Основной принцип: как это работает
В основе подобного театра – «игра» с тенью. Представление создается благодаря источникам света. Фигура или предмет освещается, и тень отображается на экране. Именно поэтому создать такой театр своими руками не составит труда.
Черно-белые представления – не единственный вариант. Сцены можно «раскрасить» в разные цвета. Потребуются цветные лампочки или фильтры, которые закрепляют на источнике света. Например, для сцены вечернего города – темно-синий фильтр, для утренней – оттенки желтого.
«Современный теневой театр в ДОУ»
Елена Грибова
«Современный теневой театр в ДОУ»
Воспитательно-образовательный процесс в дошкольной организации в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования претерпел значительные изменения. Реализация Программы должна производиться в формах, специфических для детей, прежде всего «…в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка…»
Важнейшими из задач являются овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»
, а также развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства [1].
Организация театрализованной деятельности в ДОУ очень актуальна в настоящее время, так как позволяет развивать у детей дошкольного возраста не только художественные способности, творческий потенциал, но и помогают адаптации в обществе, освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, моральных ценностей нашего общества. Через театрально-игровое творчество у ребенка развивается артистизм, речевая активность, эмоциональная отзывчивость и интеллектальность.
Театр – это прекрасное средство преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованная деятельность позволяет формировать личность ребенка благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей всегда имеют нравственную направленность – герои добрые, смелые, умеют дружить и находить выход из любых ситуаций. Мир театра – это необыкновенная страна фантазий, игра вымысла и реальности, звуков, музыки и света. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения ребенок может найти в театрализованной деятельности.
Театр – одно из величайших искусств человечества, соединяющий в себе другие виды искусства – литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное искусство. В своей работе мы используем различные виды театров: пальчиковые, настольные, плоскостные, бибабо и др. Но особый интерес у детей вызывает теневой театр,который основан на использовании плоских кукол, которых помещают между источником света и экраном [3].
Согласно истории, театр теней как искусство зародился в Древнем Китае в 200 году до нашей эры, в эпоху династии Хань. Далее театр теней появился в Индии, Турции, прошел по всей Азии, с войсками Чингиз-Хана добрался до Европы, дошел до Санкт-Петербурга и Москвы. Спектакли теневого театра в древности, как правило, проходили ночью, прямо на улице при свете масляной лампы и куклы одного спектакля могли насчитывать до 1000 фигур, не считая декораций. Куклы для таких спектаклей делались из шкур высотой 30 сантиметров, вырезали на ней узоры и раскрашивали. Фигурки делались подвижные из соединенных между собою частей. Находящийся за экраном человек управлял куклой с помощью специальных длинных прутьев – бамбуковых, стальных или деревянных.
Наиболее распространенным сюжетом для спектаклей был исторический эпос. В Индии спектакли театра теней чаще были ориентированы на религиозную тематику, а в Турции – на комедийную. В России теневой театр появился на рубеже 17-18 веков во времена правления Анны Иоанновны в рамках школьных театров в духовных семинариях и академиях. Самый известный Театр теней сейчас – Яванский,Вайанг-Кули: куклы для него до сих пор делают из шкуры буйвола. На западе театр теней считается одним из самых изящных и элитарных искусств, в Европе даже проводятся специальные фестивали[2].
Детский теневой театр является не просто разновидностью игры для ребенка – это дополнительный способ его развития. Игры с тенью стимулируют фантазию ребенка, развивают его воображение. В ДОУ данные развлечения часто применяются в качестве упражнений для развития моторики и речевой культуры ребенка.
Для создания теневого театрав группе ДОУ необходимо:
— экран;
— источник света;
— куклы-силуэты на палочках — герои произведения и элементы обстановки (дома, деревья, облака и т. д.)
;
— музыкальные композиции.
Экран может быть небольшим для постановок с использованием картонных силуэтов героев спектакля. Если сами дети выступают в роли актеров, то экран должен быть не менее роста детей. Минимализм реквизита и декораций. Для каждой сцены достаточно двух-трех характерных деталей, чтобы обозначить место действия.
Один из вариантов теневого театра – показ на экране силуэтов различных животных с помощью рук. Самое трудное – не только сделать фигурку с помощью пальцев, но и суметь правильно отразить тень на экране, а также производить движения пальцами, чтобы заставить фигурку двигаться и разговаривать.
В настоящее время во всех ДОУ используется мультимедийное оборудование, что позволяет поднять театрализованные игры на новую высоту. На экране можно поставить цветную картинку для создания сцены в постановке, быстро поменять ее на следующую, выбрать определенную цветовую гамму. Использование компьютера значительно расширяет круг художественных произведений для театра, так как создание большого количества предметов для театрализованной деятельности занимает много времени, место для хранения атрибутов в группах, как правило, ограничено.
На фотографиях представлен мастер-класс для педагогов ДОУ по проведению теневого театра – сказка «Три поросенка»
. Силуэты персонажей сказки вырезаны из картона, покрашены в черный цвет и закреплены на деревянных палочках.
Литература:
1.Интернет-источник: минобрнауки. рф ФГОС ДО.
2.Интернет-источник: studio-molino.ru О теневом театре.
3.Интернет-источник: www/mir-teatra.org Театр теней.
Этапы создания теневого театра
Изготовление театра теней для детей своими руками объединяет два этапа: подготовка сцены и создание героев. Примерное время, которое нужно затратить – около 30-40 минут. Но если заняться декорациями и созданием кукольных героев, времени понадобится чуть больше.
Чтобы театр «заработал», потребуется:
- Подобрать подходящий источник света.
- Оформить экран из простыни, ватмана или белой бумаги.
- Позаботиться о рамке (из картона или художественного подрамника).
- Правильно расположить источник света, экран и героев.
Теневой театр для детей: как правильно играть, чтобы театр не стал игрушкой на один раз?статья
Теневой театр для детей: как правильно играть, чтобы театр не стал игрушкой на один раз?
Мы живем в замечательное время, когда в интернете, в детских магазинах и книжных присутствует большой выбор теневых театров для детей. Это отличный подарок, впечатление, радость для ребенка. Театр теней очень полезен для детей!
1. Театр теней развивает воображение ребёнка и учит креативно мыслить.
2. В отличие от «готовой» игрушки это силуэты, но ребенок дорисовывает и до придумывает в своей голове элементы, которые не показаны, а такой мыслительный процесс очень полезен. Теневой театр подталкивает ребенка к такому мыслительному процессу.
3. Теневой театр развивает речь ребенка. В отличие от «готовой» игрушки и из-за особой атмосферы театра и представления, теневой театр подразумевает, что ребенок будет ставить спектакль и говорить вслух от лица персонажей, а не молча водить спайдер-меном по тумбочке. Тут важно быть с ребенком в этот момент, быть его зрителем. Пусть не стесняется придумывать и рассказывать историю. Поддерживайте рассказ ребенка восхищениями и вопросами.
