Театр на ложках в детском саду своими руками. Пошаговый мастер-класс с фото


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Образовательный проект «Кукла на ложке — театр в ладошке»

Авторы:

  • М.А Мауль,
  • Т.В. Самхарадзе,

Воспитатели ГБОУ «Школа№2098» г. Москвы

«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.» Н.В. Гоголь

В современном детском саду используется много видов кукол для театрализованной деятельности. Однако для поддержания интереса детей к родной культуре и семейным традициям, активизации познавательно-творческой деятельности и привития нравственных ценностей и доброты необходимо постоянно обновлять развивающую среду театральных центров (уголков) детского сада

Для реализации задач духовно — нравственного воспитания и развития дошкольников нужны куклы-образы, способствующие формированию у детей ценностно- смысловых представлений о мире, добре, и зле, нравственных качествах народных идеалов. Эта идея раскрывается в Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России (1), предлагая национальный воспитательный идеал. Для малышей такими идеалами являются образы народных сказок и былин (2): добрые молодцы, красны девицы, богатыри, мастера и рукодельницы, образы доброй матушки, заботливого и мудрого батюшки. По согласованию с родителями этими образами могут служить образы русских святых и образы библейских и евангельских сюжетов.

Кукла на ложке, ложковый театр становится все более популярным в работе дошкольных организаций. Кукла на ложке, ложка в руке – этот принцип помогает детям освоить приемы кукловождения. Исторические корни куклы на ложке можно соотнести с куклами для вертепных театров со стержневым основанием, на котором закреплялась одежда, украшения. Еще одно преимущество ложкового театра – широкие возможности его использования для театрализации для детей от двух до семи лет. В четыре года ребенок может помогать взрослым в изготовлении кукла, а в пять – даже сделать ее сам. Для этого нужны ложка, лоскутки и тесемочки. Надо обратить внимание детей на художественный образ куклы, подбирая лоскутки для одежды, развивая мелкую моторику при ряжении куклы или технические навыки в использование клея и сборке мелких деталей для глаз, волос, бантиков, ротика и носика.

Образ куклы на ложке должен быть знаком детям, притягателен и любим, лишь в том случае он будет стимулировать детское воображение, развитие и творчество. Такие куклы-образы должны быть легкими в изготовлении и обязательно нести ценностно – смысловую воспитательную нагрузку. Куклы – актеры и актрисы должны быть эстетически приятными, яркими, легкими, доступными и безопасными в управлении для детей.

Высоко оценивая выявленный педагогический потенциал кукол на ложках, нами разработан образовательный проект «Кукла на ложке – театр в ладошке». Его цель – развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности, обеспечение условий для взаимосвязи с другими видами детской деятельности в целостном педагогическом процессе. Среди задач выделим наиболее важные.

  1. Социально – коммуникативное развитие: усвоение нравственны норм и ценностей русской культуры, развитие культуры общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  2. Познавательное развитие: знакомство с новым видом кукольного театра – театром ложек, развитие умение обыгрывания слов куклами; развитие воображения и творческой активности, интереса к духовно – нравственной культуре, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
  3. Речевое развитие: обогащение словаря, развитие речевой культуры, в том числе связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
  4. Художественно-эстетическое развитие: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; формирование предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; обучение детей изготовлению кукол для театра ложек, мотивация к самостоятельным играм с театральными куклами и включению в самостоятельные игры песенных и танцевальных импровизаций; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
  5. Физическое развитие: приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие физических их качеств (координация и гибкость), развитие мелкой моторики обеих рук, привитие ценностей здорового образа жизни при формировании полезных привычек через традиции русской культуры.

Проект реализует образовательную программу в формах деятельности, специфичных для дошкольников, прежде всего в форма игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. В проекте учувствуют воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители. Проект рассчитан на четыре месяца (декабрь, январь, февраль, март). Тип проекта — познавательный, игровой.

Ожидаемые результаты:

  • Повышения компетентности воспитателей и других участников образовательного процесса в развитии способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром.
  • Развитие ребенка во всех направлениях образовательных областей.
  • Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
  • Повышение уровня общей культуры детей дошкольного возраста.
  • Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
  • Повышение уровня приоритетности и общепризнанности в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь.

