Произведения художественной литературы о воде для чтения (старший дошкольный возраст/лексическая тема недели «Волшебница Вода»)


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Сказка про морских животных

— Я плаваю быстрее всех! – сказал однажды краб.

— С чего ты взял? – спросила черепаха.

— А вот с чего. Я сегодня уже обогнал троих: морскую звезду, ракушку и морского ежа. И тебя обгоню.

— Это еще посмотреть надо, — не согласилась с ним черепаха.

— Ну что ж, посмотри. И краб энергично заработал всеми десятью ногами. Проплыл по кругу, остановился и сказал:

— А теперь ты.

Хитрая черепаха поглядела, как плавает краб, и заявила:

— Так мы не выясним, кто быстрее. Надо устроить соревнование.

— Чемпионат по плаванию? Это здорово! – воскликнул радостно краб. Он уже видел себя чемпионом.

А черепаха рассудительно продолжала:

— Но сначала надо найти судью. Не соревнуются без судьи. Вот только кто бы мог им быть?

Оба призадумались, но ненадолго.

— Вот плывет кальмар! – воскликнул краб. – Он и будет нашим судьей.

Но кальмар наотрез отказался:

— Судить я не буду. Я хочу плыть с вами наперегонки.

— Тогда, может быть, она? – указал краб на плывущую медузу. Та воскликнула:

— И я! И я хочу наперегонки!

Черепаха подумала и сказала:

— Вот кто будет хорошей судьей. Это омар. Он знает, как проводить соревнования. Поплыли к нему.

Усатый омар сразу согласился. Клешней начертил на песчаном дне прямую линию и сказал:

— Это – старт. А финиш вон у той подводной скалы.

Кальмар ужаснулся:

— Так далеко? Ни одно моё сердце не выдержит.

— А что, у тебя их много? – удивился краб.

— Нет, не много. Всего три. Но все слабые, поэтому далеко плавать я не могу.

— Тренироваться надо, — упрекнул его краб. А омар сказал:

— Тогда финишем будет вон тот желтый коралл. Кто первый к нему доплывет, тот и победитель. А теперь – на старт!

Все расположились у прямой линии.

— Стоп! Стоп! Стоп! – судья замахал клешнями. – Так не годится!

Все спортсмены уставились на него:

— Почему не годится?

— Так нельзя. Только одна черепаха правильно встала на старт. Вот ты, краб, почему повернулся к финишу боком?

— Потому что прямо плавать я не умею. Я двигаюсь только боком, — ответил тот.

— Ну и что? – возмутился омар. – Плыви, как хочешь. Но на старте должен стоять прямо, лицом к финишу.

Затем судья обратился к кальмару:

— А для чего ты отвернулся и смотришь назад?

— Для того, чтобы плыть вперед. Я плаваю только задом наперед.

Но омар уже распекал медузу:

— Ну а ты, почему на старте легла «на бок»?

— Я всегда так делаю, если надо поспешить. Ложусь «на бок»: куполом вперед, щупальцами назад. Так я плыву гораздо быстрее, — оправдывалась та.

— Нет! Нет! Нет! Плыви, как хочешь. Но на старте ты должна стоять, а не лежать, возразил усатый омар и возмущенно добавил:

— Какие же это соревнования, если никто не будет соблюдать правила. Одни повернуться боком и будут глазеть по сторонам. Другие станут к финишу спиной. А третьи улягутся на старте.

— А как по правилам? – спросила любопытная рыба-ёж. Она остановилась неподалеку и внимательно наблюдала.

— Надо всем встать лицом вперед, к финишу. И ждать моей команды, — разъяснил суровый судья.

— Тогда и я хочу с вами, — сказала колючая рыбка и встала рядом с черепахой.

— На старт! — опять скомандовал омар-судья и сурово оглядел всех спортсменов. Те замерли на линии и, не мигая, смотрели вперед, на желтый коралл.

— Внимание! – омар поднял клешню вверх. Затем резко её опустил и крикнул:

— Марш!

И все сорвались с места. Только каждый по-своему, со своей исходной позиции.

Медуза взметнулась вверх. Иначе она не могла. Краб – в левую сторону. Кальмар – назад. Он тоже не мог иначе. А колючая рыбка от волнения раздулась и стала совсем круглой, как шар, и плыть уже не могла. Так и осталась висеть колючим шариком над стартовой линией.

Только одна черепаха решительно направилась вперед, прямо к желтому кораллу.