4. Теневой театр успокаивает малышей перед сном, потому что игра происходит в темноте и в спокойном темпо-ритме. Это не игра в солдатики.
5. Театр теней зарождает в ребенке мысль, что можно создать своими руками всё что захочешь, любую игрушку, а не просто взять и купить её. У ребенка появляется интерес к ремеслу, к самоделкам, к творчеству и созиданию.
Театр теней легко сделать, но удовольствия он принесет гораздо больше любой покупной, объемной и дорогой игрушки.
6. Театр теней помогает победить детский страх темноты, так как ассоциативный ряд «монстра под кроватью» и «страшных существ во мраке комнаты» перекрывается ассоциацией с торжественностью спектакля, чудом в темноте.
Ваш ребенок боится темноты? Поиграйте с ним в теневой театр и страх постепенно пройдет из-за смены ассоциаций. На фото моя мама и моя племянница ставят теневой спектакль.
7. Теневой театр создает семейные традиции и тёплые отношения с родителями. Конечно, при условии, что вы участвуете в спектакле ребенка, а не сидите в смартфоне перед включенным телевизором в комнате с включенным светом, пока ваш ребенок в углу пытается понять, зачем ему играть в картонку на палочке. Теневой театр- это как настольная игра, с виду какие-то картонки и бумажки, но если освоить, то там внутри целый мир и масса впечатлений и переживаний.
С последним пунктом как раз чаще всего возникают проблемы. Родители покупают ребенку красивый теневой театр, ребенок радуется, родители пытаются поиграть в него один раз, играют минут 15-20, потом, может быть, второй раз, а потом театр отправляется валяться среди игрушек и больше его никто не берет. Родителю, который пришел с работы бухгалтера или юриста, сложно озвучивать бумажного котика после тяжелого трудового дня. Он стесняется это делать перед ребенком, чувствует неловкость, мол может я несу какой-то бред перед своим чадом. Да и как придумать сюжет? Ставить одну и ту же сказку? А ребенку одному скучно играть в теневой театр, да и братик или сестра могут быть слишком маленькими/«большими» для этого. В итоге, театр теней чаще всего становится одноразовой покупкой. Почти никто не покупает какой-нибудь второй вид теневого театра, не собирает коллекцию разных фигур. Поигрались и хватит.
Но правда в том, что теневой театр может прослужить ребенку долгие годы, может стать часто-используемой и даже любимой игрушкой. Теневой театр может стать эффективным инструментом для развития ребенка. И родители не будут расстроены, что потратили тысячу рублей, а ребенок только один раз поигрался. Как это сделать? Как правильно играть в теневой театр?
Теневой театр требует особого подхода и подготовки, как и, например, настольные игры. С виду бумажки и картонки, но внутри целый мир. Подготовьтесь к теневому спектаклю правильно и ваш ребенок будет играть в теневой театр не один раз.
90 % успеха этой игрушки — это атмосфера. Создайте атмосферу!
1. Выключите свет. Полностью. Во время игры в теневой театр должен быть один источник света в комнате — либо обычный фонарик, либо фонарик смартфона.
2. Лучше к теневому театру купить обычный мощный фонарик, чтоб экран телефона с уведомлениями и временем никого не отвлекал от игры и спектакля. Либо ставьте авиарежим во время игры, а то будете прерывать спектакль на «надо ответить», «это по работе». Но обычный фонарик — самое лучшее решение. Не берите самый дешевый и маленький, от них слабый свет. Не покупайте в интернет-магазине, там вы не сможете проверить какой от него свет на самом деле. Идите в магазин техники или строительный. Запаситесь батарейками. Подарите ребенку его личный фонарик, он будет очень рад. Использование фонаря добавит атмосферности игре. Также можно использовать гибкую настольную лампу, где можно направить луч света. Вариант отличный, но следите, чтобы ребенок не задевал провод, не обжегся и чтоб она не была слишком тяжелой.
3. Выключите телевизор, прекратите задушевные разговоры за столом, уберите членов семьи с освященным своими смартфонами лицами из темной комнаты в другое помещение, а лучше всего, пусть они побудут зрителями. Во время игры в теневой театр должен быть один центр внимания в темной комнате — сам театр. Не получится играть в теневой театр, если в одном углу комнаты происходит представление, а в другом «общаются» взрослые. Во время игры в теневой театр все должно быть как в настоящем театре: гаснет свет, выключаются телефоны, публика замолкает, на посторонние от восхищения тенями или придумывания сюжета темы, смотрит спектакль и участвует в нем.
Эффективность теневого театра — это атмосфера, атмосфера и еще раз атмосфера.
4. Зрители и участники очень важны для теневого театра. Можно посадить папу, маму, братьев, сестер, бабушек, дедушек, чтоб они смотрели, как ребенок ставит сказку. Самый лучший вариант — активное участие, игра за какого-то персонажа, но не всегда все готовы это делать. Сделайте театр теней семейной традицией. Играйте хотя бы раз в неделю с полностью созданной атмосферой и зрителями, и ребенок получит массу удовольствий. Несколько взрослых или братья с сестрами могут поддерживать ребенка, тоже участвуя в спектакле, играя за персонажей и показывая тени вместе с ним. Не ставьте ребенка сразу в положение, чтобы он сам игрался перед зрителями, он сам потом придет к этому, покажет всем готовый спектакль.
Обязательно зовите зрителей. Пап, мам, дедушек, бабушек, братьев, сестер, в крайнем случае можно посадить любимые игрушки ребенка на стулья и показать спектакль им. Ребенок будет этому тоже очень рад.
5.Сюжет. Тут масса вариантов.
а)Можно ставить сюжет самой книги. Ссылка на него или текст обычно присутствует в коробке с театром. Если нет, то поиск интернета вам в помощь.
б)Можно играть спектакль по аудиозаписи. Она тоже часто входит в комплект к театру, часто это ссылка. Если нет, то можно найти и включить аудиокнигу сказки через контакт или ютуб. Не забывайте останавливать запись первые показы, а то вам с ребенком может быть будет сложно сразу угнаться за сюжетом. Назначьте кого-то звукорежиссером.
в) Можно придумывать новые сюжеты и сказки с имеющимися персонажами. Делать это экспромтом, либо сочинять заранее, а потом проигрывать. Не ограничивайте свою фантазию.
г)Предложите ребенку вырезать своих персонажей или декорации и придумать новые сюжеты. Об этом вы можете прочитать ниже в отдельном разделе. Это может быть что угодно, от супергероев до драконов и динозавров. Пусть ребенок соберет свою коллекцию теневых кукол и научится их делать.
6.Процесс. Можно утром поставить ребенку задачу поставить и показать вам вечером спектакль. Дайте ему сказку, театр для репетиций и пусть учится ответственности и готовить мероприятия. Можно также сделать это все вместе с ребенком и даже растянуть игру на неделю. С понедельника готовим спектакль, а в субботу придет бабушка с дедушкой и мы его вместе им покажем. Вы удивитесь тому, как ответственно подойдет ребенок к этой задаче. Ведь правда такие «движухи» интереснее, чем оставить ребенка наедине с машинками или куклами?
