Краски в нашей жизни
Появление красок:
История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Пещерные люди рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Наиболее ранние образцы хорошо сохранившихся доисторических красок были обнаружены в пещерах Южной Франции, Испании и Южной Африки. Это были чистые масляные краски, изготовленные из смеси животного жира и природных пигментов, такие как охра, марганцевая руда (диоксид марганца), оксид железа и мел.
Археологам посчастливилось найти не только палитру древнего художника, на которой сохранились остатки краски, но и маленькие плоские жернова, и пестики, предназначенные для растирания цветных земель, а также чашечки для разведения красок. Наскальные рисунки того же времени, обнаруженные в Африке и Европе (Испания, Франция), поражают современного человека своим совершенством. (Приложение№1)
Нашими предками использовалась богатая палитра земляных красок желтоватых, зеленоватых, красноватых.
Иногда, прежде чем писать красками, они гравировали рисунок. При исследовании наскальных рисунков в Сахаре обнаружили, что на росписях проникновение красящих веществ в песчаную породу достигало 1 мм, при этом не было обнаружено никаких следов связующего. Это объясняется тем, что краски, разведенные в воде, практически мгновенно поглощались песчаником.
Однако в других случаях для приготовления красок уже использовали вещества, способные к образованию пленки: в росписях Феззана обнаружен казеин, а в росписях, найденных в Южной Африке,— бычья кровь. Ученые пришли к выводу, что эта деятельность была необходима неолитическому роду, так как являлась формой познания. Человек, не обладая в то время способностью к обобщению явлений, был вынужден прибегать к помощи образно-эмоциональных средств. Кроме того, наскальная живопись передавала родоплеменные традиции.
Таким образом, уже в далекие доисторические времена краски играли в жизни человека большую роль: уже тогда проявилось их социальное значение — функция передатчика информации, культурная функция, которые трудно переоценить в развитии цивилизации.
К тому же времени относится и проявление декоративно-эстетической функции красок. Стремление быть красивее, сделать привлекательнее свою нелегкую в постоянной борьбе за существование жизнь свойственно представителям рода человеческого.
А знаете Вы, что древние угольные пещерные росписи писались пеплом и теперь превращаются в прах из-за постоянного присутствия многочисленных туристов, которые причиняют этим картинам вред своим дыханием. (Примечание№2)
Знакомство с красками:
Корни масляной живописи уходят в далекое прошлое — она появилась задолго до знаменитых Ван Эйков, с которыми многие связывают открытие данной техники. Эта техника лучше всего передавала пространство, объем и глубину цвета. Долгое время некоторые краски оставались баснословно дорогими. Это объяснялось тем, что натуральные пигменты, входящие в состав красок, имели высокие цены. Со временем получили искусственные краски, которые были существенно дешевле натуральных, но было одно немаловажное «но»: они могли вызывать аллергию, а нередко и ухудшение здоровья.
Несмотря на то, что появление красок относится к доисторическим временам, современная красочная промышленность создана сравнительно недавно.
200 лет назад еще не существовало готовых красок и приходилось перед употреблением смешивать и перетирать ингредиенты.
