (использование активных форм и методов взаимодействия)

10. Владение ИКТ – компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной деятельности с детьми.

Использование ИКТ позволяют сделать образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной. Презентации вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом.

Интерактивное оборудование необходимо использовать в работе с детьми при безусловном соблюдении ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций, соблюдать продолжительность работы техники, обязательно использовать комплексы упражнений для глаз, проветривать помещение.

Одним из важнейших факторов успешности педагогической деятельности являются профессионально значимые качества воспитателя, такие как скромность, наблюдательность, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, ораторские способности, остроумие. К особенно важным качествам личности воспитателя относится готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психического состояния воспитанников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. Помимо этого педагог – профессионал должен быть: уравновешенным, обладать высокой мобильностью нервной системы, умеренной экстравертированностью, стеничностью эмоций и эмоциональной устойчивостью.

Даже имея небольшой опыт работы (7 лет), могу с уверенностью сказать, что воспитатель должен быть терпелив. Проявлять выдержку и терпение в любых ситуациях, находить индивидуальные способы воздействия на детей, пытаться понимать детские поступки – вот, что умеет настоящий профессионал. Не менее важно умение воспитателя вставать на место ребенка, видеть ситуацию его глазами. Каждый ребенок уникален, у каждого свой характер, свои привычки. Но настоящий воспитатель принимает каждого ребенка как своего собственного, старается найти подход и раскрыть потенциал каждого малыша. Только в этом случае ребенка ждет успех.

Педагогическое мастерство – основа профессионализма воспитателя. Это синтез личностно-профессиональных качеств и свойств личности, которые обуславливают высокую результативность педагогического процесса. [4; с.101]

Есть просто умелый педагог, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть педагог, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие педагоги, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. Педагогическая инновационная деятельность в дошкольном учреждении связана с преобразованием, совершенствованием образовательного процесса, с внесением новых, стабильных элементов. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы; практически в каждом дошкольном учреждении инновационные преобразования приобретают системный характер. А это значит, что детский сад предоставляет обществу профессионалов, которые с уверенностью передадут свои знания нашим детям, положительно влияя на их развитие, воспитание и обучение.

Профессионализм воспитателя детского сада реализуется в его разносторонности. Прежде всего, это творческий человек. Только он может из обычной ложки сделать волшебную, из обычной картошки сделать пищу супергероя, а обычную машинку превратить в супер автомобиль. Только он превращает каждое занятие в необыкновенное путешествие, полное приключений. Современный педагог умеет всё: и танцевать, и петь, и играть на сцене, он отлично рисует и вышивает.

Педагогический такт – еще одна важная составляющая понятия профессионализма педагога. Он реализуется в умении находить в каждой возникшей ситуации наиболее правильный педагогический приём. Это умение воспитателя держать себя с детьми, умение в каждом отдельном случае понять состояние воспитанника, его интересы, побуждения и найти наиболее действенную меру воспитания.

Воспитатель – пример для подражания для своих воспитанников. Имидж педагога, его определенный образ — представление окружающих его воспитанников и их родителей, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манеры говорить, менталитета, поступков – важный критерий, характеризующий воспитателя, как профессионала. [1;с. 58].

При формировании имиджа воспитателя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Внешний облик помогает воспитателю привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом. А дети равняются на того, кто им нравится, с кем они проводят максимум времени.

Вернувшись к зависимости успеха ребенка от профессионализма педагога, можно с уверенностью сказать: воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. [2;с.36]. Эта профессия очень ответственна! Мало обладать природной чуткостью, необходимо обладать инновационным стилем научно-педагогического мышления, готовностью к созданию новых ценностей и принятию творческих решений. Это одна из тех профессий, в которой профессионализм жизненнонеобходим, ведь в его руках находится будущее – наши дети.

Работа воспитателя – это каждодневный и кропотливый труд. Профессия эта многогранна, нестандартна, требует творческого подхода, самосовершенствования и душевной щедрости. Но самое главное в этой работе – любить детей. Любить детей всем сердцем – значит вкладывать в них доброту души, заботу, чуткость и отзывчивость, нежность и терпение.

