Конспект занятия по экологии на тему «Значение солнца в нашей жизни»


Конспект занятия по экологии на тему «Значение солнца в нашей жизни»

Для детей средней группы

Программное содержание. Обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца, тепла, света в нашей жизни человека, вызвать эмоциональное отношение к солнцу, к его роли в жизни человека, животных птиц. Познакомить детей с особенностями поведения и зрения у животных, обитающих в условиях недостатка света или при полном отсутствии света. Дать первые представления об охране окружающей среды.

Материал и оборудование. Плотное одеяло, нарисованное солнце, фигурка человека, лампа настольная, мешочек с различными сухими травами, различные мелкие предметы, зеркала для каждого ребенка, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Какая сегодня погода: солнечная или пасмурная. Светит ли солнце? Какое настроение у детей в солнечную погоду, а какое в пасмурную? Проводится психо-гимнастика «Солнечно — пасмурно»

Зачем нам солнце? Что оно делает для нас? /согревает, светит/. Куда уходит солнце вечером? Что мы делаем ночью? Откуда берется солнце утром? /просыпается/.

Игра «День — ночь». По команде воспитателя ночь /дети засыпают/, по команде день — просыпаются.

Чтобы случилось, если бы солнце ушло спать и не вернулось? /замерзли/. Психо-гимнастика «Холодно».

Чтобы почувствовать, как мы жили бы без солнечного света, нам нужно оказаться в полной темноте. Для игры берется плотное покрывало, дети садятся на пол и накрываются покрывалом. Что они при этом видят? Наступает день, покрывало убирается, и солнечный свет помогает детям различать предметы. Почему дети не могли видеть, ведь у них есть глаза? Человек видит тогда, когда у него есть свет. Если бы не было света, то глаза были бы не нужны нам.

Как солнце попадает к нам в окошко? Что у него есть? /лучи/. Вы хотите поиграть с лучом солнца? Как можно поиграть с лучом? Можно его поймать. Как? /зеркалом/. Воспитатель зеркалом ловит солнечный луч, предлагает и детям поймать луч, /что такое солнечный луч?/ что такое солнечный зайчик? Солнечный луч отражается от зеркала и превращается в солнечного зайчика. Игра «солнечные зайчики» дети превращаются в солнечных зайчиков и под музыкальное сопровождение порхают, как солнечные зайчики.

Кому еще кроме человека необходимо солнце? /животным/, Зачем? Но есть животные, которые видят в темноте. Кто это? /кошка, сова/, Как они охотятся? Игра «Животные в темноте». Ребенку завязывают глаза, воспитатель дает в руки какой-либо предмет и просит угадать, что именно он получил. Желательно чтобы у предмета был запах, /это может быть сушеная трава, свежая шишка, лимон или яблоко/. Находясь в темноте, ребенок будет пытаться в слепую определить предложенный предмет. Как он это будет делать? Трогать предмет руками, гладить его, поворачивать, нюхать.

После того как дети определят в темноте предметы, воспитатель обсуждает с ними, как они это делали. Нужны им при этом были глаза? А ведь есть такие животные, которые живут там, где света практически нет. Например: под землей в глубоких пещерах, на дне океана. Действительно глаза у них превращаются в маленькие щелочки /крот/.

Кому еще необходим солнечный свет? /растениям/. Что случится, если растение попадет в полную темноту? /погибнет/. Воспитатель демонстрирует растение, которое росло в темноте, и растение, росшее на свету. Дети находят разницу в цвете растения. Делают вывод.

Куда может пропасть солнце? /ночь, туча, дым/. Что мы должны делать, чтобы солнце не пропало? /дети отвечают/. А пока мы дружим с солнцем.

Проводится психо-гимнастика «Солнечное тепло». Под спокойную музыку дети подставляют лицо солнцу, закрывают глаза, расслабляются.

Чтобы дети наглядно поняли, как солнце закрывает туча, и на человека находит тень, проводится опыт. Берется настольная горящая лампа, маленький человечек, между ними вставляется плоский круг. На человека находит тень.

