Игры с правилами в психологии — Значение и виды игр


Значение и виды игр

Детские игры за весь период советского воспитания не были собраны, не обобщены, то есть не классифицированы. Известный психолог А. Н. Леонтьев справедливо о.

Наиболее распространенные теории игры в 19 и 20 веках:

К. Гросс считал, что игра — это бессознательная подготовка молодого организма к жизни.

К. Шиллер, Г. Спенсер объяснил игру как простую трату избыточной энергии, которую накапливает ребенок. Он не используется для работы и поэтому выражается в игровой деятельности.

К. Бюллер подчеркивал обычный энтузиазм, с которым дети играют, утверждая, что весь смысл игры заключается в удовольствии, которое она доставляет ребенку.

З. Фрейд считал, что ребенка побуждает к игре его собственное чувство неполноценности.

Хотя эти объяснения игры кажутся разными, все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания.

У российских и советских ученых принципиально разный подход к объяснению игры:

А. И. Сикорский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгат, К. Д. Ушинский доказывают своеобразие игры как истинно человеческой деятельности.

Н. Крупская, А.С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи углубили анализ игры и объяснили строго научно эту своеобразную детскую деятельность.

Детские игры характеризуются следующими особенностями:

  1. игра — это форма активного отражения ребенком окружающей человеческой жизни.
  2. особенностью игры является именно тот метод, который ребенок использует в этой деятельности.
  3. игра, как и любая другая человеческая деятельность, социальна по своей природе, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей
  4. игра — это форма творческого отражения ребенком действительности.
  5. игра — это операция познания, средство уточнения и обогащения, способ упражнения и, следовательно, развития познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.

6) В своей развитой форме игра — это коллективная деятельность.

7.Разнообразное развитие детей, сама игра также меняется и развивается.

Существуют различные типы игр: Движение, дидактика, драма, конструктивные игры.

В раннем детстве появляются и начинают формироваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое желание жить со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводить отношения и трудовую деятельность взрослых.

А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец назвали ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в сочетании с другими видами детских упражнений: прежде всего, с наблюдениями за окружающей жизнью, прослушиванием рассказов и бесед со взрослыми.

Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографических исследований пришел к выводу, что ролевая игра возникла в ходе исторического развития общества, в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений, то есть она социальна по своему происхождению. Возникновение игры связано не с действием каких — то врожденных, инстинктивных сил, а с определенными условиями жизни ребенка в обществе. Детство затягивалось, и вместе с появлением ролевых игр возник новый этап в психическом развитии ребенка — дошкольный возраст. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что продление детства происходит не путем наложения нового периода на уже существующий, а путем его своеобразного вклинивания.

Игра социальна не только по своему происхождению, но и по содержанию. Все исследователи, описывающие ролевую игру, отмечают, что она оказывает большое влияние на окружающую действительность ребенка, действия детских игр обусловлены социальными, бытовыми, семейными условиями жизни ребенка.

Роль игры в психическом развитии ребенка

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные характеристики ребенка. В игре формируются другие виды деятельности, которые затем приобретают самостоятельную ценность.

Игра влияет на все аспекты психического развития, что постоянно подчеркивается как педагогами, так и психологами. Например, Макаренко писал: «Игра важна в жизни ребенка, имеет такую же ценность, какую у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таким во многом он и будет работать, когда вырастет. Поэтому обучение будущего актера происходит прежде всего в игре. И вся история человека как рабочего или служащего может быть представлена в развитии игры и ее постепенном переходе в труд.

Игровая деятельность влияет на формирование волевого характера психических процессов. Таким образом, в игре у ребенка начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В игровой обстановке дети лучше концентрируются и лучше запоминают. Осознанная цель дается ребенку раньше и легче в игре. Сами условия игры требуют от ребенка концентрации внимания на объектах, заключенных в игровой ситуации, на содержании разыгрываемых действий и сюжете. Если ребенок не хочет обращать внимание на то, что от него требуется в предстоящей игровой ситуации, если он не помнит условий игры, его просто отгонят сверстники.

