Эксперимент № 1: «Шагающая» вода
Для начала вам понадобится набор из следующих материалов:
Пять прозрачных стаканов одинаковой высоты (подойдут пластиковые стаканчики);
Бумажные полотенца (салфетки);
Вода (водопроводная);
Пищевой краситель (трех цветов);
1. Попросите ребенка наполнить три стаканчика водой, и пусть добавит в каждый из них краситель;
2. Поместите пустой стаканчик между двумя, наполненными подкрашенной водой;
Спросите ребенка, знает ли он, что такое сила тяжести? Если он еще этого не знает, объясните, что гравитация — это сила, притягивающая объекты друг к другу. В этом эксперименте сила тяжести поможет воде быстрее переместиться в пустую емкость.
3. Помогите ребенку сложить бумажное полотенце пополам несколько раз, чтобы получилась длинная тонкая полоска шириной около 2-3 см. Повторите то же самое с другим бумажным полотенцем (салфеткой) еще раз;
4. Попросите его окунуть один конец полоски бумажного полотенца в емкость с цветной водой, а другой конец полоски положить в пустой стакан. Таким образом, сухие края двух бумажных полотенец должны помещаться в сухом стаканчике.
Остается ждать — вода начнет перетекать в пустую емкость уже через несколько минут; пока вы ждете, сделайте с ребенком несколько прогнозов: действительно ли вода будет ходить и сколько времени это займет? Что произойдет, если соединить два разных цвета вместе?
Через пару часов вы увидите уже гораздо более внушительные результаты.
YouTube
Пошаговая инструкция опыта для детей «Радуга в стакане»
Воспитатель рассказывает группе, что в ходе фокуса получится сразу три радуги. Они будут разными, но любую из них можно повторить с родителями в домашних условиях.
Для первого опыта малыши вырезают из салфетки и плотного картона полоски шириной 5 см. На расстоянии 3 см от края каждой из них проводят поперечную линию простым карандашом. На них дети ставят точки фломастерами 7 цветов радуги.
Полоски бумаги опускаются в воду так, чтобы она на 1 см не доходила до точек. Через несколько минут цвета на салфетке растекаются. На плотной бумаге это происходит медленнее.
Описание опыта для детей «Радуга в стакане» во втором варианте потребует выключить в группе лампы. В стакан или другую емкость с водой воспитатель наполовину опускает зеркало. Дети направляют на него свет фонарика и смотрят, где появится радуга. Можно попробовать поймать ее на лист бумаги.
Пошаговая инструкция для третьего эксперимента «Радуга в стакане» более сложная:
- Выставить в ряд стаканчики по числу красителей. Первый оставить пустым, во второй положить одну ложку сахара или соли, в третий – 2, в четвертый – 3 и так далее.
- Добавить во все стаканчики по 45 мл теплой воды и растворить в ней содержимое. Главное не перепутать порядок.
- Ввести пищевые красители или гуашь и перемешать. В емкость с самым большим количеством сахара добавить пару капель красного цвета, в следующий – оранжевого, желтого и так далее.
- С помощью шприца аккуратно наполнить разноцветными жидкостями пустой стакан по порядку. Разная плотность не даст им перемешаться.
Чтобы поделиться с родителями успехами малышей, можно снять проведенный в детском саду опыт «Радуга в стакане» на видео или сделать яркие фотографии участников с результатами экспериментов.
Эксперимент № 2: Наглядно о плотности вещества
Еще более простой эксперимент, в котором вам понадобится:
Прозрачная емкость (стакан или банка);
Пищевой краситель;
Жидкости разной плотности — например, мед, масло растительное, жидкое мыло, глицерин, вода, спирт, молоко и так далее;
А также мелкие предметы: какой-нибудь стальной болтик, кусочек стекла, резины и, к примеру, парафина.
1. Бесцветные жидкости подкрашиваем при помощи красителя;
2. Берем стаканчик и аккуратно наливаем в него сперва более плотные жидкости — например, мед, молоко, жидкое мыло, воду, растительное масло, моторное масло, спирт и так далее. Постарайтесь сделать это вместе с ребенком, чтобы у него был интерес к участию в процессе;
3. Аккуратно, не взбалтывая и не смешивая жидкости, опускаем в емкость различные предметы. Поскольку плотность у них тоже разная, то они распределятся на поверхностях разных жидкостей.
