» Исследовательская деятельность в средней группе»
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Опыты с водой
Опыт №1
Тема. «Как вода отражает предметы?»
Цель. Выявить с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. Развивать мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь. Поддерживать желание соблюдать опрятный вид. Оборудование. Зеркало, тазик с водой, кукла в платье. Ход. Кузя приходит в гости к ребятам с испачканным лицом. Взрослый предлагает детям найти у домового Кузи изменения во внешнем виде: «Ребята, что случилось с Кузей? Как ему можно помочь? Какой предмет помогает нам следить за своим внешним видом? (Зеркало). А как помогает вода?» Воспитатель: «Вода отмывает грязь. А ещё вода обладает свойствами зеркала. Давайте поиграем с водой. Какая вода? (Прозрачная, чистая). Пусть Ваня наклонится немного над тазиком и посмотрит на воду. Что можно увидеть в тазике с водой?( Своё отражение). На что оно похоже? ( На тёмное пятно). Если Ваня будет двигаться в сторону, как будет меняться отражение? (В воде отражение будет двигаться). Почему мы видим своё отражение в воде?» (Вода прозрачная). Игровое упражнение «Разбей зеркало». Вопросы: «Вы бросили в воду камушки. Что произошло с водой? (Отражение исчезло). Когда можно опять увидеть своё отражение? Когда разойдутся круги от предмета, вода станет спокойной и можно опять увидеть Игра «Покажи сказочное животное»- с помощью движений пальцев дети придумывают разнообразные фигурки и находят их через отражение в воде. Вывод. «Вода как зеркало отражает в себе предметы».
Опыт №2Тема. «Как вытолкнуть воду?»
Цель. Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь ( край, поднимается, опускается, выше, ниже ). Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей. Оборудование. Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки. Ход. Домовой Кузя приходит к ребятам с грустным настроением: «Мне грустно, потому что у меня совсем нет игрушек; одни только камушки. А как с ними играть?» Воспитатель: « Давайте развеселим Кузю с помощью новой игры. Для этой игры нужны только вода и камушки». Вопросы: «Сколько я налила воды в банку? Полностью ли банка наполнена водой? (Нет, банка наполнена на половину). Как сделать, чтобы вода дошла до краёв банки? (ответы детей). Воспитатель предлагает погружать в банку камушки разной величины. Вопросы: « Что происходит с водой? ( Она поднимается ). Почему вода поднимается? (Потому что мы кладём в воду камушки). Игровое упражнение «Вылови камушки»- дети вынимают камушки из банки с помощью ложек. Вывод. «Вода в ёмкости поднимается при погружении в неё предметов».
Опыт №3Тема. «Как окрасить воду?»
Цель. Формировать представления детей о зависимости интенсивности цвета окраски воды от количества пищевого красителя. Развивать умение различать темные и светлые оттенки, устанавливать причинно-следственные связи. Содействовать проявлению гуманного отношения к игровому персонажу. Оборудование. Пищевые красители разных оттенков, прозрачные стаканчики, мерные ложечки, ёмкость с водой, цветные квадратики из бумаги. Ход. Домовой Кузя обращается к детям с просьбой о помощи: «Ребята, летом я видел очень красивую радугу. И мне захотелось её нарисовать. Только вот беда — я не знаю никаких цветов. Может, вы научите меня различать и правильно называть цветовые оттенки?» Воспитатель: «Конечно, Кузя, ребята не оставят тебя в беде. А поможет нам снова волшебница вода. Давайте расскажем Кузе, как с помощью воды можно получить разные оттенки (ответы детей). Вода приобретает цвет растворенной в ней краски. Сегодня мы будем окрашивать воду и получать цветовые оттенки с помощью пищевых красителей. Пищевые красители похожи на цветной песок, их используют для придания продуктам определённого цвета. Например, красят яйца на Пасху. Обследовательские действия: « В один стаканчик с водой я положу одну ложку красного красителя, в другой стаканчик с водой я положу две ложки красного красителя. Что произошло с красителем в воде? (Он растворяется в воде). Что произошло с водой? В какой цвет окрасилась вода в обоих стаканчиках? (В красный). Одинаковые или разные оттенки воды в стаканчиках? (Разные). Почему? В каком стаканчике вода светлее, а в каком темнее? В стаканчике, где больше красителя, вода темнее. В стаканчике, где меньше красителя, вода светлее». Игровые задания: «Выберите на подносе квадратик, переверните его и узнайте цвет. В этот цвет нужно окрасить воду. Запомните, сколько ложек с красителем вы положите в воду». Вопросы: «В какой цвет ты окрасил воду? Сколько ложек красителя положил?» Игровое задание: «Сделай оттенок светлее( темнее)». Воспитатель: «Давайте расскажем Кузе , в какие цвета мы окрасили воду». Вывод. «Воду можно окрашивать пищевыми красителями. Чем больше красителя, тем ярче окраска воды».
