Занятие по рисованию: «Пришла весна, прилетели птицы»


Специфика рисования птиц в старшей группе ДОУ

Дети 5–6 лет способны создавать красивые, выразительные рисунки, хорошо передают форму предметов и их составных частей. Значительно расширяется детский кругозор: новые знания приобретаются в процессе наблюдения за окружающим миром, чтения художественной литературы. Ребята уже могут изображать объекты, которые они никогда не видели (что касается птиц, то это, например, пингвин).

Расширяется цветовой спектр, с которым работают дети. Рисунок строится на красивых сочетаниях цветов.

Если в младшем и среднем дошкольном возрасте ребята изображали птиц в виде галочек, то в старшей группе задача воспитателя — научить рисовать их правильно. Педагог должен сформировать у детей представление о внешнем облике пернатых, понимание того, что все они имеют похожее строение, хотя и различаются по окраске, размеру и форме частей тела. Ребята усваивают, что у всех пернатых удлиненное туловище, одинаковая посадка головы. При движении положение головы и хвоста изменяется, а крылья раскрываются.

Рисованию птиц в идеале должна предшествовать лепка на подобную тему.

Чтобы дошкольники реалистично изображали птиц, перед такими занятиями должна проводиться предварительная работа: наблюдение за пернатыми на прогулках, рассматривание многочисленных иллюстраций.

В рисовании птиц существуют некоторые сложности. Дети должны усвоить основы их изображения. Рисунок начинается с контура — это вытянутое туловище в форме большой капли (заостренной к концу) и овальная головка. После этого добавляются крылья, хвостик, лапки и глаз около клюва. От правильного выполненного контура зависит аккуратность и качество всего рисунка.

Педагог объясняет дошкольникам, как расположены части тела птицы во время полета и при передвижении по земле (хвост расправлен либо сложен). Кроме того, можно рисовать птиц, которые клюют корм или сидят на ветке дерева.

Конечно, изображение птиц в старшей группе лучше начинать с тех особей, которых дети могут наблюдать в повседневной жизни: это воробей, синичка, снегирь, голубь и пр. Надо приучать ребят самих замечать разницу между птицами, сравнивать их, выделять ключевые особенности, тогда и рисование будет проще. Например, сова круглая и толстая. Аист — тонконогий с длинным изящным клювом. Лебедь имеет длинную шею, очень красивый, с большими размашистыми крыльями. Пингвин словно одет во фрак, неуклюжий, с коротенькими крылышками, на голове у него забавный хохолок. У петуха мощная грудь, сильные ноги, есть бородка, красивый гребешок, а самое главное — разноцветный хвост. Снегиря отличает красная грудка.

Когда дошкольники хорошо научатся рисовать реалистичные образы, педагог может предложить им изобразить птицу в сказочной трактовке – «Жар-птица», «Птица счастья», «Волшебная птица». Отметим, что данная тема творческая, и воспитатель предлагает детям несколько разноплановых образцов для ознакомления. Кроме того, дети самостоятельно выбирают краски.

Используемые материалы и основа

Птицы в старшей группе изображаются на листе бумаги привычного формата. При рисовании гуашевыми или акварельными красками основа заранее тонируется педагогом. Если детям предстоит рисовать птиц, парящих в небе, то это должен быть голубой фон.

Для коллективной работы воспитатель предлагает ребятам лист ватмана, где в зависимости от характера композиции предварительно рисует дерево с множеством ветвей, большую кормушку либо деревенский птичий двор.

Птиц дошкольники данного возраста рисуют как красками, так и цветными карандашами. Пернатых белого цвета, например, лебедя, аиста или гуся лучше рисовать гуашью, чтобы они больше были заметны на цветном фоне. Это же касается и черно-белых — пингвина и ласточки. Синичку же, снегиря, сову, курочку, воробья, голубя вполне можно нарисовать цветными карандашами или даже восковыми мелками. В некоторых случаях подойдут и фломастеры, например при изображении яркого петушка.