7.Используйте фоновую классическую музыку. Она создаст торжественную магическую атмосферу для игры. Можно найти огромное количество плейлистов «детской» классической музыки в интернете. Включите её фоном на громкости ниже средней. Это не обязательный пункт, попробуйте как вариант с тишиной, так и с музыкой, и выберете тот, что вам больше понравится.
Я за фантазирование и за создание своего уникального театра, где нужно придумать своих персонажей, написать свою историю, а потом сыграть её! Для родителей это еще и выгодно, так как не нужно покупать теневой театр. Если вы и ваш ребенок научатся его делать самостоятельно, то вам не потребуется покупать какие-то книги с театром.
Можно сделать вот такой теневой театр.
Потребуются только:
- Карандаши
- Бумага (распечатать из интернета или нарисовать карандашом трафарет будущей куклы)
- Ножницы
- Картон (наложить трафарет на картон и вырезать по трафарету ножницами плотную куклу)
- Палочки для суши или трубочки для сока (Чтобы закрепить куклу на них. Палочки пачками продаются на озоне)
- Скотч (закрепить куклы на палочке с обратной стороны)
- Фонарик, лампа или телефон (источник света)
- Белая ткань или кулинарная бумага (пергамент белый). Если вы хотите не отражать тень на стену, а сделать саму театральную «коробку» с экраном. где куклы с источником света будут с одной стороны бумаги, а зрители с другой.
- Основа для 8 пункта, куда крепится ткань или бумага. Можно сделать из коробки, ящика. Можно ничего не вырезать, провести леску между спинками двух стульев и повесить на нее белую тонкую ткань. Только закройте тогда нижнее пространство от света, чтобы артистам было удобно играть куклами и их не было видно.
Если вы хотите поставить конкретно какой-то особый спектакль, например, по Муми Троллям или с динозаврами, то можно найти в интернете уже готовые трафареты персонажей, в том числе ищите в поиске по английским ключевым словам с использованием слова «stencil» (трафарет). Вам останется только распечатать трафарет на принтере, вырезать, перевести на картон и прикрепить на палочку скотчем. И куклы готовы!
Такое чудо получается, если самостоятельно вырезать куклы для теневого театра.
Хочу с вами поделиться подборкой интересных покупных теневых театров и рассказать как их использовать.
Первая любовь и фаворит у детей « Ночная сказка» Беатрис Корон! Множество окон , в которых происходят интереснейшие события , тут и циркачи и домик с животными , магазин цветов. Так любопытно, как будто подглядываешь в разные окна! Фантазии не остановятся, можно без конца придумывать истории! В бумажных картинках, как и в жизни, всё взаимосвязано!
Обложка книги Беатрис Корон «Ночная сказка».
Вторая находка- это серия прекрасных книг , здесь можно найти любимые сказки! Коллекция очень большая! Озвучивать сказку можно самим или предложить это сделать с ребёнком. Включить аудиокнигу и подсвечивайте фонариком! Почему бы и нет? Я выбрала свои любимые «Дюймовочка» и «Кот в сапогах».
Сводите своих детей на такой спектакль.
Теневой театр — это прекрасная игрушка и развивашка для ребенка. Атмосфера и уют, который пройдёт с ребёнком через всё детство и с теплом будет вспоминаться во взрослой жизни. Купите ребенку теневой театр, сделайте с ребенком свой собственный теневой театр и пользуйтесь моей статьей, чтобы извлечь максимальную пользу из вашего нового теневого театра!
Выбор осветительного прибора и подходящего экрана
При создании теневого театра своими руками нужен источник света: обыкновенного фонарика, настольной лампы или любого другого регулируемого светильника. Использовать можно даже освещение мобильного телефона.
В качестве экрана используется полупрозрачная белая плоскость. Размер не ограничен – все зависит от мощности света. Для экрана подойдут материалы, которые есть под рукой: калька, белая тонкая простыня или простой ватман. А если нет и этого, можно скрепить листы белоснежной бумаги.
Чтобы сцена выглядела эффектнее, для экрана потребуется рамка. Ее оформляют из художественного подрамника или картона. Например, театр теней своими руками для детей делают так: выбрать подходящую коробку и вырезать дно.
Затем взять пергаментную бумагу, обрезать ее в виде прямоугольника и наклеить на дно коробки. Остается лишь украсить макет по своему желанию. На небольшую рамка также можно натянуть ткань.
Мастер-класс. Теневой театр своими руками
Теневой театр в детском саду своими руками
Театр теней своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Мастер-класс. Изготовление методического пособия своими руками
Тема занятия: Мастер-класс. Теневой театр Автор: Суховецкая Оксана Александровна, воспитатель логопедической группы Центра развития ребенка – детский сад № 300 «Рябинушка», г. Новосибирск.Описание материала: В этом мастер-классе вы познакомитесь с тем, как сделать теневой театр. Теневой театр – поможет детям в увлекательной форме познакомиться с театром, проявить свою фантазию, развивать речевую активность. Данное методическое пособие будет полезно для детей младшего и старшего дошкольного возраста, а так же для детей школьного возраста, педагогов и родителей. Пособие можно использовать как в индивидуальной работе, так и в групповой. А мастер-класс поможет это пособие подготовить. Материал: для создания театра нам потребуется: — ширма готовая (либо ее можно изготовить самостоятельно, подробно на этом останавливаться не буду); — ткань: белая (можно использовать кальку), цветная на кулисы; — нитки в тон ткани; — лента вилькро (липа) — трубочки для коктейля; — палочки для барбекю (большие); — хольнитены (заклепки); — крепления для электропроводов; — крючки швейные. Инструменты для работы: — молоток; — гвозди; — канцелярский нож (резак); — дырокол для ремня; — ножницы; — пресс для люверсов; — шило; — клей-пистолет; — линейка; — карандаш/ручка; — супер-клей «Момент»; — швейная машина. Результат мастер-класса помогает: Стимулировать детей и их инициативу в театрализованной деятельности. Развивать фантазию, творческие способности развивать артикуляционный аппарат. Формировать у детей стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии, побуждать детей к активному взаимодействию, общению, учит уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, развивать речь и умение активно строить диалог. Развивать игровое поведение, эстетические чувства, способность творчески относиться к любому делу.
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравтсвенности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» (Б.М.Теплов)
«Волшебный край!» — так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. Чувства великого поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства. Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника. Через театрально-игровое творчество мы можем развивать в детях эмоциональную отзывчивость, интеллектуальность, развиваем коммуникативные навыки детей, артистизм, речевую активность. В повседневной жизни детского сада, педагоги используют различные виды театров: бибабо, пальчиковые, настольные, плоскостные (фланелеграф или магнитная доска), марионеточный, книжка-театр, театр масок и др. Я же хочу рассказать и показать, как сделать сложный и в то же время очень интересный теневой театр. Театр теней – древний театр. С незапамятных времен показывают теневые картины в Индии, Китае, на Яве и в Турции на улице ночью при света масляной лампы.
