Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста


Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

 Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяющие уже с малых лет побуждать детей к речевой активности.

Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи [6, стр.26].

Важным периодом в развитие ребенка является дошкольный возраст. Трудно переоценить роль устного народного творчества в воспитании и становлении личности ребенка раннего возраста. Одними из первых художественных произведении которые способен воспринимать ребенок, являются малые формы фольклора. Благодаря им взрослые легко могут установить эмоциональный контакт с ребенком, расширить кругозор, сформировать отношение к окружающему миру, обогатить речь. Народное творчество также является важным источником нравственного, эстетического, патриотического воспитания дошкольников.

Произведения устного народного творчества это первое что слышит и воспроизводит ребенок в жизни. Это колыбельные, потешки, пестушки. В ходе приобщения к этому виду народного творчества решаются такие воспитательные задачи, как:

‒ развивать интерес ребенка к устному народному творчеству;

‒ развить выразительность в языке ребенка, интонацию, силу голоса, разговорную речь, а также посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений;

‒ открыть детям смысл пословиц и поговорок, заключающих в себе правила поведения и моральные нормы;

‒ при помощи русского фольклора, а также фольклора других народов обогащать знания детей об окружающем мире;

‒ приучить разыгрывать сказки по ролям;

‒ заинтересовать детей народными играми, приучать использовать фольклор для самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

Сказки, поговорки, загадки способствуют развитию мышления, воображения, сообразительности, развитию эмоциональной сферы. Русские народные произведения сами по себе богаты по форме и содержанию и изначально содержат в себе нравственные ценности.

Сказки — это один из компонентов используемый во взаимодействии с детьми, они играют особую роль в воспитании детей, а также они наиболее интересны для детей дошкольного возраста. Простота и непосредственность изложения данного жанра народного творчества больше всего привлекательно и понятно для восприятия и понимания ребенком. На примере персонажей сказок ребенок легко знакомится с такими понятиями как добро и зло, жадность и щедрость, смелость и трусость и т. п. Давая оценку, героям сказок, дети анализируют какие поступки, совершённые персонажами, положительные, а какие отрицательны. Переживают вместе с ними широкий спектр чувств, и став на ту или иную сторону, стараются вместе с героями произведения решать все поставленные перед ним задачи, что также способствует увеличению творческой активности ребенка и дает возможность сделать правильный вывод в данной ситуации.

В дошкольном возрасте дети очень ранимы и именно сказки русского народного творчества являются тем уникальным средством, позволяющим легко рассказать детям об отрицательном в жизни, провести аналогию и сравнить это с реальным миром. Но нельзя забывать о том, что воспитателям и родителям необходимо тщательно и грамотно подходить к выбору произведений в соответствии с возрастными особенностями детей и теми целями, которые необходимо достичь.

Они помогают показать детям: как добро помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек — красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков — добрый юноша (смелый, сильный, честный, добрый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах [9, стр.31].

Воспитательная ценность, заключенная в произведениях народного творчества, оказывает особое влияние на формирование патриотических чувств. Неся в себе конкретные образы, краски доступные и привлекательные для детей дошкольного возраста, произведения служат средством положительного отношения ребенка к различным сторонам общественной жизни. Немало важным является приобщение дошкольников к волшебным и героическим сказкам. Содержащаяся в них идея о подвиге героев во имя освобождения родной земли от врагов способствует раскрытию идей патриотизма.

Для формирования моральных ценностей у малышей прекрасно подходят пословицы и поговорки, так как они эмоционально насыщенны порой несут в себе моральные постулаты. Эти короткие изречения легко запоминаются детям, их воздействие на ребенка сильнее, чем обычные уговоры и нравоучения. Скороговорки помогают ребенку научиться правильно и быстро говорить и одновременно остаются простой игрой для них.

В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи — в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество — это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности [2, стр.4].

В круг детского чтения входит русский фольклор, а также фольклор народов мира. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей. В своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к детской мировой литературе [6, стр.27].

В детском саду наиболее создается благоприятная почва для прослушивания, повторения и обыгрывания потешек, что способствует развитию речи и памяти ребенка. Для обогащения словарного запаса детей очень целесообразно использовать работу с потешками. Эти короткие стишки часто дополняются определенными действиями, которые способствуют воспитанию доброжелательности, сочувствию. Со временем дети переносят их в самостоятельные игры. Благодаря потешкам дети учатся воспринимать коротенький сюжет, выраженный в художественном слове.