Опыт №4Тема. «Как растения пьют воду?».
Цель. Формировать представления детей о процессе движения воды по цветку. Развивать любознательность, мыслительные процессы. Содействовать заботливому отношению к растениям. Оборудование. Цветы-белые гвоздики, стаканчики прозрачные для воды, краска трёх цветов, ёмкость с водой, цветные карандаши, бумага белая с зарисовками стаканчиков. Ход. 1 часть- подготовительная. Домовой Кузя приносит в группу завянувший цветок с сухой почвой. «Ребята, я посадил цветок в горшок. Поставил его на солнышко. Каждый день на него любовался, разговаривал с ним. Но мой цветок завял. Не могу понять, что ему не понравилось?» Воспитатель: «Почему завял цветок у Кузи? Как вы догадались? Цветы нуждаются в постоянном поливе. По состоянию земли можно определить, поливать растение или нет». Кузя: «Как растение пьёт воду?» Воспитатель: «Чтобы узнать, как растение пьёт воду, нужно приготовить разноцветную воду. Какой цвет у воды? (Вода прозрачная). Как из прозрачной воды сделать цветную воду? (Развести в воде краску). Три стаканчика будут с окрашенной водой и один стаканчик с неокрашенной водой. В каждый стаканчик мы поставим по цветку. Как называется цветок? (Гвоздика). Каким он цветом? (Белым)». Зарисовка наблюдений: « Закрасьте на бумаге стаканчики такими цветами, какими мы окрасили воду красный, синий, жёлтый); один стаканчик не закрашивайте- вода в нём прозрачная. В каждом стаканчике нарисуйте цветок с белыми лепестками. Пройдет немного время и мы увидим, как цветы пьют воду». 2 часть. Вечером рассмотреть с детьми окраску цветов. « Сравните свои зарисовки с наблюдаемым явлением. Что изменилось? Что произошло с цветами? Какими стали цветы? Почему цветы разной окраски? Почему один цветок остался белым? Объяснение: «Цветы изменили свою окраску из-за цвета воды, в которой они стояли. Стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его». Вывод. «Цветы пьют воду; вода движется по цветку».
Опыт №5Тема. «Определяем температуру воды».
Цель. Выявить с детьми способы изменения температуры воды. Способствовать расширению представлений о жизни природных объектов в водной стихии. Активизировать словарь детей ( гейзер, пар, температура, водоросли), развивать любознательность и мышление. Поддерживать интерес к миру природы. Оборудование. Мячик, стаканчики пустые, с горячей и холодной водой, кусочки льда, иллюстрации рек, озёр, морей, гейзера. Ход. Домовой Кузя предлагает детям поиграть в игру «Холодный, тёплый, горячий». Воспитатель: «Если я бросаю вам мяч и говорю «холодный мяч», вы должны назвать предмет, который всегда бывает холодным. На фразу «горячий мяч» надо назвать предметы, которые бывают горячими». Кузя: «Ребята, а что может быть и холодным, и горячим, и тёплым? (ответы детей). Давайте сегодня поиграем с водой и узнаем, как вода изменяет свою температуру». Игровое задание «Определи температуру воды». Воспитатель: «Вода может иметь разную температуру и бывает горячей, тёплой и холодной. Как узнать, в каком стаканчике вода холодная, в каком горячая? (Нужно потрогать стаканчик или воду руками).Как получить тёплую воду? Давайте смешаем горячую и холодную воду. Какой стала вода? (Тёплой). А теперь в тёплую воду положим кубики льда. Как вы думаете, какой станет вода? Потрогайте воду руками. Почему вода стала холодной? (В воду добавили лёд, он холодный)». Рассматривание иллюстраций: «В реках, озёрах, морях вода разной температуры- тёплая и холодная. Некоторые животные, рыбы и растения живут только в тёплой воде, другие только в холодной. В природе есть места, где горячая вода выходит из-под земли. Их называют гейзерами. От них идёт пар. В гейзерах живут одни только водоросли». Вывод. «Вода бывает тёплой, холодной и горячей. При переливании разной воды изменяется её температура».