Та-дам! Этот эксперимент наглядно покажет, что такое плотность вещества.
YouTube
ВАЖНО! Емкость, если вы будете наливать в нее не предназначенные для употребления в пищу вещества, после проведения эксперимента выбрасываем, чтобы из нее после никто случайно не попил.
Смотрите также
Получение сжиженного аргона, взаимодействие цезия с водой и другие увлекательные видеоэксперименты
Радуга в стакане и другие опыты с несмешиваемыми жидкостями
Приходилось ли вам слышать о том, что вода и масло не смешиваются? Сегодня мы сначала проверим, верно ли это утверждение, а потом поэкспериментируем с несколькими другими жидкостями
Приходилось ли вам слышать о том, что вода и масло не смешиваются? Сегодня мы сначала проверим, верно ли это утверждение, а потом поэкспериментируем с несколькими другими жидкостями. У жидкостей есть такие свойства, как смешиваемость с другими жидкостями, вязкость и плотность. Об этих качествах веществ мы сегодня и поговорим. И не только поговорим, но и посмотрим на то, как они проявляются… в самом обычном стакане.
Вода и масло
Вам потребуется: 60 миллилитров воды; 60 миллилитров растительного масла; небольшой прозрачный стакан; пищевые красители. Сначала влейте в стакан воду. Добавьте немного пищевого красителя и перемешайте. Затем медленно влейте масло в тот же стакан. Что вы видите? Какой слой оказался вверху?
Плотно закройте стакан пластиковой крышкой или своей рукой и встряхивайте стакан до тех пор, пока обе жидкости не смешаются. Снова поставьте стакан и посмотрите, что получится. Смешались ли вода и масло? Есть такое понятие, как «смешиваемость». Оно характеризует способность двух субстанций смешиваться. Пару субстанций из масла и воды называют не поддающейся смешению, поскольку они не смешиваются. Масляный слой окажется наверху, вода же будет нижним слоем. Причиной тому является разница в плотности этих двух жидкостей. Плотностью вещества называют отношение ее массы (веса) к ее объему. Плотность масла ниже плотности воды, поэтому масло окажется вверху.
Жидкий многослойный «светофор»
Вам потребуется: 60 миллилитров искусственного или натурального меда; 60 миллилитров жидкости для мытья посуды; 60 миллилитров воды; 60 миллилитров растительного масла; 60 миллилитров денатурата; высокая прозрачная банка; два стакана для смешивания; пищевой краситель. Возьмите банку. Влейте в нее мед, он должен заполнить одну шестую банки. Вливайте в центр горлышка, чтобы мед не размазался по стенке банки. После того как мед добавлен, влейте соответствующее количество жидкого средства для мытья посуды. Останется ли жидкость для мытья посуды сверху, а мед внизу? Будьте осторожны и последующие жидкости вливайте очень медленно, поскольку они менее вязкие, чем мед и средство для мытья посуды и смешиваются проще, чем ранее добавленные жидкости. А нам не нужно их смешивать. Итак, сначала влейте подкрашенную воду, затем растительное масло, а потом подкрашенный денатурат.
На листе бумаги составьте схему, отражающую порядок, в котором жидкости были влиты в банку. Осталась ли каждая жидкость отдельным слоем? Отметьте для себя те свойства, которые отличают жидкости в банке друг от друга. Первым таким свойством является цвет. Вторым отличительным качеством каждой из жидкостей является ее вязкость. Свойством, которое отвечает за положение слоя в банке, является плотность жидкости. Какова зависимость положения жидкости в банке от ее плотности?