Конспект беседы с детьми средней группы «Солнце»

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Конспект беседы с детьми средней группы «Солнце»

Автор:

Беляева Е.А.

Цель:

Дать детям представление о Солнце

Воспитатель:

Ребятки отгадайте загадку:

Этот желтый яркий шар

Дарит свет, тепло всем нам

Ответы детей:

Солнце

Воспитатель:

Правильно, это солнце. Скажите, какой формы солнце?

Ответы детей:

Шар, круг

Воспитатель:

Солнце имеет форму шара, как и наша планета. Как вы думаете, что такое солнце?

Ответы детей:

Планета, звезда

Воспитатель:

Ребята солнце – это звезда, главная звезда для всего живого на земле, без солнца наша жизнь на земле была бы не возможна. А почему?

Ответы детей:

Будет темно, холодно

Воспитатель:

Да солнце даёт нам тепло и свет, без солнца не смогут расти растения, которыми питаются животные и люди, без солнечного тепла и света на земле был бы только холод. Еще солнечные лучи дарят всем витамин D, он очень важный, его недостаток может вызвать болезни.

Солнце родилось из облака пыли и газа очень 5 миллиардов лет назад. Люди, которые жили очень давно и не знали, ни чего о космосе думали, что солнце – это Бог, боялись его, поклонялись и подносили дары, что бы солнце было добрым к ним.

Ребята мы говорили о том, что в нашей солнечной системе 8 планет и все они вращаются вокруг солнца. Поэтому наша система называется солнечной.

А давайте вспомним заклички, которыми мы зазываем солнышко.

Дети:

Красное, снарядись! Поскорей, не робей, Нас ребят обогрей!

Солнышко-ведрышко, Выйди из-за облышка. Сядь на пенек, Погуляй весь денек.

Пеки, пеки, солнышко, Красное ведрышко! Рано-рано играй, Своих деток согревай! Твои детки плачут, По камушкам скачут!

Воспитатель:

Ребята солнце очень горячее, и добраться до него не возможно, на солнце есть пятна – это места, где температура чуть холоднее и поэтому они имеют более темные цвета.

Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации.

Воспитатель:

Ребята, не смотря на то, что солнце имеет важное значение для жизни, оно может быть опасным. Скажите чем опасно солнце?

Ответы детей:

Можно сгореть

Воспитатель:

Ребята, если долго находится на солнце, кожа может получить ожоги. А ещё может случиться солнечный удар. А что нужно сделать, чтобы избежать таких неприятностей?

Ответы детей:

Носить кепку, не сидеть долго на солнце.

Правильно, если в жаркие дни соблюдать правила, то всё будет хорошо. Загорать лучше утром, днём носить панаму или кепку, пить больше воды, не сидеть долго на солнце. Вот сколько интересного мы узнали о солнце.

Конспект занятия «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья» в старшей группе

Конспект занятия по экологии «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья» для детей старшей группы
Описание материала: конспект занятия по математике подготовлен для детей старшей группы. Непосредственная образовательная деятельность направлена на расширение знаний дошкольников и развитие умений и навыков в различных видах деятельности. Данный конспект может быть интересен как педагогам дошкольных образовательных организаций, так и студентам, обучающимся на специальности «Дошкольное образование». Группа: старшая. Цель: закрепление и расширение представлений детей о роли солнца, воздуха и воды для всей Земли. Дидактические задачи: способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха, воды и солнца, их роли для растений, животных и человека; содействовать формированию понимания, что для здоровья необходим свежий воздух, чистая вода и достаточно света. Развивающие задачи: способствовать развитию мышления, воображения, памяти, внимания, умения проводить простые эксперименты; содействовать расширению словарного запаса детей. Воспитательные задачи: создать условия для воспитания бережного отношения к воде и воздуху; воспитания интереса к простым экспериментам; воспитания дружеского отношения в группе. Оборудование: картинки с изображениями грязного глобуса, письмо, воздушный шарик, стаканчики с водой, трубочки, глобус, карточка с загадкой, «билетики».
Ход НОД