Список литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. №2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета от 21 ноября 2011 г.
  2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. Изд. 2-е. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с.
  3. Лаптева, И.Д. К вопросу о педагогической компетентности / И.Д. Лаптева //Педагогическое образование и наука. — 2007. — №4.-С.35-38.
  4. Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины.- М: Компания Спутник+, 2006. – 191 с.
  5. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28 е изд., перераб. — М.: Мир и Образование, 2015.

Профессионализмы в бизнесе

У бизнесменов тоже есть свой язык. И в нем также присутствует очень много непонятных слов. Но некоторые все-таки становятся популярными:

  1. Наличка – деньги, преимущественно бумажные;
  2. Безнал – оплата банковской картой или перевод денег с помощью банковских и мобильных сервисов;
  3. Стартап – недавно созданная компания, которая только начинает свой путь в бизнесе и связана с какими-либо инновациями (это как?);
  4. Тимбилдинг (это как?) – работа над сплочением сотрудников компании в один дружный коллектив;
  5. Менеджер (это кто?) – человек, отвечающий за продажи. Сейчас круг обязанностей по этой профессии существенно расширился
  6. Биткоины – виртуальная валюта.

А вот выражение «включить счетчик» или «белый откат» — уже более специфические. Первый означает «поднять процентную ставку», а второй – комиссионные посреднику.

Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС дошкольного образования

Светлана Пащенко

Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС дошкольного образования

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 248 ОАО «РЖД»

Доклад

«Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС дошкольного образования».

Воспитатель:

Пащенко Светлана Алексеевна

Владивосток 2022 г.

Качество образования предполагает строгий учет возрастных потребностей и возможностей ребенка учиться именно в дошкольном детстве. Речь идет о способности ребенка дошкольного возраста воспринимать программу, предлагаемую ему взрослыми. Л. С. Выготский, обсуждая проблему обучения и развития, указывал на существенные различия, которые обнаруживаются в этой способности у детей на разных возрастных этапах, рассматривал эту проблему как процесс преобразования отношений двух программ – программы самого ребенка и программы взрослого. Он писал, что дети до трех лет развиваются преимущественно по собственной программе, которая в этом возрасте является доминирующей. В школьном же возрасте, напротив, дети оказываются способны учиться по программе учителя. В отношении дошкольного возраста ситуация оказывается более сложной. С одной стороны, ребенок уже способен учиться, то

есть усваивать программу, предлагаемую взрослым, однако это оказывается возможным только в той мере, в какой она адекватна его собственным интересам и возможностям, если программа взрослого становится его собственной программой. Это положение о способности ребенка учиться в дошкольном возрасте приобретает особое звучание, если в образовательный процесс включаются дети с ограниченными возможностями здоровья, так как их развитие в гораздо большей степени, чем развитие их нормально развивающихся сверстников, зависит от качества образовательной среды, содержания взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Качество подготовки современного специалиста оценивается через такие показатели, как компетентность, самостоятельность, мобильность, способность к профессиональному росту. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»

,

подчеркивается: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны. Модернизацию и реформирование системы профессионального образования в настоящее время связывают с переходом на компетентную модель подготовки специалиста. При рассмотрении проблем модернизации образования и определения требований к современному специалисту, широко применяется термин «профессиональная компетентность»

, а ее формирование заявлено в качестве одной из главных целей
профессионального образования. Чтобы реализовать эту цель, нуж-
но не только обновить содержание и технологии образования, но, прежде всего, подготовить педагога, способного решать сложные социально-педагогические задачи.

В психолого-педагогической литературе и в профессиональном стандарте педагога, на сегодняшний день, существуют различные определения понятий «профессиональная компетентность»

.

Профессиональная компетентность – это способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности.