Другим качеством является несмешиваемость. Именно она позволяет жидкости оставаться отдельным слоем. Как вы убедились в ходе первого эксперимента, растительное масло и вода не смешиваются. С другой стороны, вода и денатурат смешиваются и образуют единый слой. Вода и средство для мытья посуды тоже смешиваются. Перемешайте попарно жидкости в стакане и посмотрите, что произойдет, образуются ли слои. Какие жидкости смешаются друг с другом, а какие нет. Через несколько минут вновь посмотрите на эффект. Не образовали ли жидкости отдельные слои?
Радуга в стакане
Вам потребуется: четыре пищевых красителя разных цветов (например: красный, желтый, зеленый и синий); пять высоких прозрачных пластиковых стаканов; 180 грамм сахарного песка; столовая ложка (для измерения); 240 миллилитров воды. В первый стакан всыпьте 15 грамм (1 столовую ложку) сахара. Во второй стакан добавьте 2 столовые ложки сахара. Три ложки — в третий стакан и четыре — в четвертый. В каждый стакан добавьте по 45 миллилитров (3 столовые ложки) воды и перемешивайте до растворения сахара. Если сахар в каком-либо из стаканов не растворился, добавьте дополнительно 15 миллилитров (1 столовую ложку) воды в каждый из стаканов. Когда сахар полностью растворен, добавьте в каждый из стаканов по чуть-чуть пищевого красителя. Для каждого из стаканов используйте краситель другого цвета: красный — для первого, желтый — для второго, зеленый — для третьего и синий — для четвертого.
В пятом стакане вы можете создать радугу. Наполните его на четверть синим сахарным сиропом. Затем аккуратно добавьте в стакан зеленый сахарный сироп. Вливайте сироп осторожно, по ложке. Затем добавьте желтый сахарный сироп, а после — красный. Добавляйте так же осторожненько по ложечке, избегая смешивания слоев. Какими словами вы описали бы разноцветную субстанцию в стакане? Количество растворенного в жидкости сахара определяет ее плотность. Синий раствор является самым насыщенным сахаром и, как следствие, самым плотным. Остальные растворы менее плотны, чем синий, следовательно они будут располагаться поверх него. Самый плотный сироп будет располагаться внизу. При этом растворы, несмотря на разницу в плотности, поддаются смешению. Поэтому четких границ между жидкостями, которые мы могли наблюдать в первом эксперименте, не будет. Но если все делать достаточно осторожно, жидкости будут располагаться сравнительно отдельными слоями. Как вы думаете, что произойдет, если перемешать все жидкости в стакане между собой? В ходе научных экспериментов следует соблюдать предосторожность. Компоненты не являются пищевыми. Посуду после завершения серии экспериментов следует тщательно помыть.
Эксперимент № 3: «Замедление падения»
Не менее простой, но такой крутой, практически «магический» эксперимент!
Для него нам понадобится:
Медная толстостенная трубка с диаметром отверстия 2-3 см;
Неодимовый магнит, чей внешний диаметр должен быть на пару миллиметров меньше внутреннего диаметра трубки.
Внимание! Несмотря на всего два необходимых для проведения эксперимента элемента, достать их будет не так уж и просто, но результат вам точно понравится, а ваш ребенок будет от него просто в восторге!
1. Для начала демонстративно роняем магнит без трубки. Он упадет, как и любой другой предмет, за доли секунды на пол;
2. А теперь берем нашу металлическую заготовку и бросаем магнит в нее, вот так:
YouTube
Красотища, правда? Уверены, ваше чадо мгновенно захочет поиграться в новую игрушку, вне зависимости от возраста, 4, 5, 10 лет и более. Дайте ему эту возможность.
Объяснять по учебнику, что падающий магнит изменяет магнитный поток в трубе таким образом, что индуцирует (наводит) электрический ток, направление которого определяется по правилу Ленца , который в свою очередь порождает магнитное поле, скорее всего, будет рановато (да и то если вы в этом сами разбираетесь), но поразить ребенка и, возможно, подарить ему желание заниматься интересной занимательной наукой, вам, скорее всего, удастся.
Конспект ООД «РАДУГА — ДУГА»
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для дошкольников «РАДУГА — ДУГА»
Воспитатель: Сесорева М.А.
Цель:
Развитие исследовательских способностей детей, закрепление знании о цветовой гамме радуги.
