Техники и приёмы, которые будут применяться на занятии по рисованию в старшей группе
Сказка увлекает ребёнка таинственным сюжетом, погружает в мир мыслей и чувств героев, их судьбы надолго запоминаются, дети каждый раз, будто заново преодолевают препятствия, переживают приключения вместе с полюбившимися сказочными персонажами. Практически все темы, связанные с иллюстрированием сказочных сюжетов, не обходятся без изображения фигуры человека или животного, которые являются частью сюжетной композиции рисунка. Изображение живого персонажа даётся детям нелегко, поскольку перед старшими дошкольниками ставятся более сложные задачи, которые предполагают уход от упрощённой схематичности и закрепляют в детях стремление передать в рисунке свои мысли, наблюдения, жизненный опыт.
Задачи рисования на темы сказочных сюжетов:
- продолжать знакомить воспитанников с русскими народными и литературными сказками;
- учить детей воплощать в рисунках свой замысел, передавать образы героев и впечатления от услышанной сказки;
- развивать умение рисовать фигуры человека и животных по схеме, учить передавать простые движения (поворот и наклон головы, поднятые и согнутые руки, шаг), не нарушая пропорции;
- развивать навыки самостоятельного выбора материала для изображения, а также эпизода из сказочного сюжета, построения композиции по всему листу бумаги, правильного размещения персонажей и предметов в пространстве;
- учить создавать карандашный набросок, предваряющий этап раскрашивания карандашами или красками;
- учить передавать характерные особенности персонажей, их настроение;
- совершенствовать умения рисовать карандашами, фломастерами, акварельными и гуашевыми красками, смешивать цвета для получения нужного оттенка.
Дети учатся воплощать в рисунке художественный замысел, передавать свои впечатления о зимней сказке
Виды рисования:
- Предметное — единичное изображение какого-либо сказочного героя или предмета, например, Дюймовочки, Колобка, Винни-Пуха, избушки на курьих ножках, волшебного замка и т. д.
- Сюжетная композиция — изобразительная форма рассказа о каких-либо событиях или действиях, построенных на взаимодействии нескольких персонажей и предметов («Маша и медведь», «Лиса и заяц», «Гуси-лебеди» и т. д.).
Классические техники:
- Рисование простым карандашом.
- Рисование цветными карандашами.
- Рисование восковыми мелками.
- Рисование фломастерами.
- Рисование углём и сангиной.
- Комбинированный способ (цветные карандаши и акварель, фломастеры или восковые мелки).
- Рисование кистью с использованием гуаши — отличительным свойством этого материала является непрозрачность, что позволяет перекрывать слои новым цветом.
- Рисование кистью с использованием акварельных красок. Детей необходимо обучать навыкам регулирования набора краски, подбора цветов, мягкой передаче оттенков благодаря смешиванию основных цветов.
Детские работы в классических техниках (фотогалерея)
«Гадкий утёнок» (акварель)
«У меня зазвонил телефон» (мелки и цветные карандаши)
Рисунок «Краденое солнце» (гуашь и фломастеры)
Рисунок «Я от бабушки ушёл…» (цветные карандаши)
«Лиса и колобок» (акварель)
«Дюймовочка» (гуашь и фломастеры)
«Снежная королева» (восковые мелки и фломастеры)
Рисунок «Царевна-легушка» (цветные карандаши и фломастеры)
«Зимняя сказка» (фломастеры и цветные карандаши)
«Зимняя сказка» (акварельные краски и фломастеры)
Рисунок к сказке «Царевна легушка» (восковые мелки и фломастеры)
Рисунок к сказке «Мышонок и карандаш» (восковые мелки и фломастеры)
«Гадкий утёнок» (цветные карандаши)
«Гуси-лебеди» (акварель и гуашь)
«Гуси-лебеди» (акварель)
«Гуси-лебеди» (акварель и фломастеры)
«Дюймовочка» (фломастеры)
Рисунок «Водяной» (акварель)
Рисунок «Маша и медведь» (цветные карандаши)
Рисунок «Под грибом» (фломастеры)
Рисунок «Яблоко» (цветные карандаши)
Нетрадиционные техники:
- Пальчиковый рисунок — старшие дошкольники самостоятельно определяются с выбором темы для рисования, используя пальчиковые приёмы в комбинации с традиционными техниками.
- Ладошковая живопись — основана на отпечатках детских ладошек. Шестилетние дети наносят краску на ладошку кистью самостоятельно, затем дорисовывают контуры фигуры, прорисовывают детали.
