Коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательных процессов с детьми старшего дошкольного возраста «Развиваемся, играя»


Снятие тревожности у дошкольников

Главная / Занятия и тренинги / План-конспект коррекционно-развивающего занятия для детей

План-конспект коррекционно-развивающего занятия для детей дошкольного возраста

Цель занятия: Снятие тревожности.

Задачи:

  1. Развитие мелкой моторики.
  2. Развитие эмоциональной сферы.
  3. Развитие логического мышления, внимание, речи.
  4. Формирование умения снимать мышечное напряжение.
  5. Поднятие эмоционального фона.

План занятия:

  1. Организационная часть — 2 мин.
  2. Практическая часть (16 мин.). Комплекс психогимнастических упражнений комплекс психоразвивающих упражнений
  3. Заключение – 2 мин.

Необходимые материалы: мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук), музыкальная подборка, шефон.

Ход занятия:

— Здравствуйте ребята! Посмотрите за окошко. Какое время года сегодня? Правильно, зима! Зимой очень холодно, на улице снег, мороз! И зимой многие мечтают, чтобы поскорее наступило… Правильно, лето! Летом многие отправляются в теплые края, погреться на солнышке, искупаться в ласковом море, поваляться на теплом песке. … Появляется Мишутка — Ребята, не грустите! Лето обязательно наступит! Но чтобы вам поднять настроение сегодня, я хочу вас пригласить в морское путешествие уже сегодня! Вы согласны? (дети соглашаются). Ну, тогда вперед!

Погружение в сказку. Включается звук моря, дети берутся за плечи друг друга и раскачиваются с закрытыми глазами.

— Ну вот, мы с вами и в сказке. Ой, смотрите ! Нас встречают морские жители!

Упражнение 1.На экране появляются картинки морских животных вперемешку с земными животными. Дети называют морских животных, а земных убирают.

— Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? (Дети отвечают, что это морское дно). — Правильно! Мы на морском дне. Волшебная сила превращает нас в морских рыбок.

Упражнение «Рыбки». Мягкие движение кистями рук (плавники), хаотичное движение по комнате под музыку. — Дети, внимание опасность! (на экране появляется картинка акулы, звучит тревожная музыка). Дети сжимаются от страха, изображают испуг. — Волшебная сила нам помогает, и превращает в акул!

Упражнение «Акула». Дети превращаются в акулу. Делают злые, напряженные лица, руки ставят перед собой, имитируя челюсти акулы. Хаотичное движение по комнате под музыку. — Акулы уплыли по своим делам. Теперь можно расслабиться! Дети встряхивают кистями рук, делают глубокий вздох. Садятся на коврик в расслабленной позе. — Ребята, мы с вами находимся на морском побережье. Давайте превратимся в волны. Упражнение «Волны». Дети соединяют «замочком» кисти рук и делают волнообразные движения, сначала небольшие, затем «волны» все больше и больше. После выполнения упражнения – расслабление. — А теперь, давайте поиграем!

Упражнение «Игра с волной». Педагог изображает волну при помощи отреза шифона. Дети наблюдают за движением «волны». Как только «волна начинает накатывать на берег» (ведущий двигается к детям), дети убегают. «Волна откатывается в море» (ведущий отходит), и дети снова подбегают к кромке «моря». — Ну что, устали? Давайте отдохнем.

Упражнение «Я на солнышке лежу» (релаксационное упражнение). Дети лежа на коврике слушают музыку, представляют, что они загорают под летним жарким солнцем. Ну вот и закончилось наше занятие.

Давайте вспомним, что интересного происходило на нашем занятии? Происходит обсуждение. Каждый ребенок высказывает свое мнение. Ребята, вы сегодня хорошо поработали, все молодцы! До свидания!

Автор материала: Чиж Наталья Алексеевна

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Коррекционно-развивающие занятия в сенсорной комнате для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Что я вижу» Коррекционно-развивающие занятия в сенсорной комнате для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Что я вижу»

. Длительность
занятия 25 минут, занятие проводится с двумя-четырьмя детьми. Цель: совершенствование зрительного восприятия, развитие мелкой моторики, познавательной…
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Приключения под Новый год» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие познавательных процессов посредством коррекционно-развивающих игр. Задачи: • обобщить и систематизировать материал по теме «Зима»

; • развивать элементы логического мышления, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь, зрительно-пространственную…

Текст книги «Сборник коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей дошкольного возраста»

Оксана Васильевна Барсукова, Елена Николаевна Гавриш, Елена Валерьевна Пикина, Светлана Евгеньевна Хомякова, Ольга Леонидовна Цымбалова Сборник коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей дошкольного возраста Методическое пособие

© Барсукова О. В., Гавриш Е. Н., Пикина Е. В., Хомякова С. Е., Цымбалова О. Л., 2017
© Оформление. ООО «Бук», 2017

От авторов

Разработка и введение целостного федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) решает проблему формирования единого образовательного пространства. В основе качественных преобразований современной системы государственного образования лежит развитие новых вариативных подходов к обучению, определение задач образования дошкольников, а также выявление приоритетных направлений работы специалистов дошкольных образовательных организаций. В связи с введением новых стандартов образовательной деятельности, отличительной особенностью которых является направленность на переход всей системы образования к стратегии социального проектирования и конструирования, у специалистов дошкольных отделений возникают особые цели и задачи.

Необходимость создания и разработки сборника коррекционно-развивающих занятий была продиктована тем, что ежегодно в дошкольные отделения поступают дети с различными нарушениями развития. Поэтому остро встает вопрос о поиске, подборе и модификации игровых упражнений, направленных на сопровождение периода адаптации детей, сплочение детского коллектива, принятие «особого» ребенка в группе, формирование, коррекция и развитие коммуникативных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы, формирование пространственно-временных представлений, произвольной регуляции деятельности, развитие познавательного потенциала, самостоятельности и инициативы в игровой и других видах деятельности.

Важнейшей задачей дошкольного образования является психолого-педагогическая поддержка и сопровождение социализации и индивидуализации развития ребенка. Кроме того, ФГОС ДО подразумевает реализацию образовательных программ в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Данное пособие разработано педагогами-психологами, учителем-логопедом и музыкальным руководителем – сотрудниками психолого-педагогической службы ГБОУ Гимназии № 1590 города Москвы. Авторы представляют свой опыт организации практической и организационно-методической деятельности специалистов дошкольных подразделений. В пособии представлен комплект основных рабочих упражнений и развивающих игр.

Упражнения и игры составляют комплекс, охватывающий основные сферы развития ребенка: сенсомоторная сфера, речевая сфера, развитие интеллектуальной, эмоциональной сферы и коммуникативных навыков.

Предложенные игры и упражнения позволят специалистам составить комплексные конспекты коррекционно-развивающих занятий и творчески реализовать их в своей практической деятельности.

Пояснительная записка

Основными целями

программы является создание условий для развития эмоционального, социального, познавательного и интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста, а также формирование у них позитивных личностных качеств.