Реквизит, который требуется для этого театра: источник света (например, налобный фонарик, настольная лампа, фильмоскоп), ширма с белым экраном, куклы-силуэты на палочках. На первом этапе работы для изготовления силуэтов нам необходимо следующее: канцелярский нож (резак), ножницы, дырокол для ремня, пресс для люверсов, хольнитены (заклепки)
Силуэты можно подготовить на компьютере или нарисовать самим. Я идеи силуэтов нашла в Интернете, распечатала на принтере на обычных листах А4
Затем распечатанные силуэты наклеиваем на бумагу черного цвета. Я сразу подготовила силуэты персонажей и декораций. Теперь эти силуэты нужно вырезать. Мелкие внутренние детали вырезаем с помощью канцелярского ножа, сами силуэты вырезаем ножницами. Чтобы силуэты не гнулись, я их заламинировала. Если такой возможности нет, можно использовать плотный картон для жесткости фигур. Следующий шаг – уже заламинированные двусторонние силуэты вырезать. Поскольку мне очень хотелось, чтобы персонажи (силуэты) имели подвижные элементы(например, могли идти) я сделала для силуэтов отдельные элементы: руки, лапы, ноги. Чтобы привести их в движение, детали необходимо скрепить определенным образом. Для скрепления подойдет и проволока, и нитки с узелками на кончиках. Но мне хотелось некоторого изящества, что ли. Поэтому я соединяла детали с помощью ременного дырокола и хольнитенов (заклепок). Дыроколом для ремня я пробила ровные дырки в местах скрепления, подобрав диаметр такой, чтобы заклепки не вылетали и имели свободный ход. Предварительно, в местах скрепления шилом намечала точки, выравнивая лапы, чтобы в дальнейшем они не перекашивались. Затем прессом для люверсов соединяла заклепки (данный пресс подошел по размеру к заклепкам). Теперь нужно закрепить на фигурках палочки, за которые их будут держать кукловоды. Мне важно, чтобы театр был компактный. Поэтому, палочки у меня будут съемные. Палочки, за которые будут водить силуэты – это палочки для барбекю. Деревянные, округлой формы.. Подбираем к этим палочкам по размеру трубочки для коктейля с гофрой. Очень важно, чтобы палочки в трубочках не болтались, а сидели очень плотно. И нужен нам для закрепления =- клей-пистолет.
Ножницами отрезаем у трубочки часть с гофрой (гармошкой), оставляя негофрированные кончики по 1,5 см
С помощью клеющего пистолета закреплю трубочки на силуэтах. Есть два варианта крепления: горизонтальное (с гофрой) см.на волке; вертикальное (просто кусочек трубочки 2 см) см. на поросенке.
Чтобы понять в дальнейшем, какие крепления будут вам удобны, вставьте палочки в трубочки.
Попробуйте силуэты поводить, поиграйте ими. Мне в принципе, оба крепления понравились. При этом я поняла, для каких силуэтов я буду использовать только вертикальное крепление, а для каких использую горизонтальное.
Фигуры-силуэты готовы. Теперь займемся декорациями. Мы основу уже подготовили, когда наклеили силуэты декораций на черную бумагу, вырезали, заламинировали и еще раз вырезали. Теперь нам необходимо укрепить силуэты и заодно сделать систему крепления к ширме. К силуэтам приклеиваем палочки для барбекю на клей-пистолет заостренным концом книзу.
Чтоы полноценно воспользоваться нашими подготовленными силуэтами, приведем в готовность ширму. К моему счастью, у нас на группе оказалась такая ширма.
Основные конструктивные изменения мы внесем внутри ширмы
Нам потребуются несложные инструменты: На нижней планке окна разметим места для пластиковых креплений.
Закрепим гвоздями пластиковые крепления (эти крепления обычно используют в электрики, для фиксации проводов к стенам), заодно примерим, как будут входить палочки от декораций. Крепления должны быть зафиксированы жестко, не болтаться, иначе все наши декорации не будут располагаться правильно. На верхнюю планку окна с помощью супер-клея «Момент» закрепим швейные крючки. Они нам нужны для размещения на них таких декораций, как облака, солнце, месяц, птицы. Под крючками крепим ленту вилькро (липу). Лучше закрепить на мебельный стиплер, чтобы не оторвалась.
На нижнюю планку над креплениями для декораций, так же зафиксируем ленту вилькро. С внешней стороны все это даже смотрится интересно. Универсальность проведенных манипуляций в том, что все эти крепления можно использовать не только для теневого театра, но и для разыгрывания любого другого кукольного спектакля.
На ленту вилькро мы будем крепить белый экран. Экран сделаем из отреза бязи белого цвета. С помощью сантиметровой ленты отмерим ширину и высоту окна. (вместо ткани можно использовать кальку, к сожалению, она менее надежна) Выкроим кусок прямоугольной формы, аккуратно обработаем края. На верх и низ пришьем ленту вилькро – вторую ее половину. Теперь экран можно поместить на ширму. Он будет держаться на ленте вилькро в натянутом состоянии.
Мне внешне ширма показалась теперь скучной. Поэтому решила ее преобразить. Занавес-шторки украсят наш театр.
Сошьем ламбрекен из узкой прямоугольной полоски ткани. Ламбрекен закроет верхнюю перекладину окна. Из прямоугольников с обработанными краями получится занавес из двух частей. Обе части по бокам можно собрать. Можно сделать съемную фибулу, чтобы занавес мог полностью закрывать окно или быть открытым беспрепятственно. Самоклеющейся пленкой в тон нашему занавесу, я обклеила нижнюю часть ширмы.
Для сравнения: что было и что стало
Наш театр почти готов к показу спектакля. Осталось установить необходимый свет и пригласить актеров со зрителями. Чтобы зрители могли увидеть спектакль, нам понадобится два источника света. В качестве источника света выступят обычные налобные фонарики. Они безопасны и легки в использовании.
Фонарики я закрепила на дверцах ширмы. У моих фонариков есть поворотный механизм, что поможет нам выбирать направление света. При этом спектакли можно смотреть и при дневном свете и в темном помещении. Силуэты будут одинаково хорошо видны в обоих случаях. Позовем актеров и зрителей. Актеры будут находиться за ширмой, и «кукловодить», показывая и рассказывая удивительные истории и сказки. Приглашаем к нам на спектакль! Приятного просмотра! И приятной работы с этим материалом!
Силуэты персонажей и декораций можно скачать
здесь
Рекомендуем посмотреть:
Фотоотчет со сказки «Аленький цветочек» Конспект театрализованного занятия во второй младшей группе Конспект совместной театрализованной деятельности в подготовительной группе по русской народной сказ Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе
Похожие статьи:
Мальчик-пальчик, где ты был? (Игры с детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики рук)
Сказка «По щучьему веленью» на новый лад. Сценарий по ролям для старших дошкольников
Оформление логопедического кабинета ДОУ
Развивающее панно для детского сада своими руками
Персонажи для театра
Театр теней бывает разным в зависимости от персонажей. Существует, например, пальчиковый театр – используются тени от рук. Пальцы складываются так, чтобы получились нужные. Подобный театр хорош для детворы – он развивает моторику рук. Для подобных спектаклей подойдет маленькая «сцена».