С раннего возраста дети с удовольствием могут рассматривать картинки, иллюстрации книжек или дидактических игр по мотивам фольклорных произведений и пересказывать их.

Использование различных видов устного народного творчества совместно с другими воспитательными средствами помогут успешному обогащению словаря ребенка, развитию его речевой активности, помогут в формировании гармонически развитой личности. То, что впитает в себя ребенок в дошкольном возрасте в основном зависит от среды, в которой он воспитывается. Окружая детей своей заботой и лаской, а также включая устное народное творчество в свои занятия, родители и педагоги, воспитатели могут уже с ранних лет вложить в них основные нравственные качества, которые в дальнейшей его жизни будут только развиваться.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Издательский , 2000. — 400 с.
  2. Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения / А. М. Викулина. — Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. — 138 с.
  3. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г. Н. Волков. — М.: Издательский , 1999. — 168 с.
  4. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду: методическое пособие / И. Г. Гаврилова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. — 160 с.
  5. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм / Н. Гавриш // Дошкольное воспитание. — 1991, № 9 — с.16–20.
  6. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: пособие для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова, В. И. Пирадова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — 128 с.
  7. Доронова Т. Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / Т. Н. Доронова. — М.: Обруч, 2010. — с.119–127
  8. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / Н. Зимина // Дошкольное воспитание. — 2005, № 1 — с.18–28.
  9. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / Н. Зимина // Дошкольное воспитание. — 2005, № 5 — с.28–35.
  10. Куприна Л. С., Бударина Т. А. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством / Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 400с.
  11. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду: методические рекомендации / Л. А. Лялина. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 96 с.
  12. Мухина В. С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов — 4-е изд. / В. С. Мухина. — М.: Издательский , 1999. — 456 с.
  13. Пидручная С. Сказки — за безопасность детей / С. Пидручная // Дошкольное воспитание. — 2008, № 2 — с.124–127.
  14. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе / Т. Поштарева // Дошкольное воспитание. — 2009, № 5 — с.24–28.
  15. Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю / Р. Халикова // Дошкольное воспитание. — 1988, № 5 — с.13–17.

1. Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 1505.

Темы выступлений:

1. «Песня да ложка ходят одной дорожкой», музыкальный руководитель В.В. Павлюченкова. 2. «Знакомство с народными инструментами детей дошкольного возраста», музыкальный руководитель Д.Д. Князева. 3. «От игры к песне», музыкальный руководитель Л.П. Нуждина. 4. «Образовательный проект «Традиции русского народа», музыкальный руководитель С.В. Горячева.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1-nKIp96EBNuFK-0rLWjh1sy3wu3MMqiI?usp=sharing

2. Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 922.

Темы выступлений:

1. «Ознакомление детей с народным творчеством через устный и музыкальный фольклор», методист В.В. Никитина. 2. «Приобщение детей к народной культуре через проектную деятельность», воспитатель Н.М. Латышева. 3. «Ознакомление детей с народным творчеством через культурные практики», воспитатель Л.С. Честнова. 4. «Музыкальный фольклор – детям», музыкальный руководитель Е.А. Степанова. 5. Образовательная деятельность с детьми от 3 до 6 лет. Развлечение «Детские забавы «В гостях у сказки», методист В.В. Никитина.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1DOXYLW1YIJFgVle4x7rhdUiQ4by3KCy_?usp=sharing

3. Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 920.

Темы выступлений:

1. «Приобщение детей к восприятию искусства через знакомство с народным декоративно — прикладным творчеством», старший воспитатель ГБОУ Школа № 920 С.В. Субботина. 2. «Русская матрешка в проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста», воспитатель ГБОУ Школа № 1852 Т.Г. Левкина. 3. «Хотьковские мячики в формировании сенсорного опыта детей раннего возраста», старший методист ГБОУ Школа № 1852 Л.А. Мефодьева. 4. «Знакомство детей дошкольного возраста с искусством гжельских мастеров», воспитатель ГБОУ Школа № 920 Т.Н. Клейменова. 5. «Развитие художественного восприятия у детей раннего возраста при ознакомлении с народным творчеством», воспитатель ГБОУ Школа № 920 Н.М. Горлакова. 6. Проект «Кукольный сундучок», воспитатель ГБОУ Школа № 920 А.В. Плотникова.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/18S3XPA1xPL_HrEtCaf5-PE-ekWrETGS0?usp=sharing

4. Западный административный округ. ГБОУ Школа № 64.