В настоящее время педагогическая (профессиональная)

деятельность в
дошкольном образовании претерпевает изменения. Эти изменения связаны с появлением новых нормативно-правовых документов, определяющих тенденции развития системы дошкольного образования и требования к профессиональной деятельности педагога. Необходим единый подход к пониманию профессиональных компетенций педагога дошкольного образования. Цель ФГОС дошкольного образования в сохранении специфики дошкольного образования. Здесь уместно обсуждение вопроса о взаимосвязи специфики дошкольного образования и профессиональных компетенций педагога, определяемых Профессиональным стандартом педагога. Специфика дошкольного образования определяется особой формой жизни дошкольника – игрой. Какие условия должны быть созданы для развития игры как ведущей деятельности и формы обучения ребенка в раннем и дошкольном детстве?Какую позицию в сопровождении игровой деятельности детей может занимать взрослый: оставить детей в покое и дать им возможность самим выбирать, в какие игры и как играть? Предоставить им свободное от обучения время, чтобы играть. Обучать детей игре или в качестве партнера играть с детьми? Как сделать игру содержанием детской жизни? и т. д.
Ответы на эти вопросы актуальны для определения понятия «игровая»

компетентность
воспитателя. В современной дошкольной педагогике значение игры рассматривается преимущественно как чисто прикладное, дидактическое. Игра выступает как средство приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и пр. Игра подменяется игровыми приёмами или игровыми методами обучения. Об этом в частности свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы,где так или иначе присутствует данный термин: «игровая форма»
,
«игровые средства»
,
«игровые технологии»
,
«игровые занятия»
и пр. что организация игры – не просто пожелание психологов, но обязательное требование Федерального государственного стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО)
.

Данный стандарт ориентирует педагогов на поддержку инициативы и самостоятельности детей во всех видах деятельности и прежде всего в игре. Тема игры красной нитью проходит во всех разделах Стандарта. Среди требований к компетентности педагога – способность «оказывать не директивную помощь в организации свободной игры детей, стимулировать самостоятельность и активность детей в разных видах игровой деятельности». Важное требование к дошкольному педагогу –владение всеми видами игры и способность вовлечь детей в эту развивающую деятельность. При э том от педагога требуется не руководство, не контроль, а именно вовлечение в игру, приобщение к ней и поддержка детской инициативы. Педагог должен стать равноправным участником игры, демонстрировать образцы игровых действий, но при этом удерживать игровую задачу. Это предполагает не только знание разных игр и владение ими, но и творческую активность воспитателя, эмоциональную выразительность его действий, чуткость ко всем инициативным проявлениям дошкольников.

Важнейшее условие развития игры – поддержка инициативы детей.

Нужно ловить моменты новых замыслов и смыслов, развивать их, не нарушая детской логики, бережно и с уважением относиться к любому проявлению самостоятельности в игре. Для этого воспитатель должен уметь хорошо играть сам. А это значит, он должен обладать развитым воображением, уметь придумать сюжет, свободно брать любые роли, быть эмоционально выразительным и заразительным. Взрослому это трудно, но данные качества являются ядром профессии дошкольного педагога. Воспитатель может научить детей играть только в том случае, если он любит и умеет играть сам, если он обладает игровой культурой.

В Профессиональном стандарте и ФГОС дошкольного образования акцент делается на поддержке спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. Это требует применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка.

В связи с введением и реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО)

и
профессиональных стандартов педагога, вопросы подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций актуальны сегодня как никогда. ФГОС ДО и профессиональный стандарт педагога в качестве основного требования, предъявляемого к профессиональной деятельности педагога выдвигает умение организовать детские виды деятельности в режиме дня ребенка. Организация детских видов деятельности имеет одну, но очень важную задачу – организовать ее так, чтобы ребенок не остался безучастным исполнителем этой деятельности, а был активным субъектом собственной деятельности. Примерные образовательные программы дошкольного образования предлагают сегодня варианты и формы организации детской деятельности. В рамках реализации основной образовательной программы дошкольного
образования образовательная организация выбирает и с учетом выбранной Примерной образовательной программы дошкольного образования реализует содержание и формы педагогической работы с детьми. Многообразие форм организации педагогического процесса и вариативность содержания дошкольного образования, является основным направлением реализации ФГОС ДО.

Профессиональный стандарт педагога выполняет функции,призванные: обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда; мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации. Цель применения профессионального стандарта педагога: определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребёнка; обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечить необходимую осведомлённость педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования. Таким образом, профессиональная компетентность педагога охватывает широкий круг вопросов решения профессиональных и личностных задач, способствующих развитию личности воспитанников.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013)
«Об образовании в Российской Федерации»
. Принято Государственной Думой 21 декабря 2012 года.