Вводно-организационная часть
Воспитатель: Ребята, нам в группу пришло письмо. Оно от Незнайки. Давайте прочтем его. (Читаю письмо)
«Дорогие друзья! Недавно, я со своим другом Пончиком летал на Луну. Нам так вначале хотелось остаться жить на Луне, никто тебя не учит, никто не дразнит, гуляй себе, сколько хочешь. Но вскоре нам стало скучно. Ходить можно только в скафандрах, есть из тюбиков. И даже семена растений, которые мы привезли на Луну, нельзя вырастить. Нет, жить на Земле приятней. Я прислал вам загадку. Если отгадаете, то станете членами клуба Юные Знайки. Загадка даст понять, без чего мы не сможем жить на Земле». Ну что, отгадаем загадку?
Дети: Да.
Основная часть
Воспитатель: Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце И зовут тебя все… Дети: Солнце. Воспитатель: Правильно! Ребята, а для чего необходимо солнце? Дети: Солнце – источник света и тепла. Оно греет. Дает тепло. Воспитатель: А кому оно дает свое тепло? Дети: Животным, растениям, людям. Воспитатель: Правильно Ребята, недавно мы сажали с вами лук. Давайте посмотрим на него. Мы сравним лук с подоконника и лук, который оставили в шкафу. Что с ним произошло? Дети: Тот лук, который стоял на солнышке, пророс и дал толстенькие ростки зелёного цвета. А тот, что был в шкафу, только начинает прорастать и кончики его ростков желтого цвета. Воспитатель: Как вы думаете, почему такая разница? Дети: Потому что один стоял на свету, а другой в темноте. Воспитатель: Верно! Из этого опыта мы можем сказать, что растениям нужен свет и тепло, чтобы они смогли жить. А мы сможем прожить без света и солнечного тепла? Что с нами произойдет? Дети: Станет холодно, мы замёрзнем и заболеем. Будет всегда темно. Воспитатель: Да, конечно! Скажите, что мы любим делать летом на солнышке? Дети: Загорать, греться, играть. Воспитатель: Да. От солнышка всем светло, весело и тепло. Вот и сейчас к нам приходит лето. А летом солнце какое? Дети: Высокое, яркое, жаркое. Воспитатель: Верно! Летом солнечные лучики под прямым углом падают на Землю, поэтому летом всегда ярко и тепло. А теперь давайте встанем и немного разомнемся.
Физминутка «Солнце»
Воспитатель: Во дворе растет подсолнух, Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)
Рядом с ним второй, похожий, К солнцу тянется он тоже. Вертим ручками по кругу. Не задень случайно друга! Несколько кругов вперёд, А потом наоборот.
(Вращение прямых рук вперёд и назад)
Отдохнули мы чудесно, И пора нам сесть на место.
Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на стульчики. Не забываем сидеть ровно и держать спинки прямо. Ребята, как вы заметили, письмо прилете к нам на воздушном шарике. Скажите, а что внутри шарика? Дети: Воздух. Воспитатель: Да. Зачем нам нужен воздух? Дети: Мы им дышим. Воспитатель: Давайте попробуем сейчас закрыть рот и зажать нос пальчиками, долго ли мы сможем продержаться без воздуха? Дети: Нет. Воспитатель: Верно! И как вы правильно сказали, чтобы жить, нам нужно постоянно дышать воздухом. А кому ещё для жизни нужен воздух? Дети: Растениям, животным. Воспитатель: Правильно! Воздух окружает всю нашу Землю, воздухом дышат люди, животные и растения. Скажите, ребята, а можно ли увидеть воздух, услышать его или потрогать? Дети: Нет. Воспитатель: А когда мы можем увидеть воздух? Дети: Когда он в шарике или на улице в мороз, когда выдыхаем тёплый воздух ртом, мы видим пар. Воспитатель: Верно, молодцы! У каждого из ваз на столе стоит стакан с водой и трубочка. Давайте с вами подышим в трубочку. Что появилось в стакане? Дети: Пузырьки воздуха. Воспитатель: Да. Значит, сам воздух мы может увидеть только с помощью чего-то: шарика, или когда дуем из трубочки в воду. А как мы можем почувствовать воздух? Поднесите ладошку ко рту и подуйте на них. Чувствуете воздух? Дети: Да. Воспитатель: А как мы можем почувствовать воздух на улице? Дети: Да, когда дует ветер. Воспитатель: Правильно. Ветер – это тоже воздух, который