Более масштабно выглядит кукольный театр. Подразумевается представление с дополнительными декорациями и фигурками. Могут использоваться для создания театра теней своими руками для детей трафареты. Размер кукол – примерно около 10 см (рост и размер легко меняются благодаря отдалению и приближению).
Фигуры создают из картона, закрепляются на деревянных шпажках или также на картоне. Можно сделать иначе: вырезать бумажные фигурки и наклеить на картон. Важно промазать клеем материал, но при этом не обильно, чтобы основа не испортилась.
Кукол нужно высушить под прессом, а затем дополнительно покрыть сверху слоем клея ПВА. Кисть требуется полусухая. Желательно картонных кукол покрасить черной краской – они будут заметнее.
Варианты использования театра теней в детском садустатья на тему
Идет прием заявок на участие в фестивале методических идей «<a href=»https://www.supporttalent.ru/events/5170/»><strong>Пеликан</strong></</span>a>» от <strong>АНО «ЦПИ «Ариадна»</strong>
ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРА ТЕНЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
автор: воспитатель МБДОУ д-с к-в № 7 города Кропоткина Т.Е. Кузьменко
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поговорить с Вами о давно известном, но незаслуженно забытом в дошкольных учреждениях виде театра — театре теней. Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока — Индонезия, Корея, Китай, Япония, Индия. Для представления понадобится хорошее освещение и плоский экран. Оборудование теневого театра легкое, компактное, не требующее особых затрат. Техника теневого театра проста, она позволяет мгновенно менять декорации, производить различные эффекты. Итак, как уже было сказано, для представления требуется источник света и экран. Источником света может быть настольная лапма, диапроектор, окно, освещенный дверной проем. Экраном может быть ширма, стена, простыня, натянутая на каркас или дверной проем. Я бы сказала, что театр теней — это зимний вид развлечений — короткий световой день позволяет, без использования затемнения, получать четкие и яркие тени. Кроме того, тень — это всегда что-то немного потустороннее, волшебное, и, по моему мнению, настроение теневых спектаклей перекликается с настроением наших любимых зимних праздников — Нового года и Рождества. Но это совсем не значит, что мы не можем использовать театр теней летом, весной и осенью!
Ширму для представления можно сделать из картонной коробки: одна из стенок убирается, затем вырезается окошко, которое затягивается непрозрачным плотным материалом — например, бумагой для выкроек. Представление производится за экраном. Кукловод должен находится между экраном и источником света, чтобы зрители смогли увидеть темные силуэты кукол-персонажей. В традиционном варианте куклы театра теней плоские и изображены в профиль, так как профиль более выразителен. Но мы используем не только профильные, но и фасовые фигуры. Для придания большей выразительности куклам театра можно внести некоторую механизацию — по принципу кукол-дергунчиков или бородинских игрушек.
Теневой театр можно сделать и цветным, использовав в оформлении кукол цветные прозрачные пленки, пластмассы. Хорошо подходят для этих целей пластиковые прозрачные папки-уголки. Синяя папка поможет изобразить синее море, папка темного цвета — ночь. Если сделать по всей плоскости пластика проколы, получим эффект звездного неба. Очень интересно смотрятся кружева, сетки, ажурные материалы. Сама кукла выполняется из картона, кожи, синтетических материалов.
Куклы театра теней могут быть не только плоскими, но и объемными. Можно сделать куклу из платка: середина платка завязывается узлом, в который просовывается указательный палец, фалды платка распределяются на средний и больщой пальцы, и актер готов к представлению. Можно задействовать в предаставлении перчаточные куклы.
Кроме кукол, в театре может использоваться живая рука. Таким образом, теневой театр является одним из видов работы, который может быть использован для развития моторики рук у детей. Теневой театр позволяет развивать точные, дифференцированные и согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает интерес к выполнению упражнений ребенком, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным и т.д.
Сначала ребенок должен привыкнуть к тени: во-первых, увидеть ее, во-вторых, следить за изменением тени в процессе выполнения каких-либо движений. Чтобы было интересно выполнять упражнения, придумаем какой-либо игровой сюжет, например, бабочка порхает с цветка на цветок и т. п. Показ фигур сопровождаем ярким и эмоциональным рассказом, стихами или музыкой. Если ребенок затрудняется в изображении фигур, окажем ему помощь: возьмем его руки в свои и выполним необходимые действия. В театре живой руки можно использовать дополнительные предметы, которые добавляют выразительномти образу. В группе создана картотека фигур театра теней «живая рука», и каждый ребенок может попробовать показать что-то самостоятельно, пользуясь карточками, а, возможно, придумать что-то свое.
Большая ширма теневого театра позволяет участвовать в представлении людям-актерам. Сделать ее несложно — нужны две опоры и простыня, в верх и низ которой вставлены металлические трубки. Источник света для большой ширмы должен быть более мощным — например, прожектор. И устанавливается, и убирается сооружение быстро и легко. Все согласятся, что создать костюм сказочного персонажа, например, семиголового дракона, довольно сложно, а в театре теней образ создается без осробых затрат — три ребенка, став друг за другом, держат в руках картонные головы дракона, седьмая маска надета на голову первого актера. Сказочное чудовище смотрится очень эффектно! Так же, при создании образов других сказочных персонажей можно ограничиться только элементами костюма — кокошником барышни, короной и мантией короля, шлемом и мечом богатыря. Персонаж теневого театра может появиться в ходе развлечения на несколько минут, и это всегда придает представлению настроение волшебства.
Большая ширма теневого театра может быть использована в интересной игре, например, такой, как «Назови прсонаж. Узнай актера». Двум участникам предлагается, втайне от зрителей, первоплотиться в какого-то персонажа, используя атрибуты, элементы костюма и подручный материал. Появившись перед зрителями, участник выполняет движения, входя в образ, а зрители должны узнать персонаж и назвать актера. Игра проходит обычно живо, весело, с большим эмоциональным подъемом. Так же интересна игра с названием «Портрет именинника» — она проводится обычно в день рождения кого-то из детей. Воспитатель на листе ватмана обводит профильное изображение головы ребенка и предлагает детям раскрасить и дорисрвать силуэт. По завершении работы портрет дарится имениннику с наилучшими пожеланиями.
Дорогие коллеги, надеюсь, что материалы статьи были для Вас небезынтересны, желаю Вам здоровья и творческих успехов!
Идет прием заявок на участие в фестивале методических идей «<a href=»https://www.supporttalent.ru/events/5170/»><strong>Пеликан</strong></</span>a>» от <strong>АНО «ЦПИ «Ариадна»</strong>
Расположение экрана, источника света и персонажей
Экран располагают между зрителями и осветительным прибором. Источник света размещают чуть сбоку, не слишком близко к самому экрану. Тогда тени будут четче. Расстояние – около 25 см.