Задачи:

– активизация и развитие познавательных процессов и психических функций: умения различать форму, размер и цвет воспринимаемых объектов, находить сходства и различия, развитие памяти (слуховой, зрительной, механической, смысловой, оперативной), развитие ориентировки в пространственно-временных расположениях;

– развитие интеллектуальной сферы (мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого мышления);

– развитие мыслительных операций: умение выделять существенные признаки, обобщать их в едином представлении, устанавливать смысловые причинно-следственные связи и отношения; развитие произвольности психических процессов;

– отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, эмпатии; организация эмоционального поведения детей, создание положительного эмоционального настроя в группе; обучение способам регуляции эмоциональных состояний; анализу внутреннего состояния (своего и других людей);

– снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей; работа над пластикой тела, развитие навыков самоорганизации и самоконтроля.

Формы проведения коррекционно-развивающих занятий:

работа может проводиться как в индивидуальном, подгрупповом, так и в групповом режиме. Рекомендуемая наполняемость подгрупп 4–8 человек.

Условия проведения коррекционно-развивающих занятий

: коррекционно-развивающие занятия проводятся (в зависимости от формы их проведения) в кабинете педагога-психолога или более просторном помещении (группа детского сада, игровая комната, изостудия и т. д.). Помещение должно быть снабжено столами и стульями, соответствующими росту детей, шкафами для пособий и материалов, подходящим стимульным материалом.

Важным моментом при проведении коррекционно-развивающих занятий является эмоциональный настрой специалиста. Образно можно сказать, что педагог является «эмоциональным донором» для детей. Поэтому так необходима эмоциональная включенность взрослого в игровой и развивающий процесс.

Алгоритм работы специалиста с семьей

Данная сфера профессиональной деятельности педагога-психолога также является одной из приоритетных. Работа с родителями (законными представителями) детей, находящихся на сопровождении психолого-педагогической службы, имеет свою динамику и осуществляется поэтапно.

На всем протяжении психолого-педагогического сопровождения необходимо вовлечение родителей в развивающий процесс.

На подготовительном этапе работы происходит подготовка материально-технических, научно-методических, социально-психологических и прочих условий, необходимых для организации процесса сопровождения. Педагог-психолог разрабатывает пакет индивидуальной документации на каждого ребенка, подбирает необходимый диагностический инструментарий, составляет комплексы коррекционно-развивающих занятий. Проводит беседы и консультации для родителей, на которых знакомит родителей с целями, задачами и содержанием психолого-педагогического сопровождения. Проводит консультирование с педагогами и специалистами.

На начальном этапе работы с родителями также проводится первичное консультирование

, которое позволяет специалисту собрать необходимую информацию о ребенке и его семье, его индивидуальных и психофизических особенностях, а также важные анамнестические данные.

По результатам консультирования разрабатывается оптимальный режим посещения ребенком образовательного учреждения, выстраивается прогноз протекания адаптационного периода, разрабатывается или корректируется индивидуально-ориентированная программа работы специалистов с ребенком.

Первичный индивидуальный игровой сеанс

– также очень важный этап в работе педагога-психолога, поскольку именно он позволяет установить с ребенком доброжелательные отношения, выявить основную направленность последующей работы с семьей, а также определить темп и содержание коррекционно-развивающих занятий.

Далее проводится комплексный психолого-педагогический мониторинг

уровня развития детей. Цель мониторинга – определение уровня актуального развития ребенка, выявление нарушений в развитии и отслеживание процесса адаптации детей. Работа осуществляется в режиме индивидуальных диагностических приемов. В конце года педагог-психолог проводит повторное исследование степени адаптации, а также психолого-педагогическое обследование. При необходимости и по запросу родителей специалист проводит более углубленное диагностическое обследование.

Когда все необходимые данные собраны, разработан индивидуальный образовательный маршрут, составлен план коррекционно-развивающей работы, группа специалистов начинает психолого-педагогическое сопровождение ребенка

. При этом весь учебный год поддерживается взаимодействие с родителями в виде психологических консультаций, бесед, открытых мероприятий, информирования, а при необходимости и работы педагога-психолога с парой «ребенок – родитель». Таким образом, активная работа с родителями ведется в течение всего учебного года и выстраивается по следующему алгоритму:

• первичная консультация семьи ребенка с ОВЗ;

• прогноз степени адаптации ребенка к ДОО;

• первичный индивидуальный игровой сеанс;

• первичная психолого-педагогическая диагностика;

• комплекс коррекционно-развивающих занятий;

• итоговая диагностика ребенка;

• разработка рекомендаций для семьи, совместное проектирование траектории дальнейшей образовательной деятельности.

Алгоритм действий у каждого специалиста может быть свой, поскольку суть в том, чтобы учитывать принцип последовательности – одно действие ведет за собой другое.

Психолого-педагогическое сопровождение составляет важную часть организации и содержания психолого-педагогической работы с ребенком с нарушениями в развитии. В частности, позволяя выявить индивидуальные психологические и физиологические особенности ребенка, ориентируясь на которые специалист совместно с родителями сможет проектировать траекторию образовательной деятельности.

Аналитический этап работы включает в себя обработку и анализ полученной информации. Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение индивидуальной карты развития ребенка.

Данный этап работы включает и такой важный этап, как прогностический. Прогностический этап – очень важное звено в системе психолого-педагогического сопровождения семьи, поскольку на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом определяется прогноз протекания адаптационного периода, траектория дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном образовательном маршруте.

На основе обобщения результатов и систематизации полученной информации вносятся необходимые корректировки в прогноз адаптации, данные заносятся в индивидуальные карты развития. Проводятся консультации родителей. При необходимости составляются индивидуально ориентировочные планы для закрепления достигнутых результатов в домашних условиях.

Все этапы условны, а их количество может меняться в зависимости от характера протекания адаптации, уровня развития детей и поступающих запросов от родителей. Переход к каждому последующему этапу, являющемуся продолжением предыдущего, не имеет четкого временного характера и возможен при условии достижения ребенком промежуточных результатов, без которых цель психолого-педагогической помощи достигнута быть не может.

Система коррекционно-развивающей работы

Система коррекционно-развивающей работы, направленная на компенсацию выявленных нарушений у детей с нарушениями в развитии, разделена на четыре основных блока:

1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:

– становление умения владеть средствами общения;

– формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к сверстникам;

– установление позитивных взаимоотношений с окружающими;

– отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, эмпатии;

– организация эмоционального поведения детей, создание положительного эмоционального настроя в группе;

– обучение способам регуляции эмоциональных состояний; анализу внутреннего состояния (своего и других людей);

– снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;

– работа над пластикой тела, развитие навыков самоорганизации и самоконтроля.

– формирование позитивного образа «Я».

2. Развитие речевой и мыслительной деятельности:

– приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;

– формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;

– становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;

– развитие интеллектуальной сферы (мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого мышления);

– развитие мыслительных операций: умение выделять существенные признаки, обобщать их в едином представлении, устанавливать смысловые причинно-следственные связи и отношения; развитие произвольности психических процессов;

– расширение словарного запаса.