Темы выступлений:

1. «Фольклор – важнейший элемент, составляющий историю культуры», старший воспитатель Н.Н. Егорова. 2. «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через фольклор», педагог-психолог О.А. Шишова. 3. «Волшебный мир театра» – обучение навыкам кукловождения при подготовке к театрализованной деятельности с элементами фольклора для детей старшего дошкольного возраста», воспитатели Д.В. Айрапетян, М.Ш. Павленко. 4. «Игра как основная форма работы с детьми и источник их художественного творчества», музыкальный руководитель К.И. Войцешко. 5. «Народный календарь – основа для введения ребенка в мир фольклора», музыкальный руководитель Н.В. Щеглова. 6. Мастер-класс «Кукла своими руками», воспитатель А.Ф. Головнина. 7. Образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста: — «Волшебный мир театра», воспитатели Д.В. Айрапетян, М.Ш. Павленко; — «Мои любимые занятия», воспитатель А.И. Авдеева» — «Творческая мастерская «Театр Петрушки», учитель-логопед Ю.В. Иванова, учитель-логопед Е.А. Фадеева, педагог-психолог О.А. Шишова; — «Фольклорное развлечение «Ярмарочное гуляние», музыкальные руководители К.И. Войцешко, Н.В. Щеглова.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1kF0dOaM8PwG4zFg_E3u5w-QT0KdD_bLX?usp=sharing

5. Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 285.

Темы выступлений:

1. «Народный календарь как средство приобщения дошкольников к народной культуре», музыкальный руководитель Н.Н. Слуднева. 2. «Использование пословиц и поговорок в развитии логического мышления старших дошкольников», воспитатель Т.И. Брежицкая. 3. «Роль малых фольклорных форм в социально-нравственном воспитании ребенка младшего дошкольного возраста», воспитатель М.А. Семёшина. 4. Мастер-класс «Изготовление обрядовых кукол для народного календаря», воспитатель Л.В. Яковлева.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1iGlGqJ7BNlcsUEN0yelowPRRHDRwu86H?usp=sharing

6. Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 1449.

Темы выступлений:

1. «Влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей», учитель-логопед Е.В. Ткачева. 2. «Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традициям и ценностям народной культуры», воспитатель Н.С. Крутякова. 3. «Народная игра в системе культурных практик в дошкольных группах», воспитатели А.В. Воробьева, В.В. Васильева. 4. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в старину», учитель-логопед М.Ю. Шарыгина.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1GbFRR1JqZOtP945DT0RdSDwpp9vMuoTs?usp=sharing

7. Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 1577.

Темы выступлений:

1. «Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным творчеством», педагог-организатор Н.А. Илюшина. 2. «Народное творчество как компонент культуры», воспитатель Н.Р. Петрова. 3. «Приобщение детей к народной культуре и традициям через проектную деятельность. Проект «Деревянная красавица», воспитатель Е.А. Кузнецова. 4. Образовательная деятельность с детьми старшей группы «Игра-путешествие с русской матрешкой», воспитатель И.Б. Сережина.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/16g30AYjPdMO8Sug-EEpS6g0SaYP-3czB?usp=sharing

8. Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 1503.

Темы выступлений:

1. «Приобщение детей к истокам народной культуры», методист О.В. Лабай. 2. «Устное народное творчество — основа формирования культурных ценностей у детей», воспитатель В.Г. Филимонова, А.В. Цветкова. 3. «Формирование интереса у детей к народной игрушке», методист О.В. Лабай, воспитатель Е.В. Хамидуллина. 4. Образовательная деятельность в старшей группе «Квест-игра на тему «По тропинкам народной мудрости», воспитатель Н.В. Гисова. 5. Мультфильм по сказке «Колосок», воспитатели Е.А. Великая Е.А., М.Ю. Матвеева, дети старшего дошкольного возраста.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1cda6ytNKTGbrNTkH-qUnGQSaGMRRNoxm?usp=sharing

9. Троицкий административный округ. ГБОУ Школа № 1391.

