Специфика работы педагога-психолога в дошкольной образовательной организацииметодическая разработка по психологии на тему


Познавательные процессы дошкольника

У дошкольников быстро развиваются все психические процессы. Отличительной особенностью всех познавательных процессов в дошкольном возрасте становится приобретение ими произвольности.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) восприятие тесно связано с эмоциями ребёнка, и чем больше позитивных чувств и ярких впечатлений испытает ребёнок при воздействии какого-то стимула, тем точнее будет восприятие. Но уже в старшем возрасте (5-7 лет) восприятие становится не просто реакцией на раздражитель, а инструментом познания окружающего мира. Особенно развито у дошкольников зрительное восприятие.

Внимание и память сохраняют свой непроизвольный характер, но к концу периода развивается их произвольность. К 5 годам увеличиваются устойчивость внимания и его объём. Причём установлено, что устойчивость внимания связана с характером ребёнка. У спокойных детей она в 2 раза выше, чем у эмоциональных.

Самой важной психической функцией, влияющей на развитие дошкольника, является память. Ребёнок способен запоминать много разнообразной информации, но только тогда, когда ему интересно, и это происходит в процессе игры. Никакие специальные техники запоминания не будут работать.

Развитие мышления дошкольника проходит несколько стадий. В начале у ребёнка развито наглядно-действенное мышление, потом — к середине дошкольного возраста — оно переходит в наглядно-образное, и в конце начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Эти психологические особенности развития детей дошкольного возраста, а в частности — особенности мышления нужно учитывать при общении с ребёнком. Например, ребёнок 4-5 лет спрашивает, когда мама вернётся домой. Вы отвечаете, что она придёт домой после работы. И через пару минут ребёнок задаёт этот же вопрос. Нет, он не шутит над вами и услышал ваш ответ хорошо. Просто в силу специфики детского мышления он его не понял.

Слова «после», «потом» относятся к категории времени (прошлое, настоящее, будущее), а это относится к словесно-логическому мышлению. А ребёнок оперирует наглядно-действенным. Поэтому, чтобы ребёнок вас понял, перечислите, после каких действий и событий мама появится дома. Например: «мы с тобой сейчас погуляем, потом покушаем, посмотрим мультик, за окном станет темно, и тогда придёт мама».

Как помочь развивать психологические процессы?


Дошкольный период является важным этапов в развитии психологических процессов ребенка.

Родители должны учить ребенка планировать свою деятельность.

В этом случае необходимо использовать воображение как предпосылку для формирования у ребенка внутреннего плана.

Внешний контроль должен осуществляться посредством речи.

Чтобы развить элементы сотрудничества взрослым рекомендуется вести какую-то совместную деятельность.

Это может быть совместное выполнение какого-то простого домашнего дела или приготовление блюда. Особенно это важно для ребят 4-5 лет.

Родители должны развивать у ребенка эмпатийные представления, а также побуждать его к проявлению инициативы в разных видах деятельности.

ЧТО ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ДОШКОЛЬНИКА?

Несомненно, на развитие такой сложной структуры, как психика, оказывает влияние множество различных факторов. К ним относятся, прежде всего, факторы биологические и социальные.

  • Биологические факторы – это наследственность, особенности протекания беременности и внутриутробного развития малыша (наличие заболеваний, инфекций и т. д.), особенности родов (сложные, стремительные, кесарево сечение), степень доношенности ребенка на момент рождения, соответственно – степень биологического созревания всех его систем и органов.
  • К социальным факторам относят, прежде всего, факторы окружающей среды: природной и социальной.Природная среда влияет на развитие ребенка лишь опосредованно. Климатические и географические условия обусловливают определенные виды трудовой деятельности, а также культуру. Это накладывает отпечаток на особенности обучения и воспитания.Социальная среда – это непосредственное влияние общества. Она оказывает существенное воздействие на психическое становление ребенка на двух уровнях. Это макро- и микросреда.
  • Макросреда – это социум в широком понимании. То есть общество с его культурными традициями, уровнем развития культуры, искусства, религией, идеологией, средствами массовой информации… Ребенок включается в различные формы деятельности, познания и общения в соответствии с принятой человеческой культурой и общественным опытом. Программа психического развития формируется обществом и воплощается через систему обучения и воспитания в окружающих социальных институтах.
  • Микросреда – это ближайшее окружение ребенка (его родители, семья, соседи, друзья, педагоги). Микросреда оказывает существенное влияние на ранних этапах психического развития ребенка. Именно семейное воспитание играет важнейшую роль в становлении маленькой личности. Оно определяет многие важные аспекты: особенности общения и деятельности, самооценку, творческий и интеллектуальный потенциал. Вне социальной среды ни один ребенок не сможет развиваться полноценно.