Самыми первыми красками были разноцветные глины: красная, белая, жёлтая и голубая. Немного позже краски стали делать из минералов и растений. Отвар луковой шелухи, оболочка грецких орехов, кора дуба давали коричневую краску. Кора барбариса и ольхи, молочайные растения — жёлтую, а красную краску получали из некоторых ягод. Различные способы приготовления красок передавались из поколения в поколение, от художника к художнику. Практически у каждого мастера были свои «секреты». В старинных рукописных списках были найдены интересные и необычные рецепты русских художников. Для стойкости и пластичности в краску добавляли яйца и молочный белок — казеин. Живописцы отмачивали мелко измельчённный лазурит в кислых щах на протяжении 2-4 дней. Краска, приготовленная таким образом, становилась ещё более стойкой и насыщенной. Иногда для получения золотого цвета смешивали шафран и желчь щуки. Примерно до середины восемнадцатого века, художникам было достаточно сложно найти нужную краску и подготовить её к использованию. Что бы получить жёлтый цвет краски, смешивали порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить больше суток, при взаимодействии с воздухом они окислялись и быстро твердели. Работать с такими красками было достаточно сложно ещё и потому, что некоторые (чаще всего тёмные) оттенки высыхали дольше, чем оттенки с большим содержанием охры (более светлые и жёлтые). У многих мастеров были помощники, специально для того, чтобы размешивать краску. В основном, красители получали путём перемалывания и измельчения в порошок различных минералов. Причём, чаще всего в ручную . Изготовить действительно яркую и стойкую краску было очень дорого. Например, ультрамарин (ярко синюю краску) получали из ляписа, который привести можно было только из Ирана и Афганистана. Этот минерал стоил дорого, поэтому использовался редко. Художники пользовались ультрамарином только тогда, когда заказчик соглашался заплатить за краску заранее. Пурпурную краску добывали из раковин средиземноморских улиток. Чтобы получить 1 грамм краски требовалось около десяти тысяч раковин! По причине такой дороговизны пурпурный цвет считается цветом роскоши, царственности и богатства. До девятнадцатого века использовались краски, которые были очень вредны для здоровья. В 1870 году был произведён анализ влияния красок на здоровье человека. Ядовитыми оказались краски, в состав которых входит свинец и мышьяк. Выяснилось, что очень красивая и яркая краска (изумрудно — зелёная) является смертельно — опасной, т.к. в её состав входит уксус, окись меди и мышьяк. В древности рисунки выполнялись с использованием красок на минеральной основе, что позволяет им сохранять свою яркость в течение очень длительного времени. В частности на приведенных рисунках были использованы охры — одного из самых распространенных минералов, продукта выветривания полевых шпатов. Охры — осадочные породы, практически всегда они сопровождают залегания железных руд. Цвета охр очень разнообразны, но всегда имеют теплую тональность — от бледно-желтого и золотистого до красного и темно-коричневого, почти черного.
Что касается ареала употребления таких красок, то охры настолько широко распространены на планете, что, наверное, проще будет сказать, кто их не употреблял. Я такой информацией не располагаю, но могу предположить, что такие племена должны были бы проживать в районах вечной мерзлоты, а также в высокогорных районах. Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры.
Таким образом, можно считать, что появление красочных веществ было одним из первых открытий. В России историю красок изучают по иконам. (Приложение 3) Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле 11-13 веках были различные охры и сажи –«чернила копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, белила. До нашего времени сохранилась икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии.
Наиболее древние окрашенные предметы имеют китайское происхождение. До нас дошли мебель и домашняя утварь, покрытые слоем краски с большим искусством. Древнейшее традиционное изделие датировано примерно 200-м годом до н. э. В качестве лака использовался молочный сок из коры лакового дерева. Лаку придавали черный или красный цвет при помощи минералов, а позднее в него стали добавлять золотую пыль или полоски золота. Для наскальной и стенной живописи в Древнем Египте применялись земляные краски, а также искусственно полученные окрашенные оксиды и другие соединения металлов. Особенно применяли охру, сурик, белила, сажу, растертый медный блеск, оксиды железа и меди и другие вещества.
В качестве источников красителей использовали растения: алканну, вайду, куркуму, марену, сафлор, а также некоторые животные организмы.
Ещё краска — дело грязное. Чистые оттенки минералов, нежные соки растений… и кровь, навоз, живые червецы, тухлые моллюски. В полной мере проясняется, почему кварталы красильщиков раньше обходили за версту, заткнув носы.
Можно ли изготовить экологически чистые краски, и получить природные красители в домашних условиях? Конечно, можно и мы попробуем это доказать.
В привычных для нас растениях есть красящие вещества, пусть не такие яркие и не такие стойкие. Наши предки часто ими пользовались.