Задачи:
• Совершенствовать умения наблюдать и анализировать объекты окружающего мира; • Развивать желание участвовать в творческой деятельности; • Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношения к окружающему миру,
План:
1. Беседа «Сказочная радуга» 2. Разучивание фразы-акростиха «Каждый охотник…» 3. Опыт- эксперимент «Радуга на диске» 4. Рисование «Цветик — семицветик» 5.Чтение: «Легенда о мальчике по имени радуга»
Ход занятия:УТРО1. БЕСЕДА «СКАЗОЧНАЯ РАДУГА»
Радуга – одно из самых сказочных явлений природы. Радуга является
спутницей дождя. Радуга может возникнуть как перед дождем, во время дождя, так и после окончания дождя.
Что такое радуга? Радуга представляет собой цветную дугу. Её можно увидеть на фоне дождя. Радуга наблюдается в той стороне неба, которая противоположна солнцу, при этом солнце не закрывается облаками. Чаще всего такие условия создаются летом, во время так называемых «грибных» дождей. В радуге семь цветов. — Где ещё, кроме неба, можно увидеть радугу? (ответы детей)
— Радугу можно увидеть около фонтана или водопада, на фоне капель поливальной установки. Радугу можно увидеть в то время, когда параллельно с ливнем светит Солнце. Чтобы ее увидеть, нужно находиться строго между Солнцем и дождем. При этом Солнце должно находиться сзади, а дождь – впереди. — Откуда же берется исходящий от радуги удивительный красочный свет? Источником радуги является солнечный свет. Этот свет перемещается по небосводу таким образом, что видится исходящим от той части небосвода, которая противоположна Солнцу.
2. РАЗУЧИВАНИЕ ФРАЗЫ-АКРОСТИХА «КАЖДЫЙ ОХОТНИК…»
Каждый — Красный; Охотник — Оранжевый; Желает — Жёлтый; Знать — Зелёный; Где — Голубой; Сидит — Синий; Фазан — Фиолетовый.
3. ОПЫТ- ЭКСПЕРИМЕНТ «РАДУГА В СТАКАНЕ»(с использованием компакт диска)
— Возьмите компакт- диск, и протрите его, чтобы он не был пыльным. — Положите его на плоскую поверхность, под свет или перед окном. — Смотрите на диск и наслаждайтесь радугой. Можете покрутить диск, чтобы увидеть, как передвигаются цвета.
4. РИСОВАНИЕ «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК
5.ЧТЕНИЕ:
«ЛЕГЕНДА О МАЛЬЧИКЕ ПО ИМЕНИ РАДУГА»
Это случилось в старые-старые времена. Тогда на Земле был только один большой остров среди океана. И жили на этом острове разноцветные люди. Школы у них не было, поэтому все они были невоспитанными, жадными и злыми. Разноцветные люди постоянно ругались друг с другом, вредничали, обзывались. Однажды на этом острове появился мальчик с серебристой кожей и золотыми волосами. Его звали Радуга. Он был сыном Солнца и Тучки. Радуга всегда смотрел на людей сверху и очень хотел с ними познакомиться. Он же не знал, какие они на самом деле. Разноцветные люди казались ему очень красивыми, веселыми и дружными. Мальчик долго уговаривал своих родителей отпустить его на Землю. И вот, наконец, он получил разрешение и оказался на острове среди людей. Он радостно шел по улице и здоровался со всеми, кого встречал. Но в ответ люди грубили ему, дразнились и зло смеялись. Радуга пришел на большую площадь. Здесь было много разноцветных людей. И все они, как и всегда, кричали и обзывались, даже некоторые дрались. Мальчик очень расстроился. Теперь люди казались ему страшными, кривыми и злыми. Радуге захотелось убежать, вернуться домой к родителям. Но он был очень добрым мальчиком и решил помирить всех разноцветных людей. «Надо, чтобы они увидели себя со стороны, какие они страшные и некрасивые, — думал Радуга. – Но как же это сделать?» В те времена на Земле не было зеркала. Тогда мальчик придумал: «Их надо нарисовать!» Но Радуга еще не умел рисовать большие картины, а единственный художник на острове не согласился его учить. Но Радуга не сдавался. Он каждый день стал ходить в сад, где единственный