Одобрено Советом Федерации 26 декабря 2012 года.

2. Асаева И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации Екатеринбург, 2009.

3. Зимняя И. А.Педагогическая психология : учебное пособие. –Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

». Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550.

5. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.

Программисты и геймеры

У людей, которые работают с компьютерами или постоянно ими пользуются, тоже свой специфический язык.

Из понятных ПРОФЕССИОНАЛИЗМОВ:

  1. Флешка – переносной мини-накопитель информации;
  2. Юзер – активный пользователь компьютера (это как?), который много времени проводит за ним;
  3. Социальные сети, мобильные приложения, телеграмм-канал, видео-хостинги и сайты – все, чем заполнен сегодня Интернет;
  4. Интернет – даже само это слово является ПРОФЕССИОНАЛИЗМОМ;
  5. Зависнуть – внезапно прекратить работу;
  6. Глюки – синоним ошибки;
  7. Засейвиться – сохраниться на определенном этапе игры;
  8. Геймер (это кто?) – человек, увлекающийся компьютерными играми;
  9. Лайки и репосты (это как?) – специальные отметки в социальных сетях.

Интересно, что многие слова из компьютерной сферы в повседневной речи приобрели и дополнительное значение.

Например, мы можем сказать о человеке, что он «завис», «тормозит» или «словил глюк». И всем будет понятно, что речь идет об очень медленной работе или действиях этого человека или о том, что он совершил ошибку.

А вот примеры нераспространенных ПРОФЕССИОНАЛИЗМОВ:

  1. Башня – корпус компьютера характерной формы;
  2. Зловред или Злюка – компьютерный вирус;
  3. Мыльница – очень простое с технической точки зрения устройство;
  4. Грузовик прокаченный и сильный персонаж в компьютерных играх;
  5. Бот (что это?) – персонажи в компьютерных играх, которыми управляют не люди.

Каким должен быть современный педагог?

Хороший современный воспитатель – это своеобразная квинтэссенция:

  • хорошего образования;
  • манер;
  • любви к детям;
  • педагогического мастерства;
  • творческого потенциала.

Его работа – это постоянный труд над собой, своими мыслями и поступками. Сегодня требования к воспитателю, выносимые как родителями воспитанников и директорами, так и общественность в целом, выглядят следующим образом:

  1. Хорошее образование.
  2. Набор личностных и профессиональных качеств.
  3. Грамотная речь педагога.
  4. Достойный внешний вид и образ педагога в глазах общественности.
  5. Специальные знания, умения и навыки, необходимые педагогу.

Данный список не полон, и имеет ещё множество дополнений. Постараемся более подробно рассмотреть каждый из пунктов.

Что за образование нужно иметь?

Педагогом дошкольного учреждения, согласно определению, называется человек, получивший соответствующее средне-специальное и/или высшее образование.
Сегодня большая часть работодателей требует от потенциального соискателя иметь высшее образования по направлению “Дошкольная педагогика”. Однако, как показывает опыт, порой хорошему педагогу достаточно и обучения в колледже. Это обуславливается количеством часов практики, которых в стенах СПО больше, чем в ВУЗах.

В ходе своего профильного образования, педагог ДОУ осваивает дисциплины по следующим направлениям:

  • Возрастная психология.
  • Физиология, анатомия и гигиена.
  • Методики преподавания математики, рисования, физической культуры, чтения, счета и прикладного искусства.

Благодаря этому, в ходе своей работы один воспитатель способен обучить вашего малыша основам счета и чтения, рисования и музыки.

Набор личностных и профессиональных качеств, которыми надо обладать

Нельзя обучать ребёнка, не показывая ему личный пример. Ребёнок в дошкольном возрасте опирается не столько на слова взрослого, сколько на его поведение. Поэтому к личности воспитателя выдвигаются серьезные требования.

Вряд ли человек, не обладающий такими качествами как человечность, отзывчивость, честностью, уважение к младшим и старшим, старательность, доброжелательность, и т.д. сможет научить ребёнка чему-либо из перечисленного.

Не меньше требований выдвигается к профессиональным качествам. Воспитатель всегда должен ориентироваться на интересы детей, не иметь “любимчиков”, одинаково относиться ко всем с любовью и уважением. Принимать, что каждый из его воспитанников – маленький ребенок, но в то же время личность.