Я занимаюсь в школе искусства и там мы рисуем разными красками: акварелью, гуашью, масляными красками, пастелью. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Современные художники так и поступают. Но где, же художники брали краски давным-давно, когда не было магазинов и их не изготавливали на заводах? Изучив материалы изложенные в интернете и опубликованную в журналах и книгах, я узнала, что краски можно изготовить практически из всего, что нас окружает: цветы, ягоды, кора деревьев, земля, глина, чай, кофе, трава и т.д…
Виды красок и их отличие друг от друга:
Гуашь- яркая водорастворимая краска, которая при высыхании немного бледнеет из-за входящих в состав белил, но приобретает чудесную бархотистость. Рисовать гуашью одновременно и просто и сложно. Гуашью писали Рубенс и Пикассо. (Приложение № 4)
Акварель- тоже водорастворимая краска, своё название она получила от латинского (AQVA) –вода, так как вода является растворителем для этих красок. Акварель может быть как яркой, так и нежно- бледной. Её главное отличие от гуаши в том, что акварель прозрачная, сквозь неё просвечиваются бумага и наложенные ранее слои краски. (Приложение № 5)
Пастель — краска, наносимая не при помощи кисти, и в этом, отчасти, состоит её привлекательность для живописца. Дело в том, что пастель выпускается в виде специальных мелков или карандашей без оправы, поэтому художнику не нужно обмакивать кисть в краску и смешивать цвета на палитре. Пастель бывает трёх видов, масляная из пигмента с льняным маслом, и сухая без масла. Пастелью писали Левитан, Серов и Дега. В России пастель появилась в первой половине 18 века. (Приложение № 6)
Тушь- жидкий материал из сажи, позволяющий проводить как тонкие линии пером, так и широкие мазки кистью. Выполненные тушью рисунки особенно выразительны благодаря контрасту тонких чёрных линий с белой бумагой, нежности нанесённых кистью пятен и ощущению некой «недосказанности». (Приложение № 7)
Уголь- древний материал, используемый для рисования, но до сих пор один из самых популярных. Он отлично подходит для «быстрых» рисунков и позволяет великолепно передать настроение художника. (Приложение №
Темперные- представляют собой суспензии неорганических пигментов и наполнителей в поливинилацетатной дисперсии с различными добавлениями. Это краски замешанные на яйце, иногда их называют «яичные». (Приложение № 9)
Масляные — для их производства используют маковое, ореховое или специально обработанное льняное масло. Когда мы произносим слово «живопись» мы обычно представляем себе картину, написанную маслом, и это доказывает, что масло без преувеличения можно назвать основным живописным материалом. (Приложение № 10)
Акриловая- материал, появившийся в 20 веке как продукт развития химии, на основе акриловой смолы. (Приложение № 11)
Охра – природная земленая краска. Наиболее древний пигмент, известным доисторическим «живописцам» — авторам пещерных росписей. Подобно свинцовым белилам, охра широко используется в живописи вплоть до наших дней. (Приложение № 12)
Аурипигмент– минерал золотисто-жёлтого и красного (с оттенками) цвета. В химическом отношении, оба представляют собой сернистый мышьяк. (Приложение № 13)
Массикот– старейшая жёлтая краска, известная ещё со времён Древнего Рима, где она имела название искусственный сандарак или сандикс. (Приложение № 14)
Киноварь– сульфид ртути чистого красного, красно-коричневого или малиново — красного цвета. Это одна из знаменитейших, и наиболее широко распространенных красных красок в прошлом, она отличалась глубоким тёмно- красным цветом. (Приложение № 15)
Пурпур– готовили из секреции пурпурных улиток и имела широкое распространение. (Приложение № 16)
Известь– (от греческого «asbestos»- «неугасимый» ), обобщенное название продуктов обжига- известняков, мела, мрамора, устричных раковин. Белила являлись основной белой краской в египетских фресках. (Приложение № 17)
Мел – тонкозернистый, мягкий, белый известняк, состоящий из мелких обломков и целых известковых скелетов морских микроорганизмов .(Приложение № 18)
Энкаустика – краска замешанная на воске, но рецепт её приготовления утерян. (Приложение № 19)
Восковые– смешанные краски. (Приложение № 20)
Хна и Басма – натуральные природные краски. (Приложение № 21)
Исследование в мире красок:
Мир вокруг нас разноцветен. Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Красящие вещества (пигменты) на протяжении веков использовались практически одни и те же. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый — мел, лазорево — голубой или зелёный дают малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов. Растительные краски с древности применялись человеком для украшения оружия, одежды и жилища. Сначала это были соки ярких лепестков, листьев, плодов растений. Затем люди научились изготавливать специальные краски из растений. При раскопках египетских пирамид найдены ткани синего цвета, окрашенные индиго (краситель из листьев растения индигофера). В Древней Руси синюю краску добывали из корня горца красильного, желтую — из корней щавеля конского, вишневую — из лишайника степной золотянки, а с помощью ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые тона. Из манжетки научились получать желтую, зеленую и черную краски, из зверобоя — красную, желтую и оранжевую.