Постарайтесь создать в семье благоприятный психологический микроклимат. Это будет способствовать гармоничному развитию психики малыша. Частые скандалы, постоянные стрессы и нервное напряжение являются мощнейшим тормозом на этом пути.

Еще одним немаловажным фактором является включенность малыша в различную деятельность – игровую, трудовую, – а также общение и учение.

На протяжении всей жизни важнейшее значение для психического развития человека имеет межличностное общение. Через общение со взрослыми происходит обучение и воспитание, передача опыта. Посредством общения развивается не только речь, но и произвольная память, мышление, восприятие, внимание, важные свойства личности (характер, темперамент, поведение).

Играя, дети воспроизводят характерные способы общения, а также взаимодействия людей. Игра помогает ребенку развивать свои познавательные, нравственные, личностные качества, усваивать важные социальные роли и способы деятельности, взаимодействия людей в социуме. В игре происходит социализация маленькой личности, развивается самосознание малыша, его воля, эмоции, мотивация, потребности.

Процесс психического становления неотделим от труда. Включенность ребенка в трудовую деятельность влияет на все сферы психики.

Таким образом, чтобы обеспечить правильное психическое развитие ребенка, важно учитывать его биологические особенности, специфику окружающего общества, а также давать возможность реализовываться в игре, учебе, труде, общении с окружающими людьми.

В каких случаях стоит обращаться к детскому психологу?

Итак, мы выяснили, что психолог работает со здоровыми детьми и малышами, имеющими лёгкие отклонения в развитии. Детский психолог проводит диагностику, развивающие занятия и консультации для родителей. В каких же случаях стоит обратиться к психологу?

Резкие изменения или травматический опыт в жизни ребенка

Малышам очень важен порядок и стабильность, так мир становится для них предсказуемым, понятным, а значит и безопасным местом. Именно по этой причине резкие смены условий (переезд, изменение состава семьи и образа жизни) и, тем более, травматические события (развод родителей, смерть близкого, пережитое физическое или психологическое насилие) могут быть серьёзным испытанием для ребенка.

В такие моменты консультация с детским психологом поможет родителям понять, как малыш справляется с изменениями, как можно помочь ему, а для самого ребенка занятия с психологом могут стать комфортным местом для переживания сложного опыта.

Появление нежелательного поведения у малыша

Смена поведения, проявление непослушания, плаксивость, агрессия к другим детям и взрослым, застенчивость, замкнутость, чрезмерное фантазирование, ночные кошмары, упрямство, отсутствие любознательности, медлительность, сложности в детском саду и школе и другие поведенческие проблемы также могут быть поводом для обращения к психологу. Он сможет определить, нормально ли подобное поведение, объяснит его причины и поможет родителям выбрать наилучшую воспитательную тактику для нормализации ситуации.

Усталость и неуверенность родителей в своих силах

Было бы здорово, если бы родительство всегда приносило только положительные эмоции, а мы всегда знали, как поступить наилучшим образом. Но, к сожалению, даже самая внимательная и ответственная мама может чувствовать себя потерянно, не знать, что делать дальше и нуждаться в эмоциональной поддержке. В ситуации, если переживания в первую очередь связаны с ребенком, можно обратиться к детскому психологу. Например, если вы чувствуете вину перед ребенком за то, что уделяете ему мало времени, если вам кажется, что у вас нет сил заниматься воспитанием, вы срываетесь на малыша или, если вы не понимаете, как правильно воспитывать ребенка. Во всех этих случаях детский психолог окажет вам эмоциональную поддержку, поможет найти внутренний ресурс, даст рекомендации по восстановлению сил и уверенности в себе.