К профессиональным качествам воспитателя относятся также его стремление к обучению своих воспитанников, трудолюбие, умение ставить цели и достигать их в ходе учебно-воспитательного процесса.

Грамотная речь

В нежном детском возрасте, когда словарный запас ребёнка только формируется, но при этом очень быстро пополняется, необходимо, чтобы языковая среда вокруг была чистая, правильная, без сленга, канцеляризмов и штампов.

Речь воспитателя должна быть простой и понятной ребёнку, но в то же время четкой, лаконичной.

Правильные ударения и произношение очень важны, ведь ребёнок обогащает свой словарный запас, опираясь на окружающих его взрослых и роль воспитателя в формировании речи ребёнка нельзя недооценивать!

Внешний вид и социальный образ

В отличие от школы, дошкольные учреждения не ставят жестких рамок по отношению внешнего вида воспитателей, однако и тут должны быть четкие рамки.

Как одевается педагог детского сада? Для воспитателя недопустимо приходить на работу в открытых майках и футболках, блузках и рубашках с глубоким вырезом или из полупрозрачных материалов.

Недопустимы и короткие платья, юбки, рваные джинсы, яркие цвета волос, пирсинг и татуировки – всё это придется оставить за пределами образовательного учреждения. Образ педагога должен подчеркивать его профессиональные качества, а не прелести фигуры.

Необходимо также подчеркнуть, что в наше время, когда соцсети стали распространены повсеместно, педагогу не стоит выкладывать свои компрометирующие фотографии на своих страничках в Контакте, Инстаграм или Фейсбуке.

Образ воспитателя, в том числе в социальных сетях, должен вызывать доверие и уважение у родителей.

Что следует знать и уметь?

Как мы говорили ранее, в ходе своего обучения будущий воспитатель знакомится с особенностями психологии детей младшего школьного возраста.

Также все педагоги проходят курс физиологии, гигиены, медицины.

Это необходимо не только для того, чтобы научить ребёнка простым правилам ухода за своим телом, но и для того, чтобы в случае чрезвычайной необходимости, педагог смог оказать помощь воспитанникам.

Воспитателю необходимо знать, что делать в случае, если у его воспитанников поднялась температура или появились высыпания, как поступать, если малыш плохо себя чувствует или произошли значительные изменения в его поведении.

Порой педагогу необходимо быть тонким наблюдателем, чтобы видеть и чувствовать, что происходит с вверенными ему детьми.

Гуманность, толерантность и такт

Основополагающая триада хорошего воспитателя – это гуманность, толерантность и педагогический такт. Именно воспитатель должен привить ребёнку гуманность к окружающим его сверстникам, взрослым.

Под чутким руководством педагога, малыш должен научиться решать проблемы в общении с детьми, научиться не только дружить, но и прощать обидчиков.

Не менее важным качеством является толерантность. Воспитатель должен быть беспристрастным и принимать своих воспитанников вне зависимости от того, кто их родители.

Важно также, чтобы педагог относился к ребёнку как к целостной личности. Хороший педагог понимает, что его воспитанники – равные ему люди и не позволит себе повысить голос или оскорбить малыша.

Завершающее качество нашей триады – педагогический такт. Квалифицированный педагог всегда учитывает индивидуальные особенности каждого малыша и старается помочь преодолеть сложности, и никогда не подчеркивает слабые стороны своих воспитанников.

Автомобилисты

Водитель – это тоже профессия. А потому в этой сфере также есть свои словечки, которые в большинстве своем известны большинству людей. Ну просто потому, что машины сейчас есть у многих.

  1. Баранка – синоним руля;
  2. Автомат и механика – короткие обозначения соответственно автоматической и механической коробок переключения скоростей;
  3. Запаска – запасное колесо;
  4. Техосмотр – специальная процедура для любого автовладельца;
  5. Выделенка – выделенная полоса для общественного транспорта;
  6. Тюнинг – украшение базовой конфигурации с помощью изменений в конструкции или покраски;
  7. Тонировка – затемнение стекол.
  8. Стритрейсеры – уличные гонщики.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]