Тень меняется в зависимости от расстояния между фигурой и источником освещения. Чтобы, например, волк казался больше, нужно отодвинуть персонажа дальше. Для первых постановок желательно использовать немного героев – двух или трех достаточно. Потренировавшись, можно создавать более сложные представления.
Усложненный вариант
Театр теней для детей своими руками по шаблонам создать можно за полчаса, но если времени больше, стоит продумать дополнительные детали. Например, добавить декорации. Их создают из картона и прикрепляют плотно к экрану, используя скотч или скрепки. Тогда декорации не будут неожиданно падать.
Фигурки несложно «оживить» — сделать более подвижными, используя мягкую проволоку. С помощью нее приматывают руки, ноги, крылья и прочие детали.
Вечер с представлением легко «обыграть»: оформить занавес и нарисовать яркие билеты. А если представлений планируется несколько – распечатать программки для зрителей. И, конечно, нужен антракт, во время которого можно угостить зрителей вкусной домашней едой.
театр теней «Петя и Тошка» план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия по театрализованной деятельности
в старшей группе
воспитатель Рыбкова Н.А.
Тема: театр теней «Петя и Тошка» Программное содержание: Образовательные задачи: закрепление имеющихся у детей знаний о виде театра теней, о правилах поведения в общественном месте, театральных понятий; Развивающие задачи: прививать интерес к театрализованной деятельности; развивать внимание, память, воображение и умение самостоятельно решать проблемные ситуации; формировать умение детей творчески перевоплощаться. Воспитательные задачи: воспитание у детей гуманных чувств (сострадания, сопереживания)
Материалы и оборудование: ширма, театр теней, фильмоскоп, афиша, билеты, «контролер».
Ход занятия.
1 Организационный момент.
Воспитатель: Дети, у меня сегодня прекрасное настроение, а у вас? Вы хотите отправиться туда, где всегда присутствует хорошее настроение? А куда мы с вами отправимся догадайтесь сами… там есть афиша… занавес… сцена, актеры. Догадались? Конечно, я приглашаю вас в театр.
2. А вы знаете, что театры бывают разные? В одном из них мы побываем с вами сегодня. А что это за театр, мы узнаем из афиши. Афиша – это объявление о представлении. — Кто из вас умеет читать? Давайте попробуем прочитать вместе. (читаем) Для того чтобы попасть в театр, мы должны приобрести билеты. Билет получит тот, кто вспомнит правила поведения в театре, что нельзя делать в театре (нельзя: шуметь, бегать, разговаривать, кушать, вставать с места… — А почему? (потому, что это мешает артистам, зрителям) — При входе в зрительный зал, оставляйте свои билеты у контролёра и занимайте свои места.
3 Работа по теме. Итак, мы с вами попали в театр. — А какой это театр, вы помните? (теневой) -Вспомните, как называется спектакль? — Ребята, кто в театре показывает спектакль? — А кто смотрит спектакль? (значит, вы зрители) — Как зрители приглашают актеров на сцену? (аплодисментами) Представление начинается, желаю вам приятного просмотра.
4 Показ спектакля. «В одном небольшом городке жила обычная семья, такая же, как у вас и у меня. В этой семье рос мальчик Петя. Он был веселым и озорным. Петя очень любил играть. У него было много друзей, но самым лучшим и преданным другом был пёс Тошка: Тошка, Тошка, ты где? Иди скорей играть в мяч. Лови! Еще лови! Но тут их позвала мама. Как жаль, что пора идти домой. Тошка, а давай поиграем тихонечко в комнате, пока мама готовит обед. И они стали играть. Петя высоко подбросил мяч и он попал в вазу. Ваза упала и разбилась: что же я наделал? – сказал Петя. На шум в комнату вошла мама и спросила: «Кто разбил мою любимую вазу?. » А Петя ответил: «Это Тошка разбил вазу». Мама рассердилась и сказала: «Тогда нам не нужен такой пес! », и выгнала его. «А раз ты Петя вел себя хорошо, я угощу тебя конфеткой». Петя взял конфетку, опустил глаза и заплакал.
5 Обсуждение. Ну, вот спектакль и закончился. Да непростая история произошла с Петей и Тошей. Ребята, как вы считаете, почему Петя заплакал? Ведь мама не ругала его, а даже угостила конфетой? — А вам тоже жалко Тошу? А почему? — Как вы думаете, он виноват? — Разве настоящие друзья так поступают? — Как бы вы поступили на месте Пети? — Как бы вы поступили с Тошей? -А как вы думаете, у щенка можно попросить прощения? Мне очень понравился бы такой конец истории.
6 Динамический этюд. А вы хотите попробовать себя в роли актеров? Я предлагаю вам стать актерами и разыграть сценку, как мы пошли в лес. Звучит музыка. Я буду говорить, а вы должны показать это с помощью жестов, мимики, движений. — Ребята на нашем пути течет ручеек, как же нам его перейти? А я пройду по камешкам. Кажется, я застряла! Кто мне поможет? (подаст руку). Спасибо Саша, ты настоящий друг. Вот до леса дошли – появились комары. Вдруг в небе появилась туча. Дети, вы взяли зонты? Тогда скорее раскрывайте. А я забыла дома. Что же делать? (какие вы внимательные). Снова выглянуло солнышко, закрывайте зонты. Ребята вы не только оказались хорошими актерами, но еще и добрыми, внимательными и отзывчивыми детьми.
7 Ребята, вы хотите стать актерами теневого театра? Тогда давайте пройдем за кулисы. Знакомство с теневым театром (оборудование, показ кукловождения). Оборудованием теневого театра являются силуэты кукол, вырезанные из черного картона…
Ну, вот вы и познакомились с кукловождением теневого театра. А вы хотите показать спектакль? Давайте еще раз вернемся к истории мальчика Пети. Мы придумали счастливый конец. Давайте его покажем. – Для спектакля нам нужно 3 артиста. Кого же выбрать, вы все такие молодцы. Что же делать? (может кто-то уступит роль). А я предлагаю выбрать актеров считалкой. Я знаю интересную считалку (она должна быть доброй и короткой) .Катилось яблоко по огороду и упало прямо в воду. «1, 2, 3, 4, 5 – выходи тебе играть». Артистов выбрали, теперь нужно распределить роли. Остальные ребята будут зрителями. Ведь театр без зрителей не бывает.
8 Повторный показ спектакля детьми.
Услышав шум, в комнату вошла мама…. Петя взял конфету, опустил глаза и заплакал. А мама спросила: «Почему ты плачешь? » Пете стало стыдно и он признался: «Прости мама это я разбил твою любимую вазу, а Тошка здесь не причем. Давай возьмем его обратно». «Хорошо »- сказала мама. — Тошка, Тошка иди скорее сюда. Тошка подбежал к мальчику. Петя наклонился к нему и сказал: «Прости меня друг». В ответ Тошка, только лизнул Петю теплым языком.