План индивидуальных занятий педагога-психолога c проблемными детьми старшего дошкольного возраста

Анна Бунакова

План индивидуальных занятий педагога-психолога c проблемными детьми старшего дошкольного возраста

Снятие психомоторного напряжения и эмоциональных зажимов

«Капризы и упрямки»

Погудкина И. А.
«Работа психолога с проблемными дошкольниками»
ЗАНЯТИЕ 1

1. Приветствие – дети, передавая друг другу мяч, здороваются и называют свое имя.

2. Упражнение «Разные, но похожие»

— дети выполняют команды взрослого по названному им общему признаку.

3. Упражнение «Эмоции»

— дети с помощью пантомимики изображают различные эмоции; составляют рассказ.

4. Игра «Шаловливая минутка»

— дети шалят в течение 1 минуты.

5. Упражнение «Аплодисменты»

— дети аплодируют другому ребенку, сидящему на стуле.

6. Прощание – дети говорят о своем настроении, о понравившихся и не очень играх, прощаются.

ЗАНЯТИЕ 2

1. Приветствие — дети здороваются, называя имя соседа.

2. Упражнение «Ласковое имя»

— дети говорят ласковую форму имени другого ребенка.

3. Упражнение «Поступки»

— дети находят картинки с изображением плохих и хороших поступков.

4. Игра «Капризуля»

— дети успокаивают
«капризулю»
, меняются местами.

5. Упражнение – психогимнастика «Как живешь?»

— дети говорят слова с соответствующими движениями.

6. Игра – релаксация «Шалтай-болтай»

.

7. Прощание – дети накрывают мяч ладошкой и хором говорят: «До свидания!»

ЗАНЯТИЕ 3

1. Приветствие.

2. Упражнение «Паутинка»

— дети, держа в руках нить от клубка, говорят, что они любят, передавая клубок соседу.

3. Беседа «Мое настроение»

— дети говорят о своем настроении.

4. Упражнение – психогимнастика «Как живешь?»

— дети говорят слова с соответствующими движениями.

5. Игра-релаксация «Шалтай-болтай»

— дети под стишок поворачивают тело в разные стороны, под конец падают на ковер.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 4

1. Приветствие – дети здороваются и ласково называют имя соседа.

2. Беседа «Настроение»

— дети говорят о настроениях солнца и тучки.

3. Игра «Злые собаки»

— дети изображают по очереди злых собак и испуганных детей.

4. Упражнение «Замри!»

— дети двигаются по комнате и по сигналу замирают.

5. Упражнение «Звуки»

— дети с закрытыми глазами слушают различные звуки.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 5

1. Приветствие.

2. Игра «Ребята и зверята»

— дети по очереди изображают ребят и зверят.

3. Упражнение «Пантомима»

— дети по очереди показывают пантомимой, чем они любят заниматься, другие отгадывают.

4. Упражнение-психогимнастика «Жуки»

— дети изображают жуков.

5. Упражнение – релаксация «На пляже»

— дети представляют, что едут на пляж отдыхать.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 6

1. Приветствие.

2. Упражнение «Разные, но похожие»

— дети соглашаются или нет с высказыванием других детей.

3. Упражнение «Волшебные стулья»

— дети, сидя на волшебных стульях, показывают различные настроения зверей.

4. Упражнение – психогимнастика «Закрытая дверь»

— сидя
«по-турецки»
дети открывают по очереди закрытую дверь, меняются ролями.

5. Упражнение «Замри»
(см. Занятие 4)
6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 7

1. Приветствие.

2. Игра «Кого нет?»

— дети отгадывают, какой ребенок спрятался.

