Как стимулировать развитие словаря детей дошкольного возраста


Особенности формирования словарного запаса у дошкольников

Послушав дошкольника, очень быстро можно определить, насколько богат его словарь, и как у ребенка формируется грамматический строй речи. Каждому возрастному периоду соответствует определенный речевой уровень. Достижения ребенка зависят от того, насколько родители и воспитатели уделяют внимание данному вопросу.

Подходя к дошкольному возрасту – к 3-м годам – ребенок знает большинство тех слов, которые взрослые адресуют ему. Не все из них малыш произносит, но понимает, что ему говорят.

В основном, это еще пассивный словарь. Но постепенно ребенок осваивает произношение и употребляет, пусть и в своеобразном звучании, слово за словом в своей речи.

Формирование словаря у детей дошкольного возраста происходит несколько иначе, чем у школьников. Старшие дети прибавляют новые понятия к своему словарному запасу, который у них уже довольно солидный. Дошкольникам еще только предстоит выйти на эту ступень.

Вначале им необходимо осмыслить слова на разных уровнях обобщения. Попробуйте сказать 3-летнему малышу, показывая на его куклу или автомобильчик: «Какая красивая у тебя игрушка!». И кроха обязательно вас поправит: «Это кукла (машина)!».

Для младшего дошкольника каждое слово выступает в качестве имени собственного отдельного предмета или явления. Ему пока невдомек, как куклу можно назвать игрушкой. А все потому, что особенности формирования словаря в дошкольном возрасте состоят в последовательном усвоении смысла используемых слов.

Этапы усвоения смыслового содержания слова

Вопрос последовательного осмысления слов ребенком очень хорошо раскрыт доктором медицинских наук, профессором академии образования М.М. Кольцовой. Ознакомимся кратко, какие уровни словесного обобщения предстоит одолеть дошкольнику.

  1. Ребенок понимает слово как относящееся к конкретному известному ему предмету. Чашка – это название того удобного предмета, из которого малыш пьет молоко и сок. Зайчик – тот мягкий розовый комок, который сидит рядом с куклой. Ботиночки – то, что надевают малышу на ножки. Иных чашек, зайчиков или ботиночек для ребенка не существует, поскольку между ребенком и конкретными предметами установилась прочная связь. Таков этап раннего осмысления слова, длящийся примерно до 1,5 лет, а в восприятии новых слов даже дольше.
  2. Значение слова становится шире. Ребенок уже понимает, что ложками едят и другие люди, а не только он. Машинок много, яблоки бывают разными, и ботинки могут быть у других детей и даже взрослых. То есть, слово уже обозначает группу предметов. Этот уровень осмысления доступен 2-летнему малышу, если речевое развитие соответствует норме.
  3. Качественный рывок происходит после 3-х лет и проявляется в том, что дошкольник начинает объединять некоторые доступные понятия в более общие группы. Вкусное яблочко, грушу и апельсин мама называет фруктами, и ребенок постепенно запоминает это новое понятие. Дальнейшее осмысление подсказывает малышу, что и банан можно причислить к данному перечню. Все свои игровые предметы дошкольник уже называет игрушками. На этом этапе — работы непочатый край. Нужно осмыслить новые категории: мебель, транспорт, одежда, домашние животные, дикие…
  4. Обобщенные понятия, включающие несколько более мелких групп (растения, вещи, явления природы и подобные) дошкольник начинает воспринимать только с 5-летнего возраста. Понимание смыслового значения столь общих понятий требует логического мышления. Высокая степень обобщения слишком удалена от реальных ощущений, и требуется систематическая работа, чтобы дошкольник включил общие понятия в свой словарь.

В высказываниях некоторых развитых детей младше 5 лет иногда могут звучать общие понятия: «Мои вещи», «Мы видели красивое растение». Но достаточно задать дошкольнику несколько вопросов и становится очевидным, что эти слова используются им в узком смысле.

Виды словаря в развитии детей дошкольного возраста

Работа над словом – исходной единицей языка занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи.

Работа по формированию словаря у дошкольников рассматривается как «целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка».