3. Развитие произвольности психической деятельности:

– умение работать по образцу и в соответствии с инструкцией педагога;

– развитие произвольной регуляции поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях;

– развитие произвольности как компонента речевой деятельности, овладение планирующей функцией речи (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием, умение выражать свои мысли в речи, развернуто рассказывать о последовательности выполнения учебной работы);

– овладение контрольно-оценочными действиями, навыков осуществления контроля за своей деятельностью;

– развитие и активизация познавательных процессов и психических функций: умения различать форму, размер и цвет воспринимаемых объектов, сходства и различия; развитие памяти (слуховой, зрительной, механической, смысловой, оперативной).

4. Развитие пространственных представлений:

– формирование умений различать геометрические формы;

– усвоение воспитанниками понятия величины;

– развитие ориентировки в пространственных расположениях предметов;

– овладение пространственной ориентацией на листе бумаги и в помещении, развитие временны́х представлений;

– совершенствование координаций движений в пространстве.

Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал воспитанников, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их познавательную активность. Использование разнообразных игровых заданий и организация игровой ситуации повышает заинтересованность дошкольников в достижении результатов своей деятельности и способствует повышению учебной мотивации.

Все занятия проводятся на материале, близком к учебно-воспитательной программе, что обеспечивает их высокую эффективность и позволяет осуществить перенос умений и навыков, получаемых на занятиях, в ситуацию повседневных задач. Коллективное обсуждение многих заданий, предусмотренных программой, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умению выслушать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими.

При планировании и проведении занятий с детьми дошкольного возраста были учтены некоторые принципы организации коррекционно-развивающего процесса:

Усложнение предъявляемых заданий от совместного выполнения заданий с подробным инструктажем до творческих самостоятельных работ.

Проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной программе.

Использование игровых методов и приемов работы.

Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы. Это условие является обязательным при работе с детьми, так как дает возможность оптимально распределить свою энергию, способствует снятию усталости и повышению работоспособности.

Использование упражнений на проверку внимания проводится с целью организации произвольного внимания и установления обратной связи с воспитанниками.

Структура коррекционно-развивающего занятия

Работа с детьми проводится в групповом режиме. Рекомендуемая наполняемость подгруппы от 4 до 8 человек. Коррекционно-развивающее занятие длится от 15 до 30 минут. Продолжительность зависит от возраста детей, их психофизических особенностей и личностных характеристик.

С самого начала занятий важно, чтобы ребенок понял и усвоил нормы и правила (ритуалы)

поведения в группе, основные принципы взаимодействия с ее членами. На первых порах особенно важны четкая, повторяющаяся структура занятия, неизменное положение предметов и вещей в помещении (группе, комнате для занятий или кабинете), так как это является дополнительным организующим моментом. Всегда актуально введение временного лимита на выполнение задания (иногда песочные часы делают то, что не удается ни одному воспитателю), а также соревновательного компонента в играх, эстафетах и т. д.

Начало коррекционно-развивающей работы с необходимостью требует достаточно жесткой позиции психолога, что способствует закреплению, автоматизации алгоритма занятия. Через 5–7 занятий нужно сознательно «

сломать
»
установившийся порядок (ритуал), чтобы активизировать у детей внутренний контроль за происходящим, потребность в вопросах.

Ритуал начала занятий

должен включать специфическое (оригинальное) групповое приветствие. Затем это может быть прослушивание определенной мелодии, обсуждение прошлого занятия или домашнего задания, групповая разминка и постановка задач текущего урока, определенные упражнения на концентрацию внимания и релаксацию и т. д. Как для групповых, так и для индивидуальных занятий крайне важна начальная фаза – знакомство, так как уже здесь закладываются ролевые взаимоотношения, а также создаются условия для доверительных и безопасных отношений в дальнейшем.

«Знакомство».

На первом занятии каждому из детей и психологу необходимо представиться. Сначала ребенок называет свое имя. После этого его просят сделать это еще раз, стараясь выразить именно себя интонацией, жестами, мимикой, движениями.

Наиболее вариативной является основная часть занятия

, которая меняется в зависимости от текущих целей и динамики коррекционного процесса. Однако постоянной остается собственно ее структура, порядок. Например, работа всегда начинается с дыхательных упражнений, затем выполняются письменные и графические упражнения, далее упражнения на оптимизацию тонуса, отработку сенсомоторных координации и т. д.

Ритуал окончания занятия

содержит интегративные упражнения (групповое обсуждение занятия, тематические рисунки и т. д.), получение общего задания, придуманное совместно и канонизированное групповое прощание. Здесь же обязательна аккуратная, тактичная оценка успехов каждого ребенка, а также плавное завершение занятия по схеме «круг чувств».

Важным условием развития произвольности является обучение правилам

, их принятие и выполнение ребенком. Естественно, что сформироваться это может только в
игре
, так как именно она представляет собой свободную деятельность со своими четкими законами, нарушение которых приводит к невозможности полноценного в ней участия.

Напомним, что наиболее характерными признаками и сутью любой игры

являются: незавершенная и измененная,
«
понарошку
»
, последовательность действий, принятых в обыденном поведении; чрезмерно преувеличенная их демонстрация, особенно эмоциональная. В игре обязательны для всех строгое соблюдение регламента и следование правилам игры (ритуализация), пренебрежение которыми влечет неизбежный выход из числа играющих; многократное повторение отдельных ее этапов и действий. Эти особенности составляют канву игры как особого поведения. Кроме того, игра – особая, естественная для ребенка форма обучения, зафиксированная в детской культуре и фольклоре.

Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста

Блок I. Нейропсихологическая разминка

В нейропсихологическую разминку в начале занятия рекомендуется включать различные комбинированные движения. Двигательные разминки всегда начинаются с упражнения, включающего в себя соединение движения с дыханием. Затем выполняются одно-два упражнения на активизацию тела, а в конце занятия проводятся игры на расслабление (самомассаж, упражнения на снятие телесного напряжения).

В начале разминки рекомендуется уделить внимание дыхательным упражнениям в сочетании с различными движениями тела. Это способствует оптимизации газообмена и кровообращения, вентиляции всех участков легких, а также общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Выполнение дыхательных упражнений успокаивает и способствует концентрации внимания. Плавные «растягивающие» движения снимают мышечное напряжение, повышая уровень психической активности и работоспособности.

Дышать надо в медленном ритме, дыхание должно содержать четыре равные по времени фазы: «вдох – задержка – выдох – задержка». Вначале каждая из них может составлять 2–3 секунды с постепенным увеличением до семи секунд. Движения выполняются на фазе вдоха или выдоха, во время задержек дыхания – паузы.

Упражнение №

1:
«Тянемся к солнышку».
Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно «растягивая» все тело: начиная с пальцев рук, потом тянемся запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. Задержать дыхание – «кончиками пальцев рук тянемся к солнышку». Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.