- Рисунок по мокрой бумаге — размытое, туманное изображение, которое наносится на предварительно смоченный лист бумаги.
- Рисование с использованием каменной соли, манки, цветного песка с помощью цветного песка создаются интересные поделки способом заполнения силуэта, предварительно смазанного клеем.
- Проступающий рисунок — изображение рисуется восковыми мелками или восковой свечой на белой бумаге, затем закрашивается верхним слоем акварели одного или нескольких цветовых оттенков.
- Рисунок мятой бумагой — нанесение изображения с помощью бумажного шарика, смятого из кусочка бумаги.
- Пуантилизм (точечная живопись) — рисование точками, точечными мазками с помощью пальцев, ватных тампонов, ватных палочек, карандашей с ластиком на конце или кисти.
- Штампирование — изображение предметов или явлений природы с помощью нанесения оттиска на бумаге, используя штамп и трафарет (поролоновый тампон, деревянные штампы, из овощей, фруктов, бросового материала и т. д.).
- Вертикальный тычок гуашью с помощью жёсткой полусухой кисти без использования воды для получения визуального эффекта фактурности (пушистость, объёмность, рельефность).
- Граттаж — процарапывание очертаний рисунка по поверхности, загрунтованной воском или красками.
Детские работы в нетрадиционных техниках (фотогалерея)
«Лиса и колобок» (тычок)
Рисунок «Царевна лебедь» (пуантилизм)
Оформление голубого лепестка (рисование ватными палочками), зелёного (тычок)
Оформление солнышка (пластинография), синего лепестка (граттаж) и фиолетового (проступающий рисунок, рисование свечой)
Рисунок «Царевна лебедь» (пуантилизм)
Рисунок «Царевна лебедь» (рисование солью)
«Жар-птица» (отпечаток листьев и рисование ладошками)
Рисунок «Сеньор дождик» (рисование по мокрому)
Оформление красного лепестка в технике фактурного рисунка (подложить сеточку и заштриховать красным карандашом), оранжевой морской звезды (рисование солью)
Рисунок «Винни-Пух с его друзья» (рисование цветным песком)
КВН «Мои любимые сказки» старшая группа
КВН =
ТЕМА: «МОИ ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ»Старшая группа. Воспитатель: Сотиева А. ВПрограммное содержание:
- Выявить знания детей о сказках. Закрепить знания детей о сказках.
- Развивать память, мышление, наблюдательность, речь, словарный запас.
- Воспитывать интерес к чтению сказок, прививать любовь к сказкам.
- Формировать умение участия в конкурсах.
Оборудование:
иллюстрации к разным сказкам, выставка книг- сказок, шапочки для инсценировки сказок, разные предметы из сказок. Эмблемы, девиз.
Предварительная работа:
чтение сказок, игры-драматизации сказок. Проведение вечеров загадок.
ПРОВЕДЕНИЯ КВНа:Дети зашли в зал, поздоровались. (8-10 детей).Воспитатель:
Ребята, я знаю, вы все очень любите игры, песни, загадки, а сказки вы любите
? (Да).
Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в удивительную страну сказок, хотите? (Хотим). Мы с вами прочитали много сказок и вы все знаете что в сказках происходят чудеса, волшебство и живут там самые разные герои: они бывают и добрые и злые. Но мы также знаем что в сказке всегда побеждает что? Конечно—добро и дружба. И сегодня чтобы узнать как хорошо вы знаете сказки предлагаю вам поиграть в КВН. Согласны? (Да). Для этого вам надо разделиться на две команды. Вы будете соревноваться в знании сказок. И по окончании КВНа мы узнаем, какая команда лучше знает сказки, кто находчивее, умнее, дружнее, веселее. Как и во всех соревнованиях у нас есть жюри, которое хочет посмотреть на вас и узнать как вы хорошо знаете сказки, какие вы веселые, дружные, умные, находчивые ребята.
1 команда—«Золотой ключик».(мальчики).2 команда —-«Дюймовочки». (девочки).
Ну что? Начнем? Занимайте свои места за столами. Я вам желаю всем удачи.
СТУК В ДВЕРЬ.
Ребята к нам кто-то стучится, вы слышите? Заходите. Входит Оле-Лукойе.
ВЕДУЩИЙ.
Здравствуйте. Кто вы?
ОЛЕ-ЛУОЙЕ.