Этапы проекта

Цель первого, подготовительного этапа-определение у детей и родителей уровня знаний о ложечном театре для достижения этой цели мы решаем следующие задачи: создаем условия для диагностики (разрабатываем критерии для оценки знаний и умений, тесты, опросники, анкеты, подбираем методическую литературу); диагностируем первичный уровень знаний детей о кукольном театре; побуждаем родителей принять участие в анкетировании; выбираем методы диагностики уровня творческих способностей детей, в том числе формализованные (тесты опросники) и неформализованные (наблюдения, беседы), выявляем уровень творческих способностей каждого ребенка.

Успеху первого этапа способствует эмоционально-благополучная атмосфера в группе детского сада. Наличие специальных педагогических условий для развития детского творчества и предметно-развивающей среды.

Важно составить перспективный план работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников средствами театрализованных игр, провести анкетирование родителей «Как вы учите добру?». Мы также ведем индивидуальные беседы и консультации с родителями. Выявляя их заинтересованность в пополнении театрального уголка, а также возможности и способностей в той или иной области рукоделия.

Второй этап предполагает организационно – педагогическую работу, направленную на создание условий для расширения кругозора детей, воспитание людей, любящих и понимающих искусство, стремящихся к театральному творчеству.

Задачи основного этапа: познакомить детей с историей возникновения деревянной ложки и способами ее изготовления; познакомить детей и родителей с кукольным театром; познакомить детей и родителей с кукольным театром на деревянных ложках; рассказать детям о творчестве С.Я. Маршака ( «Сказка о глупом мышонке»), вызвать интерес к театральной постановке этой сказки, через кукольный театр на деревянных ложках.

Для успешной работы на втором этапе мы предлагаем следующий план:

  • Занятие №путешествие в прошлое ложки». Обогащаем представление детей об истории возникновения ложки.
  • Виртуальное посещение музея (просмотр видео). Приобщаем к прошлому и настоящему наше культуры. Оформляем альбом «Музейный стенды».
  • Занятие «Ах вы ложки, мои ложки». Закрепляем умение детей играть на ложках, развиваем чувство ритма, слух. Расписываем деревянные ложки. Знакомим детей с искусствам хохломской росписи, развиваем чувство цвета и композиции; создаем условия для художественного творчества детей. Слушаем народную в исполнении ансамбля «Ложкари». Учим детей узнавать на слух, как звучат деревянные ложки; вызываем эмоциональный отклик на русские народные мелодии. Проводим опыты «Какая ложка быстрее нагревается -деревянная или металлическая?», Какая ложка легче?».
  • Занятие «Кукольный театр на деревянной ложке». Знакомим детей и родителей с новым видом кукольного театра, вызываем эмоциональный отклик, желание участвовать в спектакля.
  • Знание «Куклы из деревянных ложек». Учим детей создавать образы животных, используя нестандартный материал — деревянные ложки, картинки животных; развиваем мелкую моторику. Мастер – класс для родителей: учим разным способами изготовление кукол на деревянной ложке.
  • Занятие «Какую куклу выбрать?». Обсуждаем характеры героев, договариваемся, кто какую роль хотел бы сыграть. Подбираем музыку к тексту. Учимся передавать с помощью музыки характер, повадки и настроение героев. Проигрывание диалогов из сказки. Учимся передавать с помощью мимики, жестов, интонации, тембра голоса характера героев сказки.
  • Репетиция сказки с музыкой и декорациями. Закрепляем навыки кукловождения за ширмой.

На третьем, заключительном этапе проводим мониторинг проекта, сравниваем уровень первичного среза знаний с итоговыми результатами. Важно, что мы диагностируем знания по театрализованной деятельности в двух аспектах: театральные знания и умения и личностное развитие, затем анализируем данные и сравниваем результаты. Зрелищности третьему этапу добавляют выставка «Кукольный театр на деревянных ложках своими руками», альбом фотографий со сценами из спектакля и, разумеется, кукольный спектакль для родителей и педагогов детского сада. Советуем также завести книгу отзывов о спектаклях.