Игровая ситуация действия в ней оказывает постоянное влияние на развитие психической деятельности ребенка-дошкольника. В игре ребенок учится действовать с предметом-заместителем — он дает предмету-заместителю новое игровое имя и действует с ним в соответствии с этим именем. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок учится думать о предметах и мысленно действовать с ними. Таким образом, игра вносит значительный вклад в постепенный переход ребенка к мышлению в терминах представлений.

В то же время опыт игры и, прежде всего, реальных взаимоотношений ребенка в ролевой игре закладывает основы особого качества мышления, позволяет ребенку ставить себя на точку зрения других, предвидеть их будущее поведение и основывать на нем свое собственное поведение.

Ролевые игры имеют определенное значение для развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он узнает о поведении и взаимоотношениях взрослых, которые становятся образцами для его собственного поведения, и в ней он приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его следовать правилам, содержащимся в принятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и добровольной регуляции поведения.

На разных этапах дошкольного детства продуктивная деятельность ребенка — рисование, конструирование — тесно связана с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс формирования рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. Только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес смещается на результат деятельности, и он освобождается от влияния игры.

В рамках игровой деятельности начинает формироваться учебная деятельность, которая впоследствии становится ведущей деятельностью. Обучение вводится взрослым, оно не возникает непосредственно в процессе игры. Но дошкольник начинает учиться через игру — он называет обучение своего рода ролевой игрой с определенными правилами. Однако, соблюдая эти правила, ребенок незаметно для себя осваивает элементарные учебные действия.

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ

Игры с правилами — особая группа игр, специально со­зданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, яв­ляющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).

В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы — дидакти­ческие и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебеж­ками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжет­ные игры, в которых играющие выполняют роли («Кошки- мышки», «Магазин сувениров»), и бессюжетные («Палоч­ка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.).

В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результа­та, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой- то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде пра­вил. Как справедливо отмечал А.Н.Леонтьев, овладеть правилом игры — значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять сво­им поведением, определяет их воспитательное значение.

В планеморального развитияД. Б. Эльконин особо вы­делил в играх с правилами те, в которых имеетсядвойнаязадача. Так, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч, вер­нуть в круг игрока, «засаленного» ранее. Значит, поведе­ние в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь това­рищу, в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед со­бой и другую цель — помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. Таким образом, в иг­рах с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: «Помоги Артему завязать шарф»; «Помоги Лизе убрать кубики». Товарищескую солидар­ность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело — игры с правилами, требующие от участников взаимопомо­щи, особенно если действуют и соревнуются команды («Чье звено скорее построит дом?», игры-эстафеты).

Игры с правилами дают возможность каждому участни­ку сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других (Сережа очень ловкий — ловишке трудно поймать его; Саша часто нарушает правила, спо­рит, когда ему об этом говорят, играет нечестно; я плохо ловлю мяч и, хотя знаю много растений, проигрываю в игре «Назови растение»). Ценно и то, что ребенок пытаетсяса­мостоятельно оценить свои действия и действия других иг­рающих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые). Таким образом, игры с правилами бла­гоприятны для развития у дошкольниковспособности к вза­имооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной си­туации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требовани­ям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождаетстремление к самосовершенство­ванию. Также и успех в игре (был ловким, сообразитель­ным, сложил узор из мозаики) поднимает его в собствен­ных глазах и глазах других детей, побуждает к новым уси­лиям и достижениям. Таким образом, игры с правилами — важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Развитие речи

Игра оказывает очень большое влияние на развитие языка. Игровая ситуация требует определенного уровня развития речевого общения от каждого участвующего в ней ребенка. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценно общаться друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со своими сверстниками.

У детей среднего и старшего дошкольного возраста, несмотря на присущий им эгоцентризм, дети соглашаются друг с другом, как перед ролевой игрой, так и в самой игре.