художник рисовал свои картины. Мальчик прятался в кустах и внимательно следил за работой единственного художника. Потом Радуга брал кисти и краски, которые выпросил у своей тетушки Природы, и пробовал рисовать. Так и учился. Шло время. И вот однажды Радуга проснулся и понял, что готов нарисовать свою картину. Долго он трудился. Ходил по улицам, наблюдал и рисовал, наблюдал и рисовал. И вот, картина готова! Радуга установил ее на самой большой площади и накрыл черным покрывалом до утра. А сам отправился спать. Но разноцветные люди в эту ночь не спали. Им давно хотелось как-то навредить этому добрячку Радуге. И вот, когда картина появилась на площади, они придумали злую шутку. Разноцветные люди пробрались на площадь, стащили черное покрывало с картины и залили ее черной краской. Они так были заняты своим злодейством, что даже не посмотрели, что нарисовано на картине. Утром Радуга прибежал на площадь и хотел снять черное покрывало с картины. Но оно не снималось. Мальчик удивился, но потом понял, что случилось, и заплакал. А разноцветные люди стояли вокруг и хохотали. Потом стали брызгать в него разноцветными красками. Всего перепачкали. Этого Радуга выдержать не мог и попросил родителей забрать его домой. Дома Радуга смыл с себя всю краску, только волосы не смог отмыть. Так и остались они разноцветными. Потом мальчик все рассказал родителям, и попросил маму Тучку смыть черную краску с картины, а папу Солнце – осветить картину ярко-ярко. Пусть разноцветные люди посмотрят на себя со стороны. Мама Тучка и папа Солнце выполнили просьбу сына. Разноцветные люди все еще были на площади. Они кричали и спорили, дрались и кусались. И даже не заметили, как пришла мама Тучка и смыла дождем черную краску с картины. Но вот появился папа Солнце и ярко-ярко осветил картину сына. Шум потихоньку начал стихать. И вдруг все разноцветные люди покраснели. Это каждый увидел себя на картине. И им всем стало очень-очень стыдно. Все стояли и молчали. Тогда папа Солнце решил, что разноцветные люди слишком сильно отличаются друг от друга. Будет лучше, если они станут одноцветными. Он стал сиять все ярче и ярче, обжигая людей и нанося на них загар. Но одни люди стояли на самом солнце и стали темно-коричневыми, другие были в тени, и их кожа стала белого цвета, а третьи стали желтоватого цвета. Так на Земле появились три расы: негры, европейцы и монголы. Но Солнце не только перекрасило людей, но и сделала их сердца теплыми и добрыми. С тех пор все люди на Земле стали дружить. Затем единственный большой остров поделился на несколько островов, но дружба между такими разными людьми не прекращается. И каждый раз, когда мама Тучка умоет Землю, а папа Солнце осветит ее, мальчик Радуга смотрит на людей, таких разных, но дружных и счастливых, и радуется. А от радости его волосы начинают переливаться разноцветными красками, и на небе появляется радуга.
Эксперимент № 4: «Колыбель Ньютона своими руками»
Для эксперимента вам понадобятся:
Три бутылки одинакового объема, наполненные водой (по пол-литра будет достаточно);
Шарик, мячик (не очень большой, но достаточно массивный, чтобы он мог сбить одну бутылку как кеглю).
Эксперимент начался!
1. Ставим бутылки-кегли одна за другой;
2. Запускаем шарик в бутылку. Сделав так, вы увидите, что упадет последняя стоящая в ряд бутылка.
Прежде чем дать поразвлекаться с физикой ребенку, объясните ему вкратце, что это называется эффект колыбели (маятника) Ньютона, что демонстрирует нам преобразования энергии различных видов друг в друга: кинетической в потенциальную и наоборот.
adme.ru
Смотрите также
Два метода для изготовления самодельных невидимых чернил: один проверен (работает)
Эксперимент № 5: Делаем прозрачную скорлупу яйца
От опытов физических к опытам химическим.