9 Ну, вот и закончилась наша история про мальчика Петю и его лучшего друга щенка Тошку.
Артисты выходят на поклон. Вам понравился театр теней. Я вам его дарю.
Выбор сюжета
Лучше всего начать с народных сказок. У них простой сюжет и не очень много персонажей. Кстати, в Китае, откуда родом теневой театр, во время одного спектакля могли использовать до тысячи фигур.
Прежде чем давать представление, нужно разобраться в таинстве теневого театра. Например, чтобы кукла незаметно исчезла (или вдруг появилась), нужно повернуть ее ребром к экрану и убрать.
Прежде чем давать представление, нужно изучить секреты теневого театра. Например, чтобы кукла или декорация незаметно исчезла (или вдруг появилась), нужно повернуть ее ребром к экрану и переместить.
Чтобы зрители не томились в ожидании «актеров», кукол нужно заранее расположить по порядку. Создавая театр на палочках своими руками по шаблону, стоит добавить еще и дополнительные эффекты – звуковые. Нужно лишь подобрать подходящую музыку. А если передвигать источник света, можно изобразить непогоду, бурю или снегопад.
Театр теней почти не изменился с давних времен. Постановка света и использование силуэтов точно такая же. Но теперь для домашних спектаклей гораздо проще найти и распечатать необходимые трафареты. А в прошлом кукол создавали мастера, которые прорабатывали фигурки до нюансов.
Театр теней как средство развития творческих способностей детей
Библиографическое описание:
Ращупкина, О. Н. Театр теней как средство развития творческих способностей детей / О. Н. Ращупкина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 119-122. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13933/ (дата обращения: 18.01.2022).
Театрализованная деятельность в детском саду — это волшебный мир сказки. Играя в театр, ребенок раскрывает свой творческий потенциал. Именно театральная деятельность в большей степени позволяет развить творческие способности ребенка. В детских садах используют разные виды театра:
настольный театр;
стендовый;
верховой;
наручный;
напольный;
театр живой куклы
Но очень редко используют театр теней, более того, в этом направлении очень мало литературы.
Начиная работу по данной теме, я изучила литературу, задачи, средства и методы работы, а также историю возникновения теневого театра.
Данный вид театрализованной деятельности очень актуален. Принимая участие в спектаклях и их подготовке развиваются творческие способности ребенка, а также помогает тем ребятам у кого имеются трудности в общении, развивает мелкую моторику пальцев. Дети очень любят заниматься сочинительством, здесь они являются кукловодами, что дает им прекрасную возможность проявить себя сказочниками. Более того театр теней является хорошей профилактикой страха темноты у детей.
Немного истории…
История возникновения такого вида искусства в разных странах различна, вот самые интересные:
В Китае, например, более 2000 лет, более того этот вид театра является родоначальником драматургии в Китае. Первые записи о таких театральных представлениях относятся к 1000 году н. э., хотя исследователи уверены, что они существовали гораздо раньше. Большинство ученых утверждают, что искусство театра теней уходит корнями в Китай. По древней легенде Император Уди очень любил одну наложницу, и слишком тяжело переживал ее смерть. Ничего не радовало Императора, настолько он был опустошен, что даже забросил все важные дела. Придворные как могли старались вернуть его к жизни, но ничего не помогало, и тогда один из художников двора создал куклу из бумаги похожую на наложницу. Когда наступила ночь, Императора пригласили посмотреть. Подсветив шелковый экран, придворный изображал ее движения, подражал ее голосу. Император настолько был воодушевлен, что вернулся к жизни и своим обязанностям.
Ко второму тысячелетию, театр теней был очень распространён в Китае и Индии. С войсками Чингиз-хана распространился также в других регионах Азии. Наивысшей формы в Турции достиг в XVI ст., был популярен в Османской империи. В 1767 году, из Китая техника театра теней была привезена на родину французским миссионером Жюлем Алодом. В 1776 году она стала известна в Великобритании. Немецкий поэт Гете проявлял интерес к этому искусству, а в 1774 году сам устроил его представление. Одним из самых известных и влиятельных в Китае и в XXI веке остаётся таншаньский театр теней. В Чэнду есть музей театра теней (кит. упр. 成都中国皮影博物馆).
Сегодня среди коллекционеров ценятся ажурно изготовленные кожаные марионетки, а самому театру теней, в классическом виде, грозит исчезновение.
В середине 2000-х зародилось новое течение театра теней, в котором вместо марионеток танцоры, используя свою гибкость и пластику, создают перформансы пользуясь, в первую очередь, своим телом. К концу десятилетия течение приобрело большую популярность и во многих странах мира начали зарождаться свои театры теней. Самым популярным из таких новых театров теней можно считать театр теней Pilobolus. А среди известных можно назвать так же Attraction, El Gamma Penumbra, Delight, Fireflies, Verba, Три Крыла, Шоу театра теней из Москвы, SHADOW LAB, от проекта SHIK-BALET.
Театральная деятельность — это одна из форм работы с детьми в детском саду, которые раскрывают и развивают творческие способности ребенка. Такая деятельность способствует более продуктивному усвоению целевых ориентиров, определенных программой.
Согласно принципам федерального государственного стандарта реализация Программы должна производиться в формах, специфических для детей, прежде всего «…в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка…»
Дошкольники очень любят смотреть спектакли. Он для них понятен и доступен, а теневой театр еще и содержит элементы мультипликации. Дети видят на экране знакомых и любимых персонажей: мишка, котик, зайка, лошадка, современные мультипликационные персонажи: Смешарики, Лунтик, Барбоскины, Ниндзяго, и многие другие. Детей приводит в восторг, что эти персонажи двигаются, разговаривают, обращаются к зрителям. Важно, театр рассматривать не только как развлекательное мероприятие, но и показывать через спектакли примеры дружбы, честности, трудолюбия и доброты. Именно в этом возрасте у детей формируется характер, интересы, отношение к окружающему миру.
Как организовать теневой театр в группе детского сада? Главное иметь желание! Несомненна, и роль родителей здесь очень важна.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Главная идея взаимодействия между родителями и дошкольным учреждением в том, что родители несут ответственность за воспитание детей, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Именно поэтому необходимо привлекать родителей к совместным идеям и проектам. Из опыта моей работы, родители с большим удовольствием идут на встречу педагогу. В создании нашего театра теней родители принимали самое непосредственное участие.
Все необходимое для показа подготовить несложно. Экран можно сделать из картонной коробки большого размера, вырезать экран, приклеить кальку или белую простынь нужного размера. Лампу, я покупала на прищепке, она очень практична. Главное, чтобы свет располагался между актером и экраном, для этого лампу прикрепляют сверху, и направляют на экран.
Персонажи и декорации можно нарисовать самим. Хотя есть и другие варианты, к примеру, готовые шаблоны можно купить в Интернете.