Развитие словаря детей понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально – закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

Язык, как средство общения – это, прежде всего, язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения.

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С. Выготским, установившим, что ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей существующих в действительности.

Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно – действенное и наглядно – образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно – логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.

Методика развития речи рассматривает такой важный вопрос, как понятие о словаре активном и пассивном.

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит. Формирование словаря детей рассматривается в двух аспектах.

Первый аспект заключается в освоении ребёнком предметной отнесённости слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей. В дошкольной методике развития речи этот аспект разработан, прежде всего, в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной.

Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф.А. Сохина и его учеников (О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной и других). Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова .

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

  • Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
  • Уточнение словаря, т.е. словарно – стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т.п.). Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому требуется работа по углублению понимания детьми уже известных слов, наполнению их конкретным содержанием на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшему овладению обобщением, которое в них выражено, развитию умения пользоваться общеупотребительными словами

Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;

  • Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Активный и пассивный словарь дошкольника

В запасе слов, уже известных ребенку, выделяют активный словарь и пассивный. Малыш может правильно реагировать на определенное слово, но даже не пытаться его произнести. В таком случае слово является пассивом. Например, ребенок понимает и откликается на указание «Возьми», но до среднего дошкольного возраста в его речи это слово вряд ли проявится. Тем более что есть такое простое и понятное «На!».

Словарный запас в 3 года в идеале должен включать 1 -1,5 тысяч слов, причем в него входят уже все части речи. Но только часть из них ребенок активно использует.

Активный словарь подразумевает освоение значения слов и применение их к месту и в логической связи.

За дошкольные годы словарный запас ребенка, как минимум, утраивается. В активном словаре должна использоваться большая часть этого запаса. То есть, дошкольник применяет в повседневной жизни преобладающее количество слов, которые ему известны.

Пополнения словаря ребенка различными видами частей речи

В период от года до трех ребенок запоминает следующее:

  • как зовут близких;
  • как называются игрушки;
  • как обозначаются бытовые предметы (еда, посуда, гигиенические принадлежности и др.)
  • природные явления;
  • времена года;
  • легкие названия растений и животных

Лексикон ребенка в этом возрасте еще не пополнен словами, позволяющими внятно выразить оценку или эмоции.

К четырем-пяти годам речь малыша уже наполнена бОльшим объемом слов, он совершенно иначе оперирует понятиями, уже усвоенными. Что запоминает дошкольник в это время:

  • Обозначение чувств (печальный, счастливый, сердитый и пр.)
  • Качественные характеристики предметов (низкий, холодный, легкий и др.)
  • Как верно создать уменьшительно-ласкательную форму слова (сыночек, папочка)
  • Однокоренные слова: (грач-грачонок; кот-котенок-котейка)

К пяти-шестилетнему возрасту дошкольник уже, как правило, усвоил около трех тысяч и более слов, он знает следующее:

  • Обозначение времени – дни, недели, часы, минуты и пр.
  • Обозначение пространства – право, лево, вбок и пр.
  • Простые и сложные числительные
  • Название народов, стран, обозначение общественных явлений – труд, государство и пр.

Быстрее всего ребенок увеличивает запас глаголов и существительных, медленнее – прилагательных. Поскольку именно эта часть речи придает разговору образность и насыщает его, взрослые должны уделять внимание описательным и качественным характеристикам предметов и явлений.

Обогащение словарного запаса дошкольников

Исходя из представленного описания этапов осмысления понятий, вытекает, что развитие словаря детей младшего дошкольного возраста происходит благодаря частому употреблению одних и тех же слов, и прибавлению новых. Все родители учат своих детей называть предмет и действие.

Чтобы помочь ребенку осмыслить слова как обобщение второго уровня, нужно дать возможность прикасаться к предметам, действовать с ними. Важно установить как можно больше условных связей. Нужно побуждать к действиям: возьми, дай мне, поверни, открой, закрой и пр. При этом следует многократно произносить новое слово. Например, «возьми пенал», «открой пенал», «что ты хочешь положить в пенал?». Так слово превращается в осмысленное понятие и закрепляется в памяти дошкольника.