3. Игра «Чудесный мешочек»

— дети на ощупь определяют игрушку в мешочке.

4. Игра «Все наоборот»

— дети называют противоположное слово названному взрослым.

5. Упражнение — психогимнастика «Бегуны и прыгуны»

— дети по очереди изображают бегунов и прыгунов.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 7

1. Приветствие.

2. Игра «Добавь слово»

— дети по очереди добавляют к сказанному ребенком слову подходящее по смыслу другое слово.

3. Упражнение – психогимнастика «Закрытая дверь»

— сидя
«по-турецки»
дети открывают по очереди закрытую дверь, меняются ролями

4. Упражнение «Звуки»
(см. Занятие 4)
5. Упражнение-релаксация «Волшебная палочка»

— дети после прикосновения
«волшебной палочки»
ложатся на ковер и с закрытыми глазами отдыхают под музыку.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 8

1. Приветствие.

2. Игра «Лишнее слово»

— дети добавляют после каждого слова в предложении оно лишнее, например
«ай»
.

3. Беседа «Это я!»

— дети знакомятся с тем, что каждый человек сначала бывает младенцем. Потом растет, взрослеет и становится
старым.
4. Упражнение-психогимнастика «Спортсмены»

— дети изображают боксеров.

5. Упражнение «Волшебная палочка»

см.
занятие 6
6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 8

1. Приветствие.

2. Упражнение – пальчиковая гимнастика «Моя семья»

— дети загибают пальцы на руках под соответствующий текст.

3. Беседа «Моя семья»

— дети рассказывают о своей семье.

4. Упражнение «Замри»

см.
занятие 3
5. Упражнение «Шалтай-болтай»

см.
занятие 2
6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 9

1. Приветствие.

2. Игра «Мои друзья»

— дети поочередно ударяя мячом об пол называют 5 имен своих друзей.

3. Игра «Мешок с капризками»

— дети прогоняют капризы и упрямства-ударяют кулаками по мешку.

4. Упражнение – психогимнастика «Одуванчики – дети делают движения под соответствующий текст.

5. Упражнение-пантомима «Настроение»

— дети с помощью мимики и жестов изображают настроение одуванчика и свое.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 10

1. Приветствие.

2. Игра «Мой лучший друг»

— дети по очереди рассказывают о своем лучшем друге.

3. Упражнение –психогимнастика «Дровосеки»

— дети рубят дрова.

4. Игра с пальчиками «У костра»

— дети говорят текст и делают соответствующие движения.

5. Игра- психогимнастика «Искры»

–дети раскидывают искры по помещению, подбрасывают их вверх; по сигналу взрослого изображают искры или ложатся на ковер.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 11

1. Приветствие.

2. Игра –психогимнастика «Гоночный автомобиль»

— дети по очереди изображают мотор и тормоза гоночного автомобиля.

3. Игра «Филин и мыши»

— дети изображают филина и мышей.

4. Игра с пальчиками «Мышки в лесу»

— дети говорят текст и делают соответствующие движения.

5. Упражнение-релаксация «Сон»

— дети лежат на ковре с закрытыми глазами и отдыхают под музыку.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 12

1. Приветствие.

2. Игра «Кого нет?»

— дети отгадывают кто спрятался под простыней.

3. Игра «Несмеянки»

— водящий должен рассмешить других детей.

4. Упражнение — психогимнастика «Лимонный сок»

— дети изображают как они делают из кислого сока сладкий.

5. Игра «Шалтай – болтай»

см.
занятие 1.
6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 13

1. Приветствие.

2. Упражнение «Что я умею делать»

— дети по очереди говорят в руках с мячом о своих умениях.

3. Упражнение — психогимнастика – дети изображают игру на музыкальных инструментах.

4. Игра «Шаловливая минутка»

— см.
занятие 1
5. Упражнение «Звуки»

— см.
занятие 3
6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 14

1. Приветствие.

2. Упражнение «Программа хороших новостей»

— дети по очереди говорят о любом хорошем событии.

3. Игра «Закончи предложение»

— дети по очереди заканчивают предложение, начатое взрослым.