Вам понадобится:
Сырое яйцо;
Уксус столовый.
Эксперимент достаточно долгий (от суток до двух), но конечный результат, уверены, того стоит!
1. Наливаем уксус в емкость. Желательно использовать 9-процентный уксус;
2. Погружаем целое яйцо в жидкость так, чтобы скорлупа полностью скрылась под ее уровнем;
3. Ждем сутки-двое.
Смысл эксперимента в том, что уксус разъест кальций, из которого состоит скорлупа, оставив только внутреннюю пленку между белком и скорлупой. При этом сам белок загустеет от взаимодействия с уксусом.
Интересно, что карбонат кальция, из которого в основном и состоит скорлупа, распадаясь, начнет выделять углекислый газ. Об этом тоже можно рассказать ребенку. Интересно же и познавательно!
Внимание! В пищу принимать яйцо нельзя! Вы же видели, что уксус делает с белком…
[media=
https://youtu.be/7VhsyMU_8UU
]
YouTube
А вот и более продвинутые эксперименты с куриными яйцами:
YouTube
Радуга экспериментальным путем
Для того чтобы убедиться, что в радуге действительно семь цветов, и исследовать это природное явление, нами был проведен ряд опытов. (Приложение 3)
Опыт 1. Искусственная радуга
Необходимый материал:
Емкость с водой, лист белой бумаги, фонарик, зеркало.
Ход опыта:
В емкость наливаем воду и опускаем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный луч света нужно «поймать» на бумагу. Из-за преломления луча на листе появляется радуга.
Объяснение:
Луч света состоит из нескольких цветов, когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части – семь цветов радуги.
Опыт 2. Радужные мыльные пузыри
Необходимый материал:
Емкость с мыльной водой, приспособление для выдувания пузырей.
Ход опыта:
Берем приспособление, окунаем в емкость с мыльной пеной и выдуваем пузыри.
На летящих в воздухе пузырях можно увидеть семицветную радугу.
Объяснение:
Лучи света, попадая на пузырь, преломляются и дают красивые радужные цветные кольца, которые первым начал изучать Исаак Ньютон.
Опыт 3. Разложение белого света в спектр с помощью CD-диска
Необходимый материал:
CD- диск, белая бумага, фонарик.
Ход опыта:
Возьмем диск. Направим на него фонарик так, чтобы на его зеркальную поверхность попадали лучи света. Направляем свет с помощью диска на белый лист бумаги. Изменяем наклон CD-диска, и тогда мы сможем увидеть множество «радужных» узоров.
Объяснение:
Свет преломляется на зеркальной поверхности диска, подобно преломлению солнечного света в капле воды. Поэтому мы можем увидеть радугу.
Опыт 4. Как из Радуги получить белый цвет
Необходимый материал:
Бумажный круг, раскрашенный в семь цветов радуги; спичка – ось.
Ход опыта:
Делаем из спички ось в центре бумажного круга. Начинаем быстро вращать. Вместо цветного круга, мы увидим белый.
Объяснение:
Человеческий глаз не может на быстро вращающемся круге видеть каждый цвет по отдельности, и для него все цвета сливаются в один белый цвет.
Опыт 5. Радуга в телефоне
Необходимый материал:
Телефон, настольная лампа, CD- диск.
Ход опыта:
Светим на зеркальную поверхность диска лампой. Включаем камеру на телефоне и направляем на диск. На всей поверхности диска появляется радуга.
Объяснение:
Камера телефона, подобно нашему глазу, воспринимает свет. Диск раскладывает белый свет фонарика на семь цветов спектра. Поэтому мы можем через камеру телефона наблюдать радугу на зеркальной поверхности диска.
Заключение
В начале работы, нами было выдвинуто предположение, что радуга в природе появляется только после дождя и имеет семь цветов.
В ходе изучения литературы, мы выяснили, что капли дождя могут разделить белый цвет на семь цветов спектра, но только когда светит солнце.
В ходе проведения практических опытов нами было установлено, что для образования радуги экспериментальным путем существует несколько способов, и что радуга действительно имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Следовательно, можно сделать следующие выводы:
- Радуга – природное явление, изучение которого требует больших усилий и является очень интересным.
