Исследовательский проект «Жизнь муравейника»
Цель работы: защитить муравейники от разорения.
Характеристика проекта:
по доминирующей деятельности – социально- исследовательский, с элементами творческой деятельности воспитанников; по предметно-содержательной области – естественно-научный с использованием межпредметной интеграции (музыка, изобразительная деятельность); по характеру контактов между участниками проекта – межгрупповой; по продолжительности – долгосрочный (один месяц); вид презентации – сюжетно-ролевая игра: продукт — акция по защите муравейников, с созданием знака, информирующего о месте нахождения муравейников, информационных плакатов о пользе муравьёв и необходимости бережного отношения к ним.
Социально-исследовательские задачи:
- Узнать как можно больше о жизни муравьёв (провести наблюдения, эксперименты).
- Посвятить в тайны жизни муравьёв всех детей ДОУ.
- Организовать и провести акцию по защите муравейников.
Методы и средства исследования:
- Наблюдение.
- Эксперимент.
- Анализ.
- Обобщение.
Используемые средства:
1. Методическая, художественная, учебная литература.
2. Наглядные пособия кабинетов. Оборудование: фильм о лесе, соответствующее оформление экологической тропы, муравейник, муравьи, маршрутные листы, карточки — источники информации; карточки, для организации сотрудничества в группах; материалы для конструирования муравьёв, муравейников, соответствующая художественная, научная литература; иллюстрации, музыкальное сопровождение, карточки-сигналы, творческие газеты воспитанников старших групп.
Предварительная работа (работа в системе мероприятий «Экологическая тропа»): беседы, игры, рассматривание иллюстраций, муляжей, разучивание стихов о природе, экскурсии, изготовление поделок.
Присутствующие: воспитанники подготовительной группы, педагоги ДОУ, родители воспитанников.
Ход занятия
35 минут
Организационный момент.
Занятия проходит в экологической зоне. На экране весенний лес. Дети отправляются в очередное путешествие по экологической тропе по маршрутным листам (лист определённого цвета, командир – «звёздочка». Остановка «Муравейник»).
Вводная часть.
Ведущий. Здравствуйте ребята, взрослые, гости. Сегодня мы продолжаем наше путешествие по экологической тропе. Много интересного мы узнали об осенних, зимних явлениях природы. Любовались красотой природы, учились охранять, приумножать её. И наконец-то на Ямал пришла весна! Какие изменения в природе вы заметили (перечисление)?
Муравей. (На тропу выскакивает с плачем муравей). Беда! Беда! Помогите! Спасите!
Ведущий. Кто это? Что случилось? Посмотрим?
Дети. (Подходят к муравейнику. Рассматривают). Муравейник разорён. Муравьи в беде. Они суетятся. Бегают вокруг своего жилища.
Ведущий. Как это могло произойти? Кто это сделал? (Строго, обращается к детям).
Дети. (В растерянности). Это не мы. Варианты ответов: Мы не знаем, как это случилось. Это – медведь. А кто мог ещё это сделать?
Основная часть.
Ведущий. Вам жалко муравьёв? Хотите узнать, как им помочь? Как их спасти?
Ведущий. Для этогонам нужно как можно больше узнать как можно больше о муравьях. Как это сделать? Составим план работы.
План работы (предлагают дети):
- Познакомиться с доступными источниками исследования:
- Подумать самостоятельно.
- Познакомиться с книгами совместно с воспитателем, родителями о том, что исследуешь (библиотека).
- Спросить у других людей (медицинский кабинет, детская творческая лаборатория, музыкальный зал, студия изобразительного искусства).
- Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования.
- Понаблюдать (экскурсия).
- Провести эксперимент.
Содержание проектной деятельности
Ведущий. Подумать самостоятельно. На какие вопросы мы бы хотели получить ответы? Что мы хотим узнать?
Теоретическая часть.
- Где вы живёте?
- Как строят муравьи свой муравейник?
- Как выглядят муравьи?
- Как устроена жизнь в большой муравьиной коммуне?
- Кто ваши друзья и кто враги? Интересные истории из жизни муравьёв.
- Какую пользу приносят муравьи?
- Муравьи, мы вас спасём.
Ведущий. А теперь разделимся на группы и продолжим практическую работу (темы определить по интересам, разделить детей при помощи цветных карточек — сигналов). Дети отправляются с руководителями для получения информации по интересам и приступают к работе (в библиотеку детского сада, медицинский кабинет, музыкальный зал, детскую творческую лабораторию, студию изобразительного искусства).
Практическая часть 1. Защита социально-исследовательского проекта.
В форме сюжетно-ролевой игры представляется итог исследовательского проекта «Жизнь Муравейника»: организуется акция по защите «Муравейника»,
- Выступление руководителей мини-групп (Приложение 1).
- Отчёт мини-групп о проделанной работе (рассказ о том, как возникла идея защиты муравьёв, какие были трудности в работе над проектом какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, как преодолевались трудности (с использованием фото- и видеоматериалов).