4. Игра «Ловкий мяч»

— дети в парах передвигаются по комнате, зажав мяч лбами.

5. Упражнение «Звуки»

см.
занятие 3.
6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 15

1. Приветствие.

2. Упражнение «о каком подарке мечтаю»

— дети по очереди говорят о каком подарке мечтают.

3. Упражнение «Колобок»

— дети по очереди задают вопрос Колобку.

4. Упражнение «Звериный хор»

— дети издают звуки по сигналу взрослого в соответствии с картинкой животного.

5. Упражнение на расслабление «Замри»

— дети под веселую музыку танцуют, а под звуки леса ложатся на ковер.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 16

1. Упражнение «Программа хороших новостей»

— см.
занятие 13.
2. Игра «Неисправный паровозик»

— дети в парах изображают неисправный паровозик
(завязаны глаза)
и помощника, который довозит паровозик до станции через препятствия.

3. Игра «Послушный гудок»

— дети гудят в соответствии с картинками: лес -громко, город – тихо, месяц- шепотом.

4. Упражнение «Повтори движения»

— дети повторяют за взрослым движения.

5. Упражнение – психогимнастика «Дерево»

— дети под текст делают движения.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 17

1. Приветствие.

2. Игра «подарок другу»

— дети по очереди в руках с мячом дарят друг другу подарок.

3. Игра «Король»

— дети – слуги выполняют приказы короля.

4. Игра «Запретное движение – дети повторяют за взрослым все движения. При запретном движении все хлопают.

5. Упражнение — психогимнастика «Дерево»

— см.
занятие 15.
6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 18

1. Приветствие.

2. Игра «Паровозик»

— дети изображают паровозик с вагонами, идущий в Волшебное царство.

3. Беседа «Заветное желание»

— дети беседуют о злых и добрых волшебниках и по очереди говорят о своем желании.

4. Игра «Жители волшебного царства»

— дети под музыку изображают жителей волшебного царства.

5. Упражнение – релаксация «Сказочная музыка»

— дети лежат на ковре и слушают сказочную музыку.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 19

1. Приветствие.

2. Упражнение «Повтори – измени»

-дети повторяют движения за взрослым в обратном порядке.

3. Упражнение «Сказочная шкатулка»

— дети сочиняют сказку по предметам из шкатулки
(дети отгадывают сказку)
.

4. Упражнение-релаксация «Сказочная музыка»

— см.
занятие 17.
5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 20

1. Приветствие.

2. Упражнение «Программа хороших новостей»

см.
занятие 13.
3. Игра «Запретное слово»

— взрослый задает детям вопросы, а они отвечают, избегая запретного слова.

4. Игра «Ловишка»

— детей ловит
«ловишка»(ищет с закрытыми глазами)
.

5. Упражнение – психогимнастика «Снеговик»

— дети изображают в соответствие с текстом снеговика.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 21

1. Приветствие.

2. Упражнение «Секретное число»

– дети считают от1-6. Цифру 4 не называть, а сделать любое неповторяющееся движение.

3. Игра «Рулет»

— дети, взявшись за руки
«заворачиваются в рулет»
, не расцепляя рук.

4. Упражнение на пантомимику «Ожившие картинки»

— дети по очереди изображают пантомимикой нарисованных животных на карточках, другие угадывают.

6. Упражнение – психогимнастика «Снеговик»

см.
занятие 19.
7. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 22

1. Приветствие.

2. Пальчиковая игра «Капуста»

— дети выполняют движения пальцами в соответствие с текстом.

3. Игра «Не зевай – отвечай»

— дети, ловя мяч, называют слово, подходящее к обобщающему слову
(мебель-стул)
.

4. Упражнение «Однажды»

— дети по очереди говорят, чего испугался мальчик, какой страшный сон увидел мальчик, чего дети боятся.

5. Упражнение – психогимнастика «Снежинки»

— дети в соответствии с текстом делают движения.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 23

1. Приветствие.

2. Игра «Что изменилось?»