- Главным условием для появления радуги в природе является наличие солнечного света и дождя.
- Получение радуги экспериментальным методом позволяет провести более подробное исследование этой радуги.
Практическая часть этой работы заключается в том, что приобретая информацию о ранее неизученной теме можно не только обогатить запас собственных знаний, научиться получать знания из дополнительных источников, анализировать полученный материал, но и делиться своими результатами со сверстниками, которым данная тема, по нашему мнению, будет интересна.
Благодаря такой работе возрастает активность в познавательной сфере деятельности, что является главным фактором для развития личности школьника.
Список литературы
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000.- 736 с.
- Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. – СПб.: Речь, 2006.-64с.
- Левкиевская Е. Е. Мифы народов мира. — М.: Астрель, 2000. — С. 90. — 528 с.
- Новый энциклопедический словарь / Под общ. ред. акад. К. К. Арсеньева. — СПб.: Изд-во Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон, 1911—1916. — Т. 26.
- Ньютон И. Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света / Перевод Вавилова С. И. — изд-е 2-е. — М.: Гос. изд-во технико-теоретической литературы, 1954. — С. 131. — 367 с.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
- Яковлева М.А. Веселые научные опыты для детей и взрослых. Опыты в комнате. –М.:Эксмо, 2012. – 64 с.
Приложение 1. Цветовой Спектр Ньютона
Эксперимент № 6: Создаем радугу-дугу
Набор для эксперимента:
Лоток:
Зеркало;
Вода;
Фонарик;
Листок белой бумаги.
1. Наполняем лоток водой наполовину;
2. Погружаем в него зеркало так, как это показано на фото ниже, но можно и полностью:
center-sozvezdie.ru
3. Ставим на противоположной стороне лист белой бумаги;
4. Направляем включенный фонарик на зеркало так, чтобы отраженный свет попадал на бумагу. И вот она — РАДУГА!
YouTube
Именно так происходит дисперсия — разложение белого света на спектр (радугу). После такого наглядного красочного опыта ученик 5 или 6 класса, если вы ему объясните, что такое дисперсия , скорее всего, даже запомнит это понятие еще до начала курса физики.
Смотрите также
20 фотографий, показывающих красоту мира, заключенную в простых вещах
Ход опыта:
Я использовала: прямоугольный лоток, обычную воду, зеркало, настольную лампу. В лоток я налила немного воды, опустила в него под небольшим наклоном зеркало. Луч света от лампы направила на погружённую в воду часть зеркала.
Регулируя наклон зеркала, на белом листе картона получила вот такую радугу.
Вывод: В результате на картонке появилось отражение всех цветов радуги, мы смогли получить радугу в «домашних»
условиях.
(приложение№1)
Опыт №2 Растущая радуга
Материал: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры
Эксперимент № 8: «Неньютоновская жидкость» в домашних условиях
Для эксперимента вам понадобится:
емкость (например, лоток);
крахмал;
вода;
краситель.
1. Высыпаем крахмал в емкость;
2. Смешиваем с водой в пропорции 2 к 1 (по другим данным, пропорция должна быть 1 к 1). То есть воды должно быть в два раза меньше, чем крахмала (как показано на видео ниже);
3. Тщательно перемешиваем для получения однородной густой смеси. При необходимости добавляем еще крахмала для густоты;
4. Добавляем красители (по желанию, на качестве неньютоновской жидкости это не отразится)
YouTube
В обычном состоянии в емкости жидкость будет выглядеть как вода и вести себя соответственно, но стоит к ней применить силу, например резко сжать ладонь, погруженную в нее, и вы почувствуете твердые кусочки. Между пальцев. Или, как в эксперименте выше, при ударе жидкость становится очень вязкой, практически твердой.
YouTube
Внимание! Не давайте ребенку самостоятельно бить неньютоновскую жидкость рукой, только каким-то предметом, например пестиком, чтобы избежать травмы.
Смотрите также
Как научиться жонглировать, и с чего стоит начинать?