Рисунок фломастерами

Для предварительной прорисовки контура используется простой карандаш.

Техники и приёмы, которые нужно использовать при рисовании в старшей группе

При рисовании в старшей группе педагог должен отрабатывать с детьми приемы правильного закрашивания силуэта кистью. Мелкие части тела — клювик, глазки, лапки, хвостик — тщательно пририсовываются кончиком кисти. При этом инструмент следует держать в руке практически вертикально. Более крупное продолговатое туловище птицы и ее крылья закрашивается всем ворсом, кисть при этом наклонена к бумаге. Когда подсохнет краска, можно дополнительно кончиком кисточки обозначить направление перьев — изображение станет более реалистичным.

Штриховка карандашом должна осуществляться в одном направлении, кроме того, внутри контура не должно быть белых пятен.

В зависимости от размера закрашиваемой детали дошкольники должны регулировать размах движения руки.

Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности, уместность индивидуального подхода

Изображение станет оригинальнее, а сама продуктивная деятельность более увлекательной для детей, если разнообразить композицию аппликативными или пластилиновыми элементами. Например, птичка может клевать червяка или гусеницу, слепленных из пластилина (в виде жгутика или последовательно прилепленных шариков). Из пластилина могут быть вылеплены маленькие черные глазки пернатых. Если птица парит в небе, можно изобразить солнышко методом пластилинографии. Снегирь может сидеть на ветке рябины с вылепленными красными ягодами.

Аппликативные детали будут особенно уместны при рисовании сказочных птиц. Это может быть цветная фольга, блестящие пайетки либо фантики от конфет. Похожим образом можно украсить и нарядного петушка.

Простая яркая птичка

Начнём учиться рисовать птичек с простого примера. Для работы нам потребуется:

  • альбом формата А4;
  • разноцветные карандаши разной твердости;
  • ластик;
  • черный фломастер.

А теперь узнаем, как рисовать яркую птицу поэтапно:

  1. С самого начала нам нужно изобразить силуэт будущей птички простым карандашом.
  2. Располагаем альбом в вертикальном положении. Вверху выводим полукруг. От каждого окончания полукруга проводим полосу и закругляем её к концу. Это будущие крылья.
  3. Чтобы крылья получили нужный вид, megamaster.info подсказывает: добавьте к каждой линии по капельке. Снизу дорисуйте еще несколько длинных овалов.
  4. Заканчиваем рисовать туловище птички. От одного крыла к другому проводим полукруг, который изобразит животик птицы.

  5. Внизу туловища нужно обозначить лапки. С одной стороны, изображаем два треугольника с полукруглыми широкими сторонами. Рисуем такие же треугольники, с другой стороны.
  6. Наша птичка будет сидеть на небольшой веточке. Проведите под лапками две полоски. Делать их ровными необязательно, ведь идеально ровных веток не существует.
  7. Силуэту птички не хватает красивого хвостика. Его выводим начиная от ветки в виде двух длинных треугольников, но без острых концов.
  8. Переходим к мордочке, начнём с клювика. Его можно сделать треугольником. Глазки отмечаем немного выше треугольника. Они могут быть овальными или круглыми.

Набросок готов. Вытрите все лишние полосы и подкорректируйте те, которые не получились с первого раза. Набросок обведите чёрным фломастером.

Приступайте к раскрашиванию:

  1. Глазки раскрасьте черным. Оставьте внутри маленькие белые точки для бликов.
  2. Клювик заштрихуйте красным или оранжевым карандашом. Чтобы он стал выразительным, бока клюва сделайте ярче центра. Подобным образом закрасьте и лапки.
  3. Наша птичка будет непросто яркой, мы ее сделаем радужной. Приступаем к окрашиванию туловища, а начнем с крыльев. Их мы оформим в зеленый цвет. По принципу как мы окрашивали клюв, заштриховываем крылышки. Этим же цветом можно окрасить и хвостик.