Упражнение №

2:
Потягивания.
Встать, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки и опущены вниз. На медленном вдохе – поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову; вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Зафиксировать эту позу, задержать дыхание. На выдохе опустить руки вниз, пытаясь «достать» пальчиками до пола.

Упражнение №

3:
«Струночка».
Встать, ноги вместе, руки подняты вверх. «Растягиваем
»
все тело на медленном вдохе, потягиваясь одновременно двумя руками и корпусом; затем – только правой стороной тела (рука, бок, нога), потом – только левой стороной тела. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Спросите ребенка о том, вытянулась ли его спина, руки, ноги.

Упражнение №

4:
«Звезда».
Встать в позе «звезды» (ноги немного шире плеч, руки подняты вверх и слегка разведены в стороны). Выполняем растяжки, аналогично предыдущим, но не односторонние, а диагональные. Поднимаем и оттягиваем назад правую ногу, одновременно растягивая вверх левую руку – по диагонали, при этом левая нога и правая рука расслаблены. Расслабиться. Затем то же выполняется по другой диагонали.

Упражнение №

5:
Растяжки для ног.
Ноги на ширине плеч. На вдохе поднять прямые руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз. На выдохе (возможны четыре варианта выполнения упражнения – по команде педагога):

– медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги левой рукой; остаться в этом положении пять секунд (пауза) и вернуться в и. п. Стараться не сгибать ног и рук;

– то же – для правой руки и ноги;

– медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги правой рукой; остаться в этом положении пять секунд и вернуться в и. п. Не сгибать ног и рук;

– то же – для левой руки и правой ноги.

Упражнения-самомассаж могут выполняться в положении сидя или стоя.

Упражнение №

6:
«Мытье головы».
а) Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее.

б) Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы сразу за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

Упражнение №

7:
«Обезьяна расчесывается».
Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука – от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у основания волос (большие пальцы – по средней линии!); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.

Упражнение №

8:
«Ушки».
Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз – по вертикали; возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении – по горизонтали (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед).

Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив из. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.

Упражнение №

9:
«Глазки отдыхают».
Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3–5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз, повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

После массажа век и области вокруг глаз 3–5 раз повернуть глазные яблоки влево, вправо, вверх и вниз, по кругу. На несколько секунд широко открыть глаза, затем сильно зажмурить. Это снимает напряжение и улучшает кровообращение в области глаз, улучшает зрение.

Упражнение №

10:
«Зубки-губки».
Покусывание и «почесывание» губ зубами; языка зубами от самого кончика до середины языка. Интенсивное «хлопанье» губами и растирание губами друг друга в различных направлениях.

Упражнение №

11:
«Рыбки».
Рот немного приоткрыт. Взять правой рукой верхнюю губу, а левой – нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.

Упражнение №

12:
«Гибкая шея, свободные плечи».
Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения. Аналогично: правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой – правое плечо; правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5-10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее, то же – левой рукой, затем обеими руками одновременно.

Упражнение №

13:
«Сова».
Поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, одновременно делая глубокий вдох; левой рукой захватить правую надкостную мышцу и на выдохе опустить плечо. Разминать захваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и смотря как можно дальше за спину. То же – с левым плечом правой рукой.

Упражнение №

14:
«Теплые ручки».
Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление ее движению и одновременно массируя ее. Затем руки меняются.

Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук.

Упражнение №

15:
«Домик».
Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать друг на друга сначала обеими кистями, затем каждой парой пальцев.

Упражнение №

16
«Носик».
Под счёт педагога до 10 дети массируют кончик носа круговыми движениями раскрытой ладошкой вначале правой руки, а затем левой, но уже под обратный отсчёт (от десяти до одного).

Упражнение №

17
«Здравствуйте, ушки».
По команде «Ушки» дети дважды перекрёстно накладывают руки на ушки, слегка захватив мочки. Первый раз левую руку – на правое ухо и одновременно с этим правую руку – на левое. Правая рука при этом оказывается сверху. При повторном касании правая рука должна оказаться снизу. Далее может следовать команда «Плечи». После чего дети дважды перекрёстно, меняя «верхнюю» руку, захватывают руками именно плечи.

Упражнение №

18
«Ушко-носик».
По команде «Ушки» педагог показывает и называет, какая именно рука должна коснуться ушка, а, какая, перекрёстно, носика. Например, правая – носика, а левая – правого ушка. После фиксации и следующей за ней очередной команды, дети меняют положение рук.

Упражнение №

19
«Зеркальце и полочка
». Позиция «Зеркальце» – ладонь правой руки раскрыта и поставлена вертикально; большой палец отставлен в сторону; взгляд направлен в центр ладони.

Позиция «Полочка» – ладонь правой руки горизонтальна; большой палец руки плотно прижат к ладони, средний палец приставлен к ребру левой ладони у основания мизинца.

По команде педагога «полочка» превращается в «зеркальце» и наоборот.

Упражнение №

20
«Кулак – ребро – ладонь».
Позиция «Ладонь» – обе руки лежат на коленях ладонями вниз; большие пальцы направлены друг к другу и соприкасаются.

Позиция «Ребро» – обе ладошки ребром расположены на коленях (ладони обращены друг к другу); большие пальцы прижаты к ладони; четыре оставшихся пальца выпрямлены и плотно прижаты друг к другу.

Позиция «Кулак» – обе ладошки сжаты в кулак (большой палец прижат к кулаку сбоку); кулачки – на коленях.

По команде педагога в произвольной последовательности дети меняют позицию рук.

Упражнение №

21
«Солнышко и тучка».
Позиция «Солнышко» – правая рука вытянута вперёд, ладонь широко раскрыта.

Позиция «Тучка» – левая рука вытянута вперёд; ладонь сжата в кулак.

После команды педагога дети меняют позиции рук.

Упражнение №

22
«Колечки».
Педагог демонстрирует детям колечки, образованные за счёт поочерёдного соединения кончиков большого и одного из четырёх пальцев каждой руки – мизинца, среднего и т. д. Необходимо не только максимально задействовать в упражнении мизинец и безымянный палец, но и проконтролировать точность образованных при этом окружностей.

Упражнение №

23
«Рисуем в воздухе».
Рисование в воздухе одновременно обеими руками контуров геометрических фигур или предметов.

Варианты упражнений.

• Одновременное «рисование» обеими руками общего контура (квадрат, солнышко, ёлочка)

• Одновременное рисование каждой рукой одной и той же фигуры (ромб, квадрат, круг)

• Одновременное рисование каждой рукой, но разных по форме фигур. Например, правая рука «рисует» квадрат, а левая – круг.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Организация условий, обеспечивающих познавательное развитие ребенка, является важным направлением работы педагога-психолога. Без развития познавательных способностей дошкольников: восприятия, памяти, внимания – невозможно их успешное обучение в школе. Игры для развития и коррекции внимания детей младшего и среднего дошкольного возраста. Игра «Найди заданный предмет на картинке» Цель: развивать объем, концентрацию и устойчивость зрительного внимания. Условия. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть красочную картинку и найти предмет заданный взрослым. Примечание. Чем больше предметов на картинке и чем они меньше, тем сложнее задание. Обратите внимание: чем дольше ребенок способен рассматривать картинку, отыскивая заданные предметы, тем выше устойчивость его внимания, а чем быстрее он отыскивает нужные предметы на картинке, тем выше концентрация его внимания. Если ребенок не находит предметы, расположенные на периферии, значит, объем его внимания незначителен.