Если по какой-то серьезной причине совместная игра распадается, то распадается и процесс общения.

Игра, как и другие виды деятельности, требует от дошкольников проявления определенных морально — волевых качеств и установления контактов со сверстниками.

Для того чтобы игра была успешной, ребенок должен обладать навыками, которые А. П. Усова назвала качествами «общительности». Она описала эти навыки как умение действовать сообща, устанавливать связи с другими детьми, умение найти свое место среди играющих детей, проявлять инициативу и убеждать других принять игру, быть внимательным к сверстникам, умение влиять на детей не только организуя их, но и подчиняться определенным требованиям сверстников, считаться с их мнением. Эти качества формируются и проявляются в процессе общения в совместной игре детей.

В игре могут возникать споры и конфликты в процессе решения коммуникативных организационных вопросов. Как отмечает Н.С. Пантина, дети часто ссорятся не потому, что ведение игровой деятельности приводит к тому, что у партнеров возникает много разных представлений о действиях того или иного участника.

Природа конфликта в игре свидетельствует о ее развитии как совместной деятельности.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции детского языка. Овладение знаковой функцией языка приводит к радикальной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции происходит через замещение одного объекта другим.

В игре ребенок схватывает специфические знаки двух типов: индивидуальные условные знаки, которые по своим сенсорным свойствам имеют мало общего с обозначаемым объектом; иконические знаки, сенсорные свойства которых визуально приближены к замещаемому объекту.

Отдельные конвенциональные знаки и иконические знаки принимают на себя в игре функцию отсутствующего объекта, который они замещают.

Более того, акты замещения способствуют развитию у ребенка свободного использования предметов не только в том качестве, которое усваивается в первые годы жизни, но и в другом.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.

Рефлексия — это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в человеческом мире.

Игра ведет к развитию рефлексии, потому что в игре есть реальная возможность контролировать выполнение действия, которое является частью процесса коммуникации. Двойственная позиция игрока — исполнителя и контролера — развивает способность соотносить собственное поведение с поведением конкретного образца. Ролевая игра создает условия для рефлексии как чисто человеческой способности понимать свои собственные действия, потребности и опыт с действиями, потребностями и опытом других.

Игра способствует формированию волевого поведения ребенка. Механизм контроля над собственным поведением — подчинение правилам — формируется в игре и затем проявляется в других видах деятельности. Воля предполагает наличие образа поведения, которому следует ребенок, и контроля.

Игры, возникающие по инициативе ребенка

Педагогика и воспитание » Методика детских развивающих игр » Игры, возникающие по инициативе ребенка

В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:

— игры, возникающие по инициативе ребенка – к ним относятся самодеятельные игры экспериментирования с природными объектами и явлениями, игрушками и др. предметами и самодеятельные сюжетные игры;

— игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

— игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игра – экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Эти игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка.

Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательным общением с взрослыми.

В следующей главе мы рассмотрим более подробно сюжетно-ролевые игры – игры, которые придумывают сами дети, т.е. относящиеся к первому классу. Особенностью ее является то, что дети сами выбирают тему игры, развивают сюжет, распределяют роли, подбирают нужные игрушки и атрибуты.

Похожие статьи:

Организация образования на компетентностной основе В экспериментальных исследованиях компетенции, как способности и готовности обучающегося (выпускника) применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности, наметилось несколько основных подходов, различие между которыми не исчерпывалось методологией, но восходило к исходным теор …

Сущность соревновательно-игрового метода Под соревновательно-игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, развитие двигательных способностей и навыков, морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Этот метод относится к группе практических занятий, а его комбинирован …

Особенности работы классного руководителя по профориентации в сельских школах Большое значение в работе классного руководителя сельской школы по профориентации имеет профессиональное воспитание, основная цель которого — воспитание определенных профессиональных качеств, необходимых для выбора конкретной профессии. Главным в содержании профессиональной ориентации является восп …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]