  4. Тонкую верхнюю линию на верхушке головы заштрихуйте ярким оранжевым цветом. От этой яркой границы продолжите делать едва заметные штрихи оранжевого до начала грудки.
  5. После оранжевого цвета используем желтый карандаш для украшения грудки. Здесь можно не делать едва заметных штрихов. Делайте цвет сразу ярким и выделяющимся.
  6. Заканчиваем окрашивание птички оформлением нижней части животика. Его окрасим в зеленый. Раскрашивать нужно от светлого цвета к темному.

Работа готова. Вам осталось лишь раскрасить веточку, на которой она сидит, и вы узнали, как нарисовать птичку разноцветными карандашами.

Конкретные варианты композиций (в том числе коллективных) в рамках темы

Рисование воспитанникам старшей группы предлагается зимой (декабрь). Традиционно это композиция «Птицы синие и красные» (по мотивам стихотворения японского поэта Китахйра Хакусю «Птица, птица красная»). Ребята учатся воссоздавать в рисунке поэтический образ, подбирая соответствующую цветовую палитру и красиво располагая птиц на основе.

Немного позже (например, в феврале) ребятам можно предложить композицию «Птицы на кормушке» (голуби, синицы, вороны, воробьи). Причем, ее можно организовать как коллективную работу. Отметим, что данной работе обязательно предшествует лепка.

Зимой также будет уместно рисование снегиря либо пингвина.

После лепки петуха (весной) воспитатель предлагает ребятам рисование этой красивой птицы. То же касается и индюка, который оформляется как декоративная композиция в виде дымковской игрушки: дети рисуют эту птицу с раскрытым веером хвостом и раскрашивают ее характерными узорами. При этом акцент ставится не только на предметное рисование, а на развитие чувство ритма, цвета и композиции в оформлении узора.

Рисование пернатых хорошо приурочить 1 апреля, когда о. В этот день ребята могут изобразить любую птицу по выбору либо тех, кого дошкольники еще не рисовали (например, сова, лебедь, аист и пр.).

В конце учебного года ребятам можно предложить творческую тему — рисование сказочной птицы.

Отметим, что сюжеты рисунков могут быть связаны с подвижными игры на птичью тематику: например, «День и ночь» (сова), «Собачка и воробьи». «Птички в гнездышках» «Воробышки и кот». Это будут сюжетные композиции.

Кроме того, дошкольники очень любят рисование по мотивам сказок. В связи с этим можно предложить им следующие темы:

  • По сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Финист — ясный сокол», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Петушок и бобовое зернышко», «Храбрый петушок» («Заюшкина избушка» .
  • «Царевна Лебедь» (по произведению А.С. Пушкина «ОСказка о Царе Салтане»).
  • «Петух и краски» (по произведению Владимира Сутеева)
  • «Кукушка» (иллюстрация к ненецкой народной сказки, это может быть птица с женским лицом и волосами)

Старшие дошкольники с удовольствием выполняют работы коллективно. Педагог может предложить им такие темы: «Птицеферма» (домашние птицы), «Птичья столовая», «Утка с утятами», «Курочка с цыплятами».