Игра «Найди такой же» Цель: развивать концентрацию, объем и устойчивость зрительного внимания. Условия. Для игры требуются одинаковые наборы предметных картинок по числу игроков. Взрослый помогает детям разложить все картинки перед собой, после чего показывает одну картинку из своего набора и предлагает найти такую же. Если ребенок нашел и показал правильно, игра продолжается. Примечание. Начинать можно с трех картинок, постепенно увеличивая их количество. Игра «Найди игрушку» Цель: развивать концентрацию внимания. Условия. Игрушку прячут на глазах у ребенка под одну из двух коробок. Затем несколько раз меняют местами коробки, передвигают их по столу. Дошкольник должен постараться запомнить коробку, под которой спрятана игрушка, и следить за всеми ее перемещениями. Если ребенок правильно указывает коробку с игрушкой, он победил. Примечание. Если ребенок во время занятия всегда находит игрушку, значит, он действительно научился концентрировать внимание, и вероятность случайного угадывания мала. Можно увеличивать скорость перемещения коробки или постепенно увеличивать их количество до четырех. Игра «Соберись на прогулку» Цель: развивать внимание детей. Условия. 1-й вариант. Взрослый предлагает ребенку « собраться на прогулку». Называются предметы одежды в случайном порядке, а ребенок должен быстро показать, на что данный предмет надевают. Например: взрослый называет «шапка» — ребенок дотрагивается до головы. Предварительно взрослый называет предметы одежды и показывает нужную часть тела, давая образец выполнения игры дошкольнику. Если ребенок быстро и правильно показал, он считается одетым. 2-й вариант. Взрослый выполняет роль водящего и предупреждает ребенка о том, что будет путать его, называя предметы одежды и показывая не соответствующие им части тела. Ребенок должен сосредоточить внимание не на движениях взрослого, а на его словах. Если ребенок запутался, начал повторять движения за взрослым, не обращая внимания на слова, то он считается проигравшим. 3-й вариант. Взрослый называет и одновременно показывает части тела, а ребенок должен быстр назвать одежду, которую надевают на эту часть тела. Примечание. Можно увеличивать темп игры; играть и с одним ребенком, и одновременно с несколькими детьми. Игра «Кто позвал мяч?» Цель: развивать слуховое внимание. Условия. Дети стоят в кругу. Взрослый называет имя ребенка и подбрасывает мяч вверх. Тот, чье имя назвали, должен помогать (догнать) мяч и вернуть его взрослому. Примечание. Когда дети освоили этот вариант игры, можно внести усложнения. Например, ребенок не возвращает мяч взрослому, а сам называет имя любого из игроков и подбрасывает мяч вверх. Игрокам можно встать не в круг, а в свободном порядке. Игры и упражнения для развития и коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста. Игра «Найди отличия» Цель: развивать зрительное внимание (его концентрацию, устойчивость). Условия. Необходимо подготовить две пары картинок, содержащих по 10-15 различий. Ребенка просят рассмотреть и сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия. Примечание. Каждое найденное отличие можно отмечать откладыванием счетной палочки (это потребует от ребенка дополнительного умения распределять внимание, а кроме того, усиливает мотивацию достижения цели задания). Упражнение « Карандаши» Цель: развивать канцентрацию внимания. Условия. В упражнении участвуют два и более дошкольников. Они стоят в кругу. Исходное положение каждой держать руки согнутыми в локтях перед грудью на ширине плеч, в правой руке карандаш или фломастер, причем держать карандаш надо так, чтобы в кулаке был зажат его кончик, а большая часть возвышалась над кулаком. Упражнение выполняется на четыре счета: 1) передать карандаш из правой руки в левую; 2) передать карандаш из левой руки в правую; 3) снова передать карандаш в левую руку; 4) развести руки в стороны ( руки соседей оказываются соприкасающимися друг с другом). Правой рукой взять карандаш соседа с права, а левой рукой отдать свой карандаш соседу слева. Таким образом, каждый карандаш будет перемещаться по кругу, переходя от одного игрока к другому. Далее упражнение продолжается до тех пор, пока у каждого игрока не окажется свой карандаш. Взрослый считает вслух, сначала медленно, затем ускоряет темп. Если ребенок был не внимателен и не мог действовать в заданном темпе или допустил ошибку, ему не удается действовать слаженно и передать карандаш. В этом случае он считается проигравшим. Упражнение останавливают и начинают заново. Примечание. При выполнении упражнения детям в паре следует располагаться друг против друга и на последний счет не разводить руки в стороны, а вытягивать в перед, к своему партнеру. Это игровое упражнение максимально быстро помогает неусидчивым детям концентрировать внимание, учит действовать слаженно, сообща. Удобно использовать данное упражнение в начале занятия. Упражнение «Найди и вычеркни»

Цель: развивать устойчивость зрительного внимания. Условия. Ребенку дается небольшой текст (газетный, журнальный) и предлагается, просматривать каждую строчку, зачеркнуть какую-либо букву (например, «А»). Фиксируется время и количество ошибок. Для тренировки распределения и переключения внимания инструкцию можно изменить. Например: «В каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни»; «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л»». Фиксируется время и ошибки. Примечание. Результаты ежедневно следует отмечать на графике. Необходимо проанализировать, как изменяется результативность. Если взрослый все делал правильно, то должно быть улучшение результатов. Нужно ознакомить с ними ребенка, порадоваться вместе с ним. Это развивающее упражнение следует проводить в соревновательной форме.

Игра «Собери слова»

Цель: развивать слуховое внимание. Условия. Взрослый называет слово по буквам, выдерживая паузу между каждой буквой (Д-О-М) от 3 до 15 секунд и более ( это затрудняет целостность восприятия слова). Ребенок должен внимательно выслушать и назвать слово целиком. Примечание. Начинать следует с простых слов из трех букв, постепенно увеличивая количество букв в слове. Игра удобна тем, что не требует специальных условий и места для проведения. В нее можно играть и на улице, и в дороге, и в любом другом месте (поэтому она может быть рекомендована для использования родителями).