В процессе реализации проекта прослеживается значительное расширение знаний детей о духовно – нравственной культуре, традициях кукольного театра. Дети научились простейшим способам изготовления театральных кукол, овладели навыками кукловождения. И дети, и родители довольны результатами. Обыгрывая этюды с куклами, выступая перед зрителями, воспитанники совершенствуют культуру речи, обогащают ее интонационный и грамматический строй. Значительно развивается диалогическая речь. Повысился уровень общей культуры детей через приобщение их к русской народной культуре, ценностям гуманизма, уважения к окружающему миру.

У воспитанников также прослеживаются положительная динамика личностных изменений, повысился уровень коммуникативного развития. Проект способствует формированию чувства сопереживания, ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями, родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.

В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов кукол на деревянных ложках), но и увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.

Литература

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
  2. Нестеренко А. В. Этнохудожественное образование детей и подростков на основе русской традиционной культуры. М., 2008.
Следующая >

Божьи коровки из пластиковых ложек

Вам понадобится: пластиковые ложки (3 ложки для одной коровки), краски чёрного, белого и красного цвета, кисточка, чёрные пуговки либо крышки пластиковые крышки от бутылок, клеевой пистолет, ножницы.

Мастер-класс

  1. Отрежьте ручки у пластиковых ложек.
  2. Окрасьте одну ложку в чёрный цвет.
  3. Окрасьте 2 ложки в красный цвет и нарисуйте чёрные точки.
  4. Нарисуйте пуговки глаза белой краской.
  5. Приклейте сверху на чёрную ложку 2 красные ложки.
  6. Приклейте пуговку.
  7. Сделайте нужное количество Божьих коровок.

Рекомендую к просмотру видео мастер-класс!

Как сделать ананас из пластиковых ложек для украшения дачного участка


Watch this video on YouTube

Пальма – экзотичное украшение сада

Добавить на дачу нотку тропиков поможет пальма из пластиковых бутылок. Делается такой предмет украшения сада несложно, главное – соблюдать последовательность этапов. Для начала нужно подготовить материалы: большое количество пластиковых бутылок коричневого и зеленого цвета, канцелярский нож, скотч, трубка для оформления ствола и толстая веревка. Поэтапно мастер-класс выглядит так:

  1. Создание листьев.
  2. Создание ствола.
  3. Сборка всех частей конструкции.

Чтобы сделать крону пальмы, необходимо у зеленых бутылок отрезать дно, а верхнюю часть нарезать на мелкие полосы и выгнуть их в другую сторону. Крышку и горлышко трогать не нужно. В зависимости от количества бутылок пальма будет гуще или наоборот. После этого нужно взять коричневые бутылки, отрезать дно и сделать от него полосы по направлению к горлышку. Бутылок также должно быть много. Чтобы собрать дерево, к каждой крышке привязывается веревка, закрепленная внутри. Пальма послужит отличным украшением неприметного уголка на участке.

Гирлянда из весенних цветов и другие цветы из пластиковых ложек.

Вам понадобится:

— разноцветные пластиковые ложки (в данном примере розовые и голубые)

— плотный картон или ДВП

— акриловая или спрей-краска

— кисточка

— помпоны (можно купить или сделать своими руками)

— супер клей или клеевой пистолет с горячим клеем

— толстая нить.

1. Приготовьте картон или ДВП и вырежьте три одинаковых треугольника. При желании можете каждый треугольник покрасить.

2. Отрежьте от каждой ложки верхнюю часть — это будущие лепестки вашего цветка. Это можно сделать с помощью ножниц или нагреть нож, чтобы он плавно порезал пластик — такой способ опасен, поэтому лучше, чтобы этим этапом занимался взрослый.

3. Для одного цветка вам понадобится 6 ложек, а всего в гирлянде 3 цветка. Наметьте на каждом треугольнике середину и начните приклеивать по кругу пластиковые лепестки.

4. Вклейте в центр каждого цветка по одному помпону.

5. Сделайте по два отверстия в каждом треугольнике и проведите сквозь них толстую нить, чтобы в итоге получилась гирлянда.

Чем запастись и куда потом деть

Идей для изготовления различных поделок из пластиковых ложек – масса. Как правило, для большинства таких изделий потребуются базовые элементы: сами ложки, картон, клей, иногда краски или цветная бумага, ножницы.