Вы меня не узнали? Я Оле-Лукойе. Сказочный гном. Никто на свете не знает столько сказок сколько их знаю я. Я услышал что здесь сегодня будет проводиться сказочный КВН и захотел узнать, правда ли ваши дети хорош знают сказки. Можно мне погостить у вас? 1
ВЕДУЩИЙ.
Конечно. Как хорошо что вы пришли. Мы очень рады вас видеть. Присядьте пожалуйста к жюри и посмотрите на наших детей. И по окончании КВНа вы скажете нам свое мнение. Думаю, мы вас не разочаруем. А мы начинаем.
ВЕДУЩИЙ:
КВН-веселый праздник, Говорят что он-проказник. Но проказы не просты. Быстро должен думать ты. Вот поэтому собрали мы команды в этом зале. Чтоб на финише узнать Кто же должен первым стать.
Два стола за которыми сидят дети—к каждому прикреплена картинка с эмблемой 1. «Золотой ключик», 2. «Дюймовочка».ПРИВЕТСТВИЕ:1 команда. Мы веселые ребятаИ не любим мы скучатьС удовольствием мы с вамиВ КВН будем играть
.
2 команда
.
Мы Дюймовочки- привет,Посылаем вам ответ—Соревнуясь вместе с вамиМы останемся друзьямиПусть борьба кипит сильнейНаша дружба крепче с ней!
Ребята наш
конкурс
начинается разминкой
капитанов.1 Конкурс. «Кто лучше знает сказки».
В конкурсе победит та команда, капитан которой ответит на большее количество вопросов. Это мы определим с помощью фишек. Вопросы задаются капитанам по очереди. Вопросы:
- Эту птицу в детстве называли самой уродливой и некрасивой. И называли ее …(гадкий утенок).
- Какую кличку носила собака в сказке в которой жили: дед, бабка, внучка, кошка, мышка?……. (Жучка).
- Кто любил похвастаться своей песенкой, и пел ее всем кого встречал на пути и за то поплатился жизнью?……..(Колобок).
- Как звали девочку которая пошла в лес за грибами и ягодами, заблудилась и зашла в чужой дом? ……….(Машенька).
- У кого в сказке была избушка ледяная?…….(у Лисы). 2
- Какой зверек первым нашел теремок в лесу?…… (Мышка).
- Как зовут самого доброго сказочного доктора?…..(Айболит).
- Какой домик построил самый умный поросенок Наф-Наф?….(кирпичный).
- В какой сказке умели разговаривать : печка, яблонька, речка?… (гуси-лебеди).
- Какого сказочного героя вырезали из полена?…..(Буратино).
ПОДСЧЕТ ФИШЕК. Определение победителя 1-го конкурса
2 конкурс. «СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ». Узнай как зовут героя сказки.Загадки загадываются по очереди.
- Уплетая калачи едет парень на печи
Прокатился по деревне и женился на царевне….(Емеля).
- У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы,
Высоко они летят, далеко они летят….(Гуси-лебеди, Иванушку).
- Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику, что в лесу стоит. Нужно этой девочке отнести скорей Пирожки горячие бабушке своей…….(Красная шапочка).
- Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка не больше ноготка. В ореховой скорлупке девочка спала Но большую ласточку от холода спасла….. (Дюймовочка).
- Кто работать не хотел, а играл и песни пел
К братцу третьему потом прибежали в новый дом.От волка серого спаслись, но долго еще хвостики тряслись…..(Поросята).
- Ждали маму с молоком, но пустили волка в дом
Кто же были эти маленькие дети?…….(7 козлят).
- Он сумел поймать волчишку, он поймал лису и мишку
Он поймал их не сачком, а поймал своим бочком….(Бычок-смоляной бочок).
- С букварем шагает в школу,
деревянный мальчуган попадает вместо школы в полотняный балаган. Как зовется эта книжка, Так зовется и мальчишка…….(Буратино).
- Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли,
Ищет х она, зовет, и в печали слезы льет…….(Федора).
- Сладких ягод аромат
Заманил ту птиц в сад. Перья светятся огнем. И светло в ночи как днем………………(Жар-птица). 3 3 конкурс «УЗНАЙ СКАЗКУ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ».
Подходит первая команда к доске и иллюстрациями. Им предлагается рассмотреть иллюстрации.ВЕДУЩИЙ: ребята, сказки просят —а сейчас, вы друзья, узнайте нас.(каждой команде показать по 5 картинок ).
- А дорога далека, а корзина нелегка, сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. (Маша и медведь).
- Ах ты Петя простота, сплоховал немножко, не послушался кота, выглянул в окошко. (Кот, петух и лиса).