Темы выступлений:

1. «Приобщение детей к русскому народному творчеству через культурные практики», старший воспитатель Н.И. Индрикова. 2. «Народный календарь «От зимы до осени» как средство приобщения детей к русской народной культуре», музыкальный руководитель А.А. Шелеп. 3. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Посиделки-вечерки», музыкальный руководитель А.А. Шелеп, воспитатели Л.Б. Осипенко, Е.Н. Повприц, О.Н. Лимонченко. 4. Мастер-класс на тему «Коммуникативные игры-танцы на русские народные мелодии в музыкальной деятельности дошкольников», музыкальный руководитель А.А. Шелеп.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1QvPqtzlicGrHFbkpkZwXd1vg8d-LXE5u?usp=sharing

10. Юго-Западный административный округ. ГБОУ Школа № 1355.

Темы выступлений:

1. «Программа «Русская сторонка»: система работы по планированию образовательной деятельности в приобщении детей к отечественным духовно-нравственным ценностям», воспитатель М.А. Яськова. 2. «Проект «Кладовая русского фольклора», воспитатели Н.А. Ермакова, О.А. Авилова. 3. «Изучение орнамента как средство обогащения мотивационно-потребностной сферы старшего дошкольника», педагог дополнительного образования О.С. Благоразумова. 4. Мастер-класс на тему «Роспись доски мезенским узором», педагог дополнительного образования О.С. Благоразумова. 5. Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы на тему «Масленица», музыкальный руководитель Е.А. Никешина, воспитатели А.В. Терещенко, М.А. Яськова.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке:

https://drive.google.com/drive/folders/1DFgWqD1unTMVJfGh0mDi5cVbs1WELYUk?usp=sharing

11. Юго-Западный административный округ. ГБОУ Школа № 1981.

Темы выступлений:

1. «Народное творчество в культурных практиках», воспитатель Е.К. Мусаева. 2. «Взаимодействие детей, педагогов, родителей при ознакомлении с народной игрушкой», воспитатели Т.И. Сальникова, Н.И. Михеева. 3. «Ознакомление детей с городецкой росписью», воспитатель Н.Е. Гусева. 4. «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям через досуговую деятельность», воспитатель М.А. Новикова. 5. «Использование народных инструментов в музыкальном развитии детей дошкольного возраста», музыкальный руководитель А.В. Викторова. 6. «Ознакомление детей дошкольного возраста с народной архитектурой. Изготовление макета деревни с использованием мезенской росписи», воспитатель А.Д. Толмачева.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1CvOld0CzJncL1DWvKH_Soq2Hgl8w4rj-?usp=sharing

12. Южный административный округ. ГБОУ Школа № 1466.

Темы выступлений:

1. «Система работы по ознакомлению детей с народным творчеством», педагоги-организаторы В.В. Бухарина, М.В. Емельянова. 2. «Проектная деятельность в подготовительной группе «Русская матрёшка», воспитатели О.В. Битюцкая, К.Т. Заракаева. 3. «Использование потешек и пестушек в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста», воспитатели Н.Н. Сиргинава, Е.Ю. Чебышева. 4. Мастер-классы «Народные промыслы»: — «Городецкая роспись», воспитатели В.П. Кулакова, С.В. Поликарпова; — «Роспись дымковской игрушки», воспитатели Е.С. Змеева, О.В. Кириллова, М.В. Синельник.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1uSuY8hFVEG_5rN4HRyRBZr-oynYWqEuK?usp=sharing

Ответственный за информацию: методист ГМЦ Т.И. Егорова.

Происхождение считалок

Учёные предполагают, что первоначально считалки использовались взрослыми. С помощью считалки определяли, кому выполнять более трудную часть работы, первому заступать в дозор и т. п. Использовался этот жанр и для гадания. В пользу этой версии говорит и существование считалок с непонятными словами, в которых часто прослеживается сходство с исковерканной латынью, то есть первоначально они могли выступать и в качестве заклинаний.

Считалки с непонятными словами, вероятно, восходят к текстам святочных гаданий и исковерканной семинарской латыни

Народные считалки пользуются большой популярностью у детворы, родителей и педагогов. Они полезны для развития памяти, внимания, речи, прививают детям любовь к культуре и истории Родины, способствую воспитанию честности, товарищества, стимулируют детское творчество.