Приступать к изготовлению поделок можно без оглядки на то, куда потом «пристроить» поделку – благодаря удобству самого материала, любое изделие будет настолько милым и оригинальным, что знакомые, друзья и родственники будут рады получить такой подарок.

Кроме того, такие поделки часто используются в быту, для украшения дома или дачного участка. На ухоженном газоне или огороде чаще всего используют поделки, выполненные в качестве цветов – так можно придать насаждениям красивый акцент. А к новогодним праздникам пластиковые ложки дадут безграничный простор для творчества.

Отдельно стоит отметить и такие виды поделок, которые могут носить функциональный характер и пригодиться в хозяйстве. Пожалуй, это весомое преимущество для любой поделки, потому как обычно результат творческих успехов не находит себе места в доме и благополучно забывается или выбрасывается.

Часы

Очень красиво и эффектно будут смотреться настенные часы в форме солнца.

Для их создания вам понадобятся:

  • Триста штук ложек из пластика.
  • Пистолет с горячим клеем.
  • Пенопласт.
  • Ножницы.
  • Часы.
  • Отвертка и болты.
  • Нож (желательно канцелярский).

Как действовать:

  1. По форме часов вырежьте круг из пенопласта.
  2. Середину нужно пометить, чтобы знать, куда следует прикрепить часы. Сделайте специальные отверстия для того, чтобы менять батарейки, заводить часы и т. д.
  3. Нижнюю часть ложек следует обрезать, чтобы остались одни чашечки и покрасить их в оранжевый или желтый свет.
  4. Обклеивайте часы по кругу, не оставляя пустых мест.

Кувшинка

Что необходимо: ложки (двенадцать штук), зелёная и прозрачная бутылки из пластика, жёлтая краска, кисточка, клей, ножницы.

Как делать:

  • отрезаем у ложек ручки;
  • склеиваем три обрезанные ложки между собой;
  • склеиваем четыре обрезанные ложки между собой;
  • склеенные три ложки приклеиваем к четырём;
  • склеиваем между собой пять ложек и приклеиваем к ним ранее склеенные ложки;
  • из прозрачной пластиковой бутылки вырезаем длинную полоску шириной около 2 см, красим её жёлтой краской, даём высохнуть, с одной стороны нарезаем бахрому;
  • сворачиваем получившуюся полоску с бахромой в несколько кругов и закрепляем клеем, приклеиваем то, что получилось в середину ранее сделанной кувшинки;
  • из зелёной бутылки вырезаем листок (можно использовать прозрачную бутылку, покрашенную зелёной краской);
  • приклеиваем кувшинку к листку.

Изготовление веера и пластиковых вилок

Для того, чтобы сделать веер из пластиковых элементов, необходимо до этого выполнить поделки из ложек и вилок своими руками хотя бы в количестве 2-3 экземпляров. В результате вы получите базовые навыки труды с пластиком, что позволит вам в дальнейшем выполнять из него весьма сложные изделия.


Необходимые элементы для изготовления веера из пластиковых вилок

Для того, чтобы скопить веер из пластиковых вилок, вам потребуется следующий набор:

  • пластиковые вилки в числе 30 шт.;
  • ленты и кружево;
  • картон;
  • клей, ножницы, а также бывший в употреблении диск CD;
  • клей или клеевой пистолет.


Клей необходимо наносить лишь на ту часть ручки вилки, которая будет приклеиваться

Уместно, подобные поделки из одноразовых вилок могут быть выполнены с применением различных техник. Так, такие веера можно украсить в стиле канзаши, что сделает их неповторимыми и оригинальными. В итоге вы сможете их использовать не только для оформления помещений, но и, например, в качестве аксессуара на карнавале.

Итак, для основы нужно будет взять картон из него вырезать круг по размеру CD-диска. Дальше он режется пополам на 2 равные части, которые потом склеиваются между собой при поддержки клея или клеевого пистолета.


Украсить веер можно при помощи атласных лент

Следующим этапом станет очерчивание внутри диска полукруга на картоне. Он будет основывать границу, до которой будут наклеиваться вилки. Вначале они клеятся на одну доля полукруга. Для этого берётся двадцать четыре одноразовой вилки, какие сначала склеиваются своей нижней частью друг с другом. Сверху нательная часть вилок закрывается второй частью полукруга.