Вскоре и другие опомнились. Развернулись и поспешили к финишу. Но было уже поздно. Черепаха первой прошла дистанцию и уже отдыхала у желтого коралла. Суровый судья зафиксировал её победу.

Вот так медлительная черепаха оказалась быстрее всех.

Следующая >

Сказки о море

Короткие сказки о море и её обитателях.

Почему у краба нет головы. (Африканская народная сказка).

Богиня Нзамби сотворила всех животных. Она начала создавать Краба, перед тем как пришла пора ложиться спать, и у нее не хватило времени, чтобы закончить его. «Приходи завтра, я дам тебе голову,»-сказала она. «Нзамби нужно два дня чтобы сделать меня, потому что я очень важная персона»,-хвастался Краб перед другими животными. Нзамби услышала о хвастовстве краба и решила не давать ему головы. Краб от стыда спрятался под скалу. По сей день он высовывает свои глаза прямо из-под раковины, так как у него все еще нет головы.

Тиддалик вызывает наводнение. (Австралийская народная сказка).

Тиддалик был самой большой на свете лягушкой. Однажды он выпил воду из всех прудов, озер и рек мира. Осталась только вода в морях. Но животные не могли пить соленую воду, поэтому они должны были умереть от жажды. К счастью, у Угря появилась идея. Он начал забавный танец, который заставил Тиддалика засмеяться. Когда его рот раскрылся, вода хлынула в пруды, озера и реки, и животные были спасены.

Волшебная рыба. (Скандинавская народная сказка).

Однажды бедный рыбак поймал волшебную рыбу. «Отпусти меня, и я исполню все, что ты пожелаешь»,- сказала рыба. Рыбак захотел большой дом, и его желание исполнилось. Он ловил волшебную рыбу снова и снова и загадывал все больше желаний. И каждое его желание исполнялось. Но когда рыбак потребовал Луну и звезды, рыба решила, что он слишком жаден, и забрала все свои дары. И рыбак снова стал бедным.

Почему вода соленая. (Норвежская народная сказка).

Однажды моряк украл волшебную мельницу, которая могла намолоть все, что пожелаешь. Он взял ее в море на свой корабль и потребовал от мельницы намолоть для него соли. Когда соли было достаточно, он приказал мельнице остановиться, но не знал волшебных слов. Вскоре соли стало так много, что корабль и мельница опустились на дно моря, а мельница все продолжала молоть соль. Она продолжает молоть ее до сих пор, поэтому море соленое.

Как родилась морская звезда. (По мотивам рассказа Дональда Биссета).

Однажды, темной звездной ночью семь слонов решили поймать падающую звезду. Они пошли на вершину морского утеса и, забравшись один на другого, образовали башню. Слоненок, находившийся на самой вершине, дотянулся и достал падающую звезду своим хоботом. Но он не удержал ее и уронил в море! Проплывающая мимо рыба проглотила ее и превратилась в морскую звезду.

Страницы: 9

Сказка «Конек-Горбунок» про рыбу-кита

Автор произведения «Конек-Горбунок» П. П. Ершов повествует о приключениях Ивана-крестьянского сына, младшего из трех братьев, и доставшегося ему по стечению странных обстоятельств Конька-Горбунка. Иван с коньком выполняют разные поручения царя, у которого они служат. Во время одного из заданий Иван и Горбунок приходят к морю, где видят чудо-юдо с целым городом на спине. Несомненно, произведение Ершова — самая известная сказка про чудо-рыбу кита. В ней наиболее подробно описывается как сама рыба-кит, так и ее характер и образ жизни. Громадная рыба просит у Ивана узнать, за что ее наказали ношением целого города на спине. Когда герои выясняют причину бед кита и тем самым освобождают его от бремени, чудо-рыба обещает выполнить любую просьбу Ивана. Молодец просит найти на дне морском перстень девицы — будущей жены старого царя, что огромная рыба с радостью исполняет.

Экологическая сказка для детей 7-11 лет

Авторская сказка «Спасители Синего моря»


Автор: Булыгина Диана, ученица 8 «В» класса, МБОУ «Сарсинская СОШ», пос. Сарс, Октябрьский район, Пермская область. Руководитель: Меркурьева Наталья Геннадьевна
Описание работы: Данный материал предназначен для детей 7-11 лет. Эта сказка может быть полезной для учителей начальной школы на уроках литературы или на классных мероприятиях, посвящённых бережному отношению к природе и к экологическим проблемам. Сказку также можно использовать для чтения в семейном кругу, родителям, прививающим детям любовь к природе. Цель: научить детей бережному отношению к природе, морским водоёмам, животным. Задачи: — раскрыть важность сохранения чистоты морских водоёмов: — показать пагубное влияние загрязнений на растительный и животный мир морей; — развивать интерес и желание к изучению богатств морей и океанов; — воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки, отзывчивости; — развивать образное мышление, фантазию и творческие способности детей.
Спасители Синего моря