Рисование домашних и перелётны птиц: конспекты занятий

ФИО автораНазвание конспекта
Волохова О.«Храбрый петушок» Образовательные задачи: учить рисовать петушка акварельными красками, передавая его характерные черты и создавая выразительный образ. Развивающие задачи: развивать цветовосприятие, чувство пропорций, совершенствовать технику рисования кистью. Воспитательные задачи: воспитывать любовь и заботливое отношение к домашним птицам. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Демонстрационный материал: картинка с изображением петуха, аудиозапись с петушиным криком. Раздаточный материал: листы белой бумаги согласно количеству детей, акварельные краски, стаканчики-непроливайки, кисточки, подставки под них, салфетки. Ход занятия: Рассказ воспитателя о петухе. Оказывается, эта птица не всегда была домашней. Предки петуха из Индии и Китая жили в лесу на деревьях, а гнезда вили на земле. Громкое пение было для них защитой от других птиц. Эту привычку не утратили и домашние петухи. Деревенские жители по крику петуха определяют время. «Первые петухи» звучат в первом часу ночи, через час — вторые, а в четыре часа петушиный голос слышен по всей деревне, он сообщает, что скоро наступит рассвет. Ребята рассматривают изображение петуха и курицы с цыпленком, выясняют, чем они отличаются. Петух крупнее, у него есть хохолок на голове, «шпоры» на ногах (острые когти для защиты), яркое оперение, особенно хвост. Воспитатель читает стихотворение про петушка.

Шагает, как Наполеон, Красавец мой петух. Мне зренье услаждает он И услаждает слух: – Кукареку! Ко-ко-ко! Поднимайся сол-ныш-ко! Он любит бой. Он любит власть. Он грозен, как орел. И что герою лисья пасть И кухонный котел! – Кукареку! Ко-ко-ко! Вот вам, куры, зер-ныш-ко! Беседа о характере петушка.

Беседа о том, какой характер у петуха в этом произведении (храбрый, смелый, отважный, способный защитить курочек и цыпляток). Он такой почти во всех сказках. Педагог интересуется у ребят, в каких сказках встречается петушок. Воспитатель сообщает, что с древности люди верили, что петушиный крик защищает дом и вышивали изображение петуха на полотенцах, скатертях, рисовали его на посуде, мебели. Дошкольникам также предлагается изобразить петуха. Проводится игра «Боевые петухи»: два участника прячут руки за спину и стоя на одной ноге стараются вытолкнуть противника из круга (плечом или туловищем). Самостоятельная работа — рисование петушка.

Выставка детских работ. Воспитатель подводит итог занятия — сообщает, что петушки будут оберегать ребят от невзгод.

Гелеверина Ю.«Зимующие птицы»
Занятие начинается с игры с мячом: дети, стоя в кругу, поочерёдно называют птицу. Беседа о птицах: · Где мы их встречаем (в городе, в лесу, на водоемах). · чем они отличаются друг от друга (размером, окраской, пением, средой обитания) · Где находят корм зимой (в кормушках, ягоды на деревьях). · Что можно положить в кормушку (хлеб, зерна, семечки, сало). · Как птицы согревают себя зимой (поджимают под себя лапки прячут их в пушок).

Проводится дидактическая игра «Разрезные картинки»: дети в парах обирают изображения птиц.

Проводится физкуль:

  • Ласточки летели,
  • (бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями)
  • Все люди глядели.
  • Ласточки садились,
  • (приседают, сложив руки за спиной)
  • Все люди дивились.
  • Сели, посидели,
  • (делают ритмичные наклоны головы)
  • Взвились, полетели.
  • Полетели, полетели,
  • (опять бегут по кругу, взмахивая руками)
  • Песенки запели.

Дидактическая игра «Закончи предложение (например, сорока — это дикая птица, а курица…).

Педагог читает стихотворение «Кормушка»

В зимний день среди ветвей Стол накрыт для гостей. Избушка новая, Для всех столовая, Зовет обедать, Крошек отведать. Что за стол среди берез Под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом

Детям предлагается нарисовать зимующую птицу по выбору.

Бородачева О.В.«Сова»
Занятие начинается с загадки про сову:

  • Днём спит, ночью летает, Ухает, людей пугает. В темноте горят глаза – Всем мышам она гроза.

Педагог вспоминает с детьми сказку В. Бианки «Сова», закрепляется знание о значении этой птицы в природе. Рассматривание картинок с изображением совы. Выделение ее отличительных признаков: большая голова и глаза, почти нет шеи, густое оперение. Бесшумно летать этой птице помогают закругленные крылья и короткий хвост. Глаза у совы, хотя и большие, но жнем практически ничего не видят. Поскольку эта птица хищная, у нее мощный кривой клюв и острые когти. Проводится дидактическая игра «Кто как говорит» (дети воспроизводят голоса различных птиц).