Упражнение «Дрессированная собачка»

Цель: развивать концентрацию и объем внимания. Условия. Играют двое. Для этого упражнения каждому игроку требуется лист бумаги с расчерченными девятиклеточным полем 3х3, вложенный в файл, и фломастер на водной основе. Девятиклеточное поле должно иметь сверху буквенное обозначение каждой клетки ( А, Б, В), а слева цифровое (1,2,3). Игровое поле выполняет роль цирковой арены. Тот, кому выпадает водить первому, определяет, в какой клетке сидит «дрессированная собачка». Например: «Дрессированная собачка сидит в клетке 2Б». Оба игрока ставят в заданной клеточке точку ( это «собачка»). Далее игрок, выполняющий роль водящего, предлагает проверить действительно ли «собачка» «дрессированная». Он дает словесные команды «собачке», перемещая ее в рамках игрового поля на 1-3 клетки в любом направлении ( вперед, назад, вправо и влево). Второй игрок должен точно выполнить команды водящего, отмечая передвижение «собачки» фломастером по полю. Первый игрок также отслеживает передвижение «собачки» на своем поле. Выполнив несколько команд, необходимо проверить, в какой клетки сидит «собачка». Если маршрут передвижения «собачки» совпадают у обоих игроков, значит «собачка» действительно «дрессированная». Примечание. Количество команд постепенно следует увеличивать от3 до 10. Игровой прием «дрессированная собачка» удачен для дошкольников с нарушениями внимания. При выполнение таких заданий они испытывают частые поражения, сопровождающиеся негативными эмоциями, в результате чего отказываются от участия в подобных играх. В случае неудачи водящий говорит, что собачка еще не умеет выполнять команды и ее необходимо научить этому.

Игры для развития и коррекции памяти детей младшего и среднего дошкольного возраста

Игра «Что пропало?»

Цель: развивать зрительное запоминание. Условия. Перед ребенком выкладывается от трех до пяти игрушек. Взрослый объясняет, что игрушкам скучно, они хотят поиграть в прятки. Ребенку предлагается рассмотреть и назвать каждую игрушку. По команде взрослого он закрывает глаза или отворачивается, а взрослый прячет одну из игрушек. Открыв глаза, ребенок должен назвать, какая игрушка пропала. Примечание. Можно заменить игрушки картинками. Эта игра пользуется у детей неизменным успехом.

Игра «Кто за кем?»

Цель: развивать зрительную память. Условия. В этой игре детям необходимо угадать, что изменилось. Взрослый раскладывает за ширмой от трех до пяти игрушек. Затем отодвигает ширму и предлагает детям запомнить порядок расположения игрушек. Меняет игрушки местами ( сначала одну, затем две, три). Дети должны отгадать, что изменилось, и восстановить прежний порядок расположения игрушек. Примечание. Усложнение игры – постепенное увеличение числа игрушек, которые меняются местами.

Игра «Кто разбудил мишку?»

Цель: развивать слуховую память. Условия. Дети сидят на стульчиках. Взрослый вносит игрушку — мишку. Предлагает одному из детей уложить его спать. Ребенок качает мишку на руках, поет ему песенку, затем садится на стульчик спиной к детям. Тот ребенок, на которого покажет взрослый, должен сказать: «Мишка, мишка, хватит спать, пора вставать». Ребенок с мишкой на руках должен отгадать и назвать по имени того, кто разбудил медвежонка. Примечание. В начале игры взрослый может сам показать, как надо укладывать мишку.

Игра «погладь котенка»

Цель: развивать тактильную память. Условия. Следует подобрать несколько игрушек – котят одного размера, изготовленных из разных материалов (пластмассы, резины, ткани, меха и др. ). Каждому ребенку дают котенка, предлагают погладить его, поиграть с ним. Затем взрослый собирает всех котят в мешочек или коробку и объясняет, что котята спрятались. Каждому ребенку предлагается найти своего котенка. Для этого надо, не заглядывая в мешочек ( коробку), погладить всех котят и найти своего котенка. Примечание. Нельзя допускать ощупывания игрушек детьми. Узнать своего котенка нужно только по прикосновению.

Игра «Магазин»

Цель: развивать слуховую и зрительную память. Условия. Для игры требуется двойной набор тематических картинок. Взрослый раскладывает в трех – четырех разных местах комнаты предметные картинки, на которых изображены товары, продающиеся в магазинах. Каждая группа картинок обозначает какой – либо магазин (например: посуда, одежда, игрушки, обувь). Детям предлагается выполнить следующие игровые действия: «сходить» в магазин и «купить» товары по заданию взрослого. Каждому ребенку показывают картинки с изображением тех товаров, которые необходимо купить в разных магазинах, предлагают внимательно посмотреть и запомнить, что надо купить, а затем найти нужные покупки и принести их взрослому. Если ребенок правильно выполнил задание, ему присваивается звание «мамин помощник». В следующий раз взрослый дает задание в форме словесной инструкции без опоры на картинку. Примечание. Усложнение игры заключается в постепенном увеличении количества необходимых для запоминания покупок, количества « магазинов», а также в переходе к словесной инструкции.

Игры для развития и коррекции памяти детей старшего дошкольного возраста Игра « Я положил в мешок….»

Цель: развивать слуховую память. Условия. Взрослый начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет свое слово. Например: «Я положил в мешок яблоки и тарелку». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Примечание. Можно добавлять по одному слову, а можно добавлять слова по алфавиту – порядок тот же. Можно ввести соревновательный элемент – кто больше слов в мешке донесет. Кто забыл (потерял) слово, у того мешок упал, и игра начинается сначала.

Игра «Собери движения по кругу»

Цель: развивать двигательную и зрительную память. Условия. Игра проводиться с группой детей. Водящий и дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят такие слова: « Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе сделаем вот так!» Все останавливаются, и водящий показывает на одного из детей. Тот, на кого он показал, придумывает и показывает движение, которое повторяют все дети, стоящее в кругу. Затем игра повторяется, и каждый ребенок, выбранный водящим, должен показать все движения, которые выполнялись предыдущими игроками. Игра проводиться до тех пор, пока каждый из участников не покажет всю серию движений и свое движение в завершении. Последнему игроку сложнее всех, так как на его долю приходиться больше всего движений. Примечание. Игра может идти несколько иначе. Ребенок, которого выбирает водящий, показывает не все предшествующие движения, а только свое. Когда каждый из игроков показал свое движение, игра повторяется еще раз; и вот тогда нужно собрать все движения, показанные в кругу, т.е. повторить их в том же порядке.

Игра «Пуговицы»

Цель: развивать объем зрительной памяти, пространственное восприятие. Условия. Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, не одна пуговица в наборе не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – квадрат, разделенный на клетки. Начинающей игру выставляет на своем поле одну пуговицу. Второй игрок должен посмотреть и запомнить, где лежит пуговица и какая именно. Первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить расположение пуговицы. Далее второй игрок берет инициативу в свои руки и выставляет две пуговицы. И так далее. Примечание. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем больший объем внимания и памяти необходим, тем сложнее становиться игра.

Игра «Что изменилось?»