Традиционное предназначение считалок — выбор водящего в игре «Жмурки»

Использование русского фольклора в развитии младших дошкольников

 Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой.

А. М. Горький

Дошкольное детство — уникальный период в жизни каждого человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

По темпам развития мозга и нервной системы, которые влекут за собой изменения в познавательных, волевых и эмоциональных процессах, этому периоду нет равных. Значит, именно в дошкольном возрасте определяется будущее человека: его здоровье, характер, способности, отношение к себе и другим людям. Но ребенок не может сам повлиять на свое будущее, оно целиком зависит от взрослых, окружающих его в семье и детском саду, от их профессионального мастерства, компетентности, умения использовать свой опыт. В законе «Об образовании РФ» говорится, что дошкольное образовательное учреждение -первая и самая ответственная ступень в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно этот период особенно важен для усвоения речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь и понимаешь. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру. Мы считаем, что воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Чистая детская душа легко отзывается на эти непреходящие ценности.

На протяжении нескольких лет мы воспитываем у дошкольников патриотические чувства, через приобщение детей к традиционным формам русского фольклора.

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его развитии. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Из этого можно сделать вывод, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих.

По нашим опросам стало ясно, что родители не используют или недостаточно используют в общении с ребенком русские прибаутки, потешки, поговорки, недостаточно рассказывают русский народные сказки. Ребенок больше времени проводит в детском саду, а дома у компьютера и планшета. Наблюдается оскудение русского языка, исчезает его красота и образность, примитивен словарный запас большинства наших родителей и воспитанников. Еще К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни развитие речи детей в дошкольном возрасте, а именно использование в речи становится актуальной проблемой.

Когда вопросы воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений малых фольклорных форм, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира. Следует подчеркнуть высокие педагогические качества адресованных детям произведений малых фольклорных жанров: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений. Деление на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. С выдвигаемыми требованиями ФГОС ДО, в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», в образовательную область «Речевое развитие» включены такие задачи овладение речью, как средством общения и культуры, обогащения активного словаря, знакомство с книжной культурой, детской литературой. Для того, чтобы сформировать речь у детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудности в установлении контактов со взрослыми и сверстниками, чтобы их речь была понятна окружающим, необходимо, чтобы ребенок слышал правильную устную речь, владеющую литературным языком русского народа.

Первопроходцем использования в своей работе народных выражений, потешек, прибауток, закличек, пословиц и поговорок становится воспитатель.

Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, фольклор возбуждает в нём ответные чувства.

Знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Свою работу мы построили в определенной системе, последовательно от возраста к возрасту. Выделили в каких видах детской деятельности будет проходить ознакомление с русским фольклором. Составили перспективный план по ознакомлению с фольклором, выбрали тематику; подобрали необходимый материал, организовали развивающую среду в группе.

В младшем дошкольном возрасте целенаправленно проводим знакомство малышей с малыми фольклорными жанрами в образовательной деятельности по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой. Вставляем потешки, пестушки в художественное творчество, режимные моменты. Отобранные тексты для детей младших групп доступны их восприятию и пониманию.

Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные. В период адаптации, когда наши маленькие воспитанники долго не могут уснуть, напеваем им: «Баю-баюшки, бай, бай, Глазки, Маша, закрывай».

Нежный, ласковый голос взрослого действует на ребенка успокаивающе, и дети быстро засыпают.

В практике работы широко применяем пестушки — поэзию пестования. Пестушки всегда удовлетворяли потребность ребенка в тактильных движениях, — все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, спинкам, прижимают к себе. Для мальчика в нашем багаже знаний находятся такие слова: «Ой, маленький, ненаглядненький, Мой хорошенький, мой пригоженький». Девочку, обнимая, приговариваем:. «Ой, моя маленькая, ненаглядненькая, Моя хорошенькая, моя пригожая».