По синему-синему морю плыл белый-белый корабль. Стояло раннее утро, и люди на корабле ещё крепко спали. Море было чистое и прозрачное. И небо, и пушистые облака, отражались в нём так ясно, словно в огромном зеркале. В лазурных водах, будто в весёлой пляске, резвились бриллиантовые рыбки, шумно пускали фонтаны величественные киты, в медленном и грациозном танце скользили причудливые студенистые медузы. А над морем летали белоснежные чайки, они плавно опускались на мягкие волны и нежились в первых лучах ласкового солнца. Вокруг было тихо и спокойно. Но вдруг, из-под белого корабля выплыло Чёрное нефтяное пятно. Оно злобно захохотало и провыло: — Наконец-то я на свободе! Глупые люди спят и не знают, что их корабль дал течь, — и пятно стало быстро расползаться по глади Синего моря. Там, где оно проплывало, всё живое на его пути умирало: увядали водоросли и кораллы, тускнели жемчужины и ракушки, а рыбы, моллюски, крабы погибали целыми стаями. Когда на волны опускались белоснежные чайки, Чёрное пятно тут же засасывало их в свою ядовитую жижу. Оно жадно пожирало всех обитателей Синего моря, и с каждой минутой становилось всё больше и больше, всё страшнее и страшнее, оно набирало силу… А люди, живущие на морском побережье, возвращались домой без улова, грустили и недоумевали: » Куда исчезла вся рыба?» Но Чёрному пятну этого было мало, и оно захотело завладеть всем морем и погубить всех его обитателей. — Скоро, совсем скоро здесь будет Мёртвое море! Я отравлю Синее море, и ни рыбы, ни звери, ни птицы не будут здесь жить. Я напущу на небо ядовитый туман, и больше никогда не будет светить яркое солнце! Здесь будет вечная ночь и вечная тишина! – гулко завывало пятно, нагоняя на всех обитателей жуткий страх. — Я, и только я, буду могущественным Властелином Синего моря! И вот Чёрное пятно выросло до гигантских размеров, и казалось, уже ничто его не остановит. Море стало чёрным и неспокойным. Небо затянули тяжёлые ядовитые тучи, и ни один солнечный луч не мог проникнуть сквозь эту плотную завесу. Свирепые волны с диким рёвом наскакивали друг на друга, вздымая огромные пенистые гребни. А над морем, всё громче и громче раздавался зловещий хохот Чёрного пятна. Оставшиеся в живых морские обитатели, спешили поскорее уплыть в другие моря и океаны. Тревога и смятение охватило жителей побережья. Вот уже несколько рыбацких лодок не вернулось к родным берегам, Чёрное пятно безжалостно проглотило их, как ничтожные песчинки. Объятые страхом перед разбушевавшейся стихией, люди прятались в своих домах. И теперь даже самые отважные смельчаки не решались выйти в почерневшее и враждебное море. И тут бриллиантовые рыбки вспомнили о старом и мудром Скате, который обитал на самом дне Синего моря. Он редко выплывал из своего убежища, предпочитая целыми днями мирно дремать, глубоко зарывшись в песок. Внимательно выслушав перепуганных рыбок, Скат сказал: — Далеко-далеко, за высокими Серыми скалами, в самом глубоком и самом красивом Изумрудном заливе, живут изумрудные дельфины. Ещё с давних времён, дельфины являются хранителями Синего моря. О, это самые умные и самые дружные морские животные, они никогда не бросают в беде! Только они смогут нам помочь! Но нужно торопиться, пока Чёрное пятно не погубило всё море. Я укажу вам дорогу в Изумрудный залив. И тогда, маленькие рыбки запрягли двух золотых коньков в большую перламутровую раковину и, усадив в неё старого Ската, поспешили к Серым скалам. Казалось, само море пришло на помощь бриллиантовым рыбкам, их тут же подхватило подводное течение и быстро понесло туда, куда указывал старый Скат. Лишь на закате дня, в пелене сверкающих брызг, показались Серые скалы, а за ними — Изумрудный залив. Мудрые дельфины, узнав о Чёрном пятне, стали тут же созывать на помощь всех своих братьев и сестёр из соседних морей. Тысячи дельфинов приплыли на призыв своих сородичей. Собравшись в огромные стаи, первым делом, они поплыли к рыбакам и попросили у них самые большие и самые прочные сети, такие, чтобы ни единая капля ядовитого пятна не смогла просочиться в море. «Но где же, взять такие сети?» — задумались люди. И тут они вспомнили о парусах. Да, да, именно паруса самые прочные и самые надёжные, пропитанные густыми смолами, они выдерживали даже самые свирепые ветра и штормовые волны! Со всех уголков побережья рыбаки стали свозить паруса, снятые со своих кораблей, и сшивать их прочными нитями. Люди торопились и к утру следующего дня, сотни метров парусов были сшиты в одно гигантское полотнище. И вот тысячи дельфинов, держа в зубах огромные сети, стремительной лавиной понеслись туда, где бушевало коварное пятно. Отважные животные окружили врага со всех сторон и стали загонять его в сети. Чёрное пятно яростно сопротивлялось, оно металось из стороны в сторону, бросалось на сети огромными липкими щупальцами, но плотное кольцо дельфинов неумолимо сжималось. В бессильной ненависти пятно плевалось чёрной жижей, напускало клубы ядовитого тумана, но вырваться из ловушки уже никак не могло. Задыхаясь от злобы и страха, оно угрожающе выло и рычало: — Я вам покажу, гадкие дельфины! Я — могущественный Властелин этого моря! Вы ещё попомните меня, глупые создания! Я отравлю все ваши моря и океаны! Но изумрудные дельфины дружно тянули сети к берегу, туда, где их ждали люди. Лишь на исходе дня уставшие и измученные изнурительной схваткой дельфины пригнали Чёрное пятно к самому берегу. И все люди тут же, стали собирать его в вёдра, в бочки и сжигать на жарком костре в огромных чугунных котлах. Несколько дней, от зари и до зари, без отдыха трудились люди… Наконец, от Чёрного пятна не осталось ни единой капли. В тот же миг ядовитый туман внезапно рассеялся, небо посветлело, снова засветило яркое солнце. Море стало спокойное и прозрачное. Оно оживало прямо на глазах: расцветали прекрасные коралловые сады, словно фантастические цветы распускались причудливые актинии, разрастались пышные леса изумрудных водорослей, целыми стаями возвращались рыбы, моллюски, крабы… Ах, как же радовались люди и обитатели Синего моря! Бриллиантовые рыбки весело ныряли и кружились в вальсе, увлекая за собой старого Ската. Золотые коньки пустились наперегонки по лазурным волнам. А изумрудные дельфины выпустили в небо тысячи хрустальных фонтанов, брызги которых, ниспадая с вышины, превращались в сверкающий дождь. Люди улыбались, улыбались дельфины. Они все вместе спасли Синее море!