Исследовательский проект в средней группе ДО
Исследовательский проект для детского сада «Наши зубки». Средняя группа
Автор: Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель Гимназии №1503 (СП детский сад 1964) г. Москва
Цель: Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. Задачи: Приобщать детей к здоровому образу жизни. Научить детей пользоваться средствами личной гигиены. Воспитывать желание быть здоровыми, опрятными, культурными. Развивать кругозор детей, желание самим находить ответы на вопросы. Описание: Данный проект рассчитан для проведения с детьми 4-5 лет. Материал заинтересует педагогов, родителей, желающих повысить компетентность своего ребёнка по данной теме: в наше время широко распространено заболевание зубов, которое называется кариес. Кариес — это разрушение эмали зуба. Когда разрушение доходит до образования дырки, больной зуб начинает давать знать о себе болями в ответ на принятие холодной и горячей пищи, сладких, соленых и кислых блюд. Если больной упорно не хочет лечить кариес, все заканчивается удалением зуба. Регулярная чистка зубов позволяет предотвратить возникновение кариеса. Чтобы избежать нежелательных последствий и пополнить багаж знаний детей, возникла тема исследовательского проекта «Наши зубки»Время реализация проекта: 3 недели Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Реализация проекта
1 этап С детьми проводится сюжетно-ролевая игра «Больница» сюжет «Лечим зубы» Рассказ воспитателя о стоматологе и как правильно чистить зубы. Как правильно чистить зубы Чистка зубов — гигиеническая процедура для очистки поверхности зубов от остатков пищи и мягкого зубного налёта. Обычно выполняется с помощью зубной щётки. Необходимо чистить зубы не менее двух раз в день: утром после завтрака и перед сном. Перед чисткой зубную щетку обязательно нужно помыть. На щетку наносится небольшое количество пасты. Делайте короткие выметающие движения по направлению от десны к краю зубов. Тщательно чистите каждый зуб. С помощью этого движения очищаются межзубные промежутки. Чистка внутренней поверхности каждого зуба движением от десны к зубу. Такими же движениями чистите внешние поверхности зубов. Движениями вперед-назад или круговыми очистите жевательные поверхности верхних и нижних больших зубов. Завершите чистку массажем дёсен — при закрытом рте щеткой совершите круговые движения с захватом зубов и дёсен. Почистите язык зубной щёткой. Начинайте чистку языка с задней части и постепенно направляйтесь к передней поверхности. После каждого из движений рот необходимо прополоскать теплой водой. Помойте щетку и поставьте в стакан щетиной вверх. Чтение отрывка из «Азбуки здоровья» Сергей Волков Чтобы зубки не болели, чтоб крепчали и белели, Зубки чистить по утрам надо даже малышам! Катя щётку достаёт, тюбик с пастою берёт. Очень вкусная она, ароматна и нежна. Освежает паста ротик, но потом болит животик, если пасту проглотить! Её надо с зубок смыть, рот водой прополоскать, Улыбнуться и сказать: « Раз-два-три! Три-два-раз! Зубки белые у нас!» Но бывает иногда с зубками у нас беда. Если зубик заболеет, если зубик почернеет, Надо к доктору бежать, чтобы зубик свой спасать! Обсуждение прочитанного.