Песенки, поговорки, загадки, игры со словами «Водичка, водичка», «Зайки беленький сидит», «Расти коса до пояса»…,

«Котя, коток»… и многое другое хороши для заучивания текста с движениями. Данные тексты сочетаем с действием пальцев, ладошек, при проведении пальчиковых игр в утренний и вечерний отрезок времени. Подобные игры дают возможность сделать процесс воспитания не только интересным и радостным, но и поучительным и развивающим. Самые любимые народные игры с текстами у наших детей — это «Солнышко», «Кот и мыши», «Кот и воробьи», «Огуречик», «Петушок и курочки» и многие другие. Их мы используем на прогулке, в двигательной деятельности; побуждаем детей организовывать эти игры самостоятельно. «Ни дня без народной игры» — таков девиз нашей работы с малышами. Сначала учим с малышами слова, затем правила игры, только потом, повзрослев, дети, освоив всю игру, могут включать считалки, дразнилки, потешки. Часто с детьми используем заклички. Использование нами на прогулках закличек, способствует формированию у детей бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимать. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима — живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу «перебить дождя»; гром — — пожалеть дом, не пугать коней, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок — сварить борщик, дать огуречик.

В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств — переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия.

Ах ты, радуга-дуга.Уж как дождь-дождем,

Ты высока и туга!Мы давно тебя ждем…

Или:

Гром гремучий,С травой шелковою.

Тресни тучи…С водой ключевою…

Все явления природы имеют закрепленные за ними ласковые имена — солнышко-колоколнышко, золотое донышко, весна-красна, красное летечко.

Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Через малые фольклорные жанры знакомим детей с животными, которых они видели только на картинке, формируем представления о диких животных, птицах и их повадках.

Знакомство производим через сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» и другие понятны ребёнку потому, что их герои -животные — разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т. п.). Так же используем потешки в разные режимные моменты, во время умывания, во время еды, бодрствования. Простота и мелодичность звучания их помогают детям запомнить. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры — во время кормления куклы или укладывание ее спать.

Каждое поэтическое произведение фольклора — это не только ознакомление с художественной литературой, но и развитие умственных и речевых способностей ребенка. Так, читая и заучивая потешку: «Ходит конь по бережку, Вороной, да по зеленому»…

Детям предлагаем рассмотреть соответствующую иллюстрацию, рассказываем, что это за конь вороной, показываем, где у коня золотая узда, рассматривая гриву, хвост, как высоко поднимает ноги. Вводим в словарь детей понятие «вороной». Задаем ряд вопросов, активизирующих умственную и речевую активность детей: «Почему конь высоко поднимает ноги?», «Как конь ржет?», «Чем конь питается в поле?» и т. д.

Для более полного ознакомления и использования в речи детей малых фольклорных форм знакомим родителей с работой по приобщению к истокам народной культуры. Расширяем знания родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях. Уточняем названия жанров фольклорных произведений через консультации, индивидуальные беседы, тематические дни. Помогаем родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие детей. Показываем родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами. Проводим родительские собрания мастер-классы, создаем вместе с ними книжки-малышки, с потешками и прибаутками, закличками и считалками. Отрадно слышать, когда родители, одевая ребенка вечером домой, повторяют эти произведения с ребенком, используют потешки при одевании.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок, роль их трудно переоценить. Поэтому в работе с детьми младшего дошкольного возраста мы стараемся как можно чаще использовать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, заклички, считалочки. Они погружают ребенка в светлый, уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу, направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребенка, развивает речь, погружает ребенка к истокам народной культуры.

Литература:

  1. Бородич А. М. Методика развития речи у детей. М. Просвещение 1981
  2. Виноградов Г. С. Детский фольклор / Публикация А. Н. Мартыновой // Из истории русской фольклористики. — Л.: Лениздат, 1978.
  3. Горький А. М. Сбор. Соч. В 30-ти т. — Т. 23. — М.: Гослитиздат, 1978. 4. Мартынова А. Н. Детский поэтический фольклор. Спб.1997№ 608
  4. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987.
  5. Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей. Дошкольное воспитание 1995 № 9.

Статья «Народный детский фольклор»

Анастасия Машнова

Статья «Народный детский фольклор»

Народный детский фольклор

Первое знакомство ребёнка с устным народным творчеством начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные песни, а затем и другие формы фольклора. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики.

Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью.

Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

Таким образом, фольклор – это важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей.

Богатство русского языка открывается перед дошкольником в произведениях устного народного творчества. Образцы его – пословицы, загадки, сказки и другие – ребёнок не только слышит, но повторяет и усваивает. Жанры входят в язык детей в доступном содержании. Живой разговорный язык и произведения устного народного творчества – тесно переплетаются между собою во влиянии на речь ребёнка.

