Экологический проект «Вода — это жизнь» (старший дошкольный возраст)
Наталья Куприна
Экологический проект «Вода — это жизнь» (старший дошкольный возраст)
Экологический проект на тему «Вода — это жизнь»
(старший дошкольный возраст)
Вид проекта: краткосрочный, познавательно-творческий
Возрастная группа: старшая (с 11 сентября по 30 октября)
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, инструктор по плаванию
Актуальность
Без воды невозможна жизнь на Земле. Жизнь возникла и существует благодаря удивительным свойствам воды. Более 70% поверхности Земли покрыто водой. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности научить детей бережно и экономно относиться к воде.
Проблема
Отсутствие представлений у детей значение воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды
Цель проекта.
Расширить знания детей о свойствах воды, о значении воды в жизни всего живого на земле.
Задачи проекта.
Для детей:
Обобщить и расширить знания детей об объекте неживой природы – воде. Расширить знания детей о воде, её свойствах, состояниях.
Формировать представления о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Дать представление о роли воды в жизни человека, растений и животных.
Развивать навыки экспериментальной деятельности; умение находить способы решения проблемных ситуаций.
Обогатить словарный запас. Развивать любознательность и познавательную активность
Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни: привычку мыть руки, умываться, закаляться.
Воспитывать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу. Формировать представления у детей о том, что воду надо беречь.
Для родителей:
Приобщение членов семей воспитанников к воспитательно-образовательному процессу; исследовательской деятельности с детьми.
Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе по теме «Вода»
, дополнить уголок экспериментирования материалами и оборудованием.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Совместная творческая работа родителей и детей по данной теме.
Продукты проекта: совместные творческие работы воспитанников и родителей по данной теме проекта (поделки, рисунки, плакаты, презентации и др.)
Планируемые результаты:
Стремление самостоятельно использовать воду и больше узнавать о ней, используя знакомые и новые способы,методы и приемы активно применяя все органы чувств: осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, сенсомоторные действия.
Сформулировать у детей начальные представления о воде как источнике жизни живых организмов
Пополнить,расширить знания детей о формах и видах воды: родники, реки, моря, озера, океаны.
Интерес к экспериментированию.
Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Готовности к логическому познанию.
Повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Формы организации проекта: опыты, познавательные занятия, наблюдения, чтение художественной литературы по теме, беседы, трудовая деятельность.
Этапы проекта:
1. Подготовительный
Выбор темы. Постановка проблемы, определение целей и задач. Изучение методической литературы. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного, демонстрационного, дидактического и другого материала по данной теме. Разработка плана мероприятий проекта. Обсуждение с родителями цели и задач проекта, выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта. Определение содержания деятельности всех участников проекта
2. Основной
Содержание деятельности педагога. Система мероприятий с детьми.
Познавательная деятельность.
•рассматривание иллюстраций из серии: «Вода, где мы ее встречаем, кому она нужна»
;
• наблюдения на прогулке за природными явлениями (облака, дождь, снег)
;
•организованная образовательная деятельность: «Свойства воды: холодная, теплая, горячая; жидкая, твердая, газообразная; без вкуса, цвета и запаха». «О пользе воды»
.
•труд в природе: уход за комнатными растениями (своевременный полив)
.
Исследовательская деятельность.
•Проведение опытов: «Вода жидкая, твердая, газообразная»
;
«У воды нет цвета, вкуса и запаха»
;
«Вода не имеет формы»
.
«В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются»
. «
Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах». «Вода бывает тёплой, холодной и горячей»
и др.
Игровая деятельность.
•Дидактические игры: «Отвечай быстро»
,
«Четвертый лишний»
,
«Да – нет»
,
«Хорошо — плохо»
,
«Где спряталась вода?»
,
«Небо, земля, вода»
,
«Доскажи словечко»
,
«Кто быстрее соберет?»
.
• Подвижные, хороводные и пальчиковые игры.
Речевая деятельность.
•Беседы на темы: «Осень»
,
«Какая бывает вода, ее свойства»
,
«Где мы можем встретить воду»
,
«Для чего она нам нужна»
,
«О пользе воды»
,
«Чтобы было, если бы воды не стало»
,
«О бережном отношении к воде»
, «
Вода нужна не только человеку, но и животным, рыбам, растениям», «Значение воды в жизни человека»
,
«Вода вокруг нас»
,
«Загрязнение воды и как этого избежать»
,
«Кто живет в воде»
,
«Где можно встретить воду»
,
«Бережем воду вместе»
,
«Что мы знаем о воде»
,
«Природные явления»
и др.
•Чтение произведений художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе»
,
«Мойдодыр»
; П. Синявский
«Кто не умывается»
, Т. Жиброва
«Ручеек»
», Г. Виеру
«Как умывается ежик»
, потешка
«Умывалочка»
,
«Дождик, дождик пуще»
, загадки о воде.
Продуктивная деятельность.
• Творческие работы детей и родителей по данной теме.
Оздоровительная работа.
• Мытье рук, лица, шеи прохладной водой.
Работа с родителями:
• вовлечение родителей в организованную образовательную деятельность с детьми;
• участие родителей в творческом процессе проекта.
3. Заключительный этап
Создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой»
.
Выставка творческих работ изготовленных родителями и детьми.
Открытый показ в бассейне.
Презентация проекта для детей, родителей, педагогов.
Список используемой литературы:
Веракса Н. Е, Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, для работы с детьми 4-7 лет. — МОЗАИКА- СИНТЕЗ,2014.
Шорыгина Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
Шорыгина Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 96 с.
Шорыгина Т. А. Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и ее жителях. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
Интернет ресурсы
Познавательно — исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Вода — источник жизни»»
Кунавина Лариса Юрьевна,
МАДОУ «Детский сад № 9» ГО Богданович, Свердловская область,
воспитатель
Познавательно-исследовательскийпроектв подготовительной к школе группе
«Вода – источник жизни»
О воде надо помнить с большой буквы, так как она не только необходима для жизни, она сама жизнь.
(Экзюпери)
Тема проекта: Вода – источник жизни»
Тип проекта:
Познавательно-исследовательский, групповой.
Участники проекта
: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Продолжительность
: среднесрочный (3 недели)
Актуальность темы:
Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода — это слово известно нам с самого рождения. Подчас мы даже не задумываемся о том, что оно обозначает и что для нас значит. А ведь вода — это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. Невозможно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое вокруг. Поэтому вода – наше главное богатство.
По результатам бесед с детьми мы выяснили, что дети мало знают о том, что происходит с водой в природе; какие у неё свойства; сможет ли человек и всё живое прожить без воды; сколько воды на земле; как вода попадает в наши квартиры. Мы решили узнать, как бережно её расходовать. Для исследования мы выбрали тему: «Вода – источник жизни».
Цель проекта:
Формирование у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни, а также осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.
Задачи:
Закреплять и систематизировать знания детей о воде и её свойствах.
Познакомить с круговоротом воды в природе.
Дать представление о роли воды в жизни человека и живых организмов.
Продолжать знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.
Развивать познавательные способности детей, учить проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов, экспериментов.
Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Постановка проблемы:
Жизнь на земле без воды невозможна. Сможем ли мы прожить без воды? Кому нужна вода? Где мы встречаем воду в природе? В каком состоянии бывает вода? Нужно ли беречь воду и почему?
Гипотеза:
если бы не было воды, то не было бы жизни на Земле.