На край веера укрепляют кружевную ленту

Чтобы поделки из пластиковых вилок, выполненные таким манером, хорошо выглядели, вам необходимо будет их украсить. Для этого берут 2 атласные ленты в числе и переплетают их, продевая сквозь вилки, завязывая на их концах банты. После этого необходимо будет взять кружевную ленту и закрепить её с помощью клея на крайнем элементе – вилке. В дальнейшем она продевается между зубцами вилок, образуя кромка веера.

Следующим этапом может стать закрепление кружевной ленты на картонном полукруге. Предварительно её необходимо будет стянуть при помощи иголки и нитки до необходимого вам размера. Оставшуюся разовую ленту необходимо приклеить так, чтобы закрыть зубцы вилок снизу.

Веер из пластиковых вилок привлечет внимание опоясывающих

Окончательно оформить подобные поделки из вилок можно при помощи розочек, уложенных из атласных лент. Для этого они крепятся на поверхность веера по вашему усмотрению. Уместно, использовать вы его можете не только в декоративных целях, но и по прямому назначению – для войны с духотой.

Не бойтесь экспериментировать при создании веера из пластиковых вилок

Поделки из ложек и вилок предоставляют размашистые возможности для творчества, поэтому не зацикливайтесь на уже освоенных вами изделиях, а импровизируйте. Отведайте, например, из пластика сделать браслет или же кольцо. Это даст возможность вам освоить новоиспеченные техники и приёмы, а также расширит ваш спектр выполняемых работ как искусника хэндмейда.

Новогодние поделки из пластиковых ложек

Когда в доме ярко выражено новогоднее настроение и весь дом хочется заполнить праздником, высвободите свою энергию в приятное время провождение с маленькими членами семьи, делая замечательные ёлочки из одноразовых ложек.

Это одно из самых простых изделий, вам потребуются пластиковые инструменты, бумажный конус, клей особой прочности, акварель. Режем приборчики, оставляя только овальные части.

Обклеиваем каркас, накладывая ряды друг на друга. На данном этапе все готово и по желанию вы можете разукрасить ёлочку в любой оттенок. Игрушка подойдет для проекта в школу или декорации для дома.

Снежинка

Новогодней игрушкой из одноразовых ложек станет обычная снежинка, которая украсит квартиру и придаст зимнюю атмосферу. Для изготовления такой поделки из одноразовых ложек требуются: сердцевина-розочка, клеящее средство особой прочности, ножнички, маленький кружочек картона.

Отрезаем кончики от шести черпачков, выкладываем на картонный кружок, склеиваем. Берем три поварешки, отрезаем всё, кроме овальной составляющей, соединяем их с уже приклеенными приборами.

В центр клеем сердцевину. По возможности украсьте наклейками в виде снежинок. Такие снежинки будут отлично смотреться на новогодней ёлке и придаст белых оттенков в квартиру.

Этапы создания божьих коровок из одноразовых ложек

Выполнять такие поделки, безусловно, будет очень интересно детям, однако некоторые манипуляции можно делать только со взрослыми.

  1. У всех ложек необходимо отрезать рукоятки, но лучше это сделать после того, как ложки будут раскрашены, а краска высохнет.
  2. Одна ложка должна быть выкрашена в черный цвет, а две – в красный. У красных ложек нужно дорисовать черные точки.
  3. Для создания «головы» божьей коровки, на крышку или пуговицу нужно нанести 2 белые точки.
  4. Склеиваем «насекомое» – на черную ложку А-образно приклеиваются две красные ложки – «крылышки» божьей коровки.
  5. К основанию конструкции клеем пуговицу или крышку. И вот перед нами милейшая поделка, на изготовление которой уйдет не более 10 минут.

Любая поделка, которая выполнена из пластиковых ложек, всегда притягательна своей простотой и одновременно красотой. Для изготовления не требуется специальных инструментов, и почти каждая поделка может быть выполнена даже самыми юными изобретателями.

Можно совершенно не ограничивать свою фантазию и выходить за рамки изучаемых мастер-классов, создавая уникальные изделия. Кроме того, такие поделки могут быть и невероятно полезными в быту, что делает их особо ценными.

https://youtube.com/watch?v=hMNGw4PaAUs

https://youtube.com/watch?v=VJS1rjKZMxw

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]