В ходе беседы дети задают много вопросов. Например: «Что будет с зубами, если их не чистить?» — этот и другие вопросы серьёзно заинтересовали многих детей. Спрашиваю мнение детей по данной теме, ребята высказываются. Чтение сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр» 2 этап Чтение стихов В. Рычихина Коля чистит зубки пастой, Говорит нам: « Я зубастый!» Зубки Коли – белый ряд И нисколько не болят.Э.Кийг Знает чуть ли не с пелёнок Каждый маленький ребёнок, Что от всех зубных напастей Помогают щётка с пастой. Неужели свои зубы По утрам и вечерам Ты зубной не чистишь пастой? Это стыд, позор и срам!Е. Долгих Надо, надо чистить зубки по утрам, И тогда ходить не будем по врачам. Ну, а если их ещё почистить вечером, У врача нам точно делать будет нечего! Если чистишь зубки ты свои любя, Стоматологи забудут про тебя!Д. Пономарева Чистить зубы каждый день Нам с братишкою не лень. Чтобы не болели зубки И не портилась эмаль, Нам потратить две минутки Перед сном совсем не жаль.Н. Карпова Разболелся зуб у Волка! — Поделом! сказала Ёлка, А потом шепнула Дубу: — Надо было чистить зубы! Скрипнул добрый Дуб в ответ: — У него же пасты нет! Жалко мне беднягу — Волка! — Так и быть, — вздохнула Ёлка, — Свой рецепт я дать готова, Но возьму с лентяя слово: Обещай-ка мне, Клыкастый, Подружиться с «Хвойной» пастой!В.Черняева Только что от пасты толку? Кто подарит щётку Волку? Волку говорит Осинка: — Есть у Кабана щетинка, Что для щётки подойдёт. Сделай щётку — и вперёд!Я для щётки ручку дам! Сделав щётку, по утрам Чистит зубы Волк зубастый Лучшей в мире «Хвойной» пастой! Чистить зубы Волк привык, Дёсны не болят и клык. — Я забыл про боль зубную. Пасту всем рекомендую И советую всем вам Чистить зубы по утрам.М. Генин Симпатичный акулёнок Лишь выходит из пелёнок Чистит щёткой с пастою Пасть свою зубастую. А Сапожников Семён Утром просыпается. Только чистить зубы он И не собирается. Год за годом, год за годом Ходят годы хороводом. Симпатичный акулёнок Стал большой акулою. Сёма, маленький ребёнок Вырос. Стал папулею. Задают все стрекача От акулы грозной, А Семён сидит, ворча, В кабинете у врачаН. Зубарева Крокодил не чистит зубы, И медведь не чистит зубы, Волк с лисой не чистят зубы, И не чистит бегемот. Почему они не чистят? Ведь зубов-то – полный рот! Чтобы все клыки и зубы Чистить мог народ лесной, В год сто тысяч миллионов Пасты надобно зубной! Чтоб у них с зубною пастой Больше не было забот, Надо строить, срочно строить Зубнопастовый завод!Джулия Рум Чистим зубки каждый день, Чистить зубки нам не лень, Чистим утром, перед сном, Чистим зубки с волшебством, В белом тюбике с зайчонком, Волшебство одно сидит. Всем мальчишкам и девчонкам Чудо-зайчик говорит: «Чистить зубки всем нам надо. От пирожных, шоколада… Чтоб здоровыми остались, Не крошились, не ломались. Чтоб белее снега были, Не болели и не ныли. Вам для этого даю Пасту вкусную свою. Только вы ее не ешьте, Хоть она и ароматна. Ароматна паста если, Чистить зубки ей приятно.» Щетка с пастой взбили пену, Как приятно чистить ей, Будут чистить непременно, Зубки маленьких детей. Чистить зубки нам не лень, Чистить будем каждый день.П. Прядко Доктор маме говорил: Зубы чистить, что есть сил, Должен милый ваш ребенок, И, желательно, с пеленок. Можно даже и без пасты, Будет на всю жизнь зубастый, Если рано поутру Он сыграет так в игру: Щетка будто бы машинка Заезжает без заминки В наш гараж, вернее в рот, Сделав круглый поворот. И «заборчик» весь из зубок Чистит, драит лучше губок, И рычит : Р-рры, Р-рры — В этом главный смысл игры.Лю Германс Чтобы зубы не болели И так радостно блестели, И чудесно так белели, Как январские метели, Нужно зубы чистить утром, Нужно чистить перед сном, Чтобы злобные микробы Не построили в них дом!