Желтые пигментыдревние художники получали из охры. Другой известный источник желтого — шафран. 8000 цветков давали около 100 г сушеного волокна, из которого выделяли пигмент. Им не только рисовали картины, но и закрашивали косметику, вина, рис, в Риме добавляли в ванны.
Синий пигментраньше добывали из полудрагоценного камня – лазурита. Из этих основных красок при помощи смешивания получали другие. Краска в редких случаях употребляется сухой (в пастели или живописи цветными карандашами), в большинстве же случаев сухая краска смешивается с какой-либо жидкостью. Такими жидкостями служат или вода, с некоторым количеством клея, или гумми, или растительное масло, иногда с некоторым количеством воска и смол. Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом.
Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем — керосином или скипидаром.
Самый древний рецепт чернил принадлежит египтянам — смесь сажи и масла для письма на папирусе. Из пурпура и киновари делали красные, «придворные», чернила. А в состав черных входили сажа, косточки и лоза винограда, древесный костяной уголь. В XVI веке изобрели используемые до сих пор железные чернила. Для их изготовления перерабатывали ольховые корни, ореховую или дубовую кору. С тех пор было изобретено множество рецептов чернил, включая «вечные» и даже невидимые. Одна из классических европейских легенд гласит, что первой в мире краской была черная. А как её получить ?Во-первых, для этого можно приготовить отвар из ягод и корней воронца. Но есть и другой способ, более простой: добавить железный купорос к одному из полученных ранее отваров. Почти все наши отвары содержат дубильные вещества типа танина (вспомните опыты с чаем), и в присутствии солей двухвалентного железа они становятся черными.
Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную массу — краску. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.
Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями. Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски.
Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина, зерна кофе, луковая шелуха. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.Сырье можно измельчить в домашних условиях. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент.
Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать яйцо, масло, воду, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.
Конечно, со временем методы выделения красителей усовершенствовались, качество красителей повышалось. Однако человеку приходилось еще долго довольствоваться тем, что давала природа.
Для проведения экспериментов надо раздобыть природные пигменты и связующие вещества. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем, керосином или скипидаром. Лакокрасочные материалы, прошли долгий путь от своего появления до настоящего времени. Технология их производства совершенствуется с каждым днём. Краски ценны тем, что позволяют получить одновременно защитные и декоративные покрытия, поэтому спрос на них растёт и растёт. А это значит, что история красок продолжается…
Вывод:
Люди издавна стараются украсить наш мир. Появление красок и рисование относится к доисторическим временам. Самыми первыми красками были уголь, мел, глина. Потом человек заметил, что некоторые растения и ягоды выделяют очень стойкие вещества, которые долго держатся и плохо смываются водой. Со временем натуральные ингредиенты были вытеснены и их заменили искусственные. Красочное семейство разнообразно: есть краски акриловые, гуашевые, темперные, масляные и т.д. Но мне было интересно получить краски в домашних условиях. Исследовательская работа может быть также интересна и полезна ребятам увлекающимися опытами и экспериментами, а так же учителям химии и изобразительного искусства.
История красок
История появления красок — это сама история человечества.
Задолго до нашего времени пещерный человек самовыражался, используя уголь, охру и мел. Специалисты утверждают, что самому древнему наскальному рисунку около 43 900 лет. Живопись сохранилась за счет животных жиров, которые применялись при замешивании краски. Это позволяло получать прочные и стойкие составы.
Современное общество едва ли замечает истинную ценность красок, которые всюду нас окружают. Достижения в области химии позволили искусству развиваться в ином направлении, поскольку ассортимент применяемых средств стал значительно разнообразней. Сегодня краски включают в себя такие элементы, как клей, смола, глицерин.
Из каких растений можно получить краски?
Можно назвать много обыкновенных растений, из которых получают краски. Все они растут и в нашей местности (табл.2):
1. Манжетка(рис.1). Из листьев и корней манжетки можно добыть серо-зеленую краску
2. Можжевельник(рис.2). Ягоды и кора можжевельника дают краску цвета хаки.
3. Конский щавель(рис.3). Желтую краску получают из корней всем известного конского щавеля. С протравой железным купоросом краска щавеля становится черного цвета. Такую же желтую и черную краску дает внутренняя часть коры яблони (луб).
4. Птичья гречишка (Травка-муравка) (рис. 4).