— водящий отгадывает: кто из детей поменялся местами.

3. Беседа по сказке «Цветик – семицветик»

— дети слушают сказу и беседуют.

4. Упражнение «Шалтай – болтай»

см.
занятие 1.
5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 24

1. Приветствие.

2. Упражнение «Программа хороших новостей»

см.
занятие 13.
3. Слушание сказки «Цветик-семицветик»

.

4. Игра «Жмурки»

— водящий с закрытыми глазами ловит детей.

5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 25

1. Приветствие.

2. Игра-пантомима «Зоопарк»

— дети по очереди изображают животных зоопарка.

3. Игра «Доктор Айболит»

— водящий Доктор Айболит и его помощник лечат зверей-детей.

4. Слушание сказки «Доктор Айболит»

— дети слушают сказку и беседуют о ней.

5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 26

1. Приветствие.

2. Упражнение – игра «Цирк»

-дети изображают циркачей.

3. Упражнение «Тигр в клетке»

— водящий изображает тигра в клетке (в обруче, другие дети- маленьких тигрят.

4. Упражнение – психогимнастика «Спящие тигрята»

— дети делают движения в соответствие с текстом.

5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 26

1. Приветст7ие.

2. Упражнение «Программа хороших новостей»

см.
занятие 13.
3. Упражнение- психогимнастика «Путешествие»

-дети в соответствие с текстом выполняют движения.

4. Упражнение – психогимнастика «Памятник»

— дети по очереди стоя на стуле изображают памятник.

5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 28

1. Приветствие.

2. Упражнение «Чего боятся люди?»

— дети с мячом в руках называют страхи свои или чужие.

3. Упражнение «Закончи предложение»

— дети по очереди передают мяч и заканчивают предложение:
«Мне страшно, когда…»
.

4. Упражнение «Плоды одного дерева»

— дети
«срывают»
по очереди черные плоды-страхи и желтые плоды — смелые поступки и рассказывают о них.

5. Слушание сказки «Лягушонок – спасатель»

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 29

1. Упражнение — психогимнастика «Дерево»

см.
занятие 15.
2. Слушание сказки «Лягушонок-спасатель»

.

3. Рисунок (поделка)
«Лягушонок»
— дети рисуют лягушонка из сказки.

4. Упражнение «Аплодисменты»

— дети по очереди влезают на стул,ударяют рукой себя в грудь и говорят:
«Я смелый!»
5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 30

1. Приветствие.

2. Игра «Веселый зайчонок»

— дети по очереди встают на стул и рассказывают стихотворение или поют песню.

3. Упражнение-психогимнастика «Авиаполет»

-дети под текст делают соответствующие движения.

4. Упражнение «Аплодисменты»

— дети по сигналу взрослого кричат и хлопают громко, тихо и шепотом.

5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 31

1. Приветствие.

2. Игра «Мышеловка»

— водящий-мышка должен любыми путями вырваться из круга детей.

2. Упражнение «Бой богатырей»

— дети бьют друг друга надувными дубинками.

3. Игра «Летает – не летает»

-дети в соответствие с названным предметом расставляют руки в стороны и летят или стоят на месте.

4. Упражнение — психогимнастика «Снеговик»

см.
занятие 19.
5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 32

1. Приветствие.

2. Упражнение «Ласковое слово»

— дети говорят ласковые слова друг другу.

3. Упражнение «Паутинка»

— дети, держа в руках нить от клубка, говорят, что они не любят, передавая клубок соседу.

4. Упражнение — психогимнастика «Добрые и злые»

— дети по очереди изображают добрых и злых животных.

5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 33

1. Приветствие.

2. Упражнение – психогимнастика «Как живешь?»

— дети говорят слова с соответствующими движениями.

3. Игра «Чудесный мешочек»

— дети на ощупь определяют игрушку в мешочке.

4. Упражнение «Аплодисменты»

— дети по очереди влезают на стул,ударяют рукой себя в грудь и говорят:
«Я самый, самый»

5. Прощание.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]