- Эта девочка грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка. (Снегурочка).
- Нет ни речки не пруда, где воды напиться? Очень вкусная вода в луже из копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).
- Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей. И однажды из болота вытащил он бегемота. Он известен, знаменит, это …..(доктор Айболит ).
- Если топну я ногою – позову моих солдат. В эту комнату гурьбою умывальники влетят. И тебя отмоют чисто, ты не будешь трубочистом. (Мойдодыр).
- Колотил да колотил он по тарелке носом, ничего не проглотил, и остался «с носом». (Лиса и журавль).
- Он и весел и не злобен, это милый чудачок. С ним хозяин, мальчик Робин и приятель – Пятачок. (Винни-Пух).
- Бабушка внученьку очень любила, бабушка шапочку ей подарила. Девочка имя забыла свое, кто угадает как звали ее? (Красная шапочка).
- Она родилась в цветке прелестном, и труден к счастью был ее путь, и каждый видно догадался как ее зовут. (Дюймовочка).
Закончился конкурс-подсчитываем баллы.
СКАЗОЧНАЯ ЗАРЯДКА. (Физминутка).ПОБУДКА.
За полями, за лесами За широкими морями Не на небе – на земле Жил старик в одном селе. 1 упр. Вот такие там просторы! (Руки в стороны разводить) Хочешь в лес, а хочешь в горы. 2 упр. А теперь пошли в присядку Что за славная зарядка (Приседания). 3 упр. Ноги выше поднимай Ну ребята – не зевай. (Хлопки под ногами). 4 упр. Как взмахнем мы топором 4 Зашумит вес лес кругом Только слышится кругом-ух да ух (Лесорубы). 5 упр. Прыгай выше, прыгай дальше Развивай свою ты стать Чтобы сильным, ловким стать. (Прыжки). Поиграли, теперь продолжим наш КВН. Пока мы разминались, нам пришла почта. Это телеграммы. 4 КОНКУРС. «НАЗОВИ ГЕРОЯ СКАЗКИ ПРИСЛАВШЕГО ТЕЛЕГРАММУ» по словам, содержание:
- Битый не битого везет. (Лиса).
- Лиса отобрала мой домик, а меня выгнала. Помогите. (Зайчик).
- Приходил волк и съел моих братьев. Спасите их. (Козленок).
- Спасибо тебе за то что спасла меня девочка. (Ласточка).
- Съешь моего пирожка, тогда помогу тебе. (Печка).
- Кто сидел на моем стуле и сломал его? ( Мишутка).
- Я ушел от бабушки и от дедушки. Скоро буду у вас. ( Колобок).
- Нам не страшен серый волк. (Поросята).
- Ловись рыбка большая и маленькая . (Волк).
- Нужен топор, мы кашу будем варить из топора. (Солдат).
Подсчет баллов. У какой команды больше правильных ответов.
5 КОНКУРС. «ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ПРЕДМЕТЫ И КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ».
Ребята, посмотрите , какая-то коробочка. Давайте посмотрим что в нем. Ой не открывается. Может это волшебный сказочный сундучок? И надо сказать волшебные слова чтоб его открыть? Кто из вас вспомнит волшебные слова которые поизносят волшебники?
Например
: сим-сим откройся; сим-салабим; 1-2-3, замочек отопрись; сезам откройся; абра-кадабра. Ну вот замочек и открылся. Посмотрим что здесь. Поочередно показываю командам предметы и они должны назвать кому принадлежит предмет и в какой он сказке встречается.
- Скорлупа ореха. —Дюймовочка.
- Скалка – Лисичка со скалкой.
- Горошина — принцесса на горошине.
- Горшочек меда— Винни-Пуху.
- Хрустальная туфелька. Золушка.
- Ключик—Буратино.
- Зонтик—-Оле-Лукойе.
- Топор ——каша из топора. 5
- Корова ——Хаврошечка.
- Щука —-По щучьему велению.
- Дудочка —-Дудочка и кувшинчик.
- Кувшинчик —лиса и кувшин.
Подсчет баллов.
6 КОНКУРС «СОБЕРИ КАРТИНКУ ИЗ ЧАСТЕЙ ».
- Обе команды собирают картинку из сказки «Три поросенка» из 8
частей. Та команда которая быстрее соберет—побеждает.
- Обе команды по цифрам собирают сказочное выражение. 10 цифр—10 слов. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
7 КОНКУРС. «КОНКУРС СКАЗОК» (Домашнее задание).