Физминутка «Совушка»

  • Совушка-совушка, большая головушка, на суку сидит, головой вертит (дети качают головой, приседают), Днем не летает, мышек не пугает( Дети грозят пальцем), Ночь наступает, сова на охоту вылетает( Дети летят по кругу). День наступает сова засыпает. (Дети садятся за столы).

Педагог объясняет принцип рисования совы, а затем ребята приступают к практической части занятия (сова рисуется сидящей на ветке дерева). Анализ рисунков детей: воспитатель просит выделить самую крупную сову, самую маленькую, а также грустную и веселую. Проводится подвижная игра «День и ночь».

Фомина И.А.«Лебедь»
В начале занятия воспитатель сообщает детям, что знакомый художник подарил ей черно-белые картинки. Нужно вместе разобраться, что на них изображено — детям демонстрируются слайды с изображением силуэтов разных птиц. Дошкольники называют их, выделяя для каждой характерные признаки (например, у ласточки — раздвоенный хвостик, у аиста — длинная шея, ноги и клюв). Подводится итог, что все эти птицы — перелетные.

Проводится дидактическая игра «Закончи предложения» (все фразы связаны с лебедем).

Демонстрация образца изображения лебедя (плавает в озере). Обсуждение, как выполнить рисунок.

Перед самостоятельной работой дети разогревают пальчики, катая между ними карандаш.

Самостоятельная деятельность детей. Выставка работ. Одного из ребят педагог назначает экскурсоводом, и он рассказывает о детских работах.

Рисуем попугая фломастерами

Этот рисунок будет простым, но он понравится каждому своей яркостью. Для предстоящего творчества подготовьте:

  • бумагу;
  • карандаш;
  • ластик;
  • набор фломастеров.

Если всё подготовлено, можно приступать к пошаговой инструкции:

  1. Простым карандашом на бумаге рисуем два овала.


    Один, вверху, делаем маленьким, другой побольше. Тот, что мы начертили сверху предназначен для будущей головы, нижний – для туловища.

  2. От большого овала, снизу, выводим четыре полосы вниз. Три длинные и одну короткую. Это набросок для хвоста.
  3. Рисуем крылья. Одно крыло будет располагаться сверху большого овала. Его делаем в виде большой капли. Второе крыло рисуем, с другой стороны. Чертим форму половины капельки.

  4. Прорисовываем клюв. Располагаем по левую сторону от головы. Обратите внимание на то, что клюв у попугая должен быть кривым. Верхняя часть клюва похожа на треугольник с загнутой книзу верхушкой.
  5. Начинаем делать контуры попугая. Наведите конечное изображение карандашом. Придаем конечный вид голове и туловищу. Вспомогательные линии вытираем.
  6. Дорисуем веточку, на которой будет сидеть попугай. Она имеет форму волны. Отталкиваясь от веточки, выводим лапки. Они будут иметь вид удлиненных овалов. Не забудьте к лапкам добавить небольшие коготки.
  7. Чтобы веточка смотрелась красиво, можно пририсовать ей листики. Желательно делать листья разной формы.

  8. Приступаем к оформлению внешнего вида попугая. Определите место, где будет глаз и нарисуйте в этой точке круг. Внутри выводим ещё несколько маленьких кругов, а в последнем изображаем блики.
  9. Прорисовываем хвост. Намечаем область перьев в виде овалов с заострёнными концами. Стираем все вспомогательные штрихи.

Ну вот, вы узнали как нарисовать эскиз попугайчика. Теперь можно заниматься раскраской, для этого нам понадобятся фломастеры. Выбирайте яркие цвета, ведь попугай должен выделяться своей расцветкой.