- Постановка вопросов слушателями. Ответы участников проекта.
- Организация акции по защите муравейника от разорения людьми (анализ всех способов защиты муравейника, предложенных детьми, совершенствование знака для защиты муравейников, создание плакатов – листовок по защите муравейников).
Примерная беседа:
Ведущий: Вы действительно много узнали о жизни муравьёв. Как вы считаете – есть нам людям у них чему поучиться? Чем мы можем им помочь?
Примерные ответы детей:
Не разорять муравейники. В лесу вести себя тихо. Рассказывать другим детям о пользе, которую муравьи приносят.
Предложения:
- Создать знак «Внимание, Муравейник», который предупреждает о нахождении в данном месте муравейников, запрещает близко подходить к ним.
- Обтянуть красными ленточками деревья, в знак того, что здесь есть муравейники, значит, необходимо быть осторожными и внимательными.
- Разработать информационные плакаты «Муравьи – силачи!», призывающие быть более внимательными в лесу, помнить лес – это дом животных и растений, и вести себя в нём нужно по человечески.
Результат социально-исследовательского проекта дошкольников оценивает экспертная группа, в составе заместителя заведующего по научно-экспериментальной работе, министра детского пресс-, представителя родительского комитета ДОУ).
Заключение (выводы):
Считаем, что мы узнали для себя много интересного о жизни муравьёв, смогли убедить ребят ДОУ, что разорять муравейники, да и вообще относиться к животным жестоко, нельзя. Надеемся, что изготовление предупредительных знаков по защите муравейников ещё раз заставит ребят задуматься о том, как важно дружить с природой, быть к ней добрее и ближе. Во время исследования мы приобрели важные умения, которые помогут нам самостоятельно приобретать новые знания. А ведь это так интересно! Мы уверены, что основную задачу своей работы мы выполнили – никто из детей, проживающих в нашем посёлке, а уж из взрослых тем более, не разорит муравейник, не обидит маленького труженика природы, самое сильное и в то же время, совершенно беззащитное, животное на свете – муравья. И ещё – во время работы мы многому научились у муравьёв, очень сдружились. Работу по наблюдению за муравейниками мы будем продолжать, и, быть может, нам удастся узнать что-нибудь ранее неизвестное, неизведанное.
Исследовательская работа “Разумны ли муравьи?”
Муравьи – удивительные существа! Крохотные насекомые, а такие сильные, трудолюбивые и упорные! Муравьи живут рядом с нами, но достаточно ли хорошо мы их изучили? Всё ли мы про них знаем? Я заинтересовался муравьями, когда обнаружил недалеко от бабушкиного дома муравейник. Я стал наблюдать за жизнью муравьёв, подкармливать их, ставить различные опыты. И вот что я открыл. Оказалось, что муравейник – это целый город, или даже государство. В нём каждый житель занят своим делом. К муравейнику ведут настоящие дороги, а внутри него проложены различные ходы – коммуникации. Муравейник живёт как единый организм. Когда муравей находит пищу, он не ест её в одиночку, а старается доставить в муравейник. Если одному муравью это не под силу, ему помогают его товарищи. Муравьи всегда действуют сообща. Попробуй потревожить муравейник – муравьи тут же бросаются на его защиту! При этом главная их забота – скорее перенести и спрятать потомство. Я подумал: если муравьи умеют строить дороги и города, если они всегда заняты общим делом и общаются друг с другом, может быть, они разумны? И вот я решил разобраться в этом вопросе.
Жизнь муравьиного сообщества стала объектом моего исследования.
Актуальность исследования заключается в том, в настоящее время человек с помощью машин всё больше разрушает экологию нашей планеты, не обращая внимания на уникальные системы и сообщества, существующие рядом с ним, не замечая таких маленьких соседей как муравьи. Необходимо привлечь внимание к дальнейшему изучению видов, обитающих на Земле, и повысить ответственность человека за их сохранение.
Гипотеза проекта: муравьи обладают качествами разумных существ.
Цель проекта: установить признаки разумного поведения у муравьёв.
Задачи:
- изучить специальную литературу по выбранной теме;
- осуществлять постоянное наблюдение за объектом исследования;
- поставить опыты, направленные на выявление особенностей поведения муравьёв;
- собрать дополнительную информацию из доступных источников: телевидение, Интернет, непосредственное общение.
Работая над проектом, я узнал о муравьях массу интересных и поразительных вещей.
В результате своего исследования я пришёл к следующим выводам:
- Муравьи – насекомые, живущие в сложно организованных сообществах, подчиняющихся своим законам.
- Муравьи обладают хорошей памятью, способностью к обучению, могут передавать информацию друг другу.
- Муравьи разумны! Но это не разум каждого отдельного существа, а коллективный разум муравьиного сообщества.
- Именно коллективный разум помогает муравьям выживать, приспосабливаться к любым условиям, сохранять свою цивилизацию. И эта разумная цивилизация существует не где-то в космическом пространстве, а на одной с нами планете!