Произведения устного народного творчества входят в состав детского фольклора.

Детский фольклор – это произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией. Общий родовой признак детского фольклора – соотнесение художественного текста с игрой.

Фольклор дает возможность познакомиться детям с богатым творческим наследием народов. Каждая фольклорная форма, будь то загадка, пословица, прибаутка, считалка, закличка, сказка или небылица – изумительный образец творчества, благодатный материал для подражания, запоминания и воспроизведения в речи детей. Эти образцы развивают образную детскую речь, расширяют кругозор детей.

Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки, пожалуй, самые древние. Они рождены верой в силы природы и призваны употребить магию слова для того, чтобы вызвать благотворное влияние природных стихий или предупредить их губительную силу.

Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями.

В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженные в слове, ритме, интонации чувства — переживание, восхищение, нежность, восторг.

Ах ты, радуга-дуга.

Ты высока и туга!

Уж как дождь-дождем,

Мы давно тебя ждем.

Приговорки – общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием.

Божья коровка, улети на небко!

Там твои детки кушают котлетки!

Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания настраивает ребенка на уважительное отношение к каждому растению в лесу, поле, огороде.

Приговорки во время игр – это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастный случай. Например, не захлебнуться при нырянии, не набрать в уши воду. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать их.

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования»

, или
«материнская поэзия»
. Сюда входят колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких.

Колыбельные песни: взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям. Слова были обычно ласковые, певучие. В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки-касаточки, мурлыкающий кот, говорится о тишине, покое. В старинных колыбельных песнях упоминаются некие живые существа, у каждого из них – свои обязанности.

Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется,даст себя умыть или накормить:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Пестушки (от слова «пестовать»

— воспитывать) связаны с наиболее ранним периодам развития ребёнка.

В пестушках слышатся любовь, доброта. Они складные, красивые. И еще учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ножка, где – роток.

Потом начинаются самые первые игры,потешки: Идет коза рогатая, Сорока-ворона кашку варила, Ладушки. Здесь вместе с удовольствием ребенок получает и пользу.

К народному творчеству также относятся и скороговорки, но они в основном были и остаются излюбленной игрой старшего дошкольного возраста.

Скороговорки – это быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают у детей смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением. Скороговорки, или чистоговорки, учат произносить звуки, развивают органы речи, память.

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

В повседневной жизни общение с ребёнком часто сопровождается прибаутками. Это небольшие весёлые произведения или высказывания, нередко в стихотворной форме. Так же, как многие другие малые фольклорные жанры прибаутки сопутствуют играм. Часто прибаутки имеют диалогическую форму, что так же подчёркивает их близость к живой разговорной речи. Как правило, они описывают короткую забавную ситуацию, насыщенную действиями. В целом прибаутки развивают у ребёнка творческое воображение и, вовлекая его в словесную игру с быстрой сменой событий, учат его мыслить быстро и образно.

Петя-Петя-Петушок,

Петя — красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке — сережки!

Подрастающий ребёнок становится не только объектом всевозможных игр, но и их активным участником. В это время он знакомится с ещё одним фольклорным жанром – считалками. Открывая игру и раздавая всем её участникам определённые роли, считалка организует сам процесс игры и учит детей общаться друг с другом в заданной ситуации, подчиняться установленным правилам. Кроме того, считалки развивают чувство ритма.

Пчёлы в поле полетели,

Зажужжали, загудели,

Сели пчёлы на цветы,

Мы играем – водишь ты!

Новым способом освоения мира становятся загадки – краткие иносказательные описания предметов или явлений. Загадка представляет собой вопрос, на который ребёнку предстоит ответить, и вряд ли что-то так стимулирует мыслительную активность маленького человека, как это небольшое произведение словесного искусства. В основе загадки лежит один из самых выразительных художественных приёмов – метафора.

Стеклянный дом на окне

С прозрачной водой,

С камнями и песком на дне,

И с рыбкой золотой.

(Аквариум)

Разгадывая загадку, ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов, учится сопоставлять предметы и явления между собой, находить сходства и различия между ними. Таким образом, он упорядочивает свои знания о мире.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Таким образом, благодаря народному творчеству ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями и обрядами своего народа. С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек, загадок, поговорок и др. к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]