А сейчас команды покажут вам отрывки из сказок. Пока артисты готовятся, участник команды расскажет вам краткое содержание сказки.
1 КОМАНДА-«Золотой ключик», «Три медведя».
Чашки три и три постели. Стульев тоже три, смотри, И жильцов здесь в самом деле Проживает ровно (три). Как увидишь, сразу ясно: В гости к ним ходить (опасно). Но однажды-вот беда Девочка в тот дом зашла. Заблудилась она, Домой дорогу не нашла. Но идут домой медведи. Что же может здесь случится. Убегай скорей, сестричка, Из окна лети, как (птичка). Убежала! Молодец! Вот и сказочке конец.
2 КОМАНДА – «Дюймовочки». «Заюшина избушка».
Пока артисты готовятся, участник команды расскажет вам краткое содержание сказки. Стихотворение: Был у Зайки чудный дом, Хорошо жил Зайка в нем, Но когда пришла весна, В дом к нему пришла Лиса Зайчик добрый малый был И Лисичку приютил. А Лисичка была зла 6 И Зайчишку прогнала. Все хотят ему помочь Но Лиса всех гонит прочь Только Петя-петушок Золотой гребешок Не боится Лису На плече несет косу. Снова в домике своем Зайка зажил с Петушком.
ВЕДУЩИЙ:
Закончились наши конкурсы. И теперь мы послушаем наше жюри. Они нам скажут какая команда была внимательнее, находчивее, лучше знает сказки. У нас есть лепестки. Сколько баллов набрала команда столько лепестков наклеивают на кружок. Лепестков 7. У какой команды больше собралось лепестков та команда и победила. Вручение дипломов за 1 место. Также вручение дипломов за 2 место.
Ведущий.
А вы что скажете уважаемый Оле-Лукойе? Наши дети хорошо знают сказки?
Оле-Лукойе.
Да они молоды. Они очень меня порадовали. За это я дарю вам подарки.
Ведущий.
Большое вам спасибо.
ИОГ.1. Ребята, нам нужны сказки?2 Кто живет в сказках? (Сказочные герои).3Какие бывают герои сказок? (Добрые и злые).4 Что побеждает в сказках? (Добро).5 Чему учат нас сказки? (Добру, честности, смелости, находчивости, учат дружить).6 Вам понравилось играть в КВН?
Ну что ж наш КВН закончился, большое всем спасибо: Ребятам за участие, Жюри – за помощь, Оле-Лукойе за подарки, Зрителям за внимание. До свидания. 7 ДИПЛОМ I МЕСТОНастоящий Диплом выданкоманде__________________________занявшей I место в сказочном КВНе
«Мои любимые сказки».
Решением жюри команде присвоено звание действительного жителя страны МЕЧТЫ, ФАНТАЗИИ и ДОБРА.Участник команды________________________Председатель жюри_______________________ Члены жюри______________________________
Дата_______________________________ 8
ДИПЛОМ II МЕСТОНастоящий Диплом выданкоманде__________________________занявшей II место в сказочном КВНе «Мои любимые сказки».
Решением жюри команде присвоено звание действительного жителя страны МЕЧТЫ, ФАНТАЗИИ и ДОБРА.Участник команды___________________________Председатель жюри___________________________ Члены жюри_________________________________
Дата_________________________________ 9
Приёмы рисования на тему «Моя любимая сказка» для старших дошкольников
Старшие дошкольники активно совершенствуют приёмы рисования карандашами, мелками и фломастерами, поскольку штриховка способствует укреплению мускулатуры кисти руки, развитию мелкой моторики и координации движений, следовательно, помогает подготовить ребят к школьным нагрузкам.
- Линия — основной способ для создания наброска, созданию которого обучают шестилетних детей. Линия может быть разной длины и ритма и помогает изобразить контур, передавая характер формы объекта, его размер, динамику и пропорции.
- Штриховка — довольно простой, но выразительный и эффективный способ передачи характера персонажа (лёгкость, тяжесть, гибкость, пластичность и т. д.) и фактуры предмета. Рисование штрихом помогает не только раскрыть образ предмета, но и развить мелкую моторику, что очень важно для решения задачи подготовки к письму. Виды штриховки:
- Хаотичная — штрихи ложатся в свободном направлении, затем оформляются дополнительной контурной прорисовкой очертаний предмета.
- Вертикальная — плотные штрихи наносятся в вертикальном направлении. Использование цветных карандашей с разной силы нажима позволит получить эффект плавной смены разнообразных оттенков.
- Диагональная — наиболее востребована в жанре пейзажа для изображения, например, дождя или силуэтов гор.