Корни птичьей гречишки дают синюю краску. Когда-то синюю краску получали из цветков василька, но способ получения знатоки хранили в секрете, и теперь этот рецепт утрачен.
5. Живокость (рис.5). На паровых полях часто встречается рогатый темно-синий василек, или живокость. Из его цветков получают синюю краску, в прежние времена употреблявшуюся для окраски домотканого сукна.
6. Ежевика (рис.6). Фиолетовую краску могут дать высушенные ягоды ежевики.Краску из ежевичных ягод получают таким же способом, как из манжетки.
7. Зверобой (рис.7). Красная краска может быть получена из цветков зверобоя.Зверобой в старину считали чудодейственным из-за кроваво-красного сока, вытекающего при надломе цветоножки. Горячий настой цветков, слегка подкисленный уксусом или другой кислотой, окрашивает ткань в красный цвет.
8. Стенная золотянка (рис.8). Вишневого цвета краску получают из оранжевого лишайника — стенной золотянки.Брать золотянку следует с ярко освещенных солнцем мест (заборов, коры деревьев).
9. Ольха (рис.9). Коричневую краску в деревнях получают из коры ольхи.Наструганную кору настаивают два дня, а затем настой процеживают и в нем кипятят материю в течение двадцати минут.
10. Черника(рис.10). Из сока черники получают фиолетовую краску[1].
Таблица 2. Растения — красители
Манжетка | Ежевика |
Можжевельник | Зверобой |
Конский щавель | Стенная золотянка |
Птичья гречишка | Ольха |
Живокость | Черника |
Виды красок
Гуашь Вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель. Состоит из растёртых пигментов (минералы, окислы металлов и глины) и связующего (клея). В гуашевых красках присутствуют белила. Благодаря этому рисунок гуашью получает некоторую приглушённость цветов.
Акварель Название «акварель» произошло от латинского слова «aqua», что значит «вода». Этим словом называют и краски, которые разводятся водой, и работы, сделанные ими. Акварельные краски обычно накладывают на бумагу прозрачным слоем, и эта прозрачность составляет главную прелесть акварели.
В самых светлых местах сквозь краску даже просвечивает бумага. Акварельные краски приготовляются на водорастворимых связующих веществах, главным образом на клеях растительного происхождения, поэтому они называются водными красками.
Масляные краски Сейчас большинство художников пишут масляными красками, а в далекие времена они не были известны. Масляные краски появились в X веке, но тогда редко кто ими пользовался. О них узнали, когда два нидерландских художника XV века, братья Ван-Эйки, стали усовершенствовать эти краски.
Ван-Эйки делали очень много опытов, смешивая сухие красочные порошки с разными растительными маслами. Наконец они установили, что лучше всего смешивать порошки с ореховым или льняным маслом. Масло быстро сохло, а высохнув, придавало краскам блеск.
Эволюция красок
С развитием промышленности новых технологий готовые краски постепенно вытеснили ручное производство. С развитием лакокрасочной промышленности краски становились всё лучше и безопаснее для использования. Многие вредные вещества были заменены на менее опасные синтетические компоненты. Производство краски в промышленных масштабах значительно упростило работу художников на стадии выбора красок. Ведь сейчас производят краски на любой вкус, всё что нужно сделать – это сходить в магазин.
Любая современная краска и сейчас начинается с пигмента, чаще всего в виде порошков. Кроме пигментов в смесь для акварели добавляют декстрин (в растворенном виде это что-то типа клеевого сиропа), который получают при нагревании крахмала. После высыхания плёнка декстрина мутнеет, становится гигроскопичной, поэтому декстрин применяется только в качестве добавки к основному связующему веществу.
Еще добавляют гуммиарабик (относится к группе растительных веществ, хорошо растворимых в воде и носящих название камеди или гумми). После высыхания краски он образует прозрачную, хрупкую плёнку, не склонную к растрескиванию и не гигроскопичную. На фабрике всё перемешивают, добавляют бычью желчь, она не дает акварели собираться в капли и позволяет ложиться хорошо на бумагу. После замеса в миксере состав акварели уже не меняется.
Затем краску перетирают, для того чтобы избавится от мелких комочков пигмента. После этого акварель раскладывают по ванночкам и сушат, пока краска не перестанет быть липкой. Затем упаковывают.