Цель: развивать зрительную память. Условие. Выложить перед ребенком пять знакомых предметов, попросите его внимательно посмотреть на них и назвать. Затем предложите ему отвернуться или закрыть глаза и замените один – два предмета на другие. Ребенок должен снова внимательно посмотреть и ответить на вопросы: «Все ли предметы на месте? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?» Примечание: 1-й вариант – сократить количество предметов на 1-2, не делая никакой замены. 2-й вариант – добавить 1-2 предмета к уже имеющемся. 3-й вариант – изменить расположение предметов относительно друг друга, не меняя их количества. Данную игру можно проводить на основе картинок. Игра «разложить по порядку»

Цель: развивать тактильную память ( способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам). Условия. Для проведения игры изготавливаются пять карточек из бумаге разной шероховатости: 1-я карточка — из наждачной бумаги; 2-я карточка — из картона; 3-я карточка – из гофрированного картона ( бумаги); 4-я карточка – из ксероксной бумаге; 5-я карточка – из фольги. Ребенку предлагается с открытыми глазами погладить по очереди карточки и запомнить ощущения, которые возникают при поглаживании каждой из них. Затем ему завязывают глаза и карточки перемешиваются. Ребенок должен по памяти на ощупь разложить карточки по порядку. Примечание. Предложите ребенку потрогать одну карточку из пяти и запомнить ощущения, вызванные от прикосновения к ней. Затем найти с закрытыми глазами ( на ощупь) эту карточку из пяти предложенных.

Игры для развития и коррекции мышления детей младшего и среднего дошкольного возраста

Игра «Магазин»

Цель: развивать у детей умение находить предмет по характерным признакам. Условия. Для игры потребуется набор тематических предметных картинок, на которых изображены товары, продающиеся в магазинах (например: посуда, одежда, игрушки, обувь). Взрослый составляет описание предмета по одному или нескольким характерным признакам и предлагает каждому ребенку «купить» заданный предмет (описание предмета по его назначению; например: купи то, из чего пьют чай; то в чем кипятят воду для чая и т.д.). Примечание. Можно привлекать детей к выделению признаков и составлению описания предмета.

Игра «Найди такую же»

Цель: учить сравнивать предметы находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь. Условия. Для данной игры подбираются разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые и похожие (например: две матрешки одинаковые по размеру, но в разных платочках). Детям предлагают за ограниченное время (пока взрослый считает до трех) отыскать две одинаковые игрушки. Ребята, увидевшие такие игрушки, поднимают руку и называют их на ухо взрослому. Громко называть нельзя, чтобы не мешать другим детям выполнять задание. Если ребенок находит похожие игрушки взрослый напоминает ему о том, что игрушки должны быть полностью одинаковыми. Примечание. В процессе игры можно добавлять или убирать игрушки, чтобы усложнить задание.

Игра «Так бывает или нет?»

Цель: развивать логическое мышление, умение замечать не последовательность в суждениях. Условия. Дети должны в рассказе взрослого заменить небылицу и объяснить, почему так не бывает. Примерные рассказы взрослого: 1. «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках»; 2. «Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» — предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям»; 3. « У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»; 4. «Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», — сказала Света. «А я люблю купаться в реке, — сказала Люда.- Мы с мамой будем ездить на речку и загорать.» ». Примечание. В рассказ следует включать только одну небылицу. При повторном проведении игры количество небылиц увеличивают.

Игра «Суп – компот»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты. Условия. Детям предлагают в одной кастрюли «сварить» суп , а в другой – компот. На кастрюле, предназначенной для супа, есть обозначение овоща; на кастрюле для компота – обозначение фрукта. Детей делят на две команды они должны быстро по хлопку взрослого из предложенных картинок с изображением овощей и фруктов только необходимые. Команда, которая первой собрала соответствующие картинки и не допустила ошибок, объявляется командой победительницей. Примечание. В игре могут участвовать не две команды, а два игрока.

Игра «Домики»

Цель: развивать умение анализировать, быстро находить в заданном предметном поле нужный предмет по характерным признакам. Условия. Для игры потребуются хорошо знакомые детям геометрические фигуры разного цвета и величины. Не одна фигура не повторяется дважды. На полу в произвольном порядке раскладываются фигуры. Это «домики». По команде взрослого ребенку надо быстро найти заданный «домик» и «спрятаться» в нем. Взрослый дает следующие команды: «Найди синий домик»; «Найди желтый большой дом»; «Найди маленький красный круглый дом»; «Найди маленький синий квадратный домик»; « Найди не маленький, не красный дом»; «Найди не треугольный, не квадратный дом» и т.д. Если ребенок не находит «домик» по заданным параметрам, ему грозит опасность, он попался. Примечание. Игра может использовать для детей от3 до 5 лет. Уровень сложности игры определяется количеством признаков фигур и сложностью инструкции. Чем меньше признаков указано в инструкции, тем больше вариантов «домиков» можно найти. Например, инструкция: «Найди большой дом» предполагает, что спрятаться можно в большом доме любого цвета и формы; а инструкция: «Найди большой зеленый квадратный дом» ограничивает варианты домов до одного. Инструкция: « Найди не красный, не круглый дом» очень сложна и, как правило, используется для детей 4-5 лет, т.к. предполагает исключение из поиска дома красного цвета и круглой формы.

Игры для развития и коррекции мышления детей старшего дошкольного возраста

Игра «дополни предложение»

Цель: развивать быстроту мышления. Условия. Взрослый говорит часть предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например: «Мама купила….» — «…… книжки, тетради, портфель», — продолжают дети. Примечание. Каждый ребенок добавляет только одно слово.

Игра «Магазин»

Цель: развивать умение выделять характерные признаки предметов, составлять загадки о предметах. Условия. Для игры нужны игрушки или картинки, изображающие товары, которые можно купить в магазине: овощи, мебель, игрушки, посуда, одежда. Все приготовленное для игры раскладывают на полках магазина. Один игрок выполняет роль продавца, а другой – покупателя. Купить товар может тот, кто опишет его, не называя. Если игрок выделяет характерные признаки товара (цвет, величину, форму, назначение и др. параметры), то другому не сложно отгадать, о каком предмете идет речь. В этом случае товар считается проданным, и игроки меняются ролями. Примечание. Если задание оказывается слишком сложным для выполнения, можно установить другие правила и в описании предмета называть не все параметры ( например, только его назначение). Усложнить задание можно предложив в описание покупке назвать типичные признаки от противного ( например: «Оно не кислое, не горькое, а …..»; «На нем не сидят, не лежат, а….»).