движется. Делаем вывод: воздух мы можем почувствовать, когда дует ветер, или когда мы дуем на ладошки. А сейчас давайте попробуем услышать воздух. Для этого я надую шарик и буду потихоньку выпускать из него воздух. Что мы слышим? Дети: Шипение, свист. Воспитатель: Верно. Значит, и услышать мы его можем. Давайте подведем итоги. Сам по себе воздух мы не можем почувствовать, увидеть или услышать. Но мы все это можем сделать с помощью разных предметов, как мы сделали это сейчас. А теперь скажите как воздух влияет на наше здоровье? Дети: Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный вредит здоровью. Воспитатель: Умницы! А где мы можем увидеть грязный воздух? Дети: Чёрный дым из труб, выхлопные газы от машин (сопровождаю ответы детей картинками). Воспитатель: Что произойдет людьми и животными, если будем дышать грязным воздухом? Дети: Можно заболеть. Воспитатель: Да. Лучший лекарь для воздуха – это деревья. Они очищают воздух, поэтому в лесу всегда легко дышится. Человек сажает вокруг домов деревья, создает парки, рощи, скверы – все для того, чтобы легче дышалось, и человек меньше болел. А теперь давайте немного поиграем с шариком. (Дети стоят по кругу, произносят стих про шарик и передают его. На ком закончится стихотворение, тот называет свое имя)
. Ты катись, веселый шарик, быстро-быстро по рукам. У кого веселый шарик, назовет тот имя нам.
Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на стульчики. Спинки держим ровно. Посмотрите, Незнайка еще прислал бутылочку. А что внутри? Дети: Вода. Воспитатель: Да, это вода. Как вы считаете, человек сможет жить без воды? Дети: Нет. Воспитатель: Верно, не сможет. А кому ещё нужна вода? Дети: Растениям и животным. Воспитатель: Да. Можно ли пить воду из моря или океана? Дети: Нет. Воспитатель: Почему? Дети: Она очень соленая и грязная. Воспитатель: Какую воду можно пить? Дети: Чистую, не имеющую вкуса и запаха. Воспитатель: Правильно, молодцы. А откуда берется пресная вода? Дети: Из рек, ручьев и подземных источников. Воспитатель: Совершенно верно. Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей Земли в маленьком размере, на нем много голубого цвета. Это обозначена вода! На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая. Очень много солёной, а вот пресной мало. Если её мало, что нужно делать? Дети: Беречь. Воспитатель: Да, воду нужно экономить. Как мы можем ее экономить? Дети: Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её. Воспитатель: А от чего оберегать? Дети: От загрязнений. Воспитатель: Да, верно. Нельзя бросать мусор в водоёмы или выливать различные химикаты. Вода будет отравлена. А если она отравлена, погибнут рыбы, заразятся животные, а за ними заразится и человек.
Заключительная часть
Воспитатель: Итак, мы с вами сегодня узнали три важных фактора для жизни. Это – солнце, воздух и вода. Без них не будет жизни на земле. Нас солнца луч смешит и дразнит, Нам нынче весело с утра. И вместе с нами всюду рядом Наши лучшие друзья: Солнце, воздух и вода! Воспитатель: Вы сегодня очень активно отвечали на вопросы, давали правильные ответы. И я с гордостью могу вручить вам билеты участников клуба «Юные Знайки», которые прислал Незнайка (достаю билеты и вручаю ребенку)
.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект ООД в старшей группе. Экологическое воспитание Конспект НОД по экологии в старшей группе «Юные лаборанты» Конспект занятия — путешествия по экологии в детском саду в старшей группе Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему: «Экосистема луга»

Похожие статьи:

Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе детского сада. Тема: «Птицы разных стран»

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: Морские обитатели

Конспект занятия в старшей группе на тему: Насекомые и цветы

Конспекты занятий по экологии в старшей группе детского сада

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]