Похожие записи:

Экологическая сказка для детей на тему: Осень Сказка для детей дошкольного возраста о подсолнухе Стихотворение к Году экологии для детей Викторина с ответами по сказкам для детей средней группы

Похожие статьи:

Экологическая «Сказка о рыбаке и рыбке» на новый лад. Сценарий по ролям

Конспект занятия в старшей группе «Обитатели морей и океанов»

Ирина Игнатенко

Конспект занятия в старшей группе «Обитатели морей и океанов»

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.

Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.

Развивать мелкую моторику рук.

Обогащать и активизировать словарь детей.

Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.

Материал: иллюстрации с морскими животными; загадки на морскую тематику; пальчиковые игры; стихотворение В. Ланцетти «Разноцветный осьминог»

; картон красного цвета, набор картонных геометрических фигур разного цвета.

Рыба-кит

С древности люди называли всех морских обитателей рыбами, вне зависимости от того, к какому биологическому классу принадлежало существо. Так появились легенды о чудо-юдо рыбе-ките, которая является настолько огромной, что удерживает на своей спине целый город с деревнями, церквями, пашнями и пастбищами. Тут вспоминается древнее учение о том, что Земля стоит на трех китах. Да и сейчас главные термины какой-либо науки называют китами. Город в сказках о чудо-рыбах часто построен на бедном животном в наказание за то, что оно проглотило множество кораблей с путешественниками, которые уже долго находятся в его брюхе. Но даже самая сказочная сказка про рыбу-кита не передаст первобытного страха наших предков перед бездонным океаном, по их представлениям, кишащим морскими чудовищами. Считалось, что деревянные корабли мореплавателей не пропадали бесследно. Их обязательно утягивали на дно живущие в соленых водах огромные монстры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]