- Горизонтальная — довольно трудный в исполнении приём, поскольку требует от ребёнка менять привычное положение руки в процессе рисования.
- Формообразующая — технически сложный и трудоёмкий способ передачи формы предмета, например, облака или кроны дерева.
- Растушёвка помогает добиться разной степени насыщенности цвета в зависимости от степени нажима карандаша. Прорисовка контура требует более сильного нажима, чем закрашивание силуэта предмета или создания фонового рисунка.
- Точка, ритмический мазок, примакивание кистью в технике рисования акварельными и гуашевыми красками.
Организация и проведение занятий
Богатая тема «Моя любимая сказка» раскрывается в процессе разносторонней педагогической работы, направленной на познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие. Занятия по рисованию могут проводиться как в формате узконаправленных, так и в рамках краткосрочных и долгосрочных проектов по этой тематике («Русские народные сказки», «Сказки А. С. Пушкина», «Сказки народов мира», «Сказки Г. Х. Андерсена», «Сказки Чуковского», «Сказки В. Сутеева» и т. д.).
Большие сюжетные композиции, которые состоят из нескольких персонажей и предметов, как правило, создаются коллективно. Подготовительный этап, во время которого тонируется фон, прорисовываются отдельные фигурки, прорабатывается детализация, проводится в небольших подгруппах по 3–4 человека, а затем дети вместе составляют сюжетную картинку на ватмане, приклеивая подготовленные ими силуэты, попутно развивая способности пространственного мышления, приобретая опыт согласованных действий. В процессе коллективного творчества дети опираются на заданное воспитателем условие или свободный замысел, совершенствуя социальные навыки взаимопонимания и товарищества.
Рождественская сказка — работа с элементами аппликации и пластинографии
Важно сформировать у детей понимание правильной последовательности этапов работы по созданию коллективной сюжетной композиции или коллажа:
- сделать фоновый рисунок, разделённый линией горизонта;
- нарисовать объекты второго плана (деревья, солнышко, облака, цветы и т. д.);
- прорисовать или разместить заранее подготовленные и вырезанные силуэты сказочных героев.
Рисунок Жар-птицы — каждый ребёнок разрисовывывает своё перо, затем все вместе собирают пышный хвост сказочной птицы
Схема занятия
В старшей группе проводится одно занятие по рисованию в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20–25 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для нейтрализации психологического и умственного напряжения, а также и профилактики физической усталости детей.
- Организационная часть (3–5 минут). Практическую часть занятия можно предварить не только чтением сказки или литературного произведения, но и просмотром картинок, слайд шоу, фрагмента фильма или мультфильма. Информационно-ознакомительный этап предполагает пробуждение у детей интереса к сказочному сюжету, изучение характеров главных героев и последовательности событий. Необходимо подключить сюрпризные моменты, элементы театральной игры, стимулирующие любознательность, вызывающие положительную эмоциональную реакцию и активность.
- Практическая часть — воспитатель поясняет последовательность создания композиции и прорисовки главных героев с опорой на схему (3–5 минут). Старшим дошкольникам предоставляется больше свободы в процессе рисования, показ картины или образца, подготовленного воспитателем, не должны использоваться для срисовывания, а только для формирования правильного понимания задания или его уточнения. Работа производится с натуры (игрушка) или на основе свободного замысла детей, основные приёмы уже освоены, поэтому не требуют дополнительного показа.
- Самостоятельная работа детей (15–20 минут).
- Заключительная часть — анализ и оценка детьми своих работ и рисунков своих товарищей. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и словесно выражать эстетическое восприятие творческих работ (3–5 минут).