Подбор картинок очень важен, желательно, чтобы все персонажи одной сказки были выполнены в едином стиле. Когда комплекты картинок составляются к каждому литературному произведению, это помогает выдержать масштаб картинок их стилистическое решение. Будет не логично если в к примеру в сказке Маша и медведь, Маша вдруг окажется выше медведя, или в сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть» неожиданно Соломинка окажется шире Лаптя.
Условность театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Именно поэтому дети так позитивно включаются в магию происходящего на экране: отвечают на вопросы персонажей и помогают им, предупреждают об опасности. Необычность зрелища захватывает их и переносит в мир волшебной сказки. Театрализованная деятельность приносит детям радость и непередаваемый восторг.
Мы живем в Архангельской области, здесь зимний день очень короткий, в основном в дневное время суток темно, и это самая благоприятная среда для теневого театра. Между тем, это и замечательная профилактика страха темноты у детей. Зачем бояться темноты, когда так интересно и весело можно поиграть. Начинали с детьми простые диалоги в пальцевом театре теней. Такая форма работы позволяет помимо всего прочего еще и развить мелкую моторику пальцев, здесь в качестве сценария брали известные ребенку стихи, басни и небольшие сказки.
Роль педагога в организации и проведении спектакля велика. Важно организовать совместную деятельность и осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. Поставить четкие задачи перед детьми и передать им инициативу. Обратить внимание на сложности каждого ребенка, если они имеются.
В своей работе использовала не только народные сказки, но авторские. Так, к примеру в книге «Кукольный театр» Т. Н. Караманенко и Ю. Г. Караманенко представлены сценарии сказок различных авторов. Сказки не сложные, интересные, веселые и поучительные. С детьми показывали сказки, не только в группе, но и приглашали родителей, ребят из соседних групп. Участвовали в городском конкурсе, где заняли первое место. Отзывы присутствующих говорят сами за себя о важности такого вида деятельности. К примеру, отзыв родительницы одного из воспитанников Марины Рузавиной:
18 января 2022 г. я была в театре, который получился благодаря стараниям воспитателя нашей группы № 7 Оксаны Николаевны Ращупкиной. Спектакль был поставлен по украинской народной сказке «Колосок». Актеры — ребята из группы, они все отнеслись к порученному им заданию ответственно, много репетировали и разучивали слова.
Представление теневого театра прошло хорошо, некоторые актеры от переживаний забывали слова своей роли, но все-таки смогли справиться с волнением.
Зрители с интересом смотрели представление, смеялись и хлопали. Всем ребятам, не участвующим в спектакле, пришлось пообещать, что в следующей постановке они тоже станут актерами.
Организация спектакля теневого театра — отличная задумка воспитателей, благодаря которой дети познакомились с таким видом театра, увидели его «закулисную» сторону. Участие детей в подобных постановках заставляет их проявить свою фантазию и развивает речь, творческие способности, артистизм. Дети вместе готовятся к общему действию, репетируют, стремятся хорошо выступить перед своими друзьями.
Дети смогли показать разные характеры героев сказки — положительного героя петушка, трудолюбивого и ответственного, и стремление мышат подражать ему, бороться со своими недостатками. Мне понравилось представление, с удовольствием приду смотреть следующую постановку, а воспитателю желаю удачи в этом довольно сложном деле.
Отзыв родителей, он всегда положителен, ведь приятно смотреть на своего ребенка, поэтому важно мнение и педагогов: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МБОУДО ДЮЦ П. С. Ильюшенкова:
Театрализованное развлечение «Плохой хвостик» предназначено для дошкольников 6–7лет. Основная цель данного развлечения: создание условий для эмоционального развития детей в процессе театрализованной деятельности. Цель была достигнута в ходе реализации следующих задач:
Образовательных: Способствовать использованию как вербальных (темп, сила голоса, интонационная выразительность), так и невербальных (жесты, мимика, поза) средств выразительности. Вызвать в детях состояние творческого поиска, вдохновения. Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
Развивающих: Развивать представления детей о нравственных качествах человека, уверенность в победе доброго начала. Развивать пластику, моторику, чувство ритма, музыкальные способности.
Речевых: Познакомить детей с новыми словами: занавес, декорации, афиша, аплодисменты, негодование.
Воспитательных: Воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу.
При посещении развлечения мною были сделаны следующие выводы: приемы и методы, применяемые в ходе развлечения, полностью соответствовали возрастным психологическим и физиологическим особенностям детей 6–7 летнего возраста. На занятии происходила смена видов деятельности, достаточная для успешного выполнения задач педагогом и детьми без видимого утомления и скуки.
Педагогом и детьми была проведена большая подготовительная работа, которая, несомненно, оказала огромное влияние на развитие эмоционального интеллекта воспитанников. Данное развлечение развивает творческие способности детей, способствует активизации воображения, развитию логического мышления, предлагая детям ситуативно-деятельный подход к решению различных видов задач.
Особенно хотелось бы отметить активность и заинтересованность всех ребят на протяжение развлечения.
По моему мнению, проведение подобной работы повышает самооценку детей дошкольного возраста, учит их умению слушать и слышать, помогает самопрезентации воспитанников, сплачивает детских коллектив, учит относиться друг к другу уважительно и терпимо. Предлагаемый материал соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Предлагаемые игры, творческие задания позволяют детям проявить актерское мастерство, преодолеть трудности межличностного взаимодействия, способствуют развитию речевых навыков, повышают уровень общей культуры. Такая форма проведения досуга наиболее оправдана для детей старшего дошкольного возраста, так как является одной из форм подготовки к школе, позволяет значительно повысить интерес дошкольников к обучению. Считаю, что данную форму работы полезно развивать и далее, возможно, привлекая к выполнению различной подготовительной работы родителей воспитанников.
Конечно в условиях группы не стоит требовать сделать большой сложный спектакль, который посилен лишь профессионалам — это и невозможно и не имеет смысла. Пусть лучше будет маленькая сказка, небольшой диалог между персонажами разыгранная детьми, здесь важно интерес детей, их воображение и творческое решение. Необходимо проводить игры в театр теней систематически.
Из всех видов кукольного театра в детских садах наименьшей популярностью пользуется теневой театр. И как мне кажется, незаслуженно обделен вниманием педагогов. Магия театра теней создает теплую, домашнюю атмосферу, где даже самый застенчивый и робкий ребенок проявит желание быть актером, ведь за ширмой его не видно, и он потихоньку начинает раскрепощаться.
Литература:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Театр_теней
- https://kladraz.ru/blogs/elena-sergevna-gribova/-sovremenyi-tenevoi-teatr-v-dou.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/vzaimodeistvie-dou-i-semi-v-ramkah-vedenija-fgos-do.html
- https://diplomba.ru/work/103949
- https://infourok.ru/teatr-teney-kak-sredstvo-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-1763062.html
Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, театр теней, теневой театр, Китай, театрализованная деятельность, вид театра, детский сад, творческая способность ребенка, форма работы, театральная деятельность.