Игра «Задай умный вопрос»

Цель: развивать самостоятельность мышления, умение анализировать и выделять признаки предмета, логически рассуждать, формировать вопросы. Условия. Для игры нужен набор геометрических фигур разного цвета, формы и величены ( 10-15 фигур). Детям предлагают рассмотреть фигуры, разложенные на столе в произвольном порядке, и определить, чем фигуры похожи и чем отличаются друг от друга. Водящий загадывает одну из фигур, но какую – не говорит. Игроки должны задавать умные вопросы, чтобы отгадать, какая фигура задумана. Сложность игры заключается в том, что водящий может отвечать только «да» или «нет».Поэтому вопрос должен быть сформулирован определенным образом ( например, нельзя задавать прямой вопрос: «Какую фигуру вы загадали?», нужно спросить так: «Вы загадали фигуру красного цвета?» или «Ваша фигура квадратная?» и т.д.). Каждый ответ водящего приводит к отсеиванию ненужных фигур. Таким образом, круг поиска сужается, и методом исключения ненужных фигур игроки останавливают поиск на единственно возможной. Поскольку игра сложная, взрослый первым выполняет роль игрока, задающего умные вопросы, а ребенок задумывает фигуру. Фигуру нельзя перегадывать в ходе игры. Чтобы ребенок не перегадывал фигуру, ему предлагается нарисовать ее на листочке. По ходу игры взрослый обращает внимание ребенка на то, что каждый вопрос позволяет исключить часть фигур, объединенных одним признаком ( например: «Вы загадали желтую фигуру?» — «Нет». Данный ответ означает, что из круга поиска исключаются все желтые фигуры вне зависимости от формы и размера). Выигрывает тот, кто задал больше умных вопросов, смог грамотно их сформулировать. Примечание. Первый раз взрослый показывает, как задавать вопросы и как рассуждать. При повторной игре умные вопросы задает ребенок. Как правило первые две игры являются обучающими.

Следующая >

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе ДОУ

Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме: «Путешествие в Песочную страну» (для воспитанников старшего дошкольного возраста)
Цель: Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочных техник. Коррекционные задачи: — стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники; — снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей; Образовательные задачи: — формирование представления детей о свойствах песка; — формирование навыка экспериментирования с песком; — обогащение тактильного опыта у воспитанников; Развивающие задачи: — развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; — развитие творческого воображения, внимание и мышление; — развитие коммуникативных навыков, речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре. Воспитательные задачи: — воспитывать аккуратность; — воспитывать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками; — вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. Оборудование: • световой стол для рисования песком; • кварцевый песок; • столы и стулья на каждого ребенка; • подносы с «живым» песком по количеству детей: • мультимедийное оборудование (экран, проектор); • магнитофон; • салфетки по количеству детей; • трафареты и цветной песок; • камешки и формочки разного размера для декора. 1.Вводная часть Ритуал приветствия «Подари улыбку»
Цель: настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, снизить психоэмоциональное напряжение. Педагог-психолог приветствует детей, приглашает в круг:
«Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку».
(Дети, взявшись за руки, встают в круг, здороваются и улыбаются друг другу).
Игра-разминка «Выполни задание»
Педагог-психолог:
«Ребята давайте поиграем: вам нужно будете выполнить задание, которое подходит именно вам: -Пускай улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым. -Пусть коснуться кончика носа все, у кого белые носочки. -Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других. -Пусть постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение. -Пусть хлопают в ладоши все, кто любит лето!»
(Дети выполняют задания).
Беседа
Цель: задать тему занятия, настроить детей на совместную игровую деятельность. Педагог-психолог:
«Ребята мне тоже очень нравится лето! И я знаю такую волшебную страну, где круглый год лето, светит солнышко и согревает все кругом своими лучиками. В этой стране совсем нет снега, там много песка, которым можно играть, из которого можно строить замки. Хотите туда отправиться?»
Педагог-психолог произносит «волшебные слова»:
«Покружим, полетим, Страну солнца посетим, Страну сказки и песка, Игр, веселья, волшебства!»
(Дети берутся за руки, закрывают глаза и, слушая «волшебные слова», начинают фантазировать).
2.Основная часть Цель: развитие и частичная коррекция эмоционально – личностной и познавательной сфер ребенка. Арт-занятие «Рисование на световом столе»
в основной части несет смысловую нагрузку всего занятия, установка положительного эмоционального отклика детей на занятии. Дети открывают глаза и подходят к песочному столу. Педагог обращает внимание детей, на стол, на материал с которым детям предстоит работать. Дети тактильно знакомятся с песком и отвечают на вопрос: «Какой песок?» Ответы детей: теплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный. (Высказывания детей) Перед тем как педагог предлагает порисовать на песке, дети обращают внимание на экран, где представлено видеоизображение рисования на песке. Педагог озвучивает:
«Я рисую на песке, словно мелом на доске. Просто пальчиком черчу все, что только захочу. Я рисую небосвод, вот и солнышка черед, облака совсем не тучи, а внизу дубок могучий! Я рисую — мне не лень за окном хороший день.


После просмотра видео, дети рисуют облака, а далее продолжают рисовать по тексту стихотворения:
Облака собрались в кучу, превратились в злую тучу. Стали лить на землю воду и испортили погоду, (рисуют дождь). Сколько знаю я дождей? Сосчитайте поскорей. Дождик с ветром, Дождь грибной, (рисуют гриб), дождик с радугой-дугой,
(рисуют радугу). (Обсуждение работ детей и выяснение чего не хватает на рисунках. Ответы детей: солнца)
Упражнение-лепка «Живой песок»
активизацию речевого развития через тренировку мелких движений пальчиков и кистей рук, развитие тактильного восприятия детей. Педагог-психолог:
«Правильно солнце, его я вам предлагаю попробовать нарисовать, используя другой песок, приглашаю вас парами к столу. Попробуйте нарисовать солнце. Получается?
(Высказывания детей) Давайте посмотрим какой он? Отличается от песка на котором мы рисовали? Как можно изобразить с помощью него, например солнце!? (Дети пробуют рисовать, используя «живой песок», знакомятся с ним, его свойствами). Проблемная ситуация – рисовать не получается.


Дети начинают лепить из песка солнце, используя камешки для декора, обсуждают какое у них получается солнце! Ответы детей: доброе, лучистое, улыбчивое, песочное
3.Заключительная часть Цель: Направлена на снижение мышечного напряжения, закрепление положительных эмоций от работы на занятии. «Согрело вас ваше солнце? Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Ну а теперь нам пора возвращаться обратно к нам в детский сад из песочной страны, но на память о нашем путешествии я хочу подарить вам амулеты на счастье и хорошее настроение, мы их сделаем сами из цветного песка!
Наполняем подготовленные сувенирные баночки цветным песком, каждый ребенок выбирает цвет для себя!


Выход из Песочной страны Когда все готово, дети берутся за руки, закрывают глаза и слушают «волшебные слова» для выхода из Песочной страны:
Поиграли, погостили, Страну солнца посетили, Страну сказки и песка, Игр, веселья, волшебства!
Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (выбор цвета для амулета), и в смысловом (ответы на вопросы). Педагог предлагает детям присесть на подушки и обсудить:
«Чем запомнилось вам наше путешествие!?»
(Ответы детей. Прощание).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч Конспект группового занятия для детей подготовительной группы с ОНР на тему: Фрукты План НОД с детьми старшей коррекционной группы Конспект НОД по формированию слухового восприятия в старшей группе

Похожие статьи:

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: Русская матрёшка

Конспект занятия по хореографии в старшей группе

Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе

Сценарий музыкального тематического занятия с дошкольниками 5-6 лет

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]