Схемы рисования сказочных героев (фотогалерея)
Принцесса
Клоун
Мишка
Ведьма
Коза
Снегурочка
Последовательность создания иллюстрации к сказке о Колобке
Заяц и колобок Избушка
Колобок Пятачок Винни-Пух
Конспект занятия на тему «Путешествие в сказку» (автор Т. А. Сосик)
Цели: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, закреплять знания детей о русских народных сказках. Задачи:
Материалы: белая бумага, гуашь, акварель, кисти, восковые мелки, иллюстрации к русским народным сказкам. Дидактические игры: «Узнай по профилю», «Подбери героев к сказкам». 1. Организационный этап. Воспитатель: В начале занятия я хочу прочитать вам стихотворение В.А. Стекловой В мире много разных сказок Грустных и смешных, Но прожить на свете нам нельзя без них. В сказке может все случиться, Наши сказки впереди, Сказка в двери постучится – Скажет гостья: «Заходи». Вот сегодня мы с вами и отправимся в необычное путешествие, в страну сказок. Давным-давно люди ещё не умели ни читать, ни писать, а сказки уже рассказывали. А как же их любили слушать, и не только малые ребятишки, но и взрослые. Соберутся вечером на посиделках: потрескивают поленья в печи, тесно в избе, все делом заняты, кто пряжу прядёт, кто вяжет, кто вышивает, а кто и просто сказку слушает. Дошла сказка и до наших дней, потому что рассказывали её из поколения в поколение, передавали из уст в уста. Ваши бабушки рассказывали сказку вашим мамам и папам, ваши мамы — вам, а вы уже своим детям расскажите. Вот так из давних времён и пришла к нам сказка. А какие сказки вы знаете? Ответы: «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и др. А какие это сказки? (Русские народные) А почему они так называются? Ответы: (Придумал и написал народ). Проводятся дидактические игры «Узнай по профилю», «Подбери героев к сказкам». – Молодцы! – Ребята, а у вас есть любимые сказки? Ответы. Вот героев этих сказок мы и будем с вами рисовать. Выбранные герои сказок (иллюстрации) помещаются на фланелеграф. 2. Практическая часть. Посмотрите внимательно на героев сказок и вы увидите, какие они разные. Искусство портрета очень древнее. Художники, когда пишут портрет стараются передать характер и внутренний мир героя. Сказочные герои могут быть хитрыми и доверчивыми, добрыми и злыми. А ведь все мы тоже в своём роде художники. Давайте нарисуем иллюстрации к своим любимым сказкам. Надо постараться передать в портрете характер героя, его характерные черты, настроения. Не забудьте про причёску, украшения, головные уборы. Все мелочи важны. Они тоже говорят о характере героя. Работать надо очень аккуратно и внимательно. Как вы думаете, какой в сказке конец? Ответы (Всегда счастливый, добро побеждает зло). Правильно! Ну, а теперь за работу. 3. Самостоятельная работа. Дети рисуют. 4. Подведение итогов. После занятия преподаватель вывешивает все рисунки на видном месте — дети рассматривают их и рассказывают какого сказочного героя они нарисовали, обсуждают характеры героев, какие они. |
Конспект занятия по художественному творчеству, на тему:»Сказочная страна»( старшая группа)
Конспект
по художественному творчеству в нетрадиционной технике рисования « восковые мелки + акварель».
Тема:
«Сказочная страна» (по русским народным сказкам)(старшая группа)
Интеграция образовательных областей:
«Художественное творчество», «Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Цель:
Совершенствовать умения детей в рисовании нетрадиционными методами.
Задачи:
Образовательные:
1.Систематизировать знания детей о русских народных сказках. 2. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения в технике «восковые мелки + акварель».
Развивающие:
1. Развивать у детей стремление поделиться своими впечатлениями по содержанию сказки посредством нетрадиционного рисования восковыми мелками и акварелью. 2. Развивать речевую и познавательную активность, воображение, фантазию, слуховое восприятие. 3. Развивать умение детей дружно и согласованно работать в небольшом коллективе. 4. Совершенствовать общую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
- Воспитывать бережное отношение к каждой работе.
- Воспитывать аккуратность.
Материал:
- Основа (лист А-3) – по количеству пар детей (фон белого цвета).
- Сердечки (разрезанные на две части) с написанным текстом отрывков из сказок.
- Книги – русские народные сказки.
- Восковые мелки, акварель, кисточки, салфетки – по количеству детей.
- Обложка – рисунок для детской книги.
- Клубок.
- Разрезные картинки по сказкам.
- Аудиозапись — Дмитрий Шостакович Прелюдия №5.
План занятия:
- Настрой на занятие.
- Общение.
- Игра «Подскажи словечко».
- Общение.
- Игра «Назови сказку с волшебным клубком».
- Игра «Собери сказку».
- Игра «Чьи это слова?».
- Общение.
- Физкультурная минутка «Сказки».
- Общение.
- Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».
- Рисование. / Общение.
- Итог занятия.
Ход занятия:
- Настрой на занятие
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте все встанем в круг и вместе скажем: Собрались все дети в круг (встают в круг), Я — твой друг и ты — мой друг (показывают), Дружно за руки возьмёмся (берутся за руки), И друг другу улыбнёмся (улыбаются). 2.