  • начнём закрашивать красным цветом, используем его для оформления туловища попугая;
  • клюв и верхнюю часть крыльев окрашиваем в желтый, а середину крыльев оранжевым;
  • оранжевым можно оформить несколько перышек на хвосте, остальные перья красим голубым;
  • раскрашиваем ветку коричневым цветом, а листья зеленым;
  • осталось раскрасить глаз, самый последний круг закрашиваем черным оставляя блики, остальные не трогаем.

Обведите рисунок по контуру чёрным фломастером.

Картинка готова, с помощью простой инструкции, вы смогли справиться. К такому попугаю осталось только добавить его верного друга – человека.

Примеры готовых работ воспитанников старшей группы по теме с комментариями

Петушок — одна из любимых птиц, которую любят рисовать дошкольники. Ведь, у него такая яркая окраска, нарядный гребешок, красивая бородка (работы «Петушок», «Храбрый петушок», «Дымковский петух»). Очаровательно выглядит курочка на рисунке «Курочка Ряба».

Как показывает практика, ребятам также нравится изображать сову, поскольку эта хищная лесная птица имеет необычный внешний вид (композиции «Совушка-сова», Сова — круглая голова», «Сова с совенком»).

Красиво на детских рисунках получаются лебеди («Красивый лебедь», «Царевна Лебедь»). Следует отметить замечательную коллективную работу «Лебеди на озере».

Рисование сказочной птицы — это возможность проявить свою творческую фантазию, поэкспериментировать в выборе цветов (рисунки «Жар-птица», «Волшебная птица»).

Фотогалерея: детские рисунки домашних и перелётных пернатых


Рисование карандашом


Рисование акварелью


Декоративное рисование акварелью Декоративное рисование акварелью


Коллективная работа


Рисунок гуашью


Рисунок акварелью


Рисунок гуашь


Рисунок карандашом


Рисунок карандашом


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью и карандашом


Рисунок карандашом


Рисунок карандашом


Рисунок акварелью


Рисунок гуашью


Рисунок карандашом


Рисунок карандашом


Рисунок акварелью


Рисунок гуашью

Птицы — одна из тем, которые располагают к нетрадиционому рисованию. Например, лебедей, гусей, голубей очень часто рисуют ладошками (работа «Голуби», «Лебеди», «Воробушек», «Царевна Лебедь», коллективная композиция «Птицы»). Взъерошенные перья цыпленка и утенка хорошо передать методом тычка («Цвпленок и утенок»). А лохматого совенка можно изобразить с помощью мятой бумаги («Совенок»).

Фотогалерея: поэтапное рисование лебедей, совы, утят и цыплят


Рисование ладошкой


Рисование ладошкой


Рисование ладошкой


Рисование тычком


Коллективная работа с использованием нетрадиционной техники — рисование ладошками


Рисование ладошкой


Рисование мятой бумагой


Рисование пальчиком


Рисование ладошкой


Рисование тычком

В старшей группе уместно использовать поэтапное рисование. Опираясь на схему, дети почти не допускают ошибок. У них выстраивается алгоритм изображения птицы, и вскоре ребята могут рисовать пернатых самостоятельно.

Изображение жар-птицы

Перед тем, как разобраться с особенностями, как нарисовать жар-птицу, с обращают внимание, что это сказочный персонаж. Поэтому, добавлять можно любые элементы, учитывая собственную фантазию и желания.

Чаще всего жар-птица имеет:

  • Пышный хохолок-корону на голове.
  • Массивный хвост, похожий на павлиний.
  • Конечно, такую птицу следует изображать исключительно в цвете, чтобы показать богатство окраски.

Если моменты приняты во внимание, то рисунок получится детально проработанными и анатомически правильным. Некоторое мастерство понадобится, стоит изобразить несколько раз одной и ту же птицу, чтобы выбрать лучший ракурс и понять, как делать каждую часть тела.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]