Переходить к следующему уровню обобщения нужно уже в младшем дошкольном возрасте. Проводя время с ребенком, важно использовать любую окружающую обстановку, чтобы повысить его осведомленность.

Например, указав на троллейбус, нужно отметить не только его «рожки», но и назвать обобщенным понятием транспорт. Тут же привести пример другого вида транспорта и вместе с ребенком повторить. И так практиковать с каждой группой понятий.

Развитие словаря детей дошкольного возраста происходит за счет распространенных и легко реализуемых методов:

  • освоение новых понятий
  • закрепление обобщающих слов
  • использование ассоциативного ряда

Ели перестать употреблять слово в виде обобщающего, то очень скоро дошкольник сузит его значение. К примеру, мебелью станет считать диван, а столы и стулья останутся особняком; к овощам причислит привычные огурчик и помидор, а про лук и свеклу забудет.

Хорошо наполняет словарный запас ребенка использование ассоциативных связей. «Какая у тебя машинка?» – и дошкольник начинает описывать: «Красивая, новая, быстро едет, с кузовом, синяя…». Чем больше характеристик любого понятия перечисляют взрослые, тем больше слов появится и в описательной речи ребенка.

Не упускайте из виду и глагольный словарь дошкольника. Вредно выполнять действия в присутствии ребенка молча! Нет ничего сложного в проговаривании каждого шага. Мама может молча разложить столовые приборы и только сообщить: «Сейчас будем кушать». Но ничто не мешает озвучить весь процесс: «Поставим тарелку, нальем в тарелку супчик, положим рядом ложку, а теперь сядем кушать». Эти методы предельно просты, но очень эффективны для развития речи в 3-4 года.

Взрослым кажется, что это совершенно обыденные слова, которые ребенок рано или поздно освоит. А для малыша это необходимый материал для пополнения его активного словаря.

Приемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста

По мере того как ребенок взрослеет, нужно усложнять и увеличивать словесную нагрузку. Следует все больше в речи использовать новые понятия, пояснять детям их смысл, спустя некоторое время спрашивать о значении новых слов. Важно также усложнять по содержанию и по форме предложения, показывая дошкольнику образец использования слов в речи.

Словарный запас 6-летних детей должен составлять более 3000 слов. В этом возрасте дошкольник осмысливает понятия, связанные с временными отрезками и пространственной ориентацией, интересуется абстрактными понятиями.

Способы развития словаря старшего дошкольника:

  • Попросить ребенка разъяснить, как он понимает значение слова. Дети в таких пояснениях опираются на функциональные признаки предмета и лучше запоминают новые понятия (скакалка – веревочка, через которую перескакивают; мясорубка – рубит мясо на маленькие кусочки и пр.)
  • Искать связи с уже известными понятиями и причислять к обобщенной группе (индюк – это птица, домашнее животное)
  • Знакомить дошкольника с разными значениями слов (омонимический ряд: коса, щетка, кольцо, машина, лук и т.д.)
  • Образовывать сравнительные степени прилагательных (высокий – выше, красивый – красивее, хороший – лучше)
  • Обращать внимание на новые слова при чтении сказок и другой детской литературы: пояснять значение, предлагать повторить слово.

В дошкольном возрасте формируется ядро лексического запаса, которое применяется и взрослым человеком. Если упустить этот сенситивный период, то наверстать упущенное в развитии речи ребенка будет непросто. Люди не только говорят словами. Они думают и размышляют с их помощью. Расширение словарного запаса дошкольника означает не только повышение его осведомленности, но и развитие мышления.

Методы и приемы развития словаря детей дошкольного возраста

Выделяют две группы методов:

— методы накопления содержания детской речи;

— методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

* непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

* опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Дидактические игры — это игры обучающие, познавательные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.

Дидактические игры — широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей.

Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует.

Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.

Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

— игры с предметами (игрушками, природным материалом),

— настольно-печатные;

— словесные игры.

Игры с предметами:

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: дошкольники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.

В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]