Общение
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Почему? (Предполагаемые ответы детей: они интересные, слушаем их с рождения, в сказках добро побеждает зло, звери разговаривают, там волшебство, там чудеса, там Баба Яга, Кощей, Змей Горыныч). 3. Игра «Подскажи словечко»
Воспитатель: Ребята, а как можно сказать о сказке, какая она? (Если в сказке есть чудо, то она …чудесная, если в сказке есть волшебство, то она…волшебная, если в сказке есть добро, то она…добрая, если в сказке есть радость, то она…радостная, если в сказке есть загадки, то она…загадочная, если в сказке есть мудрость, то она…мудрая).
4.Общение
Воспитатель: Ребята, а какие бывают сказки? (Ожидаемые ответы детей: авторские, народные, литературные). Скажите, что значит, «русские народные»? Почему они так называются? (Ответы детей: их сочинил русский народ).
5. Игра «Назови сказку с волшебным клубком»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете русские народные сказки? (Ответы детей) Сейчас проверим. Во многих русских народных сказках есть волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? (Ответы детей) Верно. Это волшебный клубок. Вот он. Но что-то он размотался. Мы сейчас будем передавать клубок друг другу, наматывать нить и называть сказку. (Ответы детей).
6. Игра «Собери сказку»
Воспитатель: Ребята, сказки вы знаете, а собрать и узнать по получившимся картинкам их сможете? (Ответы детей) Сейчас посмотрим (Собирают сказку по разрезным картинкам).
7.Игра «Чьи это слова»
Воспитатель: Ребята, сказки вы собрали и узнали по получившимся картинкам. А, догадаетесь, чьи это слова? ( Часто повторяющиеся слова героев из сказок «Колобок», «Маша и медведь», «По щучьему велению», «Лиса и заяц» и т.д.)
8. Общение
Воспитатель: Ребята, о сказке говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!» Чему учит сказка? (Предполагаемые ответы детей: добру, помогать друг другу, жить дружно и т. д.)
9. Физкультурная минутка «Сказки» (проводят дети)
1. Мышка быстренько бежала (бег на месте), Мышка хвостиком виляла (имитация движения). Ой, яичко уронила (наклоняются поднять «яичко»), Посмотрите-ка, разбила (показывают).
2.Вот её мы посадили (наклоняются), И водой её полили (имитация движения). Выросла репка — хороша и крепка (разводят руки в стороны). А теперь её потянем (тянут), И из репы кашу сварим (имитация еды). И будем мы от репки здоровые и крепкие (показывают «силу»).
3.Мы славная семья козлят. Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивают на месте). Мы любим, бегать и играться (бегут). Мы любим рожками бодаться (показывают «рожки», бодаются).
10.Общение
Воспитатель: Ребята, я сегодня, получила приглашение в сказочную страну, где живут русские народные сказки (показываю приглашение в виде сердечка, на котором написано «Создайте сказочную страну»). А вы хотели бы побывать там и создать её из рисунков? (Ответы детей) В этом конверте приглашения и для вас, даже написаны ваши имена (показываю детям сердца, разрезанные пополам в разном направлении). Если вы правильно соедините сердца, т.е. найдёте свою пару, то узнаете, в какую сказку попадёт ваша пара, и вместе решите, что будете рисовать по содержанию сказки. А потом все вместе создадим книгу «Сказочная страна». (Дети объединяются в пары, узнают свою сказку и договариваются, что будут рисовать) Ребята, рисовать будем восковыми мелками и акварелью, но сначала разомнём пальчики.
11. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
Будем пальчики считать, Будем сказки называть (сжимают и разжимают кулачки): «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» — румяный бок. Есть «Снегурочка» — краса, «Три медведя», «Волк и лиса». Не забудем Сивку – Бурку, нашу вещую каурку. Про Жар – птицу сказку знаем, «Репку» мы не забываем, Знаем «Волка и козлят» (на каждое название загибают пальчик). Этим сказкам — каждый рад (хлопают в ладоши).
12. Рисование / Общение
Дети рисуют в парах, самостоятельно разделив объём выполняемой работы. При необходимости задаю уточняющие, направляющие вопросы.
13. Итог занятия
Воспитатель: Ребята, давайте поменяемся страничками друг с другом и определим, кто по какой сказке в Сказочной стране «путешествовал» (дети в парах обмениваются работами, анализируют содержание рисунка). Посмотрите, вот обложка для книги. Давайте вложим ваши рисунки в обложку и создадим книгу «Сказочная страна» (вкладывают рисунки в обложку, рассматривают получившуюся книгу).