Спрашиваю детей, желают ли они узнать ответы на вопросы: 1.Какие зубы бывают? 2.Какие они молочные зубы? 3.Из чего состоят молочные зубы? 4.Что такое коренные зубы? 5.Из чего состоят коренные зубы? 6.С какого возраста начинать чистить зубы? 7.Для чего нужно чистить зубы? 8.Сколько раз в день нужно чистить зубы? 9.Какой зубной пастой лучше чистить зубы в дошкольном возрасте? 10.Какую зубную пасту выбираем для ребёнка? 11.Какую зубную щётку выбрать для ребёнка? 12.Как лучше приучить ребёнка чистить зубы? Детям, желающим самостоятельно с родителями найти ответы на вопросы и занести ответы в альбом, даю на дом альбомы для рисования с титульным листом: Исследовательский проект «Наши зубки» Автор исследований_______________(фамилия, имя ребёнка) Информирование родителей о желании ребёнка принять участие в проекте. Объяснение родителям о сути проекта, ответы на заданные вопросы по ходу проекта. 3 этап Дети приносят свои работы. Совместно рассматриваем и обсуждаем. Ребёнок показывает свои изображения и рассказывает на основе картинок, что же он знает о зубах. Презентация проекта Борис Филипьев Мы узнали, как избежать нашествие кариозных монстров. Арина Будагова со своей мамой решили купить замечательную книгу «Зубная книга» авторы: Ивона Радюнц и Томас Рёнер Мы узнали всё о молочных зубах Чтение рассказа «Зубное царство и Кариозный монстр» Зубное царство и Кариозный монстр (Ярославчик 4,4 года и Маюшка 1,8 года) Жило-было одно Зубное царство. Оно было еще совсем юное и все жители в нем были маленькие и веселые. Но вот в один злополучный день напал на царство Кариозный монстр. Жители Зубного царства были очень добрыми и не могли подумать, что хоть кто-то может их обидеть. Но монстр был коварен и постепенно он начал заражать жителей – одного за другим. Так, они грустнели день ото дня и из белых и блестящих превращались в тусклые и черные. Правитель царства не знал, как спасти граждан. И совсем приуныл. Но, как известно, в жизни часто случаются чудеса! Рядом с нашим Зубным царством вскоре появилось Зубное королевство. Кариозный монстр, недолго думая, решил заразить и его жителей. Однако, Правительница этого королевства сразу решила действовать. И позвала на помощь Зубную Фею. Эта чудесная волшебница в два счета расправилась со злобным монстром и спасла жителей не только Зубного королевства, но и Зубного царства. А правители двух зубастых государств с тех пор стали лучшими друзьями и не боятся звать на помощь. Презентация проекта Яша Кудрин Мы узнали, для чего нам нужны зубы? Презентация проекта Данил Нагария
Мы узнали о продуктах, полезных для наших зубов
Узнали, как правильно и сколько раз нужно чистить зубы
От чего зубы могут отколоться?
О работе стоматолога
4 этап Организуем выставку проектов.
Проводится игра «Чистим зубки» Детям предлагаются картинки зубов, где больные места изображены в форме геометрических фигур. Ребёнок должен подобрать геометрическую фигуру, чтобы она подошла по размеру к «больному» месту — дырочку в зубе.Игровое упражнение « Чистим зубки» Заучивание стихотворения С. Чудин У меня зубная щетка Она чистит зубы четко Раз за разом веселей Мои зубы все белей.Эксперимент с воздушными шариками.
Мы увидели, как маленькие зубки растут. Художественное творчество: изображаем зубную щётку и зубную пасту.
Теперь мы всё знаем о наших зубах и желаем всем быть здоровыми!
Рекомендуем посмотреть:
Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему «Деревья и кустарники весной» Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада Познавательный проект. Вторая младшая группа
Похожие статьи:
Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»
Развитие коммуникативных навыков в проектно — исследовательской деятельности у дошкольников